Что нужно для начала малого бизнеса
Как открыть свой бизнес с нуля: идеи и пошаговая инструкция для начала своего дела
Собственное дело с доходами выше среднего – мечта любого человека с предпринимательской жилкой. Но что делать в условиях ограниченного бюджета? Как действовать с самого начала, когда нет четкого плана, понимания рынка и нюансов запуска коммерческого проекта?
Мы решили подробно разобрать все эти вопросы в сегодняшней статье. Из нее вы почерпнете интересные и выгодные бизнес-идеи, поймете, в каком направлении лучше развиваться, где брать деньги на старте и каких ошибок стоит избегать. В конце дадим пошаговый план с универсальными рекомендациями, который пригодится при открытии практически любого вида бизнеса.
Какой бизнес можно открыть, если бюджет минимален?
Для начала представим несколько весомых аргументов в пользу ведения собственного дела:
При минимальном бюджете следует выбирать простую, уже испробованную другими бизнес-идею. Главное, чтобы на продукт был спрос. Даже если это будет высококонкурентная ниша, можно попробовать отстроиться особым позиционированием. В целом лучше смотреть в сторону ниш со средним уровнем конкуренции.
Масштаб поначалу разумнее планировать ограниченный, поскольку крупные проекты, так же, как и нестандартные бизнес-идеи, чаще всего требуют немалых денежных вливаний.
С точки зрения формата есть 2 основных варианта:
Идея подбирается в зависимости от выбранного формата. Это может быть производство или продажа материальных товаров, реализация каких-либо работ или услуг.
Предлагаем рассматривать такие товары под продажу:
Бизнес по продаже перечисленных категорий продукции возможно запустить с минимальными вложениями. Спрос на них достаточно высокий.
В сфере услуг на данный момент востребованы:
Производство можно организовать и в домашних условиях. Например, выращивать овощи, фрукты или цветы в теплицах, делать мыло. Еще варианты – создавать оригинальные украшения, готовить варенье, джемы или маринады, сыр, выпекать торты.
Преимущества работы в электронной коммерции
Учитывая текущую обстановку в мире, оптимальным форматом ведения бизнеса сейчас является интернет-магазин. Он дает множество преимуществ, как опытным, так и начинающим предпринимателям:
Плюсы своего интернет-магазина
Где взять деньги для старта?
Стартовый капитал, пусть и минимальный, понадобится для реализации любой бизнес-идеи. Если планируется продажа товара, нужно будет закупить хотя бы небольшую тестовую партию, арендовать помещение, создать сайт. Для производства, даже в домашних условиях, необходимо сырье и оборудование. Для оказания услуг – соответствующие инструменты и материалы. На все это потребуются деньги.
Где их найти:
Если с финансами совсем туго, рекомендуем подумать о работе на заказ с предоплатой или по системе дропшиппинга.
Дропшиппинг – бизнес-модель, в которой продавец выполняет роль посредника между производителем и конечным потребителем. Он собирает заказы, формирует заявки, передает необходимую информацию поставщикам. Далее поставщики комплектуют заказ и отправляют его напрямую покупателю, не указывая своих данных. Продавец-дропшиппер получает прибыль в виде наценки к оптовой стоимости. Такая схема предусматривает минимум вложений. По ней работают многие компании.
С чего начать свой бизнес: пошаговый план запуска
Формулируем идею
Начинать нужно с поиска стоящей идеи. Возможные варианты мы рассматривали выше. Выбирайте то, что больше резонирует с вашими интересами и увлечениями, вдохновляет и вызывает желание действовать. Придумывать что-то сверхновое и уникальное не стоит. Целесообразнее взять уже проверенный вариант, найти в нем недочеты и улучшить. Заходить на сформированный рынок проще всего.
Выбирая бизнес-идею, необходимо учитывать:
С минимальными вложениями лучше открывать микробизнес и отказаться от глобальных масштабных идей.
Анализируем рынок
После выбора идеи и ниши нужно тщательно проанализировать рынок:
Это поможет понять, существует ли спрос на товар.
Вся информация, полученная в процессе анализа, должна учитываться в будущей стратегии. Брать данные можно в аналитических отчетах, исследованиях маркетологов, в сервисах Google Trends и «Яндекс.Вордстат», отраслевых публикациях.
Еще варианты – заняться шоппингом и проанализировать работу конкурентов, став тайным покупателем, организовать собственное исследование с помощью телефонных опросов, анкетирование по email или в мессенджерах.
Составляем бизнес-план
Следующий шаг – написание бизнес-плана. Он намечает вектор развития компании в будущем, помогает планировать пути достижения целей, дает возможность избежать вероятных рисков и подводных камней. Это базовый документ для оценки предпринимательской инициативы, пошаговая инструкция, в которой расписаны все этапы запуска собственного дела.
В бизнес-план включают следующую информацию:
Чтобы сэкономить, постарайтесь написать бизнес-план самостоятельно на основе статистических данных и фактов. Для этого воспользуйтесь рекомендациями экспертов или готовыми примерами и шаблонами, которые есть в открытом доступе. Главная задача – грамотно адаптировать их к своей нише.
Основные разделы бизнес-плана:
Создавать бизнес-план нужно в той форме, с которой будет удобно работать в дальнейшем. Все цифры и средние значения следует рассчитывать индивидуально, а не брать из готовых шаблонов.
Регистрируем проект
Независимо от того, какой бизнес вы открываете с нуля, его необходимо официально зарегистрировать.
Первый шаг – определиться с видом организационно-правовой формы:
Самый простой и популярный формат для малого бизнеса – ИП. Особенно, если речь идет о довольно ограниченных возможностях на старте в плане финансов. Его основное преимущество – минимум первоначальных затрат. К тому же, для создания интернет-магазина никаких специальных разрешений и лицензий не требуется.
Для некоторых видов деятельности, помимо заявления с пакетом документов, необходимо подавать дополнительное уведомление. Это касается сфер:
Решаем вопросы с налогами и отчетностью
Второй шаг после регистрации – выбрать схему налогообложения. От нее будут зависеть формы отчетности и объем налоговой нагрузки. По умолчанию применяется общая система. Но она невыгодна для ИП: на ней платится НДС, налог на доходы, ведется сложный учет и осуществляется много проверок.
Поэтому при открытии своего маленького бизнеса с нуля лучше переходить на спецрежим с одним налогом или льготной ставкой. Причем делать это нужно сразу.
Чтобы не ошибиться с выбором, стоит заранее проконсультироваться с бухгалтером, специалистом налоговой инспекции или изучить законы самостоятельно. Принять правильное решение без подготовки сложно, а ошибки чреваты высокими налоговыми ставками и штрафами.
Варианты спецрежимов:
Самое главное на спецрежимах – следить за сроками подачи документации. Из-за просрочек предпринимателей нередко переводят на общие основания налогообложения.
Тестируем идею
Далее следует проверка боем. Важно провести быстрое тестирование идеи: собрать минимальный ассортимент, запустить сайт, дать небольшую рекламу и попробовать получить первые продажи. Этот этап необходим для изучения спроса на практике. Чтобы быстрее стартануть, не стоит зацикливаться на доработках и постоянно откладывать запуск. Нужно начинать с тем, что есть, проверять идею в действии и постепенно совершенствовать проект по ходу его развития.
Если первые результаты не соответствуют ожиданиям, пересмотрите план, проанализируйте вероятные ошибки. Лучше всего увидеть их на старте, а затем быстро внести нужные корректировки или пересмотреть малоперспективную идею.
Немного рекомендаций по запуску магазина с нуля:
Развиваем и продвигаем бизнес
Если выбранная идея оказалась рабочей и пошли первые продажи, начинайте активно вкладывать силы в дальнейшее развитие и продвижение. Чистая прибыль должна быть выше нуля. Тогда можно ставить более глобальные цели и реинвестировать доходы в:
Отдельным пунктом идет продвижение. Прежде всего, это планирование маркетинговых стратегий и запуск рекламных кампаний, которые жизненно необходимы для привлечения новых покупателей и наращивания клиентской базы. Подключайте весь возможный рекламный потенциал и по максимуму присутствуйте в местах, где есть целевая аудитория.
Минимальный набор действий для продвижения:
Также можно пробовать продвигаться через ведение блога, вирусную рекламу, обмен ссылками и статьями. Кроме того, важно фиксировать результаты текущих маркетинговых активностей и отсеивать методы, которые не приносят значимого эффекта.
Типичные ошибки новичков
Многие новички, которые хотят открыть бизнес с нуля практически без денег, допускают похожие ошибки:
Заключение
Оптимальное решение для новичков, которые хотят открыть бизнес с нуля и при этом обойтись минимальными вложениями – интернет-магазин на платформе InSales. Внутри нее есть все необходимое для продаж: мощный функционал, готовые и уникальные дизайны, сотни интеграций. Остается только выбрать подходящую бизнес-идею и пройти все этапы, описанные в пошаговом плане запуска.
Как начать свой бизнес с нуля — 7 простых шагов для начинающих предпринимателей
Начало бизнеса с нуля. Что для этого нужно, возможен ли бизнес с нуля без вложений и с чего начать? Обсуждаем в статье.
Если кто-то скажет вам, что создать с нуля собственный бизнес может любой – не верьте. Далеко не любой и не каждый. Не смогут люди, которым что-то делать лень. Не смогут люди, которые считают, что за них кто-то что-то должен делать, а сами они просто будут этим управлять. Не смогут люди, которые не умеют ставить цели. Другое дело, что себя можно изменить. И стать таким человеком, который сможет создать свой собственный бизнес, не имея ничего вообще, кроме цели, стремления и идеи.
Кстати, если вам нужны идеи для бизнеса без вложений, то смело переходите к материалу «Как зарабатывать в интернете. 8 бизнес-идей без вложений».
Ну а мы вернёмся к тому, почему некоторые не могут позволить себе начало бизнеса с нуля. Большая часть проблем сводится к нашему образу мышления. Вот вам пример. Если у вас есть следующие мысли, то скорее всего бизнес в ближайшее время (пока от них не избавитесь) открыть не получится:
Попробуйте найти схожий образ во всех этих мыслях и понять, почему вам не стоит основываясь на таком образе мышления пробовать себя в предпринимательстве.
А вот вам почти что те же мысли, но совершенно другого вектора. Попробуйте прочувствовать разницу.
Чувствуете разницу? Да, всё дело в рациональном подходе и принятии того, что бизнес – никак не легче работы по найму, а если он с нуля – то чаще и сложнее. Работать придётся упорно и много. А ещё – отвечать перед самим собой, не пытаясь найти виноватых.
Кстати, если вас заинтересовало предложение про пассивный доход, то вот тут у нас есть материал, где рассказывается, что это вообще такое, почему надо и как добиться: «Пассивный доход».
Вообще, о старте бизнеса с нуля ходит множество недобрых мифов. Частично они основаны на том, что к новичкам предпринимательская среда действительно настроена очень агрессивно. И без таких качеств как трудолюбие, сила воли и желание развиваться там практически не выжить. По статистике 7 из 10 новых бизнесов закрывается в течение первого года существования. Но всё-таки некоторые мифы действительно являются мифами.
Мифы о начале собственного дела
Миф 1. Для старта бизнеса нужны деньги и связи
Для большого количества начинаний деньги действительно нужны. Хотя бы даже для заказа первой партии товара или рекламы. Но есть и такие варианты, которые позволяют начать зарабатывать и без вложений денег. Другое дело, что придётся вложить силы или время. А связи? Нет, совсем не обязательно.
Миф 2. Мой бизнес отберут бандиты
Да, мошенничество есть везде. Но девяностые давно прошли. Сейчас бандиты действуют по-другому и с других уровней.
Миф 3. Налоги задушат
Да, налоговое бремя для предпринимателей – серьёзная ноша. Но нести её вполне под силу тем, кто подходит к использованию законодательства с умом. Так, например, можно выбрать упрощённые режимы налогообложения, а онлайн-кассы взять на выгодных условиях по тарифам банка.
Кстати, если вы не знаете, в какой банк лучше обращаться для открытия расчётного счёта, то можете воспользоваться нашим рейтингом банков.
Миф 4. Без предпринимательского таланта невозможно основать бизнес
Да, мы часто слышим о гениях бизнес-мира, основавших целые империи. Но большая часть того, что делают бизнесмены основано на навыках, умениях и знаниях, которые приобретаются, а не являются врождёнными свойствами.
В страхах, которые эти мифы порождают нет ничего необычного и особенного, но важно всё-таки их перешагнуть, если вы и впрямь собирайтесь заниматься бизнесом. А чтобы было легче не сойти с правильного пути, вот вам несколько правил для ведения своего дела.
Правила для новичков
Ну а после того, как вы ознакомились с теоретическими правилами для новичков, давайте перейдём к самому главному.
7 шагов к открытию своего бизнеса с нуля
Шаг 1. Нужно выбрать направление
На самом деле, это далеко не простой вопрос. Большинству людей очень сложно сделать выбор, когда он предлагается слишком большой. А направлений в бизнесе действительно очень много. Понятное дело, что какие-то вы можете сразу отмести как неподходящие, но и после этого останется множество вариантов для выбора.
Поэтому мы советуем для облегчения задачи, составить список из десяти направлений, которые вам были бы близки по интересам, или умениям. А потом анализировать каждую, отсеивая менее подходящие.
Для чего всё это нужно? Для того чтобы у вас всё получилось в дальнейшем. Ни для кого ни секрет, что если заниматься неинтересным делом, то у КПД будет в несколько раз ниже.
Тем более, что для получения максимальной выгоды, нужно организовать качественный сервис, работать над деталями и мелочами, только так пользователи по достоинству оценят то, что вы им предлагаете. А если вам придётся делать всё это через силу, то ни о каком качестве и говорить не придётся. Да и в чём тогда будет отличие от работы по найму?
Ещё один совет – когда будете составлять список, не пытайтесь сначала проанализировать, сколько на этом можно будет заработать. На первом этапе сосредоточьтесь на том, что вы умеете, и насколько это вам нравится.
Шаг 2. Изучить рынок по выбранной тематике
А вот теперь, когда вы определились с тем, чем бы хотели заниматься, пришло время изучить рынок по этому направлению. Первый делом стоит ознакомиться с конкурентами в этой сфере. Чем больше вы узнаете о них, тем более глубокую картину рынка сможете видеть. Вообще можно начать с того, чтобы просто посетить все заведения, или ознакомиться с прайсами, посещаемостью сайтов и прочим, что даст какую-либо информацию.
Ваша задача будет заключаться в том, чтобы понять, чего на рынке много, чего не хватает, что можно предложить и на что рассчитывать.
Шаг 3. Составить УТП (Уникальное Торговое Предложение)
Можно пойти простым путём и не предлагать ничего нового. Лишь взять самое эффективное из того что есть и предлагать потребителям, надеясь «выехать» на простом трудолюбии. Это возможно, но, во-первых, долго и требует дополнительных затрат, потому что вам придётся делать серьёзный упор на рекламу, чтобы выделиться среди того же самого. А во-вторых, у действующих игроков рынка всегда будет преимущество.
Поэтому следует подумать над тем, что вы можете сделать лучше и выгоднее для потребителя, чтобы обратить на себя внимание сразу.
Шаг 4. Составьте бизнес-план
Крайне важная часть любого бизнеса, которая при должном грамотном подходе способна подготовить вам удобную и прозрачную площадку для успешного роста.
Дело в том, что бизнес-план не просто формальность – это ваша «диссертация» на тему «как мне достичь успеха в этом деле». И неважно, что она лишь для вас (в том случае, если вы не ищите инвестора). Подробнейшая шпаргалка с расписанными шагами, ожиданиями, прогнозами, предостережениями и запасными планами сделает своё дело и даст заметное ускорение в бизнесе.
Мы не будем здесь расписывать из чего состоит бизнес-план, отметим только то, что сделать его самому – вполне реальная задача. А если вы не знаете как, то переходите на статью «Как составить бизнес-план», там всё подробнейшим образом расписано.
Шаг 5. Приступайте к работе
И опять же здесь можно столкнуться с препятствием, которое можно назвать «стремление к идеалу». Дело в том, что многие предпочитают додумывать всё до бесконечности у себя в голове. Таким образом действий вы лишь навредите себе. Нужно понять вот что:
Додумывать можно бесконечно. Поэтому расписывать всё нужно на бумаге в бизнес-плане.
В бизнес-план можно и нужно вносить коррективы, но желательно это делать после определённых конкретных действий. Разделите всё на этапы. Пройдите первый этап, а потом сядьте и проанализируйте, что удалось сделать, что нужно изменить в планах и как изменится следующий этап.
Если просто думать, но ничего не предпринимать, то вы загоните себя в болото.
Вспомните, у Гоголя в «Мёртвых душах» был такой герой – Манилов. Он любил ходить по своему имению и думать, что он сделает для его улучшения. Но за все годы пока он ходил и думал, ничего не изменилось. И никогда не изменится. Не будьте Маниловым. Действуйте.
Шаг 6. Первая прибыль. Куда девать горы золота
Да, гор естественно не будет, но вот воодушевление от первых мелких успехов гарантировано. Здесь важно понять, что это только начало начало, и далеко ещё не результат.
И тратить первые заработанные собственным делом средства на удовлетворение своих потребностей строго не рекомендуется. А мысль «ну я же заслужил» гоните подальше. Сейчас вам нужно не потерять запал и сделать так, чтобы полученные деньги принесли ещё больше денег. Всегда помните о том, что пока дело не окупится, прибыль вы не получаете.
Что делать дальше – зависит от того, чем именно вы занимайтесь и к какой цели идёте. В идеале это уже должно быть прописано в бизнес-плане.
А в общем можно описать всё одним словом – развитие. Именно развитие станет «лейтмотивом» всех этапов. Развитие бизнеса, развитие себя, развитие своих навыков, развитие аудитории, развитие ассортимента, сервиса, направления и т.д.
И про развитие себя мы написали не просто так. Повышение квалификации, получение новых навыков и умений – то, чем нужно заниматься постоянно, потому что это вложения, которые дальше будут приносить дивиденды в виде умения развить свой бизнес, умения организовать дополнительный доход и т.д. – всё, что нужно для получения прибыли.
Шаг 7. Анализ, корректировка и расширение
Мы уже писали, что обязательно нужно после каждого этапа (хотя бы) анализировать проделанную работу, результаты, их совпадение с изначальными планами. И на основе этого корректировать дальнейшие действия. Если делать это постоянно, вы сможете двигаться в правильном направлении, принимая опыт собственных ошибок и новые знания, полученные на практике.
И это относится ко всему бизнесу целиком. После того, как вы достигаете результата, или же наоборот, после выполнения действий, которые должны были привести к определённому результату, но почему-то не привели, нужно делать анализ и коррекцию. В рамках всего бизнеса это позволит прийти к правильному масштабированию.
А масштабировать нужно. Всегда. В бизнесе нельзя стоять на месте как минимум потому что вас просто-напросто быстро сдвинут с насиженного места конкуренты. Постоянно нужно улучшать и предлагать что-то новое, востребованное и интересное.
Кто-то, конечно, воскликнет, что советы, которые мы даём в этой статье – слишком простые. Зачем они нужны, если это всё и так логично, известно и повсеместно используется?
Да вот в том-то и дело, что не используется.
По статистике, 7 из 10 новых бизнесов не могут продержаться на рынке и года. И как выяснилось, очень большое число новичков предпринимателей не придерживаются банальных истин, которые мы только что обсудили, считая, что со всем можно справиться на голом энтузиазме. И что интересно, наиболее наплевательское отношение выявлено именно к составлению бизнес-планов.
А потом мы удивляемся, откуда же столько мифов и страхов о бизнесе?! Да вот откуда. Ведь делятся историями, как правило, те, кто не смог достичь результата, а не те, у кого всё получилось.
Всё, что мы обсудили в этой статье – общая информация, которая, естественно, должна быть дополнена и углублена в зависимости от того, чем именно вы хотите заниматься. Кстати, если вам нужны идеи для бизнеса, то можете заглянуть в наш специальный раздел, там много материалов.
7 советов начинающему ИП, чтобы избежать проблем (что-то вы точно из этого не знаете)
После регистрации ИП в налоговой инспекции вы получаете не только право вести бизнес, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, но и обязанности, первейшие из которых — сдавать отчётность и платить за себя страховые взносы. Помимо этих ключевых обязанностей каждого ИПешника есть ещё ряд нюансов, о которых стоит знать, чтобы не нарваться на штрафы в первый же месяц своей официальной деятельности. Специально для этой статьи мы отобрали семь важных вопросов, которые надо решить IT-фрилансеру сразу после госрегистрации.
1. Выбрать правильную систему налогообложения
Если при своей регистрации в качестве ИП вы не подавали уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения, то вам в течение ИКС времени после даты регистрации необходимо определиться с системой налогообложения.
Система налогообложения – это порядок расчёта и оплаты налога. У каждой системы своя ставка и налоговая база, но главное, что существенно различаются суммы налога к уплате. Один из таких показательных примеров есть в статье «Сколько зарабатывает программист в Москве по мнению ФНС».
Всего систем налогообложения пять, но одна из них (ЕСХН) предназначена только для сельхозпроизводителей. Выбирать можно между основной (ОСНО) и специальными системами (УСН, ЕНВД, ПСН). В принципе, расчёт налоговой нагрузки — это бухгалтерская тема, поэтому если у вас есть знакомый грамотный специалист, то имеет смысл к нему обратиться.
На коленке тоже можно кое-что подсчитать:
Если вникать в расчёты не хочется, а до бухгалтера не добраться, рекомендуем вам подать заявление на УСН Доходы, т.к. это самая распространённая система налогообложения. Плюс к этому — самая простая система в плане отчётности с достаточно низкой налоговой нагрузкой. Её также можно совмещать с любыми другими системами, кроме ОСНО.
(!) Из нашей рекомендации сразу переходить на УСН есть исключение — если вашими основными заказчиками будут бюджетные организации или крупный бизнес, то им нужен как раз ИП, работающий на ОСНО.
Почему это важно: специальные (они же льготные) налоговые режимы позволяют снизить платежи в бюджет до минимума. Это право закреплено статьёй 21 НК РФ. Но если вы самостоятельно не подадите заявление о переходе на УСН, ЕНВД, ПСН, то никто вас уговаривать не станет. По умолчанию придётся работать на общей системе (ОСНО). О сроках отчётности своей системы забывать нежелательно, за несданную декларацию налоговики весьма быстро блокируют расчётный счёт ИП.
Ещё одна причина вовремя сдавать налоговую отчётность – это риск получить от ПФР платёжку на сумму 154 852 рубля. Логика такова – раз вы о своих доходах в ИФНС не отчитались, то их размеры просто нескромны. Значит, взносы посчитают по максимуму (8МРОТ * 26% * 12). Это не штраф, деньги поступят на ваш пенсионный счёт и будут учитываться при расчёте пенсии (если к тому времени всё опять не поменяется), но всё равно сюрприз не самый приятный.
2. Воспользоваться налоговыми каникулами
Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые после принятия регионального закона о налоговых каникулах, то можете претендовать на нулевую налоговую ставку на режимах УСН и ПСН. Не платить налог можно максимум два года. Конкретные виды деятельности, по которым установлены налоговые каникулы, определяет региональный закон.
В Москве ИПешникам-разработчикам налоговых каникул не полагается, но если ваша деятельность связана с научными исследованиями и разработкой, то в большинстве регионов, включая Москву, вы можете получить нулевую налоговую ставку.
С налоговыми каникулами в подробностях, а также с базой большинства региональных законов можно ознакомиться вот тут.
Почему это важно: если есть возможность оказаться какое-то время в налоговой гавани, почему бы этим не воспользоваться? К тому же на ПСН в принципе нет возможности уменьшить стоимость патента на сумму взносов. А в рамках налоговых каникул патент ИП не будет вам ничего стоить.
3. Знать и платить за себя страховые взносы
Страховые взносы – это платежи, которые каждый предприниматель обязан вносить за себя в пенсионный фонд (ПФР) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). С нового года сбором взносов займётся Федеральная налоговая служба, т.к. по мнению властей сами фонды со сбором платежей в свою пользу справляются плохо.
Минимальная сумма взносов каждый год меняется. В 2016 году это около 23 тысяч рублей плюс 1% с доходов свыше 300 тысяч. Если вы были зарегистрированы в качестве ИП меньше года, то сумма соответственно пересчитывается. Взносы за себя надо платить всё то время, пока вы стоите на учёте, как предприниматель. Оправдания и аргументация вида:
в рассмотрение фондами не принимается.
Не платить за себя взносы можно, если ИП призвали в армию или он ухаживает за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1-ой группы, пожилыми людьми старше 80 лет. Но даже в этих случаях начисление взносов автоматически не прекращается, надо сначала представить документы, что реальным бизнесом вы не занимаетесь.
Так что открывать ИП просто так, с расчётом, что когда-то может пригодиться, не стоит. Если в качестве ИП вы всё же зарегистрировались, а теперь находитесь в простое, то дешевле сняться с учёта (госпошлина составляет всего 160 р.), а при необходимости зарегистрировать снова. Количество подходов к стойке регистратора не ограничено.
Почему это важно: взносы с вас всё равно взыщут, даже если ИП закроете. Плюс начислят штраф от 20% до 40% от неуплаченной суммы и пени. Кроме того, не выплачивая взносы в срок, вы лишаете себя возможности сразу уменьшать на эту сумму начисленный налог.
ИП без работников на режиме УСН Доходы за 2016 год заработал 1 миллион рублей. Расходов по бизнесу у него не было (но если даже и были бы, то на УСН Доходы никакие расходы не учитываются).
Сумма налога 1 000 000 * 6% = 60 000 рублей. Страховые взносы ИП за себя составили 30 153,33 рублей, из расчёта:
Предприниматель воспользовался правом уменьшить авансовые платежи по единому налогу на УСН за счёт выплаченных страховых взносов, поэтому платил их поквартально (*).
Посчитаем общую сумму, которая ушла в бюджет в виде налога: 60 000 — 30 153,33 рублей (сумма уплаченных страховых взносов, на которую можно уменьшить налог) = 29 846,67 рубля. В результате, вся его налоговая нагрузка, включая страховые взносы, равна 60 000 рублей. Чистый доход от бизнеса индивидуального предпринимателя составляет 1 000 000 – 60 000 = 940 000 рублей.
(*) Если вы заплатите взносы единой суммой в конце года, то сначала придётся заплатить полную сумму налога в 60 000 рублей, а потом подавать заявление в ИФНС о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Потому – лучше платить взносы частями каждый квартал, и сразу уменьшать квартальные авансовые платежи по УСН. По итогу выйдет то же самое, но в первом случае хлопот больше.
4. Подать уведомление о начале деятельности
Мало кто это знает, но перед тем, как начать оказывать услуги по ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования (коды ОКВЭД 95.11 и 95.12), ИП надо подать в местное отделение Роспотребнадзора уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Делается это для того, чтобы включить вас в план проверок Роспотребнадзора, хотя первые три года после регистрации ИП обещают не проверять. Но если на вас пожалуется клиент, недовольный качеством услуг, то проверка будет внеплановой. Кстати, с 1 января 2017 года Роспотребнадзор придёт с проверкой, только если клиент предоставит доказательства, что уже пытался призвать вас к ответу. Видимо, ведомство уже утомилось проверять реальность всех жалоб потребителей.
Почему это важно: если не подать уведомление, то можно получить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Само по себе указание кодов ОКВЭД 95.11 и 95.12 при регистрации ИП не обязывает вас ни о чем сообщать. Подавать уведомление надо, только если вы реально планируете начать ремонтировать компьютеры и коммуникационное оборудование.
5. Открыть расчётный счёт
Работать без расчётного счёта можно, если ваши клиенты – это физические лица, которые платят наличными, а вы заключаете договоры с другими ИП и ООО на суммы не более 100 тысяч рублей. Это лимит, который установил Центробанк на наличные расчёты между коммерческими субъектами.
Превысить его довольно легко, ведь это не разовый платёж, а сумма расчётов в течение всего срока действия договора. Например, вы заключили договор аренды на год, арендная плата — 15 тысяч рублей в месяц. Общая сумма расчётов по договору составит 180 тысяч рублей, значит, оплата аренды допускается только безналом.
Безналичные платежи в принципе удобны, не только потому что увеличивают количество способов оплаты, но и позволяют потребителю расплатиться с вами кредиткой, когда других свободных денег у него нет. Расчёты электронными деньгами можно легализовать, создав корпоративный кошелёк ИП.
Почему это важно: за нарушение лимита наличных расчётов на ИП налагают штраф по статье 15.1 КоАП РФ (от 4 до 5 тысяч рублей). А о том, почему не стоит принимать платежи на свою личную карту, мы рассказали в статье 5 причин не использовать свой личный счёт в фрилансе.
6. Пройти регистрацию в качестве страхователя
Если вы используете наёмный труд, то надо своевременно встать на учёт в качестве страхователя. Причём, вид договора с работником – трудовой или гражданско-правовой – не имеет значения. Даже если вы заключите разовый краткосрочный договор на выполнение каких-то услуг или работ с обычным физлицом, то становитесь страхователем. То есть, кроме выплаты вознаграждения исполнителю, обязаны за свой счёт выплатить за него страховые взносы, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и сдать отчётность.
Обязанности страхователя по сдаче всевозможной отчётности по работникам или исполнителям весьма удручают – её действительно много, и она сложная. А с 2017 года основные функции по администрированию взносов передали ФНС, оставив тем не менее кое-какую отчётность за ПФР и ФСС.
Почему это важно: сроки регистрации в качестве страхователя физических лиц в ПФР и ФСС — 30 дней со дня заключения первого трудового или гражданско-правового договора. Если срок нарушить или вообще не вставать на учёт, то Пенсионный фонд оштрафует на сумму от 5 до 10 тысяч, а соцстрах – от 5 до 20 тысяч рублей. С 2017 года порядок регистрации в ФСС остаётся тем же, а вместо ПФР заявление ИП-страхователя надо подавать в любой налоговый орган.
7. Получить лицензию, если ваш вид деятельности относится к лицензионным
Лицензия — это разрешение на право заниматься определённым видом деятельности. В IT-сфере закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ относит к лицензионным следующие направления:
Почему это важно: за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий могут взыскать административный штраф по статье 14.1 КоАП РФ (для ИП сумма от 3 до 5 тысяч рублей), допускается также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Если же в результате такой деятельности причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере, то возможна и уголовная ответственность.
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
а) совершенное организованной группой;
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Напоследок краткий обзор того, чего нельзя делать с ИП:
Если вы еще не ИПешник, но активно об этом размышляете, читайте нашу полную инструкцию по регистрации ИП со всеми лайфхаками. Также мы готовы бесплатно проконсультировать вас по выбору оптимальной системы налогообложения.