Что нового внесла литература 18 века в развитие литературы кратко
Итоги развития литературы XVIII века
Итоги развития литературы XVIII века
На протяжении XVIII века русская художественная литература достигла больших успехов. Исследователь русской литературы XVIII века пишет: «Русская литература XVIII века выполнила прежде всего свою главную задачу – социально и нравственно воспитывать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет классики XIX века».
В XVIII веке продолжалось создание и укрепление самобытной и национальной культуры, национального художественного творчества. Писатели уделяли большое внимание изображению быта, обычаев и традиций народа, вводили в литературные произведения просторечные выражения, разговорный язык. В литературе XVIII века так же, как и в литературе более ранних периодов, отразились общественно-политическая жизнь страны и общенародные интересы. Литература развивалась в тесной связи с жизнью, с русской исторической действительностью. В русской литературе XVIII века формируются черты, которые станут главными в литературе XIX века: гуманизм, сочувствие к простому («маленькому») человеку, сострадание к «униженным и оскорблённым». Характерной чертой литературы, особенно во второй половине XVIII века, становится критическое отношение к действительности (Фонвизин, Радищев). Писатели стремятся к правдивому и глубокому освещению явлений жизни.
в чём особенности русской литературы 18 века?
Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.
Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.
Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.
Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.
Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.
Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом – философом.
В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.
Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление
Русская литература 18 века
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.
Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.
Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.
Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.
Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.
Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом – философом.
В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.
Литература XVIII века
— первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся прсветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых 18 века, замечательный поэт. «Ода на день…..»написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра 1. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу»,»доброму и прекрасному лику», стремлению «расширять науки», поэт заводит речь о ее отце, кот. наз. «человеком, каков неслыхан был от века». Петр 1 — идеал просвещенного монарха, кот. все силы отдает своему народу и гос-ву.В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в тв-ве Ломоносова.С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.
Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной тв-ва Фонвизина и всей отечественной драматургии 18в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским пр-ем. Чем же комедия»Недоросль» соотв. положениям русского классицизма? Прежде всего автор сохраняет все признаки «низкого» жанра.
На этом следование традициям кл-ма завершается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличии от классицистов, было важно не просто поставить проблемму воспитания, но и показать, как обстоятельства(условия) влияют на формирование хар-ра личности. Это существенно отличает комедию от пр-ний кл-ма. В»Недоросле» были заложены основы реалистическог отражения действительности в русской худ. лит-ре. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. В отличие от пр-ий кл-ма, где действие развивалось в соотв. с решением одной проблемы, «Недоросль» — пр-е многотемное. Его осн. проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами кр. права и гос. власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отриц. персоноажей, тонкая ирония со стороны полож. героев. В уста полож. героев Фонвизин вкладывает критику «развращенного века»,бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через полож. образы
Нарицательный смысл фамилии Стародума(любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направленны (в соотв. с традицией кл-ма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Т.о., охват действительностидействительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими пр-ми
Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их хар-ки. Т.о., формально следуя правилам кл-ма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским пр-ем. Это была первая соц.-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами кл-ма персонаж, а живой чел. образ.
— Ещё в юности Радищев определил главной целью своей жизни служение на благо Отечества. В эпиграфе к «Путешествию из Петербурга в Москву» — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа — самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав этого пр-ия посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости и бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, кот. подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» самодержавия Радищев выявляет в сатирическом «сне»(глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии.
Размышляя над тем, как избавить страну от «чудища» — самодержавия икрепостничества, писатель приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощённым крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение российского народа так тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Радищев пишет о праве человека на борьбу за свою свободу, о неизбежности нар. рев-ии. Главным героем П. явл. русский народ, крестьяне (крепостные в первую очередь). И они — не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. И хотя Радищев не идеализирует народ и говорит о растлевающем влиянии крепостного права и на помещиков, и на крестьян, которые за частую превращаются в рабов и по положению, и по духу, в целом образы крестьян в П. контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Радищев противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот худ. прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».
Говоря о русском национальном характере,писатель подчёркивает не»покорность», которая так ценилась официальными властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности русского народа. Радищев уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением П. явл. «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России и её народа. П. изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены пр-ия др. жанров: сатирический «сон»(глава «Спасская Полесть»), ода «Вольность», публицистические статьи (например, «…О происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. пр-ия была новаторской для русской лит-ры 18в. и давала Радищеву возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.
В П. присутствуют: высокая лексика, славянизмы
, кот. служат и для достижения патетичности звучания(«звери алчные, пиявцы ненасытные!»), и как сатирический прием несоответствия: «блаженны… имеющие внешность, к благоговению всех влекущую»; ***
сентиментальные
фразы, например «лёгкая пелена печали»,»душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое»;
просторечия, пословицы, поговорки
, такие как:»повороти оглобли»,»рот разинул до ушей»,»всяк пляшет, да не как скоморох». Радищев в своём повествовании руководствуется не только рассудком, но и чувством. Он эмоционален, открыто сочувствует и негодует:»Страшись помещик жестокосердный!». Писатель стремился создать новый гражданский стиль лит-ры, объединивший общественное звучание и проявления личности конкретного автора. Но ограниченность стиля не была им достигнута, была лишь намечена тенденция.П. излишне архаично, перегружено словами «высокого» стиля.
История России
А. П. Сумароков. Портрет работы Ф. С. Рокотова.
В литературе второй половины XVIII в. господствовал классицизм, проповедовавший идеи «просвещенного абсолютизма». Одним из крупных представителей этого направления был А. П. Сумароков (1718—1777). В отличие от своих современников, вышедших из народа, — Ломоносова и Тредиаковского, Сумароков — дворянин, сторонник крепостничества. По его мнению, «свобода крестьянская не токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит». Сумароков писал почти во всех жанрах лирики, оставил большое количество басен («притч»), а главное — заложил основы русской классицистической драматургии. Его трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Димитрий самозванец» до начала XIX в. входили в репертуар русского театра. Среди комедий Сумарокова выделяется «Рогоносец по воображению», которая по яркой бытовой окраске и выразительным языковым характеристикам во многом предвосхищает комедии Фонвизина.
Г. Р. Державин придерживался консервативных, а позднее даже реакционных взглядов. В отличие от него Д. И. Фонвизин (1745—1792) выступал с критикой крепостничества. Талант Фонвизина расцвел в драматургии, где он создал подлинно самобытные произведения. Фонвизин вывел на сцену не условные образы, воплощающие пороки или добродетели, а живых людей. Центральным произведением Фонвизина является «Недоросль» (1782 г.). Это первая социальная комедия — сатира на невежественных дворян, попиравших человеческое достоинство бесправных крестьян. Крепостной произвол обобщен в сатирических персонажах: в жестокой помещице Простаковой, в Скотинине, больше заботящемся о свиньях, чем о живых людях. Язык комедии народен, речь действующих лиц индивидуализирована. «Недоросль» — гневное обличение крепостничества. Фонвизин еще не порвал с классицизмом, но по существу был одним из первых реалистов, непосредственным предшественником Грибоедова, Пушкина, Гоголя.
Нарастание буржуазных отношений в стране и обострение классовых противоречий вызвало кризис русского классицизма. Последняя треть XVIII в. проходит под знаком зарождения и развития нового направления в литературе — сентиментализма.
Особенности развития литературы в 18 веке
Литература XVIII века
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности развития литературы XVIII века
В литературе этого периода различают три направления:
Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.
Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:
В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.
Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).
Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).
Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.
Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.
История отечественной литературы XVIII века — это изменение характера русского миросозерцания, когда оно от церковного переходит к светскому. Начало этому было заложено при Петре I введением гражданской азбуки в 1708 году и другими общественными реформами. Но не сразу русская литература приобрела национальную идею, стремясь к самостоятельности и выражению гражданских позиций (воплотившихся, например, в сочинении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Она последовательно прошла через влияние:
И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.
Жанры в начале века
В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:
Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.
Становление новой литературы в первой половине XVIII века
Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).
На этот период приходятся самые известные трагедии Вольтера на темы известных исторических событий — «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Его поэма «Орлеанская девственница» (1735) стала смелой сатирой на духовенство и в целом на средневековую Францию.
Начинается развитие жанра романа, который возник в Англии в семейно-бытовой и социальной форме. Например, в этот период Даниэль Дефо создает «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряк из Йорка» (1719) и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722). Первое произведение, несмотря на свой явный приключенческий уклон, скрывает серьезный подтекст о духовном перерождении героя. Вторая книга — характерный пример плутовского жанра. В 1726 году Джонатан Свифт выпускает сатирико-философский роман «Путешествия Гулливера», где в иносказательной форме, через демонстрацию быта придуманных им стран, в гротескной форме показывает недостатки своего времени.
Английский поэт Джеймс Томпсон в сборнике «Времена года» (1730) закладывает основы сентиментализма. В предлагаемых поэмах центральное место занимает описание работы земледельца на фоне деревенской идиллии. Выбор героя и обстановки для того времени были настоящим нововведением.
Приход сатиры
Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.
Начинается постепенный процесс преобразований в литературе. В 1729 году появляется первой издание сатир Антиоха Кантемира «На хулящих учения», защищающая просветительскую политику Петра I. Творчество этого поэта тоже сыграло большую роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Жанры середины XVIII века
Драма
Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».
Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.
Проза
К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др. Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.
В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.
Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший романы «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.
Жанры в России
В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.
Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.
Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).
Литература в последней четверти XVIII века
В Европе
Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).
Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.
В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».
Литература в последней четверти века в России
Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.
В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.
Кризис классицизма
Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры.
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
Сентиментализм
В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.
Ведущие деятели литературы XVIII века
Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:
В России самые выраженные представители этого периода — Василий Тредиаковский (1703-1769), Антиох Кантемир (1708-1744), Михаил Ломоносов (1711-1765), Александр Сумароков (1717-1777), Гавриил Державин (1743-1816), Михаил Чулков (1744-1792), Николай Новиков (1744-1818), Денис Фонвизин (1745-1792), Александр Радищев (1749-1802), Николай Карамзин (1766-1826).