Что нужно делать при заносе
Уроки экстремального вождения: как вести себя в заносе
Занос – удивительная штука. Во время него многие даже опытные водители чувствуют себя абсолютно беспомощными
Занос – удивительная штука. Во время него многие даже опытные водители чувствуют себя абсолютно беспомощными. Неприятно, когда тебя несет неизвестно куда. Это именно та ситуация, про которую указывают в сводках о дорожно-транспортных происшествиях с формулировкой «не справился с управлением». Вряд ли Вас прельщает перспектива попасть в такую сводку. Сложные дорожные условия, такие как мокрая дорога, гололед, внезапно возникшее препятствие, повлекшее за собой экстренное торможение – все это может послужить причиной заноса автомобиля. При движении проблема может возникнуть во время вхождения в поворот со скоростью выше, чем нужно, или же при торможении с вывернутыми колесами. Причин, по которым может возникнуть занос, немало, и важно знать, как вести себя при этом. Для этого предлагаем Вам прочесть некоторые правила из серии «уроки экстремального вождения».
Как Вам, наверное, известно, существует управляемый и неуправляемый занос. Первый также называют «силовым скольжением» или «дрифтом». Его делают, как правило, для эффектной езды или прибегают к нему, если машину начинает заносить на скользкой дороге. В свою очередь неуправляемый занос подразделяется на несколько категорий. Первая из них – снос или боковое скольжение передних колес. Оно возникает при неправильно выбранной скорости на повороте, при неправильно накачанных шинах и еще при нескольких различных факторах. Характерное визжание передних колес на поворотах – верный признак сноса.
Следующая категория (и, пожалуй, самая важная для жителей нашей страны) – занос переднеприводного автомобиля. При заносах на машине с передними ведущими колесами необходимо вывернуть руль в сторону заноса и, что характерно только для переднего привода, ни в коем случае не сбрасывать газ, а наоборот, постепенно повышать обороты. Необходимо учитывать следующую особенность: при слишком больших оборотах вместо того, чтобы вытянуть машину в первоначальное направление, получив пробуксовку передних колес, можно потерять сцепление с дорогой и автомобиль может стать неуправляемым. Отсюда основное правило прохождения поворотов: перед поворотом сбросить газ, во время движения по дуге двигаться с прежней скоростью, при необходимости, если автомобиль слишком сносит к внешней стороне дуги, повернуть рулевое колесо на больший угол и немного прибавить газу. При заносах на автомобиле можно включить пониженную передачу и активным воздействием на педаль газа направить машину в нужном направлении.
Автомобили с приводом на задние колеса более подвержены уходу в занос, и стабилизировать его гораздо тяжелее, чем переднеприводный. Порядок действий при заносах на автомобиле с задним ведущими колесами должен быть следующим: при работе педалью газа необходимо учитывать особенность заднего моста – колесо, на которое меньше нагрузка, вращается с большей скоростью. Поэтому, нажимая на газ при заносах, можно усугубить ситуацию.
Конечно, все эти советы могут оказаться бесполезными в реальной жизни, когда нет времени вспоминать и задумываться о том, что Вы здесь прочитали. А поэтому для уверенности всегда можно пойти на уроки экстремального вождения, чтобы как минимум попробовать все это на практике.
Сносит-заносит. Опытный гонщик подсказал, как правильно ездить зимой
Зимой сцепление шин с дорогой существенно ухудшается: снег и гололед делают поведение авто менее предсказуемым. Оттого срыв в занос (даже при аккуратном вождении) — далеко не редкость в холодный сезон. Сегодня вспоминаем, как избежать заноса зимой, а также вернуть машине устойчивость и управляемость в экстренной ситуации.
Для этого мы отправились на самый продвинутый белорусский стадион «Заря», который находится в Стайках. В предстоящее воскресенье здесь состоится очередной этап зимней серии автомобильных трековых гонок, а пока участники активно тренируются, чему мы несказанно рады: все собраны в одном месте, да и инструкторы как на подбор. На парковке нас ожидает Сергей Лапицкий — директор комплекса и многократный чемпион страны по трековым автогонкам, мастер спорта по автомобильному спорту в Беларуси. Он-то нам и расскажет о премудростях безопасного зимнего вождения.
На улице ощутимый мороз. Результат его ночных стараний можно ощутить под ногами — весь гоночный трек превратился в один большой каток, даже пройти непросто.
«Если водитель не стажируется, его уровень падает»
Показывать, как поступать в экстремальной ситуации, Сергей будет на подопытных автомобилях: переднеприводном Citroen Saxo и заднеприводных «Жигулях». Обе машины — с механической КПП.
«Жигули» подготовлены к автомобильным трековым гонкам в классе «Легенды СССР». За их основу взята стандартная версия модели с доработанной блокировкой дифференциалов и усиленной рамой.
А вот Citroen Saxo участвует в гонках на разных типах покрытий, поэтому технически он более серьезно усовершенствован. Тюнинг коснулся тормозной системы, подвески, несущая конструкция была усилена рамой, а на помощь двигателю пришел электронный блок, который увеличивает мощность хэтчбека.
— На мой взгляд, потеря управления зимой связана с обычной неуверенностью в своих действиях и страхом. Многие водители делают в экстренном случае все наоборот, даже те, кто знает, какие ошибки могут стать фатальными, — начинает ликбез Лапицкий. — У меня есть правило, которое я люблю произносить вслух: «В любой непонятной ситуации жми на газ». Стабилизировать автомобиль на переднем или заднем приводе можно только за счет использования акселератора.
Под ногами тает лед. Трогаемся с места правильно
Гонщик подчеркивает, что чаще всего машины не оснащены приборами противоскольжения, а шины автомобилей для городской эксплуатации не предусматривают наличие шипа (или же он небольшой — гражданский).
— Этой зимой у нас уже возникали ситуации, когда после оттепели лужи и мокрый асфальт превращались в очень скользкую зеркальную корку льда. Невозможно было не только ездить, но и ходить нормально, — вспоминает эксперт.
По словам Сергея, все движения при трогании с места на такой поверхности должны быть максимально плавными. Главная задача — это не допустить пробуксовки, причем данное правило касается обоих приводов.
— Еще одну ошибку на скользком покрытии чаще допускают водители заднеприводных автомобилей. Они пытаются начать движение на вывернутых колесах. Если передний привод еще как-то допускает подобные решения, то для заднего тронуться окажется практически невозможно: машина упрется в собственные вывернутые колеса.
Скользко. Переход на следующую передачу
Сергей Лапицкий поясняет, что переход на повышенную передачу в гололед особенно важен перед подъемом в горку.
— Перед водителем стоит задача быстро переключить передачу, потому что неопытные выпускники автошкол могут долго переключать, пока машина теряет разгон. Нужно максимально разогнаться на первой передаче, после чего мгновенно перейти на вторую и продолжать движение.
При подъеме с уклоном автогонщик не рекомендует останавливаться. В таком случае вновь тронуться с места будет очень сложно. Более того, автомобиль может утягивать вниз.
Как только транспортное средство преодолело препятствие, водителю стоит вспомнить о правильном торможении. Самое эффективное торможение на обледенелой дороге — двигателем. Ни в коем случае нельзя использовать накат, включив нейтральную передачу. «Потерявшая контроль тяги машина неуправляема. Авто управляется газом».
— В ледовых гонках вообще практически не используется педаль тормоза. В редких случаях прибегают к ступенчатому торможению, а наиболее частый способ — это именно торможение двигателем. Для этого нужно включить пониженную передачу и отпустить педаль акселератора, — поясняет Сергей. — Пожалуй, это самое действенное средство.
Существенная разница между спуском наблюдается у переднего и заднего приводов. Первый при загруженной передней оси становится более податливым к управлению, а у второго ведущая ось разгружена, за счет чего скорректировать движение авто можно умелыми нажатиями на педаль акселератора.
Как выйти из заноса и не разбить автомобиль?
— Лучший совет — это не доводить до ситуации, когда понадобятся приемы из контраварийного вождения, — убежден именитый гонщик. — Для этого надо правильно выбрать скорость движения и все свои действия совершать плавно. При соблюдении данных условий машина на переднем приводе будет постепенно входить в поворот, не пуская задние колеса в занос.
Если вы все-таки неверно выбрали скорость и вошли в поворот с заносом, то сразу же меньше крутите «баранку». Неопытный автомобилист на переднеприводной машине поначалу сделает все правильно: поддаст оборотов и выкрутит руль в сторону заноса, вот только он может быть не готов вернуть его в исходное положение. А сделать это нужно обязательно, иначе авто улетит в отбойник.
Водитель входил в управляемый занос, гася скорость о снежный бурт, однако зацепился за обледеневшую глыбу, после чего машина перевернулась |
Если заднеприводный автомобиль уходит в занос, следует вывернуть руль в сторону заноса. Как только авто начнет возвращаться на прямолинейную траекторию, газ сбрасывается, а руль ставится в центральное положение. Произойдет торможение двигателем, которое без блокировки колес замедлит ускорившуюся заднюю ось и повысит вероятность успешного выхода из заноса.
Замедлить заднюю ось машины можно и стояночным тормозом. Однако для автомобилистов без пройденных курсов контраварийной подготовки тормозить «ручником» при заносе категорически не рекомендуется.
Погасить скорость уходящего в занос заднеприводного авто получится о снежный бортик рядом с дорогой. Специалист уточняет, что делать это стоит в крайнем случае (когда владелец уже не переживает о повреждениях кузова), позволяя задней части машины прикасаться к сугробам, за счет чего занос становится контролируемым. К сожалению, вряд ли новичку удастся проделать такое с первой попытки.
Колеса не крутятся, а машина едет! Что делать?
Нередко на заледенелых дорогах бывают ситуации, когда водитель все же ошибается и ударяет по педали тормоза изо всех сил. В итоге скорость движения автомобиля относительно поверхности выше, чем скорость движения колес.
— Задача сидящего за рулем в данной ситуации — уравнять скорость. Правда, есть еще один нюанс. Заведена ли машина в этот момент? По опыту гонок могу сказать, что в подобных случаях мотор может заглохнуть. Тогда необходимо резко выжать сцепление, бросить его, а затем провернуть ключ зажигания, подгазовывая и ловя момент. Неподготовленный человек так не сделает, именно поэтому я и говорю, что нам нужны дополнительные образовательные программы для водителей.
— Я повторяю с завидной регулярностью, что безопасными дороги будут тогда, когда на них окажутся люди, регулярно стажирующиеся на автотреках и повышающие свою квалификацию. Если опытные водители нередко ошибаются, то что говорить о новичках, которым получить навык практически негде.
Штурмуя сугробы, застрять не планировали
Оставаясь реалистами, мы с экспертом моделируем ситуацию: необходимо проехать по глубокому снегу. Ям и выбоин под ним не обнаружили, осталось дело за малым — пробить колею.
— В глубокий снег однозначно лезть не стоит, особенно если он тяжелый и влажный. В таком случае его нужно понемногу и целенаправленно раскатывать, — подчеркивает Сергей. — Проезжаем вперед на 10–15 см, выжимаем сцепление и откатываемся назад, тем самым утрамбовывая снег. Важно не допускать пробуксовок. Иногда стоит потратить время на подготовку колеи, нежели сразу с разгона въехать в снег и сесть на все мосты. Такое движение путем раскачки одинаково эффективно как для переднего, так и для заднего привода.
Если машина все-таки увязла, следует попробовать продвинуться задним ходом в пределах колеи. Проехав там один раз, высока вероятность того, что удастся и во второй. Главное, по словам эксперта, не выезжать за пределы колеи, иначе колеса окажутся на поверхностях с разной плоскостью, а выбраться будет очень трудно.
Поделившись с нами основными советами по контраварийному вождению зимой, Сергей отправился на тренировку. Перед уходом он напомнил, что в предстоящее воскресенье — 7 февраля — на стадионе «Заря» состоится третий этап Ice Racing. Заезды проходят в двух классах, среди которых «Легенды СССР» — с подготовленными автомобилями ВАЗ, а также «Лайт» — переднеприводные авто с объемом двигателя до 2 000 см3.
Вход для зрителей будет открыт с 12:00, официальное открытие и заезды по сетке стартуют в 13:00, а после них — около 16:00 — состоятся финальные заезды в каждом из классов. Билеты можно приобрести на входе. Все зрители получат возможность пройти в технический парк и взглянуть на автомобили участников, пообщаться с ними. Стоимость для взрослых — 15 рублей, детский билет (от 6 до 12 лет) — 8 рублей, до 6 лет вход бесплатный.
Как ездить зимой с ABS и ESP
Многие слышали, что в заносе на заднем приводе газ надо сбрасывать, а на переднем – добавлять. А еще крутить руль в сторону заноса и ни за что не тормозить. Но эти «заповеди» были актуальны 15 лет назад, а теперь могут быть просто опасны.
Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов «ценных» советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в состоянии отразить всю суть произошедших изменений.
Пара слов о современных электронных помощниках
За последние десять лет на дорогах почти не осталось машин без АБС, а полный привод на большинстве машин стал автоматически подключаемым с электронным управлением. ESP сегодня все чаще входит в базовую комплектацию, а АКПП постепенно вытесняет «механику». Да и активные системы рулевого управления потихоньку проникают в нашу жизнь — один Infiniti Q50 без механической связи между рулем и колесами чего стоит.
На фоне этих изменений советы вроде «Выжать сцепление и повернуть руль в сторону заноса» смотрятся даже не анахронизмом — они просто неприменимы на практике. Что же касается советов гуру спортивного вождения, то опять же, они верны только для подготовленных машин, без «умной» электроники, с мощными моторами и «правильным» рулевым управлением.
Некоторые советы «бывалых» уже давно утратили актуальность и близки к тому, чтобы стать опасными. Самой массовой опцией, которая появилась на машинах, стала антиблокировочная система тормозов — АБС. Суть ее работы заключается в предотвращении блокировки вращения колес, и тем самым уменьшается тормозной путь на твердых покрытиях и сохраняется управляемость при торможении.
В Европе и США машины без нее давно уже не выпускаются в принципе, у нас пока законодательно продажа машин без этой системы разрешена, но фактически почти все новые авто оснащены ею. Многие воспринимают ее как досадную помеху и искренне считают, что без нее они остановились бы раньше, а управлять машиной было бы удобнее. Но в реальности машина с отключенной АБС фактически представляет из себя неуправляемый болид.Еще с конца 90-х годов АБС взяла на себя функции распределителя тормозного усилия — системы, которая предотвращает блокировку колес задней оси раньше, чем на передней, и сохраняет тем самым устойчивость машины при торможении. Без нее даже опытный водитель рискует при торможении полностью потерять курсовую устойчивость и уехать боком в кювет. А еще антиблокировочная система заботится о сохранении устойчивости машины при торможении на неоднородных покрытиях, например, когда одно колесо идет по обочине, а другое по асфальту. Система просто по-разному растормаживает правые и левые колеса и машина в итоге едет прямо. Раньше эта задача решалась только настройкой подвесок, но не слишком эффективно.Кому-то, конечно, действительно удается справляться с торможением без АБС лучше, чем с ней. На сыпучих покрытиях антиблокировочные системы и правда могут быть менее эффективны, чем торможение с заблокированными колесами или специальные приемы замедления, но не всегда водитель может использовать это преимущество и хотя бы оставить машину на нужной траектории.
К тому же электроника может регулировать тормозное усилие на каждом из колес индивидуально, а машин с четырьмя педалями тормозов я еще не видел. К сожалению, есть и примеры действительно плохой работы систем. Все слышали про ошибки в прошивке блоков АБС на машинах концерна Volkswagen, которые выявили журналисты «Авторевю» в ходе испытаний Volkswagen Tiguan и еще нескольких моделей VW и Skoda. Система не в меру усердно растормаживала колеса на неровных покрытиях и при торможении в поворотах, в результате чего машина замедлялась намного менее эффективно, чем другие автомобили с АБС.Причем производители далеко не во всех случаях выпускали обновленные прошивки блоков, и ни одна из моделей машин не отзывалась для принудительной замены. Зато некоторые новые системы распознают сыпучие покрытия и изменяют алгоритм работы для максимального сокращения тормозного пути. О плюсах и минусах системы можно рассказывать долго, но сейчас рассказ о том, какие приемы управления с появлением электроники в приводе тормозов изменились.
Тормозить разрешается, но осторожно
Один из немногих советов, который запоминают все: «Не тормози в поворотах». На машинах без АБС совет совершенно верен. Гоночные школы вождения, в общем-то, в этом вопросе солидарны с инструкторами начального обучения, но предусматривают обучение специальным приемам торможения, которые позволяют все же сбросить скорость на дуге.
И почти все водители действуют правильно и по-гоночному, стараясь завершить торможение до поворота. Вот только в критической ситуации, когда скорость слишком велика, неожиданно возникает препятствие или что-то еще, они тоже не тормозят, хотя при наличии АБС могли бы вполне безопасно воспользоваться тормозами, тем самым предотвратив аварию или уменьшив тяжесть последствий.Ведь зачастую у передних колес есть запас по сцеплению и можно и тормозить, и поворачивать одновременно, причем без риска полной потери управляемости. Если у вас «свежая» машина с АБС — тормозите, ничего страшного не будет. Машина снизит скорость, а меньшая скорость — это и лучшее сцепление, и больше времени на управляющие воздействия.А вот совет «В аварийной ситуации просто тормозить в пол» дают уже ПДД, никаких «объехать» там не предусмотрено. И большая часть водителей честно тормозит, не пытаясь объехать препятствие. Тут все немного менее однозначно. При рулении тормозной путь неизбежно возрастает, хотя бы немного. А вследствие ошибок в работе антиблокировочной системы, о которых уже упомянуто выше, тормозной путь может возрасти чуть ли не в два раза.
И если аварии избежать не удалось, добрый инспектор ГИБДД будет уверен в том, что вот если бы вы просто тормозили без всяких фокусов, то обошлось бы, а если рулили, значит, виноваты. Но если шансы объехать препятствие велики, а последствия столкновения могут быть тяжелыми все равно, то лучше попытаться. Но чтобы выбрать верное решение, лучше заранее опробовать свою машину на торможении при «переставке» или поискать тесты в Сети. А то вдруг в вашей машине «не та» прошивка, которая не даст вам тормозить в принципе…
Что делать при ритмическом заносе?
Еще одна опасная ситуация — это ритмический занос. Особенно он неприятен на переднеприводной машине. Для стабилизации траектории, когда задние колеса сорвались в юз, как мы все знаем, нужно добавить тяги. Но занос выправить удается не всегда, и если «перекрутить» при этом руль, опоздать с коррекцией, то тут-то занос и становится ритмическим. Зад болтает то в одну сторону, то в другую, амплитуда растет… Последствия вылета машины за пределы трассы здесь будут тяжелее, чем если бы водитель просто пустил все на самотек с самого начала.Часто важно сохранить управляемость машины и не попасть на встречную полосу под несущийся грузовик. К сожалению, контраварийная подготовка у большей части водителей находится на очень низком уровне, и их действия в такой ситуации напоминают известный анекдот про Карузо, которого по телефону напел Рабинович.
Вроде как нужно повернуть руль в сторону заноса и добавить тяги, но вот скорость руления и актуальность управляющих действий — никакая. И, разумеется, почти все уверены, что на тормоза жать нельзя и машина тут же перейдет в неконтролируемое вращение.В этой опасной ситуации стоит помнить, что электронные помощники действуют лучше большинства водителей. Да-да, человек не может выжать пять тонн, чтобы заменить ремни безопасности, и жать на четыре педали тормоза по десять раз в секунду, чтобы заменить системы АБС и ESP, — с этим надо просто смириться.Весь могучий человеческий интеллект (в его существовании, правда, тоже есть сомнения, когда смотришь ролики о ДТП) явно проигрывает в простейших моторных навыках простенькой электронике и пиротехнике. Без электроники при торможении колеса заблокируются, и машина действительно будет вращаться, не реагируя на вращение руля, но часто это тоже не самое плохое развитие ситуации — скорость-то ведь будет падать.Но если есть АБС, то ситуация резко меняется на противоположную. Даже если угловая скорость машины достаточно велика, то при срабатывании системы она постарается предотвратить разворот машины. Все алгоритмы работы системы «заточены» под сохранение устойчивости при торможении. И, разумеется, машина уменьшит скорость, так что даже если удержаться на дороге не получится, то последствия будут не такими тяжелыми.
А управляемость машины в таких условиях полностью сохраняется — действовать рулем можно так же эффективно. Конечно, разгружается задняя ось, но разница в сцепном весе передней и задней осей прекрасно нивелируется контролем скорости вращения правого и левого переднего колес.Я не призываю при малейших признаках заноса жать до упора педаль тормоза — все же работа рулем и тягой прекрасно помогает выправить занос, да и опыт не будет лишним. Но если появляется раскачка, то лучше бы позабыть о советах дедушки-инструктора и попытаться воспользоваться тем шансом, который дает технический прогресс.Помните: в любой сомнительной ситуации АБС не просто должна не дать заблокировать колеса, она просто обязана сохранить прямолинейное движение машины. Эту функцию она будет выполнять не только в случае, если машина двигалась прямо, но и попытается распрямить траекторию в случае заноса, уравнивая скорости вращения колес. А если у системы есть датчик положения руля, что верно для современных систем, то попытается тормозами помочь рулевому управлению
Что в итоге?
Сделаем короткий вывод: на современных автомобилях с АБС тормозить в повороте и в заносе — можно. Но только в том случае, если традиционные способы выхода из аварийных ситуаций не помогают.
Всего три опасных сценария (торможение в повороте, торможение на прямой и ритмический занос) и значительное расхождение между очень уж осторожной теорией и богатыми возможностями исправления ситуации на практике.И в нашей статье мы рассматривали только одну, хотя и важнейшую систему активной безопасности, — АБС. На машинах с системами ESP вся помощь доступна и без нажатия на педаль тормоза, но в этом случае система забоится только об обеспечении устойчивости машины на выбранной траектории, а не о замедлении, но зато вмешательство системы вообще не требует от водителя каких-либо действий.
Чем дальше, тем больше будут расходиться пути школ спортивного вождения без «помощников» и способы управления современными автомобилями. И только полное понимание процессов, происходящих с машиной, работы ее узлов и агрегатов и практика обеспечат вам действительно новый уровень безопасности на дороге. Читайте современные издания и не полагайтесь на мнение старых авторитетов в таких ответственных вопросах. И оставайтесь с нами.А кроме того, найдите время и съездите на большую пустую заснеженную площадку, чтобы «понять» свой автомобиль. Не нужно инструкторов. Смело разгоняйтесь по снегу, тормозите в пол, крутите рулем… Делайте все, чтобы понять машину на уровне рефлексов. Ведь на размышления в аварийной ситуации времени не будет.