Что нужно делать чтобы поднять престиж чтения

Публикации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПОДДЕРЖКА ЧТЕНИЯ

Нина Литвинец: «Надо вернуть престиж книге»

– Как разрабатывали концепцию Национальной программы поддержки чтения?

– На прошлом съезде Российского книжного союза, год назад, Михаил Вадимович Сеславинский говорил, что такая программа нужна. Год не прошел зря: в РКС и Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям началась ее разработка, а кроме того, в Роспечати велась работа по Национальному году чтения, который целесообразно было бы объявить в 2007 году, и сейчас на рассмотрении находится соответствующий указ президента Российской Федерации.

Чтение сейчас становится модной темой. Сформировалась некая общественная потребность: люди устали жить с «комплексом читательской неполноценности». Сейчас многие ссылаются на проведенное по инициативе Роспечати социологическое исследование, которое показало, что примерно 50 процентов населения книг не читает. Больше того, по данным международного исследования PISA (проверяется уровень подготовки школьников разных стран в математике и чтении), мы находимся на 32-м месте среди 37 стран.

– Эти цифры транслируются уже не впервые. А каковы реальные шаги?

– Пока мы стараемся проводить пилотные проекты, которые могли бы лечь в основу системных мероприятий. Причем больше работаем с детской и молодежной аудиторией. Например, в конце прошлого года провели в Твери детский фестиваль «Вместе с книгой – в Новый год!» Привезли большой десант детских писателей, с тем чтобы охватить все школы города и ряд школ Тверской области. И когда подводили итоги, самым радостным оказалось сознание, что нет потерянных для книги, для чтения детей. Мы провели пилотный фестиваль именно в школах, потому что понимаем: без Минобрнауки делать такую программу нереально, она должна быть межведомственной.

В школах, например, нет сейчас такого предмета, как внеклассное чтение. Есть предмет «литература», есть произведения, которые нужно изучить, но нет живого обсуждения «непрограммных» книг, рекомендательных списков по внеклассному чтению, которые раньше, например, всем обязательно давались на лето. Внеклассное чтение как путь формирования личности обязательно нужно в школу вернуть. Так же как повысить статус школьных библиотек, которые должны не просто выдавать учебники (проблема обеспечения учебниками какое-то время стояла остро, но сейчас с этим более-менее благополучно). В школьных библиотеках обязательно должен быть широкий выбор литературы, и либо школьный библиотекарь, либо специально нанятый для этой цели методист должны осуществлять работу с учащимися.

– Да, на съезде РКС говорилось о недокомплектовании школьных библиотек. Но у издателей другие заботы: если молодое поколение не читает, оно и книг покупать впоследствии не будет.

– Издатель – это специфическая профессия. Естественно, у издателей имеются и бизнес-интересы, но издатель – это еще и просветитель. Те, кого интересует только прибыль, в издательском бизнесе не задерживаются – не та оборачиваемость капитала. А мы действительно сейчас переживаем рождение кризиса, когда имеет место перепроизводство книг, у многих издателей склады затоварены, а книг покупается меньше, чем реально производится. Но это частная проблема, а есть глобальная, международная. Во всем мире стали читать меньше, это факт. И в развитых странах принимаются системные государственные меры, чтобы ситуацию выправить. В Великобритании (это наиболее наглядный пример), где были созданы и действуют программы поддержки чтения, нация за несколько лет по всем параметрам чтения сместилась в десятку первых, хотя совсем недавно была, как мы сейчас, ближе к концу списка.

– А что нам делать, в России?

– В обществе необходимо поднять престиж чтения. На съезде РКС был показан фильм, в котором молодые люди признавались, что вообще не читают книг, кому, мол, это надо? Самое тревожное в том, что об этом говорили с гордостью, без стеснения. Этот общественный настрой необходимо переломить в пользу книги, вернуть в обиход такое понятие, как начитанность. Нам пора вписать книгу в систему сегодняшних и высоких, и прагматичных ценностей. Чтобы было понятно – зачем читать.

Поднять престиж чтения можно в том числе направленной политикой в сфере средств массовой информации. Если будут гранты для СМИ по книжной тематике, если мы будем стараться подчеркнуть, что наши ньюсмейкеры, вообще уважаемые обществом люди не могут прожить без чтения, что для них это осознанная потребность, это и будет реальной работой. Представляете себе рекламу Московской международной книжной ярмарки не в форме традиционных роликов, а в виде серии блиц-интервью с известными людьми, с одним-единственным вопросом: «Что вы сейчас читаете?» Дороже? Конечно. Но ведь и плодотворнее, поскольку провоцирует интерес к книге.

Не считаю, что мы должны непосредственно рекламировать ту или иную книгу – это дело издательского бизнеса. Должна быть реклама книжной культуры в целом. Например, аудиторию способны привлечь такие проекты, как национальный выбор ста лучших книг с голосованием максимально широкой аудиторией (подобные кампании проходили в той же Великобритании, в Германии). Это создает атмосферу всеобщего обсуждения книг, людям хочется обсуждаемые книги прочитать, иметь их у себя на полке. У телевидения есть масса способов – игровые форматы на книжной, литературной основе, но должны быть желание и готовность к такой работе. На телевидении у нас есть немало людей, любящих книгу, таких, скажем, как коллекционер и библиофил Константин Львович Эрнст, чтобы далеко не ходить за примерами. Нужна решимость, политическая воля, вера в то, что литература способна предстать интересной и на экране, и в радиопередаче, и на газетной полосе.

– Это касается наших внутренних дел. А что мы покажем, например, на Пекинской ярмарке через месяц, где Россия выступает в качестве почетного гостя?

– В Китае хорошо знают классику советского периода. «Как закалялась сталь» или «Молодая гвардия» – произведения популярные и любимые. Современную нашу литературу знают значительно хуже, хотя многие наши писатели в Китае издавались и издаются. К Пекинской ярмарке выйдут подготовленные китайским издательством «Народная литература» совместно с издательством «Вагриус» две антологии – современной прозы и поэзии; недавно вышла антология, изданная в сотрудничестве с Союзом писателей России. Но тиражи для Китая маловаты! Скажем, Фадеев, «Молодая гвардия», тираж 400 тысяч. А Улицкая – 8 тысяч. А что такое 8 тысяч для многомиллионной страны?

В Китае до сих пор популярны и наши учебники, переводятся, привлекают интерес и научные публикации, так что задача – продемонстрировать богатство нашего книгоиздания.

– Каков сейчас книжный рынок Китая?

– Около 150 тыс. названий ежегодно, цифра говорит сама за себя. Продается очень много книг на английском языке, его учат все, и чиновники обязаны владеть английским. В книжном магазине в Пекине – огромный зал английской литературы, немножко немецкой и французской и практически ничего по-русски. Для тех, кто хочет овладеть русским языком (или уже владеет), предложения почти нет. Наша вторая задача – сделать так, чтобы в Китае больше продавалось книг на русском языке. Есть, конечно, проблемы. Необязательность в оплате китайцами приобретенных прав, наше жесткое внешнеторговое законодательство (а ведь книга – это другой товар, не нефть, не газ). Но, думаю, все это можно отрегулировать. Кроме того, хотелось бы возродить интерес к изучению русского языка, вообще к России. Сейчас очень благоприятная для этого политическая обстановка, и культурное взаимодействие должно ей соответствовать. Скажем, на ярмарке в Пекине мы будем демонстрировать первый рукописный словарь китайско-русского языка отца Иоакинфа (Бичурина), который еще около двухсот лет назад заложил основы для языкового взаимопонимания. Россия воспринимается китайцами как страна большой культуры, и это радостно, но и налагает обязательства.

Всего в Китай поедет около 20 наших писателей, будет семинар издателей, семинар по проблемам библиотечного обмена, по авторским правам. Это имеет свою логику, поскольку Пекинская книжная ярмарка – в основном профессиональная. Только в последний день она открыта для широкой публики. Поэтому наши писатели будут выступать и за пределами выставочного центра, например в высших учебных заведениях, где изучают русский язык.

– Не грозит ли нам самим китайская экспансия в сфере культуры, как это происходит на товарных рынках? Вы были недавно в Китае: чего они от нас хотят?

– Есть интерес к России, к ее книгам. Это ведь не первое приглашение из Китая. Мы получали несколько лет подряд предложения участвовать в Пекинской книжной ярмарке, и единственным неудобством было то, что Пекинская и Московская международная книжные ярмарки совпадают по времени. Китайцы в конце концов сдвинули свою ярмарку на неделю – так что прямого наложения теперь нет.

Что касается экспансии китайских товаров. Понимаете, люди работают! Задешево продают свой труд, но товары делают конкурентоспособные. От Пекина у меня осталось ощущение, что, несмотря на древность, это очень молодой город, динамично развивающийся. Есть чему поучиться нам у китайцев, есть что им предложить.

– А чем вслед за Пекинской порадует Московская ярмарка?

– Почетным гостем у нас в этом году выступает Франция. Приедут писатели, издатели, запланирован ряд профессиональных и культурных мероприятий, например в Центре Мейерхольда покажут спектакль по пьесе Беккета. В этом году мы ввели в конкурс «Книга года» номинацию «Уроки французского» – за лучшее издание французской литературы на русском языке. Ждем результатов!

– И последний вопрос: что вы скажете о перспективах вашего ведомства?

– Давно идут разговоры о том, что, если в отрасли есть сильные общественные структуры, часть функций можно спокойно передавать им. Государство не должно вмешиваться в бизнес, оно лишь устанавливает правила игры. Главное, мне кажется, брать на себя важные социальные и гуманитарные миссии. Сейчас, разрабатывая Национальную программу поддержки чтения, мы стремимся сформировать некую форму частно-государственного партнерства с РКС – это как раз в духе времени, в духе общего развития нашей страны. И в этом наши позитивные перспективы.

© «Центр поддержки отечественной словесности»

Источник

Как сделать чтение популярным среди молодежи

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтения

Я нашла 10 научных исследований, которые доказывают необходимость регулярного чтения в юном возрасте, приведу некоторые из них.

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтения

Тренажер для ума. Коллектив французских ученых под руководством психолога Станисласа Деэне выяснил, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. У людей много читавших и писавших в детстве, в зрелом или пожилом возрасте снижение мыслительной активности на 15% меньше, чем у тех, кто в своей жизни крайне редко «занимался зарядкой для ума».

Снижение риска развития болезни Альцгеймера. Израильский нейробиолог доктор Инна Слатcки утверждает, что 30 минут чтения в день в юном возрасте снижает риск развития болезни Альцгеймера на треть.

Снятие стресса. Исследования нейрофизиолога Дэвида Льюиса из США доказали, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. 6 минут достаточно, чтобы расслабить мышцы и сократить частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы, как прослушивание музыки, чаепитие и прогулка.

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтения

Как воспитать эту привычку с детства? Родителям необходимо изменить некоторые собственные привычки.

Подаем личный пример. Читайте сами. В слух и про себя. И наоборот, если подросток часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.

Подбираем интересную книгу. Для начала определите, что подростка интересует больше всего. Например, парень интересуется компьютерами. Подберите фантастику про компьютерные миры. И как бы невзначай положите на видное место. И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания подросток разочаруется в чтении. Пусть для начала это будет что-то модное. А к Достоевскому можно прийти позже.

Читаем вместе с подростком. Сначала сами прочитайте книгу, которую выбираете, а потом в непринужденной беседе расскажите какой-то эпизод. Причем спровоцируйте подростка на дискуссию: скажите что-то, что противоречит взглядам подростка. В беседе предложите прочитать книгу.

С этим можно соглашаться и не соглашаться. Я считаю, что он прав!

ученица 10 класса Лаишевской школы-интернат.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

Проект по повышению престижа книги и чтения Галкинской сельской библиотеки

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтения

ПРОЕКТ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРЕСТИЖА КНИГИ И ЧТЕНИЯ

Галкинской сельской библиотеки

Девиз проекта: «Да здравствует чтение! Что может быть лучше, чем с книгой общение!».

Детство – это такой период в жизни человека, когда читательские интересы только формируются. Наблюдения показывают, что интерес к книге у детей упал. Читать стали меньше, сузился круг интересов. Читают, в основном, литературу по программе и книги развлекательного характера – детективы, ужастики, фэнтези.

Задача библиотеки – пробудить внутреннюю потребность ребенка в общении с книгой, создать условия для того, чтобы дети с самыми разными интересами нашли свой путь в мире книг. Если ребенок с малых лет растет с книгой, есть надежда, что он вырастет хорошим читателем.

1. Повышение престижа книги, чтения и уровня читательской активности детей.

Привить детям любовь к книге и библиотеке. Воспитывать культуру чтения у детей, прививать потребность в систематическом чтении. Научить детей ориентироваться в библиотечном пространстве. Сформировать у детей навыки работы с книгой.

Основная категория участников проекта – дети 8-12 лет.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«Забытые книги желают познакомиться…»

Акция «Читательская ленточка»

«Путешествие в страну Литературию»

Урок-экскурсия «Библиотека, книга, я – вместе верные друзья!» (с целью научить ребят ориентироваться в библиотечном пространстве)

Фото-стенд «Читали, читаем и будем читать!»

Викторина «Сказок дружный хоровод»

Литературный марафон «И вновь я посетил…»

Книжная выставка «Лето книжное, будь со мной!»

Мини-анкета «Прочитал сам – поделись с другом!» (целью, которой является выявление книг, пользующихся наибольшим спросом у детей)

Беседа – обзор «Парад любимых книг»

Конкурс на лучшего читателя «ЛУЧИК»

Литературная елка «В гостях у Зимушки-Зимы»

Рекомендательный список литературы

«Пусть книги друзьями заходят в дома»

Оформление закладок по результатам мини-анкеты «Советует сверстник»

Формирование у детей устойчивого интереса к чтению.

Источник

Молодежи нужно читать. Как повысить интерес к чтению

И великие тайны открываются нам

Внимание к литературе – путь к духовности и будущему!

Бытует мнение, что сегодня люди мало читают, молодежи, кроме гаджетов, ничего не интересно… И что легче всего, придя домой, включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки книгу и задуматься.

В процессе эволюции, на протяжении миллионов лет, в человеке формировались гены, которые сегодня присущи Homo sapiens. Развитие мышления, способность анализировать и другие общеизвестные этапы формирования привели к тому, что человек стал высшим разумом на Земле. Стремление к познаниям, к овладению, своего рода, ключами цивилизации, способствовало появлению тяги к чтению.

Вначале это были простые линии, затем петроглифы, потом появились шумерские клинописи и в конце концов, то, что мы имеем сегодня.

Одни читают научно-популярную литературу, другие художественную, третьи предпочитают историческую, кому-то нравится фантастика. Но всех объединяет одно — стремление читать, обогащать свои знания, двигаться выше и дальше, желание заглянуть за горизонт, познать неведомое. Ответить на вопрос – кто мы? Откуда мы появились? Почему Творец выбрал именно нас? Куда мы движемся? Чтение, и соответственно, работа над собой — один из путей решения многих вопросов c момента рождения и до конца нашей жизни.

Так чем же полезно чтение книг? Как сделать так, чтоб было интересно читать ребенку, подростку? Чем же мотивировать его?

В храме умных мыслей

Заместитель председателя Союза писателей Узбекистана, народный поэт Икбол Мирзо, народный поэт Узбекистана Анвар Обиджон и другие отметили, что в нашей стране уделяется особое внимание значению книг в духовно-нравственном воспитании молодежи и повышении социально-политической активности. Осуществляемые в этом направлении реформы дают высокие результаты.

Внимание, уделяемое развитию национальной литературы, сохранению богатого наследия великих предков, повышению культуры чтения, служит важным фактором в воспитании молодежи, обладающей глубокими знаниями, самостоятельным мышлением и высокой духовностью. Распоряжение Президента нашей страны Шавката Мирзиёева “О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения” от 12 января 2017 года служит важным руководством к действию по выведению этой работы на качественно новый уровень.

Прочитав определенную книгу, человек понимает, что чтение — не только возможность получить новые навыки. Чтение может изменить жизнь. И тут не идет речь о списках книг, которые меняют жизни людей. А именно о деятельности, которая незаметно проникает во все сферы нашей жизни и понемногу преображает их.

Чтение – дело государственное

Хочется сказать родителям — не навязывайте детям свои книги, возможно, им это будет не интересно, и это вполне нормально. Жизнь меняется. У ребёнка сейчас тысячи способов читать: каналы в Telegram, бесплатные приложения с короткими рассказами, аудиокниги, специализированные книжные сайты, видеоблоги. Это не всегда художественная литература, но ведь подросткам нравится. Ребёнок должен сам выбрать то, что ему интересно. Даже если вам не нравится то, что ваши дети читают, старайтесь относиться к этому спокойнее. Изучайте вкусы ребёнка и ищите похожее, только немного сложнее.

Раньше любая книга была радостью для ребёнка. Сейчас вырастить читателя гораздо сложнее. Нужно постараться, чтобы «конкурировать» с социальными сетями, компьютерными играми, кино, пиццей, роликами, мороженым и многими другими доступными ребёнку удовольствиями.

Выбор книг сегодня гораздо больше. Если слушать своего ребёнка, обсуждать с ним прочитанное, принимать его вкусы, то удастся найти те книги, от которых его будет не оторвать и благодаря которым он «зачитает».

Культуру чтения во многом формирует пример старших: если в вашей семье не принято читать вслух, рассказывать о впечатлениях, советовать друг другу книги — откуда возьмётся интерес? Не нужно бояться, что ребёнок прочтет «что-то не то».

«Нет никаких «правильных» книг, нет книг, которые «должен прочитать каждый», забудьте обо всех этих реалиях нашего детства или юности. Есть книги, которые понравятся вашему конкретному ребёнку, и ваша задача — их найти»

Сейчас, во времена положительных изменений в нашем государстве, стране нужны читающие люди! Чем больше мы будем прививать любовь к чтению нашим детям, воспитывая читающее и мыслящее поколение, тем заметнее будут достижения мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве!

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтенияМирахмедова Аделя

Учебный центр «Atlantis», преподаватель

Абсолютно согласна с тем, что важно читать книги, а детям в особенности. Чтение открывает для людей новые грани и горизонты жизни, развивает фантазию, помогает найти выход во многих сложных ситуациях и справиться с трудностями. Если интернет и телевизор предоставляют нам готовую картинку, то чтение это совсем другое, оно позволяет додумывать реальность и переживать весь спектр эмоций при помощи книги. К сожалению, сейчас утеряна ценность традиционных библиотек, а ведь раньше это было особое, “сакральное” место для души, в старых библиотеках царила неповторимая атмосфера – спокойствие и порядок. Глядя на полки с книгами, просматривая названия, можно было представлять, как переплетаются сюжеты, как противоречат и поддерживают друг друга, какие разные герои в них и разные точки зрения у авторов. Можно смело утверждать, что чтение это отдельная философия жизни, в которой каждый найдет для себя что-то нужное и полезное, интересное и захватывающее, радостное и грустное. Книги многогранны, также как и человеческие личности, поэтому можно не сомневаться в том, что каждый сможет отыскать для себя любимую книгу и автора по душе. Важно донести это до детей, иначе с каждым поколением будет сокращаться количество читающих, так как существуют более легкие, доступные и быстрые способы получения необходимой информации. Конечно, в этом тоже есть свое удобство и мобильность, но если есть свободное время, так приятно провести его за интересной книгой и подумать над ее смыслом. А иногда, даже когда кажется, что времени ни на что не хватает, можно «украсть» эти минутки и прочитать хоть несколько строк. И поверьте, от этого вы ничего не упустите, а только приобретете.

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтенияАлександра Поварич

администратор группы любителей книг «Читаю. Делюсь.»
в Facebook, мама двоих детей.

Главное — это слушать и слышать своего ребёнка. Мы не в праве навязывать детям какую-то литературу, которая, как нам кажется, будет им интересна. Человек нашего времени, в независимости от того, взрослый он или ребёнок, как правило, выбирает книги для чтения интуитивно, то, на что отзывается душа при чтении отзывов и рекомендаций. Это раньше мы были ограничены маленькой полочкой книг в шкафу, сегодня же у нас действительно огромный выбор. И это здорово. Замечательно что у нас и наших детей есть доступные форматы и каналы для чтения. Остается лишь только наблюдать, какие темы интересны нашим детям, радоваться, что они чем-то увлечены и, тем самым, становиться ближе к ним. Ради интереса можно почитать ту же новомодную книгу, что и сын, обсудить с ним яркие моменты и цитаты. Это еще один хороший способ наладить взаимоотношения со своим чадом, услышать его интересы.

Бесспорно, новому времени и нашему государству нужна читающая молодежь. Но, как мне кажется, еще более важно, чтобы молодежь точно знала, чего хочет от жизни и к чему необходимо стремиться!

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтенияЯна Железных

Специалист в ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани»

Для меня с детства книги были способом путешествия по миру. Сидя у себя в комнате, я гуляла по Лондону, плавала в море, жила на необитаемых островах и многое другое.

Книги для меня — это способ расширить кругозор, узнать что-то новое, а также найти выход из тупика, заглянуть внутрь себя.

Мы думаем, что наши проблемы уникальны, не знаем, как их решить и что сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Но прочитав не один десяток книг, я поняла, что ответ на любой вопрос можно найти в книге, ведь люди уже проживали и преодолевали похожие ситуации, а потом делились своим опытом на страницах книг.

Самое волшебное то, что книги приходят в нужное время, и в них кроются те ответы, которые ты ищешь..

Задавайте вопросы, доверяйте, будьте открыты и ваша книга найдёт вас, останется устроиться поуютней и окунуться в новый мир.

Что нужно делать чтобы поднять престиж чтенияНаталья Камилова (Солнце)

Женский коуч-мотиватор, Россия

Несомненно, автор статьи права в том, что детям нужно давать некоторую свободу в выборе того, что «почитать». Но также хотелось бы отметить, что нужно не ослаблять бдительности, давая в руки детям современные гаджеты, которые становятся для них некоей формой доступа к неиссякаемому источнику самой разной информации — интернету. Свобода выбора хороша только там, где есть достаточный уровень осознанности, а вот развить его у ребёнка — задача родителей, которые и закладывают любовь к книгам с самого детства. Мой сын слышал, как я читала ему книги, с первых дней своего рождения, и до сих пор мы сохраняем традицию «читать сказки на ночь». И пусть не всегда это только сказки — ведь ему почти 8, это и энциклопедии, и книги о космосе, и многое другое. Традиции и пример — вот что важно. Только своим примером, своим образом жизни мы можем помочь детям развить хороший вкус в выборе литературы. Мир современных технологий — это открытые двери к любым знаниям, но это вторично. Пусть наши дети будут во всем мудрее нас, образованнее и счастливее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *