Что нужно делать перед чтением библии
Как правильно изучать Библию самостоятельно?
В этой небольшой статье мы разберем несколько полезных советов, как правильно изучать Библию. Возможно, вы когда-то уже самостоятельно читали Библию и вы хотели бы научиться понимать ее лучше. Зачем вообще самостоятельно изучать Библию? Чтобы вас не обманули другие люди (пусть даже и неосознанно). Чтобы вы лично ознакомились с жизнью библейских героев. И чтобы вы лично узнали Иисуса Христа и то, чему Он учил. Давайте начнем.
Начните изучать Библию с Евангелий
Значит, вера приходит к людям, если они слышат благую весть. А благая весть приходит, когда проповедуют о Христе. (К Римлянам 10:17)
Ошибка, которую совершают многие начинающие читатели Библии в том, что они начинают не совсем правильно изучать Библию — с первой книги Бытие. Это сначала может показаться логичным. Все было бы ничего, но подавляющее большинство людей вскоре бросает чтение Библии. Почему? Если книгу Бытие и Исход читать интересно, то в следующих книгах (Левит, Числа, Второзаконие) начинают описываться многочисленные законы для иудейского народа, которые могут очень сильно запутать начинающего читателя. Большинство людей привыкло читать книги с начала и до конца. Если человек не понимает, о чем читает, это чтение становится для него невероятно скучным и трудным занятием. Именно по этой причине большинство людей перестает читать Библию, так и не доходя до Нового Завета, где речь идет об Иисусе Христе и учении, которое лично касается самого читателя.
Начните понимать суть учения Иисуса Христа
В ответ Иисус сказал им: «То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого. Кто говорит сам от себя, беспокоится лишь о собственной славе, но тот, кто старается принести славу Пославшему его, искренен, и нет в нём неправды. (От Иоанна 7:16-18)
После того, как вы прочтете все четыре Евангелия, вы можете начинать переходить на следующий уровень. Начните вникать в суть того, о чем учил Иисус Христос. Жизнь Иисуса Христа и Его приход на землю имел особый смысл и цель. Вам надо вновь начать читать Евангелия, но теперь с целью понять суть учения. Записывайте ваши наблюдения. Библия не просто сборник интересных историй. Библия — это послание Бога к человеку. Новый Завет — это новое соглашение Бога с каждым человеком на земле, в том числе и с вами! Задача того, кто изучает Библию, понять цель и смысл этого соглашения.
О чем учил Иисус Христос? Для чего Он пришел на землю? Что Он хочет от людей? Что будет после смерти? Какой выбор есть у людей? Что надо сделать, чтобы быть спасенным? От чего спасенным? Кто враг Христа и ваш? Кто создал церковь? Зачем нужна церковь? Какова роль других христиан в вашей жизни? Почему Иисус считал себя Богом и как Он это доказал? Есть десятки вопросов, на которые надо найти ответы. В этом и есть суть изучения Библии — найти ответы и применить учение Библии в жизнь.
Начните применять Библию в вашей жизни
Тогда Иисус стал говорить иудеям, которые уверовали в Него: «Если вы будете продолжать следовать Моему учению, то воистину станете моими учениками. Вы постигнете истину, и истина принесёт вам освобождение». (От Иоанна 8:31,32)
Изучение Библии должно приводить к познанию истины. Но, как мы видим из отрывка выше, познание истины неотделимо от практики. Нельзя научиться любить в теории. Нельзя в теории научиться быть родителем. Нельзя познать истину за чтением книги. Иисус сказал людям, которые уже уверовали в Него (прочтите еще раз отрывок выше, чтобы увидеть эту связь):
Вера — следование учению Христа — постижение истины — освобождение
Человек хочет все и сразу. Нельзя сразу получить освобождение, не постигнув истины. Нельзя постичь истину, не начав жить по учению Христа и нельзя начать жить по учению Христа без личной веры в учение Иисуса Христа (по этой причине крещение в младенческом возрасте бесполезно — ребенок не может верить, не может стать учеником Христа и не может постичь истины).
После того, как вы начнете понимать, о чем учил Иисус, вам придется сделать выбор. Следовать вам этому учению или нет. Стоит сказать, что уже на втором этапе изучения Библии вам понадобится человек, который сможет отвечать на ваши вопросы и подсказывать, где найти ответы в Библии. Кто-то, кто лучше знает Библию и имеет опыт ее изучения (вы всегда можете написать нам через раздел контакты на нашем сайте). Библия не просто книга, это книга жизни. Книга, которая меняет жизнь только у тех, кто начинает применять ее знания на практике. Именно тогда начинается настоящее чудо. Бог начинает менять сердце человека, избавляя его от греха и заполняя истиной.
Попробуйте правильно изучать Библию самостоятельно. Это не просто интересно, это важно для всей вашей жизни! И тогда то, что начиналось, как простое чтение, навсегда изменит вас и вашу жизнь!
Как изучить Библию
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 68 человек(а).
Количество просмотров этой статьи: 32 440.
Читать Библию и изучать Библию — это две разные вещи. В христианстве принято считать, что Библия — это святое слово Божье, и поэтому заслуживает уважительного отношения. Библия — одна из тех книг, которые чаще всех других книг в мире трактуют неправильно, и многим людям трудно понять, чему она учит и о чем говорит. Библия охватывает длительный исторический период, разные эпохи и культуры; она переведена с оригинальных рукописей на древнееврейском, греческом и арамейском. Цель изучения Библии — понять, о чем в ней говорится, в правильном контексте. Если вы не знаете, с чего начать, как часто читать, сколько читать за один раз и как извлекать из Библии уроки, применимые к вашей жизни, мы постараемся вам помочь.
Zachary Rainey
Рукоположенный священник Рекомендация специалиста. 19 May 2019. Отметьте в календаре или ежедневнике, что именно вы хотите прочитать в каждый конкретный день. Имея план, вы заранее будете предвкушать, с чем из Слова Божьего вы познакомитесь в этот день. Кроме того, он поможет вам организовать чтение, отслеживая, какие главы вы уже прочитали и чему научились из каждой из них. [2] X Источник информации
Zachary Rainey
Рукоположенный священник Рекомендация специалиста. 19 May 2019. Приучайте себя к Слову Божьему. Библия должна оживать в ваших руках и говорить с вами, давать вам духовную пищу.
Православная Жизнь
Все люди земного шара могут полностью или частично прочитать Библию на родном языке.
— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?
— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.
Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.
Священное Писание — это собрание разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю
— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?
— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.
— Чем вызвано такое разночтение?
— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Добромирово Евангелие, начало (?) XII века
Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие
— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?
— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека.
Важно понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига
— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?
— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5).
Прежде чем изучать Священное Писание, нужно ознакомиться с творениями святых отцов
— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?
— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
Основные постулаты Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас
— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано.
— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?
Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность
— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми.
— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.
— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?
— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.
Все люди земного шара могут полностью или частично прочитать Библию на родном языке
— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?
— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
— Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?
— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.
Главный критерий — Библия должна быть понятной
— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?
— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).
VII век. Четыре Евангелиста. Келлское Евангелие. Дублин, Тритини-колледж
Духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу
— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском).
— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.
— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?
— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.
Мы читаем Слово Божие не для заучивания, а чтобы почувствовать дуновение Самого Бога
— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?
— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.
Методические основы изучения Св. Писания
По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата
Самосвидетельство Священного Писания
Историчность Библии
Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.
Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему — спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие1.
Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий.
Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии2. Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2‑ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических).
Священное Писание в ряду прочих церковных книг
Именно в Священном Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Священному Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.
Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки — наставления инокам, миряне — святых Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) — так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце — смущение, а в поведении — неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его3.
Весьма полезны книги нравственного порядка — о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели — т. е. о практической жизни во Христе4.
Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к поучениям святых Отцов и тем более к Священному Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию5.
Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т. к. они производят ненужные споры ( 2Тим.2:14-18 ), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличествующее христианину ( Мф.7:1 ). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.
Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.
Богодухновенность Священного Писания
Исключительное положение, которое занимает Священное Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.
Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Священном Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).
Истина в Священном Писании
Истиной в Священном Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение постольку, поскольку они значимы для истории нашего спасения.
Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Священном Писании. Уместно спросить себя: стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим.3:13 ). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Священном Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований ХХ века наглядно продемонстрировала: то, что критическая наука ХIХ века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.
Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Священное Писание — выдумка и миф.
Библия и жизнь в Церкви
Уделяя должное внимание Священному Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с общением верующих между собой, Причастием и молитвой ( Деян.2:42 ).
Молитва и чтение
Вообще Священное Писание — это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие — все единогласно свидетельствуют, что, читая Священное Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, блаженный Иероним) рассматривают чтение Священного Писания как таинство, наравне с Евхаристией.
Словом Божиим, которое может просветить, исцелить и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве — общественной и личной.
Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.
Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы, которые читаются перед изучением Священного Писания и в которых содержится поистине целостное учение о чтении Слова Божия, например:
«Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, — просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный».
Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Священного Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением — войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» ( 1Цар.3:10 ). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве. При этом недостаточно лишь сборника молитвенных текстов, ибо чтение Священного Писания должно найти личный отклик в душе каждого верующего.
Цель чтения
Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.
Цель чтения Библии — является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот — Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название «чтения в христологическом ключе»).
При совместном чтении Священного Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца. И если мы внимательны, то увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания — один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.
Условия чтения
Первое условие — любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.
Отсюда чистота души — второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей7, поскольку в чистом человеке обитает Святой дух ( 1Кор.6:19 ), просвещающий человека в Слове Божием ( 2Тим.3:16 ).
Необходимо понимать, что главным истолкователем Священного Писания должен быть Дух Святой ( Ин.16:13 ). Именно Дух Святой посредством Священного Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе8.
Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, — вот четвертое условие приступающему к чтению Евангелия ( Ис.66:2 ). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод ( Лк.8:15 ).
Помощь комментариев
Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Церковь называет святыми. Оставаясь открытыми для непосредственного действования Духа Божия в нас, нужно ориентироваться именно на их понимание Священного Писания, ведь через них, по свидетельству Церкви, говорит Святой Дух.
Человек, только пришедший к вере, должен сначала изучить православную церковную традицию, поэтому комментарии иных конфессий не для всех полезны, лишь духовно опытные люди могут пользоваться ими, отделяя истину от заблуждений; вообще, хорошо при выборе литературы на первых порах руководствоваться советом духовника.
Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.
Некоторые технические моменты чтения Слова Божия
Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами. Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием ( Втор.6:6-9 )9. Впрочем, очень важно соблюдать тишину — прежде всего, внутреннюю, — ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра ( 3Цар.19:12 ). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири10.
Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными традициями. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения — можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.
Важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Священного Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием11.
И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто — для самооправдания). Это неверно с точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия — это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (так называемом «широком контексте»).
Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.
Один из самых верных способов чтения Священного Писания — в связке с житиями святых. Подражая подвигам святых в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.
Путь изучения Слова Божия
Святоотеческая традиция чтения Священного Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозят иногда стать самодостаточными, а интеллектуальная работа может подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ). Когда же происходит встреча, уже не нужен рассудок, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы получили то, к чему стремились — вошли в Присутствие Господне, где говорить может только Он. Эта традиция получила название lectio divina.
В эпоху схоластики в употребление вошел метод lectio cursiva, при котором чтение становится более интеллектуальным: ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, но мало что может дать для духовной жизни.
Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Священного Писания.
Разные формы чтения Священного Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.
Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве (применяется в основном метод lectio divina).
Изучение Священного Писания в библейских группах призван научить правильному чтению Священного Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов для того, чтобы каждый участник мог вынести для себя какое-либо назидание (частично используется метод lectio cursiva).
При написании комментариев применяются особые формы работы с оригинальным текстом, по преимуществу используется метод lectio cursiva.
Чтение Священного Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого прихожанина и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).
История церковного толкования Священного Писания
Остановимся несколько подробнее на методах толкования Священного Писания.
Разница в толковании Священного Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы — семьдесят лиц12, т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).
Именно неисчерпаемая глубина смыслов Священного Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Слова Божия.
Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.
Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой — Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют святители Кирилл Александрийский, Григорий Нисский и другие.
Новое понимание Писаний пришло во времена Спасителя. Особенность толкований нашего Господа заключалась в том, что Он умел выделять существенное и учил руководствоваться не правилами в применении библейских норм морали, но духом любви. Священное Писание Господь наш изъяснил (истолковал) своей жизнью ( Ин.1:18 ). Именно опыт праведной жизни во Христе лучше всего помогает понять нам смысл Писания.
Для первых христиан было важно найти пророчества, которые подкрепляли бы нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна — Евхаристию, в повествовании об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т. д. Этот метод назывался теорией и был очень популярен среди толкователей.
Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.
Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием (святой Максим Исповедник). Этот метод получил название анагогии.
Впрочем, как замечает святитель Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, важнее «держаться полезных разумений», т. е. понимать Священное Писание так, чтобы это приносило пользу душе. Важно также отметить, что святоотеческие толкования никогда не были произвольными фантазиями на тему библейского отрывка, но гармонично сочетали буквальный и духовный смысл; и иначе быть не могло, потому что настоящие толкования — это не рассудочные размышления, а то, что открывается в чтении с молитвой, в меру следования заповедям Христовым.
Уровни восприятия библейского текста
Итак, мы увидели, что текст Священного Писания можно по-разному прочесть и истолковать.
Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, — следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.
Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды — остается претворить в жизнь то, что нам открылось.
Ограничения толкования
Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени13.
Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.
Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, — в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время.
Плоды слушания и исполнения Слова Божия
Спаситель наш говорит:
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ).
Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек ( Мф.7:24-27 ). Такой человек освободится от страстей ( Ин.8:31-32 ), будет иметь радость ( Ин.15:10-11 ) и мир Христов ( Ин.16:33 ); Господь воскресит его в последний день ( Ин.6:40 ) и дарует в вечности наследие со святыми ( Деян.20:32 ).
Примечания:
1 Подробнее см.: Дж. Макдауэлл. Неоспоримые свидетельства (любое изд.)
Или приложения к книге прот. Александра Меня. Сын Человеческий (любое изд.)
12 Бамидбар рабба [комментарий на книгу Чисел] – 13:15.
Сборник материалов к 15-ти летию возрождения молодежного служения в Русской Православной Церкви и 5‑ти летию создания Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Издательство Крутицкого подворья. Москва. 2006.