Что нужно говорить после еды мусульманам
Что нужно говорить после еды мусульманам
Перевод: С именем Аллаха!
Транслит: БисмиЛлях!
Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет
بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه
Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!
Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!
Дуа перед едой
اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه
Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!
Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху!
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة
Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.
Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!
Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мус-тагнан ‘ан-ху! Рабба-на!
Дуа за того, кто угостил
اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ
Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!
Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!
Дуа за того, кто накормил / напоил человека
اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني
Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!
Транслит: Аллахумма, ат’ым май ат’ама-ни, ва-скы ман сака-ни!
Дуа после еды
Дуа после еды №1:
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة
«Альẍамдулилляhи-лляҙи аҭамани hаҙа ва разаḱаниhи мин ґайри ẍавлин минни ва ля ḱувватин»
Смысл: «Вся хвала Аллаху, Который дал мне во благо эту пищу и накормил меня без каких-либо усилий и возможностей с моей стороны» (имам ат-Тирмизи).
Дуа после еды №2:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Альхамдулилляhи-лляҙи аҭамана ва саḱана ва джа’аляна мина-ль-муслимина»
Смысл: «Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питьё, и сделал нас мусульманами» (имамы Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Дуа после еды №3:
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
«Альẍамдулилляhи ẍамдан кяҫиран, ҭайибан, мубаракян фиhи, ґайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мустаґнан ‘анhу! Раббана!»
Смысл: «Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!» (имам аль-Бухари).
Не забываем также после еды помыть руки. В хадисе говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытьё рук до и после еды» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Дуа, которые следует произносить до и после еды
По традиции каждый понедельник мы знакомим наших читателей с дуа – молитвами, которые должен знать мусульманин. Верующий обращается к Господу не только тогда, когда его постигают трудности или проблемы, признак истинной веры – в благодарности и довольстве.
К сожалению, в современном мире сохранить и развить в себе эти качества не так уж легко. Стремление к наилучшей жизни, конечно, хорошо, но часто это превращается в бессмысленную погоню за материальным, где нет место духовности и искренности. Поэтому важно всегда помнить об Аллахе. Даже прием пищи может стать поклонением, если осознать ценность того, чем нас одарил Всевышний.
В Сунне есть определенные правила приема пищи. Например, наилучшим является есть то, что находится ближе к тебе, а не то, что располагается посередине. Кроме того, не желательно есть горячую пищу, также не рекомендуется нюхать ее или дуть на нее. Кстати, разговаривать о благом во время еды допускается. Об этих и других суннах вы можете почитать в статье: 11 сунн приема пищи
И, конечно же, важно до и после еды совершать дуа.
اَللَّهُمَّ باَرِكْ لَنَا فِيماَ رَزَقْتَناَ وَ قِناَ عَذاَبَ النَّارِ
Транслитерация: Аллахумма барик ляна фима разактана ва кына азабан-нар;
Перевод : О, Аллах! Благослови то, что Ты даровал нам в качестве удела и защити нас от мучений огне;
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا ْمُسْلِمِينَ
Транслитерация: Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа муслимийн;
Перевод: Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами;
Дуа после еды и перед едой
Дуа перед едой
Перед трапезой верующему следует задуматься над тем, что Аллаху принадлежат все блага, и за это в своей молитве верующий благодарит Творца, а также за то, что он напоил и накормил верующих, удостоил их всеми благами, дал им пропитание и крышу над головой. В этой молитве прославляется Господь Всевышний, который делает своих верующих мусульманами и одаривает их добродетелью.
Любой прием пищи верующему следует начинать с «БисмиЛлях!», что в переводе означает «С именем Аллаха». Если верующий мусульманин забыл произнести это дуа перед едой, то в конце трапезы он должен произнести «БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!», что в переводе означает «С именем Аллаха в начале и конце!». (Абу Дауд, Тирмизи).
После еды
Также произносят молитву перед едой, в которой обращаются к Всевышнему с просьбой сделать пищу благословенной для того, кто ее вкушает, а также накормить едой, которая лучше этой еды. (Тирмизи).
Дуа после еды
После приема пищи верующему мусульманину обязательно следует воздать хвалу Аллаху сказав «АльхамдулиЛлях».
После еды прославляют и благодарят Всевышнего, давшего еду и накормившего не обладающего ни мощью, ни силой молящегося. (Абу Дауд, Тирмизи).
Есть еще одно дуа (на фото) в котором возносится хвала Всевышнему, многократная и благословенная, которую следует произносить как можно больше раз. (Бухари).
Гость в доме мусульманина после трапезы возносит молитву за того, кто угостил его. В ней он обращается к Дарующему удел с просьбой благословить человека в том, чем Господь наделил его, а также с просьбой простить и помиловать его. (Муслим).
Во время того, как верующий принимает пищу, он должен не забывать об аятах с 68 по 70 из суры «Аль-Вакиа», где упоминается о том, что именно Господь «спускает с дождевых туч воду», которую пьют верующие.
Во время ифтара
Во время разговения по окончании поста в кругу своей семьи мусульманин должен произнести такие мольбы: «Афтара ‘инда-куму-с-саимуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару ва саллят ‘аляй-куму-ль- маляикяту!».
После ифтара также произносят «Захабаз-зам’ уабталлятьиль-‘урук уа сабата аль-аджр инша-лЛах».
Перед питьем воды «Зам-Зам»
Если человек пьет воду «Зам-Зам», то можно прочитать дуа, в котором верующий обращается к Богу с просьбой о полезных знаниях, о многих благах и о лекарстве от всех болезней. Также после питья воды можно вознести хвалу Аллаху, который по Милости Своей сделал сладкой и пресной эту воду, но не сделал ее горькой и соленой.
После питья молока
После того, как верующий мусульманин выпьет молока, ему следует произнести «Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минху».
В гостях
Если мусульманин кушает, находясь в гостях, то ем следует произнести просить у Аллаха благословения для хозяев дома в том, чем Аллаху было угодно наделить этих людей, а также просит простить их и помиловать. (Абу Дауд, Тирмизи).
Сухур дуа
Что же касается дуа сухур, то не приводится от Пророка ﷺ что-либо достоверного которое он произносил перед сухуром. Верующему перед тем, как начать держать пост, следует сделать намерение поста или нийат, смысл которого в том, что он намеревается соблюдать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Творца, и перед началом трапезы прочитать те дуа, которые читаются перед едой, а во время ифтара обратиться к Аллаху со словами о том, что верующий держал пост в Рамадан ради Аллаха, уверовал в Него и уповает на Него, а также, что мусульманин разговляется тем, что Всевышний послал. В этой же мольбе мусульманин просит о прощении его грехов, которые уже совершил, и которые еще совершит.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Этикет приема пищи по Исламу
Многие повседневные поступки имеют свои правила. Наша религия учит, как нужно начинать свой день, как вести себя с окружающими, как посещать мечети и так далее. В этой статье мы расскажем об этикете приема пищи, знать о котором нужно каждому мусульманину. Некоторые из этих правил необходимо выполнить до трапезы, другие – во время неё, а третьи – после завершения.
Правила, которые следует соблюдать до приема пищи
1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].
2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.
3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).
4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].
Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.
5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.
6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).
Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи
1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного).
2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху).
3) Кушать следует только правой рукой.
4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.
5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.
6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).
7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.
8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.
9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.
10) Нельзя дуть на горячую еду[3].
11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.
12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.
13) При питье сосуд надо держать правой рукой.
14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.
15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».
Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи
1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.
2) Облизать пальцы[6].
3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку[7].
4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это»[8].
5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.
Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе
Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.
За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.
Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.
Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.
Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.
Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям
Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».
Бывало Хайсама[11] (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис[12] и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима[13] и аль-А’маша[14] и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».
Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.
Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.
Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался[15].
Посещение людей во время приёма пищи
Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.
Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию. Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними. Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.
Этикет принятия гостей
Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.
Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.
Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.
Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.
Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.
Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.
Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.
Также следует отказаться от приглашения несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.
Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.
Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.
Этикет подачи пищи к столу
1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.
2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:
«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).
После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.
3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.
4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.
5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.
6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.
Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.
Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Из книги «Минхадж аль-касыдин» («Путь стремящихся»)
Источник