Что нужно говорить при соболезновании в исламе
Соболезнование
Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].
Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:
«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.
[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.
[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.
[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.
[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».
Как выражать соболезнование согласно Сунне?
Вопрос № 224:
«Как выражать и принимать соболезнования по умершему мусульманину согласно Сунне? Какие слова произносить и какие действия совершать? Должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий афанди или имам? Просьба ответить с учетом кавказских традиций».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Соболезнования есть во всех религиях. Даже среди людей, которые не исповедуют никакой религии вообще, когда умирает человек, люди приходят и соболезнуют его родственникам. Они соболезнуют, они сопричастны к боли, которая постигает тех, кто потерял близкого человека. Это касается не только мусульман, это касается всех людей. В нашем Шариате пойти и выразить соболезнования — это, несомненно, праведный поступок.
Что касается того, какие формы соболезнований приходят в Сунне нашего Пророка ﷺ, то, насколько мне известно, существуют три достоверные формы.
Первую из них привел имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, в истории о том, как умер внук Пророка ﷺ, и его дочь послала за ним, чтобы пришел на похороны ее сына. Когда Пророк ﷺ услышал о смерти своего внука, он сказал:
إن للَّه مَا أَخَذَ، ولهُ مَا أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى، فَلْتَصْبِر ولْتَحْتَسِبْ
— «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он взял, и Ему принадлежит то, что Он дал, и всякая вещь у Него [у Всевышнего] на определенный срок. Пусть она проявит терпение и ожидает награду!»[1]
Аллах дает потомство, и Он его забирает. Напоминание об этом внушает тому, кто говорит или слушает подобное, веру в предопределение. Без сомнения, в этих словах заключена огромная польза. Аллах дал тебе детей, дал тебе родителей, дал тебе родственников, Он дал их тебе — и Он забрал их. Он сделал это, и никто иной. Все в Его власти, все по Его предопределению.
Сказал Всевышний Аллах в Коране:
ۚ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى
«… каждый (из них) движется до установленного срока [до наступления Дня Суда, когда этот мир прекратит свое существование]. »
[сура «ар-Ра’д, аят 2]
Нет никого в этом мире, кто проживет вечно. Каждый человек в этом мире умирает, каждому предписан определенный срок. Как сказано в хадисе: «Пусть она проявит терпение и ожидает награду», — если она проявит терпение, то ее, без сомнения, ждет награда. Это первая и самая достоверная, насколько я знаю, форма соболезнования.
Есть еще две формы, которые упоминаются в достоверных сборниках Муслима. Я не буду приводить их здесь, чтобы не удлинять ответ, однако желающие без труда смогут их найти[2].
Важно отметить единогласие ученых в том, что дозволено выражать соболезнования любыми словами, принятыми в народе, если в них нет запретного. Если в вашем языке, среди вашего народа есть какие-то общепринятые формы соболезнования, в которых нет ничего запрещенного Исламом, вы можете их использовать.
Соболезнования можно выражать в любое время после смерти человека, до или после похорон, в его доме или вне его. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Если вы не смогли сделать это в первые три дня — сделайте на четвертый, сделайте тогда, когда у вас получится. Тем более сегодня перед людьми открыто много возможностей, и можно, как минимум, позвонить, если находишься далеко.
Есть четыре варианта соболезнования, других не существует:
— мусульманину по поводу смерти мусульманина;
— мусульманину по поводу смерти немусульманина;
— немусульманину по поводу смерти мусульманина;
— немусульманину по поводу смерти немусульманина.
Когда вы выражаете соболезнования, вы обращаете их либо к мусульманину, либо к немусульманину. Тот, по поводу чьей смерти вы выражаете соболезнования, тоже был либо мусульманином, либо немусульманином.
И здесь необходимо подчеркнуть один важный момент — формы соболезнования по поводу смерти немусульманина и мусульманина различаются. Когда вы выражаете соболезнования по случаю смерти немусульманина его родственнику, будь он мусульманин или немусульманин, вы не можете просить о прощении для покойного, потому что запрещено просить о прощении для неверных, многобожников, и всех тех, кто умер не на Исламе, как на это указывают ясные аяты и Сунна нашего Пророка ﷺ.
Какими же словами можно выражать соболезнования в таком случае? Можно, например, сказать: «Дай Аллах вам благо после него!» — имея в виду пожелание, чтобы собеседник принял ислам и умер на этой религии. Или можно сказать: «Просим Аллаха о благе для вас после этого бедствия, после этого несчастья!», и тому подобное. Главное, повторюсь, не просить прощения для немусульманина, потому что нет прощения тому, кто умер вне лона этой религии, если только он не был из числа тех людей, до кого не дошло послание нашего Пророка ﷺ. Для таких людей будет отдельное испытание, но это уже другой разговор.
Что касается того, должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий имам, то надо делать так, как принято среди вашего народа. Если вы знаете дуа, то сделайте его сами, и это будет лучше для вас. Если принято, чтобы дуа делал имам мечети или мулла селения, то пусть делают они.
Дозволены ли такие слова соболезнования как «Царство ему небесное!» или «Пусть земля ему будет пухом!»?
Говорить такие слова о немусульманине запрещено. «Царством небесным» христиане называют Рай. А ты не можешь просить для немусульманина Рая или прощения, или просить, чтобы Аллах смилостивился над ним, — все это является запретным. Даже Пророку ﷺ было запрещено просить прощения для своих отца и матери, потому что они умерли не в Исламе.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
14 Раби́ ас-сани 1441 г. (11.12.2019)
[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 1284, т. 2, с. 79; Сахих Муслима, хадис № 923, т. 3, с. 39.
[2] Сахих Муслима, хадис № 919, т. 3, с. 38; а также хадис № 920, т. 3, с. 38.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Проводите соболезнования по Сунне
Дорогие имамы, уважаемые джамааты!
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Мы все знаем, что соболезнование – тазият – является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а сунна – это следование за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) во всех делах. Давайте же подумаем, соответствует ли форма тазията, которое мы совершаем, тому, что совершал Пророк (мир ему и благословение). В наше время учёные богословы замечают порой много порицаемых и греховных действий, допускаемых в местах соболезнования как мужчинами, так и женщинами. Например, мужчины, забыв о умершем, отвлекаются на разные бесполезные и греховные разговоры, в которых идёт активное обсуждение или осуждение братьев и сестёр по вере, обмен мнениями о политических событиях или выборах. Это умножение горечи и печали семьи усопшего вместо успокоения и внушения им терпения, а также прибавление хлопот и забот для страдальцев по приёму и уходу за многочисленными гостями и т. д.
Что касается неприемлемого поведения женщин во время соболезнования, то замечаний очень много: плюс к перечисленным выше действиям это и плач по покойному с воплями, криками и запретными словами, и появление в неподобающем виде перед чужими мужчинами, объятия совершенно чужих мужчин и женщин друг с другом во время выражения соболезнования, а также выход женщин из дома в дорогу без сопровождения близких мужчин и пр.
Анализируя все эти факты, становится очевидным, что грехи запретных действий на тазияте превышают само вознаграждение за него. Смысл тазията с точки зрения Шариата – внушение смиренного терпения страдающим близким в постигшем горе и оказание им моральной поддержки. Поэтому сунна соболезнования считается выполненной при высказывании слов сочувствия родственникам умершего, независимо от места их встречи, а также передача слов соболезнования через других лиц, в письме, смс, по телефону.
Сунна тазията, как и другие сунны Пророка (мир ему и благословение), является важной, однако игнорирование более важных сунн, а порой и фарзов и принятие «тазията» за обязанность некоторыми мусульманами является неправильным. Нарушение своих функциональных обязанностей, с точки зрения религии, по причине присутствия на соболезновании Ислам не допускает. Нам нельзя возмущаться, мол, почему прежние алимы не говорили такое?! Ведь проблема, с которой мы сегодня столкнулись, возникла из-за того, что мы не только не соблюдаем установки прежних алимов, но и, добавляя от себя или изменяя сказанное ими, меняем форму сунны Пророка (мир ему и благословение) до такой степени, что от неё остаётся только название, а содержание становится порицаемым или греховным. Поэтому нам необходимо вернуться к той форме исполнения сунны Пророка (мир ему и благословение), которой нас учили истинные носители знаний Пророка (мир ему и благословение).
Для того чтобы человек мог находиться или сидеть на тазияте, учёные Ислама выдвинули несколько условий:
1. Отсутствие порицаемых или запрещённых Исламом действий в местах тазията.
2. Не побуждать родственников покойного вновь и вновь горевать об умершем.
3. Не становиться обузой для родных покойного, вынуждая их предоставлять еду, ночлег или транспорт.
4. Оплакивать умершего без громкого плача и криков.
5. Не оставаться слишком долго на тазияте, вызывая неудобство или смущение окружающих.
6. Не создавать проблем на работе себе и другим из-за поездки на соболезнование. Например, врач, учитель, наёмный рабочий и др.
Так давайте же подумаем, дорогие мусульмане, соблюдаются ли эти условия в наше время в местах тазията? Как говорится, избежание пагубного приоритетнее привлечения полезного, поэтому очень важно, чтобы алимы и джамааты постарались уподобить форму проведения нами тазията форме, которая была принята во времена Пророка (мир ему и благословение).
Да представит Аллах каждому из нас истину истиной, а ложь – ложью!
Пресс-служба ДУМД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тазия – соболезнования по поводу смерти в исламе
Таз´ия – обычай в исламе выражать соболезнования семье умершего, в общем случае – человеку, понёсшему большую потерю. Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.
Пророк Мухаммед о соболезновании:
– Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
– Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Когда нужно соболезновать по традициям ислама
Соболезнуют в первые три дня по смерти. Не следует это делать до погребения (дафн) и во время погребальной церемонии. У родственников мысли должны быть направлены на скорейшее упокоение тела, и потому отвлекать их от погребальных забот не стоит. Обычно тазия совершается после похорон, когда близкие умершему будут явственно ощущать пустоту в своём сердце. Исключение: если домочадцы умершего слишком сильно переживают горе и это мешает им заниматься захоронением по традициям мусульманского похоронного обряда Джаназа.
Совершение тазии после третьего дня по смерти является макрух (запретным) – ведь за прошедшие дни печаль несколько утихла, и выражение соболезнований может разбередить сердечную рану.
Если человек отсутствует на похоронах по уважительной причине (например, отъезд, в пути, болезнь и т. п.) или если весть о кончине приходит слишком поздно, допускается выражать соболезнования позже.
Где выражают соболезнования мусульмане
Выражать соболезнование следует в доме покойного или в мечети.
Как выражают соболезнования у правоверных
Под соболезнованием в исламе понимается слова не только утешения, но наставления тем, кто пребывает в горе. Скорбящим говорят о необходимости проявить терпение, смириться с безвозвратной потерей, напоминают о грехе нетерпимости по отношению к деяниям Аллаха. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания. Поэтому плакальщиц следует утешить, дабы прекратить их голошения. Ведь сказано в Коране, что дом, в котором слышатся причитания по покойному, покидают ангелы милости. Сама рыдающая должна покаяться в своём грехе неверия в милость Аллаха, иначе в Судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.
При совершении тазии желательно пожать руки в знак сочувствия. Подобный жест допустим в отношении всех членов семьи – мужчин, разумных детей и женщин в годах. Однако молодым женщинам и девушкам соболезнуют только женщины или те, кто для них является махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). Соболезнования от постороннего мужчины для молодицы является харамом (запретным).
Помимо наставления, соболезнующему полагается произнести слова молитвы (дуа). В ней просят о ниспослания прощения умершему за совершённые при жизни грехи и даровании всех благ родне вместо горя.
Соболезнования семье почившего выражают единожды. Порицается совершать тазию несколько раз по одному человеку. Не следует садиться в доме покойного или оставаться на ночь, если вы не являетесь его родственником. Иначе пришедшие в дом почившего посчитают вас скорбящим и совершат тазию.
Кому выражают соболезнования в исламе
Соболезнования выражают всем родственникам умершего, кроме молодых женщин. Им совершают тазию только женщины или их махрамы. Ранее считалось, что собираться в одном доме для принятия соболезнований недопустимо, чтобы горе не переживалось особенно тяжело. Сейчас, когда члены семьи покойного могут проживать в различных частях земного шара, подобное даже приветствуется. Так, пришедший в дом почившего, сможет совершить тазию сразу всей родне.
Сунна поощряет домочадцев почившего соболезновать друг другу. Например, если умер отец, то сыновья соболезнуют друг другу.
Соболезнования выражают независимо от веры покойного или скорбящего.
Да простит Аллах вашего умершего!
Выражение соболезнования и его значимость
Под выражением соболезнования (та‘зият) в Шариате подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение, побуждение его к этому, рассказывая о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это.
Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.
В соболезнование входит и совершение мольбы о прощении грехов покойного, о ниспослании его родным и близким блага взамен этой беды, например: «Да воздаст вам Аллах большим вознаграждением!», «Да ниспошлет Аллах вам терпение!», «Да простит Аллах вашего умершего!», «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!» и т. п.
Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.
Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.
Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.
Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».
Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся. Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха». И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.
Нежелательно трижды повторять слова соболезнования, ибо это будет способствовать увеличению скорби и печали у того, кого постигло несчастье. Но если подобное повторение соболезнования, напротив, больше успокаивает родных и близких умершего, тогда в этом нет ничего предосудительного, как говорят об этом некоторые ученые-богословы.
Также соболезнование считается действительным, если выразить его через письмо или передать через третье лицо. Если умер мусульманин, то, выражая соболезнование его близким-мусульманам, мусульмане произносят следующее: «Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях и прощения твоему умершему (близкому)».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Человеку, которому выражают соболезнование, тоже желательно ответить на это. Например, так: «Да вознаградит и тебя Аллах!», «Да примет Всевышний твои соболезнования!», «Да защитит тебя Аллах от всего вредоносного!» и т. п.
Выражая соболезнования, желательно обоим братьям по вере пожать друг другу руки. Сунна выразить соболезнование всем родным умершего, включая самых младших из них, и желательно начать его с того из них, кому больше всех тяжко перенести несчастье. Подобно тому, как выражают соболезнование родственникам умершего, желательно выразить его и тем, кого охватила скорбь по случаю его смерти – супруге, друзьям и т. д.
О приглашении родных покойного на трапезу
Есть или готовить еду в течение трех дней в том месте, где умер человек, является нежелательным нововведением. Нежелательное нововведение, в свою очередь, подразделяется на нежелательное, близкое к запретному, и нежелательное, близкое к разрешенному. Готовить еду на поминках является нежелательным нововведением, близким к дозволенному. В этом нет греха.
Когда, например, пришло известие о том, что Джа‘фар, брат ‘Али и сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), погиб смертью шахида во время сражения с неверными в местности Мутат, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, ибо на них обрушилась тяжелая весть и им не под силу приготовление еды». Основываясь на этом хадисе, будет желательным, если родственники или соседи усопшего приготовят еду и принесут ее, выразив семье покойного свое сочувствие и утешив ее.
Также желательно угощать и тех дальних родственников покойного, которые не проживают в данном населенном пункте, а приехали из другого места. Остальные же делают наоборот. Однако из-за того, что это нововведение не причиняет вреда покойному, ему не уделяется особого внимания.
Желательно настойчиво просить их отведать пищу, дабы они не ослабели вследствие оставления приема пищи, можно даже делать это посредством клятв, если есть уверенность, что они не нарушат вашу клятву.
Таким образом, нежелательность приготовления пищи в доме покойного вызвана тем, что в это время близким умершего не до мыслей о еде. Желательным (сунна) является вести с ними успокаивающие их беседы, напомнить им о том, что могло бы их утешить и увеличить в них терпение (сабр). Также желательно напомнить им, что сунной является помочь покойному по мере возможности.
Однако готовить пищу для плакальщиц, для тех, кто громко рыдает и причитает там, является запретным, ибо тем самым вы способствуете совершению греховного. По мазхабу имама Малика можно совершить из указанного то, что обычно принято совершать в вашем населенном пункте, например, собрание людей за трапезой. В этом заключено облегчение и для нас, как об этом упомянул и выдающийся ученый Марсифи в своей книге «Рисалат».
В книге «Таршиху мустафидин» также пишется, что один из ученых-богословов издал фетву, разрешающую завещать кормить людей, пришедших для выражения соболезнования, и что в данном случае это необходимо сделать из той дозволенной 1/3 части имущества покойного (или на пожертвования других).
Срок для выражения соболезнования.
Выражать соболезнование в течение трех дней является сунной. Совершать его в более длинный срок, чем указанный, является нежелательным, потому что цель выражения соболезнования заключается в успокоении сердца того, кого постигло несчастье, и в большинстве случаев за этот период скорбь, печаль уже отступают.
Следовательно, не поощряется возобновлять собрание для выражения соболезнования спустя три дня после смерти человека. Три дня, согласно достоверному слову теологов, начинают считать с момента смерти человека, но есть и такие ученые, которые говорят, что отсчет этого времени начинается с момента погребения умершего.
Эти три дня предназначены для того, кто узнал о смерти данного человека, проживает в данном населенном пункте или рядом с ним и не имеет уважительных причин, которые позволяют ему не присутствовать в коллективе мусульман (в намазе и т. д.). А тому, кто не узнал вовремя о смерти мусульманина, этот срок (три дня) начинается с момента, когда он узнал
о его смерти. Для того, кто не находится в данном населенном пункте, этот срок начинается с момента, когда он прибыл туда, т. е. человек, имеющий уважительную с точки зрения Шариата причину, имеет право выражать соболезнование начиная с того момента, когда он избавился от этой причины. Так пишет аль-Кальюби.
В книге «Фатх аль-джаввад» пишется, что если тот, кто выражает соболезнование, или тот, кому его выражают, находится вдали или болеет, или не знает о смерти, то срок выражения соболезнования тоже действителен, соответственно, до его приезда или до того, как он узнает, или до тех пор, пока он не избавится от уважительной причины. Тогда начинается для него срок для выражения соболезнования, который будет длиться до трех дней, согласно самому достоверному слову. Так пишется в книге «Нихаят».
Сборы для выражения соболезнования
Устраивать сборы, заняв специальное место и сидя там с целью прихода людей для выражения соболезнования, не возбраняется, но только с условием, что это не влечет за собой совершение запретных деяний. Ученый-богослов Заркани пишет, что сразу при сообщении людям о смерти близкого собраться и сидеть, пока люди не придут, не является возбраняемым.
Из этого тоже явствует, что нет нежелательного в том, чтобы стоять на кладбище возле могилы после захоронения умершего, потому что для тех, кто желает выразить соболезнование, и тех, кто пришел сопроводить похоронную процессию, есть облегчение в этом, т. е. они могут там же выразить соболезнование родным и близким умершего.
Богослов аш-Шабрамулси пишет, что сборы для соболезнований могут быть и запретными (например, если там совершаются грехи: курят сигареты, занимаются хулой и наговором, так же пишет и аль-Буджайрими, ссылаясь на Азру‘и), и нежелательными, если несовершение этого деяния не влечет за собой вред.
Однако если отсутствие такого собрания может повлечь за собой вред, например, если есть опасность, что пришедшие для выражения соболезнования могут сказать, что родные и близкие умершего специально не собрались, не желая их прихода, то тогда в устраивании таких собраний нет ничего предосудительного.
Если есть уверенность, что люди могут сказать подобное про них, то даже обязательно собраться. Однако что касается тех действий, которые в настоящее время совершает большинство женщин, собравшись якобы для выражения соболезнования в доме или на кладбище, таких, как причитания, рыдания, оплакивания, битье и царапанье лиц, встречи пришедших женщин с громким плачем, то это одни из самых худших и запретных Шариатом деяний. В некоторых таких местах люди приглашают мужчину или женщину, которые читают там Коран, в то время как мы обязаны оберегать Священный Коран от подобных негативных вещей и явлений. Человек, имеющий возможность, обязан воспрепятствовать женщинам совершать подобные деяния. И для других женщин, пока эти женщины ведут себя упомянутым образом, тоже запрещено отправляться в такие места и присоединяться к ним.
Выражение соболезнования зиммию и мусульманину, у которого умер родственник-зиммий.
Выражать соболезнование мусульманину, у которого умер родственник-зиммий, и наоборот не возбраняется. Если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, даже желательно (сунна) выразить ему соболезнование.
Зиммий – это неверующий, живущий с мусульманами в мире на определенных условиях.
Если умер зиммий, то выразить соболезнование другому его родственнику-зиммию тоже можно, но это не является сунной, если нет надежды на то, что он примет Ислам.
Если же есть такая надежда – то желательно. Богослов аль-Кальюби пишет, что выразить соболезнование зиммию, который является соседом или родственником, тоже является желательным.
Порядок выражения соболезнования мусульманину, у которого умер родственник-неверующий и наоборот.
Мусульманину, у которого умер неверующий родственник, соболезнование выражают следующим образом: «Да вознаградит тебя Аллах, да одарит терпением и да избавит от беды!» – или что-либо подобное этому. Например:
«Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях!»
Немусульманин, выражающий соболезнование мусульманину, у которого умер близкий человек-мусульманин, произносит: «Да одарит Аллах тебя большим вознаграждением и наделит прощением твоего умершего!»
Однако, выражая соболезнование мусульманину, у которого умер неверующий родственник, нельзя говорить: «Да простит Аллах грехи твоего умершего!», ибо неверие (куфр) – не прощается.
Неверующему, у которого умер родственник мусульманин, говорят: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение!» Однако не следует говорить: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение!»
Если кто-либо выражает соболезнование немусульманину, у которого умер близкий человек-немусульманин, то ему следует сказать:
«Прими мои соболезнования. Да наполнит Аллах твое сердце терпением!» – или тому подобные слова.
Примечание. Нельзя просить у Создателя милости для умершего, который ушел из жизни, будучи неверующим, т. к. Всевышний Аллах сказал в Коране, что кафир (неверующий – немусульманин) после смерти не получит никакого прощения: Смысл: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и, более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).
Нельзя также просить милости или прощения Всевышнего для человека, который умер, будучи вероотступником[1]. Нельзя говорить о нем: «Да будет земля ему пухом», «Да пощадит его Аллах» – или называть его упокоившимся, поскольку на том свете он не увидит Милости Аллаха, его не ждет Спасение.
Для того же, кто сознательно говорил эти или подобные слова о неверующем умершем, существует опасность стать неверующим.
Выражение соболезнования чужой молодой женщине.
Аль-Кальюби пишет, что для посторонней (не родственнице) молодой женщины выражать мужчинам соболезнование и отвечать им является запретным (харам). Также нежелательно (караха) для мужчины выражать соболезнование чужой женщине и отвечать ей, подобно тому, как нежелательно и приветствовать ее.
Выражение соболезнования тому, кто оставляет намаз, или тому, кто воюет против мусульман, или тому, кто ввел в Ислам запретные новшества.
Выражать соболезнование тому, кто оставляет намаз, кто воюет против Ислама, кто вводит в религию запретные новшества, кто отступил от веры, является нежелательным, даже если их умерший родственник был мусульманином.
[1] Отступление от Ислама происходит в трех случаях: 1) иметь неверные, не соответствующие Исламу, убеждения; 2) совершение поступка, нарушающего веру мусульманина; 3) произнесение слов, нарушающих веру мусульманина.
[2] Для этого читается ду‘а (мольба), в котором просят Всевышнего передать вознаграждение данному умершему.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.