Что нового внесла древнерусская литература в развитие литературы кратко
Древнерусская литература
Искусство словесности Древней Руси для современного человека настолько своеобразно и трудно для восприятия, что для полного его понимания требуется много знаний по истории и религии. А также понимание быта и особенностей культурных представлений людей того времени.
Появление первых книг
Древнерусская литература зародилась в Средние века. Период ее становления исчисляется концом Х и началом ХI века.
Первые книги были написаны на церковно-славянском языке и несли в себе повествование происходивших событий, а также церковные знания. Началом появления первых книг послужило принятие православия как религии Древнерусского государства. Оно пришло к нам из Византии через южные земли славян, в первую очередь через Болгарию. Люди приобщались к общеславянской и греческой письменности и культуре.
Основы литературы
Восприятия мира, в основе которого Бог — Творец всего сущего, послужило главным мотивом церковно-славянских произведений. Все книги основывались на религиозных представлениях людей.
Пушкин в произведении «Борис Годунов» воссоздал образ летописца Древней Руси, который в первую очередь, приступая к написанию, молитвами просил Бога оказать ему помощь в трудах.
Все повествования того времени полны высокого духовного начала. Всё внешнее уходит на задний план, а впереди остаются лишь душа человека, его воспитание, нравственность жизни и главные человеческие качества — скромность, милосердие и бескорыстие. Это сравнимо с иконой, где лик и глаза выделены ярче, отражая внутренний мир и душевный свет.
Даже описания исторических событий — походов и битв князей за престол, сражений с печенегами и половцами — были наполнены проявлением воли Божьей.
Характер литературы
Литературовед Д.С. Лихачёв назвал стиль древнерусской литературы — «стилем монументального историзма». Это связано с тем, что она носила только исторический подтекст, не допуская художественного вымысла.
Писатель того времени описывает события масштаба государственной величины, в его летописях участвуют князья, священнослужители высокого сана, бояре — там нет места обычным людям, с их мирскими делами и заботами. Причем описывая реальные исторические события, автор открыто выражает свою политическую и нравственную точку зрения.
Также по словам Лихачёва древнерусский писатель ясно понимал, «как должен был совершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо» и «какими словами должен был описывать писатель совершающееся». То есть еще одной особенностью литературы того времени является соблюдение этикета жизненного порядка и поведения, а также этикета словесного.
Летописцы избегали всего случайного и непривычного, поэтому в книгах того времени так много цитат, что является свидетельством высокой культуры и образованности.
Литературные жанры
Все жанры древнерусской литературы были тесно связаны с жизнью и областью деятельности человека. Для государства было важно иметь свою историю, запечатлённую на бумаге.
Для отправления церковных служб и обрядов создавались богослужебные книги. Такие как Апостол и Часослов. Жизнь святых и князей была описана в жанре житие. Путешествия запечатлялись в хождениях, а подвиги ратных воинов — в повестях о них.
Для всех жанров литературы установлены свои строгие правила и иерархия.
Священное писание являлось самым главным жанром, после шли гимнография и «слова», которые толковали Писание, затем было житие святых.
Данная иерархия включала в себя следующие виды летописей:
В XVII веке появились стихотворные формы написания, сатира и драма. В это же время житие святых становится повестью бытового или мемуарно-биографического характера.
Периоды древнерусской литературы
Около семи веков занял путь развития древнерусской литературы.
Выделяют шесть периодов её развития.
Первый период (XI – первая часть XII века)
Главное отличие этого периода — единство литературы. Его также характеризуют как период ученичества. Центрами Древней Руси являются Киев и Новгород.
Преобладающая тема в литературе — тема победы христианской религии над язычеством.
К этому времени относятся «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати», «Житие Феодосия Печёрского», «Поучение Владимира Мономаха».
Второй период (вторая треть XII – первая треть XIII века)
В этот период появляются областные центры литературы — Владимир, Смоленск, Ростов, Галич, Полоцк, Туров. Именно в это время были созданы «Слово о полку Игореве», Моление» Даниила Заточника, а также Киево-Печерский патерик.
Третий период (вторая треть XIII – конец XIV века)
Тяжелый период нашествий на Русь и борьбы с монголо-татарами. Все темы литературы основаны на героических подвигах и на вере в национальное возрождение.
Четвёртый период (конец XIV – XV век)
Время создания Епифанием Премудрым жития святых, где отражается мысль формирования нравственного идеала. Возникает идея собирания земель, обоснованная подъемом национального самосознания.
Пятый период (конец XV – XVI век)
Образование Московского централизованного государства. Происходит объединение литературы всех областей и возникновение общерусской. Публицистика достигает своего расцвета. В это время создаются «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Домострой», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Шестой период (XVII век)
Появляются новые принципы написания, которые сталкиваются со старыми. До середины XVII века происходит обновление жанровой системы и разрушение старых методов изображения. А после 60-х годов до конца периода усиливается внимание к человеку и его биографии. Литература разделяется на демократическую и официальную.
Пишется «Повесть о Шемякином суде» и «Житие прототопа Аввакума».
В период формирования древнерусской литературы произошло слияние двух языков — старославянского и русского. Также через переводы византийских и южнославянских произведений, литература Древней Руси объединила лучшие их достижения и стала европейской.
В итоге она представляла собой развитую систему, которая дала начало этапу развития литературы нового века — светской и художественной.
Периодизация древнерусской литературы
1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)
Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.
В Киеве и других русских городах с конца XI в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.
2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)
Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».
3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)
В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).
Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».
Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.
Периоды развития древнерусской литературы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Периоды развития древнерусской литературы
Периоды развития древнерусской литературы Период События Главная идея Литературные памятники 1. (XI-первая треть XII в.) Появление христианства на Руси, период ученичества. Превосходство христианства над язычеством. «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучения Владимира Мономаха». 2. (вт.тр. XII-пер.тр. XIII вв.) Появление областных литературных центров. Развитие литературы. «Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Моление» Даниила Заточника»
3.(вт.тр. XIII-конец XIV вв.) Монголо-татарское нашествие. Героическая, вера в национальное возрождение, прославление подвига русских воинов. «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». 4.(конец XIV-XV вв.) Подъём национального самосознания. Идея собирания земель, формирование нравственного идеала. Жития святых, написанных Епифанием Премудрым. 5. (конец XV-XVI вв.) Образование Московского централизован-ного государства. Появление общерусской литературы, новых жанров, развитие публицистики. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хождение за три моря» А.Никитина, «Домострой», «Великие «Четьи Минеи». 6. (XVII век) Смутное время. 1. (до 60-х годов)-разрушение старого метода письма. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аваакума».
2. (после 60-х годов)- внимание к человеку, появление автобиографичности. Литература делится на демократическую и официальную.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-527853
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Введение.
Я узнал, что русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки. Я также узнал, что писцы, которые переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи, или добавляли своё к написанному.
В своей работе я рассмотрю вопрос возникновение древнерусской литературы, который поможет узнать исторические условия и причины её возникновения. Зная это, я попытаюсь объяснить её жанровую систему, расскажу о сложных взаимоотношениях литературы с церковью. Немного коснусь письменности, расскажу о славянской азбуки и школах грамотности. Также на примере “Повесть временных лет” и “Слова о полку Игореве” расскажу о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками, о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме. Расскажу о разнообразии жанров древнерусской литературы, о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей. А также о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.
Глава 1. Древнерусская литература, как часть культуры.
Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.
Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры.
Болгарским и византийским священникам, которые приехали на Русь, и их русским ученикам потребовалось переводить и переписывать книги, которые были необходимы для богослужения. А некоторые книги, привезённые из Болгарии, не переводились, читались на Руси без перевода, так как была близость древнерусского и древнеболгарского языков. На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести. Христианизация на Руси потребовала перестройки мировоззрения, книги об истории человеческого рода, о предках славян были отвергнуты, и русские книжники нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, о явлениях природы.
Но до принятия христианства на Руси была известна славянская письменность. Она находила применение в дипломатических (грамоты, договора) и юридических документах, была также перепись между грамотными людьми.
До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.
Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых, библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Во-вторых, вне культовой литературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.
Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит развитию литературы.
Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси 988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.
Начиная с Крещения Руси, русская культура то и дело становилась перед сложным, драматическим, трагическим выбором своего пути. С точки зрения культурологии важно не только датировать, но и документировать то или иное историческое событие.
1.2 Периоды истории древней литературы.
Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.
Глава 2. Героические страницы древнерусской литературы.
2.1 Русская письменность и литература, образование школ.
Христианская литература знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера.
Древнерусская литература. Литература и русская история
Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом 1 служения русской земле, государству, родине.
Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.
Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI–XIII века.
Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: «земли незнаемой», «дикого поля», как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.
В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем «Поучении» «привечать» гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в «Слове о полку Игореве»: «. дъвици поютъ на Дунаи, – вьются голоси чрезъ море до Киева». На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, – «удаль».
На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово «язык» приобретает значение «народ», «нация». Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась «обозримой» вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.
Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: «Се бо суть рекы, напояющие вселенную. «, князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же – с сеятелем, «насеявшим» землю «книжными словесы». Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским «языком», т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.
Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли «учение книжное». Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.
Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.
Если в первые века русской литературы, в XI–XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.
Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.
«Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии», «Сочинения протопопа Аввакума» и многие другие памятники.
Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.
«Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным «чувством плеча», создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…
Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.
Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.
Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала «знаемой и ведомою» во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор 4 и публицист 5 митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» (памятник середины XI века).
Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, «книжному учению и почитанию», создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.
► Читайте также другие статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие»: