Что нужно делать в бизнесе

11 конкретных советов тем, кто хочет открыть свое дело

Просто сделай это

Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.

Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.

Менять окружение

Пробовать, а не думать

Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.

Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.

Выбрать свою нишу

Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть», возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.

Делать то, что приносит деньги

Вокруг важного вертится много дел-паразитов: они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.

Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.

Просчитать риски

Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.

Если в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, вряд ли все поголовно неудачники, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.

Составить бюджет

Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?

Нанять профессионалов

Бизнес с друзьями прекрасен только на этапе планирования: люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.

Найти ментора

Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.

Сделать заявление

Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.

Источник

«Не бери в партнёры того, кого можешь нанять» и ещё семь советов предпринимателя

Павел Оберемко открыл в Пскове сеть батутных арен «Кувырком» и семейно-досуговый центр «Понарошкино». Он рассказал нам свою историю и попутно дал несколько советов: как выбрать свой бизнес, как искать партнёров, запускать точку, мотивировать сотрудников — словом, обо всём, что важно новичку.

«Понарошкино»
Бизнес существует: 3 года
Выручка в год: 30 000 000 ₽
Наёмные сотрудники: 20

1. Бизнес и самозанятость — разные вещи

Мой первый бизнес — это вендинговые автоматы, кофейники. У меня скопилось примерно 400 тысяч, и я купил три бэушных аппарата. Казалось, в вендинговом бизнесе всё просто: себестоимость кофе — 5 рублей, продаешь его по 50, всё у тебя нормально.

Но проблем с автоматами было так много, что получался не бизнес, а самозанятость. Я постоянно бегал и что-то чинил: монетоприёмники сломались, вандалы испортили аппарат, ингредиенты отсырели. Эти проблемы никогда не заканчивались.

Думаю, такой бизнес имеет смысл, если ты пробился в место, где пересекаются большие людские потоки. Скажем, поставил десяток автоматов на одном вокзале, нанял техника, чтобы следить за ними — зарабатываешь. А у меня автоматы стояли на разных концах города, и их было всего четыре — бизнес не приносил достаточно денег, чтобы платить технику. Все автоматы я в итоге продал обратно, тем же людям за те же деньги.

Если ты делаешь всё сам и экономишь деньги — это не прибыль. Это значит, что ты кому-то не заплатил за работу и получил его зарплату. По сути ты — наёмный сотрудник, только работаешь на себя.

2. Не надо брать в партнёры тех, кого можно нанять

В конце 2014 года из-за кризиса меня сократили с работы, и мы с женой стали думать, как открыть что-то своё. Случилось так, что мы сходили с дочкой попрыгать на батутах, и она говорит: «Смотри, давай такое сделаем». Я вцепился в это, и через два месяца я уже знал всё о батутах и о подходящей для этого недвижимости в Пскове.

Был страх первого шага: казалось, лучше уж грузчиком работать, лишь бы не заниматься предпринимательством. К тому же я ничего не умел, а в батутах надо было много делать руками. Из-за этого страха у меня появился партнёр-сварщик: он отвечал за техническую сторону нашего бизнеса.

Сейчас думаю, что надо было пройтись по конторам и спросить: «Ребята, сколько это будет стоить?» Потому что, оказывается, работа конструктора и сварщика стоит три копейки, а партнёру я отдавал большую долю прибыли.

Идеальный партнёр — тот, кто даёт деньги, образование и опыт. Если вам нужен навык, проще купить его на рынке или, например, предложить процент от продаж, которые работник сделал сверх плана.

3. Надо научиться приводить клиентов

Мы с партнёрами открыли батутную точку в ТЦ. Началось всё хорошо, бизнес был очень маржинальным: на полмиллиона оборота в месяц было 50 тысяч аренды и 60 — зарплаты. Мы целый год так работали и ничего не тратили на маркетинг: люди и так стояли в очереди за билетами. Мы просто здорово попали в аудиторию.

Мы думали, что новые дети придут сами, когда нынешние подрастут. Но новых так и не появилось: мы не работали с аудиторией, не занимались рекламой. Клиенты выросли и закончились, а новые не пришли.

Бизнес не развивался, постепенно стал приносить убытки, и я продал свою долю за те же деньги, что и вложил — тысяч восемьсот. Партнёры до сих пор занимаются тем батутным центром, я открыл другую точку, уже не в ТЦ, а в спортивном комплексе. Люди приходят туда не параллельно с шоппингом, а ради спортивных секций и фитнеса, это другая аудитория.

Если хочешь, чтобы бизнес развивался, учись всё время привлекать новую аудиторию.

4. Сначала думать — потом делать

После того, как получилось самому открыть вторую точку с батутами, я занялся развлекательным центром с новым партнёром.

У моего на тот момент будущего партнёра в «Понарошкино» тоже есть маленькие дочки, он съездил с ними в Питер в «Джоки-Джоя» — это парк аттракционов по голландской франшизе. Рассказал нам, мы съездили и тоже там хорошо развлекались. И он после этого мне говорит: «Хочу вот так, давайте замутим».

Мы быстро нашли помещение, договорились о цене, сделали ремонт и открылись, но бизнес был сырой. У нас не было ни плана аттракционов, ни чертежей входной группы. Мы думали: вот аттракционы, на которых можно побегать-поразвлекаться, а вот кассир, который собирает деньги с людей. Вот и весь бизнес.

Оказалось, что это только вершина айсберга. Мы полгода что-то постоянно доделывали и переделывали. В итоге досуговый центр обошёлся нам где-то в восемь миллионов.

Ничего не надо делать без плана. В самом начале нужно заниматься не стройкой и ремонтом, а описанием продуктов, продумыванием мелочей: чем можно себя занять в парке, где можно перекусить, какие нужны инженерные системы, как это всё уместить в помещении.

5. Надо бить себя по рукам, когда хочется сделать всё самому

Мне повезло, что в батутном центре со мной были партнёры. Они сказали: «Значит так, тебе запрещается с сегодняшнего дня работать руками. Ищи себе кого хочешь, и неважно, сколько это будет стоить». Если бы не они, я так бы и пилил сам эти аттракционы, работал аниматором на днях рождения, стоял бы за кассой. Простая работа обходилась бы нам очень дорого — ведь на неё я тратил бы своё дорогое время.

Несколько месяцев было плохо: передать то, что у тебя хорошо получается — всё равно что руку себе оторвать. Твоим любимым делом будут заниматься другие люди, а они прогуливают, делают всё спустя рукава — это просто кошмар! Пришлось уволить трёх-четырёх человек, пока я не нашёл сотрудника, который был инициативным, сам следил за оборудованием и докладывал о проблемах. Когда появляется нормальный администратор, это счастье.

Сейчас в бизнесе работает 20 человек. Я, конечно, продолжаю за всем следить, у меня везде камеры. Сейчас у нас такие циклы получаются: одна неделя хорошая, следующая более-менее, на третьей косяки накапливаются, я срываюсь, все получают по шапке, потом опять две недели живём хорошо. Сотрудники чувствуют, что мне не всё равно и я за ними постоянно наблюдаю.

Если предприниматель выполняет работу слесаря, то он слесарь, а не предприниматель.

6. Надо быть безжалостным

Сейчас у меня в бизнесе 20 сотрудников. Есть костяк администраторов, аниматоров и техников, а остальные на частичной занятости. Это люди, которые нужны только на выездные мероприятия или приходят иногда под конкретную задачу: на час в день, на два часа в неделю. Но дело вовсе не в количестве сотрудников, а в их вовлечённости.

Я совершенно безжалостно расстаюсь с людьми, которым неинтересна их работа. На собеседовании мы договариваемся, что я плачу деньги, а они делают работу. И если они не хотят делать работу, если их нужно всё время пинать, то для нас это одни убытки: мы не только работу не получаем, но и своё время на эти пинки тратим. От людей, которым лень и скучно, нужно избавляться мгновенно. Если такой человек есть в коллективе, то остальные начинают опускаться до уровня этого человека, а не наоборот. Нужно быть безжалостным.

А ещё я понял: хорошо, когда ты можешь отвести на них душу, людям это нравится. У каждого своя роль; и начальник должен орать, а если начальник не орёт, значит, он нихрена не начальник. Что, что, что он такое? Даже нормально приказать не может. Вот это как-то реально работает.

Тех, кому лень и неинтересно, надо сразу безжалостно увольнять. Остальных дисциплинировать — в том стиле, который близок именно вам. Подстраиваться под работников не нужно.

7. Всё внимание тому, что приносит деньги

Я делю наш бизнес на семь основных групп дохода: зал, банкетка, бар, анимация, шарики, аквагрим и мастер-классы. Общая выручка за неделю у нас может быть примерно два с половиной миллиона, из них 80% — это зал: люди просто заплатили за доступ к аттракционам. Остальные 20% — это то, где мы действительно поработали и продали дополнительные услуги, в этой области можно людям выдавать премии.

Анализируя потоки доходов по направлениям, я понял, на чём зарабатываю, а на чём нет. На те направления, которые не приносят маржи, можно просто забить: пусть остаются, работают как маркетинг и не крадут у меня деньги — этого достаточно.

Рассмотрим на примере шариков. Когда мы начинали батутную арену, у меня ещё не было специализированного софта, я вёл всё в Экселе. У меня там была такая классная прога написана, с удовольствием заносил каждую копейку и смотрел, как это влияет на итоговые показатели. Если, например, мы заработали на шариках маржи на 5% меньше, чем задумали, то я бил тревогу: значит, мы либо в маркетинг прибыль закопали, либо слишком много шариков подарили, либо кто-то у нас ворует. Но теперь я немного расслабился.

С ростом бизнеса стало понятно, что надо фокусироваться на главном: план доходов и расходов важнее, чем ковыряние в копейках. Шарики приносят всего 4% от дохода. Мы продаём их детям, украшаем детскую комнату, когда проходят дни рождения. Их маржинальность в теории должна быть 50%, а на самом деле она где-то 30%: есть брак и потери, два из десяти шариков мы лопнем, их воруют, мы их дарим, надуваем для витрины. Благодаря тому, что я примерно представляю общую статистику, я вижу, что они не приносят много денег и не концентрируюсь на том, чтобы развивать это направление.

Сейчас строим планы по маржинальности для каждого направления и следим за процентом исполнения бюджета — насколько мы выполняем собственный план по выручке. Следим за средним чеком. Если средний чек сильно выше стоимости входного билета, значит, персонал активно продаёт, работает.

Надо расставлять приоритеты: не стоит слишком заморачиваться на том, что всё равно не приносит денег. Просто расслабься и приглядывай за этой сферой между делом одним глазом.

Источник

Сложно, но можно! 12 шагов на пути к своему делу

⏱ Время прочтения — 6 минут

Страх и неуверенность в себе — эти чувства испытывают многие из решившихся на открытие бизнеса. Предприниматели всех возрастов и с разным уровнем опыта сталкиваются с внутренними сомнениями, потому что психологически это очень сложно — воплотить идею, живущую в голове, в реальность. Но страх — это не плохо. Как ни странно, он является помощником любого начинающего предпринимателя. Импульс страха помогает людям избежать многих скрытых ловушек.

Как же бороться со страхами на пути к успеху своего дела?

1. Поймите, чего и почему вы боитесь.

Один из наиболее важных шагов к превращению страха из врага в союзника — определение источников беспокойства. Если новая идея пугает вас, найдите время, чтобы проанализировать и выяснить почему. Для этого задайте себе вопросы:

2. Станьте экспертом в выбранной области.

Если вы знаете ответы на вопросы — вам будут их задавать. И платить за это деньги (за ответы в виде реализованных задач).

3. Научитесь коммуницировать.

Любой бизнес — это общение с людьми: с сотрудниками, коллегами, клиентами. Если вы не умеете общаться, то вам однозначно будет очень сложно добиться успеха. Жизнь предпринимателя включает в себя разного рода выступления, постоянный нетворкинг, участие в различного рода ассоциациях, тусовках, даже не связанных с бизнесом. Для этого необходимо преодолевать страх публичных выступлений и боязнь общения.

4. Научитесь доверять и делегировать.

Один из основных страхов руководителя — страх потери контроля. Но если вы не научитесь доверять коллегам и сотрудникам, вы загоните себя в тупик: когда бизнес становится больше, часть функций просто необходимо передать другим людям.

Надо постепенно отпускать все нити контроля и все больше думать о стратегических вещах.

5. Не бойтесь ошибок.

Негативный опыт — тоже опыт. Если не получилось в этот раз, не значит, что не выйдет в следующий. Просто надо порефлексировать и понять, где вы просчитались. Именно вы. Если в числе виноватых в провале вы не видите себя, владельца бизнеса, вы совершаете большую управленческую ошибку. Во всех проблемах бизнеса всегда виноват его основатель, и только он. Если есть понимание этого, значит, можно проанализировать свои ошибки и исключить их при новой попытке.

6. Постоянно учитесь.

Непрерывное развитие — это обязательное требование для продолжения роста. Невозможно закончить обучение чему-либо: даже обладая статусом эксперта отрасли или направления, нужно стремиться к совершенству. Ничто не стоит на месте, и вам всегда будет чем дополнить свой багаж знаний.

7. Не бойтесь рисковать.

Самый безопасный и рациональный поступок — никогда не рисковать и всю оставшуюся жизнь работать на кого-то другого. Но вы-то уже решили для себя, что это не для вас? А значит, риск — ваше второе имя!

8. Ищите источники финансирования.

Быть владельцем бизнеса было бы проще простого, если бы каждый человек с идеей мог прийти в банк и мгновенно получить ссуду или привлечь «ангельского инвестора». Но мы живем не в мире мечты, и начинать свое дело многим приходится даже без необходимого стартового капитала. Так что примите как данность — на какое-то время поиск денег станет одной из основных ваших задач.

9. Просчитайте свою целевую аудиторию.

Опасения из разряда «а вдруг мой бизнес не привлечет клиентов» адекватны. Страшно рискнуть предложить свои навыки миру, не будучи уверенным, что они будут оценены. Если вы с азартом и душой подойдете к своему делу, последовательно выполняя план, вы добьетесь результатов. Но изначально изучите рынок на тему спроса и составьте маркетинговый план по продвижению товара или услуги.

10. Не стремитесь быстро окупить вложения.

Если вы инвестируете в свой бизнес и не видите немедленной отдачи, продолжайте работать. Если вы сдадитесь и «уйдете из дела» до того, как получите первую прибыль, вы никогда не узнаете, а была ли ваша идея перспективной — не стоит сдаваться в самом начале пути.

11. Найдите единомышленников.

Опытные предприниматели не советуют нанимать друзей и родственников — вы не сможете быть с ними объективными. Но что точно нужно делать, так это привлекать в свою команду близких по духу и ценностям людей. Для этого составьте некий презентационный документ — распишите свою услугу и то, чем она полезна людям, какую миссию должны нести ваши сотрудники.

На начальном этапе собирайте команду своими силами — так вы быстрее оцените, подходит ли вам человек по ценностям. Таким образом вы наберете костяк команды — людей, которые будут вдохновлять вас и разделять тяготы стартапа. Когда бизнес разрастется, важно, чтобы ценности и миссия были прописаны и на сайте, и в документах, и транслировались вашей командой — такими образом вы будете привлекать только близких по духу людей, а чужаки отсеются сами.

12. Определитесь — а вы точно предприниматель?

Итак, вы всё делаете по плану, стараетесь, но страхи тормозят ваше развитие — вы всегда напряжены и взвинчены.

Если, еще не начав свое дело, человек уже испытывает огромный страх, то высока вероятность тяжелых эмоциональных реакций на неизбежные сложности — отказ в регистрации, открытии счета, рекламации клиента, убытки, судебные иски, возможное банкротство и так далее.

Истинный предприниматель не идентифицирует волнение от запуска новой деятельности как страх. Бизнесмен видит долгожданное начало проекта, который он придумал, а потом простраивал сценарий запуска. У него постоянно задействован поисковый механизм — он ищет, скорее, даже рыщет возможности запуститься. По словам Юлии Осиповой, правильное ощущение — «не могу не начать», потому что под это сложились условия.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫

Источник

Свой бизнес: ожидания и реальность

Исповеди читателей Т⁠—⁠Ж

Многие наши читатели пробовали начать свой бизнес. У кого-то получилось, а у кого-то нет.

Мы попросили рассказать этих опытных людей, чего они ожидали, когда только собирались начать свое дело, и что из этого вышло. Мертвые клиенты, ушедшие в запой сотрудники и огромные долги — в новой рубрике «Ожидание и реальность».

Что вы узнаете

Запуск

Ожидание: если хорошо работал в найме, то и свой бизнес потянешь наверняка.

Реальность: два последних года я работал интернет-маркетологом, помогал людям развивать и масштабировать их бизнес. Получалось неплохо, 90% кейсов были успешными, меня приглашали читать лекции для предпринимателей. В один прекрасный день я подумал: «Хей, Арсений! Ты можешь сделать свой проект, с блек-джеком и хорошим CPO, вместо того чтобы помогать зарабатывать на спортивные машины и яхты другим». Принял решение, написал бизнес-план интернет-магазина товаров для взрослых. Я хотел, чтобы показатели магазина были не хуже, чем у проектов, в которых я принимал участие. Но все пошло не так.

А я уже считал покупку биг-мака расточительством. Сейчас мы с партнером проанализировали ошибки, учли опыт конкурентов, разработали план развития на полгода. На биг-мак мне все еще не хватает, но ситуация уже не кажется безвыходной.

Ожидание: если конкуренции на рынке нет, то успех обеспечен.

Реальность: все оказалось куда более сурово. Наш маленький городок сильно отстает в развитии информационных технологий. Порядка 90% клиентов просто не понимают, зачем им нужны мои услуги. Сложно убедить человека в качестве предоставляемой услуги, когда ему просто неинтересно.

При этом перед открытием своего дела я ходил к потенциальным клиентам, разговаривал, спрашивал, узнавал. Все как один твердили о необходимости открытия такого рода бизнеса, заверяли, что станут моими клиентами. Когда же я получил статус ИП и пошел с договорами к «своим» клиентам, подписали только двое. Остальные нашли миллион отмазок и продолжают уходить от подписания.

Ожидание: продукт хороший, взлетим быстро.

Реальность: мы продаем энергосберегающие обогреватели, они потребляют на 25% меньше энергии, чем обычные. В 2015 году мы сделали пробные продажи под специально созданным брендом, в 2016 наладили мелкосерийное производство. Потребитель в России пуганный и настороженный из-за всех этих «инноваций» и «новинок». Мы сами такие же, поэтому с пониманием отнеслись к тому, что первые два года новые покупатели брали по одному-два обогревателя «на пробу», чтобы удостовериться в заявленных характеристиках. На третий год продажи выросли в разы, но число повторных покупателей оказалось на тревожно низком уровне. Почему к третьему отопительному сезону с нашей продукцией они не возвращаются за повторной покупкой уже на весь дом? В какой-то момент мы и сами начали сомневаться в своем труде. Колоссальная неопределенность, сложности с доработкой продукции, финансовая нагрузка и накопившийся стресс едва не раскололи коллектив и не утопили проект. Удержались только на подтвержденных данных об экономичности и вере в то, что делаем.

Ожидание: для высоких продаж достаточно найти хорошее место под аренду.

Реальность: франшиза по продаже весового мороженого казалась очень прибыльной, потому что маржинальность высокая и продукт востребованный. Запуск я подгадала на начало апреля, как раз перед сезоном, но все получилось с точностью до наоборот. Оказалось, что в торговом центре, который я выбрала, летом нет достаточного трафика для высоких выручек. Люди уезжают отдыхать или гуляют в парках, поэтому трафик низкий. Сейчас я с ужасом представляю, как переживу зиму.

Когда я подписала договор аренды, то подумала: «Ой, как все удачно! Аренду платить до седьмого числа каждого месяца, как раз апрель отработаю — и будут деньги на аренду». Открылась я 3 апреля, а на следующий день мне принесли счет за май.

Я была в шоке от своей наивности и невнимательности при проверке документов.

При этом мне пришлось вложить на 150 тысяч рублей больше, чем планировалось, потому что в моем ТРЦ был остров только на шесть квадратных метров вместо пяти — стоимость аренды и торговой стойки возросла. Но арендодатель мне так красиво расписал место, что я пошла на риск. В результате приходится каждый месяц на протяжении уже почти полугода вкладывать в бизнес в среднем 30 тысяч в месяц. Первые два месяца я ездила на точку каждый день, в том числе сама стояла на продаже по 12 часов, с 10:00 до 22:00. Франчайзеру — лишь бы продать, арендодателю — лишь бы сдать. Ваш успех никого не волнует, наоборот: все только и ждут дилетантов, чтобы максимально заработать на них.

Организация работы

Ожидание: найти наемных сотрудников будет не так уж и сложно.

Ожидание: найму девочку в офис и буду просто получать деньги на карточку.

Реальность: хотя у меня и есть администратор, горничные, я — альфа и омега в своем бизнесе. Реклама, стирка, ремонт, персонал — я слежу за всем. Просто физически не удается выехать из города уже два года. За все время работы мне больше всего запомнились два случая. Первый — в начале карьеры. Сдал квартиру на сутки малолеткам, они напились, устроили дебош в квартире, в подъезде, избили соседа. Во время драки у него выпали ключи от машины, и они ее угнали.

Второй случай произошел позже: тогда парень умер у меня на квартире.

Расстался с девушкой, напился водки, энергетика, курнул спайсов и запил крепким кофе. Сердце не выдержало. Прихожу я в квартиру: сидит участковый и этот трупик валяется, врач осматривает тело. Вот тебе и деньги на карточку.

Ожидание: можно совмещать работу по найму и свой бизнес.

Реальность: работала по найму директором в школе иностранных языков, а мой муж, потеряв работу в кризис 2008 года, пытался зарабатывать перетяжкой мягкой мебели. Получалось у него хорошо, оказалось, что эта услуга востребована. Я решила начать помогать ему. По своему складу мой муж не менеджер, а гениальный исполнитель с золотыми руками. И ему была необходима именно бизнес-поддержка.

Я разрывалась между двумя работами. Организация процесса в новой для нас обоих отрасли занимала много времени. Постепенно мебельный бизнес стал приносить доход, сравнимый с зарплатой директора курсов иностранных языков. Дела шли хорошо, при этом я продолжала работать директором.

В какой-то момент судьба недвусмысленно дала мне понять, что надо сделать выбор, поставив меня в крайне комичную ситуацию. Одна и та же компания назначила мне встречу с разницей в один день. Во вторник со мной хотели обсудить вопросы обучения сотрудников, а в среду — перетяжку кресел в приемной директора. Руководитель той компании совсем не ожидал, что два дня подряд к нему будет приходить одно и то же лицо. Договориться, кстати, тогда удалось по обоим направлениям. На этом мой спектакль «Слуга двух господ» подошел к финалу. Я подыскала себе замену на позицию директора в образовательной конторе и с головой погрузилась в диваны.

Ожидание: вести отчетность для налоговой и платить налоги не так уж и сложно.

Это было критично: налоговая арестовала расчетный счет.

Я спешил рассчитаться с налогами и оплатил все платежки, но кое-где не увидел пеню. Через месяц опять получил арест счета, при этом деньги сняли, а арест нет. Пришлось идти в налоговую и лично выяснять, в чем дело. Я люблю разбираться с цифрами, но в моем случае этого оказалось мало.

Ожидание: если работаешь в сфере туризма, то и сам будешь много путешествовать.

Реальность: туристы звонят днем и ночью, 24/7. Кому-то реально нужна помощь, а кто-то в два часа ночи хочет сообщить, как же ему здорово. В сезон, летом, получаю три-четыре ночных звонка от подвыпивших туристов с рассказами о том, как же им там хорошо. Утром ставлю отметку в графе «алкоголь» отеля: его много. При этом, как только происходит обвал очередного туроператора, я попадаю на одну-две-пять стоимостей отдыха моих туристов. И так происходит примерно через год. Моя собственная семья в такой год отдыхать едет только чудом, если что. А чудом мы называем трудовой энтузиазм, повышающий продажи после больших убытков. В своих мечтах я видела себя на шезлонге, красивую, с прищуренными счастливыми глазами, смотрящими вдаль. И думала, большую часть своей жизни я буду проводить так, а не сидя за письменным столом за рассказами о количестве алкоголя в отеле.

Деньги

Ожидание: можно легко получать 15—20 тысяч рублей, просто как бонус к своей зарплате.

Реальность: начинать с нуля было страшно, поэтому я искал доступные франшизы. У нас было двое детей, поэтому остановился на франшизе развивающих игрушек. Чтобы магазин приносил прибыль, отбивалась аренда и зарплата продавцов, средний чек за день должен был быть 4300 рублей. За все время работы магазина средний чек был по факту 1850 рублей. Как я ни пытался мотивировать продавцов, продажи не шли. Им было пофиг: проще сидеть и ничего не делать за 15 тысяч в месяц, чем пошевелиться и заработать 45 тысяч. Я этого не понимал.

Несмотря на то что на канцелярию и игрушки самая большая наценка — от 90 до 140%, — мне пришлось закрыть магазин спустя год и два месяца работы с убытком 700 тысяч рублей. Потом удалось продать оборудование на 50 тысяч, а оставшиеся игрушки я сдал в детский дом. Я мог бы продолжать этот бизнес и получал бы доход, но для этого надо было уходить с основной работы и работать только в магазине.

Ожидание: ну уж свою обычную зарплату я точно всегда заработаю.

Реальность: у нашей компании трое учредителей, и вот мы втроем три года подряд жили на МРОТ — около 13 тысяч рублей в месяц. Порой едва хватало на коммуналку, топливо и питание. К тому же мы влезли в долги под залог личного имущества, чтобы были деньги на развитие и финансовые обязательства перед сотрудниками и поставщиками. Но в итоге мы вывели на рынок новый и сложный продукт, запустив производство с нуля, — пусть не из гаража, как у культовых американских стартаперов, а из комнаты 12 квадратных метров в частном доме.

На третий год работы проекта я открыл старые наброски бизнес-плана, который составлял, еще будучи сотрудником крупной международной компании, и увидел, какие объемы производства и сбыта были намечены на второй год работы проекта. План превышал факт почти в 20 раз. Признаться, я даже не расстроился, а рассмеялся вслух над тем, насколько был наивен и насколько слабо представлял реалии — пусть и малого — производственного бизнеса.

Ожидание: буду зарабатывать очень много денег и стану свободным.

Реальность: за два с половиной года мы не то что не заработали — мы даже не закрыли кредиты, которые брали на первое время, — больше 300 тысяч на двоих. Так и остались с долгами. Со свободой тоже не сложилось. Бывали дни, когда мы приходили утром, целый день занимались делами, уезжали ужинать и возвращались работать фасовщиками в ночную смену. Потому что наши фасовщики ушли в запой.

Ожидание: если что, государство всегда поддержит малый бизнес.

Реальность: когда я только собиралась открыть свою фотостудию, то пыталась подать документы на микрофинансирование ИП : такая программа поддержки есть у нас в Краснодарском крае. Чтобы получить кредит под 10—11%, нужно собрать огромный пакет документов, так как каждую покупку нужно подтверждать определенным образом. Такая «поддержка» хороша, только если ты покупаешь один трактор, к примеру, а не кучу штативов, обвесов и софтбоксов.

Из дохода вычитается аренда, вмененный налог, интернет, коммуналка, затраты на расходники, новые покупки для фотосессий, обеспечение кредита на технику, затраты на доставку готовых заказов из города к нам. Первый месяц работы студии вышел не в ноль, но и не в сильный минус. Затем ситуация ухудшилась: минус 15 тысяч рублей — вот результат месячной работы.

Неудача помогла родиться новому плану: если дело не выгорит, то можно все распродать и пойти работать продавцом.

Зарплата больше, а график менее загруженный. Но потом пошли заказы, в том числе и на год вперед. Студия вышла в плюс, нарисовались понятные ежемесячные суммы по заключенным договорам: годовое сопровождение школьников, детсадовских групп. И это главное преимущество в официальном предпринимательстве: есть уверенность, что ты не останешься без защиты и при недобросовестности заказчика получишь по договору либо неустойку, либо компенсацию через суд, если до него дойдет.

Личная жизнь

Ожидание: стану свободным от начальников.

Реальность: конечно, сейчас я сама себе начальник, но такой строгой к себе я никогда не была. Теперь я требую только с себя, виню тоже сама себя, а если не успеваю что-то, то не откладываю до понедельника, потому что ничего не изменится. Я мечтала, что буду чаще ездить на море, а оказалось, что я подстраиваюсь под график клиентов и сезонность. У меня сейчас нет выходных и праздников, а мои клиенты пишут мне практически круглосуточно. А когда мы с партнером все-таки уезжаем в отпуск — два раза в год, на майские и на новогодние праздники, — мы отпрашиваемся у наших клиентов.

Ожидание: свободное время все-таки будет.

Реальность: да, я не встаю в 7:30, а мой рабочий день начинается около 10:30—11:00 утра. Тем не менее огромное количество текущих задач пожирают время. Особенно задачи финансово ответственные и при этом нелюбимые. Пока их боязно делегировать наемным сотрудникам, а продолжать выполнять самостоятельно не нравится. Есть тотальная нехватка времени, огромное количество звонков, внезапно возникающих всевозможных проблем и отсутствие разграничения между личным и рабочим временем. Многие люди звонят из других часовых поясов, в разные мессенджеры, не задумываясь о том, какое время у тебя. Сначала это раздражало, но теперь я привык выключать звук, если понимаю, что ничего суперсрочного ночью не предвидится.

Ожидание: качество жизни улучшится.

Реальность: храню фото в облаке, и периодически оно напоминает, как я проводил время раньше. И раньше я проводил его лучше! Было больше времени, больше удовольствия. Когда работаешь на кого-то, то обычно, после того как переступаешь порог, забываешь о работе. Хотя некоторые и на работе не сильно вспоминают. А когда управляешь своим делом, думаешь о нем всегда. И дома, и в отпуске, и в выходной. Постоянно какие-то важные сделки, и кажется, что без твоего участия все пойдет не так и развалится. Удовольствие от работы пропало, уже давно подумываю заняться чем-то другим.

Тоже пытались запустить бизнес, потерпели неудачу и хотите рассказать об этом, чтобы другие учились на ваших ошибках? Заполняйте анкету. Возможно, вы станете героем одного из наших новых материалов.

Что нужно делать в бизнесе

Что нужно делать в бизнесе

Ну и мрачняк. Спасибо за статью.

Аксана, зато как есть. А не БМ

Что нужно делать в бизнесе

однажды собрал компуктер и продал на авито

Что нужно делать в бизнесе

Жиза прямо, ушёл с работы, представляя, что вот каждый день буду ходить в спортзал, читать книги и вообще развиваться, а по факту рабочий день стал не 9, а 13 часов.

Ильяс, Аналогично, думал что времени будет куча в итоге пришлось бросить спортзал не хватает времени так же и денег не хватает до сих пор не отбил затраченные средства, а уже 4-й год подходит к концу

Встречал в жизни несколько человек, которые начинали свой бизнес, а через некоторое время закрывали его и уходили работать наемными руководителями. В результате они и доходом довольны и головной боли в разы меньше.

Что нужно делать в бизнесе

Sergey, если человек умеет вести бизнес, то он и свой бизнес сделает мега прибыльным, а если он не умеет вести бизнес, то цена ему как управляющему пол битого гроша

про100, я разве говорил, что бизнес у этих людей прогорел? Я не лезу в чужую жизнь и не выяснял деталей, но видимо деньги в их жизни имеют не наивысший приоритет и мегаприбыли им не интересны.

Что нужно делать в бизнесе

Что нужно делать в бизнесе

Что нужно делать в бизнесе

Орка, про БМ это был сарказм, очевидно.

Что нужно делать в бизнесе

Денис, все что я скажу касательно всего что здесь сказано это то что надо не тыкать на угад, а анализировать рынок

Что нужно делать в бизнесе

Андрей, бизнес это не то где надо ради отпуска иногда поднапрячься, это работает на работе, а в бизнесе всегда надо работать на максимум, наращивать клиентскую базу, находить новых поставщиков, увеличивать количествах точек по городу и по соседним городам, а потом и по всей стране

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *