Что значит слово выгода
Значение слова «выгода»
1. Прибыль, доход, извлекаемые из чего-л. Издатель, платя автору за труд, рисковал капиталом, не зная наверно, пойдет ли издание и какие даст выгоды. Чернышевский, Литературная собственность. Дедушка по дороге продавал и покупал и кожи, и шерсть, и воск с выгодой для себя. Гладков, Повесть о детстве.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Выгода — 1) польза, полезность (в широком смысле), 2) некая прибыль (финансовая польза).
ВЫ’ГОДА, ы, ж. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-н., преимущество, интерес (чаще материальный). Коллективное хозяйство дает много выгод. Нет никакой выгоды покупать дешевую одежду. Это не в моих выгодах (мне невыгодно). Иметь, получать выгоду.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вы́года
1. прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо ◆ А вашему товариществу, Никанор Иванович, полнейшая выгода и очевидный профит. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929-1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В учреждении только рты расстегнули ― выгода действительно выходила колоссальная. М. А. Булгаков, «Похождения Чичикова», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
2. польза, прок, личный интерес ◆ Но он не унялся, а подал куда следует заявление, что желает снять в аренду некое предприятие, и расписал необыкновенными красками, какие от этого государству будут выгоды. М. А. Булгаков., «Похождения Чичикова», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: господинчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ВЫГОДА
Смотреть что такое «ВЫГОДА» в других словарях:
выгода — См. польза. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выгода барыш, польза, прибыль, выручка, доход; расчет, преимущество, интерес, корысть, понт, смысл, профит, плюс, авантаж,… … Словарь синонимов
ВЫГОДА — ВЫГОДА, выгодный, см. выгадывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Выгода — приобретение, получение прибыли, дополнительного дохода. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ВЫГОДА — ВЫГОДА, ы, жен. Польза, преимущество. Получить много выгод. Думать о своей выгоде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Выгода — см. Польза (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
ВЫГОДА — получение определенных преимуществ, дополнительного дохода, прибыли. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
выгода — Получение определенных преимуществ, дополнительного дохода, прибыли. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
Выгода — Выгода: Выгода некая прибыль или польза. В Белоруссии Выгода деревня в Дятловском районе Гродненской области. Выгода деревня в Кобринском районе Брестской области. Украина Винницкая область Выгода посёлок, Крыжопольский… … Википедия
выгода — • большая выгода • великая выгода • крупная выгода • максимальная выгода • наибольшая выгода • немалая выгода • огромная выгода • прямая выгода • солидная выгода … Словарь русской идиоматики
выгода — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? выгоды, чему? выгоде, (вижу) что? выгоду, чем? выгодой, о чём? о выгоде; мн. что? выгоды, (нет) чего? выгод, чему? выгодам, (вижу) что? выгоды, чем? выгодами, о чём? о выгодах 1. Выгода это… … Толковый словарь Дмитриева
Словари
1. Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
2. Польза, прок, личный интерес.
отт. Преимущество одного перед другим.
Морфология: (нет) чего? вы́годы, чему? вы́годе, (вижу) что? вы́году, чем? вы́годой, о чём? о вы́годе; мн. что? вы́годы, (нет) чего? вы́год, чему? вы́годам, (вижу) что? вы́годы, чем? вы́годами, о чём? о вы́годах
Материальная выгода. | Экономическая выгода. | Из продажи старинного буфета я извлёк неплохую выгоду. | Столичная власть стремится использовать муниципальную земельную собственность в коммерческих целях с максимальной выгодой для городского бюджета.
2. Выгодой называют то, что делает положение кого-либо или чего-либо лучше по сравнению с кем-то или чем-то другим.
Я никак не пойму, в чём твоя выгода. | Владельцы интернет-компаний получат наибольшую выгоду от предстоящих перемен.
ВЫ́ГОДА, выгоды, жен. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-нибудь, преимущество, интерес (чаще материальный). Коллективное хозяйство дает много выгод. Нет никакой выгоды покупать дешевую одежду. Это не в моих выгодах (мне невыгодно). Иметь, получать выгоду.
ВЫГОДА, выгодный, см. выгадывать.
Несмотря на всю хитрость и ловкость немца, втягивавшего его в покупки и выставлявшего всякий расчет так, что нужно было сначала гораздо больше, но, сообразив, можно было сделать то же и дешевле и тотчас же получить выгоду, Вронский не поддавался ему (Л. Т.).
1. только ед. Прибыль, доход, извлекаемые из чего-л. Материальная в. Получать, извлекать выгоду. Продать с большой выгодой для себя.
2. обычно мн.: вы́годы, вы́год. Польза, преимущество, личный интерес. Личная в. Выгоды новых методов обучения. Воспользоваться выгодами своего положения.
1. Прибыль, доход, извлекаемые из чего-л.
Издатель, платя автору за труд, рисковал капиталом, не зная наверно, пойдет ли издание и какие даст выгоды. Чернышевский, Литературная собственность.
Дедушка по дороге продавал и покупал и кожи, и шерсть, и воск с выгодой для себя. Гладков, Повесть о детстве.
[Кутузов:] А то, что к выгоде Наполеону служит, Не может к нашей выгоде служить. Соловьев, Фельдмаршал Кутузов.
Преимущество одного по сравнению с другим.
Одна выгода этой городской жизни была та, что ссор здесь, в городе, между ними никогда не было. Л. Толстой, Анна Каренина.
Крестьянская выгода. Яросл. Устар. Кустарник, неудобное для выпаса место, где крестьяне пасли свой скот. ЯОС 5, 89.
Выгода
Блюсти всюду выгоду — это жизненное правило здравого смысла.
Люк де Клапье Вовенарг
Стремление к выгоде, как к одному из видов удовольствия, является для человека довольно сильным мотивирующим фактором. Он влияет на многие его решения и поступки, определяет жизненные цели и планы человека, сказывается на его удовлетворенности собой и своей жизнью. Потому с психологической точки зрения, данная тема является для нас достаточно интересной и важной. Интересна она прежде всего потому, что поняв, как человек понимает выгоду и какими способами к ней стремится, можно не только объяснить его поведение в различных ситуациях и просчитать его, но и нужным образом на него повлиять. А важна она преимущественно по той причине, что разбираясь в этом вопросе, мы можем сами предельно грамотно преследовать свои интересы и цели, избегая ненужных и глупых ошибок. Поэтому давайте рассмотрим в этой статье все, что связано с выгодой, под самыми разными углами, чтобы как следует разобраться в этой теме.
Что такое выгода
Дать определение выгоде на самом деле не просто. Прежде всего потому, что не всегда эту самую выгоду можно предельно точно просчитать. А значит и ориентироваться в этом вопросе надо не на общие понятия, на более конкретные. Давайте попробуем это сделать. Выгода – это что-то полезное, нужное для жизни. Это первое ее свойство. Также можно сказать, что выгода – это то, что человек может получить на особых условиях, например, потратив меньшее, чем обычно в таких ситуациях, количество времени и энергии или не потратив их вовсе. Или, когда вы получаете что-то нужное, ценное, полезное, на более привлекательных условиях, чем большинство других людей. Это у нас будет второе свойство выгоды. Еще нужно добавить, что выгода – это то, что вы можете получить в нужное вам время [дорога ложка к обеду]. Ведь то, что вам было нужно сегодня, в чем вы очень сильно нуждались, завтра вам может быть уже совершенно не нужно. Или то, что вам не нужно сейчас, может оказаться очень нужным потом. Или то, что вчера для вас было полезным, сегодня уже не приносит пользы. В общем, все полезное должно быть ко времени, к месту. Это мы сделаем с вами третьим свойством выгоды. И еще можно и нужно сказать, что применительно к некоторым случаям, выгода – это когда вы получаете больше, чем отдаете. Естественно, получаете что-то нужное, полезное для вас, в чем вы нуждаетесь, а не ерунду какую-нибудь. И чем меньше вы отдаете и больше получаете, тем выше ваша выгода. Это четвертое свойство выгоды. Ну и давайте добавим пятое. А им я считаю получение человеком чего-то такого, что может реально улучшить его жизнь, а не просто придать ей красивый оттенок. То есть, полезное, действительно должно быть полезным. Это когда мы какие-то жизненно важные ресурсы получаем или экономим их и благодаря этому реально меняем себя или свою жизнь в лучшую сторону.
К примеру, полезным, а, следовательно, и выгодным, я считаю, не купленную дешево дорогую вещь, а купленную дешево или по адекватной цене нужную вещь, даже необходимую. Адекватной в данном случае будет такая цена, которая позволит человеку расстаться с равнозначным по нужности ему количеством ресурсов, выраженных в деньгах или в чем-то еще, тому, что он приобретает. Иными словами, человек отдает что-то нужное ему ради другого чего-то нужного, в том количестве, которое по значимости и по затратам, как минимум, равноценно. А при особо удачном стечении обстоятельств, отданное им будет менее ценным и нужным для него, чем приобретенное. То есть, если он отдаст меньше, чем получит, это можно считать очень выгодной сделкой. Вот такое длинное, сложное, но зато достаточно точное определение выгоды я могу вам дать. Я бы сделал его покороче и попроще, но учитывая всю важность данного вопроса, нельзя подходить к нему упрощенно. Поэтому, отнеситесь к этому пожалуйста, с пониманием. Выгоду свою, друзья, нужно очень, очень хорошо понимать. Иначе вы не сможете ее грамотно преследовать.
Давайте дадим еще одному производному термину краткое определение. Выгодное – это значит нужное [необходимое] и при этом легко полученное. Под легко полученным я подразумеваю затрату меньшего количества ресурсов, в сравнении с приобретенными.
Более глубокое понимание выгоды
Чтобы получать выгоду, нужно хорошо понимать, что она из себя представляет в самых разных формах. Это понимание не должно быть поверхностным и основываться на одном-двух критериях. Нужно смотреть на разные стороны. Рассмотрим самые важные из них. Все мы знаем, что есть в этой жизни ресурсы, как материальные, так и нематериальные, которые полезны для человека. А что значит полезны? Это значит, что они позволяют нам удовлетворить какие-то свои потребности, преимущественно жизненно важные, необходимость в удовлетворении которых очевидна. В противном случае выгода может быть иллюзорной. И вот чтобы эти ресурсы получить, человеку, как правило, необходимо приложить какие-то усилия, прикладывая которые он тратит время и энергию [сжигает калории]. Время – это очень ценный ресурс, поэтому всегда надо помнить о том, что тратя его на что-то одно, вы в этот же момент не тратите его на что-то другое, потенциально более важное. Ну а энергия, калории, которые человек сжигает, когда что-то делает, это легко измеримый материальный ресурс. Мы все состоим из плоти и крови, поэтому наша работа отражается на состоянии нашего организма. Так вот, когда мы говорим о выгоде, мы исходим из этих двух основных ресурсов [время и энергия], которые можем сэкономить, стремясь что-то получить. Все прочие ресурсы, являются следствием затраты этих двух. Например, деньги, на которые мы можем что-то купить – это результат потраченного нами на их добычу времени и какого-то количества энергии.
Таким образом, чтобы понимать свою выгоду, важно в первую очередь понимать, какое количество времени и энергии было кем-то затрачено на создание того, что вы хотите получить, и какое количество энергии и времени потратили вы, чтобы это что-то ценное и полезное для вас получить. Логично будет утверждать, что если затраченные вами временные и энергетические ресурсы меньше аналогичных ресурсов, затраченных кем-то другим на создание того, что вы получаете, то можно уже начинать допускать вероятность того, что вы действительно имеете дело с чем-то выгодным для вас. Но, здесь еще важно учитывать нужность для вас того, что вы получаете, чтобы увеличить указанную вероятность. Ведь даже если на то, что вы получаете, было потрачено много времени и сил, то это не означает, что вы в этом нуждаетесь. Грубо говоря, не всякая сложная и дорогая вещь по низкой цене является выгодной. Например, вы можете купить устаревшую модель компьютера, в которую при ее создании было вложено много времени и сил нескольких человек. И получится, что энергии и времени они потратили в гораздо большем количестве, чем то время и та энергия, которые потратили вы на заработок денег, на которые покупаете эту модель. Но при этом, этот старый компьютер не будет выполнять нужных вам задач или будет делать это очень плохо, неэффективно. Тогда такую покупку выгодной не назовешь. Согласны?
Стало быть, нужно еще как-то оценить полезность и нужность того, что вы получаете, чтобы можно было говорить о выгоде. Время и энергия уже учтены. Сделать это можно путем соответствия стоящей перед вами задачи, тому ресурсу, который вы для ее решения хотите приобрести. Вернемся для этого к примеру с компьютером. Допустим, вы покупаете себе компьютер для решения каких-то определенных задач и ничего лишнего вам не нужно, никакие дополнительные бессмысленные навороты. Сразу встает вопрос: какие именно задачи вы собираетесь решать? Вы должны их определить, ничего не забыв и ничего лишнего к ним не прибавив, из числа тех самых ненужных наворотов. Затем вам надо подумать над тем, как долго вы будете эти задачи решать, прежде чем к ним добавятся новые задачи, требующие дополнительных вычислительных мощностей. Ведь вполне возможно, что в недалеком или далеком будущем вам уже не нужно будет решать именно эти задачи, у вас появятся какие-то другие задачи и технику имеет смысл брать с учетом этих будущих задач, чтобы она была для вас полезна в долгосрочной перспективе. Выглядит логично, не так ли? На самом деле нет. Ведь вполне возможно, что в будущем для решения этих будущих задач появится и более удобная и доступная техника. А вы будете переплачивать за такие параметры своего компьютера, которые могли бы в будущем приобрести на гораздо более выгодных условиях. Понимаете, какие расчеты тут нужно делать? Они не совсем конкретны и точны, ибо речь идет о будущем, в которое вы заглянуть не можете, но прогнозировать его надо, думая о своей выгоде здесь и сейчас.
Получается, что вам необходимо оценивать приобретаемый ресурс во временном контексте, чтобы быть уверенными в том, что он для вас выгоден, в какой-то определенной конфигурации. А есть еще сравнение, тоже очень важный процесс, без которого никак нельзя оценить свою выгоду. Вам нужно сравнить то, что вы хотите приобрести, тот же компьютер, а точнее, предложение, с помощью которого вы хотите его приобрести, с другими аналогичными предложениями. Если один человек предлагает вам его на одних условиях, то другой может предложить такой же компьютер на более выгодных условиях. А сколько таких других людей, с таким предложением может быть? И сколько вам понадобиться времени и сил, чтобы найти и сравнить эти предложения? Все это надо учитывать. А может быть даже и сам компьютер имеет смысл сравнить с другими устройствами, например, стационарный ПК имеет смысл сравнить с ноутбуком или планшетным компьютером. Может быть для ваших целей лучше подойдет другое устройство, не то, которое вы планировали приобрести изначально. И это устройство может быть дешевле, удобнее, надежнее, доступное к модернизации. Видите, сколько всего надо учесть, чтобы просчитать свою выгоду. И это только наиболее очевидные критерии оценки выгодности чего-то, есть и множество других. Проделав такую работу, вы получите представление о том, что, для чего и на каких условиях вы приобретаете. Без этого широкого представления о сделке, сложно будет говорить о ее выгодности или невыгодности.
Выгодные люди
Особое место в рассматриваемой нами теме занимают люди. Именно благодаря им и с помощью них вы можете получить больше всего выгоды от чего бы то ни было. Человек, на мой взгляд, самый ценный ресурс в этом мире. Без людей все прочие ресурсы перестанут представлять такую же высокую ценность, как сейчас, когда они используются людьми для совместной жизни. И вдобавок к этому, так устроена наша жизнь, что мы в ней всегда в той или иной степени зависим друг от друга. Поэтому, каждый человек, а для меня, как для психолога и гуманиста, каждый из нас является личностью и представляет определенную ценность, может быть выгодным. Безусловно, есть явно полезные и потому выгодные люди, созидающие, творящие, помогающие другим и, в частности, вам, и главное, имеющие возможность помогать, то есть обладающие определенными ресурсами, способностями, властью. С такими людьми приятно находиться рядом, с ними интересно общаться и выгодно дружить. Но я хочу обратить ваше внимание на другую сторону отношения к людям, которая также определяет их выгодность.
Есть люди, польза от которых не очевидна и поэтому они кажутся невыгодными и неинтересными. А от некоторых людей на первый взгляд и вовсе больше вреда, чем пользы. Поэтому к таким людям не особо тянутся, они мало кому нужны. Но на самом деле, они тоже могут быть полезны и выгодны, но только в том случае, если вы, скажем так, будете правильно их использовать, если найдете им подходящее применение. Дело в том, что каждый человек хорош на своем месте, каждый исполняет какую-то роль или может ее исполнять, которая представляет ценность в определенных делах. И если вы ищите выгоду в людях, вам для большего успеха в этом деле нужно уметь находить не только явно выгодных для вас людей, которые могут принести вам пользу, но и находить правильное применение уже окружающим вас людям. Каждый из них тоже может быть полезным для вас в чем-то. И вам нужно понять, в чем именно.
Большой проблемой для большинства людей является их часто безнадежные попытки использовать других людей в тех целях, для которых они не предназначены. Это все равно что приобрести дешевый автомобиль и попытаться сделать из него автомобиль премиум-класса. И вместо того, чтобы использовать человека по тому назначению, которому он соответствует, его пытаются переделать под другие, часто непосильные для него задачи. А человека сложно переделать, перевоспитать, особенно если он сам этого не хочет. Хотя, справедливости ради скажем, что возможно. Но этим имеет смысл заниматься лишь в исключительных случаях, когда вы готовы потратить на эту работу много времени и сил. Люди, конечно, поддаются воспитанию и обучению, поэтому если с ними работать, можно во многих местах их изменить. Но учить и воспитывать, не значит ломать человека, давя на него и уродуя его психику, из-за чего он вообще может перестать проявлять какую-либо активность. Обучение и воспитание – это очень сложный процесс, об этом всегда надо помнить. Не умеете этим заниматься – не пытайтесь. Иначе вместо извлечения выгоды из людей, вы себе только врагов наживете. Грамотное использование человека подразумевает прежде всего поиск ему правильного применения. А если его учить, то делать это так, чтобы он сам проявлял интерес к обучению и вам не нужно было бы его постоянно контролировать. Иначе вы рискуете потратить на эту задачу больше ресурсов, чем то их количество, которое намереваетесь приобрести. Таким образом, выгодными люди могут быть тогда, когда они будут на своем месте, в подходящей для них роли.
В некоторых случаях самое простое решение, позволяющее получить выгоду от людей – это просто найти подходящего для той или иной задачи человека. Мы не на необитаемом острове живем, вокруг большинства из нас очень много людей, причем самых разных, и каждый человек в чем-то хорош и чем-то полезен. Нужно только подумать как следует, что вы получаете или можете получить от отношений с тем или иным человеком, какую пользу вам может принести тот, кто уже рядом с вами или с кем вы можете легко наладить контакт. Ведь чтобы извлекать пользу из людей, с ними надо как-то контактировать. Есть классическое представление о выгодных людях – это такие люди, у которых может быть много чего-то полезного и нужного для нас. Например, речь может идти о богатом человеке, с которым выгодно дружить или жить, о человеке, обладающем большой властью и связями, который может во многом помочь и так далее. Всю эту выгоду не так сложно увидеть, она очевидна. А когда выгода очевидна, к ней стремятся многие. Поэтому не всем удается ее получить. Вы можете попытаться наладить контакт с таким человеком, но и другие люди могут пытаться это сделать. А значит, вы будете с ними конкурировать в этом деле. Что не всегда оправдано.
На все готовенькое многие рады прийти. Да вот только не многие доходят. А вот чтобы увидеть в том или ином человеке потенциал, да еще и помочь ему его реализовать, помочь ему занять свое место в этом мире, достойное место, а уже потом получать от своей связи с ним выгоду, на это уже способны единицы. Как я уже сказал выше, все люди могут быть выгодными, только одним из них нужно найти правильное применение, а другим, помочь себя реализовать. И если вы научитесь это делать, вы сможете получать выгоду от всех без исключения людей, особенно от тех из них, кто пока ничего из себя не представляет, но в будущем может многого добиться. И пока другие люди не будут замечать выгоды вокруг себя, в лице таких перспективных людей, а вместо этого будут толкаться друг с другом в попытке наладить связи с уже состоявшимся человеком, вы ею сможете пользоваться без всякой конкуренции.
Материальная выгода
Материальная выгода – это любые физические блага, ресурсы, ценности, которые человек может получить на особых условиях, недоступных большинству других людей. Например, он может что-то получить, потратив для этого меньше времени и энергии или получить то, что не могут получить другие люди. Такая выгода, как физически ощутимая, может выглядеть более привлекательной, нежели, скажем, выгода нематериальная или выгода, связанная с отношениями с людьми, которую просто сложнее увидеть и понять. Материальные ценности можно потрогать, покрутить, попробовать на вкус, тем самым удостоверившись в их истинности. Однако нематериальная выгода, о которой речь пойдет ниже, часто предшествует материальной выгоде. Например, есть реальная материальная ценность в виде какого-то имущества, которым человек может завладеть на выгодных условиях. Допустим, он может купить по выгодной цене [ниже обычной] недвижимость – квартиру, дом. А есть нематериальные ценности в виде тех же знаний, навыков, талантов [которые можно развить], полезных связей, с помощью которых можно завладеть материальными ценностями, той же недвижимостью, на очень выгодных условиях [не всем доступных]. То есть, речь идет о способности получать материальную выгоду с помощью нематериальных ценностей.
Нематериальная выгода
Из вышесказанного видно, что нематериальная выгода – это нематериальные ценности, которые человек может получить на все тех же особых условиях. Например, речь может идти о полезном бесплатном совете, получив который, человек может принять правильное решение, совершить нужные действия, чтобы что-то приобрести или чего-то избежать. Он может приобрести какие-то материальные ценности и избежать проблем. В нематериальной выгоде есть одно неоспоримое преимущество – ее не все люди могут видеть и понимать, и поэтому не все к ней стремятся. Те же, знания, время, навыки, как ценнейшие ресурсы в этом мире, не всякий человек может по достоинству оценить. Их нельзя пощупать, покрутить-повертеть, попробовать на вкус, разобрать-собрать, их даже измерить бывает непросто, хотя для того же времени у нас есть часы, но и они не все могут измерить. Например, в будущее с их помощью не заглянешь и на что лучше потратить свое время не узнаешь. Поэтому эти ценности не для всех очевидны, не всем понятны.
Возьмем такой ценнейший нематериальный ресурс, как знания, – как человеку оценить их полезность-бесполезность? Их, с одой стороны, нужно применять на практике, чтобы убедиться в их ценности. Или можно посмотреть на то, как другие люди их применяют и к чему благодаря им приходят. С другой стороны, до того, как вы те или иные знания получите и используете их, вам сложно понять их выгодность для вас. Этих знаний у вас может быть много, но они могут быть устаревшими, неполными, неточными, намеренно искаженными. И опыт других людей не поможет их оценить, потому что не всегда этот опыт можно изучить достаточно досконально. Например, вы можете прочитать биографию какого-нибудь известного человека, который пишет или для него это пишут, как он добился успеха в жизни, но вымысла в этой биографии будет не меньше, чем правды. Ну кто захочет писать о себе чистую правду, в которой отнюдь не только благородные, смелые и умные поступки будут описаны. Поэтому, в этом смысле, нематериальные ресурсы, вот, в частности, знания, сложны в понимании и оценке. И в том числе поэтому не все люди к ним стремятся. Но если вы сможете грамотно просчитать нематериальную выгоду, чтобы достаточно хорошо определить ее ценность для вас, то она позволит вам получить большое преимущество перед другими людьми и окажется для вас гораздо полезнее, чем материальная выгода. Простой пример: дайте глупому человеку много денег, каких он сам никогда не зарабатывал и с высокой степенью вероятности он их все потратит впустую, причем достаточно быстро. Или того хуже, еще и вред себе с их помощью причинит, почувствовав свободу и пустившись во все тяжкие. А умному человеку и давать ничего не нужно, он сам найдет возможность заработать и приумножить любую [адекватную его текущим возможностям] сумму денег, а заодно и защитить ее от посягательств со стороны кого бы то ни было. Благодаря чему он это сделает? Благодаря своему уму, то есть, нематериальному ресурсу. В этом смысле нематериальная выгода надежнее, долговечнее, стабильнее, прочнее, полезнее материальной, потому что те же знания и навыки могут быть использованы человеком во многих ситуациях, для получения всего того, что ему нужно.
Или давайте рассмотрим такой ресурс, как здоровье, без которого все прочие ресурсы теряют смысл. Выгодно быть здоровым? Ответ очевиден. А вот как оценить этот ресурс, как материальный или нематериальный? С одной стороны, если говорить о соматическом здоровье, то речь идет о физическом теле человека, следовательно, о материальном предмете. Да и психическое здоровье не может существовать вне тела. Но, с другой стороны, во многом здоровье человека, как физическое, так и психическое, зависит от его умения за ним следить, то есть, от нематериального ресурса в виде знаний, понимания, осознанности. Чем человек умнее, тем серьезнее он относится к своему здоровью. Следовательно, нематериальная выгода, связанная со здоровьем – это умение находить наилучшие способы его сохранения и поддержания. Если человек вредит своему здоровью, значит он чего-то не понимает, не умеет, не знает. Если он, столкнувшись с проблемами со здоровьем, во всем полагается на специалистов [врачей], значит он не умеет преследовать свою выгоду в этом вопросе, которая заключается в способности самостоятельно собирать различную информацию из разных источников, в том числе и от разных специалистов, для максимально глубокого изучения своей проблемы. При таком подходе никакой специалист не введет этого человека в заблуждение, специально или из-за собственной некомпетентности. Так что можно сказать, что критическое отношение к любой помощи со стороны других людей, в данном случае связанной с вопросом здоровья – это нематериальная выгода. Точнее, одно из ее проявлений. Ибо кто его знает, что на уме у тех, кому мы доверяем свое здоровье или что-то еще. Потому доверяй, но, насколько это возможно, проверяй.
Расчет выгоды
Чтобы рассчитать свою выгоду, нужно постараться увидеть такие связи между своими действиями и какими-то полезными для вас результатами, которые другие люди не видят. Это не значит, что выгода не может быть общедоступной, но в большинстве случаев, то, что мы считаем выгодным, должно быть в какой-то степени и эксклюзивным. Потому что что-то очень хорошее не может быть доступным всем, иначе из выгодного оно превратится в норму. Скажем, узнали вы о том, где купить хлеб по выгодной цене, в два раза дешевле, чем обычно и пользуетесь этой возможностью – это будет выгода для вас. При условии, конечно, что прочие детали данного предложения не изменились, например, качество хлеба не ухудшилось. Если же такая цена на хлеб станет доступна всем, то пусть она и будет выглядеть выгодной, на фоне, скажем, средних зарплат или цен на другие товары, но из-за доступности такого предложения, его как-то сложно будет назвать выгодным. Такую выгоду и рассчитывать-то не нужно. Вот воздухом мы все дышим бесплатно, во всяком случае пока, можно тогда говорить о том, что это выгода для нас, которую мы каждый день получаем? Наверное, это все-таки норма для большинства из нас. Поэтому и я говорю об эксклюзивности.
Учитывая вышесказанное, можно сказать следующее: расчет выгоды заключается в том, чтобы постоянно искать особенные предложения и сравнивать их между собой, для отбора самого выгодного варианта. Иногда выгода сама находит человека, но это случается редко. В большинстве случаев ее нужно именно искать, выбирая такие варианты, такие предложения, которые полезнее и нужнее других. В этом поиске, и, следовательно, в таком расчете, вы опять-таки используете такие критерии, как энергозатраты, временные затраты и нужность для вас того, что вы хотите получить. Можно даже подумать о том, какое конкурентное преимущество вы получите перед другими людьми в тех или иных видах деятельности, областях жизни, благодаря обретению какого-то ресурса на определенных условиях. И это будет ваша выгода. Что-то выгодное должно давать вам больше пользы, чем другим. Поэтому, повторю, нужно видеть связи между тем, что вы делаете или можете сделать и тем, что можете благодаря этой деятельности получить. А чтобы это увидеть, вы можете изучить опыт других людей, чтобы понять, благодаря чему они получили какую-то выгоду. Это не единственный вариант увидеть способы получения какой-то выгоды, но самый простой и доступный. Чем больше примеров успешных/неуспешных сделок, связей, решений будет у вас в голове, тем легче вам будет качественно проанализировать разные ситуации, предложения, условия, возможности.
А вот чего точно не стоит делать, так это слепо соглашаться на якобы выгодные предложения со стороны других людей, которые таким образом могут пытаться получить выгоду за счет вас. Хорошее, конечно, в этой жизни предлагают, но редко и не всегда честно. Поэтому ищите скрытые мотивы в привлекательных предложениях других людей. Реклама – самый показательный пример таких, якобы очень выгодных предложений. Она, судя по ее посланиям, всегда предлагает что-то выгодное, а на деле, в большинстве случаев, сама извлекает выгоду из потребителей, продавая им ненужное и дорогое. Еще раз подчеркну, что я не утверждаю, что ничего выгодного вам никто никогда не предложит в этой жизни, и даже что реклама не может оповещать вас о каких-то выгодных для вас предложениях. Потому что это не всегда так. Выгода может быть везде. Сегодня маркетинг вообще работает по такому принципу, когда сначала человеку многое отдается бесплатно [куда уж выгоднее], и не абы что, а действительно что-то полезное, ценное, ну, например, программное обеспечение, а уже затем и что-то платное предлагается. И при этом не всегда за полезным бесплатным стоит что-то полезное платное. Но тем не менее, за выгодным предложением всегда скрываются чужие интересы, о которых надо знать, чтобы вопреки известной поговорке извлекать сыр из мышеловки и не попадаться. Что-то действительно полезное и потому выгодное просто так не предлагают. Ваш расчет выгоды должен строиться из вашего собственного анализа того или иного предложения, а не из чьей-то красивой презентации. Выгода – это не то, что висит на ветке перед носом, хотя и такое бывает, это то, что надо искать и добывать.
Еще один очень важный момент в расчете выгоды относится к осознанному восприятию человеком информации, связанной с какими-то предложениями, возможностями, условиями. Важно все бессознательные моменты в своем решении, с помощью которого вы намереваетесь что-то ценное получить на хороших условиях [получить выгоду] вывести на свет. Для этого необходимо сосредоточить на них свое внимание, все свои умственные ресурсы направить на обдумывание этих моментов. Чем больше вы будете думать о деталях своего решения или целого плана, тем больше в нем увидите, в том числе и недочетов, ошибок, заблуждений. Иногда все выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, или слишком плохо, чтобы от этого не отказываться. Я призываю в хорошем всегда искать плохое, а в плохом хорошее, чтобы в одном случае не ошибиться в расчете своей выгоды, а другом не упустить ее. Образ вашего решения или образ вашего плана – должен быть полным. А полным он будет только тогда, когда вы в нем увидите и положительные, и отрицательные стороны. Не может быть что-то всегда только хорошим или плохим, во всем есть свои плюсы и минусы. И чтобы рассчитать свою выгоду, нужно оценивать и взвешивать и то, и другое. Вот для этого и надо выводить на сознательный уровень все детали вашего плана по получению выгоды, чтобы, скажем, все хорошее в нем не затмевало все плохое. Иначе, когда человек эмоционально возбужден от, скажем, очень хорошего на первый взгляд предложения, то не видит в нем негативных сторон и даже не хочет их видеть и думать о них. Но потом он узнает, что выгодное, оказалось не таким уж и выгодным. Так вот лучше узнать об этом заранее.
Важно помнить о том, что в большинстве случаев поведением людей управляют эмоции. В остальных случаях к ним добавляется разум, но сами эмоции все равно остаются, и они движут каждым из нас. Поэтому все, что вас побуждает к решениям и действиям основывается на эмоциях. Это не является проблемой для человека, проблемой является та крайность, в которую он впадает, находясь в эмоциональном состоянии. Он может или только хорошее видеть, находясь в хорошем настроении, или только плохое, будучи в плохом настроении. Если ему внушат мысль, что какое-то предложение является очень выгодным и он впадет в эйфорию, то тогда он перестанет воспринимать критически любые другие стороны этого предложения, которые вызывают сомнения в его выгодности. А если человеку внушат мысль, что что-то ценное и полезное на самом деле вредно, он даже несмотря на опровергающий эту мысль собственный опыт и опыт других хорошо знакомых ему людей может от этого ценного отказаться. Поэтому часто и нет никакого здравого смысла в таких ситуациях, когда человек просто не знает, чему ему верить, потому что ему не хватает информации для принятия достаточно обдуманного решения. Но зато в таких ситуациях может и должен быть баланс эмоций, чтобы в момент принятия решения, человек допускал мысль о том, что никакой стопроцентной гарантии правильности его решения не существует, что он все равно рискует, что-то выбирая и от чего-то отказываясь. Для этого к хорошим эмоциям нужно добавить плохие, подумав о плохом, а к плохим хорошие, подумав, соответственно, о хорошем. Тогда какой-то баланс эмоций будет достигнут. Расчет выгоды в таком случае окажется тем точнее, чем лучше человек сможет понимать свои риски, благодаря этому самому балансу эмоций.
Получение выгоды
Не всякую выгоду можно рассчитать, не всякая выгода нуждается в расчете, иногда ее достаточно просто получить, уже имея перед собой выгодное предложение. Но на это нужно решиться. Также не всякую просчитанную выгоду можно получить, ибо в стремлении к ней можно столкнуться с сопротивлением внешней среды и в особенности со стороны других людей, которые могут стремиться к тому же, к чему и вы. Поэтому надо быть готовым к борьбе и конкуренции.
Рассмотрим ситуации, когда получение выгоды связано с принятием человеком смелого решения, или, как еще говорят в таких случаях, когда ему нужно просто не тормозить. Предположим, вы хотите получить выгоду, например, от какой-то сделки, которую вы сами инициировали или вам ее кто-то предложил. От чего она зависит, эта выгода? От того, насколько полезным и нужным для вас будет то, что вы можете приобрести, правильно? Предложение уже есть, его надо только правильно оценить. Например, кому-то надо срочно что-то продать, а вы получаете возможность приобрести продаваемый этим кем-то товар по низкой цене, значительно ниже обычной. Казалось бы, если интересы совпадают, то какие проблемы, надо заключать сделку и каждый получит, что хочет. Но в том-то и дело, что они не всегда совпадают по мнению людей, столкнувшихся с такой ситуацией, поскольку они, люди, часто мыслят ситуативно и исходя из текущей ситуации могут думать, что им не нужен тот или иной товар. Но человеку именно сейчас он может быть не нужен, но потом этому товару можно будет найти применение. Однако он боится принять решение, потому что не знает, каким будет будущее и будет ли у него необходимость в товаре в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Понимаете, что мешает получить выгоду? Страх. Люди хотят гарантий, они хотят быть уверены в правильности своего решения, не понимая, что выгода часто связана с риском и нужно быть достаточно смелым, чтобы на него идти.
Чего хочет человек, чтобы не бояться принять решение? Он хочет подтверждений правильности этого решения. Он хочет знать о том, как другие люди поступали в похожей ситуации и к чему их это привело. Это правильно, так действительно полезно проверять потенциальную пользу той или иной сделки или вероятность совершения ошибки. Об этом я писал выше. Но не всякую выгоду можно таким образом получить, поскольку выгода на то и выгода, что она, как я также писал выше, является эксклюзивным предложением. Можно сказать, что чем более эксклюзивным является предложение, тем более выгодным оно может быть. Может, хотя и не всегда является. Однако суть в том, что вам что-то доступно, какое-то предложение, которое позволяет вам получить что-то нужное и полезное, а другим нет и это ваша выгода. Поэтому в некоторых ситуациях без риска, без самостоятельных прогнозов на будущее, вы выгоду не получите. Нет у вашей ситуации аналогов или они вам не известны, так что вся ответственность за принимаемые в ней решения на вас. Вы в таких случаях имеете дело с неизвестностью, с которой или стоит связываться, или не стоит. Знал бы, как будет, поступил бы таким-то образом, – какой толк от такого сослагательного наклонения? Задним умом мы все сильны. А выгода требует, помимо прочего, умения делать грамотные прогнозы, которые позволят ее получить, не зная ничего о возможных последствиях.
Вывод: неумение и непонимание того, как можно применить тот или иной ресурс в будущем мешает получить выгоду от различных нестандартных и нераспространенных предложений. Это касается и людей. Допустим, сегодня вам какой-то человек неинтересен, потому что вы не видите в общении с ним никакой пользы для себя и делаете вывод, что вам невыгодно с ним дружить и поддерживать какую-то связь. А завтра он может многого добиться в жизни, в чем-то преуспеть и дружить с ним будет очень даже выгодно. А вот захочет ли он дружить с тем, кто когда-то смотрел на него свысока и знать его не хотел, сказать сложно. Выгода не всегда очевидна, поэтому и не всякий может ее получить. И поэтому она такая привлекательная.
Количественный критерий оценки
Очень интересным с точки зрения мотивирующего к принятию решения фактора является количественный критерий оценки выгодности чего-либо. Его интерес в том, что он часто побуждает людей к не совсем выгодным для них решениям. Они, не понимая до конца полезность и нужность чего-то, видят выгоду в получении какого-то ресурса, ресурсов в большом количестве. Люди думают, что чем больше всего получат, тем лучше. Однако во многих случаях гораздо важнее качество, а не количество, ибо оно позволяет наилучшим образом удовлетворить ту или иную потребность. Качественными критериями оперируют люди, которые умеют очень хорошо сравнивать между собой различные ценности, как материальные, так и виртуальные. Скажем, можно купить дорогие, но качественные, надежные ботинки, которые у вас не порвутся и не расклеятся из-за первого же дождя и носить их достаточно долго. Тогда вам не надо будет постоянно покупать себе новые ботинки, взамен испортившихся, рискуя потратить больше денег, чем при покупке более качественных ботинок. Но что особенно важно для деловых людей, не нужно будет отвлекаться на этот вопрос, тратить время на решение этой задачи, что позволит сконцентрироваться на других, более важных делах. С этой точки зрения хорошие, качественные ботинки, даже если они стоят на порядок дороже, выгоднее покупать, чем дешевые и некачественные, сколько бы они ни стоили. Лучше одна пара, но качественная, чем пять-десять пар, но плохих, ненадежных, с которыми постоянно будут возникать проблемы.
Если говорить о нематериальных ценностях, то можно привести пример со знаниями. Некоторые люди думают, что чем больше всего они будут знать, тем лучше. Это отчасти так. Много знать полезно, но не всегда выгодно, если оценивать выгоду по другим критериям, например, по такому критерию, как нужность. Не всякие знания нужны. Можно обладать энциклопедическими знаниями и многое с их помощью объяснять, а можно получить самые важные, самые нужные для жизни и даже для какой-то конкретной деятельности знания, которые помогут решить наиболее актуальные для человека задачи. Например, это могут быть знания о том, как договариваться с разными, в том числе и нужными людьми или знания, помогающие человеку устроить свою личную жизнь, или как заработать достаточное количество денег, или как статус свой повысить, ну и так далее. Всего никогда не узнаешь, поэтому лучше стремиться к наиболее востребованным повседневной жизнью знаниям. Зачем, скажем, знать, как размножается мушка дрозофила, если этому знанию нельзя найти применение? А, например, знание того, как правильно общаться с людьми, чтобы не конфликтовать с ними и что-то от них получать, является просто жизненно необходимым. Или зачем знать такой иностранный язык, на котором мало кто говорит, если можно выучить популярный во всем мире язык и использовать его в различных целях? Поэтому с этой точки зрения, выгодно не много разных книг прочесть, потратив на это занятие уйму времени, а тщательно изучить несколько самых лучших, самых полезных книг, которые научат вас решать важные жизненные задачи. Так что количественный критерий оценки выгоды далеко не всегда уместен, но по моим наблюдениям его многие используют в своем стремлении получить выгоду.
Упущенная выгода
Когда люди упускают выгоду или думают, что они ее упустили, это может негативно сказаться на их психологическом состоянии и привести этих людей к страданиям. Плохие мысли приводят к плохому состоянию. Человек в таких ситуациях видит для себя потерю, а потери люди переживают очень болезненно. Эта проблема не то, чтобы очень распространенная, но все же достаточно серьезная, если человек с ней столкнулся. И чтобы ее решить и всегда решать, важно научиться замечать другие возможности, которые открываются перед человеком взамен упущенных. Даже если не сомневаться в том, что упущенная выгода действительно была выгодой, а не чем-то менее полезным и нужным для человека, то все равно, на место одной возможности обязательно приходит другая. И не одна. Или, говоря более точно, человек всегда такую возможность может найти или рассмотреть из числа уже имеющихся. Жизнь постоянно предоставляет человеку различные возможности получить что-то на выгодных условиях, только люди не всегда это замечают. Поэтому, повторю, упущенная выгода в одном случае, открывает возможность найти и получить другую выгоду. Если вы осознаете в полной мере эту мысль, то никогда не будете страдать из-за того, что якобы что-то упустили, что хорошее осталось в прошлом, которого не вернешь.
Сама по себе мысль о том, что человек упустил свой шанс [шанс получить выгоду], в большинстве случаев неверна. Шансов всегда много, и они постоянно возникают. Поэтому, правильнее будет сказать, что человек, если он переживает и мучается из-за чего-то, якобы упущенного им, просто не замечает ничего другого вокруг себя, что также может принести ему пользу. Все его мысли крутятся вокруг того, что от него ушло [иногда это мнение полностью ошибочно], того, что им было потеряно и из-за этого он не ищет новую выгоду.
Помогая таким людям справиться с переживаемой ими болью, я всегда стремлюсь как можно сильнее расшатать их внимание, чтобы они не сужали его на мыслях о потере и упущенном шансе, а также с помощью наводящих вопросов помогаю им расширить свое восприятие и кругозор. Мысль должна двигаться вперед, в будущее, к тому, чего можно достигнуть. Иногда она может двигаться и в разные стороны, позволяя человеку воспользоваться тем, что уже имеется вокруг него, для улучшения своей жизни. Ради этого ведь мы и преследуем выгоду, чтобы сделать свою жизнь лучше. А прошлое можно разве что только пересмотреть и переосмыслить, чтобы оно не причиняло боль, а также использовать его в качестве уроков на будущее, что особенно важно. Ибо нет ничего ценнее собственного опыта, в истинности которого человек может быть полностью уверен, даже если этот опыт весьма скуден. Так что от болезненных мыслей об упущенной выгоде лучше всего избавляться с помощью целебных мыслей о выгоде будущей, которую вы, уважаемые читатели, после прочтения этой статьи, знаете теперь, как нужно преследовать. Желаю вам успеха в этом деле.