Что оказало особое влияние на формирование петра как реформатором
ГДЗ история России 8 класс Андреев, Ляшенко Дрофа 2019-2020 Задание: § 8 Преображенная Россия
Стр. 71. Главный вопрос урока
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
Реформы в сфере культуры и быта касались только высших слоев общества: дворян, купцов, духовенства. Уклад жизни крестьян остался неизменным. Появление европейских элементов в культуре и искусстве было модернизацией, а не коренным изменением (революцией). Появляются новые жанры в живописи, архитектуре, однако сохранилась самобытность русской культуры.
Стр. 73. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Петр I. Художник В. А. Серов
Какие детали картины свидетельствуют о начале нового этапа в развитии России? Что символизирует несгибаемая и величественная фигура царя Петра?
Некоторые детали на картине художника Серова говорят о новом этапе в развитии России: европейский костюм Петра вместо традиционного русского платья, корабли как символ приобретения статуса морской державы и первые постройки Санкт-Петербурга. Несгибаемый и величественный Петр — олицетворение новой имперской России, преобразованной масштабными реформами.
Стр. 74. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Какие черты характера и поступки Петра I изменили привычные представления о монархе?
Петр I был яркой и необыкновенной личностью, сломавшей привычные представления о монархе. Многое говорило о его незаурядности, даже внешний вид. Ростом около двух метров, он на голову возвышался над окружающими. Царь обладал необычайной силой. Петр не мог и часа оставаться без дела. За свою жизнь он овладел 14 ремеслами, введя моду на физический труд среди европейских правителей.
Петр I – настоящий лидер. Целеустремленный и волевой, он стремился к процветанию Отечества и этим задал модель поведения своим последователям. Для достижения этой цели Петр ставил важные задачи и находил пути их решения.
Несмотря на сопротивление приверженцев старого уклада жизни, царь стремился быть новатором во всем. Во время пребывания во Франции он сбегал из богатых парадных покоев, предпочитая скромные служебные помещения.
Царь вставал рано утром и весь день посвящал делам. Ни один из его предшественников не посетил столько русских городов, не участвовал в стольких сражениях, сколько Петр. Как следствие, у государя рано начались проблемы со здоровьем. 28 января 1725 года Петр Великий скончался.
№ 2. Какие личные качества Петра I свидетельствовали о том, что он оставался «человеком своей эпохи»?
Во многом опережая время, Петр I в то же время оставался человеком своей эпохи. Он практически не считался с интересами других людей, был жестоким и деспотичным. Страна дорого заплатила за его реформы не только материальными затратами и колоссальным трудом, но и слезами и страданием народа, тысячами жизней. Недаром Лев Николаевич Толстой называл Петра «осатанелый зверь».
№ 3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?
Огромное влияние на формирование Петра I как реформатора оказали потрясения детских лет: зверства стрельцов, регентство Софьи, косность бояр. Неудивительно, что царь стремился уничтожить связь с прошлым. Данная модель реформ отличалась от той, которую хотел, но не успел осуществить Федор Алексеевич. К западноевропейской культуре склонялась и царевна Софья, однако именно Петровские реформы были радикальнее и масштабнее.
Стр. 75. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Наука и образование при Петре I
Используя схему, расскажите, что было сделано Петром I для развития образования в России.
В Петровскую эпоху начинается поворот в сторону светского образования. Еще во время регентства царевны Софьи была открыта Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. Для успешного воплощения в жизнь Петровских реформ необходимы были грамотные специалисты. Для обучения разным специальностям открываются Навигацкая школа, Артиллерийское, Инженерное, Медицинское училища. Для начального образования создается сеть цифирных школ. В 1714 году появляется первый музей в России — Кунсткамера, а в 1724 году был издан указ о создании Академии наук.
Стр. 78. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Почему в Петровское время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?
Для того, чтобы получить какую-либо военную или рабочую специальность одной теории недостаточно. Нужны и практические знания. Поначалу дворян на практику отправляли в Европу. Затем иностранные специалисты стали приезжать в Россию, чтобы обучать население ремеслам.
№ 2. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?
При Петре Великом изменилась роль художественной культуры в духовной жизни общества. Как и в системе образования, в культуре преобладает светское начало. В изобразительном искусстве стали доминировать портретная и батальная живопись. Выдающимися мастерами эпохи стали Иван Никитин (портрет), Алексей Зубов (гравюра). Изменяется и архитектура — начинается возведение общественных зданий и дворцов.
Стр. 79. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?
Придание быту светского характера по европейскому образцу коснулось лишь незначительной части общества. В основном европеизация затронула дворян, купцов, представителей духовенства, отчасти ремесленников и моряков.
№ 2. Какие изменения произошли в быту дворян? Что такое ассамблеи?
В Петровскую эпоху резко изменился образ жизни дворян, причем изменения касались не только службы. Стала регламентироваться частная жизнь дворян, их домашний уклад. Обычной стала организация праздников, карнавалов, фейерверков. В эпоху Петра в России становятся обязательными ассамблеи — место проведения культурного досуга. На них запрещались деловые разговоры, только веселье, пир и танцы. Важным фактом было то, что на ассамблеи допускались и женщины. По сути, ассамблеи стали прообразом балов.
№ 3. Какую опасность таили в себе изменения в быту, произошедшие в эпоху Петра I?
Изменения в организации быта привели к культурному расколу. Между «новым» дворянством и простым народом выросла стена непонимания. Традиционное общество видело в нем чужака. Социальные различия дополнялись и культурно-бытовыми.
Стр. 80. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России? Как преодолевались трудности строительства города?
Дома в городе возводились из камня и кирпича в отличие от деревянной Москвы. Так как камня в окрестностях не хватало, было издано специальное распоряжение: каждая въезжающая повозка должна была привезти три камня, каждый корабль — 30 камней. Строительство, в отличии от других городов, велось не хаотично, а по разработанному плану. Автором его был французский архитектор Леблон. План предусматривал прокладку прямых улиц и проспектов, мощение тротуаров, постройку величественных зданий и установку фонарей.
Главной трудностью при возведении Санкт-Петербурга была болотистая местность и как следствие, высокая влажность. Для устранения проблемы строители осушали болота, ставили дома на сваях, возводили насыпи и рыли каналы.
№ 2. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?
После победы под Полтавой и перелома в Северной войне придворные в обязательном порядке должны были строить в Петербурге дома и переезжать из Москвы. Для привлечения купцов Петр I снизил пошлины и предоставил льготы. Санкт-Петербург быстро развивался как экономический и политический центр страны. В 1712 году он официально провозглашен столицей.
Стр. 81. Вопросы и задания к пункту параграфа
№ 1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?
Характерными чертами допетровской эпохи являлись крепостничество и самодержавие. Они сохранились и Петре I, став основой перемен. В обществе отсутствовали гражданские права, а достоинство человека определялось сословием и чином.
№ 2. В чем состояла противоречивость результатов Петровских реформ? Ответ на этот вопрос обсудите в группах.
Реформы Петра Великого открыли окно в Европу, поспособствовав сближению России со странами Западной Европы. В то же время Петровские реформы не изменили феодально-крепостническую основу экономики. Благоприятных условий для развития буржуазных отношений оказалось меньше, чем в XVII веке.
№ 3. В чем проявилась ограниченность реформ Петра I?
Несмотря на свою масштабность и глубину, Петровские реформы обладали ограниченностью. Общество, даже привилегированные сословия, было лишено гражданских прав, а достоинство человека определялось сословием и чином. Величие государство шло бок о бок с бесправием, на первом месте стояло не благо человека, а благо государства.
Стр. 82. Вопросы и задания в конце параграфа
№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких достижениях Петровской эпохи говорит историк? Согласны ли вы с его мнением? Как вы думаете, почему именно эти преобразования Н. М. Карамзин считает основными? Какие еще цели мог преследовать Петр I при реформировании государства?
Историк Николай Карамзин говорит о следующих достижениях Петра Великого: победа в Северной войне, строительство флота, основание Санкт-Петербурга, развитие промышленности, торговли, образования. Я в полной мере согласен с высказыванием историка — Петровские преобразования были всеохватывающими. Благодаря им Россия стала в один ряд с государствами Европы. Петр стремился создать новую, более эффективную систему управления, внедрить европейскую культуру.
№ 2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.
Несмотря на то, что при Петре I примером для подражания в сфере образования и культуры были европейские страны и русская культура стала ближе к европейской, она сохранила во многом свою самобытность. Европейское веяние сильно было в столице — Санкт-Петербурге: тут возводятся дворцы, работают выдающиеся художники.
№ 3. Почему столица государства была перенесена в новый город — Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?
Царь Петр отзывался о Петербурге как о парадизе — рае. Имя Петра, небесного покровителя государя, было выбрано не случайно. В переводе с греческого оно означает «камень». Каменный Санкт-Петербург должен был заменить деревянную Москву и стать символом преобразований в России. Главным преимуществом Петербурга по сравнению с Москвой было его расположение недалеко от моря, что благоприятствует развитию торговли и росту культурных связей с европейскими странами. Новый город, построенный по западному образцу, должен был развенчать стереотипы о варварстве русских и прославить сильную и просвещенную Россию.
№ 4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра I?
Для претворения Петровских реформ в жизнь нужны были грамотные и образованные люди с новыми взглядами, идеями, стремившиеся к новым ценностям. Началась подготовка моряков, артиллеристов, врачей, инженеров. Начинается развитие печатного дела: появляются учебники и первая печатная газета «Ведомости».
№ 5. Что означает фраза «Петр модернизировал страну»?
К 1725 году новый уклад жизни прочно укоренился в России. Флот, регулярная армия, новая административная система, сильное государство говорят о том, что Петр модернизировал страну. Вскоре реформы Петра докажут свою жизнеспособность и одобрение.
№ 6. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте исторический портрет Петра I.
Петр I был последним царем и первым императором России, за свои заслуги получившим титул «Великий». Петр родился в 1672 году от второго брака Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. В 1682 году вместе с братом Иваном V был провозглашен царем при регентстве царевны Софьи. События Стрелецкого бунта, организованного Софьей оказали влияние на личность и характер Петра, заложив основы для его будущих преобразований. Стрельцы стали для него олицетворением всего старого, покончить с которым стало основной целью царя. В 1689 году Петр I официально становится царем.
Не получив должного образования, Петр всю жизнь учился сам, освоив свыше десяти ремесел. Искренность и трудолюбие сочетались в нем с жестокостью и нетерпимостью.
За время своего правления Петр I провел модернизацию и европеизацию России, укрепил армию и создал флот, добился выхода к Балтийскому морю, развивал промышленность и торговлю, укрепил международный авторитет России.
Петр I скончался в январе 1725 года, не успев назвать имя своего преемника, что открыло дорогу дворцовым переворотам.
№ 7. Используя интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Образ Петра I в русской культуре».
Петр I был одним из величайших правителей России. Неудивительно, что его образ неоднократно использовался в разных отраслях отечественной культуры: в литературе, скульптуре, театре, живописи, кино.
В литературе:
«Петр Первый» (Алексей Толстой), «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого» (Александр Пушкин), «Петр и Алексей» (Дмитрий Мережковский).
В скульптуре:
Самый известный памятник Петру Великому – «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга (Этьен Фальконе), открытый 7 (18) августа 1782 года.
По приказу императора Павла I в 1800 году перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I (Бартоломео Растрелли) с надписью «Прадеду Правнук». Петр I предстает в виде римского императора, сидящего на коне и сжимающего в правой руке жезл полководца.
В кинематографе:
«Петр Первый» (1937), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Россия молодая» (1982), «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора» (2000).
В живописи:
«Петр I на смертном ложе» (Иван Никитин, 1725), «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (Николай Ге, 1871), «Петр I» (Валентин Серов, 1907).
№ 8. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
Дата | Событие |
1687 | Основание Славяно-греко-латинской академии |
1699 | Открытие Навигацкой школы |
1712 | Перенос столицы в Санкт-Петербург |
1724 | Учреждение Академии наук |
1725 | Смерть Петра I |
Стр. 82. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Из труда С. М. Соловьева «История России с древнейших времен»
Как автор текста оценивает личность Петра I и его заслуги перед народом?
Целью Петра было вывести свой народ из тьмы невежества на новый, общеевропейский культурный уровень. Он стремился дать образование русским людям, чтобы те в дальнейшем приносили пользу Отечеству.
Стр. 83. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
Сравните высказывания историков о деятельности Петра I. С чьим мнением вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
Относительно оценки последствий реформ Петра I мнения историков разделились. Сергей Соловьев восхваляет его деятельность, в частности развитие светского образования в России. Николай Карамзин, наоборот, считает Петра губителем традиционной русской самобытности.
Я больше согласен с мнением Соловьева. Возможность получать образование подарила стране многих талантливых людей, независимо от их сословной принадлежности, к примеру Михаила Ломоносова. Европеизация же страны касалась в первую очередь дворянство, крестьяне в большинстве сохранили старые обычаи.
Стр. 84. Вопросы и задания в конце параграфа главы
№ 1. Каковы итоги Северной войны для России?
В 1721 году был заключен в финском городе Ништадт был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россия получала побережье Балтийского моря от Выборга до Риги, возвращала часть Карелии, захваченную шведами в период Смутного времени. Благодаря победе над Швецией Россия становилась одной из ведущих стран Европы. Петр I принял от Сената титулы «Отец Отечества» и «Император Всероссийский». Таким образом Московское царство было преобразовано в Российскую империю.
№ 2. Какое значение имели государственно-административные реформы Петра I?
Новые учреждения, созданные в ходе реформ, были направлены на централизацию управления, укрепление верховной и местной власти. В результате государственно-административных реформ Петра I в России завершилось формирование абсолютной монархии.
№ 3. Охарактеризуйте экономическую политику правительства Петра I?
Для проведения войны и реформ были необходимы средства. Петр был вынужден вводить новые налоги и повинности. Вместе с тем он понимал, что так долго продолжаться не может и нужно реформировать налоговую систему. Результатом введения подушной подати стало прикрепление крепостных крестьян и свободных людей к месту жительства, что ограничило личную свободу.
№ 4. Подготовьте компьютерную презентацию «Преобразования Петра I в области культуры» (групповая работа).
— Славяно-греко-латинская академия (1687);
— Навигацкая школа (1699);
— «Арифметика» Л Ф. Магницкого;
— первая печатная газета «Ведомости»;
— изобразительное искусство. И. Н. Никитин, А. Ф. Зубов, И. А. Ростовцев;
— архитектура. Дворцы Петербурга;
— скульптура. Б. Растрелли.
№ 5. Петр I был и разрушителем, и созидателем. Подтвердите или опровергните это высказывание.
№ 6. В чем состоит противоречивость Петровской эпохи?
Реформы Петра Великого открыли окно в Европу, поспособствовав сближению России со странами Западной Европы. В то же время Петровские реформы не изменили феодально-крепостническую основу экономики. Благоприятных условий для развития буржуазных отношений оказалось меньше, чем в XVII веке.
Несмотря на свою масштабность и глубину, Петровские реформы обладали ограниченностью. Общество, даже привилегированные сословия, было лишено гражданских прав, а достоинство человека определялось сословием и чином. Величие государства шло бок о бок с бесправием, на первом месте стояло не благо человека, а благо государства.
Стр. 85. Вопросы в рубрике «Для тех, кто хочет больше знать»
№ 1. В ходе Великого посольства Петру I нередко преподносили в качестве подарка государственные ордена. Вернувшись в Россию из поездки, Петр Алексеевич принял решение награждать своих подданных орденами за особые заслуги. Какой орден был учрежден первым? Как этот орден был связан с историей Руси и Византии? Какой была надпись на ордене? Предположите, почему именно эти слова стали девизом первого российского ордена?
В 1698 году был учрежден первый российский орден — орден Андрея Первозванного. Он был высшим орденом Российской империи, который вручался за особые государственные заслуги. Первым кавалером ордена стал Федор Головин в 1699 году.
Апостол Андрей Первозванный, начиная с XI века, считался покровителем православной Руси и основателем византийской церковной традиции, а потому особенно почитался. https://yacollectioner.ru/orden-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo
Девизом ордена была надпись «За веру и верность», подразумевавшая веру в Бога и Отечество и верность им.
№ 2. По мнению ряда историков, Петр I принимал участие в создании книги, советы из которой уместны и сегодня. Например, «всегда время проводи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай». О какой книге идет речь? Предположите, почему эта книга появилась только после Великого посольства. Зачем потребовалось создание правил поведения для молодежи?
Книга «Юности честное зерцало» вышла в 1717 году. Книга фактически стала первым в России справочником по этикету. Она состояла из двух частей: в первой содержались азбука, таблицы слогов, цифр и чисел и выдержки из Библии; во второй части — правила поведения для юношей и девушек из дворянского сословия. За основу книги были взяты аналогичные европейские сочинения, с которыми Петр I познакомился в ходе Великого посольства, в частности, «О воспитании нравов детских» Эразма Роттердамского. Целью книги было создать молодежь нового типа, грамотную и образованную. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BB%D0%BE
№ 3. Какое значение для дальнейшего ведения Северной войны имела осада крепости, о которой Петр I сказал: «Правда, что зело жёсток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен»? Почему эту крепость царь называл «крепким орешком»? Выясните, как называется город, возведенный на месте этой крепости.
Крепость Орешек была основана жителями Великого Новгорода в 1323 году. С 1612 по 1702 год принадлежала Швеции под названием Нотебург («Ореховый город»). В октябре 1702 года Нотебург был взят русскими войсками. Взятие крепости открыло путь к Балтийскому морю, по этой причине Петр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург — «ключ-город».
Реформаторская деятельность Петра I
Субъективные и объективные причины реформаторской деятельности царя Петра I. Особенности и основные цели, задачи, направления и сферы преобразования российского государства. Значение правления царя-реформатора для хода исторического процесса в России.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.03.2013 |
Размер файла | 14,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
Факультет специальной психологии и педагогики
Реформаторская деятельность Петра I
1.Что заставило данного правителя стать реформатором? Причины объективные и субъективные
2. Период проведения реформ
3. Какие реформы были проведены? (название, цель, какую проблему должна была решить, что нового принесла)
4. Оценка деятельности
1.Что заставило данного правителя стать реформатором? Причины объективные и субъективные
К концу XVII века ситуация в стране значительно улучшилась (по сравнению с началом XVII века). Последствия Смутного времени были в целом преодолены. Однако если сравнить Россию со странами Европы, то можно увидеть, что наше государство продолжало оставаться средневековой, феодально-аграрной страной, в то время как в Европе, под влиянием буржуазных революций, происходит переход от феодализма к капитализму.
В экономике России основным сектором оставалось сельское хозяйство, а мануфактуры только начинали появляться. В Европе же в это время начал происходить переход к машинному производству, появляются класс буржуазии и класс рабочих.
В политическом плане Россия так же отставала от стран Европы: самодержавная власть усилилась, а роль Земского собора значительно сократилась; в Европе наоборот, абсолютная монархия начала переходить в ограниченную.
Развитие страны тормозилось и отсутствием выхода к Черному и Балтийскому морям, в результате чего торговля со странами Запада носила нерегулярный характер, велась через Архангельск (Белое море зимой замерзало), Новгород, Псков; главным торгово-транспортным путем была Волга.
Отставала государство и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах было немало необразованных и вовсе неграмотных людей.
К субъективным причинам можно отнести личные черты характера Петра I Великого, которые, наряду с другими факторами, послужили движущей силой реформаторской деятельности данного правителя. Будущий первый российский император, с детства отличался любознательностью, целеустремленностью, энергичностью; имел интерес к строительству флота, военному делу. Интересовался наукой, западным образом жизни. Первым из русских правителей совершил длительное путешествие по странам Западной Европы, в результате чего, как уже было сказано выше, Петр I заметил отсталость России от других стран.
2. Период проведения реформ
3. Какие реформы были проведены? (название, цель, какую проблему должна была решить, что нового принесла)
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Главные из них:Военная реформа.
Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. В результате была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716 г.), организованы военные училища, выросло число артиллерийских орудий, создан морской флот. Русская сухопутная армия к концу петровского царствования возросла: насчитывала около 200 тыс. человек, включая гарнизоны. При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе.
Реформа органов власти и управления.
С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий.
Таким образом, сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.
В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. Это знаменовало окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс.
В 1722 г. был издан Табель о рангах, разделивший военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. В результате господствующий слой укрепился за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.
Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов. Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, на государственные бумаги, и др. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые и др.. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов.
Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Наряду с Москвой начали складываться два новых промышленных района: Урал и Петербург, значение которых быстро возрастало. Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла. В центре страны наибольшее развитие получила текстильная промышленность, которая работала в основном на армию. Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Улучшились пути сообщения. Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги. Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам (политика протекционизма).
Реформы в области культуры, быта, образования
Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.
Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр Iпоставил для дворян в зависимость от образования. Петром I были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти). Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. 30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.
Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
4. Оценка деятельности
реформаторский петр российский