Что нужно для кружка робототехники

Как организовать детский кружок робототехники — 2

Публикуем новую версию нашего руководства для тех, у кого вдруг возникла мысль пойти поучить чему-то детей. К слову, в ближайшее время будем раздавать небольшие наборы для организации кружков, следите за новостями.

С чего начать?

Зайдите в школу, где вы учились сами или где учатся ваши дети, и договоритесь с кем-нибудь из учителей провести пару занятий (вам там будут рады, это точно совершенно). Любому технарю, если он своим предметом увлекается, есть что рассказать интересного детям. Они будут слушать внимательно, поскольку серьезных людей им сильно не хватает. Я в свое время начал с того, что освежил в памяти университетский курс по радиобиологии, пришел в родную школу и прочитал старшеклассникам лекцию про радиацию (есть у них такая тема в программе).

Далее по большому счету пути два. Первый — пойти преподавать детям основные школьные предметы, но это чрезвычайно хардкорно, большинство людей долго не выдерживает. Гораздо проще обучать в каком-нибудь кружке, это почти любому под силу, об этом дальше и пойдет речь.

Единственная техническая сфера, которая по настоящему сейчас интересна детям — это робототехника. На эту тему можно много спорить, но поверьте нашему опыту: в кружок с любой другой тематикой завлечь детей будет в разы сложнее.

Любой детский кружок намертво привязан к преподавателю, ушел преподаватель — закрылся кружок. Чтобы один преподаватель заменил другого — такого почти не бывает. Поэтому кружок вам придется делать самим. Опять же возникает два варианта — либо собственный кружок, либо на базе какого-нибудь близко знакомого вам детского учебного заведения. Рассмотрим сначала второй вариант.

В родной школе

Сейчас почти всем школам в России денег очень не хватает (насколько я знаю, исключение составляют только Москва и богатые сибирские регионы). Если руководство школы проявляет минимальную адекватность и активность, оно пытается организовывать платные кружки. Если вы придете с уже готовым кружком, вам очень обрадуются. Ни у кого нет таких возможностей для работы с детьми, как у школ, они их и на занятия приведут, и деньги с них соберут, и все остальное, вам останется только учить. Еще одно преимущество школ — все они в обязательном порядке оборудованы компьютерными классами, половина стоимость кружка — это компьютерный класс.

В то же время вас ожидают очень неприятные сюрпризы. Например: вы уже договорились о начале занятий, даже назначили дату, и вдруг директор вам говорит, что все отменяется. Он может испугаться какой-то проверки, которая оштрафует его за непонятные железки в кабинете, вдруг сообразит, что некому со стороны школы этим кружком заниматься, много всего может быть, организовать полноценный кружок — это не пару занятий провести. Большинство детских учреждений сейчас пребывает в не очень хорошем состоянии, поэтому если у вас есть минимальные организаторские способности, то лучше выбрать другой путь.

Собственный кружок

Для него вам понадобятся:

Лучше всего начинать привлекать детей с последней недели августа, занятия начинать в конце сентября. Вообще точками бифуркации для школьников являются даты начала и окончания каникул, в это время они чаще всего меняют род своей деятельности, в это время их нужно ловить.

Можно пробовать организовывать летние занятия, сейчас многим детям летом совершенно нечего делать. Если вы полдня будете чем-то детей занимать, родители вам будут благодарны.

Проще всего привлечь первоклассников, чем ребенок старше, тем более у него сформировавшийся круг интересов, тем сложнее его заманить. Десятый и одиннадцатый классы, как правило, не интересует ничего, кроме ЕГЭ и личной жизни. В то же время чем ребенок младше, тем сложнее с ним работать. В нашем кружке в основном 5-7 класс, старше не приходят, младше не задерживаются.

Для занятий подойдет любое помещение офисного типа. В крупных городах частные кружки чаще всего располагаются либо в бизнес-центрах, либо на первых этажах домов в спальных районах. На одно учебное место нужно примерно три квадратных метра.

Что касается мебели, то Икея — наше все. Вот, например, отличный стол за 1К, хотя для компьютера и железа мал будет, лучше вот такой за 1.7К. Вот еще стул за 700.

Компьютеры лучше всего найти где-нибудь списанные. Скорей всего вы будете работать с ардуиной, а для ее программирования достаточно Windows XP. В качестве системного блока компьютера можно использовать Raspberry. Проблемы с маломощными компьютерами могут возникнуть, если вы будете использовать софт для 3D-моделирования или тяжелые графические среды программирования.

С точки зрения юридического оформления ситуация следующая. С родителями первых учеников у вас скорей всего будут очень личные взаимоотношения, поэтому оформлять ничего не нужно будет.

В будущем можете зарегистрировать ИП (сейчас это очень просто, смотрите Эльбу или Мое дело). После этого будете выдавать родителям квитанции на оплату в банке (как эту квитанцию распечатать вам подскажут в том банке, где вы откроете счет). Родители могут еще попросить подписать договор на оказание образовательных услуг, есть утвержденная Минобром форма.

Если индивидуальный предприниматель сам ведет обучение, никого не нанимает, то лицензия на образовательную деятельность ему не нужна.

Как и чему учить

Наверно, лучше всего сравнить ребенка с младшим коллегой по работе: вы взяли стажера, который делать еще ничего не умеет, сначала его нужно поучить вашему предмету, потом вы вместе будете выполнять проект. Но есть существенные отличия.

Самое главное при работе с детьми — сдерживать эмоции, ни малейшим образом не проявлять раздражение, которое у вас неизбежно будет иногда возникать. В большинстве случаев это достаточное условие для успешной работы. В целом эмоциональная составляющая во взаимоотношениях с детьми важнее, чем предметная: если какое-то задание ребенку никак не дается, то можно подойти и выполнить все за него. Пусть он чего-то не освоит, чего-то не поймет, но зато будет вам доверять.

Второй момент я бы сравнил со взбиранием по лестнице — вы перепрыгиваете сразу через несколько ступенек, даже не замечая их, а ребенку каждая отдельная ступенька дается с трудом. Например: вы объясняете массивы в программировании, рисуете на доске в ряд квадратики, вроде все просто и понятно. Пропущенная ступенька здесь — это переменные. Массив — это последовательность переменных, и прежде нужно объяснить, что в ячейку памяти можно записать какое-то значение, а потом уже составлять последовательность из этих ячеек. Вы можете вести занятия на любом оборудовании, выполнять с детьми любые проекты, проблема только в этих ступеньках, не имея опыта на каждой из них будете набивать шишки. Для упрощения задачи можно взять методику, где все эти ступеньки перебираются. Для Лего, Robbo и других методики уже идут в комплекте. Мы такую методику написали для простейших китайских железок, лежит здесь.

Методики можно разделить на два типа. Первый — классические школьные, когда учитель в начале урока выходит к доске и говорит: “А сегодня мы будем изучать диоды!”, после чего все дружно выполняют задание по зажиганию диода. Таких подавляющее большинство. Второй тип — когда дети делают все по методичкам, а преподаватель ходит между ними и решает возникающие затруднения, иногда еще дополнительно что-то интересное рассказывает. Мы, естественно, только вторым путем идем.

Следующий важный момент — мотивация. В идеале дети должны уткнуться в монитор и беспокоить вас, только когда проблемы возникают. В этом случае (к сожалению, редко достижимом) от вас не требуется каких-то педагогических способностей, достаточно лишь уметь объяснять; вам даже не нужно будет убеждать их в необходимости изучения каких-то фундаментальных вещей, как только они потребуются для достижения цели, дети сами начнут упрашивать рассказать о них.
На начальном этапе главным мотивом школьников является естественный интерес к технике — магия преобразования строчек на экране в механическое движение. Со временем первичный интерес угасает, основной метод его поддержания — участие в соревнованиях. Если у детей появляется азарт, то они уже обо всем забывают. Менее распространенный вариант — делать что-то, имеющее практическое применение, например, элементы умного дома, и внедрять это.
Отметим еще следующим момент: на первом же уроке сразу нужно показать детям что-то большое и интересное, чтобы они этим загорелись.

Деньги

Ниже приведены данные для расчета окупаемости детского кружка. Суммы указаны для Екатеринбурга, для Москвы нужно умножить на два, для маленького сравнительно благополучного городка — разделить на полтора-два. Данные очень примерные, на практике все может сильно варьироваться.

Средняя стоимость одного занятия (2 академических часа) в кружке робототехники для одного ребенка — 420 руб. Оптимальный размер группы — 6 детей. Скорей всего в сентябре вы их наберете, в течение года половина разбежится, поэтому в среднем пусть будет 4 ребенка. Стандартная нагрузка преподавателя — 100 часов в месяц, то есть 50 занятий (в принципе можно работать и 200 часов, как в других сферах, но это очень тяжело, скорей всего вам этого не захочется). Таким образом месячный доход составить 420 руб. * 4 ребенка * 50 занятий = 84К.
Месячные расходы: 10К на аренду помещения + 5К на обновление железок и разную мелочевку + 1К на содержание ИП.

Первичные разовые вложения: 15К мебель + 36К мониторы + 30К Raspberry (в качестве системного блока компьютера) + 60К железки = 141К.

Если вы организуете кружок в школе — то как договоритесь, тут самые разные варианты могут быть, у каждого директора школы своя методика ведения коммерческой деятельности.

Для меня самым сложным во всем этом был сбор денег. Я не мог понять, как с детей в принципе можно брать деньги. В общем-то до сих пор у меня это до конца не укладывается. Хорошая новость в том, что на федеральном уровне собираются очень большие вливания делать, вот, например. По этому поводу сейчас очень большой кипишь идет, все, кто работает в сфере детского допобразования, в курсе. Так что в целом это занятие перспективное.

UPD:
Несколько дополнений в ответ на справедливые замечания к статье.
Поначалу двух занятий в неделю вам будет выше крыши, больше, вероятно, не сможете. Со временем освоитесь и выйдете на стандартную преподавательскую нагрузку, к этому времени и дети к вам подтянутся.
Допустим, вы купили 6 конструкторов роботов. На них могут заниматься 6 детей, каждый мастерит свой механизм. Либо 12 детей, но тогда каждый раз на занятии им придется свое творение заново собирать/разбирать. Мы для своих занятий используем Multiplo, помимо прочего он характерен тем, что собирать/разбирать его очень долго.
Исходя из всего этого расчет затрат на учебные наборы, наверно, правильнее сделать следующим образом: 20К — минимальный набор на 6 детей на первые несколько занятий, 5-10К — месячные затраты на обновление имеющихся и закупку новых наборов по мере увеличения количества детей и их запросов.
Брать деньги нужно сразу за месяц занятий, если брать за каждое занятие отдельно, то стимул ходить регулярно резко пропадает. К слову, в этом существенное преимущество платных кружков — на них ходят регулярнее.
Читайте так же опыт antonsnowy по организации кружка для самых маленьких в небольшом городке.

Источник

Как организовать кружок робототехники

Что нужно для кружка робототехники

UPD: Опубликовали новую версию руководства.

Как и обещали, делимся нашим опытом по организации занятий. Здесь мы опишем общие принципы: где их организовывать, что для этого нужно, как набирать детей, как с ними лучше управляться. Так же сделаем небольшой обзор доступных железок для робототехники.

Поиск помещения

Самый простой и комфортный вариант — пойти в какой-нибудь частный кружок. Там все за вас сделают, вам останется лишь преподавать. Зарплата — около 400 р. в час (в Екатеринбурге). Обычно хороших преподавателей у них не хватает, поэтому, даже если вы придете с улицы, велик шанс, что вам будут рады.

Второй вариант — в какой-нибудь общеобразовательной школе. Сейчас все они в обязательном порядке оборудованы компьютерными классами. Существуют различные варианты, как оформить занятия. Например, сейчас есть дисциплина “Технология”, можно в рамках нее занятия проводить, можно оформить как спецкурс или кружок — какую именно форму выбрать нужно решать в частном порядке. Зарплаты в школах — порядка 200 р. (опять же, в Екб.). Главная неприятность состоит в следующем: чтобы официально устроиться нужно походить за справками, а в процессе обучения оформлять всякие учебные планы и отчетность, тут вам будет очень полезна помощь руководства школы и других преподавателей. Вообще лояльность руководства очень важна, они должны вам полностью доверять и содействовать.

Третий вариант — различные учреждения допобразования (дворцы пионеров, дворцы детского творчества, станции юных техников и т.д.). В общем-то то же, что в школах, только зарплаты там почему-то в разы меньше, и компьютерные классы есть далеко не везде, однако с бюрократией проблем меньше.

Еще вариант — организовать что-то в собственном офисе, в основном для детей сотрудников.

Нашли место, что дальше

Дальше нужно разведать базу потенциальных учеников, для этого узнать, сколько учеников в старших классах окрестных школ, какой у них уровень. Например, в сельских школах достаточно типична ситуация, когда уровень учеников очень низок, и все они после после 9-го класса поступают в ПТУ, поэтому 10-11 классов нет вообще, а уровень девятого класса едва дотягивает до уровня 6-го класса хороших школ; в таких условиях вам будет очень сложно что-то организовать.

Затем, если учеников достаточно, нужно позвать их в кружок. Иногда достаточно развесить по школе объявления. Мы также практикуем пробные занятия: на уроки информатики приносим необходимые железки, и даем с ними поиграться. Таким образом, идет более качественный отбор и по интересам, и по способностям.

Каким образом учить

Мо-ти-ва-ци-я. Это самое главное. Дети должны уткнуться в монитор и беспокоить вас, только когда проблемы возникают. В этом случае от вас не требуется каких-то педагогических способностей, достаточно лишь уметь объяснять; вам даже не нужно будет убеждать их в необходимости изучения каких-то фундаментальных вещей, как только они потребуются для достижения цели, дети сами начнут упрашивать рассказать о них. Так занятия вам становятся не менее интересны, чем детям.

На начальном этапе главным мотивом школьников является естественный интерес к технике — магия преобразования строчек на экране в механическое движение. В этом главное свойство образовательной робототехники — это единственная техническая область, которая действительно интересна детям. На первом же уроке в самом начале нужно показать им что-то интересное, чтобы они этим загорелись.
Со временем первичный интерес угасает, основной метод поддержания его — участие в соревнованиях. Если у детей появляется азарт, то они уже обо всем забывают.

Менее распространенный вариант — делать что-то, имеющее практическое применение, например, элементы умного дома, и внедрять это.

Поначалу у детей обязательно должно быть пособие, по которому они могли бы самостоятельно все сделать. Связано это с тем, что скорость освоения у всех разная, все будут находиться на разных этапах, а заниматься со всеми индивидуально по-началу будет тяжело. Когда они освоят базовые вещи, начнется творчество. Тогда уже можно будет иногда читать общие лекции и вести индивидуальные проекты. Высший пилотаж — научить их пользоваться гуглом, и выяснять все самостоятельно.

Обычно дети занимаются парами, в одном классе — до 14 человек.

Чему именно учить

Hard way: учите тому, чем сами увлекаетесь. Например, наш товарищ мастерил себе умную сигнализацию на даче, а потом вместе со школьниками делал такую же сигнализацию в их школе (позже подготовим пост с рассказом). Для этого вам самостоятельно придется написать пособие. Никаких особенных скилов для этого иметь не нужно, если вы умеете писать хорошую техдокументацию, то и пособие вы без проблем напишите, по сути это одно и то же. Если вы выбрали данный путь, вам, возможно, помогут хорошие материалы на adafruit.com.

Вариант попроще — купите специальные детские конструкторы. Перед выбором пройдитесь по окрестным кружкам, посмотрите, на чем там занимаются, чтобы можно было потом с ними соревноваться (см. раздел про мотивацию).

Обзор железок

Поначалу мы собирались сделать полное описание всего, что есть, однако задача оказалась слишком объемной, поэтому для начала мы сделаем общий обзор того, с чем сталкивались.

Тема железок по уровню холиварности может соперничать с темой различных ОС, боюсь, избежать этого все равно не удастся, но мы попробуем.

Очень дорогое (минимальный комплект — 17К), самое распространенное (почти монополист), с самой развитой инфраструктурой (куча курсов, масштабные конкурсы), самое простое в освоении.

Основной недостаток — закрытость и оторванность от реальности. В конструкторе используются патентованные соединения, которые нигде больше не применяются (патенты, правда, недавно истекли, но на практическом использовании это пока не сказалось), собственные язык программирования и среда разработки (хотя другие языки в принципе поддерживаются, ими по факту никто не пользуется), даже связь между электронными компонентами идет по собственным протоколам.

Вообще идеологически Лего очень похоже на Майкрософт, некоторые Майкрософт не любят.

Легоподобные конструкторы на аналогах Arduino

Fischertechnik, Huna, возможно, еще какие-то есть, о которых мы не знаем. Цена ниже, качество тоже немного ниже, инфраструктура сильно менее развита. Зато электроника вся стандартна, можно отдельно что-то закупать, больше простор для творчества.

Отдельно упомянем Multiplo — опенсорсный конструктор. К сожалению России до сих под никто не озаботился его производством или поставками, только по интернету заказывать.

Мобильные платформы на базе ардуино

Готовые самоездящие машинки с датчиками, которые и собирать почти не нужно, вот, например. В зависимости от конфигурации могут ездить по каким-то заданным траекториям, толкать друг друга, еще что-то делать. Стоимость одной штуки — от трех с половиной тысяч. Работа с ними состоит исключительно из программирования.

Raspberri Pi и аналоги

На борту у Raspberry почти десктопный Линукс, благодаря этому поддерживаются все популярные языки программирования (мэйнстримом является python), можно пускать параллельные процессы, запускать их по крону, подключать разные девайсы по USB, запускать разные софтины, например, для обработки изображение, есть веб-сервер, короче, полный комплект радости ИТшника из коробки. Из недостатков — большое энергопотребление (до 5 ватт), более высокая цена, чем у ардуино.

Свой курс мы сделали на Raspberry, однако сейчас больше смотрим в сторону опенсорсных аналогов, например, BeagleBone — более мощный, меньше ненужных вещей, типа разных аудио- и видеовыходов.

Конструкторов, в качестве мозгов которых в базе шла бы Raspberry, мы не знаем, приходится самому что-то выдумывать.

Есть еще разные очень дорогие конструкторы (гораздо более дорогие, чем Лего), но мы их не рассматривали.

Вообще по нашему мнению наиболее перспективно — Multiplo с каким-нибудь опенсорсным аналогом Raspberry или Arduino на борту. Мы пытаемся развивать именно это направление, ищем себе союзников.

Будем рады, если присутствующие поделятся своим опытом на счет железок, может, у кого-то он даже богаче, чем у нас. Да и на счет остального тоже.

Источник

Как открыть детский клуб робототехники за 5 шагов

Мы продолжаем серию публикаций о том, как запустить собственный бизнес в разных сферах. У нас уже есть инструкции для тех, кто хочет открыть кофейню, отель, салон красоты и цветочный магазин. В этот раз поговорим о том, как открыть детский клуб робототехники.

Инструкцию из пяти шагов подготовил Павел Фролов — основатель компании «Роббо», которая производит робототехнические конструкторы. Свой первый детский кружок компания открыла в 2015 году, а сегодня в России и других странах работают уже 110 «Роббо Клубов». Из них 11 — собственные, а остальные открыты партнерами по франшизе.

Рынок EdTech растет бурными темпами, ежегодно прибавляя 100–150%. Основные факторы роста — увеличение числа детей (всплеск рождаемости наблюдался в 2008–2016 годах) и усиление спроса на дополнительное образование в целом. Кроме этого, мы видим и переориентацию спроса: растет интерес к программам интеллектуального развития, к техническому образованию. И это логично: уже в недалеком будущем, когда всю монотонную работу будут делать роботы, самые перспективные и высокооплачиваемые профессии будут связаны с обслуживанием, ремонтом, созданием и программированием роботов.

Сегодня в России работает примерно две тысячи робототехнических кружков, но этого слишком мало для удовлетворения спроса. Основные участники рынка — сети школ «Роббо Клуб», «Лига роботов», «Роботрек», Start Junior. Есть еще больше десятка локальных сетей, в которых от 10 до 50 кружков. Мы ожидаем, что в течение ближайших пяти лет российский рынок EdTech вырастет в 10 раз.

Источник

7 шагов к открытию своего детского технического центра / Сможет каждый

Уже 4 года я занимаюсь техническим развитием детей в России. Начиналось всё с открытия небольшого кружка роботехники и со временем переросло в комплексный детский технический центр. Сегодня я подготовил для вас инструкцию к запуску собственного детского центра.

Что нужно для кружка робототехникиПроцесс изготовления теплицы на курсе робототехники

Год от года количество людей, обращающихся за советом в запуске технической детской школы (чаще всего в небольшом городе до 100 тыс населения) увеличивается. Франшизная модель мало по малу изживает себя. На мой взгляд, это связано с несколькими причинами :

Я постарался вложить в эту инструкцию весь накопленный опыт. Она не является волшебной таблеткой, но если чётко ей следовать, высока вероятность открытия успешного детского центра.

Шаг 1. Работаем с головой

Шаг 2. Финансовая модель.

Что нужно для кружка робототехникиПример первой фин модели

Что нужно для кружка робототехники

Во второй модели учитываются доходы и расходы каждый месяц, она покажет ваш баланс в каждом месяце года. Всё, что останется, это подобрать такие показатели бизнеса, чтобы ни в один месяц не работать в минус. Это возможно. Детские центры, которые сейчас открываются под моим началом, работают в плюс с первого месяца как раз благодаря проработанной фин модели. Просто напишите мне вконтакте, и я сброшу вам обе фин модели.

Шаг 3. Реклама

Шаг 4. Модель занятий

Примерно так выглядят занятия робототехники для малышей в моих детских центрах. С ребятами от второго класса процесс обучения идёт совершенно по другому. Там чистая практика. Дети учатся добывать знания максимально самостоятельно. Так на программировании начинаем с изучения сайтостроения. Даётся базовая информация по HTML и CSS и альбом со скринами готовых сайтов, к которым детям нужно написать код. На старте они комплексно получают профессию верстальщика, после чего переходим к JavaScript и браузерным играм, учимся разрабатывать сайты с нуля. Повторюсь, что на занятиях со старшими ребятами 95% практики. Лекций по теоретической части как таковых нет.

Что нужно для кружка робототехники

Шаг 5. Оборудование детского центра

Что нужно для кружка робототехники

Организация рабочего пространства весьма творческая часть работы. В начале своего пути я не уделял должного внимания бренду и оформлению помещения в единых цветах. Сейчас же мы стараемся оформлять все детские центры в едином, выработанном путем проб и ошибок, стиле.

Шаг 6. Первые занятия

Шаг 7. Развитие детского центра

Выводы

Открыть свой детский технический центр хочет всё больше и больше людей. Чаще всего это небольшие города до 100 тыс населения. Инженеры/программисты, которые хотят с одной стороны передать свои знания юному поколению (иначе зачем мы их копим?), с другой стороны диверсифицировать доход, открыв направление, отличное от текущей работы. Открыть свой детский технический центр это с одной стороны не тривиальная задача, в которой спрятано много подводных камней, но когда этот путь уже кто-то прошёл, становится чуточку легче. Задавайте любые вопросы! Если хотите поговорить в частном порядке, получить финансовые модели детского технического центра, для оперативности ответа пишите мне вконтакте.

Источник

Как мы открывали детский центр робототехники в небольшом городке

Привет Хабр! Сегодня я бы хотел рассказать о нашем опыте открытия кружка детской робототехники и о тех нюансах, которые возникли в процессе.

Что нужно для кружка робототехники

На данный момент наша команда развивает небольшую сеть детских центров робототехники на Юге России. Первый центр мы открыли в сентябре 2017 года. Так как команда достаточно умелая, от франшизы мы решили отказаться сразу. Нам казалось: что может быть проще, чем написать свою небольшую образовательную программу? Наборы лего робототехники стоили каких-то заоблачных денег, которых на момент старта ни у кого из нас не было. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка учебной программы по электронике и роботам на основе arduino.

Население города, в котором планировалось открыть первый центр насчитывало всего 40 000 человек. На занятия мы принимали детей от 7-ми лет. Путем сложных математических вычислений было выяснено, что в городе с данной численностью потенциально на робототехнику может ходить 200 человек. Посчитав все цифры, нам показалось, что данный вид деятельности может приносить хороший заработок. Если учесть еще то, что мы очень любили робототехнику и готовы были ее преподавать, то мы были в полном восторге.

Открытие намечалось на начало сентября, закупать все необходимое и писать образовательную программу мы начали в середине июля. Первым делом наиболее ответственный член команды открыл на себя ИП для официального оформления трудовой деятельности. Основным видом деятельности выбрали содержание досугового центра для детей. (уже точно не помню, какой ОКВЭД)

Что нужно для кружка робототехники

Дело в том, что для того, чтобы официально преподавать, нужна образовательная лицензия. Получить ее крайне сложно, долго и дорого. Если выбрать путь досугового центра, то возникает всего два ограничения: мы не можем писать в рекламе и публично говорить о том, что занимаемся образованием детей, и мы не можем выдавать официальные сертификаты о том, что ребенок прошел образовательный курс. Во всем остальном досуговый центр практически ничем на момент старта не отличается от образовательного учреждения.

Аренда помещения в 15 кв. м в центре города нам обошлась по 450 рублей за кв. м. На поиск помещения ушла неделя времени. Парты и стулья мы попросили в ближайшей школе. Списанная мебель, десятилетиями хранившаяся в подвале, внушала мало доверия. Мы ее перекрасили и поменяли столешницы. Стеллажи купили в Леруа Мерлен. Стоят они не так дорого, но что важнее – идеально подходят для центра робототехники. Доску и оставшуюся мелочь приобрели у местных поставщиков. Оборудование, необходимое для занятий, а именно множество различных электронных компонентов, провода и батарейки были заказаны в Китае.

Спустя пол месяца работы у нас было оборудованное помещение, наборы электроники путешествовали где-то по миру в поисках адресата. Дело осталось за малым: найти первых клиентов. Мы начали посещать всевозможные мероприятия, таскали с собой небольших роботов и раздавали листовки. За весь август таким образом к нам записалось 8 человек, что как раз составляет одну группу. Дети набирались как-то вяло, и мы не могли понять: почему? Сейчас, спустя продолжительное время и набитые шишки, я понимаю, что мы делали не так практически все, что можно было делать не так. Самая грубая ошибка, которую мы допустили, – мы думали, что наши клиенты – дети. На самом деле наши клиенты – это родители, ведь именно за ними последнее слово и они платят за ребенка деньги. Поэтому всю рекламу нужно ориентировать в первую очередь на родителей школьников. Расклейка объявлений в местах скопления родителей и посещение школьных собраний дало взрывной характер: каждый день записывалось минимум 3 человека.

Что нужно для кружка робототехники

Вторая ошибка, которую мы допустили, – слишком полагались на соцсети. В таком маленьком городе интернет реклама не работает вообще. То есть совсем. О каком – то SMM продвижении говорить даже не приходится. Пожалуй, единственный источник рекламы – «сарафанка». Главная проблема сарафанки – это проблема курицы и яйца. О вас не заговорят, пока о вас не будет знать много людей, но о вас не узнает много людей, пока о вас не заговорят. Исходя из этого, нужно продвигать рекламу всеми возможными методами, пока не наберется наименьшее количество людей, которое о вас узнает и сможет запустить сарафанку. Этот момент вы определите без труда: в один из дней вам просто начнут звонить через каждые пол часа и узнавать подробности детской робототехники.

Конкурентов в городе у нас не было совсем. Ни прямых, ни потенциальных. Техническим развитием детей не занимался никто, поэтому с этой стороны мы могли дышать свободно.

В сентябре мы начали занятия с первой группой в 8 человек. Вначале изучали основы электроники и электричества, учились собирать различные схемы. Основная запись у нас началась в сентябре – октябре. В среднем, набирали новую группу каждые две недели.

Политика ценообразования с нашей стороны была проведена достаточно банально: мы посмотрели, сколько берут за подобные занятия в ближайшем крупном городе. Оказалось – 500 рублей. При 8 – ми занятиях в месяц выходит 4000 рублей. Нам это показалось неимоверно много, да и в маленьком городе такие деньги никто бы не заплатил. Мы просто прикинули, что в наших условиях проводить занятия по 150 рублей будет достаточно, с этого и начали. Через 2 месяца поняли, насколько мы ошиблись, и пришлось повышать цену, что прошло со скрипом среди родителей. Мы совершенно не учли, что посещаемость детей на занятиях колеблется на уровне 80 %, что уже убирает часть потенциальной прибыли. Так же нам постоянно приходилось докупать новые электрические компоненты, так как дети часто их теряли или сжигали.

Что нужно для кружка робототехники

Образовательную программу, интересную детям сходу написать так же не получилось. То, что нам казалось банальным и понятным, дети не понимали, обратное так же справедливо. На данный момент у нас написано множество учебных программ: по основам электроники и электричества, основам программирования игр в Scratch, программированию Arduino, 3D моделированию и других. Нам приходится постоянно подстраивать программы под детей, иначе они теряют интерес к занятиям и уходят. Главное в занятиях робототехники – это максимально заинтересовать ребенка. Создать условия, чтобы сложное техническое обучение проходило в понятной для него форме. Создать такую обстановку сходу у нас не получилось.

Только через полгода нам удалось более-менее отработать большинство процессов обучения и управления, чтобы занятия детской робототехникой с нашей стороны перестали быть каторгой и начали приносить удовольствие и постоянный доход. За это время мы открылись еще в двух небольших городах на тех же условиях и планируем продолжить экспансию провинции. Так же за это время наши дети поучаствовали в нескольких крупных соревнованиях, и во всех заняли первое место. Отдельной темы заслуживает сравнение разработанной нами технической программы со стандартной программой на лего – робототехнике. Наша показала себя на голову выше со всех возможных сторон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *