Что нужно для выступления

Как подготовиться и провести публичное выступление

Выбираем тему, составляем план и побеждаем страх сцены

Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.

Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.

Типы выступлений и их особенности

Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.

По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.

Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.

Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.

По форматам. Лекции — максимально знакомый формат: выбираете тему и рассказываете про нее. Чаще всего, чтобы добавить выступлению структуру и проиллюстрировать свои мысли, необходимо подготовить слайды. Дальше вы работаете «говорящей головой», а в конце отвечаете на вопросы по теме.

Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.

И последнее — живые интервью, записи подкаста. Мне нравится этот формат, потому что он непредсказуем. Тут есть две основные роли: модератор-ведущий и спикер, иногда не один. Задача модератора — построить разговор так, чтобы у слушателя создалась иллюзия непринужденной беседы, а не просто ответов на вопросы. Тут важно заранее продумать связки между вопросами и уметь увести спикера в нужную тему. Хорошо, если вы легко импровизируете, хотя иногда можно остановить запись и спросить спикера: «А как тебя лучше подвести к следующей теме?»

Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.

Выбор и подготовка темы

Понятно, в каких форматах говорить, но не всегда понятно о чем. Часто я нахожу интересных людей для выступлений, но слышу: «Мне же не о чем рассказать». Можно найти много причин, почему так происходит, но я уяснила один факт: каждому есть о чем рассказать, надо только найти свою тему.

Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.

Если переживаете, что тема может оказаться неинтересной, слишком общей или узкой, ее можно протестировать. Пока был актуален «Клабхаус», я собирала слушателей там. Объясняла, что готовлю выступление и мне надо проверить тему — в результате сразу получала вопросы и обратную связь, понимала, как много у меня материала, какие темы еще нужно осветить, а какие не очень интересны. Такие тестовые прогоны можно делать и в «Зуме», и в «Инстаграме», и в «Телеграме» с голосовыми чатами. Если еще и сделать запись, то у вас будет готова подробная основа выступления, из которой будет проще составить план.

Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.

Подумайте, о чем вы говорили на записи или на кухне, и попробуйте охарактеризовать это несколькими словами — так сложится название темы. Оно должно быть максимально четким и цепляющим. Например, то самое выступление, которое я репетировала в «Клабхаусе», получило название «Дизайн и деньги». Не сильно оригинально, но коротко и ясно.

Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.

План выступления

После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.

Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:

Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.

Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.

Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.

Презентация и обучающие материалы

Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.

Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.

Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.

Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.

В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома.

Драматургия и работа с аудиторией

Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.

Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.

Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.

Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:

Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.

Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.

Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.

И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.

Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.

Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.

Важный момент, который может расположить к себе в процессе выступления, — общий опыт. Очень хорошо работает связка «я был там, где вы сейчас, но я справился и сейчас вам расскажу». Люди глобально любят истории, а истории вокруг их болей и переживаний им нравятся еще больше.

Проверяйте свои пункты на «а зачем я слушаю это», крючки с аудиторией. Если ваша лекция может ответить на этот вопрос — это хорошая лекция.

Как подготовиться перед выступлением

До сих пор у меня все внутри трясется перед выходом на сцену или на камеру. Но волноваться нормально, все волнуются. Даже спикеры с годами опыта за плечами переживают и нервничают. Просто они не бегают в истерике по площадке, а находят способ справиться с тревогой. Кому-то помогает личный ритуал, кто-то пьет валерианку, кто-то повторяет материал. Есть множество способов снять волнение, но вам нужно найти тот, который подойдет именно вам. Можно тщательно репетировать свое выступление, расписывать полный сценарий или придумать себе ритуал, который будет вас успокаивать, стоять перед зеркалом и говорить себе, что вы красавчик.

Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.

Обратная связь

Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.

Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.

Чек-лист для спикера

Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.

Во время выступления:

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Хороший текст, от себя скажу с другой стороны баррикад, как организатор различных публичных мероприятий. Самое главное для меня в спикере это дикция и умение не боятся своего голоса. Очень часто лектор говорит не четко, с кашей во рту, глотая окончания. Ну ёлки-палки, раз ты спикер, возьми пару уроков у хорошего логопеда, пожалуйста. Вторая проблема, если с дикцией все ок, но человек говорит почти не слышно даже в микрофон, как бы сам пугается сказанного. Понятно, неопытный лектор, испугался публики. Но это жесть, потому что в момент не исправляется, а лекция идёт.
Все остальные проблемы с выступлением решить можно со временем.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Maria, соглашусь. Но это тоже во многом вопрос практики и обратной связи. Иногда просто послушать себя со стороны и комментария: «бро, тебя не слышно» — бывает достаточно.

С другой стороны я встречала людей, которые безумно боятся камеры / микрофона / зала, для них в выступлении нет вообще никакого кайфа, только нездоровый стресс. Если человек хочет развиваться в публичных выступлениях — он найдёт себе менторов или курсы и научится. Но иногда заставлять человека не надо, и можно мягко перевести его в формат подкастов, статей и заметок. Это тоже вполне рабочий вариант

Источник

Хорошее публичное выступление: 11 простых советов

Дисклеймер

Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.

1. Структура доклада

Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».

Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.

2. Тайминг

Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.

Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление

В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))

3. С кем он говорит?

Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.

Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.

Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.

Да, да, из этого вытекает следующий пункт…

4. Не читать с экрана

Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.

Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».

Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…

5. Подсказки

Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.

Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:

6. Качество картинок на слайдах

Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.

7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»

Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.

Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.

8. Качество речи

Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.

Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.

Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.

9. Кто моя аудитория?

Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.

Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.

Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.

10. Контакт с аудиторией

Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.

11. Авторский стиль

Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.

Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.

И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).

Источник

Как выступать на публике? 10 Секретных правил успешного публичного выступления

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Сцена. Тёмный зал и слившиеся в одно пятно люди. Вы стоите в свете прожекторов и думаете о том, не видно ли трясущихся коленок под брюками и нервно подёргивающегося правого глаза. А впереди ещё ваша речь. Но как? Вы уже готовы всё бросить и убежать со сцены.

Стоп, стоп, стоп. Выдохните. Ваше выступление пройдёт идеально. Нужно лишь знать несколько правил речи на публике.

Из статьи вы узнаете:

Если вы хотите освоить технику успешного публичного выступления с профессиональным тренером, приходите на курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге или в Москве.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Статья полезна не только начинающим ораторам, но и тем, кто не собирается выступать, ведь сейчас 90% дел решаются по формуле «человек-человек» — при встрече, по телефону или скайпу. Ваша речь — это вы.
Советами о выступлениях на публике с нами поделилась оратор с 15-летним стажем, руководитель школы риторики и дипломатии Екатерина Гальчук.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Какие бывают виды публичных выступлений?

Немного теории. Без неё нет смысла идти дальше, потому что вид выступления связан с целью, а значит, и с тактикой «ораторского боя».

2. Торжественная речь по поводу событий, например, свадьбы или открытия фестиваля. Её цель — выразить отношение.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

3. Научная речь. К ней относятся лекции, семинары и тренинги. Вашей целью станет объяснить тему, причём так, чтобы аудитория поняла, как применить информацию в жизни.

4. Побудительная речь. Например, презентация самомоящихся окон (вот бы они существовали в реальности) с целью их продажи или просьба ребёнку сделать уроки. Побудительная речь всегда требует действий от аудитории.

Как подготовиться к публичному выступлению?

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Поверьте, чем тщательнее вы подготовитесь, тем будете увереннее себя чувствовать на публике, и аудитории будет приятнее вас слушать. Не ленитесь и ответьте на вопросы ниже не мысленно, а вслух.

Что вы хотите сказать вашим выступлением?

Другими словами — ваша цель. Задайте себе вопросы: зачем я выступаю и чего хочу от аудитории? Оратор никогда не делится информацией просто так, ему нужно получить определённые действия или эмоции от аудитории.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Курсы ораторского мастерства в Москве

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Курсы ораторского мастерства в Петербурге

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Обучение актёров в Москве

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Курсы вокала в Петербурге

Для кого вы выступаете?

Изучите слушателей, чтобы говорить с ними на одном языке. Каковы их возраст, пол, профессия? Чем они увлекаются? Что любят, а за какие высказывания могут закидать тухлыми помидорами?

По какому плану вы будете говорить?

Запомните, это должен быть именно план, а не огромное количество листов, исписанных мелким шрифтом. Почему? Когда вы пишите речь и заучиваете её слово в слово, то в 90% случаев в какой-то момент забудете следующее слово. А дальше по цепочке: потеря мысли, белый лист перед глазами, паника и провал. Именно поэтому надейтесь на импровизацию и составляйте не рассказ, а план успешного публичного выступления.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Как репетировать речь?

Здесь есть несколько важных моментов:

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

3 правила публичного выступления

1.Ориентируйтесь на аудиторию, а не на себя. При подготовке к выступлению думайте о том, что понравится слушателям, а не о том, чем вам хочется с ними поделиться. Именно для этого при подготовке нужно проанализировать аудиторию: её пол, возраст, страхи, желания, социальный статус и финансовое положение.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

2. Будьте живее. Жестикулируйте, проявляйте эмоции, меняйте позы, передвигайтесь по сцене. Люди плохо реагируют на статичные предметы, поэтому если вы будете стоять солдатиком, внимание аудитории вам не удержать.

Чтобы слушатели не заскучали, привлеките их жестами и поддерживайте зрительный контакт, задерживая внимание то на одном, то на другом человеке.

Люди должны видеть, что вы общаетесь именно с ними, а не рассматриваете свои новенькие ботинки. Конечно, во всем стоит придерживаться золотой середины. Без остановки махать руками перед глазами слушателей и бегать лишь для того, чтобы не стоять на месте, не нужно. Поберегите свои силы и нервы аудитории.

3. Хорошо подготовьтесь. Это правило касается даже ассов в публичных выступлениях. Не думайте, что вы всегда сможете выкрутиться и выдать речь экспромтом. Уважайте аудиторию и всегда готовьтесь к публичному выступлению. Но помните: нельзя записывать речь слово в слово.

7 приёмов для успешного публичного выступления

Ваше выступление на публике будет ярким и запоминающимся, если вы овладеете несколькими приёмами и будете знать, как привлечь внимание аудитории, что стоит говорить, а о чем лучше помалкивать.

Эти 7 лёгких правил — это киты, на которых держится запоминающееся публичное выступление.

1. Добавляйте в рассказ истории. Когда на «галёрке» достали телефоны, а передние ряды зазевали и заёрзали на стульях, это сигнал, что нужно рассказать интересный случай. Истории всегда привлекают внимание слушателей. Любопытно ведь взглянуть на мир другого человека словно через замочную скважину!

Например, в знаменитой речи перед выпускниками Стэнфордского университета Стив Джобс рассказал историю о своём пути и поделился личным опытом. Искренний рассказ произвёл настолько сильное впечатление, что речь вошла в ТОП-5 самых ярких выступлений.

2. Больше картинок. Используя презентацию с иллюстрациями, вы задействуете ещё один орган чувств — зрение, поэтому аудитории запомнится больше информации. Главное правило: не пишите на слайдах текст. Можно лишь продублировать главную мысль в 3-5 словах.

3. Не стройте заумных фраз. Они никому не нужны. И длинные предложения. А ещё обороты, метафоры и сравнения. Никто не хочет напрягаться и мысленно переводить ваш великий и могучий на простой и понятный русский язык. Не делайте вид, что вы самый умный. Люди не любят, когда их настойчиво чему-то учат. Ваши слушатели тоже считают себя самыми умными, ведь нам всем в детстве об этом говорила мама. Не хотите конфликтовать со слушателями и их мамами — не умничайте.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

4. Будьте похожим на свою аудиторию. Вы успели только поздороваться, а она уже оценила вас с точки зрения «свой-чужой». Чтобы быть со слушателями на одной волне, пользуйтесь её словарным запасом, рассказывайте о том, что ей близко, следите за тем, чем она интересуется, цепляйте за живое. Но в первую очередь, отталкивайтесь от своего удобства. Например, если вы преподаватель истории и ведёте урок перед семиклассниками, школьники ваши робкие «эщкере» и «флекс» не поймут. Публика обязательно клюнет на естественность.

5. Не мямлите. Говорите внятно и чётко. Аудитория никогда не будет напрягать слух, если вы не мега-авторитетная личность. Как только начнёте говорить тихо, внимание зала моментально пропадёт.

6. Установите зрительный контакт. Старайтесь не уводить взгляд в сторону и не смотреть в пол. Общайтесь со слушателями, смотря им в глаза.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Как не бояться выступать перед публикой?

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Не беда, это исправимо. Страх публичного выступления — это нормально, его испытывают все. Он может действовать по-разному: заставлять ваш мозг работать ещё активнее или, наоборот, запутывать мысли в огромный клубок. Если страх перерастает в панику и сковывает разум так, что вы не в состоянии думать, для успешного публичного выступления нужно с ним бороться.

Самый лучший способ — начать говорить перед выступлением.

Наш мозг устроен так, что лучший результат достигается в середине процесса. Как же не воспользоваться этой особенностью? Начинайте говорить примерно за 20 минут до выступления. Можете проговаривать речь, а можете произносить всё, что приходит в голову. Главное — говорите вслух.

Тогда слова на сцене родятся не из комка нервов и полного молчания, они станут продолжением речи.

«Я смотрю на ослепляющие прожекторы, какой смешной парень сидит на первом ряду, как хорошо жить… Итак, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о том, как подготовиться к публичному выступлению». Вуаля! Вы уже в потоке, а слова льются сами собой.

Что нужно для выступления. Смотреть фото Что нужно для выступления. Смотреть картинку Что нужно для выступления. Картинка про Что нужно для выступления. Фото Что нужно для выступления

Книги об ораторском искусстве

Книги — это выжимка лучших мыслей и приёмов, это разговор с опытным человеком. С ними ваше развитие ускорится в несколько раз. Мы собрали лучшие книги об искусстве общения и публичных выступлениях. Но помните, что знания будут полезны, только если вы будете их применять на практике.

Узнал и забыл — провальная схема.

На что обратить внимание при выборе курсов ораторского мастерства?

Стоимость курсов ораторского искусства начинается с 2 000 рублей и доходит до 25 000 рублей. Цена зависит от количества часов обучения, программы, размера группы и квалификации преподавателя.

Навык выступления на публике поможет везде и всегда. Вам станет легче вести переговоры и проходить собеседование, а знакомиться и вливаться в коллектив — проще простого!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *