Что нужно детям в детдомах
«Не показывайте жалость». 8 правил помощи детям-сиротам
Одно из популярных направлений волонтерской деятельности — помощь воспитанникам детских домов. Те волонтеры, которые приходят работать с детьми через благотворительные или другие специализированные организации, предварительно проходят подготовительные курсы, где их учат общаться с детьми-сиротами. Добровольцы, которые приходят в детский дом самостоятельно, выстраивают отношения с детьми, опираясь на личный опыт. «Сноб» поговорил с президентом благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Еленой Альшанской и директором благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяной Тульчинской и составил инструкцию, как помогать и при этом не навредить
Ответить себе на вопрос: зачем вы идете в детский дом?
Осознать свою ответственность
Волонтерство налагает на вас большую ответственность. Помощь сиротам — это не разовая покупка им шоколадок, а долгая и сложная работа, которая требует изучения детской психологии и той среды, в которой дети живут. Здесь важно помнить, что сироты — непростые дети, к ним нужен особенный подход и им нужна ваша искренность.
Приготовиться к любой реакции
Абсолютно искренние намерения человека, желающего помочь сироте, не всегда вызывают ответную доброту. Никто из детей не обязан бросаться в ваши объятия, как показывают в фильмах, и быть благодарным, даже если все ваше внимание будет отдано им или вы завалите их подарками. Воспитанники детских домов нередко озлоблены и подавлены своим положением, поэтому реагировать на подарки они могут не так, как дети, живущие в семьях.
Не показывать жалость
Жалость провоцирует сироту вставать либо на путь манипулирования, либо на путь еще большей жалости к самому себе и полного разочарования в своей личности. Разумный, реалистичный взгляд на сложившиеся жизненные обстоятельства, напротив, будет наиболее уместен и полезен для становления детской личности.
В таком месте, как детский дом, не стоит заострять внимание детей или персонала на своем служебном положении и финансовых возможностях. Старайтесь послужить детям положительным примером и помните, что разительный контраст ваших успехов с их привычной жизнью способен возбудить и негативные эмоции. Он может спровоцировать попрошайничество как со стороны детей, так и со стороны администрации.
Дать сироте призрачную надежду очень легко. Гораздо труднее сказать «нет». Нельзя угождать ребенку во всем: давать ему свои контакты и что-то обещать, если вы не собираетесь это реализовывать. Эта мнимая «поддержка» лишь на время обеспечит сироте ощущение счастья, но при столкновении с реальностью контраст может искалечить психику ребенка.
Подарки надо заслужить
Дети из детских домов получают подарки просто по факту своего положения. Это сказывается на их восприятии мира. Когда они вырастают, они не умеют распоряжаться деньгами, не понимают, что важно, а что нет. Зато модель «я сирота, мне должны дарить подарки» у них закрепляется. Как бы безжалостно это ни звучало, но подарки детям-сиротам должны доставаться за что-то. Условием, при котором ребенок получает вознаграждение, может быть, к примеру, хорошая успеваемость или отказ от вредных привычек. Подарок здесь выступает в роли стимула к самосовершенствованию — в иных случаях он будет пустышкой. Причем дарить ребенку подарок стоит лишь в том случае, если вы хорошо с ним знакомы, это поспособствует укреплению эмоциональной связи. Внезапная же щедрость от незнакомого человека сразу обесценивается.
Если подарок, то какой?
Если вы все же решили что-то подарить, выбирайте полезные подарки — развивающие книги, наборы для рисования, вышивки или музыкальные инструменты. Ни в коем случае нельзя дарить дорогостоящие вещи, такие как телефоны, наушники или любая другая техника. В некоторых детдомах подобные презенты используются в качестве валюты: подросток, не имеющий денег на оплату мобильной связи, которому некому звонить, расчетливо променяет безделушку на алкоголь или сигареты. К тому же, к сожалению, нередки случаи, когда дорогостоящие вещи у сирот отбирают воспитатели.
Подготовили Алина Быстрова, Ксения Праведная
Как помочь детям в детских домах
Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, кода мы окружены заботой родителей. К сожалению, ребята из детских домов лишены возможности получать материнское тепло, которое невозможно ничем заменить. И даже если детский дом хорошо финансируется, обеспечен всем необходимым, его воспитанники всегда нуждаются в нашей с вами помощи и внимании. Так что же мы можем сделать, чтобы хоть немного осчастливить их? Как можно помочь детям из детского дома?
1. Материальная помощь
В нашей стране финансирование детских домов находится на должном уровне, на каждого ребенка в месяц выделяется не менее 25 000 рублей. Тем не менее, некоторые из учреждений испытывают материальные трудности. Свяжитесь с руководством учреждения, чтобы узнать, на что необходимы средства. Поинтересуйтесь, как помочь детям в детских домах. Возможно, ребятам не хватает одежды, канцелярских товаров, подгузников, развивающих игр, книг, которые вы могли бы самостоятельно приобрести и подарить сиротам. Если ваши дети выросли из гардероба, и вещи находятся в хорошем состоянии, их тоже можно предложить воспитанникам детского дома. Организуйте благотворительный сбор в районе своего проживания или найдите спонсора из числа местных бизнесменов, который будет готов взять шефство над детдомом. Да, именно так вы сможете помочь детям в детских домах.
2. Помощь в социализации
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются выпускники детских домов, — это отсутствие элементарных социальных навыков. Дети, воспитанные вне семьи, лишены возможности обучаться социальным ролям. Лишь 10% сирот благополучно проходят процесс адаптации после того, как покидают стены приюта. Задаваясь вопросом «как помочь детям в детских домах», можете разработать для ребят тренинги или игры, с помощью которых они смогут приобрести столь недостающий им социальный опыт. Привлеките к этому делу сотрудников учреждения.
3. Полезные мастер-классы
Еще один вид помощи – это организация всевозможных мастер-классов. Вам потребуется найти единомышленников, которые готовы безвозмездно передавать свои знания ребятам. Предложите тематические мастер-классы для мальчиков и девочек. Ребят может заинтересовать выжигание, роспись по металлу, изготовление кухонной утвари из дерева. Девочки будут рады посетить курсы кройки и шитья, кулинарные уроки, научиться делать красивые прически. Можно организовать школу актерского мастерства, клуб «очумелые ручки», шахматный клуб, живой уголок… Здесь вы ограничены только своей фантазией и умением. Не забывайте заранее обсудить организационные вопросы с руководством детского дома. Как видите, помочь детям в детских домах можно разными способами, в том числе и своим талантом.
4. Юридическая помощь и консультации
Выпускники детских домов получают жилплощадь от государства и имеют определенные льготы. Чаще всего ребята не знают о своих правах, не умеют совершать самые простые операции, такие как оплата коммунальных услуг или подача документов в социальные организации. Ваша задача: доступным языком рассказать и показать ребенку, как нужно вести себя в определенных ситуациях. Например, вы можете помочь произвести оплату по некоторым квитанциям. Сделайте памятки или инструкции с пошаговым описанием действий. Можете напечатать полезные тексты законов. Это существенно облегчит жизнь ребенка в будущем. Так вы сможете помочь детям в детских домах.
5. Живое общение и личный пример
Еще Карл Маркс говорил о том, что бытие человека определяет его сознание. Многие воспитанники детдомов – выходцы из неблагополучных семей, где они видели аморальные действия взрослых, что не могло не сказаться на их мировоззрении, кто-то просто попал под влияние дурной компании. Отсутствие положительных примеров семейного воспитания и поведения в целом приводит к тому, что дети строят свои будущие семьи по шаблону пьющих родителей. Этого можно избежать только личным примером и частым общением с детьми на протяжении длительного периода, чтобы в их сознании закрепился позитивный образ, и появилась цель к его реализации. Если действительно планируете помочь детям в детских домах, найдите возможность пригласить сирот к себе в гости, познакомьте их с домочадцами, семейным бытом, расскажите им о том, какие обязанности возложены на каждого члена семьи, предложите оказать вам помощь.
6. Организация экскурсий, походов
Хотите узнать, как ещё можно помочь детям в детских домах? Обсудите с работниками детского дома варианты проведения досуга для ребят, такие как посещение кино, театра, всевозможных экскурсий, музеев. Можете организовать турпоход. Такие мероприятия существенно расширят кругозор детей, разбудят в них новые интересы.
7. Волонтёрская деятельность
Обратитесь в специализированные фонды или молодежные движения, где вы можете обучиться и стать опытным волонтером. Взаимодействие с детьми из детского дома требует определенных знаний и навыков, т.к. это — особенные ребята. В процессе общения с ними следует понимать степень ответственности. Очень часто благотворительные организации организовывают праздники для детей из детских домов, в которых вы можете принять участие.
В статье перечислены лишь некоторые варианты помощи детям из детских домов. Как именно вы можете помочь детям в детских домах, решайте сами!
Самое важное при общении с детьми — это любовь! Каждый ребенок чувствует заботливое к нему отношение и тянется к доброте. Малыш, обделенный вниманием родителей, с радостью откликнется на вашу теплоту. Благодарностью для вас станут счастливые детские глаза!
Автор: Евгения Орлова
А вы уже решили, как можете помочь детям в детских домах? Поделитесь в комментариях.
На нашем форуме есть раздел «Благотворительность». Заглядывайте в него чаще.
Как помочь детдомовскому ребенку?
Многие, насмотревшись различных передач о бедных детях-сиротах и об их ужасающей жизни в детских домах, решают им как-то помочь. постоянно идут сообщения о знаменитостях, пожертвовавших на нужды такого-то детского дома n-ную сумму денег.
Обыватель, насмотревшись всего этого, думает: «Помогу-ка и я детишкам!» И тащит в ближайший детский дом вещи и игрушки своих выросших детей. Или, узнав у директора счет, перечисляет туда деньги. А то и просто передает эти самые деньги из рук в руки директору.
Поверьте, такие «пожертвования» детскому дому не нужны. Иное дело — крупные предприятия, взявшие шефство над конкретным детским домом. В моем городе многие предприятия имеют подшефный детский дом: приезжают, делают ремонт, покупают технику, устраивают детишкам праздники.
Что же тогда делать простому человеку, у которого «защемило» сердце и захотелось сделать что-либо для детей-сирот?
Идите к этим детям и общайтесь с ними! Это самое лучшее, что вы сможете сделать. Я знаю, о чём говорю: детишки живут в неплохих условиях, пусть без изысков, но накормлены, да и голыми они не ходят. На содержание каждого детдомовца государство выделяет приличную денежную сумму. Каждый год (как правило, в начале сентября) им выдается полный комплект одежды и обуви, начиная от нижнего белья и заканчивая зимними вещами. Так что они накормлены, одеты, обуты… Но как же они одиноки среди толпы себе подобных!
На группу из 8−15 человек положены два воспитателя, которые, как правило, работают через день. За рабочий день им надо: разбудить, накормить, отправить на учебу, сдать вещи в стирку, сделать со всеми уроки (а если группа разновозрастная?!), провести какое-нибудь занятие-мероприятие, вывести на прогулку… А поговорить? С каждым? В отдельности? Заглянуть каждому в душу? Шутите! На такое времени уже не остается.
Вот и растут детдомовские дети настоящими социально не адаптированными дикарями. Да и где адаптироваться этому ребёнку? Поесть ему три раза в день приготовят, одежду выдадут, иногда в кино сводят или на экскурсию. Престарелых дедушек-бабушек, за которыми надо присматривать, нет, младших братишек-сестренок нянчить никто не заставляет, умных бесед о распределении семейного бюджета или куда лучше поехать отдохнуть в отпуск при нём тоже никто не ведет.
В результате на выходе из детского дома они получают выходное пособие, которое тут же тратят на шикарные мобильные телефоны и дорогую еду, а через пару месяцев возвращаются в детский дом и со слезами просят взять их обратно. А не положено! Конечно, воспитатели из жалости их подкармливают…
Как же решить эту проблему? А никак! Её надо не решать, а предупреждать! У нас в стране сейчас действует масса программ по устройству детей-сирот в семьи. Но это очень ответственный шаг, и на него можно пойти, только тщательно всё обдумав. К тому же, нужно согласие всех членов вашей семьи.
Гораздо проще и доступнее — ходить в гости в детский дом. Выберите подходящий вам, и лучше, если детишки там будут школьного возраста. Почему? Все просто: у нас в стране детские дома делятся на три возрастные категории:
от 0 до 3−4 лет;
с 3−4 лет — до школы;
школьные.
Так вот, те, которые для малюток, находятся в ведомстве Минздрава, и туда вас без специальной медкомиссии даже на порог не пустят.
Ходить к детишкам дошкольного возраста очень тяжело морально: они на всех кидаются, кричат «Мама!». И глазенками побитого щенка заглядывают вам в глаза.
Со школьниками проще. Им уже хоть что-то можно объяснить. С чего начать? Лучше всего подойти к социальному педагогу детского дома. Она вам подскажет, какую группу меньше всего посещают различные «спонсоры». После этого поговорите с воспитателем этой группы (пока без детей). Узнайте, что можно принести к чаю, каких игрушек или учебных пособий не хватает.
Приходите, говорите, расспрашивайте о жизни, рассказывайте, читайте книги, смотрите фильмы и обсуждайте их, мастерите поделки. В общем, делайте то, что обычно стараетесь сделать с родными детьми.
А если вас, таких сердобольных, соберется целая компания, или вы довольно состоятельный человек, организуете детишкам экскурсию, выезд на природу, культпоход в цирк, кинотеатр или театр.
Лучше, если такие акции станут не разовыми, а более-менее регулярными, хотя бы раз в пару месяцев.
Но вдруг случится так, что какой-нибудь мальчуган или девчушка вам понравится особенно. Тогда вы вполне можете принять более глубокое участие в его судьбе.
Детдомовского ребенка можно брать к себе домой на выходные, праздники или каникулы!
Правда, для этого надо оформить кое-какие документы, так называемую «гостевую визу». С бумагами придется немного повозиться: обследование жилищных условий, ваша медкомиссия и ещё характеристика от участкового милиционера. Оформляется гостевая виза в разных регионах на разный срок: от 3-х месяцев до года.
Но зато ребенка, взятого «по гостевой», вы сможете научить переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом, делать покупки в магазине. Поверьте, когда вы учите 9−10-летнего ребенка определять время по часам или объясняете, что можно купить на сто рублей — у вас возникают абсолютно новые, неописуемые ощущения, ведь ваши родные дети в этом возрасте всё это воспринимают как само собой разумеющееся.
Только помните — ребенок, которого вы хоть раз пригласили к себе в дом, будет надеяться, что рано или поздно вы его заберете насовсем. Так что, прежде чем что-либо предпринимать, всё ещё раз хорошенько взвесьте. Ведь человеческая судьба — это не игрушка. А этих детей уже один раз предавали.
И ещё (ложка дёгтя): в детских домах живут отнюдь не ангелы, эти дети могут быть склонны к воровству, алкоголизму, бродяжничеству
Так что думайте, дамы и господа, думайте! А те, кто действительно захочет помочь детдомовскому ребенку, всегда найдет способ, как это сделать.
Как сдать ребенка в интернат?
Содержание статьи
Как сдать ребенка в интернат зависит от причины и того, кем приходится ребенку человек, решившийся на этот шаг. Как оформить ребенка в интернат, можно ли это сделать на время и каковы последствия такой процедуры?
Каких детей отправляют в интернат
Сдать ребенка в интернатное учреждение родитель может в случаях:
Процесс помещения ребенка в интернат регламентируется статьей 155 СК РФ. Также отдельные нормы, в частности передача ребенка на время в интернатное учреждение без лишения родительских прав, регламентируется Постановлением Правительства №481 от 24.05.2014.
Как оформить ребенка в интернат: порядок процедуры
Вопросами такого разряда занимается орган опеки и попечительства. Родителю, который решил сдать ребенка в интернат, нужно обращаться туда с заявлением. В заявлении придется указать причину такого решения. Но это вовсе не говорит о том, что оно будет однозначно удовлетворено. По факту такого обращения органы опеки и попечительства будут проводить проверку.
Если же ребенку не исполнилось 10 лет или он согласен на нахождение в интернате, далее происходит следующее:
Передать ребенка на государственное обеспечение временно, без лишения родительских прав, можно на срок от 90 дней до 12 месяцев.
В соглашении между родителями и интернатным учреждением указывается следующее:
Если один из родителей уплачивает алименты в отношении ребенка, то на период нахождения его в интернатном учреждении выплаты будут перечисляться на счет учреждения, в котором он содержится, а не родителю, с которым он до этого проживал.
Какие документы нужно подготовить
Базовый пакет документов включает в себя следующее:
Могут потребоваться дополнительные документы, этот момент нужно будет уточнить в органе опеки и попечительства.
Образец заявления
В заявлении должна быть отображена такая информация:
Бланк заявления можно получить в самом ведомстве.
Стоит ли отдавать ребенка в интернат
Моральная сторона вопроса не имеет веса в случае, если принято решение в отношении ребенка.
Родителю, который даже на время сдает ребенка в интернатное учреждение, нужно понимать, что:
Даже непродолжительное нахождение ребенка в интернате может привести к негативным последствиям в дальнейшем.
Благое дело: какая помощь действительно нужна подопечным детских домов
Жительница Казани вместе с приемной дочерью помогает сиротам с помощью модельного бизнеса. Заработанные на показах деньги они тратят на создание видеоанкет для подопечных детских домов. Такие мини-фильмы позволяют большему числу людей узнать о ребенке, а значит, и повышают его шансы найти семью. Сейчас к подобной благотворительности подключается всё больше волонтеров, статистика год от года улучшается, но специалисты уверяют, что с самыми сложными проблемами справиться до сих пор не удалось. Многие дети просто «выпали» из базы. В ситуации разбирались «Известия».
Кто остался?
В 2018 году член совета по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот при министерстве Армен Попов заявил, что в России зафиксировано рекордно низкое число детей в сиротских учреждениях — менее 48 тыс. Такие цифры можно найти и на сайте государственного банка данных. Судя по статистике, опубликованной там, количество детей, оказавшихся на попечении государства, в России сокращалось каждый год. Для сравнения: в 2004 году их было 132,5 тыс., то есть почти в три раза больше.
Казалось бы, динамика положительная. Правда, чтобы проследить за всеми изменениями, статистики недостаточно. Если с 2004 по 2011 год можно было увидеть количество детей в интернатах, в приемных семьях, количество усыновлений за год, то с 2012 года начали появляться лакуны и в этой информации. Всё чаще стали публиковаться лишь сведения государственного банка данных о детях, то есть число воспитанников в детских домах.
Вести более детальную статистику сейчас практически бессмысленно, считает Александр Гезалов, правозащитник, директор социального центра святителя Тихона и в прошлом сам воспитанник детского дома. «Почти все маленькие дети устроены в семьи. Сейчас детдома на 70% заполнены детьми, которые там по временному отказу. Родители написали заявления, что находятся в трудной жизненной ситуации. Формально этим должны были бы заняться социальные службы, но на деле ребенка просто помещают в интернат на полгода. Выходит, что от него родители не отказались, так что в базе он не появился, но при этом находится в стационарном учреждении на содержании государства», — объясняет эксперт.
Остальная часть подопечных детского дома — подростки и дети с ограниченными возможностями здоровья. «Их устроить архисложно, поэтому они просто снимаются с базы как неперспективные. Пусть доживает до 18 лет уже и получает квартиру», — рассказывает Гезалов.
В группу таких же «неперспективных» часто попадают и те, кого уже несколько раз возвращали.
Поддержка приемных родителей
По разным оценкам, снова в детский дом попадает примерно каждый десятый ребенок, переданный на воспитание в семью. Одна из причин, полагают специалисты, — слабо развитая система поддержки приемных родителей.
Евгения решилась взять под опеку восьмилетнего мальчика, от которого отказались предыдущие опекуны. К этому моменту у женщины был десятилетний сын, и ей, педагогу по образованию, казалось, что главное — найти подход к ребенку. Но на деле всё оказалось гораздо сложнее. «Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал», — вспоминает женщина в беседе с журналистами.
Постепенно придумывать истории мальчик стал и о своей новой семье — говорил учителям, что над ним издеваются. «Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил, — рассказывает Евгения. — Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит».
Выстроить отношения с приемным сыном женщина пыталась почти 10 месяцев, но после того, как мальчик довел до сердечного приступа и ее мать, его отдали в реабилитационный центр, а затем написали отказ.
По мнению специалистов, оставлять приемных родителей наедине со всеми проблемами категорически нельзя. Много внимания тому, как следует поддерживать тех, кто решился на усыновление, уделили на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном благотворительным фондом «Обнаженные сердца».
«Прежде всего приемных родителей нужно научить, как вести себя с ребенком и что делать, чтобы преодолеть негативный опыт, возникший у ребенка в результате проживания в закрытом учреждении», — объяснил в интервью «Известиям» профессор Дана Джонсон, ведущий спикер мероприятия, соучредитель международной клиники усыновления университета Миннесоты.
Таким семьям необходима всесторонняя поддержка квалифицированных специалистов. «В США перед усыновлением или помещением в приемную семью с родителями проводится интервью, чтобы определить, что именно им потребуется. В первые несколько недель специалисты смотрят, какое медицинское обслуживание будет необходимо ребенку, нужно убедиться, что нет серьезных инфекционных заболеваний. Далее они смотрят на развитие событий, чтобы понять, нужна ли специфическая программа помощи или стоит просто подождать, пока ребенок привыкнет к новой семье», — рассказывает профессор.
Через полгода после усыновления специалисты снова оценивают физическое и психическое развитие ребенка, проверяют, есть ли эмоциональные и поведенческие проблемы. Кроме итого, на всех этапах родители могут обращаться к социальным работникам, которые помогают справиться с трудностями.
По крайней мере именно так система должна работать в идеале. На деле же, как отмечает сам Дана Джонсон, таких профессионалов часто не хватает. Сталкиваются с этой проблемой во всех странах.
Карательный подход
По мнению Александра Гезалова, развитый институт социальных работников необходим не только приемным семьям. Еще более важно — предотвратить первичное попадание ребенка в детдом. «У нас очень часто из семей изымают детей из-за бедности, и забрать их потом почти невозможно. Родителей поддержать надо, а органы опеки включают карательный момент. Все бегают вокруг детдомов, заливают туда огромные ресурсы, а помогать семьям готовы единицы. Сейчас детей нужно содержать в детском доме, потом выделить им жилье, потом потратить средства на их социальную адаптацию, а нужно лишь качественное межведомственное взаимодействие», — сетует специалист.