Что нужно для горнолыжного отдыха новичку
Ликбез для начинающих: коротенько о «правильной» одежде горнолыжника
Первое – в зависимости от температуры и вообще погоды (поскольку ветер убавляет несколько градусов) можно добавить или убавить слои. Но это ещё не всё. Такой способ одеваться ещё и достаточно экономичен. Сначала можно купить только тонкий верхний слой – ветро- и влаго-защитные брюки и куртку. Причём позволить себе весьма качественные вещи, поскольку вещи одинакового качества и ценового уровня с утеплителем всегда стоят дороже.
Вечный вопрос – брать ли для катания мембрану и если брать, то какую. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, всё зависит от условий катания. Строго говоря, у мембранных тканей
два преимущества: ветронепроницаемость и влагозащита, причём в сочетании со способностью выпускать наружу влагу, которую выделет наша кожа. Ветронепроницаемость – понятно, что в сильный ветер можно попасть где угодно. А вот по поводу воды ситуации могут быть разные. Скажем так: если вы катаетесь там, где температура «около нуля» редкость, то влагозащита не слишком нужна, соответственно, просто теплая одежда тоже будет хороша, если она дышит. А вот в мокрый снегопад мембрана действительно нужна, поскольку в промокающей куртке вы будете мокрым очень быстро, а если придётся садиться горячо любимой и единственной «пятой точкой» в кресло, на котором лежит подушка пропитанного водой снега…
По моему опыту, хорошая мембрана ещё никому не мешала. Но она стоит денег, поэтому повторюсь: я рекомендую взять хороший мембранный костюм без утеплителя, он дешевле.
В тёплый весенний день одежда состоит из верхнего мембранного комплекта и термобелья, этого достаточно, и даже жарко может быть. В качестве первого слоя одежды – термобелья – рекомендуется бельё синтетическое, средней толщины и степени тепла. Кстати, термин «термобелье» хотя и общепринят, но не точен. Правильнее будет называть его «функциональное бельё», поскольку (если это не касается зимней рыбалки и других пассивных методов отдыха в холодную погоду), его основная функция – даже не согревать, а отводить от поверхности кожи испарения. Соответственно, и бельё необходимо подбирать так, чтобы оно буквально «обливало» фигуру. Ещё одно замечание: термоштаны должны быть длиной ¾, чтобы даже мысли не возникало о том, чтобы засунуть их внутрь горнолыжных ботинок.
Брендов, хороших и разных – много, но поскольку мы говорим о бюджетном начальном варианте, в данном случае я советую сеть «Декатлон». «Термушка» там очень дешевая, купите сразу пару комплектов разных производителей и оставьте для катания тот, что наиболее комфортен. Качественное термобельё, с эффектом компрессии (в различных областях эластичное технологичное бельё имеет разную толщину и даже может улучшать кровоток вблизи кожи и поддерживать мускулы), конечно, лучше, но и в несколько раз дороже.
Итак, с термобельём и наружной «шкуркой» разобрались. Между ними – тоже синтетика. Просто потому, что она легче натуральных тканей и не впитывает влагу, которую мы активно выделяем при движении. То есть, наш выбор – флис. Недорогие «толстовки» из флиса могут быть не слишком комфортны, но основную функцию – не давать замерзнуть – выполняют отлично. Да и носить их можно не только на лыжах, это давно известно. Рано или поздно у вас их будет как минимум пара разной толщины – «сотка» и «двухсотка» (цифрами обозначается флис различной толщины, в них указывается вес 1 кв. м. флиса в граммах), все пригодятся.
Если холодно, то термухи, флиса и шкурки недостаточно. Под мембранную куртку можно пододеть ещё один утепляющий слой – или лёгкую пуховку, или такую же лёгкую куртку из дышащей синтетики. Лёгкая пуховка теплее. Значит, пух? Не будем торопиться. Начнем с того, что перечислим плюсы и минусы этих столь различных материалов, которые в настоящее время широко используются в производстве спортивной одежды.
Пух + Уникальная теплота, но больший объём + Уникальная сжимаемость + Повышенная износоустойчивость + Быстро согревает | Синтетика + Малое влагопоглощение + Быстро сохнет + При намокании сохраняется около 70% теплоизолирующих свойств + Неприхотлива в эксплуатации, просто стирать |
— Требуется много времени для высыхания — Сильное влагопоглощение — Потеря способности к теплоизоляции при намокании — Требует ухода, стирка требует специальных средств | — Более короткая продолжительность жизни — Более тяжёлая, чем пух — Менее сжимаемый материал — Требует больше времени для согрева |
Другими словами, лёгкая пуховка – не самый лучший выбор для катания, поскольку она может сохранить в себе влагу, стать тяжелее и перестать согревать своего владельца. Куртка с наполнителем из синтетического утеплителя с этой точки зрения гораздо практичнее. У меня есть и та, и другая, использую обе – в синтетике катаюсь, в пуховке гуляю.
Шапочка – на вкус и цвет товарищей нет. Что нравится, то и носите. Тем более, что рано или поздно обзаведетесь шлемом. Перчатки – тёплые, прочные, непромокаемые, дышащие, с накладкой на ладони и полусогнутыми пальцами – так удобнее держать палку.
Ещё момент: если одежду выбирает новичок, он не всегда обращает внимания на всевозможные функции и «примочки», а катающиеся, конечно, отлично понимают, что им нужно. Я бы выделил карман на левом рукаве для ски-пасса, внутренний карман на молнии для бумажника, наружный непромокаемый карман на молнии для смартфона, влагонепроницаемые молнии на карманах, вентиляционные молнии на куртке и брюках, внутренние эластичные манжеты, которые защищают от снега и ветра. Еще одна опция – удобный карман для рации, но это – дело вкуса. Снежной юбкой не пользуюсь.
На будущее: более дорогая одежда серьёзных брендов отличается качеством тканей, мягкостью, комфортом, лучше сидящим кроем, продуманностью деталей и т.д. и т.п. Есть бренды, которые специализируются на одежде для сноубордистов (причём на лыжах в такой одежде тоже кататься вполне себе неплохо), для фрирайдеров, для ньюскулеров, для спортсменов и для «олдовых» трассовых горнолыжников. Есть бренды outdoor. В каждом из сегментов есть бренды дешёвые и дорогие, качественные и массовые, и у каждого бренда есть топ-модели и модели начального ценового уровня… Называть какие-то конкретные бренды, как мне кажется, некорректно – вопрос вкуса.
Где покупать? В хорошем магазине, который специализируется на горных лыжах, сноуборде и outdoor. Там те специалисты, которые ведают закупками товара, рассчитывают на разбирающегося покупателя. Можно с рук – на нашем сайте СКИ ру или на авито. Риск, конечно, есть – но если вы, прежде чем ехать за покупкой, выясните в Интернете, что вам предлагают, и не будете стремиться купить «фирменный новый с ярлыками Spyder или Arc’Teryx» за 2 500 рублей, то может, и обойдётся.
Напомню, что вас никто не оштрафует за то, что вы будете кататься в обычной одежде до тех пор, пока не убедитесь, что вы кататься на горных лыжах будете и что деньги не потратите напрасно.
Горнолыжный отдых: 10 простых правил для новичка
Вероятно, вам повезло и вы не из тех тюфяков, кто всю жизнь слушает рассказы друзей о великолепно проведенном времени на горнолыжном курорте, мечтает в следующем году обязательно встать на лыжи, через год находит сто причин не ехать и снова жалеет и снова мечтает… Вы – взрослый, уверенный в себе человек, который не боится учиться новому и решился (конечно же, не зря) попробовать горные лыжи и получить массу впечатлений.
Было бы здорово с первого раза изящно съехать вниз, лавируя между менее талантливых учеников, зевнуть и сказать: «Это были сущие пустяки». По факту уже через минуту вы будете валяться на снегу, создавая преграду всем остальным. Поэтому первостепенная задача каждого чайника – просто остаться в живых. Если по дороге получится насладиться процессом – значит, дела идут отлично. Это не так сложно как кажется на первый взгляд, нужно всего лишь соблюдать несколько простых правил:
1. Выбрать правильный курорт
С одной стороны вы хотите найти курорт с легкими трассами, и это вполне понятно. С другой – только представьте: на третий день вы уже уверенно стоите на ногах. Вы хотите немножко пощекотать нервишки и посмотреть на завораживающие прыжки отважных лыжников, а вместо этого вокруг, никуда не спеша, скатываются с горы европейские бабушки и дедушки с серенадой Шуберта в наушниках. На их фоне вы всегда будете выглядеть впечатляюще, но чтобы быстрее учиться, лучше иметь парочку сорвиголов на примете.
Слишком «простые» курорты: турецкий Сарыкамыш, болгарский Пампорово или шведский Сэлен. Эти места больше подходят для детского катания.
Правило с выбором трасс работает и в обратную сторону: не нужно переоценивать свои силы и отправляться на курорт с крутыми склонами, всегда есть шанс, что склоны будут так велики, что вместо вдохновляющих уроков вам придется наслаждаться компанией юных спортсменов в «лягушатнике».
Испортить отдых сложными трассами можно, например, в французском Шамони, швейцарском Андерматт, или итальянском Арабба.
Хороший вариант для начинающих – вся Андорра, где для каждого уровня подготовки есть бесконечный выбор трасс и можно легко перемещаться между уровнями. Можно смело ехать в Болгарию, Банско – там есть три зоны катания, одна для первых шагов и две для более-менее опытных пользователей. Можно поехать во французский Лез Арк, где помимо огромного выбора трасс создана прекрасная инфраструктура для отдыха.
2. Ограничиться минимальным набором
Если у вас много денег вы можете спустить их на хорошее снаряжение – спускайте, это лишним не будет. Но если поездку на горнолыжный курорт вы считаете и без того затратной и не уверены, что еще раз встанете на лыжи раньше, чем через год, лучше трезво оценить свои потребности.
Вместо горнолыжного костюма подойдет короткий пуховик и непромокаемые штаны. Понадобятся перчатки и маска (балаклава), шарф будет только мешать. Вместо термобелья на первый раз хватит обычного свитера и водолазки, только не из хлопка. Хлопок удерживает влагу и вас начнет знобить. Подойдет синтетика или нейлон. Главное, чтобы одежда состояла из нескольких слоев, которые удобно одеть и так же удобно снять при необходимости.
Ботинки, лыжи и шлем можно смело брать в прокате – там помогут подобрать нужное снаряжение по росту и весу. Если хотите купить свои, посмотрите снаряжение из прошлых коллекций или бывшее в использовании. Можно найти великолепный вариант со скидкой 50-70 процентов от первоначальной цены.
3. Запомнить, что не носить
Теперь не менее важные правила о том, что не стоит носить. Постарайтесь заменить очки на контактные линзы или выбрать небьющуюся оправу и стекла. Не вздумайте появиться на склоне в джинсах – поймаете на себе десятки снисходительных и сочувствующих взглядов, особенно когда джинсы встанут колом после первого же падения. И, пожалуйста, никаких четырех пар носков – вы получите массу проблем от того что носки скользят и нога плохо фиксируется в ботинке.
Климат на европейских курортах позволяет кататься в минимальном наборе одежды – это совсем не то же самое что кататься в России в разгар новогодних каникул. Проверьте, чтобы, когда вы поднимаете руки вверх, живот и поясница оставались надежно закрыты, чтобы на рукавах куртки были манжеты. Совсем не обязательно скупать в магазине дорогую экипировку, но ее замена тоже должна отвечать минимальным требованиям удобства и безопасности.
4. Собрать дружную команду
Новичку на лыжах лучше держаться золотой середины: не теряться в огромной хаотично движущейся толпе, чтобы не обнаружить себя в куче столкнувшихся горе-лыжников, но и не оставаться на склоне в полном одиночестве. Идеальный вариант – выбрать партнера своего уровня и отправиться в немноголюдное место, чтобы неспешно отрабатывать спуски и не подвергать себя лишней опасности.
Если вы едете с более опытным лыжником подумайте, хватит ли у него силы воли сопровождать вас везде и всюду, пока вы не войдете в нормальный ритм. Это здорово портит настроение, когда опытные товарищи укатили на сложные трассы, оставив вас в одиночку разбираться с тем, как правильно ставить лыжи относительно склона. Выбирайте команду, с которой вы сможете говорить на одном языке и кататься на одном уровне.
5. Найти наставника
Обязательно ли брать инструктора, чтобы научиться кататься? Это примерно как с обучением вождению машины: инструктор помогает быстрее освоить правила, но крутить баранку придется самому. Большинству людей достаточно иметь в компании более опытного лыжника, который не улетучится, как только окажется на склоне, а терпеливо покажет азы управления.
Конечно, если вы хотите освоиться как можно быстрей или приехали дружной компанией чайников – парочка уроков или общий инструктаж от профессионала точно не помешает. Зачастую в туристический пакет может быть включен прокат оборудования, билеты на подъемник и несколько уроков с инструктором – такое предложение отлично сокращает расходы.
6. Не дурить на подъемнике
Вы приехали сюда, чтобы как следует развлечься, но начинать веселиться на подъемнике точно не стоит. Какой бы подъемник вам ни достался: бугельный, за который нужно будет зацепиться, упереться лыжами и ждать пока вас потащит, или кресельный, когда нужно сесть на скамейку и вовремя с нее сойти, – нужно глядеть в оба.
Идеальный вариант – предупредить человека внизу, что вы здесь первый раз и хотите поподробней узнать весь план действий от начала до конца. Если вы по невнимательности отвалитесь от бугельного подъемника посреди трассы, вам будет достаточно тяжело помочь.
7. Научиться падать
Даже если вы чувствуете что сможете с первого раза выполнить олимпийскую программу – все равно приготовьтесь падать. Готовиться нужно не только морально, но и физически. Не стесняйтесь съехать весь первый спуск на попе, это лучше чем вывихнуть колено при первом падении. Чтобы падать было легче, нужно максимально согнуть колени и чем меньше вы контролируете ситуацию, тем больше пригибать попу к земле, чтобы ближе падать. Садиться нужно не строго назад – так можно повредить копчик, а завалившись на бок.
8. Научиться кататься
Когда вы наконец научились тормозить, пусть даже и при помощи пятой точки, пора научиться разгоняться и управлять лыжами. Чтобы чувствовать себя уверенно на любом склоне на обучение придется потратить несколько лет. Хорошая новость — уже после первых трех дней можно комфортно спускаться по несложным трассам. Сначала вы научитесь правильно стоять, затем ехать прямо, потом освоите повороты, научитесь контролировать скорость, использовать разные техники спуска. Главное понимать, что в катании на лыжах (если вы не планируете заниматься этим очень активно) нет конечной цели и удовольствие нужно получать от самого процесса обучения.
8. Соблюдать технику безопасности
Единственная приемлемая тактика для новичка – это спускаться медленно, но верно. Самая большая проблема, что под контролем придется держать не только свои скользящие ноги, но и всю ситуацию вокруг: не начинать резко пересекать склон перед приближающимся лыжником, сохранять дистанцию на случай падения, не останавливаться в том месте, где вас может быть не видно – в общем, отвечать за свои действия по полной программе. Если вы не уверены в том, что точно понимаете как вести себя на склоне – почитайте список правил хорошего тона, который можно найти на входе любого горнолыжного парка.
10. Правильно питаться
Оставьте диету для поездок на море. Катаясь на лыжах нужно хорошо питаться, чтобы энергии хватало на все. Во-первых, нужен плотный завтрак. Во-вторых, с собой лучше иметь мюсли, орехи и запас наличных денег, чтобы перекусить в кафе не спускаясь в долину. В-третьих, соблюдайте водный баланс. Постарайтесь в течении дня избегать кофе и горячего шоколада – они обезвоживают еще больше. Не забывайте пить воду, даже если не потеете – основной расход воды происходит с дыханием. И конечно никакого алкоголя пока не закончите кататься. Ведь безопасность – превыше всего, даже когда управлять нужно всего лишь двумя лыжами.
10 лайфхаков для начинающих горнолыжников
Главный пункт для любого лыжника. Ведь от того, как он будет одет, зависит, во-первых, насколько удобно ему будет передвигаться, а, во-вторых, комфортно ли он будет чувствовать себя при различных погодных условиях. Для катания понадобится специальный костюм, шлем, ботинки, перчатки и очки. При их выборе необходимо учитывать различные характеристики, к примеру, водостойкость и паропроницаемость. Внешний вид тоже важный параметр, но здесь важно понимать, какую сумму вы готовы переплатить за модный дизайн и бренд.
В первую очередь это касается горнолыжного костюма. Комбинезон или комплект «куртка + штаны» – каждый решает для себя сам. Это вопрос удобства и эстетики. Но точно стоит обратить внимание на современные технологичные материалы, как снаружи, так и изнутри, которые позволят не промокнуть и не замерзнуть. Новички поначалу проводят на трассе около 2-3 часов в день, для этих целей достаточно костюма с водостойкостью 10 000 мм водяного столба. Такая информация имеется на этикетке любого уважающего себя бренда. Но если вас затянет, то этого может оказаться мало. Чтобы кататься на лыжах целый день. Костюм должен иметь водостойкость от 10 000 мм и выше.
Теперь о паропроницаемости. Она характеризует, насколько эффективно мембрана куртки или штанов отводит влагу от тела. Максимальные цифры здесь нам не нужны – все-таки мы говорим о горных лыжах, а не о беговых. Тем не менее, эффективный отвод влаги – это вопрос комфорта и уменьшения риска простуды. Высокие показатели водонепроницаемости и паропроницаемости имеет экипировка с мембраной. Внутренний слой у такой одежды выводит влагу тела наружу через микропоры и в тоже время наоборот не пропускает воду с внешнего слоя во внутрь. Кстати, для начала лучше взять более яркий цвет куртки. Пусть вас лучше будет видно на склоне.
Старайтесь избегать многослойности в одежде. Чтобы не замерзнуть, даже при температуре 10-15 градусов ниже нуля, порой достаточно хорошего синтетического или шерстяного термобелья и мембранной куртки сверху. Большего не нужно – иначе возникает вероятность чрезмерного потоотделения.
Главное правило для всех горнолыжных аксессуаров – простота и удобство в использовании. Если мы говорим о перчатках, то важно не только, чтобы они не промокали, но и чтобы в них вы могли расстегнуть молнию, достать из кармана телефон (специальные сенсорные накладки на пальцах будут приятным бонусом ), снять очки или маску. Не помешает и специальный крепеж или карман на рукаве для пропуска на подъемник (ski-pass).
При выборе очков большая часть экспертов рекомендует покупать зеркальные, если вы катаетесь при ярком дневном свете, разумеется. Чем меньше солнечного света пропускают линзы, тем меньше устают глаза при катании под ярким солнцем. Есть и специальные модели для людей, которые носят очки для зрения.
Еще совсем недавно любители горнолыжного отдыха старались откреститься от этого неудобного и громоздкого аксессуара. Но технологии не стоят на месте. Некогда тяжелые модели стали намного легче, удобнее и изящнее. Теперь можно найти дизайн на любой вкус, а современные материалы практически лишают шлемы всех прежних недостатков. Но главное – делают катание безопасным. Шлем должен сидеть на голове довольно плотно – иначе при падении он может слететь или сбиться, не только не предохраняя, но даже травмируя лицо или шею райдера. Есть модели с фиксированным размером и с регулируемым. В первом варианте необходимо просто выбрать комфортный размер, учитывая что шлем должен хорошо держаться на голове даже не застегнутым. Регулировка позволяет подогнать размер более точно, но здесь важно обратить внимание, чтобы не было лишнего зазора между затылком и шлемом. Идеальная ситуация – это примерка шлема непосредственно его будущим хозяином, ведь размерный ряд внутри одного бренда может отличаться – например, у мужских и женских моделей.
Особого внимания требует выбор правильной и комфортной обуви для горных лыж. Так, ботинки должны плотно и равномерно облегать ногу, но при этом не давить и не болтаться. Проверьте также, чтобы при подъеме на носок пятка не отрывалась от стельки. Имеет значение и жесткость: для начинающих подойдет обувь из нежесткой пластмассы, в которых можно будет ходить. Выбирая обувь, отдавайте предпочтение моделям с металлическими застежками: шанс, что они пострадают от падения, на порядок ниже, чем у пластиковых.
Еще один пункт, без которого точно не обойтись. Если вы – начинающий лыжник, и не уверены, что будете продолжать кататься, то лучше взять снаряжение на прокат. Если вы все-таки решились на покупку горнолыжного снаряжения, никогда не покупайте его «на глаз». Стоит запомнить одно важное правило: самое дорогое обмундирование – не обязательно самое лучшее, а самые красивые лыжи – не обязательно самые качественные. Так что в магазин лучше отправиться с опытным другом-горнолыжником, который сможет помочь купить снаряжение, соответствующее вашей комплекции.
Многим известен тот факт, что горнолыжные трассы бывают разные. Если лыжи для вас в новинку, выберите тот курорт, где есть хорошие трассы для новичков, удобные канатные дороги, прокат качественного лыжного оборудования и грамотные инструкторы. С выбором горнолыжного курорта поможет международная маркировка горнолыжных трасс, согласно которой существует 4 типа горнолыжных склонов:
«Зеленые» – трассы для начинающих: широкие пологие склоны, заканчивающиеся большим пологим участком. Также называются «лягушатниками». Здесь проще всего учиться кататься.
«Синие» – тоже из числа простых, с пологими участками, хотя могут встречаться и неровности, но без трамплинов и перепадов по высоте. Склоны ровно заглажены и хорошо оборудованы, а вокруг них существует целая инфраструктура: все виды сервисов и развлечений.
«Красные» – трассы средней сложности, с крутым спуском по всей длине или с чередованием пологих и крутых участков. Эти спуски больше подойдут для опытных лыжников, которые уже уверенно стоят на лыжах. Начинающим пока лучше держаться подальше от них.
«Черные» – трассы повышенной сложности, рассчитанные на профессионалов: спортсменов и экстремалов. На этих трассах крутые спуски, резкие перепады высоты, а от вас потребуется умение маневрировать и совершать прыжки.
Самому научиться кататься на горных лыжах невозможно. Это важно понять сразу и не геройствовать. На друзей, пусть даже и из числа самых крутых райдеров, рассчитывать тоже стоит не всегда: хороший спортсмен далеко не всегда будет хорошим тренером. Самым правильным будет нанять инструктора – так вы точно получите положительные эмоции, сэкономите время, а если повезет – получите увлечение на всю жизнь. Опытные горнолыжники советуют в первую очередь спросить у инструктора удостоверение, гарантирующее, что он прошел обучение и сертификацию.
Едва ли не первое, чему вас обучит хороший инструктор – правильному падению. Это такая же неотъемлемая часть обучения, как и сама езда на лыжах. На горнолыжных склонах падают все – от новичков до профессионалов. И единственный выход – научиться делать это правильно.
Для начала попробуйте упасть в сторону на бок, а не вперед или назад – так вы защитите себя от вывихов. После падения постарайтесь зафиксировать свое тело, чтобы предотвратить дальнейшее скольжение вниз. Не пытайтесь сразу встать, а оставайтесь лежать, не выпрямляя ног, и постарайтесь немного приподнять лыжи, не касаясь ими склона, пока скорость скольжения не станет безопасной для этого. В противном случае велик риск получить травму и вывихнуть суставы. При падении вы рискуете еще и наткнуться на свои же палки, удариться об них или зацепиться. Поэтому не забывайте отводить их вперед и от себя.
Страховка и аптечка
Отправляясь покорять горы в первый раз, нелишним будет оформить и страховку. Особенно, если вы отравляетесь в горы впервые и еще не до конца представляете, что из себя представляет горнолыжный отдых. В случае необходимости вы будете обеспечены услугами врача, необходимыми лекарствами и медицинской помощью. Помимо страховки с собой стоит взять обычную походную аптечку, в которой будет обезболивающее, крем или мазь от растяжений, мазь с согревающим эффектом, специальный зимний солнцезащитный крем для лица, а также пластырь и эластичный бинт.
Аккуратность и мера
И напоследок несколько важных правил поведения на самом склоне, которые помогут избежать травм:
Для первого раза главное – не переусердствовать. В первый день постарайтесь оценить свои возможности по количеству спусков и сложности трасс. Для первого катания, возможно, стоит запланировать короткую поездку – например, на выходные. Конструкция пассажирского салона Volkswagen Multivan позволяет ему быть и передвижным офисом, и гостиной. Благодаря рельсовой системе автомобиль находится вне конкуренции по части удобства трансформации салона. Сиденья второго ряда вращаются на 360 градусов, чтобы пассажиры при желании могли сидеть друг напротив друга, беседуя во время поездки. Просторный салон автомобиля умещает до 7 человек. Собравшись компанией прямо в пятницу вечером, вы успеете сделать все дела по дороге к склону, а после катания – немного отдохнуть.
Если поездка в горы планируется долгосрочная, важно прислушиваться к себе и при необходимости дать своему организму выходной. Ведь обучение горнолыжному спорту – это всегда падения и серьезная, иногда нестандартная, нагрузка на мышцы.
На склоне не превышайте скорость и старайтесь держаться на достаточном расстоянии от других катающихся, чтобы успеть объехать упавшего или совершающего маневр лыжника. Сторонитесь деревьев и заборов и не пытайтесь об них тормозить.
Поднимаясь или спускаясь пешком, держитесь ближе к краям трассы.
Упал – отползи. Очень простое и полезное правило. Ведь двигающийся сзади райдер может не заметить за поворотом или в снегу неожиданное препятствие.
Если вы стали свидетелем несчастного случая, поставьте скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других лыжников о необходимости объехать место падения. Передайте информацию о несчастном случае с указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, вид склона) на станцию подъемника или лыжному патрулю.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter