Что нужно было дубить
Виды дубления кожи. Описание процесса дубления своими руками
Обработка кожи является одним из самых древних ремесел на земле. И если сравнивать его с обрабатывающей промышленностью, именно выделка шкур животных положила ей начало. Один из ее этапов – дубление. О том, что такое дубление кожи, каких видов оно бывает, чем растительное дубление отличается от хромового, а алюминиевое от циркониевого, вы узнаете из этой статьи.
Без дубления невозможно использовать шкуры для последующего функционального применения. Но сначала кожу ожидает золение, обеззоливание и мягчение. Довольно длительный процесс ожидает этот натуральный материал, прежде чем из него начнут делать одежду, обувь, аксессуары, поделки, сумки и т.д.
Что такое дубление?
Очищенную от волос и эпидермиса овечью шкуру (или шкуру кролика, козы и т.д.) ожидает серьезная обработка, ее и называют дублением. Этот процесс делает шкуру пластичной, прочной, гибкой, придает ей качества, которые обеспечивают материалу долгую эксплуатацию. После дубления кожу часто окрашивают и подвергают финишинговым манипуляциям – полировкой восками, например.
Обработка заключается в применении дубильных веществ (отсюда и название). Если вы просто возьмете шкуру, снимите ее, дадите высохнуть естественным путем, она будет жесткой и чрезвычайно ломкой. А чтобы предотвратить такие нежелательные качества шкуры, следует убрать слой волос, эпидермис и эндодерму, и то, что останется, подвергнуть воздействию дубильных веществ. Эти вещества волокна, кожа становится растяжимой и эластичной, и она может «дышать».
Кожа после дубления:
Виды дубления
Дубить кожу можно по-разному. Самый древний способ – растительное дубление.
Растительное
С помощью такой технологии вы получите абсолютно натуральный продукт, ведь обработка осуществляется с помощью природных веществ: действуют кислоты дуба, ореха, мимозы. Перед главными действиями сырую шкуру подготавливают, доводя ее до оптимального для дубления состояния.
Кожа растительного дубления предполагает начальную подготовку ванн разной крепости, в этих ванных размельченную дубовую кору перемешивают с водой. Так получается танинный отвар, блокирующий гниение шкуры. Так шкура постепенно превращается в кожу.
Вместо ванн на производствах могут использоваться специальные дубильные барабаны
Далее процесс разворачивается так:
Хромовое
При хромовом дублении специалисты применяют соли хрома. Они ускоряют процесс дубления. Кожу хромового дубления чаще используют для разработки верхней части обуви. Если сравнивать этот вариант с растительным, то хромовая обработка дает большую устойчивость к внешним воздействиям. Растительное дубление, при всех его достоинствах, может потерять цвет, затвердеть или сморщиться.
Мужские ботинки из кожи хромового дубления
Тут же стоит отметить, что растительная обработка исключает развитием аллергии, а вот на кожу хромового дубления аллергическая реакция возможна. Но и она маловероятна, так как эти элементы обуви, что в большей степени контактируют с кожей человека, делают путем растительного дубления.
Если вы хотите понять, какая кожа перед вами, можно посмотреть на срез. Хромовый материал на срезе чаще серый. Растительная же кожа на срезе розоватая. Ее и продают чаще неокрашенной, ведь мастер сам будет менять ее цвет. Кожа хромового дубления всегда продается окрашенной, и почти всегда она с покрытием. Наконец, растительный материал всегда будет дороже.
Наглядно посмотреть, как происходит хромовое дубление, предлагаем вам в данном видео.
Жировое
Жиры отдельных морских жителей обладают дубящим действием, и это действие используется в производстве замши. Замша – особый, довольно востребованный вид кожи. Лучшую замшу можно получить, если применять тресковый или тюлений печеночный жир.
Обусловливает жировое дубление именно ненасыщенность жира. Еще один показатель – окисление. Жиры будут использованы только после окисления. Подготовленное голье специалисты строгают, загружают барабан. Туда заливают жир и добавляют катализатор. Сам процесс длится не дольше 4 суток.
После того, как процедура завершена, полуфабрикат следует промыть 2-3 раза содовым раствором, а также водой. Это помогает удалить избыток несвязанного жира.
Алюминиевое
Соли алюминия по своим качествам схожи с солями хрома. Кожа, что подвергается такой обработке, мягкая и гладкая, она имеет нежную белую поверхность с глянцевым отливом. Но таким способом дубить можно только те виды кож, которые не будут предположительно контактировать с водой, ведь алюминиевые комплексы боятся воды.
Сегодня специалисты повышают устойчивость алюминиевых комплексов, используя анионы оргкислот. Алюминий сочетается как с синтетическими, так и с растительными дубителями.
Циркониевое
Кожа, которую принято получать таким способом, отличает хорошая прочность и неплохое сопротивление к истиранию. Используя циркониевый дубитель, можно окрасить бахтарму в белый цвет.
Дубление своими руками
Дубление кожи – что это такое – мы уже узнали. А теперь о том, как самому провести эту сложную процедуру. Выделывать шкуры действительно непросто, этот процесс предполагает 9 этапов. Сначала шкуры отмачиваются сутки в соляном растворе. После этого их предстоит вывернуть мездрой наружу и отжать. Мездрой называют подкожный жировой животный слой, его снимают тупым ножом (направление – от хвоста к голове).
Затем начинается вторичное обезжиривание: шкурку стирают с обычным хозяйственным мылом. Иногда предпочитают не мыть, а замачивать в мыльном растворе. Затем шкурку следует выполоскать, отжать и вывернуть мехом внутрь.
Следующий этап квашение (с уксусом и солью), потом нужно выдерживать шкурки под гнетом, далее – просушивать. И только после этого можно приступать к дублению.
Алгоритм дубления кожи в домашних условиях:
После дубления приступают к жировке – специальная жировая эмульсия кисточкой плотно наносится на основу. Шкурки снова высушиваются при показателях комнатной температуры. Наконец, можно приступать к финишным манипуляциям. Шкурки отминают пемзой или наждачкой. Если нужно, шкурку встряхивают, растягивают. Теперь перед вами готовый материал для кройки либо клейки, шитья либо других процедур кожевенного дела.
Сегодня дубление кожи в большинстве случаев производится промышленно, но все же кустарная обработка сохранила себя и с развитием современного ремесленничества может быть снова востребованной. Без дубления невозможно считать кожу качественной. Именно этот процесс являет собой трансформацию заготовки непосредственно в кожу.
Но, несмотря на всю важность процесса, работа на этом не заканчивается: ее продолжает отделка, которая является уже более творческим этапом создания красивых кожаных изделий.
Кожа.процесс дубления и классификация
Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.
На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого использовались острые куски кремня, а позже – кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.
Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был один из первых методов дубления кожи. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.
Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.
Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад. С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как «индийское дубление», и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что ‘животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой.
Не потеряла своей актуальности кожа и в современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов – кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей. В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.
ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ
Обработка кожсырья
Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина), в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.
Шкуры молочных телят (опоек), имея меньшую толщину по сравнению со шкурами взрослых животных, могут конкурировать с ними по прочности и износостойкости. Это объясняется более густой и плотной волоконной структурой шкур молочных телят. Процесс переработки шкур до готовой кожи упрощенно можно рассматривать как совокупность трех основных этапов:
Выделка кожи.
подготовительные процессы и дубление;
химическая отделка и красильно-жировальные процессы.
1. Отмочно-зольные процессы
Консервирование: Если доставка кожи не занимает много времени и предусмотрена немедленная её обработка, то кожа просто замораживается. Для всех случаев нормальной считается поставка просоленных кож.
Отмачивание: Первый этап обработки. Кожи замачивают, чтобы удалить грязь. Они вновь набирают влагу. Для смягчения используют биологические увлажняющие средства. Сначала достигается предварительная мягкость, затем – основная. После того как кожа размягчена, могут быть удалены остатки мяса.
Золение: Удаление верхнего рогового слоя кожи и волосяного покрова. На этом этапе определяют сорт кожи, что служит основой для ее дальнейшего целевого назначения. Применяемые хим. вещества: известь и сернистый натрий, которые потом нейтрализуются кислотой.
При этом ставятся в основном следующие 4 цели:
1) ослабить связи волоса и эпидермиса с дермой;
2) осуществить частичное омыление жировых веществ;
3) достигнуть достаточного набухания волокон шкуры;
4) привести шкуру в химическое состояние, необходимое для дубления.
Кроме того, условия золения и прозоленности влияют и на такие свойства готовой кожи как прочность при растяжении и влагоемкость. Прочность у кож, подвергшихся интенсивному действию зольника, всегда меньше. Это связано с разрушением связей в главной цепи (внутримолекулярных связей) при такой отработке.
Водостойкость же при интенсивной обработке зольным раствором у кож понижается, что связано с повышением их пористости.
2. Подготовительный процесс.
Сгонка шерсти. Производится на специальных волосогонных машинах. Эта операция осуществляется после золения, когда связь между волосом и дермой ослаблена. Полуфабрикат после сгонки шерсти обычно называют гольем.
Мездрение: Удаление прирезей мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры). Мездра используется для производства технического желатина. Обработанные кожи готовы к дублению и называются «гольё».
Чистка лица. Эта операция следует после мездрения. Чистка заключается в удалении коротких волос (подседа), а также частично продуктов распада белков и жиров.
Обеззоливание и протравка: Кожа очищается от продуктов золения посредством нейтрализации, проводится деферментация – протравка. Кожа обрабатывается основательно и становится более гладкой. Золеное голье находится в состоянии нажора — сильного набухания и содержит большое количество соединений кальция, как связанных с коллагеном, так и отложившихся в виде извести и известковых солей.
Бучение: Служит подготовкой процессу минерального дубления. Голье погружают в барабаны с соляным раствором, а затем обрабатывают слабо концентрированной кислотой. Добавленные во время этого процесса дубильные вещества еще не могут воздействовать активно, но равномерно пропитывают голье.
Промывка. Промывку проводят водой для удаления солей кальция и продуктов распада белков. После промывки голье поступает в дубильные аппараты для дубления.
Двоение Wet Blue: Двоению подвергают голье, полученное из крупного сырья (бычка, яловки, бычины и т. д.). При двоении голье после золения распиливают на двоильных машинах на два слоя: верхний лицевой слой и нижний бахтармяный.
Гольё по всей поверхности разрезается по толщине на слои. Слой со следами пороков кожи срезается равномерно по всей толщине. У остальных слоев сохраняется природная неравномерность толщины. Верхний слой – будущая натуральная кожа/ Нижние слои после дубления называются спилками. Верхний слой кожи, используемый для производства кожаной мебели, подвергается дополнительному золению.
При распиливании задаются толщиной лицевого спилка, поэтому он получается с одинаковой толщиной по всей площади. Верхний спилок идет обычно для изготовления более ответственных деталей обуви, бахтармяный для менее ответственных деталей обуви и галантерейных кож.
Необходимо при этом учесть, что общая прочность спилков по сравнению с исходным гольем низкая.
Кроме вышеперечисленных подготовительных операций для некоторых видов кожи применяются дополнительно двоение, чепракование, мягчение, пикелевание.
2. 2. Дубление
Дубильный цех.
Полученное голье непригодно для изготовления обуви и других изделий. При обводнении голье сильно набухает, поглощая в больших количествах влагу и намного увеличиваясь в объеме.
Высыхание голья сопровождается резким уменьшением его объема, склеиванием его структурных элементов и изменением механических свойств. Высушенное голье становится жестким, рогообразным и ломким. Голье не устойчиво к нагреву во влажном состоянии, действию бактерий и ферментов. Таким образом, теряется форма, устойчивость материала. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят, т. е. обрабатывают дубильными веществами.
По современным представлениям дубление есть процесс скрепления молекул коллагена частицами дубителя (поперечное сшивание молекул)
Полученная в результате дубления кожа отличается от голья по целому раду свойств:
♦ снижается влагоемкость, поскольку теряется способность к набуханию в воде;
♦ повышается жесткость, так как при дублении за счет образования дополнительных сшивок у дермы теряется подвижность макромолекул коллагена кожи;
♦ повышается прочность структурных элементов колеи. Но при этом следует помнить, что чрезмерная продубленность, наоборот, снижает прочность. Это объясняется тем, что при продубливании выше некоторого оптимума прочность падает за счет увеличения жесткости и снижения способности к ориентации структурных элементов кожи;
♦ повышается упругость и связанная с ним износостойкость;
♦ повышается термостойкость. Это связано с повышением числа поперечных химических связей и температуры сваривания при дублении (Tcg);
♦ повышается пористость. Это объясняется тем, что дубители, проникая (вклиниваясь) в структуру дермы, разъединяют элементы структуры и в дальнейшем такое фиксируется за счет образования химических поперечных связей;
♦ повышается формоустойчивость. Это связано с тем, что дубители, образуя поперечные связи между макромолеклами коллагена, не дают возможность набухать дерме и, кроме того, не дают им сближаться и склеиваться;
♦ повышается химическая стойкость. Это связано с тем, что функциональные группы коллагена дермы блокированы дубителями;
♦ улучшается внешний вид;
♦ у дермы после дубления повышается толщина, площадь и угол наклона пучков коллагеновых волокон. Это уже говорит об экономической эффективности дубления и повышении, в частности, износостойкости подошвенных кож.
Современная теория дубления рассматривает дубление как процесс, состоящий из ряда физико-химических явлений и протекающий в две стадии. Первая стадия — диффузия дубителя в толщину голья, вторая — взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. При этом оба процесса происходят одновременно.
Дубящие вещества классифицируются по двум группам:
1. Органические (таниды, альдегиды, жиры).
2. Минеральные (титановые, хромовые, циркониевые и алюминиевые соединения).
Основное дубление:
Хромовое дубление проводится водными растворами основных солей трехвалентного хрома, который не ядовит. Дубильные вещества глубоко проникают в кожу, что способствует её укреплению и при нормальном использовании не приведет к повреждениям. Шестивалентный хром для дубления не применяется, так как он ядовит. После проникновения хрома в обработанную кожу остатки кислоты частично вытягиваются, а хром закрепляется в волокнах кожи и тем самым нейтрализуется. Подобно проводится циркониевое, алюминиевое и титановое дубление.
Пластование и подвяливание:
Для схватывания дубильных веществ кожа раскладывается слоями и подвяливается.
Служит выравниванию толщины кожи.
Нейтрализация: оставшиеся в коже кислоты осторожно нейтрализуются гашеной известью. На последующих этапах обработки устанавливаются группы кожи.
Окончательное дубление: модификация и проявление свойств кожи с применением более сильных дубильных веществ в сочетании с основным дублением. Возможно сочетание с растительными и/или синтетическими дубильными веществами, с хромом и другими минеральными веществами.
3. Химическая отделка и красильно-жировальные процессы
На заключительной стадии химической отделки производятся следующие операции:
додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие специальные средства); Окрашивание: кожи окрашиваются в красильных ваннах стойкими красителями, глубоко проникающими в волокна кожи. Используются только натуральные, нетоксичные и экологически чистые красители. Краска глубоко проникает в структуру кожи, жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)
Конечным продуктом кожевенного производства является кожа, т. е. весь технологический процесс производства представляет не что иное, как превращение шкуры в готовую кожу.
Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является «сыромятной», а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.
Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.
Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.
Производство готовой кожи.
Покраска кожи.
Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат Crust (краст).
Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу.
Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.
Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.
Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.
Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в упаковочный цех.
Кожа, которая по тем или иным причинам не является гладкой, подвергается тиснению.
Специалисты определяют качество кожи и вид тиснения, которое поможет скрыть мелкие недостатки поверхности кож.
Применяются самые различные виды тиснения: от очень мелкого (так называемая пылевидная плита) до очень крупного (так называемая Тигина), а также шагреневое тиснение, используемое для пошива обуви специального назначения.
очень мелкое тиснение
очень крупное тиснение
Перед упаковкой и отправкой на склад готовой продукции вся кожа проходит окончательную сортировку и обмер.
Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.
В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень «короткая» красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).
(Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)
8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.
Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.
Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
Конфигурация кож
В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации.
По конфигурации кожи бывают: целая кожа, полукожа, кулат, полукулат, вороток, чепрак.
Виды кож по способу отделки
Гладкие кожи
Шлифованные кожи
Тисненые кожи
Кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий:
Лаковые кожи
В зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, так и мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами «Орион», «Наплак». На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание.
Спилки
Красты