Что значит тохта в переводе с кумыкского

тохта

1 Остановись

См. также в других словарях:

Тохта — У слова «Тохта» есть и другие значения: см. Тохта (значения). Тохта тат. Tuqta, Тукта 4 й хан Золотой Орды … Википедия

тохта — [تاخته] 1. давида; давонда (аспро) 2. толоншуда, тороҷдида; ғуломи тохта кҳн. одами дар вақти тохт дастгир ва ба ғуломӣ фурӯхта шуда … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Тохта — (г. рожд. неизвестен умер около 1312) хан Золотой Орды (См. Золотая Орда). Сын Менгу Тимура, правнук Батыя (См. Батый). Изгнанный (1288) своими двоюродными братьями, Т. в 1291 с помощью Ногая (См. Ногай) вернулся на ханский престол.… … Большая советская энциклопедия

ТОХТА — (ум. ок. 1312) хан Золотой Орды. Сын внука Батыя Менгу Тимура и Ольджей хатун. В 1288 был изгнан своими двоюродными братьями, правившими в Орде. Бежал к Ногаю, к рый хитростью заманил врагов Т. к себе и умертвил их, а на ханский престол возвел Т … Советская историческая энциклопедия

Тохта (приток Вижаи) — Тохта Характеристика Длина 29 км Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш Водоток Устье Вижай · Местоположение 51 км по ле … Википедия

Тохта (значения) — Тохта: Тохта хан Золотой Орды в 1291 1312. Тохта село в Ленском районе Архангельской области. Тохта (приток Вижаи) река … Википедия

Тохта (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тохта (значения). Тохта Характеристика Длина 14 км Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш Водоток … Википедия

Малая Тохта — Деревня Малая Тохта Страна РоссияРоссия … Википедия

Андрусово (Крым) — У этого термина существуют и другие значения, см. Андрусово. Село Андрусово укр. Андрусове крымскотат. Tahta Cami Страна … Википедия

Тайсун-хан — Великий хан Монгольской империи 1433 1453 … Википедия

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ — (кон. 70 х или нач. 80 х гг. XIII в. 21.11.1325), кн. московский (1303 1325), вел. кн. владимирский (1317 1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича. Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на… … Православная энциклопедия

Источник

тохта

1 Остановись

См. также в других словарях:

Тохта — У слова «Тохта» есть и другие значения: см. Тохта (значения). Тохта тат. Tuqta, Тукта 4 й хан Золотой Орды … Википедия

тохта — [تاخته] 1. давида; давонда (аспро) 2. толоншуда, тороҷдида; ғуломи тохта кҳн. одами дар вақти тохт дастгир ва ба ғуломӣ фурӯхта шуда … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Тохта — (г. рожд. неизвестен умер около 1312) хан Золотой Орды (См. Золотая Орда). Сын Менгу Тимура, правнук Батыя (См. Батый). Изгнанный (1288) своими двоюродными братьями, Т. в 1291 с помощью Ногая (См. Ногай) вернулся на ханский престол.… … Большая советская энциклопедия

ТОХТА — (ум. ок. 1312) хан Золотой Орды. Сын внука Батыя Менгу Тимура и Ольджей хатун. В 1288 был изгнан своими двоюродными братьями, правившими в Орде. Бежал к Ногаю, к рый хитростью заманил врагов Т. к себе и умертвил их, а на ханский престол возвел Т … Советская историческая энциклопедия

Тохта (приток Вижаи) — Тохта Характеристика Длина 29 км Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш Водоток Устье Вижай · Местоположение 51 км по ле … Википедия

Тохта (значения) — Тохта: Тохта хан Золотой Орды в 1291 1312. Тохта село в Ленском районе Архангельской области. Тохта (приток Вижаи) река … Википедия

Тохта (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тохта (значения). Тохта Характеристика Длина 14 км Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш Водоток … Википедия

Малая Тохта — Деревня Малая Тохта Страна РоссияРоссия … Википедия

Андрусово (Крым) — У этого термина существуют и другие значения, см. Андрусово. Село Андрусово укр. Андрусове крымскотат. Tahta Cami Страна … Википедия

Тайсун-хан — Великий хан Монгольской империи 1433 1453 … Википедия

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ — (кон. 70 х или нач. 80 х гг. XIII в. 21.11.1325), кн. московский (1303 1325), вел. кн. владимирский (1317 1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича. Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на… … Православная энциклопедия

Источник

Пора сказать «тохта», или

Что значит тохта в переводе с кумыкского

Что значит тохта в переводе с кумыкского

Феодализм укрепляет свои позиции?

Недавно «Дагестанская правда» разместила на своих страницах небольшую заметку, вызвавшую бурные дискуссии…

Багаудин Узунаев

Она сообщает о планах по восстановлению резиденции шамхалов Тарковских. К планам этим причастны, судя по тексту, господа Хизри Шихсаидов как современный лидер кумыкского народа, а также историк, редактор газеты «Ёлдаш» Кямиль Алиев…

СИМВОЛ С ДВОЙНЫМ ДНОМ

Забегая вперед, скажу, что в ходе обмена мнениями выяснилось, что вообще-то идея этого проекта принадлежит Кямилю Алиеву, а Хизри Шихсаидов лишь взял на себя роль группы поддержки этой инициативы. Стало также известно, что финансировать его будут частные инвесторы, а не государство. Оно лишь дает свое одобрение и обеспечивает ускорение всех процессов, зависящих от его профильных государственных структур.

Подчеркну одну деталь, так как она обратила на себя внимание сетевых хомячков, активно обсуждающих и по сей день эту публикацию. На фото, иллюстрирующем текст, где запечатлены оба, бросается в глаза как бы лидирующее положение в этой связке дагестанского спикера. Он находится в центре кадра и вальяжно тычет указательным пальцем в какую-то карту, разложенную перед ним на столе, как бы приглашая и остальных участников обсуждения оценить величие данного проекта…

«У него такой вид, – комментирует один из «хомячков», – будто он всем своим видом хочет сказать: «Здесь быть моей резиденции!» «Почему «моей»?» – интересуется другой. «Ну, потому что даже на фото видна степень заинтересованности г-на Шихсаидова в восстановлении резиденции главных кумыкских феодалов-мироедов. Как будто речь идет о восстановлении его родового гнезда…»

И действительно, как можно прочесть в заметке, Х. Шихсаидов не только поддержал сам проект К. Алиева по восстановлению резиденции шамхалов Тарковских, но и убедил в целесообразности этого и главу Дагестана Р.Г. Абдулатипова, известного своими критическими высказываниями о средневековье и феодализме, от которых никак не может освободиться Дагестан. Тем не менее, проект, который объективно льет воду на мельницу воссоздания символа кумыкского феодального государства, он вроде бы одобряет. Поневоле задаешься вопросом: зачем ему это нужно? Чем это ему выгодно? В среде кумыков, к сожалению, все уверены, что он втайне очень враждебно настроен к нашей нации, что как откровенный продолжатель дела Даниялова он исподтишка старается вредить кумыкам, чем только может… Я не говорю, что это правда, я лишь передаю мнение кумыкского актива в отношении главы…

Но, как бы там ни было, дворец шамхалов Тарковских сегодня многими воспринимается как символ. И символ этот носит отнюдь не демократический, народный характер. Наоборот, как сами шамхалы, так и их атрибутика, социально близки современным нуворишам, которых глава Абдулатипов сам же и назвал феодалами! Так как они – кто явно, кто в душе – претендуют на место, аналогичное шамхальскому, феодальному в почти сформировавшейся социальной иерархии.

Так что дело тут не только в личности спикера, резиденция шамхалов, являясь памятником феодального прошлого кумыков, может объективно восприниматься как символ торжества современных «феодалов». И не только кумыкских.

Не этим ли объясняется и такая явная поддержка главой и спикером сомнительного с точки зрения демократических ценностей проекта?

Символичность этой ситуации усиливается и тем, что она разворачивается на фоне затянувшейся инициативы Фонда Коркмасова по завершению установления памятника этому крупнейшему государственному и общественно-политическому деятелю Дагестана на Университетской площади в Махачкале. Фонд добивался государственного финансирования финальной стадии проекта, а также проведения юбилея Коркмасова на государственном уровне. Но, как сообщили из фонда, в этом ему было отказано…

Между тем, разве Коркмасов, пожертвовавший своим социальным положением, карьерой и жизнью ради общества и народа, не больше подходит на роль символа и образца для подражания, чем кумыкские шамхалы, которые, пусть и вынуждаемые объективной реальностью, были настоящими эксплуататорами своих подданных?

ДВОРЕЦ В ОБМЕН ЗА ЗЕМЛИ?

Первое, что приходит на ум при рассмотрении ситуации с воссозданием резиденции шамхалов Тарковских, что это, возможно, ответ дагестанской власти, ее кумыкского сегмента в лице г-на Шихсаидова и его научно-художественной обслуги на оживившееся в последнее время протестное движение кумыков. Поводом для него, как вы знаете, стали планы этой же самой верхушки легализовать и передать администрациям горских районов 200 незаконно возникших поселений вместе с приданными им землями. Мол, вот вам, кумыки, символ вашей государственности, дворец ваших шамхалов, любуйтесь им и гордитесь, только перестаньте шуметь по поводу этих 200 поселений и прекратите долдонить про какие-то якобы «кумыкские земли»…

И многие действительно клюнули на эту приманку и стали восхвалять пресловутый проект, указывая на те или иные его выигрышные стороны. Они, конечно, есть, но носят чисто символический характер и в итоге выгодны современным кумыкским «феодалам». Дворец шамхалов как дань истории, как памятник прошлому кумыкского народа никаких возражений у меня не вызывает. Но я вижу, что этот мощный символ современные феодалы хотят использовать в своих интересах, для закрепления своего господствующего положения среди кумыков. А это еще больше отбросит нас от демократии, а следовательно, от справедливости и перспективы развития и движения вперед.

Я не верю в перспективность доктрин, возлагающих надежды на прорыв к новым технологическим укладам на «локомотивы»,– будь это олигархи, ВПК или нефтянка. Совершить чудо, тем более экономическое, без участия народа в лице среднего и малого класса, их экономической активности невозможно, что мы и видим в современной России.

Как вы знаете, основная, демократически настроенная часть кумыкского народа (за исключением тех, кто во власти и обслуживающих их общественников и интеллигенции), выступает решительно против этих планов. Она рассматривает их как завуалированные под экономические интересы Дагестана планы окончательной аннексии кумыкских земель…

ОХ, НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА…

Конечно, газета «Миллат», известная своими антикумыкскими, антитюркскими настроениями, скажет… и уже сказала (см. публикацию в последнем номере «Миллата»), что в Дагестане нет кумыкских земель, а есть только дагестанские! Допустим. А кумыки есть? Вот этого не может отрицать даже «Миллат»! А раз есть кумыки, то должна быть и кумыкская земля. Кумыки – народ, а не стая перелетных птиц, не перекати-поле, как пишет «Миллат», и у него есть своя территория, данная ему самой историей. Ведь наличия высоко в горах аварских земель кумыки не отрицают, не покушаются завладеть ими, почему же так болезненно реагирует самая просвещенная, как считает она сама, нация на желание кумыков тоже иметь свои землю, свою территорию?! Непонятно… Считаю, что газета «Миллат» и все остальные аварцы, разделяющие ее взгляды и настроения, проявляют в данном случае необъективность и неоправданную враждебность к кумыкам, которые в свое время с братским, но, как выясняется теперь, опрометчивым гостеприимством приняли их на своей земле. Такое поведение недостойно народа, претендующего на звание великого. Великий народ тем и велик, что он прежде всего великодушен.

Наконец, еще один момент в статье в «Миллат», очень важный. Автор, выразив свое негодование оживлением «тенгликовских» геббельсов», как он называет кумыкских активистов, далее говорит буквально следующее: «На прошлой неделе кумыками созванный какой-то съезд является явно в политических целях затеянной игрой и не служит интересам людей, поэтому другая часть кумыков должна им сказать «тохта»; полиция и другие силовые структуры должны принимать к ним строгие меры, иначе «Тенглик» снова затянет Дагестан в болото. Аварцам надоело без конца сушить болота и спасать Дагестан. Эту болезнь надо вовремя лечить, пока не дала метастазы…»

Кстати, реакция по поводу данной публикации «Миллата» в кумыкской среде была достаточно бурной, особенно среди молодежи… Однако, я убежден, что она того не стоит. Призыв автора к силовым органам загасить кумыкское протестное движение на корню звучит уже не в первый раз, и удивляться этому нечего, хотя в данном случае он несет в себе явный оттенок доносительства, что вряд ли к лицу горцам, которые славятся своей прямотой и рыцарским благородством. Ну, да Бог с ним, пусть это останется на совести самого автора.

ПОРА СКАЗАТЬ «ТОХТА»?

Однако в статье есть нюанс, который очень важен и указывает на одну особенность внутри кумыкского общества. Я имею в виду требование автора, обращенное к «другой» (как следует из контекста –«хорошей») части кумыков, сказать «тохта» («остановись!») плохой их части. Той части, которая будто бы все время затягивает Дагестан в болото, вынуждая аварцев, засучив рукава, вытаскивать его оттуда на твердую почву…

Это, конечно, чистое проявление формулы «выдавать желаемое за действительное», хотя бы потому, что на роль спасителей, вытаскивателей Дагестана из болота претендуют также и даргинцы. Так что сначала, наверное, горцам надо как-то определиться, кто из них спаситель и вытаскиватель…

Но я хотел бы указать на другое. В этом требовании автор невольно озвучил истинное отношение горских элит к своим коллегам из кумыков. Он указал на главную функцию, ради которой они держат их в верхах: говорить «тохта!» кумыкскому народу, когда он поднимет голос в защиту своих конституционных прав и интересов. И это предположение уже не раз находило подтверждение в реальности.

Источник

все хорошо

1 Всё будет хорошо

2 Все в порядке

3 Вы меня хорошо понимаете?

4 Вы правильно (хорошо) сказали

5 Вы танцуете хорошо

6 Вы хорошо играете на пианино!

7 Как хорошо, что мы встретились!

8 Очень хорошо!

9 Спасибо, хорошо

10 Хорошо

11 Хорошо!

12 Это очень хорошо!

13 Я не все понимаю

14 Знакомство

15 Ответы

16 Извинение, соболезнование, утешение

17 Комплимент, одобрение

18 Приветствие, пожелание

19 Радость, благодарность

20 Согласие, подтверждение

См. также в других словарях:

все хорошо — нареч, кол во синонимов: 11 • баланс сошёлся (3) • без несчастья (2) • в елочку (6) … Словарь синонимов

все хорошо, что хорошо кончается — нареч, кол во синонимов: 1 • всё хорошо, что хорошо кончается (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Все хорошо в свое время — Все хорошо въ свое время. Ср. Все сдѣлалъ Онъ прекраснымъ въ свое время. Еккл. 3, 11 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Все хорошо, да не как толокно. — Все хорошо, да не как толокно. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Все хорошо, что есть; чего нет, то худо. — Все хорошо, что есть; чего нет, то худо. См. ТОЛК БЕСТОЛОЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

все хорошо в свое время — Ср. Все сделал Он прекрасным в свое время. Еккл. 3, 11 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

У них все хорошо — У них всё хорошо Everybody s Fine Жанр драма Режиссёр Кирк Джонс Продюсер Гиани Нуннари Ted Field Виторио Чечи Гори Глинис Мюррай … Википедия

Хорошему все хорошо. — Хорошему все хорошо. Доброму везде добро. См. ХОРОШО ХУДО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Хорошо ловится рыбка-бананка — A Perfect Day for Bananafish Жанр: Рассказ Автор: Джером Д. Сэлинджер Язык оригинала: английский Публикация: 31 я … Википедия

Источник

Кумыки – загадки равнинного народа Кавказа

Кумыки являются одним из крупнейших тюркских народов Кавказа. Они значительно отличаются от своих соседей, а кумыкское влияние присутствует в культуре самых разных народностей региона. Среди представителей этого народа встречается масса талантливых людей. Существует даже присказка: “Один кумык – кумык, два кумыка – песня, три кумыка – филармония”.

С самых давних времён кумыки тяготеют к искусству и всевозможным ремёслам, которые продолжают развивать по сей день. Этот народ стремится упрочить свою культуру, сделать её ярче и богаче. История кумыков также не остаётся забытой, однако в ней немало спорных или таинственных аспектов. Как же появился этот народ? Как живут кумыки в наше время?

Тайны истории

Как я уже заметила, среди учёных нередко вспыхивают споры относительно исторических вопросов, связанных с прошлым кумыков. Пример тому – проблема происхождения народа. Этногенез так и остаётся загадкой для исследователей. Впрочем, существует несколько версий, каждая из которых имеет свои “плюсы” и “минусы”.

Советский археолог К.Ф.Смирнов высказывался в пользу принадлежности кумыков к потомкам коренного населения Кумыкской равнины. Его коллеги отмечали, что кумыки появились практически одновременно с кыпчаками, что позволяет считать их родственными этносами.

Что значит тохта в переводе с кумыкскогоКыпчаки – предположительно родственный кумыкам этнос
Есенгали Садырбаев «На охране рубежей»

А вот И.Клапрот, напротив, отмечал, что кумыки имеют немало общего с хазарами. Многие советские историки полагали, что кумыки стали предками горских народов, на которых заметно отразилось тюркское влияние.

Если обобщить самые разные теории и версии, можно выделить несколько вариантов происхождения кумыков. Первая теория говорит о том, что этнос появился в регионе вместе с кыпчаками в XII-XIII веках. Другая версия отмечает родственность кумыков и хазар.

Третье предположение склоняет к тому, что кумыки стали потомками автохтонного населения Дагестана. При этом не стоит забывать и о горской теории происхождения. В последнем случае кумыки тюркским народом изначально не являлись. Каждая из описанных версий сложна, имеет немало недостатков, хотя и опирается на определённые аргументы. А потому споры учёных вокруг этногенеза продолжаются.

Что значит тохта в переводе с кумыкскогоХазары – возможные предки кумыков / © The Forward

Что значит название?

Немало сложностей и с происхождением названия. Согласитесь, слово “кумык” звучит достаточно интересно и, как кажется на слух, должно иметь определённый перевод. Многие исследователи связывают появление такого определения с кыпчакским словом “кимак” или иным названием кыпчаков – “куман”.

Некоторые учёные отмечают, что именование это может быть связано с топонимом. Интересно, что сами кумыки по отношению к себе используют и иные варианты самоназвания, причём большая их часть означает “жители равнин”. Подобные особенности заметны и в дагестанских источниках, где кумыков называют “людьми равнин”, отмечая их места проживания.

Внешность кумыков

За долгую историю кумыкам пришлось пережить немало потрясений и войн, однако они сумели остаться достаточно многочисленным народом. На Кавказе они являются вторым по численности тюркским этносом. Несмотря на тюркские аспекты в языке и происхождении, кумыки отличаются ярко выраженными внешними европейскими чертами.

Считается, что предками северных представителей этого народа могли быть половцы, из-за чего многие кумыки северных регионов имеют высокий рост, крепкое и стройное телосложение, правильные черты лица, светлые волосы и глаза. Азиатские внешние особенности можно заметить у южных кумыков.

Что значит тохта в переводе с кумыкскогоВнешность кумыков может быть разной – от абсолютно европейских черт лица до азиатского типа / almode.ru

Среди них встречаются люди с раскосыми глазами, невысокие по росту, смуглой кожей и тёмными волосами. Мне кажется, именно такие внешние аспекты помогают решить проблему споров о происхождении кумыков.

Нельзя исключать, что в этом народе есть несколько ответвлений, в каждом из которых доминирующую роль играли разные этносы. Так, к примеру, на формирование северных кумыков могли оказать влияние хазары, а южных – тюркские народы.

Что значит тохта в переводе с кумыкскогоАбдул-Вахаб, сын Мустафы из Казаниша, выдающийся кумыкский архитектор XIX века, 1860 год / © Ф. Петров
Местонахождение: Государственный русский исторический музей, Москва, Россия

Национальная одежда

Традиционный мужской кумыкский наряд практически не отличается от черкесской одежды. В качестве дополнения использовали бурку, а в зимнее время в качестве верхней одежды выступала шуба из овечьей шерсти.

Женский наряд состоял из длинного платья и шаровар. Представительницам прекрасной половины не полагалось ходить с непокрытой головой. Национальным кумыкским головным убором для женщин считается чепец чутху. Поверх него надевали платок.

Что значит тохта в переводе с кумыкскогоНациональная одежда кумыков не слишком отличается от черкесской / mahachkala.bezformata.com

Кстати, до сих пор среди кумыкских женщин немало мастериц, что изготавливают платки. Материалом может служить шерсть или шёлковые нити – всё зависит от предназначения изделия. Кумыкские рукодельницы славятся своими тёплыми платками и кружевными шалями, что подойдут даже для праздничного выхода.

Прошлое столетие, несмотря на значительные потрясения, стало порой расцвета кумыкской культуры. Эти люди оказали влияние на соседние народности. В традиционных песнях, присказках и поговорках чувствуется, что кумыки – люди интеллигентные и добрые, но не лишённые чувства юмора. Свою жизнь они не могут представить без музыки и танцев. Что интересно, одних только видов лезгинки у кумыков насчитывается более двадцати.

Что значит тохта в переводе с кумыкскогоКумыки дорожат своими национальными традициями и культурой и бережно передают их от старшего поколения к младшему / aedvil.eu

Кумыки – народ, что дорожит своим прошлым. Как считают представители этого народа, наследие предков надо сохранять и передавать новым поколениям. Главной ценностью для каждого кумыка является его семья, ведь за ней – будущее всей нации. Наверное, именно поэтому при произнесении пожеланий в адрес друга или просто хорошего человека кумыки желают пополнения в семействе. Именно дети становятся теми, кто продолжает многовековые традиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *