Что нового внесли передвижники в русское искусство в чем состояла принципиальная новизна
Культурное пространство: художественная культура
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Вопросы к параграфу Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России
1. Что нового внесли передвижники в русское искусство? В чём состояла принципиальная новизна их идей?
Передвижники вынесли столичные художественные выставки за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. Впервые они возили картины по стране, чтобы их смогло увидеть больше людей.
В развитии русского искусства их заслуга состоит, прежде всего, в обогащении стиля критического реализма, которому большинство из них было привержено.
2. Сформулируйте идею, объединявшую творчество крупнейших живописцев второй половины XIX в.
Такой идеей можно признать «профессионализм – людям». К тому времени русская живопись давно поднялась на мировой уровень. А благодаря Товариществу передвижных выставок она стала доступна более широкой аудитории. Остальные идеи не едины.
Многие художники пытались донести до людей, насколько несовершенна Россия, как много там несправедливости. Но эта идея не всегда относилась к полотнам на исторические темы, тем более не имела отношения к пейзажам с русской природой.
3. Какие принципиально новые явления появились в архитектуре во второй половине XIX в.? Чем они были вызваны?
Во второй половине столетия появляется много зданий новых типов. Стали строиться магазины, вокзалы, банки и др. Это было связано с изменениями в экономической жизни – раньше просто не требовалось таких зданий. Кроме того, появились новые технологические решения, которым требовалось художественное оформление. Так кардинально изменилась конструкция мостов: ушла традиционная арка, в основу сооружения легла конструкция из стальных ферм.
4. Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве во второй половине XIX в.?
Композиторы всё чаще общаются к историческим сюжетам и сюжетам традиционных русских сказок. Вдохновением для них часто служили произведения русских писателей, порой также на исторические темы. Однако время от времени появляются произведения похожие на исторические, но явно на абстрактные сюжеты (как опера Петра Ильича Чайковского «Иоланта») или на сюжеты иностранных художественных произведений (как балет «Щелкунчик» того же Чайковского).
5. Какие причины способствовали усилению роли театра в общественной жизни?
Общественная жизнь захватывала не только образованные слои общества, как это было в первой половине столетия, но и широкие слои населения. Театр же был досугом широких кругов публики. Там свои идеи авторы могли донести до людей, даже не любивших читать, а порой и просто не умевших. Потому с ростом самого общественного движения и роли в этом движении литературы возросла и роль театра, через который многие идеи литераторов доносились до публики.
6. Как вы думаете, какое значение имело сохранение и развитие традиционных художественных промыслов?
В условиях распространения фабричных товаров продукция традиционных промыслов стала слишком дорогой для использования в быту. Потому, чтобы выжить, некоторые промыслы ещё усилили свою художественность. Настоящими произведениями искусства они не стали, потому что известна матрёшка в принципе, а не определённая матрёшка определённого автора, хохломская роспись в целом, а не ряд отдельных произведения и т. д.
Продукция этих промыслов перешла в разряд сувениров для внутреннего потребления и международной торговли. И в этом главное значение данных промыслов – они создали сувенирное лицо русского народного творчества в частности и России в целом.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Почему художники второй половины XIX в. нередко обращались к историческим сюжетам?
В то время в обществе интерес к истории был велик и в России, и в Европе (в каждой стране – к истории собственной). Это связано с развитием национальной идеи, органичная часть которой – определённое представление о прошлом народа. Благодаря этому интересу историческая наука делала большие успехи, открывала ранее неизвестные страницы развития страны, что ещё больше подогревало в обществе интерес к истории. Художники также были частью общества, потому также интересовались прошедшими веками, и их интерес выплёскивался на холст.
2. Какими элементами отличался так называемый псевдорусский стиль? Чем сооружения этого стиля схожи с древнерусскими постройками? Чем они отличаются от них?
В псевдорусском стиле архитекторы стали обращаться к допетровской архитектуре – на деле в основном к XVII веку, так как здания того времени были самыми яркими из традиционно русских и лучше всего сохранились. Так часто копировать элементы нарышкинского барокко, которое для самой архитектуры своего времени было большим новшеством и из-за реформ первого императора просуществовало недолго. Здания украшались шатровыми завершениями, кокошниками, фигурными наличниками.
Это действительно делали их похожими на древние образцы. Но тем не менее, использовались конструктивные решения второй половины XIX века, включая стальные каркасы, порой бетоном и т.д.
3. Из курса Новой истории вспомните об основных достижениях западноевропейской художественной культуры второй половины XIX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую художественную культуру того периода.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Соберите информацию и составьте биографический портрет одного из деятелей художественной культуры второй половины XIX в.
Василий Григорьевич Перов родился на рубеже 1833-1834 годов. Точная дата не известна, так как будущий художник был незаконнорожденным. И хотя отец (губернский прокурор барон Георгий Карлович Криденер) вскоре обвенчался с матерью, Василий Григорьевич не имел права на его фамилию и титул и долго подписывался «Васильев»; фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.
Перов закончил уездное училище. В детстве он переболел оспой, после которой всю жизнь плохо видел. Тем не менее, он с детства проявлял интерес к живописи и когда после училища поступил в арзамасскую художественную школу, выделялся среди учеников.
В 1852 году Перов продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Денег не было даже на жильё. Художнику чуть не пришлось кинуть учёбу, но его приютил у себя один из преподавателей, отметивший талант студента. В 1856 и 1857 годах за вполне академичные портреты Перов получил две малые серебряные медали Императорской академии художеств.
Но картина «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», получившая малую золотую медаль, написано явно сатирически. В 1861 году за картину «Проповедь в селе» художнику была присуждена большая золотая медаль с правом продолжения обучения за границей. Такой возможностью он воспользовался в следующим годом, но вернулся досрочно с сохранением содержания.
Именно в заграничной поездке где-то в середине 1860-х годов Перов перешёл от сатирического стиля к критическому реализму. Он теперь не смеялся над окружающей действительностью, а ужасался ей. В этом стиле он творил остаток жизни, вскрывая пороки общества и личности. К тому же начиная с картины «Сцена у железной дороги» 1868 года, художник всё чаще стал обращаться к бытовым сюжетам.
В 1869 году Перов активно поддержал идею создания Товарищества передвижных художественных выставок, начавшего работу в 1870 году, организовал московское его отделение. Действительно идея была свежей. Она расширяла аудиторию художников, позволяла не быть привязанным к конкретному месту выставки. Передвижникам Перов со своим критическим реализм был близок и по духу. Он семь лет входил в правления Товарищества, но потом из него вышел.
К концу жизни Перов обратился к евангельским сюжетам, впрочем и их писал в своём стиле, показывая неприглядную правду жизни, только уже далёкого прошлого. Талантливый художник скончался от чахотки (туберкулёза), усугубленной тифом и воспалением лёгких в 1881 году в 48 лет.
5. Изучите историю написания картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны».
Василий Верещагин был участником среднеазиатской компании, он на своём опыте знал, что такое война. Там же в азиатских степях он услышал о правителе Кашгара Валихан-торе, который казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных.
Вернувшись и став уже известным живописцем, Верещагин обратился, как и многие художники того времени, к историческому сюжету. По легенде однажды к великому завоевателю Тамерлану, известному своей жестокостью, пришли женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда правитель приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ исполнили, было выложено семь пирамид из голов.
Картина изначально должна была изображать такую пирамиду из черепов. Пейзаж вокруг соответствующий – пустынный. Но в процессе работы автор, видимо, вспомнил историю с правителем Кашгара и свой военный опыт. Не изменив существенно саму картину, он придал ей другой смысл. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
6. Используя материалы из Интернета, подготовьте презентацию картин одного из художников-передвижников, расположив их в хронологическом порядке по дате создания.
Презентацию можно скачать ►здесь
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России
Что нового «Передвижники» внесли в русское искусство
Художники передвижники. 9 часть
ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ ЧТО НОВОГО «Передвижники» ВНЕСЛИ В МИР ИСКУССТВА
Все основные завоевания передвижников в области бытовой и исторической живописи, портрета и пейзажа были совершены ими уже на протяжении 1870—1880-х годов. В этот период зритель увидел на передвижных выставках лучшие жанровые картины Максимова, Савицкого, В. Маковского, Ярошенко, Репина, три капитальные картины Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»), исторические композиции В. Васнецова («Витязь», «После побоища», «Битва скифов со славянами») и Поленова («Грешница»), портреты работы Перова, Крамского, Репина, пейзажи Шишкина, Саврасова, Куинджи, Поленова и молодого Левитана (включая уже и его волжские шедевры). В течение этих же двух десятилетий передвижники очень многого достигли в области живописного мастерства, это с особым блеском сказалось в картине Репина «Не ждали», в его портретах, в произведениях Сурикова, Куинджи, Поленова, Левитана.
Что нового внесли последующие десятилетия в историю Товарищества? Как сложилась его деятельность в 1890-е, 1900-е, 1910-е годы?
На эти вопросы нельзя ответить, не уяснив себе основных явлений в общественно-культурной жизни России конца XIX—начала XX века. К этому времени Россия становится империалистической державой. Начинается эпоха, которая, с одной стороны, отмечена наступлением реакции по всей линии, а с другой — является началом пролетарского этапа в освободительном движении России. Это эпоха окончательного назревания и свершения революции 1905 года. Исключительное обострение социальных и идейных противоречий порождает усиление противоречий и в области искусства и литературы.
Представители буржуазно-дворянской культуры этого времени с повышенной активностью проповедовали «чистое искусство» и яростно нападали на передвижников. Причем, если в прошлом, в годы рождения и укрепления Товарищества, борьбу за национально-реалистическое искусство приходилось вести с уже потерявшими авторитет престарелыми профессорами Академии, то в конце XIX — начале XX века противниками передвижников оказались молодые, инициативные художники.
Они создали свое объединение — «Мир искусства», устраивали выставки. Располагая большими материальными ресурсами, издавали прекрасно оформленный, богато иллюстрированный журнал (под этим же названием — «Мир искусства»). В большинстве своем «мирискусники», как их называли, были выходцами из кругов столичной дворянской интеллигенции, из профессорских семей архитекторов, скульпторов, историков искусства (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере и другие). С огромной энергией проводил в жизнь идеи нового объединения один из основных организаторов «Мира искусства», предприимчивый, очень способный и очень богатый молодой человек С. П. Дягилев.
В основе этих идей лежало стремление создать искусство для «избранных», основанное на культе «красоты», «формы», «свободное» от гражданственности и народности. Идеи эти были не новыми, они не раз возникали на протяжении многих веков, и, как правило, за ними стояли классы, исторически обреченные. Эти идеи, в сущности, отстаивала и Академия, но мирискусники делали это гораздо тоньше, современнее. Они были талантливы, много работали над обогащением художественных средств живописи и графики, их волновали проблемы колорита и ритма, они обладали большой культурой и тонким вкусом. На стороне мирискусников была еще и привлекательность новизны.
В годы, когда возник «Мир искусства» (1897—1899), в рядах передвижников уже не было Крамского, Ярошенко, Шишкина, Саврасова, Куинджи. Оставшийся в правлении Товарищества Мясоедов очень недоверчиво относился к привлечению свежих талантливых сил. Наряду с этим на передвижные выставки проникали поверхностные произведения с оттенком сентиментальности и салонности. Таковы были картины новых членов Товарищества, принятых в 1880— 1890-е годы: Бодаревского, Богданова-Бельского, Нилуса, Шанкс и других.
У Товарищества и у АХРР было много общего в идейной программе, и передвижники влились в новую организацию, соединившись со свежими молодыми силами. Ведущие представители старшего и младшего поколения передвижников предоктябрьской поры — Касаткин, Архипов, Моравов, Радимов и другие стали активными деятелями АХРР.
Стойкость и жизнеспособность традиций передвижничества, ставшего после Великой Октябрьской революции почвой для молодого советского искусства, прекрасно выразил старейший участник Товарищества К. Савицкий в письме к Стасову еще в 1902 году: «Знайте, что оно (передвижничество. — Э. Г.) живет и будет жить даже после смерти нашей, отдельных лиц. Трудно поддержать честную идею в наше расхлябанное время; но зерно пошло в рост и не заглохнет в плевелах».
Кто такие передвижники и почему они так важны для русской живописи
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872—1873
Государственный Русский музей
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было зарегистрировано в 1870 году и просуществовало до 1923 года. Оно стало первым независимым выставочным объединением русских художников. Первая выставка прошла в 1871 году – в ней приняли участие 16 авторов. Всего же за время существования товарищества было проведено 48 выставок, прошедших не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах Российской империи.
Одной из главных причин создания товарищества было стремление обрести финансовую независимость от Академии Художеств, фактически имевшую монополию на продажу картин со своих выставок. Финансовая независимость в свою очередь давала художникам право не только получать доход «без посредника», но и самим определять темы своих картин.
Российская Академия Художеств в XIX веке представляла собой консервативный институт, в приоритетах которого стояли мифологические, библейские и исторические сюжеты. Молодые художники хотели писать картины на темы из современной жизни, предпочитая мифам и легендам «реализм».
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882
Государственная Третьяковская галерея
Предшественниками передвижников были художники Санкт-Петербургской Артели художников. В 1863 году 14 студентов Академии Художеств предъявили прошение самостоятельно определять темы своих дипломных работ, которое было не принято администрацией. После чего художники отказались держать конкурс на золотую медаль и покинули стены Академии.
«Бунтовщики» под предводительством Ивана Крамского организовали художественную Артель по типу коммуны. Члены товарищества унаследовали от артельщиков курс на самостоятельность и политику конфронтации с Академией Художеств.
Григорий Мясоедов. Страдная пора. Косцы. 1887
Государственный Русский музей
Инициатива образования нового объединения принадлежала Григорию Мясоедову. Костяк товарищества образовали успешные и уже известные художники – академики Академии Художеств, среди которых был Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Крамской, Иван Шишкин, а также профессора – Николай Ге, Михаил Клодт и Константин Маковский.
Со временем ряды передвижников значительно выросли, в товарищество вступили Василий Суриков, Архип Куинджи, Валентин Серов, Илья Репин, Исаак Левитан, Василий Поленов. За время существования группы количество членов объединения перевалило за 100 человек.
Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
Государственная Третьяковская галерея
Идеологом объединения выступил художественный критик Владимир Стасов. В 1882 году он заявил, что основными принципами группы являются «национальность и реализм». Стасов страстно боролся с провинциальным, подражательным характером русского искусства первой половины XIX века и мечтал, чтобы оно занимало достойное место в одном ряду с европейским.
Фактически Стасов сформулировал идеологическую платформу новой школы русского искусства, призывая художников обратиться к сюжетам из современной русской жизни, часто содержащим социальную критику.
Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872
Государственная Третьяковская галерея
Просвещение также было одной из главных целей, которые преследовали передвижники. Выставки товарищества знакомили столичную и провинциальную публику с новейшими течениями в искусстве.
Как писал художник Николай Ярошенко, передвижники мечтали «вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех». Одним из правил выставок передвижников, которое не в последнюю очередь обеспечило их успех, было требование выставлять только новые картины, ранее нигде не выставлявшиеся.
Василий Поленов. Московский дворик. 1878
Государственная Третьяковская галерея
Фактически передвижники образовали первое частное художественное коммерческое предприятие, независимое от государственной опеки. Доход художников определялся по результатам выставок-продаж, проведенных в разных городах. Художники значительно расширили рынок сбыта своих работ за счет провинциальных городов. Немалую часть дохода составляла и продажа входных билетов на выставки. Каждый художник отчислял 5 процентов с продаж своих работ в общий фонд Товарищества, откуда брали средства для устройства выставок.
Иван Шишкин. Рожь. 1878
Государственная Третьяковская галерея
Коллекционер и меценат Павел Третьяков поддерживал товарищество не только покупая картины с передвижных выставок для своей галереи, но и делая художникам заказы. На выставках передвижников впервые были показаны такие знаковые для русского искусства произведения, как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Московский дворик» Василия Поленова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Березовая роща» Архипа Куинджи, «Кочегар» Николая Ярошенко, «Рожь» Ивана Шишкина.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887
Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885
/Государственная Третьяковская галерея
Товарищество перестало существовать в 1923 году. На протяжении своего существования в объединении были нередки конфликты между его членами. Илья Репин, который дважды покидал группу, и вновь возвращался в ее состав, обвинял товарищей в бюрократизме. Из товарищества вышли Николай Ге, Архип Куинджи, Виктор Васнецов. В 1901 году товарищество покинули 11 членов, среди которых были Валентин Серов, Михаил Нестеров, Александр Васнецов.
Правление товарищества со временем начало вести консервативную политику, не слишком поощряя привлечение молодых художников, многие корифеи товарищества уже сошли с художественной сцены, что в конце концов привело к тому, что деятельность объединения угасла.
Передвижники — одна из лучших страниц истории российского искусства
Передвижники — это сообщество молодых российских живописцев XIX века, которые сыграли исключительно важную роль в художественной жизни России. Создатели объединения Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов обладали огромным талантом и вместе с менее одаренными живописцами успешно противостояли Академии художеств с ее устаревшими взглядами. Благодаря работе художников-передвижников новое реалистичное изобразительное искусство узнали и полюбили сотни тысяч жителей российской глубинки.
Передвижники опирались на прогрессивные общественные круги, демократически настроенную интеллигенцию. Благодаря взаимной поддержке, целой плеяде мастеров удалось добиться независимости от Академии и капризов меценатов, что давало им полную свободу в творчестве. Художники ставили цель создавать правдивые и жизненные произведения, способные пробудить сознание народных масс.
Передвижники в своем творчестве охватили все жанры живописи. Среди них немало мастеров портрета, бытовой и исторической картины. Художники «Товарищества передвижных выставок» подняли на невиданную до тех пор высоту искусство пейзажа. Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Коровин — каждый из них имел свой уникальный стиль и манеру письма, но их объединяла любовь к России, которую они передавали в своих произведениях.
Как возникло «Товарищество передвижных художественных выставок»
В 1859 году петербургская Академия художеств ввела новый устав, который повысил возрастной ценз абитуриентов. По измененным правилам, в учебное заведение могли поступать молодые люди в возрасте 16-20 лет. В большинстве своем это были выходцы из разночинцев, что стало причиной широкого распространения демократических настроений среди студентов.
Реформы в Академии были довольно прогрессивными. Совет поощрял живопись бытовых сцен, но на конкурс за присуждение большой золотой медали традиционно выносил античные и мифологические сюжеты. Группа из четырнадцати талантливых живописцев обратилась к руководству учебного заведения с просьбой о свободном выборе темы конкурсной работы, в чем получила отказ. После этого художники решились на крайний шаг и покинули Академию. Возглавлял протестное движение Иван Николаевич Крамской.
Объединение бунтарей получило название «Артель». Со временем часть художников откололась, а оставшиеся были сосредоточены на ремесленных заказах. Поэтому изложенная в письме московских коллег идея создать общую передвижную выставку сначала была встречена петербургскими живописцами без энтузиазма. Проект устава нового объединения художников поддержало всего семь «артельщиков» во главе с Иваном Крамским. Документ был одобрен Министерством внутренних дел в ноябре 1870 года, а месяц спустя состоялось первое заседание «Товарищества передвижных художественных выставок».
Устав организации обязывал участников ежегодно представлять на суд правления новые произведения. Такое условие побуждало передвижников к творчеству и не давало возможности сосредоточиться только на коммерческих заказах. Академия на первых порах выступала с критикой энтузиастов, но затем согласилась предоставить помещение для экспозиции.
Выставки русских передвижников
Первая передвижная выставка открылась в залах Академии 28 ноября 1878 года, и в первые же дни о ней заговорила вся столица. Каждая работа поражала зрителей новизной подачи и становилось поводом для бурных обсуждений. Простые и жизненные сюжеты вызывали эмоциональные переживания, несмотря на то, что композиционные решения были лишены классических элементов, призванных придавать картине драматизм.
В общей сложности выставку посетило порядка тридцати тысяч человек. Мероприятие принесло Товариществу первый коммерческий успех — многие картины были проданы, восемь произведений приобрел для своего собрания Павел Третьяков. Благодаря восторженным рецензиям в газетах слава передвижников распространилась далеко за пределами Северной столицы.
Знаменитые художники-передвижники
Вдохновителем Товарищества оставался Иван Крамской. На первой выставке художник представил несколько портретов, которые слегка померкли на фоне работы Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея» и шедевра Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне» стала центром экспозиции второй выставки, открывшейся в декабре 1872 года. Полотно вызвало неоднозначную реакцию из-за необычной трактовки божественного образа, в котором художник видел современника, размышляющего о выборе жизненного пути.
С большим мастерством сюжеты из народной жизни передавал в своих произведениях Константин Савицкий. Его герои — вчерашние крестьяне в поисках заработка на железной дороге, равнодушные и циничные священники, солдаты перед отправкой на фронт. Живописец никогда не повторялся в мотивах и типах, его творчество питали искренний интерес к людям, непрерывное наблюдение и изучение жизни.
Яркий след в истории русского пейзажа оставил Иван Шишкин, входивший в Товарищество с момента его создания. Героем его произведений выступает русский «темный лес», нетронутая человеком северная природа. Художник тщательно передавал форму и цвет каждой детали, подмечал особенности зимнего или летнего освещения.
Творения Архипа Куинджи восхищали современников. Живописец упорно работал над техникой передачи света и постоянно искал новые выразительные приемы. Картины расценивались зрителями как откровение свыше, и на выставках их постоянно окружала толпа.
Закат передвижников
В конце XIX века на фоне растущего рабочего движения идеи народников стали менее актуальными, а в духовной жизни России произошли серьезные изменения. Цвет Товарищества постепенно стал выходить из строя — умер Иван Крамской, тяжело заболел Алексей Саврасов, а Архип Куинджи закрылся в своей мастерской и неохотно шел на контакты с внешним миром. Передвижники старшего поколения не чувствовали новых требований времени, их творения потеряли былую остроту.
Молодые художники тем не менее стремились вступить в организацию, но правление очень консервативно подходило к приему новых участников. Нередко при подготовке экспозиции руководство отклоняло талантливые и ставшие затем известными работы, отдавая предпочтение тривиальным и простым по исполнению произведениям.
Со временем противостояние в рядах передвижников достигло своего апогея, и в 1901 году организацию покинуло сразу одиннадцать художников. Но несмотря на все конфликты, творческая жизнь Товарищества не замирала.
Последние десятилетия работы объединения были продуктивными для целой плеяды живописцев, куда входили:
Через год после октябрьской революции новое руководство сделало попытку возродить былой интерес к выставкам, но усилия не увенчались успехом. В 1923 году объединение прекратило свое существование.
Картины и этюды передвижников украшают экспозиции музеев и служат предметом охоты коллекционеров. На сайте Very Important Lot регулярно появляются произведения художников прошлого, представляющих большую материальную и художественную ценность.