Что нужно для открытия ателье по пошиву одежды с нуля
Как открыть ателье
Подарок для новых ООО
Регистрируйте компанию, сообщите менеджеру ваш ИНН и получите бесплатно 3 месяца работы в сервисе со сдачей отчетов!
Сегодня каждый стремится быть непохожим на других, так что открытие ателье может стать выгодным бизнесом. Главное — желание и умение создавать шедевры из лоскута ткани. Как открыть швейную мастерскую и с чего начать — читайте в нашей статье.
Анализ рынка
В первую очередь, проанализируйте рынок ателье. Оцените их количество в том районе, где хотите размещаться. Определите перечень предлагаемых услуг: возможно, вы сможете придумать что-то новое. Обычно мастерские предлагают три основные услуги: ремонт, пошив и доработка.
Доработка одежды всегда пользуется спросом. Подшить брюки, подогнать по фигуре, пришить новые элементы — с такими просьбами клиенты обращаются довольно часто.
А вот с ремонтом ситуация сложнее. На рынке выбор одежды огромен, как и разброс цен. Многие уже не заморачиваются ремонтом одежды, так как проще купить новую и недорогую. Самый распространенный ремонт — замена молнии, перешивка пуговиц, замена воротников и манжет.
Клиентов, готовых заказывать пошив одежды, гораздо меньше, чем остальных. Такие люди довольно состоятельны и иметь собственного дизайнера для них — вопрос имиджа и статуса. Несмотря на малую численность, попытайтесь привлечь несколько таких клиентов. Во-первых, они готовы платить крупные суммы, а во-вторых, это лучшая реклама вашего ателье.
Разработка прайс-листа
Выберете услуги, которые будете оказывать. Чтобы не попасть с расценками впросак, пройдитесь по другим мастерским и узнайте рыночную цену. Не стоит сильно снижать или завышать цены. Низкие цены не дадут вам получать прибыль, а высокие отпугнут посетителей.
Выбор помещения
Теперь важно выбрать место, где вы собираетесь “творить”. В первое время у вашего ателье не будет репутации, поэтому посещать вас будут “мимопроходящие” клиенты. Значит нужно выбирать такие места, где есть постоянные потоки людей. Это всего два варианта: аренда помещения в торговом центре или в спальном районе.
В ТЦ всегда много людей и много магазинов одежды, и это плюс. Скажем, Петя купил себе брюки, которые идеально сидят, но немного длинноваты. Петя не будет неделями сидеть в на форумах в Интернете, чтобы найти лучшее ателье, он пойдет в ближайшую мастерскую, и это можете быть вы. Плюсы также в том, что помещение в ТЦ не надо ремонтировать, получать санитарное и пожарное заключение.
Но есть и свои недостатки. Первое — это стоимость аренды. В большом торговом центре расценки гораздо выше, чем в спальном районе. Сделать яркую рекламную вывеску тоже затруднительно — придется согласовать это с администрацией центра.
В спальном районе проходимость меньше, вашими посетителями будут жители района. Но зато они будут вашими постоянными клиентами. Да и стоимость аренды будет гораздо ниже. А если выплачивать аренду надоест, то можно задуматься о покупке помещения. Расположить мастерскую в спальном районе рекомендуем рядом с магазином тканей. Принцип тот же, что и в примере с Петей. Попробуйте наладить партнерские отношения с этим магазином, чтобы они рекомендовали вас, а вы их.
Минусы — это траты на ремонт помещения и разрешительные документы. Не забудьте о рекламных вывесках.
Требования к помещению
Ищите помещение от 20 кв. м. Шитье — далеко не легкий труд. Без хорошего освещения такая мелкая работа быстро приведет к усталости глаз и снижению работоспособности. Позаботьтесь о хорошей вентиляции — постоянно работающие утюги и отпариватели довольно сильно повышают температуру и влажность.
Организуйте, минимум, три зоны: рабочая зона, примерочная и зона для хранения материалов.
Покупка оборудования
Вам потребуются надежные промышленные агрегаты, а не машинки в пластиковом корпусе для домашнего использования. Цена на такую швейную машину начинается от 9 000 рублей, на оверлок — от 15 000.
Сшить одежду мало, ее нужно привести в достойный вид. Тут вам и понадобятся утюг, отпариватель и гладильная доска. Отпариватель стоит от 6 500 рублей, утюг — от 2 000.
Также понадобится мебель, инструменты и материалы: ножницы, нитки, иголки, пуговицы, молнии, зеркала и шторы в примерочную.
Найм персонала
Если вы профи в швейном деле, в начале работы вам хватит и одного помощника. Возможно, впоследствии понадобятся новые сотрудники. Важно обучить помощников и организовать их работу. Во время наработки репутации ваши сотрудники — залог успеха. Подойдите к их обучению со всей серьезностью, нанимайте только профессионалов. Допускать ошибки в самом начале недопустимо.
Помимо профессионализма сотрудников оценивайте и их умение общаться с клиентами. Персонал должен понимать настроение клиента и находить к нему подход.
Реклама
Рекламная кампания — основной способ привлечения клиентов. Закажите заметную вывеску с фирменным названием. Разместите объявление в Интернете. Налаживайте партнерские отношения с магазинами. Проводите акции, предлагайте скидки.
Экономить на рекламе не стоит. Хорошая кампания быстро себя окупит и привлечет много новых клиентов. Ваша задача удержать их за счет своего профессионализма.
Регистрация бизнеса
Зарегистрируйтесь в качестве ООО или ИП в налоговом органе. Ателье — малый бизнес, поэтому лучше регистрироваться как ИП, это избавит вас от обязанности вести бухучет.
Выберите систему налогообложения. ОСНО даже не рассматривайте, ваш выбор должен быть в пользу УСН, ЕНВД или ПСН. Если в вашем регионе ПСН распространяется на ателье, то переходите на патент. В ином случае проанализируйте запланированные доходы и расходы, и выберите систему, на которой налог будет минимален.
Если вы наняли работников, встаньте на учет в ПФР.
Для оказания услуг ателье нужно взять разрешение в Роспотребнадзоре. Если у вас отдельное помещение в спальном районе, то не забудьте взять разрешение в пожарном надзоре.
Бизнес не окупается в одно мгновение. В первое время придется экономить, но сокращать расходы на аренду, зарплату, материалы во вред качеству — не лучший вариант. Сэкономьте на бухгалтере, воспользуйтесь дружелюбным облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Первые две недели работы в сервисе бесплатны, а новым ООО мы дарим три месяца работы с отправкой отчетности.
Как на субсидию от центра занятости открыть ателье
Несколько лет назад по инициативе Галины Реутовой в селе Большое Сорокино появилось ателье, которое на сегодняшний день является единственным местом, где в работе используется профессиональное оборудование. В числе клиентов не только жители, но и дворцы культуры.
О приобретении важного навыка на швейной фабрике в Ивановской области, возвращении в родное село и поддержке центра занятости Галина Реутова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Наработка навыков и мастерства
В моей профессиональной карьере большую роль сыграли семейные обстоятельства. Я родилась и выросла в Тюменской области, в селе Большое Сорокино с численностью населения чуть больше 5000 человек. После школы вышла замуж и в 2008 году переехала с семьей в город Фурманов Ивановской области. Пока сидела в затянувшемся декрете, училась на юриста на заочном отделении местного института, однако это образование не окончила. С 2009 по 2011 годы работала на швейной фабрике в Ивановской области. Там я и обучилась всем секретам мастерства, работала не с конкретными деталями, а шила всё изделие целиком.
В 2012 году, после развода с мужем, я вернулась в село Большое Сорокино и начала устраивать жизнь фактически с нуля. Устроилась работать продавцом, поэтому на долгие три года о шитье пришлось забыть. Постепенно личная жизнь наладилась: я вышла замуж во второй раз, в 2015 году ушла в декрет и снова начала шить. Сначала упорно вспоминала все знания и навыки, полученные на фабрике, затем изучала раскрой современной одежды. Свои первые модели отшивала сначала для младшей дочки, затем и старшим детям.
Швейными успехами я делилась в социальных сетях. Сначала одежду заказывали знакомые, а потом подписчики начали активно настаивать на запуске полноценного ателье.
Долго думать не пришлось: магазин запчастей моего супруга, где я работала продавцом до декрета, закрылся, и выходить было некуда. Пришлось брать ситуацию в свои руки и самой создавать себе рабочее место.
Субсидия для самозанятых
Я уволилась, встала на биржу труда, и центр занятости предложил мне подать заявку на субсидию для самозанятых. Опыт написания бизнес-плана у нас уже был, до этого мой супруг уже открывал по субсидии химчистку, да и неоконченное юридическое образование пригодилось в работе с бумагами.
В 2015 году мне выделили грант в 110 000 руб., на эти деньги я закупила оборудование: две швейные машинки, производственный аверлок, парогенератор для обработки тканей, раскройный шкаф, манекен — всего сейчас уже и не вспомню. Старт получился быстрым, все инвестиции окупились примерно за год.
К моменту запуска ателье у меня уже была база наработанных клиентов, но немного задерживала бумажная волокита. Как только ателье открылось, сразу же начали поступать крупные заказы.
Основной канал продвижения бизнеса — социальные сети: я выкладываю фото во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». На первых порах помогли и статьи в местной прессе: про меня рассказала сначала районная, а затем и областная газета. Это позволило привлечь другой пласт клиентов: если через интернет ко мне приходили молодые заказчики, то СМИ позволили выйти на более взрослую аудиторию.
Клиенты и объем работы
Сегодня мое ателье «Ника» занимается пошивом женской и детской одежды, костюмов, а также оказывает услуги по ремонту одежды и установке фурнитуры (кнопок, молний). В Большом Сорокино я самая молодая швея, мои конкуренты в основном бабушки-надомницы, работающие на обычных бытовых машинках и занимающиеся ремонтом, а не пошивом одежды. В моем ателье есть отдельное помещение, где стоит производственное оборудование. Найти хорошее помещение, кстати, было непросто. Сначала думали снимать муниципальную собственность, но все, что могла предложить администрация, располагалось на втором этаже. Для пожилых клиентов это очень неудобно. Тогда подключили знакомых, удалось найти место в гостинице, в очень проходном и доступном месте, с большими окнами. Выбором я осталась довольна, у меня большая вывеска, всем видно. Правда, и аренду мы платим немаленькую.
Кроме одежды я изготавливаю шторы, тюли, карнавальные костюмы. Я полностью обслуживаю местный Дворец культуры, а сейчас еще и Дворец культуры из соседнего района. В числе моих клиентов не только односельчане, но и жители соседних деревень. Занимаюсь частным пошивом и созданием сценических костюмов. Обшиваю ансамбли — по 20-30 изделий за раз, плюс сдаю костюмы в аренду (в наличие где-то 35-40 позиций).
Конечно, экономический кризис отчасти сказался на бизнесе: клиенты стараются экономить. Количество заказов на ремонт одежды превышает запросы на пошив новой. Но все равно бизнесу есть куда развиваться, тем более что стоимость услуг у нас небольшая.
Средняя зарплата моих клиентов — 8000-10 000 руб. Поэтому цены — минимальные. Так, например, подшив брюк у меня стоит 100 руб.
Повысить цены я не могу, так как люди просто не потянут мои услуги, поэтому стараюсь предложить сразу несколько позиций, работаю с клиентами, предлагаю им посмотреть шторы, тюль. Точных данных о среднем чеке у меня нет, все эти моменты контролирует бухгалтер. Сама я подсчетами не занимаюсь, поскольку на мне не только бизнес, но и трое детей. В среднем, по ремонту одежды в день приходит от 5 до 10 заказов, в месяц — минимум один крупный клиент. Сейчас у меня горячий сезон — большой заказ от Дворца культуры, а следом платья на выпускной, так что до июля я сама ремонтом одежды не занимаюсь.
Отсутствие помощников — большой минус. Сейчас я работаю в ателье одна, а дополнительные руки очень нужны. В селе нет швей, у нас не учат такой профессии, нужно ехать искать персонал в Тюмени. Пока меня выручает родная тетка — она профессиональная швея и на больших заказах помогает мне. Но в ближайшем будущем однозначно нужно нанимать одного или даже двух сотрудников, расширять помещение, закупать дополнительное оборудование.
Всем предпринимателям советую на старте тщательно проанализировать рынок. Важно грамотно позиционировать свой бизнес и правильно предложить людям свои услуги. Конечно, в бизнесе невозможно преуспеть без трудолюбия и профессионального бухгалтера! Многие творческие люди глубоко погружаются в процессы, забывая о документах и официальной стороне вопроса. Поначалу мне попался не очень хороший бухгалтер, и до сих пор приходится устранять последствия. Поэтому сразу ищите профессионалов!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как на 150 000 рублей открыть ателье и отстроиться от конкурентов
Светлана Чиканцева, экономист по образованию, начала шить одежду пять лет назад. До этого у нее стремительно развивалась карьера в ИТ-компании, где она занимала престижную высокооплачиваемую должность. Бросив все, Светлана решила стать дизайнером-портной и открыла домашнее ателье Sveta Chi. Всего за несколько лет это предприятие заработало репутацию в Екатеринбурге и за его пределами.
О школьных уроках труда, мечте поменять мир моды и бизнесе без вложений Светлана Чиканцева рассказывает Контур.Журналу.
Школьное напутствие
Пять лет назад мне начала сниться фантастическая одежда. Я судорожно искала ее в магазинах, но ничего и близко похожего не было. Тогда я решила воплотить свои идеи в жизнь самостоятельно. Так, в 2014 году, экономист по образованию и бизнес-консультант по жизни, я решила вдруг стать дизайнером и шить одежду. Сегодня моя заветная мечта — сделать моду ближе к обычному человеку. Для меня мода везде: в природе, фильмах, журналах. Но сегодня кажется, что истинный фешн-мир доступен только элите, некому закрытому сообществу. Мое ателье Sveta Chi существует для того, чтобы изменить привычный порядок вещей.
Родом я из небольшого городка Гай Оренбургской области. В школе учительница труда однажды освободила меня от уроков кройки и шитья со словами: «Света, ты хорошо разбираешься в швейных машинках. Давай девочки будут шить, а ты будешь им чинить машинки». С этой компетенцией я счастливо прожила много лет.
После школы по совету мамы я поступила в строительный техникум города Новотроицка на бухгалтера. Сама же я мечтала стать архитектором, но мама убедила меня, что бухгалтер более «женственная» профессия. Ну а в 2005 году, когда пришло время определяться с высшим образованием, я решила пойти по проторенной дороге — поступила на «экономиста-инженера в машиностроении» в Уральский политехнический институт (ныне Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина) в Екатеринбурге.
Хотя на работу я вышла довольно рано, по специальности не проработала ни дня. Еще во время учебы я устроилась в банк. Сначала это был «Ситибанк», куда я попала совершенно случайно. Шла на собеседование в другую компанию, но заблудилась и оказалась в банке. Через год я стала работать в «Русском стандарте», где меня повысили с менеджера по продажам до заместителя руководителя отделения.
Из банковской сферы я перешла в ИТ. Карьера складывалась довольно стремительно: я была руководителем отдела продаж, региональным руководителем, а затем и стратегическим консультантом. В мои задачи входила разработка стратегии продаж: какие каналы выбирать, как выстраивать воронку, как продавать. К середине 2010-х у меня сложилась вполне счастливая жизнь: зарплата была отличная, должность престижная. Но в 2014 году я вдруг решила, что буду шить одежду! Сказать, что родственники и друзья были в шоке — не сказать ничего.
Работа в ателье и регистрация ИП
Когда мне начала сниться одежда, которую я не могла найти в магазинах, я задумалась о поиске курсов кройки и шитья. Нашла подходящий центр имиджиологии и встала в лист ожидания. В какой-то момент мне позвонили и предложили пойти на годовой курс по дизайну одежды, так как группа кройки и шитья не набиралась. На тот момент у меня не было амбиций делать из этого какой-то бизнес, я просто решила сменить вектор деятельности и пошла на курс. На выпускном занятии всех нас спрашивали о планах на будущее. Мои одногруппники в один голос рассказывали, как будут совершенствоваться дальше в профессии, а я честно сказала — буду шить только для себя и близких подруг.
Сейчас вспоминаю о тех словах с улыбкой. Практически сразу по окончании курса моя тетя предложила мне пойти на стажировку к своей знакомой, владелице ателье. Это был совсем маленький проект, основной пул клиентов которого составляли пожилые люди, приносившие одежду на переделку. Но я согласилась. По будням работала стратегическим консультантом, а по выходным сидела за швейной машинкой.
Поскольку я отличный специалист в сфере продаж, то тут же начала вносить изменения в рутину нашего ателье: придумывала акции, привлекала новых клиентов, в том числе крупных.
Постепенно пошив поглотил меня всю, в ИТ-компании я откровенно скучала, а в ателье стремительно развивалась.
Однажды к нам в ателье обратилась крупная сеть экомагазинов «Медведь» с филиалами в Екатеринбурге, Казани и Санкт-Петербурге. Им нужна была новая интересная форма для сотрудников — примерно 500 единиц. Контракт был выгодный, но хозяйка ателье побоялась взять на себя подобную ответственность. А я нет. Так я открыла собственное ИП и ушла в свободное плавание в мир фешн.
Экономика проекта
В среднем запуск полноценного ателье в Екатеринбурге обходится в 300 000 — 400 000 руб. Это деньги на аренду и ремонт помещения, закупку оборудования, наем сотрудников. Студия Sveta Chi началась практически без стартовых вложений. 100 000 руб. я потратила на собственное обучение, еще примерно 50 000 ушло на закупку оборудования: швейной машинки, оверлока, гладильной установки. Этот бизнес изначально был для меня неким экспериментом — смогу ли я развить проект без серьезных первоначальных вложений? Пока что это получается.
Сэкономить на старте помогли договоренности с первыми клиентами, а также экономия на аренде помещения и сотрудниках. Моя студия представляет собой оборудованную комнату в собственной квартире.
Это максимально оптимальный вариант для моей концепции бизнеса — индивидуального пошива одежды по лекалам, цветотипу, стилю и пожеланиям клиента. У меня есть заказчики, которые могут приехать ко мне до работы — в 5 или в 6 утра, либо поздно вечером — в 2 часа ночи. Ни один офис не даст мне такой гибкости и свободы графика, как собственная квартира. Сотрудники мне пока тоже не нужны, я справляюсь сама.
Своим первым клиентом была я сама, затем подтянулись подруги и подруги подруг, затем стали приходить и незнакомые люди по рекомендациям. Сегодня у меня в портфолио есть и частные, и корпоративные заказчики: маршалы «Формулы 1», швейная фабрика «Диана», NK Agency. Был опыт сотрудничества со знаменитостями — Заярой Зайцевой, официальным фотографом ММА и Федерации Дзюдо «Урал — Западная Сибирь», Натальей Кузютиной, бронзовой медалисткой Олимпиады и четырехкратной чемпионкой Европы по дзюдо. 90 % клиентов находят меня по рекомендациям, одновременно я веду не более 6 клиентов.
Чек заказов оставляет от 2 500 до 50 000 руб. В первый год выручка составляла до 60 000 руб. в месяц, практически все эти средства приходилось реинвестировать в бизнес: закупать фурнитуру, материалы, вкладывать в обучение.
Тесный рынок
Мир моды всегда был довольно конкурентным, но в последние годы количество новых игроков и брендов просто зашкаливает. Когда в 2014 году я проводила исследование и изучала конкурентов, в моем списке было примерно 10 студий по индивидуальному пошиву. Сейчас их открылось столько, что я закончила выписывать на цифре 30. Дальше просто не стала продолжать. Еще больше проектов мы видим в соцсетях: множество брендов с почти одинаковой одеждой, цветами и эскизами.
Мое ключевое конкурентное преимущество — индивидуальный подход. Я не просто изучаю клиента, его особенности и пожелания, а создаю для него мини-коллекцию из нескольких образов. Затем мы вместе подбираем ткани, отшиваем одежду и делаем фотосессию. Итог моей работы не только набор одежды, но и полноценный лукбук, красивые профессиональные фотографии.
Кроме коллекций для частных заказчиков я отшивала полноценные сценические работы. В декабре 2017 года у меня был показ в Новосибирске в финале конкурса «Фешн Менеджмент». Местная швейная фабрика «Диана» взяла в производство всю мою коллекцию, и до сих пор эта одежда доступна в магазинах. Особенно приятно, что это была необычная коллекция — мы шили для женщин от 56 размера. Это был отличный опыт работы с производством, которое накладывает на дизайнера определенные ограничения в выборе тканей и выкроек.
В начале 2018 года меня пригласили на показ уже в Екатеринбурге, видимо, заметили в социальных сетях. Это был Fashion Day для моделей size+. В финале меня отметило жюри и пригласило участвовать на неделе моды в Екатеринбурге.
Каждый показ для меня — это не просто набор одежды, это настоящее модное шоу. Так, например, моя коллекция «Вишневый пирог» была вдохновлена сериалом «Твин Пикс». Музыку для выхода моделей писал мой муж. Каждый модный показ, как правило, ведет к всплеску внимания ко мне и моим работам. После показа в Новосибирске меня даже приглашали туда на работу. Но я отказалась — это не мое.
Дальние горизонты
Сейчас у меня в планах модная стажировка в Италии. Я трачу на это все свои силы и энергию — езжу на собеседования, подтягиваю английский и итальянский, даже сократила число клиентов. Надеюсь, эта программа приблизит меня к мечте изменить мир моды. Получив новый опыт, знания и практику за рубежом, я без сомнений смогу воплотить в жизнь нечто грандиозное.
А всем новичкам я желаю в первую очередь получать удовольствие от собственного бизнеса. Делать проект просто так, даже если в нем не будет прибыли. Обязательно нужно быть готовым к критике — она возникает всегда. Найдутся люди, которым не понравится то, что вы делаете. В большинстве случаев бизнес — это долгая кропотливая работа, совершение ошибок. Но если вы занимаетесь делом, которым живете, вы даже не подумаете о том, чтобы сдаться и отступить.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
Владелец бренда «Brier» раскручивает свой бренд одежды среди масс-маркета и крупных российских дизайнеров.
Я училась в институте и лицее на модельера-конструктора. Потом работала в свадебном салоне одновременно модельером, администратором, продавцом, расшивала платья и иногда убирала салон. Ушла в другую компанию, где моделировала и конструировала спортивные костюмы — там мои новшества не нашли понимания, и я ушла в «Инканто», оттуда — в другую крупную российскую компанию. Компания занималась производством нижнего белья и купальников, там я проработала старшим дизайнером до декрета.
Потом расписывала стены в рентгенкабинете Морозовской больницы вместе с другими волонтерами и вела занятия для детей в кафе. В это время меня ничего не связывало с созданием одежды.
В 2014 году случился кризис, вещи подорожали и я решила попробовать сама разрабатывать и шить одежду дома. Первую коллекцию сделала сама, дома, а швеей была однокурсница из лицея.
В 2015 году у меня было 35 000 рублей. На эти деньги я купила ткань на складе на пять моделей женских вещей: кардиган, жилет, два пальто, брюки, заказала минимальную партию бирок — 4500 штук, потому что — ну что за вещь без бирок.
Сшила, договорилась с фотографом, чтобы это снять. Сделали фотосессию и разместили всё это в Инстаграме.
Через полмесяца я сделала мужскую коллекцию: брюки, пальто, кардиган.
Вещи увидели мои подписчики, подписчики фотографа, подписчики людей, которые снялись в той первой сессии. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида.
Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида
Дальше я делала съемки, но снимала не моделей, а простых людей: фотографа, военного, биолога, гольфиста.
Многие снимались бесплатно, поскольку хотели меня поддержать, и я им за это очень благодарна.
Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
Сначала клиенты приезжали ко мне домой, и так было полгода. Нас воспринимали как ателье, где можно попросить шить на заказ. Была история, когда женщина говорит: «Мне нравятся ваши модели, я очень хочу вот такое пальто, но давайте возьмем красную ткань, сделаем бархатный черный воротник, пальто приталим и утеплим». И тут я начинала придумывать отговорки: «Простите, моя швея забеременела, ушла в декретный отпуск, уехала к себе на родину, а другую швею не могу найти, извините, пожалуйста».
Потом познакомилась с дизайнером другой российской марки одежды, и года два мы вместе снимали квартиру на Чистых прудах в доме мечты — это дом с животными. У нас было два балкона, один выходил на Чистые пруды, а с другой стороны были видны звездочки Кремля и несколько высоток. Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей.
Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей
Для многих было счастьем оказаться в том доме и посмотреть, как там внутри. Квартиру снимали на троих, и каждый платил по 20 000 рублей, но третий постоянно отваливался.
Я переехала на Хохловку. Сейчас окна магазина выходят на улицу, но вход со двора — зато теперь к нам можно приходить без звонка, и у меня в шоуруме есть чай с сушками.
Магазин обставляла сама
Площадь шоурума — 20 квадратных метров, аренда — 32 000 рублей в месяц. В помещении есть примерочная, шкаф-склад и основной зал с вещами и диваном.
Примерочная у меня открытого типа. Когда приходит покупатель и решает примерить вещь, я закрываю примерочную ширмой. В остальное время ширма открыта, и это дает дополнительный объем.
В основном зале стоят шесть стоек с одеждой. Я развешиваю вещи не по цветам или размерам, а по ассортименту.
У меня есть стойки с рубашками, с легкими пальто, с теплыми пальто, пиджаками, жилетами, платьями и кардиганами.
И еще одна важная деталь — диван с маленьким столиком.
Когда человек приходит один, он может отдохнуть на этом диване. Когда приходят пары, один примеряет вещи, другой отдыхает. Мужчины не очень любят ходить по магазинам: вот он приходит уставший, садится на диван, ему предлагают чай или кофе. Он отдыхает, а дальше включается и помогает с выбором одежды женщине. Мы создаем ощущение, что у нас уютно, как дома.
Еще есть небольшой склад-контейнер площадью 2 х 2 квадратных метра, который арендую за 3000 рублей в месяц. Там храню рулоны тканей, вещи, которые могут понадобиться в магазине. Контейнер арендовала рядом с домом, чтобы можно было заезжать по пути на работу или с работы.
Если мне нужно что-то раскроить и сшить, я делаю это дома, в своей квартире. У меня в планах сделать мастерскую, где можно хранить вещи, которые сейчас в контейнере, кроить, шить и чтобы это не мешало моей семье.
Градацию по размерам делаю не как полагается, а ориентируюсь на своих клиентов и на себя. Я шью одежду на разные типы фигур. Например, у меня есть линия брюк размера S на мужчин ростом 196 сантиметров. Пиджаки я тоже шью с длинными рукавами, при необходимости их всегда можно укоротить.
Маленькие партии невыгодно шить в Китае
Сейчас отшиваю вещи в мастерских в Москве и в Подмосковье. У меня маленькие партии — на все размеры 10—15 единиц вещей. В Китае отшивают только большие партии, иначе невыгодно.
Я рассматриваю вариант шить вещи в других городах России — возможно там фабрики и мастерские не такие сытые, как в Москве и Подмосковье. Но тогда встает вопрос логистики и возможности контроля качества пошива, потому что даже у самой идеальной фабрики будут проблемы. И если мастерская в другом городе, а мне приходит партия, где что-то перекошено или неправильно сшито, тогда мне надо искать возможность отправлять вещи снова на фабрику.
Каждую вещь в партии проверяю сама. Я знаю, в какой модели и какие ошибки могут быть, например у пальто:
Вещи с недочетами оставляю на исправление, чтобы не тратить время и не возить их из магазина на производство и назад. Всегда надо закладывать время на то, чтобы проверить партию после обшивки.
Сезонность — это боль
Если разрабатываю новое пальто, на его запуск уходит минимум 30 000 рублей:
Потом эту сумму делю на всю партию и делаю наценку: партия в 20 штук — значит, на каждое пальто сверху накину 1500 рублей. Если планирую продавать еще партию из десяти штук этого же пальто, тогда наценку считаю на 30 штук.
В стоимость вещей также входит аренда шоурума, расходники и зарплата. Одно пальто стоит от 18 000 рублей, а все рубашки по 6500 рублей. Цены на сайте и в шоуруме одинаковые.
Я запускала марку сама и точно знаю, что не хочу привлекать инвесторов со стороны, потому что для меня важна та свобода, которой я владею. Я сама принимаю решения, распоряжаюсь заработанными деньгами, но мне нужен хороший финансовый консультант — человек, который посчитал бы все мои доходы и расходы, сделал рекомендации и сказал, что можно улучшить, на что тратить меньше, во что вложить побольше. Я, конечно, стараюсь всё записывать, но вот анализировать не получается. И это моя проблема.
Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
Поставщик отматывает ткань, я привожу ее на производство, выкраиваем вещи, а оказывается, что ткань неравномерно прокрашена или на ней дырки. И тогда в брак уходит пять пар брюк — это недобросовестность поставщиков.
В мастерских тоже бывают проблемы: могут нашить бирку «100% шерсть» на хлопковые брюки, а на шерстяные пришить «100% хлопок». На рубашках путают лён с хлопком. Когда вижу такое, либо зачеркиваю, либо отрезаю бирку, либо говорю покупателям, что всё в порядке, это путаница.
Или вместо бирки «ручная стирка» могут пришить бирку «химчистка». На шерстяные пальто мы пришиваем «Химчистку», а на брюки пришиваем «100% шерсть, ручная стирка». Однажды звонит клиентка и в волнении спрашивает: «Неужели придется относить брюки в химчистку?» Говорю: «Не волнуйтесь, просто производство перепутало, можно стирать дома».
В одной партии брюк были некачественные нитки, и постоянный клиент, который покупал уже третьи брюки, позвонил и сказал, что у него на брюках лопнул шов. Я починила брюки и отвезла всю партию в мастерскую, где переделали швы.
Самое сложное — структурировать работу
Мне сложно четко структурировать работу, расставлять приоритеты и находить людей, которым я могла бы полностью доверить свои дела. Они есть, но их услуги стоят дорого.
Трудно найти производство. Я сменила семь или восемь мастерских и каждый раз говорю, что для меня самое важное — сроки. Без ошибок в пошиве мы точно не обойдемся, но мне нужны реальные сроки, когда мне отдадут коллекцию или партию вещей. И вот сроки постоянно срывают на несколько дней, на неделю, на две — и это одна из главных причин стресса.
Сложно найти помощника, потому что многие претенденты думают, что работа с модельером — это прекрасные съемки с моделями, с актерами, с интересными людьми, но они упускают, что помощник дизайнера — это работа с поставками, с отчетами, с клиентами. Нужно не забывать сообщать клиентам про новые коллекции, про то, что надо что-то отдать подшить или забрать уже готовое.
Своя работа — это стресс в удовольствие, я даю себе нагрузку как испытание: смогу я это сделать или не смогу. Я могу в любое время поехать в отпуск, взять выходной или уйти на больничный. Когда работала в офисе, я так не могла. Самое крутое в предпринимательстве — возможность выбирать дорогу, и я не хотела бы работать на кого-то. Сейчас меня никто не ограничивает — я совершаю ошибки, но это мои ошибки.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ