Что нужно для организации дистанционного обучения в образовательной организации
Что нужно для организации дистанционного обучения в образовательной организации
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Что нужно для организации дистанционного обучения в образовательной организации
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 ноября 2020 года N ГД-2072/03
Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, родителей обучающихся, общественности.
Приложение
Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий
Предисловие
Что такое обучение с применением дистанционных (электронных) технологий?
Требуется ли согласие родителей (законных представителей) обучающихся при переходе на дистанционное обучение?
Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся?
Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для обучения с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов, используемых при традиционном подходе?
Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств (компьютер, планшет) и сети Интернет?
Еще год назад мало кто из нас задумывался над этими вопросами. В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Данные рекомендации составлены на основе опыта субъектов Российской Федерации по организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и включают памятки, чек-листы и практические советы для учителей и управленческой команды школы.
Данные рекомендации применяются в период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации.
Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При принятии решения о переводе всех или отдельных классов образовательной организации на обучение с применением дистанционных образовательных технологий она должна руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
При составлении расписания дистанционных уроков образовательная организация должна обеспечивать соблюдение Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях .
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.
Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?
7. Как можно использовать сайт школы?
8. Как будет выглядеть учебный день?
9. Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:
1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?
8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
Как организовать школьное обучение в дистанционном режиме?
Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle
Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Сервис Moodle позволяет отлично справиться со всеми поставленными задачами.
Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.
Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.
Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.
После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.
Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
«Сегодня мы говорим о модульной системе Moodle, благодаря которой мы с легкостью можем организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Moodle создает и хранит портфолио каждого ученика: все его работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Ученики могут возвращаться к тому или иному материалу в целях повторения или в случае возникновения каких-то вопросов.
В итоге преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние задания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения»
Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.
Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.
Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.
«Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них.
Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока»
Создание курса в конструкторе Moodle
Наполнение курса материалами
Для справки
Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.
Как запустить электронное обучение с нуля за 7 шагов
Запуск дистанционного обучения (eLearning) в компании, как старт ракеты, требует инвестиций, тщательного проектирования, командной работы и не только.
В этой статье вместе с экспертами из сферы eLearning мы разберем весь цикл запуска удаленного обучения и по шагам расскажем, как вывести eLearning на «орбиту».
Шаг 1. Определить цели запуска электронного обучения
Ракету отправляют в космос по разным причинам: исследовать новую планету, вывести на орбиту спутник или, к примеру, доставить космонавтам полезный груз. Всегда есть цель. Так же и с электронного обучением — нет смысла внедрять его просто потому, что это модно.
Если вы открыли эту статью, значит, уже представляете, для чего вашей компании нужно онлайн-обучение. Если нет, небольшой совет: цель проще нащупать, оттолкнувшись от «болевой точки». Какую задачу вы надеетесь решить с помощью eLearning?
Так, например, в компании Skyeng возникла потребность: быстро обучить 120 новых сотрудников преподавать английский в онлайн-формате и работать на сервисе Vimbox. Теперь с помощью eLearning компания подготавливает в месяц по 200 профи.
Читать подробнее о кейсе →
В «Пермэнергосбыт» хотели развивать персонал без отрыва от производства и оперативно проводить тестирование. При помощи eLearning компания за полгода автоматизировала систему аттестации и взяла под контроль знания в 74 филиалах Пермского края.
Читать подробнее о кейсе →
Чего хотите добиться вы? Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще попасть в яблочко.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Внедрить СДО и наполнить курсами. | К 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в трех филиалах должны изучить правила по охране труда. |
Компания MW-LIGHT производит и продает декоративные светильники по всему миру. В ассортименте 300 коллекций, в каждой — от 10 до 100 моделей. При этом за год ассортимент обновляется на 35%. Продавцам было сложно запомнить особенности каждой модели. Иногда продажа срывалась просто потому, что сотрудник не мог грамотно рассказать о новинке.
В MW-LIGHT поставили цель: за полгода повысить лояльность клиентов, обучив продавцов продуктам компании. Теперь по каждой коллекции есть электронные курсы для сотрудников. Результат: число благодарных покупателей выросло вдвое, как и количество успешных сделок.
Видеофрагмент курса по ассортименту компании MW-LIGHT
Лана Виноградова,
руководитель проекта электронного обучения MW-LIGHT
«Заранее продумайте, как замерить успех eLearning. Количество обученных сотрудников и число пройденных тестов — лишь основа общей картины эффективности. Вы можете «прокачать» сотни и тысячи — толку мало. Смотреть нужно на бизнес-результат.
Например: сотрудники моментально узнают о продуктовых новинках, после обучения менеджеров вдвое выросли дополнительные продажи, вполовину сократились затраты на обучение персонала в регионах (больше не нужно платить командировочные тренеру, оплачивать билеты на самолет и номер в гостинице) и так далее».
Итог шага 1: вы знаете цель обучения и ключевые показатели, по которым будете замерять успех проекта.
Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения
Как устроены космические корабли? Опытные ракетостроители ответят приблизительно так: «У каждой ракеты разная конструкция. Все зависит от задачи». К примеру, в состав американского «Шаттла» входят стартовые ускорители, бак с топливом и орбитальный корабль. Этого достаточно, чтобы достичь низкой околоземной орбиты. Но до Марса не доберешься — потребуются другие комплектующие.
Арсенал eLearning тоже напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения компании используют один из трех видов инструментов или весь набор сразу:
Давайте подробно разберем каждый из них.
Вебинары
Это очный семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из нескольких филиалов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе компании, в кафе или дома в удобном кресле и мягких тапочках.
Пример вебинара компании iSpring
Вебинар похож на беседу по Skype: можно говорить в микрофон, писать в чат, показывать рабочий стол на ПК или презентацию. Лекцию тут же можно записать на видео и отправить сотрудникам, чтобы позже освежили знания.
Вебинары в бизнесе обычно используют, когда хотят сократить расходы и количество очных тренингов. К примеру, в страховой компании «Сентрас Иншуранс» через вебинары регулярно тренируют руководителей отделов продаж и продавцов из 17 филиалов Казахстана. Для первой группы разработана программа по подбору и адаптации персонала, для второй — курс по техникам продаж. Компания сэкономила на проезде, номерах в гостиницах и командировочных расходах тренеров, которые раньше ездили по регионам. При этом качество обучения не пострадало. Читать подробнее о кейсе →
Юлия Граусбард,
начальник отдела развития персонала АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс»
«Выбирая вебинарную площадку, выясните, насколько часто бывают технические сбои. Нет ничего хуже, чем связь, оборвавшаяся в ключевой момент лекции.
Желательно, чтобы система поддерживала тестирование, опросы и интерактив: возможность «поднять руку», смайлики для обозначения настроения и т.д. Все это хорошо вовлекает в обучение. У слушателей нет искушения переключить вкладку браузера и проверить соцсети.
Важный момент: перед арендой сервиса убедитесь, что в филиалах хорошее интернет-соединение. Иначе вы зря потратите деньги — никто из сотрудников не сможет выйти с вами на связь».
Система управления знаниями (learning management system, lms)
LMS — это виртуальная школа, где можно учить персонал из любой точки мира: назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.
В системе дистанционного обучения можно:
Александр Виноградов,
основатель студии по разработке электронных курсов New York
«При выборе системы управления обучения определитесь с типом: LMS с установкой на сервер компании или облачное решение.
В первом случае вы фактически вслепую внедряете в сервер компании систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, обслуживать «стационарную» LMS сложно — нужна помощь ИТ-специалистов. Срок запуска: 3-4 месяца.
Для быстрого внедрения LMS лучше использовать облачные технологии. Они не требуют установки на сервер, нужен лишь доступ в интернет. Начать обучение можно сразу после регистрации. При этом системы зачастую не уступают по функционалу «стационарной» системы, а управлять ей может один человек — HR-специалист или сотрудник отдела обучения. IT-навыки не обязательны. Срок запуска: 1-2 дня».
Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач. Описание наиболее популярных платформ вы можете найти в статье «обзор платформ для дистанционного обучения».
Программа для создания курсов
Кроме системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для создания электронных курсов, тестов и диалоговых тренажеров.
В конструкторе можно создать слайды с текстом и графикой, добавить анимацию, дикторскую начитку, записать видео. В зависимости от инструмента, возможности могут быть самые разные.
Чтобы создать электронный курс, не обязательно быть программистом или дизайнером — достаточно знать PowerPoint. К примеру, вот этот курс сделан из простой презентации:
Курс создали в программе iSpring Suite. Как она работает: после того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка.
Конструктор iSpring Suite работает в PowerPoint и превратит презентацию в электронный курс
Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, аудио, видео, тесты — курс готов. Теперь его можно загрузить в СДО и назначить персоналу.
Сотрудники смогут изучить материал в любое время и с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.
Денис Антипов,
специалист по обучению Inventive Retail Group
«С iSpring наша компания выпускает по три курса в неделю для магазинов re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat, Rookie, UNOde50 и kid rocks.
Сверстать электронный тренинг в iSpring так же просто, как собрать презентацию. Большой плюс: библиотека контента. Не нужно составлять ТЗ для дизайнера или рыться в фотостоках. iSpring предлагает сотни готовых шаблонов, фонов, персонажей, картинок. Ты просто выбираешь из готовых материалов контент, дорабатываешь под задачи компании и верстаешь электронный тренинг.
Всего за полгода наша компания разработала более ста онлайн-курсов».
На рынке есть еще и другие редакторы курсов, например Articulate и Captivate. Узнать для каких задач подходит каждый из редакторов, и чем они отличаются от iSpring Suite вы можете в обзорной статье: «Сравнение программ для создания курсов».
Итог шага 2: вы определили, какие инструменты eLearning больше подходят для компании, проанализировали рынок дистанционного обучения, выбрали подходящие предложения.
Шаг 3. Просчитать бюджет и составить план действий
Сколько стоит ракета? Чтобы корабль долетел до МКС, потребуется 2,589 миллиарда рублей, до Марса — 10 миллиардов долларов. Цена напрямую зависит от целей и ресурсов, которые вы используете.
Когда цель определена и выбраны инструменты, становится проще прикинуть чек — во сколько обойдется дистанционное обучение.
В бюджет следует заложить не только стоимость инструментов eLearning. Внесите в список зарплату для команды дистанционного обучения, деньги на разработку электронных курсов, покупку компьютеров для сотрудников — всего того, без чего eLearning не взлетит.
Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo
«Когда определена цель, выбраны инструменты и подсчитан бюджет, составьте рабочий план. В нем нужно подробно расписать всю последовательность действий. Прикиньте точные сроки по каждому пункту.
Пример: поставщик пообещал настроить СДО за 2 дня, 5 дней уйдет на разработку курса, 5 — на пилотный запуск и донастройку СДО. Всего проект потребует 12 дней.
Следующий шаг — презентовать план руководству. Информация должна быть краткой и аргументированной. Что нужно показать:
Также презентуйте проект топ-менеджерам и руководителям ключевых подразделений. Если они не в курсе, что такое eLearning, то могут мешать работе».
Итог шага 3: вы знаете ценник eLearning, руководство утвердило бюджет, готов план действий, известны сроки запуска проекта. Можно покупать инструменты для дистанционного обучения и начинать работу.
Шаг 4. Подготовить обучающий контент
СДО установлена. Теперь нужно наполнить ее контентом. Пустая система дистанционного обучения — как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо — на такой рано в космос.
Загрузите в СДО презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы — все, что нужно изучить сотрудникам.
В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития eLearning на год-два вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.
Если вы планируете разрабатывать курсы в компании регулярно, то понадобятся два специалиста:
Александр Воробьев,
консультант по организации дистанционного обучения
«Если компании редко нужны новые курсы или вы не хотите держать в штате eLearning-специалистов, есть два варианта: купить готовые электронные курсы на рынке или заказать у опытных разработчиков.
Готовые курсы. Это шаблонные тренинги по общим темам: тайм-менеджмент, управление персоналом, работа с Outlook. Каждый выглядит, как простая PowerPoint-презентация: текст, картинка, видео. Такие курсы через интернет может скачать любая компания.
Курсы на заказ. Опытные разработчики «затачивают» курс под вашу компанию, учитывая задачи и особенности бизнеса, корпоративный стиль и т.д. Такие курсы становятся визитной карточкой учебного портала, о них говорят, их рекомендуют, они охватывают большую целевую аудиторию учащихся. Стоимость: от 120 000 до 5 000 000 рублей. Срок разработки: от недели до двух месяцев.
Итоги шага 4: вы загрузили в СДО один-два электронных курса для пилотного запуска.
Шаг 5. Провести пробный запуск дистанционного обучения
Прежде чем отправлять ракету к звездам, инженеры проводят «сухой старт» — пускают корабль по баллистической траектории, без вывода на орбиту. Это своего рода генеральный прогон, который помогает отработать ошибки перед настоящим полетом.
Для дистанционного обучения «сухой старт» тоже важен. Вместо того, чтобы сразу «ковать» профи по новым стандартам, сперва обкатайте eLearning на тестовой группе. Ее задача — выявить сложности в работе с СДО.
Марина Литвинова,
сооснователь Corporate
e-Learning Club
«Для пилотного запуска стоит выбрать потенциально лояльных сотрудников. Людей в команду тестеров лучше всего отбирать вместе с руководителями подразделений, для которых готовится eLearning.
Фокус-группа не должна быть большой. Все зависит от размера компании. Если в ней работают 150 человек, то для пробного запуска хватит и 10.
Первый курс должен обязательно заканчиваться анкетированием: просто ли использовать СДО? быстро ли открылся курс? какие сложности возникли?
Вместо анкеты можно собрать опрос и поставить его в конце курса. Люди протестируют первый курс и напишут о своих впечатлениях, трудностях, о замеченных ошибках, расскажут, чему научились».
Собрав эту информацию, вы внесете нужные изменения в систему и сделаете ее «дружелюбнее» для сотрудников.
Итоги шага 5: провели пилотный запуск дистанционного обучения, получили список замечаний от фокус-группы, исправили ошибки. Можно запускать обучение.
Шаг 6. Провести внутренний PR дистанционного обучения
Как любому новому проекту, eLearning нужна рекламная поддержка. Если сотрудники заходят на учебный портал лишь по приказу свыше, значит, внедрение провалилось. Как повысить авторитет дистанционного обучения?
Александр Лопарь,
eLearning-эксперт
«Сперва подключите к дистанционному обучению руководство. Высшие эшелоны компании должны пройти пару курсов и твердо заявить: «eLearning — это круто!». Если идея электронного обучения приживется среди руководителей, то за ними автоматически последуют и члены команды. В конце концов именно руководитель стимулирует своих сотрудников учиться.
Чтобы проект приносил больше пользы, свяжите eLearning с критически важным для компании проектом: нужно в сжатый срок обучить торговых представителей из 10 филиалов новой линейке продуктов или за месяц «натаскать» менеджеров в работе с недавно установленной CRM.
Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.
Собирайте отзывы коллег о пройденных курсах, записывайте интервью — транслируйте, каких высот добились те, кто закончил обучение. Так вы подчеркнете преимущества нового формата обучения.
Отдельное внимание уделите мотивации «студентов». Вовлечь в обучение помогут:
Итоги шага 6: все в компании произносят «eLearning» с уважением, сотрудники активно используют СДО, внутренний чат разрывается от количества дополнительных заказов на контент.
Шаг 7. Оцените эффективность дистанционного обучения
Итак, корабль под названием eLearning покинул атмосферу. Вы за штурвалом. Теперь главное — придерживаться курса.
Как понять, что вы «летите» в правильном направлении:
eLearning достиг «орбиты», если решил реальные задачи бизнеса, помог сотрудникам быстрее получить новые навыки или сократил затраты на обучение.
Тогда можно выбрать другой маршрут и лететь к новым звездам.
Запомнить
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Пишу статьи по eLearning, помогаю экспертам выпускать материалы для блога iSpring. Если у вас есть интересная тема по дистанционному обучению, напишите мне.