Что нужно для открытия алкогольного магазина
Что нужно для открытия алкогольного магазина
Лицензия на алкогольную продукцию — это документ, который разрешает производить, перевозить, хранить или продавать алкогольные напитки.
Её выдают на требуемый срок, минимальный по закону — 1 год, максимальный — 5 лет. Лицензия на год стоит 65 тысяч рублей.
За рынком алкогольной продукции следит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Оборот алкоголя фиксируется в ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системе.
Орган, выдающий лицензию для магазинов, кафе, баров и ресторанов, зависит от региона: например, в Московской области это Министерство потребительского рынка и услуг МО, в Москве — Департамент торговли и услуг, а в Новосибирской области — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства.
Кому нужна лицензия
Без лицензии можно продавать пиво, пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре (сидр из груш).
Индивидуальные предприниматели — сельхозпроизводители имеют право оформить лицензию и торговать винами и игристым собственного производства. Все остальные виды алкоголя могут продавать только юридические лица и исключительно по лицензии.
Полный список услуг и типов алкогольной продукции, для которых нужно официальное разрешение, регламентирует статья 18 171-ФЗ.
Как получить лицензию на розничную продажу
Зарегистрируйте юридическое лицо
Регистрируйтесь как ООО, ЗАО или ОАО. ИП не имеет права продавать крепкий алкоголь, соответственно, не может получить лицензию.
Соотнесите уставный капитал с требованиями региона
Проверьте, соответствует ли размер уставного капитала (УК) требованиям вашего региона. Например, для Москвы он должен быть не меньше 500 тысяч рублей, а в Новосибирске — не меньше 1 миллиона. Если размер уставного капитала ниже нормы, его нужно увеличить, иначе лицензию не дадут.
Выберите помещение и проверьте соседство
Для города общая площадь помещения и склада должна быть не менее 50 кв. м, для сельской местности — не менее 25 кв. м. Важно, чтобы помещения были в собственности, хозяйственном ведении или арендованы на срок более одного года, потому что срок аренды не может быть меньше минимального срока выдачи лицензии.
Роль играет местоположение и удалённость от других зданий. Нельзя продавать алкоголь в школах, университетах, больницах, на стадионах, вокзалах и прилегающих к ним территориях (полный список указан в п. 2 ст. 16 171-ФЗ). Какое расстояние считать прилегающей территорией, решают местные власти. Они описывают правила расчёта (по прямой или по тротуару) и метраж. Как правило, во всех регионах расстояние между школой и магазином с алкоголем не должно быть меньше 100 метров.
Перед покупкой или арендой проверьте расстояние по карте до школ, спортивных стадионов или больниц. Лучше берите с запасом. Есть риск, что здание построят позже, тогда лицензию не продлят и придётся искать новое помещение.
Зарегистрируйте магазин как обособленное подразделение
Это нужно, только если фактический адрес магазина отличается от юридического. Если вы открываете сеть, каждое заведение необходимо регистрировать как обособленное подразделение.
Оплатите госпошлину
Годовая лицензия на алкогольную продукцию стоит 65 тысяч рублей. Если хотите получить лицензию на 2 года, умножайте 65 тысяч на два — получится 130 тысяч рублей.
Если у вас сеть магазинов, можете оформить одну лицензию на все и сэкономить. Но если вдруг в одной точке лицензию отзовут, то не смогут работать и все остальные. Поэтому имеет смысл оформлять лицензию на каждый магазин отдельно.
Оплачивать пошлину можно по реквизитам в банке, в МФЦ или через Госуслуги — зависит от региона (вот пример реквизитов для оплаты в Москве). Копию документа об оплате нужно приложить к заявлению. Если в выдаче лицензии откажут, деньги за госпошлину не вернут.
Соберите документы
Подайте документы
Заполните заявление, соберите документы и подайте в лицензирующий орган. Способ подачи зависит от вашего региона. В Москве и Санкт-Петербурге это можно сделать через Госуслуги, МФЦ или лично. А в Новосибирске, например, только лично. Такая информация обычно есть на сайтах администрации региона.
Пройдите проверку
Лицензирующий орган предупредит о начале проверки за сутки. Проверяющий приедет в точку продаж, осмотрит помещение, изучит сертификаты на продукцию, документы компании и уголок потребителя. Если проверка пройдена, вам выдадут соответствующий акт. Если что-то нужно исправить, получите предписание.
Получите документ
Срок выдачи лицензии — 30 дней. Вы получите либо лицензию, либо отказ, который по желанию можно обжаловать. Если понадобится дополнительная экспертиза, лицензирующий орган продлит срок выдачи ещё на 30 дней, но не больше: по закону заявление можно рассматривать максимум 60 дней.
Получает лицензию руководитель компании или сотрудник по доверенности.
Бизнес план: как открыть алкогольный магазин
На сегодняшний день один из прибыльных бизнесов в нашей стране – продажа алкогольных напитков. Спрос на спиртное у россиян всегда неизменно высок, вне зависимости от его стоимости.
Специализированные алкогольные маркеты покупатели посещают больше, нежели обычный магазин. Объяснить это можно ограниченным ассортиментом алкоголя в магазинах повседневного спроса, который не может отвечать всем потребностям клиентов.
Приведем здесь справку из Энциклопедии: алкогольным магазином считается торговая точка, которая специализируется на продаже в розницу водки, ликера, вина и прочих спиртосодержащих напитков.
Для тех, кто среди множества бизнес-идей остановил свой выбор на непростой задаче и решил открыть алкогольный маркет, эта статья. Мы расскажем о главных особенностях и подводных камнях данного дела.
Что необходимо учитывать для организации бизнеса по открытию магазина алкогольной продукции? Давайте подробно рассмотрим каждый шаг на пути к развитию успешной продаже качественных спиртных напитков.
Итак, на пути к открытию алкомаркета вам потребуется пройти следующие шаги:
Шаг №1: Оформление юридических документов
Советуем начать с составления бизнес-плана будущего магазина. Благодаря этому вы сможете учесть возможные ошибки в процессе организации вашего дела.
Торговля алкогольной продукцией подлежит лицензированию (слово «лицензия» в переводе с латинского означает «разрешение»). Необходимо пройти несколько строгих требований государственных структур и налоговых органов, — и заветная лицензия в ваших руках.
Первым делом зарегистрируйтесь в качестве юридического лица. Определитесь, в какой форме организации вы видите ваш магазин – ОАО, ООО или, скажем, ЗАО. Далее следует пройти постановку на учет в органе ИМНС, там вы получите два документа – свидетельство о регистрации и свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика.
По закону индивидуальные предприниматели продавать алкогольные напитки не имеют права. Исключение – пиво, которое ИП могут реализовывать в розничную продажу.
Обратите внимание на следующий момент: вы можете использовать исключительно общую систему налогообложения.
Затем зарегистрируйтесь как предприниматель в таких внебюджетных фондах, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, медицинский фонд.
Не надо забывать и о том, что для законной продажи алкоголя надо получить необходимые согласования следующих инстанций: пожарная охрана, санитарно-эпидемиологическая служба, лицензирующие органы.
Одно из главных условий получения лицензии – наличие у предпринимателя уставного капитала. Надо внести в уставной капитал серьезную сумму: около 300 000 рублей для малого бизнеса, для других предприятий торговли – 1 миллион рублей. А уплата госпошлины обойдется в сумму 40 000 рублей за один год действия лицензии.
Лицензия выдается на срок от одного до пяти лет. Ее стоимость рассчитывают персонально для каждой конкретной ситуации.
Еще один нюанс не упустите из виду: необходимо иметь на руках справку о том, что у вас нет долгов по налогам. Если задолженности вы не погасили – это будет причиной для отказа в получении лицензии.
Затем откройте собственный расчетный счет в любом, предпочтительнее государственном, банке. Изготовьте печать своей компании.
Заметим, пакет документов, требуемых для лицензирования столичных магазинов, может сильно отличаться от перечня необходимых документов в провинциальных городах. Не теряйте время понапрасну, и на первом же этапе обращайтесь к юристам и другим специалистам в своем населенном пункте.
Подытожим: для открытия своего алкогольного магазина надо зарегистрироваться как юрлицо, организовав какое-нибудь ООО «Зеленый змий», например. Затем следует собрать ряд документов для получения лицензии. Эта процедура, согласно закону, сопряжена большими временнЫми и денежными затратами. В стартовый бюджет заложите статью расходов на ремонт помещения и закупку торгового оборудования.
Шаг №2: Выбор помещения
Одновременно с подготовкой юридических документов начинайте искать помещение для будущего магазина, т.к. получение лицензии неразрывно связано с его особенностями. При выборе помещения ориентируйтесь не только на маркетинговые требования (хорошая проходимость, видное место и т.д.). Ваш объект должен соответствовать требованиям лицензирующих органов – площадь не менее 50 квадратных метров и расположение не ближе 100 метров от детских, спортивных, лечебных или образовательных учреждений. Заключите договор аренды, а если в перспективе планируйте выкупить помещение в собственность – договор купли-продажи.
Выбирая место под магазин алкогольных напитков, не лишним будет проконсультироваться со специалистами отдела торговли органов местной администрации. Они четко определяют прилегающие территории, где розничная продажа алкоголя запрещена. Лучше заранее разузнать все «запретные зоны», чтобы затратив немалые деньги и энергию, не оказаться в досадной ситуации.
Ваш магазин также должен отвечать требованиям контролирующих органов. Важно предусмотреть отдельный склад, где будет храниться алкогольная и спиртосодержащая продукция.
На этапе ремонта помещения обратите пристальное внимание на инструкции проверяющих служб. Основанием для отказа в получении лицензии может отсутствие пожарно-охранной сигнализации.
Далее можете приобрести и установить необходимое для розничной торговли оборудование:
прилавки, витрины, стеллажи, кассовый аппарат, а также, если нужно, весы. Следует пройти регистрацию кассовых аппаратов, чтобы получить соответствующую регистрационную карточку.
Важно помнить при выборе помещения, что продавать ликероводочную продукцию разрешается исключительно в магазинах. В палатках, вагончиках, лотках и павильонах строго запрещается. Если вы планируете открыть небольшой ларек спиртных напитков, ищите для него место в спальном районе населенного пункта или на рынке. А место для алкогольного супермаркета – в престижном районе, на «красной линии» одной из главных улиц города.
Шаг №3: Поиск поставщиков. Ассортимент
Пришло время подумать об ассортименте вашего магазина. Самые востребованные спиртосодержащие напитки — водка, пиво, коньяк и виски. Основой ассортимента (около 70%) должны стать именно эти позиции. Своим клиентам предлагайте несколько брендов в каждой категории напитков. Подумайте о широте ценового диапазона.
При формировании ассортимента учитывайте сезонность товара. В предпраздничные дни и во время последних звонков в школе больше покупается шампанское, вино и ликеры. С учетом праздников заранее проводите ревизию на своих складах.
Заключите долгосрочные договора с оптовыми поставщиками алкогольной продукции. Выбирая эти компании, убедитесь в их надежности. Не стесняйтесь запрашивать наличие сертификатов и других обязательных документов на реализуемый товар.
Исследования маркетинговых опросов уверяют, что 80% покупателей предпочитают приобретать конкретные марки, заслуживающие доверие, и не станут тратить деньги на неизвестную алкогольную продукцию. Следствием этого стало появление на рынке огромного количества суррогата, что, в свою очередь, только усиливает недоверие покупателей.
Со всей тщетностью контролируйте качество поступающих в продажу напитков. Тем самым вы обеспечите своему магазину безупречную репутацию. Эксперты утверждают, что за покупатели предпочитают приобретать спиртосодержащую продукцию в проверенных торговых точках, несмотря на то, что цены там выше, чем у конкурентов.
Шаг №4: Формирование штата сотрудников. Реклама
Конечно, вы вправе самостоятельно стоять за прилавком, предлагая товар. Но лучший вариант – принять на работу необходимое количество работников. Ваши продавцы обязательно должны иметь при себе санитарные книжки.
Помните и о постоянной рекламе, потому что в этом бизнесе конкуренция серьезная. Стимулируйте уровень продаж разнообразными интересными рекламными действиями: в местной прессе, на телевидении, печатайте флаеры, проводите акции и дегустации, создайте веб-страничку своего магазина в социальных сетях, устраивайте обсуждения об алкогольных напитков на часто посещаемых форумах.
Какие бы вы не использовали рекламные инструменты, не забывайте о том, что существуют ограничения на торговлю спиртосодержащих напитков. К примеру, ваши объявления не будут размещаться в СМИ и в общественных местах. Тем не менее, многим предпринимателям удается обойти стороной законодательные запреты, аккуратно вуалируя главный посыл рекламных воззваний.
Главный вопрос, которым озадачен бизнесмен, желающий открыть магазин алкогольной продукции: в какую сумму выльется открытие этого бизнеса и где взять столько денег? Однозначного ответа мы дать не можем. Каждый случай – индивидуален, вам потребуется провести специальные расчеты.
Очевидно, торговля спиртными напитками – один из самых затратных дел: большие расходы на лицензию, хороший уставной капитал, вложения в аренду помещения, формирование постоянного ассортимента. Чаще всего бизнесмены прибегают к финансовой помощи банков – оформляют кредит. Высокая рентабельность бизнеса гарантированно окупит первоначальные затраты, ориентировочно – от 6 месяцев до года.
Понятно, что занять свою нишу на рынке алкоголя – долгий, дорогой и сложный процесс. Но этот вид бизнеса выгоден и в кризисные времена. Предпринимателей он привлекает высокой доходностью и довольно быстрой окупаемостью.
Напоследок хотим поделиться с Вами еще несколькими полезными советами:
Совет №1
Совет №2
Не забывайте, что лицензия на торговлю спиртосодержащих напитков выдается на определенный срок – от одного года до пяти лет. Если по истечении срока вы не пролонгируете действие своей лицензии, дальнейшая работа магазина будет считаться незаконной.
Совет №3
Помните, что каждый квартал продавец обязательно должен сдавать декларацию о продаже алкогольной продукции. В «Росалкогольрегулирование» она подается в электронном виде. Если этот документ вы забудете подать вовремя, законом предусмотрено административное наказание.
Совет №4
Чтобы успешно работать в своей нише и максимально удовлетворять потребности своих постоянных покупателей, надо быть ярким, интересным, оригинальным. Придумывайте новые идеи по привлечению внимания к вашему магазину. Организуйте, например, доставку продукции на дом, периодически проводите незабываемые маркетинговые акции с призами.
Если вы все же решили открыть собственный алкомаркет, надеемся, что советы нашей статьи вам пригодятся. И вам удастся сэкономить время и деньги на каком-либо этапе вашего дела.
Еще 1000 лучших бизнес- моделей, Вы можете найти в разделах : Бизнес идеи или Франшиза
Бизнес план алкомаркета
Финансовая модель алкомаркета
1. Краткий инвестиционный меморандум
В бизнес-плане алкомаркета мы рассматриваем запуск торговой точки по продаже алкоголя разных видов и брендов.
Рынок алкоголя в России растет уверенными темпами по 5-7% в год, несмотря на повышение акциз за последние 4 года в 2,4 раза. Причем на отечественном рынке преобладает импортная продукция: доля импорта вина составляет 90%, а пива 50%. Кроме того, потребительские предпочтения клиентов смещаются в сторону слабоалкогольных напитков — вина и пива. Основные потребители — люди от 25-35 лет.
Основная конкурентная среда представлена российскими дилерскими и торговыми сетями «Белое и красное» или «Винлаб».
Конкурентная стратегия проекта строится на двух компонентах: разные поставщики и форматы сбыта: розница, мелкий опт, аукционы и интернет.
Для запуска торговой точки необходимо арендовать торговый павильон 200 м². Павильон будет располагаться в жилом микрорайоне небольшого областного центра с населением до 500 тыс. человек. Кроме этого, предполагается заключать контракты на поставку алкоголя торговым предприятиям: ресторанам, кафе, гостиницам, базам отдыха, клубным заведениям; и оказывать услуги по доставке алкоголя клиентам в пределах микрорайона.
Срок окупаемости — 12 месяцев
Первоначальные вложения — 2 500 000 рублей
Точка безубыточности — на 8 месяц
Средняя ежемесячная прибыль — 282 715 рублей
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Основные виды продукции для реализации в алкомаркете:
1. Водка — отечественные и иностранные бренды в соотношении 50/50.
2. Коньяк, виски, бренди — 80% импортных брендов.
3. Вино столовое, марочное, шампанское — продукция из Италии, Испании, Франции, Грузии, Молдавии, Украины и Болгарии; в меньшей степени из южных регионов России.
4. Пиво — бутилированное и баночное различных сортов, крепости и брендов. 60% —импортные марки.
Система продаж строится на:
Закупки и поставка товара будут осуществляться через несколько независимых оптовых поставщиков и дилеров регионального алкогольного рынка. Также будет задействован канал закупок через отечественные и зарубежные интернет-площадки.
3. Описание рынка сбыта
Основные потребители продукции
По данным НИУ ВШЭ — RLMS-HSE количество потребляемого алкоголя в России по возрастам выглядит следующим образом:
Конкуренция в регионах определяется наличием доступа к складской и транспортной логистике. Чем больше удаленность региона от основных транспортных коммуникаций и производителей алкоголя, тем сильнее монополизирован рынок. Общее распределение долей алкогольного рынка среди ведущих игроков — 80% иностранные поставщики, 20% распределяется между отечественными производителями.
Для несетевого алкомаркета при выходе на рынок придется столкнуться с ценовым давлением конкурентов. У сетевых ритейлеров есть возможности манипулирования ценообразованием. Они же контролируют практически все крупные импортные поставки алкоголя, используя таможню, оптовых складских компаний и перевозчиков.
Наиболее выигрышная стратегия — концентрация усилий на определенном сегменте: работа с мелкими корпоративными клиентами, деловое партнерство с независимыми поставщиками алкоголя, заключая контракты через электронные винные аукционы или взаимодействие с оптовыми интернет-магазинами.
По данным Национального союза защиты прав потребителей на конец 2018 года общее количество импортируемого алкоголя выглядит следующим образом:
Среднее потребление алкоголя на человека к концу 2018 и началу 2019 года составляет 10-11 литров на человека в год (на 40% ниже, чем в 2007 году).
Принимая в расчет эти данные, можно оценить общую емкость рынка алкоголя для города с населением 500 тысяч человек 5 000 000 литров в годовом выражении. Если вычесть 30% — детей, подростков и непьющих — объем рынка составит 3,5 млн литров в год. На долю микрорайона с численностью 20-25 тыс. человек приходится примерно 1/20 часть всего рынка — около 175 000 литров = порядка 21 000 литров в месяц. То есть, потенциальный минимальный объем рынка для алкомаркета, расположенного в конкретном районе города, составляет 5 000 литров алкогольной продукции в месяц. При этом в расчет не берутся те покупки, которые могут осуществляться корпоративным и государственным сектором по отдельным контрактам.
Эта доля может быть достаточной, чтобы получать заданную норму рентабельности для небольшого по размеру магазина или алкомаркета.
4. Продажи и маркетинг
Виды рекламы
Наружная реклама: внешний дизайн, распространение печатных буклетов, предусматривающих скидку предъявителю (до 5%). Использование дисконтных карт, банковские программы, распродажи.
Следует постепенно наращивать потенциал интернет-маркетинга и реализацию заказов, сделанных через сайт. Сюда входит активная работа в интернете, сайта с каталогом продукции, информирование о распродажах через социальные сети типа Фейсбук, Вконтакте, Телеграм.
В перспективе для развития продаж имеет смысл предусмотреть наём агентов или курьеров по доставке заказов клиентам.
Система ценообразования и объемы продаж
1. Средняя цена водки — 600 рублей за литр, фактически на 10% ниже рынка. При этом оптовые цены у дилеров находится на уровне 125-270 руб.
2. Средне-розничная цена коньяка — 1200 руб. за литр, что на 3-4% ниже рынка. При этом, закупочная цена — 400-800 рублей за 1 литр.
3. Средняя цена на вино — 600 рублей за литр, что на 1% выше рынка. Средний уровень закупочных цен у дилеров — 125 руб. за литр.
4. Пиво — это ведущий по объему товар. Продажи пива в два раза выше водочных и коньячных напитков. Средняя цена пива — 100-120 рублей за литр. 70-80% представлен импортной продукцией. Средняя закупочная цена — 50-60 руб. за литр.
5. План производства
Регистрация бизнеса
Для регистрации бизнеса по продаже алкогольной продукции и сопутствующих товаров, выбрана формы ИП. Понадобится подать заявление в подразделение ФНС. Общий срок рассмотрения заявления и регистрации — 3 рабочих дня.
Кроме этого, потребуется открыть счет в банке, заключить договор РКО, встать на учет во внебюджетных фондах и региональном отделении ПФР.
Коды ОКВЭД для магазина, работающего с алкогольной продукцией:
Получение лицензии на продажу алкоголя оптом и в розницу в региональных подразделениях ФГУП «Росалкогольрегулирование». Для получения лицензии необходимы документы:
1. Учредительные документы или оригинал свидетельства о регистрации ИП.
2. Заявление на получение лицензии.
3. Документ, подтверждающий наличие у торгового предприятия площади не менее 50 кв² — выписка или копия техпаспорта помещения, договор аренды с собственником.
4. Свидетельство о регистрации в системе ЕГАИС и подключение онлайн-кассы к государственной электронной платформе «Меркурий». Такое свидетельство выдается сроком на 1 год. Стоимость его получения — 6500 рублей.
5. Квитанция или платежный документ банка, подтверждающий оплату государственной пошлины. Размер пошлины — 40 тыс. рублей.
1. Сертификат соответствия и качества на алкогольную продукцию. Этот документ получается в органах Роспотребнадзора.
2. Сертификат на эксплуатацию помещений магазина и его подсобных помещений. Его можно получить в местных отделениях СанПиН и Государственного пожарного надзора.
3. Пройти сертификацию рабочих мест по линии Трудовой инспекции.
4. Весь персонал должен иметь медицинские книжки.
На все расходы по регистрации предприятия, получение необходимых разрешений и согласований, предусмотрена сумма 200 000 рублей.
Помещение и оборудование
Место расположения алкомаркета выбирается исходя из близости к месту концентрации клиентов и оптимальных маршрутов доставки продукции.
Существуют нормативные требования к помещениям, где продается алкогольная продукция — оно не должно располагаться в радиусе ста метров от образовательных учреждений и спортивных объектов (статья: 16 ФЗ РФ 171).
В данном проекте в качестве помещения выбран отдельный павильон в соседстве с магазином и банком. Павильон располагается вблизи микрорайона с численностью 15-20 тысяч человек. В помещении есть все необходимые коммуникации, охранная и пожарная сигнализация. Помещение оборудовано двумя входами. Общая площадь составит 200 м², включая технические отделения.
Помещение разделено на несколько функциональных зон:
Возле помещения будет парковка на 8-10 машин.
Помещение павильона для алкомаркета приобретается на условиях долгосрочной аренды сроком на 10 лет с приоритетным правом пролонгации или выкупа в полную собственность.
Технология
Основная схема продаж строится на розничной реализации продукции. Кроме этого, магазин может выполнять заказы по оптовой доставке продукции, такие контракты заключаются на условиях участия в аукционах и тендерах.
Закупку товара будет производиться у нескольких оптовых поставщиков. 70% —региональные оптовые торговые базы и официальные дистрибьюторы и производители алкогольной продукции, ликероводочные и пивные заводы. 30% — брендовые импортеры алкоголя, осуществляющие поставки через региональные сети.
Оборудование
1. Стеллаж стеклянный с зеркальными стенками
2. Витрина вертикальная
3. Прилавок горизонтальный
4. Шкафы с ячейками для вина
5. Кассовый аппарат и POS терминал с ЕГАИС
6. Компьютеры и оргтехника (комплект)
7. Мебель для офиса
8. Мебель для комнаты отдыха (комплект)
9. Хозяйственный инвентарь (комплект)
11. Система видеонаблюдения
12. Пожарный инвентарь
Предполагается приобретать новое оборудование через региональные оптовые склады и поставщиков.
6. Организационная структура
Для работы с покупателями сотрудники магазина обязаны знать ассортимент и уметь удовлетворять потребности конкретного человека.
Персонал
Кол-во
Зарплата на 1 сотрудника (руб.)