Что оформляется по итогам совещания под председательством руководителя вчдэ совместно
Протокол совещания
Протокол совещания – документ, который фиксирует все происходящие события на собрании работников коллектива предприятия. Он не относится к строго обязательным документам, но в некоторых случаях бывает действительно необходим.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Роль протокола
Совещания в организациях, независимо от их статуса, направления бизнеса и величины проводятся с определенной частотой. Они позволяют решить множество текущих проблем, своевременно принять необходимые меры для урегулирования сложных вопросов, определить стратегию развития компании и пр.
Тем не менее, далеко не все совещания фиксируются с помощью протокола и это не является нарушением закона. В принципе руководство компании вправе определять, какие именно совещания нужно протоколировать, а какие можно проводить и без оформления данного документа.
Основная функция протокола — письменно зарегистрировать все задачи, вопросы, мнения, озвученные на совещании и, что самое важное — коллегиально принятые решения.
Чем тщательнее и детальнее будет вестись протокол, тем лучше.
Обычно протоколы необходимы на тех совещаниях, которые оказывают прямое воздействие на будущее фирмы. Также рекомендуется протоколировать встречи с участием представителей других предприятий и работников государственных учреждений.
Порядок проведения совещания
Совещание – это не то мероприятие, которое проводится, что называется, с бухты-барахты. Оно требует тщательной предварительной подготовки, которой занимается обычно ответственный сотрудник, назначенный на это специальным распоряжением директора. Он собирает необходимые документы, пишет список актуальных вопросов и насущных проблем, которые нужно решить, уведомляет о намечающемся совещании всех потенциальных участников и проводит прочие подготовительные мероприятия.
Следует отметить, что работники предприятия, получившие информацию о готовящемся совещании и приглашение к участию в нем, могут и отказаться, но только при наличии уважительных и достаточно веских причин, поскольку совещание является частью их должностных обязанностей.
Совещание обычно имеет своего председателя, который следит за его ходом, оглашает повестку дня, проводит голосование. Чаще всего это руководитель компании, но может быть и другой сотрудник. При этом сведения о председателе нужно обязательно вносить в протокол.
С самого начала заседания все события, происходящие на нем, тщательно фиксируются. Причем делается это разными способами: ведение протокола не исключает использования средств фото и видео фиксации.
Протокол после окончания совещания обязательно подписывается секретарем и председателем собрания, а также при необходимости его участниками, которые таким образом подтверждают то, что все внесенные в него сведения верны.
Кто должен оформлять протокол
Функция по оформлению протокола обычно входит в компетенцию секретаря предприятия или иного работника, назначенного для выполнения этой миссии прямо на совещании. При этом человек, выбранный для ведения протокола, должен иметь четкое понимание того, как и для чего это делается и обладать хотя бы минимальными навыками по написанию протоколирующих документов.
Составление протокола
На сегодня закон не предусматривает строгой унифицированной формы протокола совещания, так что организации могут составлять его в произвольном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы. Однако определенную информацию указывать в нем обязательно:
Иногда в протокол вносят точное время (вплоть до минут) начала и окончания совещания – это позволяет дисциплинировать сотрудников и оптимизировать в будущем время, которое тратится на подобного рода собрания.
При необходимости к протоколу совещания могут быть прикреплены какие-то дополнительные документы, фото и видео свидетельства. Если таковые имеются, их наличие нужно отразить в протоколе совещания отдельным пунктом.
Следует отметить, что протокол должен вестись крайне внимательно, нужно избегать ошибок и исправлений, и совершенно недопустимо вносить в него недостоверные или заведомо ложные сведения. При выявлении таких моментов в случае проверки внутренней документации фирмы контролирующими органами, компания может понести серьезное наказание.
Основные правила оформления протокола
Протокол, как правило, составляется в единственном экземпляре, но при необходимости могут быть сделаны его копии, количество которых не ограничено.
Документ должен быть обязательно подписан непосредственным составителем, секретарем, а также всеми членами собрания.
Оформлять протокол можно на простом листе А4 формата или на фирменном бланке организации – это роли не играет, как и то, ведется он в рукописном виде или заполняется на компьютере. Удостоверять его печатью предприятия не обязательно, так как с 2016 года юридические лица по закону имеют полное право не использовать для заверения своей документации печати и штампы.
Содержание и хранение протокола
После оформления и надлежащего визирования протокол должен содержаться вместе с другими документами фирмы, фиксирующими внутренние совещания, переговоры и заседания. После утраты актуальности его следует отправить на хранение в архив предприятия, где он должен находиться установленный законом или внутренними локальными актами компании срок (не меньше 3 лет), после чего он может быть подвергнут утилизации (эта процедура также должна проводиться строго в определенном законом порядке).
Регламент совещания при начальнике Управления на транспорте по Южному федеральному округу
Регламент совещания при начальнике Управления на транспорте по Южному федеральному округу
Утвержден приказом УТ МВД России по ЮФО от 30 сентября 2011 года № 350
I. Общие положения.
1. Совещание при начальнике Управления на транспорте МВД России по Южному федеральному округу является одной из форм коллегиального рассмотрения текущих вопросов деятельности служб и подразделений Управления.
2. Постоянными участниками совещания являются: начальник УТ МВД России по ЮФО (председатель совещания), его заместители, начальник Штаба УТ МВД России по ЮФО, руководитель правовой группы УТ МВД России по ЮФО и начальник ОДиР УТ МВД России по ЮФО.
3. В рассмотрении вопросов на совещании по решению начальника Управления могут принимать участие:
3.1. Представители органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, руководители транспортных предприятий, находящихся в зоне оперативного обслуживания Управления.
3.2. Руководители подразделений аппарата Управления по направлениям деятельности, линейных органов и подразделений УТ МВД России по ЮФО.
4. Вопрос об участии в совещании лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 настоящего Регламента решается отдельно в каждом конкретном случае.
Приглашённые на совещание лица присутствуют только при обсуждении тех вопросов, на которые они приглашены, и могут с разрешения начальника Управления выступать с докладами, вносить предложения, замечания, задавать вопросы, давать справки.
5. В совещании могут принимать участие члены Общественного совета[11] при УТ МВД России по ЮФО.
6. Совещание ведёт начальник УТ МВД России по ЮФО либо лицо, исполняющее его обязанности.
7. Время и место проведения совещания определяются председательствующим.
8. Организационное и техническое обеспечение работы совещания возлагается на Штаб и Тыл Управления.
II. Планирование совещаний.
9. График проведения совещаний при начальнике Управления формируется на месяц[12] и включает в себя перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на совещании, с указанием по каждому вопросу даты рассмотрения, подразделения УТ МВД России по ЮФО, ответственного за подготовку вопроса.
10. Совещания проводятся по утверждённому графику совещаний, на одном совещании рассматривается, как правило, не более трех вопросов.
11. Формирование графика совещаний осуществляется на основании предложений заместителей начальника Управления, руководителей структурных подразделений аппарата Управления, представляемых до 20 числа каждого месяца в Штаб Управления.
Инициатор выносимого на совещание вопроса предварительно согласовывает его с ответственным исполнителем
12. Предложения должны содержать:
12.1. Формулировку вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на совещании.
12.2. Ответственного исполнителя и соисполнителей.
12.3. Дату рассмотрения вопроса на совещании.
12.4. Фамилии, имена, отчества, специальные звания, должности докладчика (содокладчиков) и выступающих.
12.5. Список участников совещания.
13. На основании поступивших предложений, Штаб Управления составляет график совещаний, включающий в себя перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на совещании, с указанием по каждому вопросу даты рассмотрения и ответственного исполнителя, который до 25 числа каждого месяца вносится на утверждение начальнику Управления.
14. Утвержденный график совещаний в суточный срок рассылается Штабом Управления постоянным участникам совещания, в структурные подразделения УТ МВД России по ЮФО, подчиненные линейные органы и подразделения, указанные в графике и в Общественный совет УТ МВД России по ЮФО.
III. Порядок подготовки материалов совещания.
15. Подготовка вопросов для рассмотрения на совещании включает анализ существа проблемы, оценку эффективности ранее принятых управленческих решений и мероприятий по их реализации, выявление недостатков, причин, их порождающих, разработку предложений, направленных на улучшение положения дел, прогноз результатов их реализации. В необходимых случаях организуется предварительная проверка состояния дел по рассматриваемой проблеме непосредственно в линейных органах и подразделениях УТ МВД России по ЮФО.
16. Перечень материалов, подготавливаемых к совещанию:
16.1. Повестка совещания (готовится Штабом УТ МВД России по ЮФО).
16.2. Информационная справка по вопросу, внесенному на обсуждение совещания (готовится ответственным исполнителем).
16.3. Предложения в проект решения совещания (готовятся ответственными исполнителями).
16.4. Список участников совещания (готовится Штабом УТ МВД России по ЮФО по предложениям исполнителей).
17. Докладчики (заслушиваемые лица) за два дня до проведения совещания предоставляют в ЦИТСиЗИ УТ МВД России по ЮФО файлы мультимедийного сопровождения докладов и выступлений на коллегии.
18. Персональная ответственность за качество подготавливаемых материалов совещания, достоверность содержащихся в них сведений и соблюдение сроков представления материалов возлагается на руководителя подразделения УТ МВД России по ЮФО, указанного в графике совещаний[13].
19. Соисполнители не позднее, чем за 10 календарных дней до даты рассмотрения вопроса на планируемом совещании представляют ответственному исполнителю завизированные руководителем (его заместителем) соответствующего подразделения:
19.1. Предложения в проект решения совещания по рассматриваемому вопросу.
19.2. Информационно-справочный материал для включения в аналитическую справку по рассматриваемому вопросу.
19.3. Предложения в список выступающих на совещании с указанием кандидатуры докладчика (содокладчиков) и темы выступления.
19.4. Предложения в список участников совещания.
20. Ответственный исполнитель обобщает поступившие от соисполнителей информационно-справочные материалы и предложения, на основе которых готовит и за пять рабочих дней до установленной даты проведения совещания представляет в Штаб Управления информационную справку, предложения в проект решения совещания, а также предложения по списку участников совещания, докладчика (содокладчиков) и выступающим на совещании.
21. Требования, предъявляемые к материалам совещания:
21.1. Предложения в проект решения совещания содержат конкретные поручения по рассматриваемому вопросу организационно-распорядительного характера с указанием сроков и лиц (подразделений), ответственных за их исполнение, визируются ответственным исполнителем.
21.2. Информационная справка должна содержать:
а) краткое и объективное изложение существа вопроса, вносимого на совещание,
б) описание недостатков, существующих проблем и возможных путей их решения,
в) анализ соответствующих действующих нормативных правовых актов,
г) оценки, выводы и предложения.
Информационная справка визируется ответственным исполнителем.
21.3. Материалы совещания готовятся в соответствии с установленными правилами подготовки документов в системе МВД России. Объём текста, как правило, не должен превышать:
а) предложений в проект решения совещания – 3-х страниц;
б) информационной справки – 5-ти страниц.
22. При представлении в Штаб УТ МВД России по ЮФО материалов совещания, не соответствующих требованиям настоящего Регламента, либо при нарушении установленных сроков их представления начальник Штаба Управления рапортом докладывает об этом начальнику УТ МВД России по ЮФО для принятия решения.
23. Штаб Управления не позднее, чем за три рабочих дня до даты проведения совещания:
а) готовит повестку совещания, список участников совещания, которые вместе с другими материалами совещания начальник Штаба УТ МВД России по ЮФО докладывает начальнику Управления,
б) направляет материалы совещания постоянным участникам совещания,
в) по указанию начальника Управления знакомит с материалами лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 настоящего Регламента,
г) направляет повестку совещания в подразделения и линейные органы УТ МВД России по ЮФО, руководители которых подлежат вызову на совещание.
24. Итоговым документом совещания является протокол совещания при начальнике УТ МВД России по ЮФО, в который вносятся ход обсуждения, протокольные поручения и решения по рассматриваемым вопросам, принятые на совещании.
25. Непосредственная подготовка и согласование проекта протокола возлагается на Штаб Управления. Срок подготовки протокола не должен превышать трёх рабочих дней, если председательствующим не установлен иной порядок.
26. В протоколе указываются его порядковый номер, дата, место проведения совещания, должность, специальное звание, инициалы и фамилия председательствовавшего, инициалы и фамилии присутствовавших постоянных участников совещания, инициалы, фамилии, должности участников совещания, указанных в подпункте 3.1 настоящего Регламента, наименования органов и подразделений, руководители которых приняли участие в совещании, рассмотренные вопросы, инициалы и фамилии докладчиков и выступавших.
27. Протокол состоит из преамбулы и распорядительной части, которые располагаются после каждого отраженного в протоколе вопроса и фамилий лиц, выступивших по нему.
28. Проект протокола совещания и лист согласования, завизированный начальником Штаба УТ МВД России по ЮФО, направляются для согласования с руководителями подразделений Управления, которым в ходе совещания даны поручения.
29. Лица, указанными в пункте 27 настоящего Регламента, в срок, не позднее двух рабочих дней, с момента поступления проекта протокола на согласование, визируют представленный с проектом протокола лист согласования либо направляют в Штаб Управления свои замечания.
30. В случае наличия разногласий между заинтересованными подразделениями Управления, участвующими в согласовании проекта протокола, и невозможности учёта внесенных замечаний и предложений при доработке проекта, Штабом Управления готовится таблица разногласий, в которой отражаются:
30.1. Номер пункта (подпункта, абзаца) проекта протокола, по которому поступили замечания и предложения.
30.2. Редакция данного пункта (подпункта, абзаца) проекта протокола при направлении проекта на согласование.
30.3. Наименование подразделения УТ МВД России по ЮФО, представившего замечания и предложения по данному пункту (подпункту, абзацу).
30.4. Содержание замечаний и предложений, поступивших от подразделения УТ МВД России по ЮФО.
Таблица разногласий подписывается начальником Штаба Управления, прилагается к проекту протокола и представляется для принятия решения начальнику Управления.
31. Подписанный начальником Управления протокол в суточный срок рассылается Штабом Управления постоянным участникам совещания, а также в заинтересованные органы, подразделения УТ МВД России по ЮФО.
32. Протокольное решение является обязательным для исполнения всеми должностными лицами органов и подразделений УТ МВД России по ЮФО.
32. Контроль исполнения поручений, содержащихся в протоколах, организуется заместителями начальника УТ МВД России по ЮФО, курирующими соответствующие направления деятельности и Штабом Управления.
33. Материалы совещания, указанные в пунктах 12, 14, 16, 19 и 30 настоящего Регламента, формируются в специальные номенклатурные дела.
IV. Обеспечение работы совещания.
34. Приглашение на совещание лиц, указанных в подпункте 3.1 настоящего Регламента, вызов руководителей органов, подразделений и учреждений системы МВД России, ФМС России и их встреча осуществляются по указанию председателя совещания ответственными исполнителями.
35. Уведомление об участии членам Общественного совета при УТ МВД России по ЮФО в совещании направляются его руководителями в Штаб Управления не позднее чем за пять дней до дня проведения совещания.
В уведомлении указывается сведения, необходимые для обеспечения участия членов Общественного совета в совещании.
36. Размещение лиц, прибывающих для участия в работе совещания в гостинице и обеспечение их автотранспортом осуществляются Тылом УТ МВД России по ЮФО по заявкам ответственных исполнителей.
37. Ответственный исполнитель в день проведения совещания выделяет сотрудников для встречи и сопровождения участников совещания, не имеющих права беспрепятственного входа в административные здания и на охраняемые объекты.
38. Пропускной режим в административное здание УТ МВД России по ЮФО, и допуск лиц прибывших на совещание обеспечивает полиция (комендантское отделение) Управления.
39. Осуществление аудиозаписи хода совещания по указанию начальника Управления обеспечивается Тылом (ЦИТСиЗИ) УТ МВД России по ЮФО.
40. Тылом УТ МВД России по ЮФО осуществляется (при необходимости) подготовка и установка оргтехники, оборудования необходимого для демонстрация диаграмм графиков во время рассмотрения вопросов согласно утвержденной повестке.
41. Для освещения вопросов, обсуждаемых на совещании, по указанию начальника Управления могут быть приглашены представители средств массовой информации в порядке, определенном Положением о коллегии УТ МВД России по ЮФО.
42. Обеспечение канцелярскими товарами и расходными материалами осуществляется Штабом Управления в рамках средств, выделяемых для обеспечения работы коллегии.
Организация рабочего совещания – дело тонкое
«Никакие действия, мероприятия или процессы не могут сравниться по важности поддержания здоровья организации с совещаниями. Несмотря на сложившееся в корпоративном мире негативное отношение к совещаниям, именно они имеют решающее влияние на жизнь организации»
Патрик Ленсиони, автор бестселлеров в жанре бизнес-фикшн,
персональный тренер для руководителей крупнейших компаний
Зачем нужны совещания?
О ни нужны для обмена информацией, выработки командных решений, оповещения сотрудников о важных переменах… думаю, вы сами можете продолжить этот список. Практика менеджмента показывает, что 90% плодотворных идей возникает при обмене мнениями. Именно поэтому в бизнесе так часто проводятся совещания, конференции, корпоративные собрания и деловые встречи.
И все же очень часто мы воспринимаем совещания как поглотители времени – скучное, утомительное, порой бессмысленное занятие. В некоторых компаниях совещания длятся часами и ничего хорошего после них не происходит. От них устают сами менеджеры, когда после 2-3-часового марафона «выползают» из переговорной с чувством выполненного долга, но без удовлетворения процессом или результатом. Судите сами, если совещание затягивается на лишний час, то при количестве участников в 8 человек в общей сложности теряется 8 рабочих часов, а в пересчете на одного человека – целый рабочий день топ-менеджера.
Кроме того, очень часто руководитель из-за большого количества совещаний не успевает к ним готовиться и за 15 минут до начала перекладывает этот груз на подчиненных. Те вынуждены бросать все свои задачи и включаться в поиски необходимой информации.
Бывает и такое, когда руководители приводят на совещание своих подчиненных, которые «нужные цифры помнят», и эти дополнительные люди сидят и также «совещаются». Но у подчиненных ведь тоже есть свои невыполненные задачи! При этом сотрудники подвергаются стрессу и демотивации, зная, что у них «горит» работа, а они тут теряют время попусту.
Говорят, совещания позволяют понять, без какого количества людей компания может работать. Но, как в каждой шутке, здесь только доля шутки, ибо совещания – лакмусовая бумажка, проявляющая настоящее положение дел в компании. Известный американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт говорил: «Совещания совершенно незаменимы, если вы ничего не хотите делать». А что хотят делать современные менеджеры? Менеджеры хотят общаться, транслировать информацию, взаимодействовать со своими коллегами, делиться мыслями, мнениями, и об этом говорит статистика.
Статистика, собранная англичанами и американцами
Исследование лондонской консалтинговой компании STL Microsoft Training, проведенное в начале 2018 года, показало: засильем совещаний, которое всегда считалось проблемой корпораций, в равной степени страдают малые и средние предприятия. Там подсчитали, что сотрудники компаний в среднем посещают 207 совещаний в год, 67% из которых являются непродуктивными, поскольку участники не достигают поставленных целей.
То, что совещания – это по большей части пустая трата времени, давно понимают и сами управленцы. Опросив 182 старших менеджера компаний, занятых в самых разных сферах, исследователи Университета Северной Каролины выяснили:
Совещания часто называют пережитком индустриальной эпохи, когда руководители предпочитали действовать директивными методами, не имели современных средств коммуникации и не слишком заботились об эффективности труда. Но это мнение ошибочно: за последние полвека совещания сотрудников стали и чаще, и длиннее, чем были, например, в 1960-е.
Поэтому, Ларри Пейдж, директор Google, став во главе компании, сразу направил всем сотрудникам электронное письмо «Как эффективно проводить совещания». Его главная идея была следующая: «Скорее всего, вам вообще не нужно совещание». Ларри Пейдж считает, что ни одно важное решение не должно дожидаться совещания. Но если для принятия решения совершенно необходимо собрать вместе сотрудников, то следует сделать это немедленно. Безусловно, если речь идет о действительно важном вопросе (запуск нового продукта, переход на другую технологию и др.), то без совещания не обойтись. Главное, помните, что совещание – это тоже рабочий проект, который требует наличия плана, регламента, проектной команды и четких целей.
Рабочее совещание должно иметь.
В ОАО «Метрострой» мы поняли, что для повышения эффективности совещания оно должно иметь:
. четкую цель и план (повестку)
Этот классический давно принятый вариант показан в Примерах 1 и 3. Но мы, например, предпочитаем иной вариант, показанный в приложении 1 в Примере 2.
Письменная повестка позволит людям удостовериться, что они не потратят время в бесцельных разговорах, а обсуждаемые вопросы будут относиться к сфере их интересов. Это дополнительно дисциплинирует участников совещания.
В каком порядке размещать вопросы в повестке дня? Тут могут быть разные подходы, в каждом конкретном случае надо искать золотую середину:
Мы живем в динамичном мире. За время подготовки совещания в результате получения более достоверной и оперативной информации приоритеты могут меняться неоднократно. То, что для нас было актуально несколько часов назад, может стать совершенно неинтересным. Поэтому в рабочих совещаниях не стоит рассматривать утвержденную повестку дня как нечто незыблемое. На этот случай можно рекомендовать разработать процедуру корректировки повестки после ее утверждения, что должно найти свое отражение в Регламенте по проведению совещаний.
Повестка дня рабочего совещания утверждается руководителем, который будет его вести. Далее о ней надо проинформировать участников. Способы, как это можно сделать, на практике встречаются разные:
Пример 1. Утвержденная руководителем повестка дня
Пример 2. Информирование о совещании директоров филиалов письмом
Пример 3. Повестка дня официально не утверждается, а просто излагается организатором рабочего совещания
С повесткой дня могут направляться и материалы, которые участникам имеет смысл изучить заранее (справочная информация, проекты решений и документов и т.п.).
Важные организационные вопросы: дата, время и место встречи, – могут отражаться как в повестке дня, так и в документе, с которым она будет направляться («1» в Примерах 1, 2 и 3).
Перед крупными совещаниями имеет смысл информировать еще о составе участников и приглашенных. Но этого точно не стоит делать, когда мероприятия проводятся систематически со стабильным составом участников.
В направляемом приглашении на совещание (каким бы документом это ни оформлялось) желательно попросить получателя подтвердить свое присутствие. Бывают и более сложные случаи: когда руководитель определяет повестку дня и часть участников совещания, а другую часть предлагает определить приглашаемым лицам и заинтересованным в обсуждаемых вопросах подразделениям (см. Пример 2).
Способ утверждения повестки дня и информирования о рабочем совещании участников важно урегулировать во внутреннем нормативном документе, например в Инструкции по делопроизводству или в Регламенте по проведению совещаний. При этом организационные вопросы подготовки и проведения заседаний коллегиальных органов могут регулироваться в положениях о них.
. временные рамки
Суть хорошего управления заключается в четком следовании заранее разработанному плану совещания. Четко придерживаемся цели и регламента. Совещания должны вовремя начинаться и заканчиваться. Это позволяет каждому сотруднику оптимально вписать совещание в собственный график. Когда это правило выполняется, большинство совещаний становится короче.
Оптимальное время для оперативных совещаний – 20–30 минут, для проблемных – не более 2 часов. Если собрание длится дольше, внимание участников все сложнее удержать, начинаются посторонние разговоры, телефонные звонки, перекуры и т.д.
Мы не считаем целесообразным вводить жесткий регламент на выступление каждому. Он, как правило, все равно не соблюдается, потому что в ходе обсуждения могут возникнуть дополнительные вопросы или появиться новая информация. Поэтому мы рекомендуем придерживаться известного подхода в тайм-менеджменте «главное – вперед», т.е. обычно стараемся обсуждать вопросы по убыванию важности и жестко соблюдать общее время совещания. Тогда если что-то и перенесется, это будет второстепенный вопрос. Но в следующий раз участники будут распоряжаться временем эффективнее, а сами, как и их подчиненные, смогут точнее планировать другие дела.
Вот еще несколько блиц-советов:
См. статью «Как контролировать исполнение документов» журнала № 1′ 2018, чтобы узнать ответы на следующие вопросы. Что ставить на контроль? Как лучше формулировать резолюцию и поручительский пункт распорядительного документа, чтобы они были поняты однозначно (особенно сроки исполнения)? Как можно отражать постановку на контроль и результат исполнения на бумажном документе и в СЭД? Как поделить функции между: руководителем, выдавшим поручение; тем, кто оценит результат его выполнения; службой ДОУ и ответственными за делопроизводство в подразделениях; ответственным исполнителем и соисполнителями (и как это отразить в самом документе и СЭД)? Какие виды отчетов удобно использовать руководству – предложены табличные формы и наглядные диаграммы?
. минимальное количество участников
Один из законов Мерфи гласит: «Эффективность совещаний обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени». Необходимо ограничить круг участников совещания до тех лиц, без участия которых обойтись нельзя. Почему это важно? Стоимость участия в совещании каждого человека должна быть оправдана (а цену часа его работы легко можно подсчитать). Именно поэтому совещание нужно проводить тогда, когда без него обойтись нельзя.
Опыт ОАО «Метрострой» показал, что число участников лучше поддерживать на минимально возможном уровне. Чем их больше, тем выше вероятность, что ход встречи собьется с заранее намеченного. Люди с нужным уровнем осведомленности важны для достижения конечной цели в наибольшей степени, но остальные обычно только тормозят процесс.
Каждый участник должен быть просеян через следующее «сито» вопросов:
Психологи рекомендуют проводить рабочие совещания группой до 9 человек для максимальной продуктивности работы людей, кроме того, такую группу легче контролировать.
Итак, на идеальном совещании присутствует ограниченное количество нужных людей во главе с руководителем. Если на совещаниях будет слышен только его голос, то зачем ему остальные? Необходимо научить людей высказывать свою точку зрения и свои предложения. Управлять – значит приводить к успехам других. Специалисты лучше руководителя знают ответ на свои вопросы, поэтому только они могут предложить оптимальное решение, а руководитель должен на совещании «выудить из них ценную информацию» и собрать полученные пазлы в общую картину, сделать итоговые выводы (если народ сам не может договориться).
Исключение – информационные и разъяснительные совещания по вопросам, которые касаются работы компании в целом – здесь может понадобиться присутствие всего коллектива. В этом случае информации полагается в основном идти сверху вниз.
. итоги в виде распределения задач
Конечным итогом рабочего совещания является оформление протокола и доведение поручений до исполнителей, контроль их исполнения. В ОАО «Метрострой» мы считаем, что на выходе обязательно надо получить что-то вещественное, даже после оперативного совещания – как минимум мысль, зафиксированную на бумаге. Тогда эта «бумага» становится «протоколом».
В ОАО «Метрострой» поручения создаются в системе электронного документооборота (далее – СЭД) на основе протокола совещания. Этот протокол должен:
Все поручения по протоколу совещания мы ставим на контроль в СЭД. Исполнителем поручения может быть выбран 1 или несколько специалистов. СЭД позволяет создавать «мультипоручения» – с одинаковыми атрибутами сразу нескольким сотрудникам. Можно сформировать сложное поручение, в выполнении которого будут участвовать специалисты разных подразделений.
СЭД автоматически отслеживает сроки исполнения, отправляет уведомления всем участникам процесса обо всех действиях с поручениями, а также о просроченных поручениях.
Исполнение поручения по протоколу совещаний завершается проставлением отметки о выполнении. При необходимости добавляется комментарий об исполнении, ссылка на подготовленный документ.
См. статью «Оперативные совещания: как их можно протоколировать и контролировать исполнение поручений?» журнала № 3′ 2016. Здесь описано несколько современных и упрощенных способов протоколирования и контроля исполнения поручений, которые вполне можно применить именно к оперативным совещаниям. Они касаются формы представления решений в тексте протокола, использования интеллектуальных карт (Mind Maps), способов получения и фиксации информации о ходе выполнения поручений. Даны советы по грамотному вовлечению исполнителей в процессы протоколирования и контроля
Вместо послесловия
Очень часто задают вопрос, как часто надо проводить совещания? На него вы не найдете ответа по простой причине – сферы деятельности и люди в организациях разные.
Мир не стоит на месте, и продвинутые менеджеры предлагают для решения актуального вопроса сначала воспользоваться телефоном и электронной почтой. Большинство проблем решаются именно так, экономя время самого руководителя и его подчиненных.
Сейчас весь деловой мир постепенно перемещается в интернет-пространство. Многие компании в России уже сегодня используют формат онлайн-совещания, который позволяет участникам общаться, просматривать документы и презентации, находясь каждый на своем привычном рабочем месте (не тратится время на дорогу, все рабочие материалы и документы у каждого под рукой). Конечно, онлайн-совещания не могут полностью заменить очные встречи. Но они особо актуальны для предприятий с несколькими филиалами или представительствами.
Проведение совещаний связано с реализацией принципа коллегиального управления. Он позволяет привлечь к подготовке управленческих решений самых квалифицированных специалистов организации, причем не только руководителей, но и других сотрудников, оценить все аспекты рисков решения и обеспечить его исполняемость. Проведение совещаний является также современным организационным каналом трансляции корпоративной информации и документов, когда руководитель доводит до сведения сотрудников планы и задачи деятельности, информацию об изменении нормативной базы и правил работы, о важнейших поручениях, о поощрениях и взысканиях сотрудников и т.п. Оперативные совещания помогают также формировать благоприятную служебно-товарищескую обстановку в коллективе.
Коллегиальные органы управления (общее собрание, совет директоров, правление), постоянно действующие комитеты и комиссии, собрания трудовых коллективов обычно действуют на основании положений о них, а их заседания проводятся в соответствии с регламентами их работы. Их работа организуется в соответствии с планом работы или графиком заседаний.
Но управление на основе коллегиальности и проведение совещаний – дорогостоящие методы принятия решений и доведения корпоративной информации до сведения сотрудников. Причем не только за счет стоимости рабочего времени тех, кто участвует, и тех, кто готовит совещания (ассистенты и секретари, ИТ-специалисты), но и за счет других накладных расходов (командировочные, трафик связи, приведение в порядок помещения, вода, канцелярские принадлежности, рассылка, почтовые расходы и т.п.). Поэтому проведение заседаний и совещаний бюджетируется в рамках корпоративного планирования (например, закрепляется в совокупном бюджете административно-хозяйственного подразделения).
Служба делопроизводства и ответственные за ведение делопроизводства в структурных подразделениях осуществляют документирование заседаний и совещаний, ставят на контроль принятые решения и осуществляют контроль прежде всего по срокам исполнения. Сотрудники службы делопроизводства могут быть секретарями заседаний по должности, если это фиксируется в положении о комитете, комиссии и т.п., или выполнять функцию организации и документирования заседаний и совещаний, если в положение этой службы такая функция включена.
Общепринятой классификации совещаний не существует (лишь для некоторых коллегиальных органов определенные моменты устанавливаются законодательством). Любая организация в рамках самоуправления определяет, какие виды совещаний и заседаний будут в ней проводиться. Все виды и формы проведения совещаний по различным направлениям деятельности должны быть закреплены в регламенте их проведения, который утверждает первый руководитель. Причем необходимо определить, по каким вопросам и в каких управленческих ситуациях проводятся совещания:
Регламент проведения совещаний в организации должен отражать весь алгоритм подготовки, проведения и документирования, а также контроля за исполнением принятых решений. Структура текста регламента может быть следующей:
1. Общие положения. Определяются:
2. Виды совещаний и формы их проведения (это факультативный раздел) устанавливаются по направлениям и вопросам деятельности, полномочиям руководителей и сотрудников.
3. Подготовка совещания. Обычно рассматривается общий алгоритм:
4. Проведение совещания. Данный раздел обычно фиксирует весь организационный регламент совещания, начиная со вступительной речи руководителя, открывающего совещание, докладывающего о количестве присутствующих и приглашенных в соответствии с заранее подготовленными списками, определения кворума совещания (при необходимости), порядка руководства работой (кто председательствует, кто ведет протокол), времени на доклад, выступления и вопросы, порядка голосования и заканчивая иными процедурными аспектами, включая замещение временно отсутствующих, присутствие технического персонала, составление отчета о проведении совещания с указанием затрат на его проведение (при необходимости).
5. Документирование совещаний. В разделе определяются:
Протоколы оперативных совещаний с приложениями обычно хранятся 5 лет в соответствии со ст. 18 (с примечаниями) Перечня 2010 г. 1 в зоне ответственности того руководителя, который проводил совещание: в его приемной, у секретаря, у ответственного за ведение делопроизводства в подразделении. Форму протокола необходимо вынести в состав приложений к регламенту. Протокол совещания может оформляться и в электронной форме, в этом случае он подписывается простой электронной подписью руководителя, которая поддерживается СЭД. А для хранения электронного протокола выделяется директория / представление в СЭД с соответствующими правами доступа. Первый руководитель организации имеет право видеть и читать в СЭД абсолютно все протоколы, а каждый руководитель, имеющий право проводить совещания различных видов, – только «свои» протоколы.
6. Контроль за исполнением решений. Краткие протоколы удобно ставить на контроль, в т.ч. в СЭД. Контролируется исполнение каждого принятого решения или поручения, а не документ. Т.е. на основании одного протокола в СЭД должно быть сформировано столько контрольных карточек, сколько содержится в нем решений / поручений. При оценке деятельности подразделений и аттестации сотрудников показатели исполнения решений совещаний учитываются в качестве обязательных KPI.
7. Бюджетирование. В разделе кратко излагается порядок финансирования проведения совещаний и обычно дается ссылка на положение о корпоративном планировании, в котором системно регламентируется финансирование деятельности. Форма отчета о расходах на проведение совещания, который может составляться при необходимости, также оформляется как приложение к регламенту.