Что нового в развитие философской мысли внесло естествознание эпохи возрождения
Естествознание в эпоху Возрождения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности воззрения эпохи Возрождения
Натурфилософский пантеизм и философия гуманизма
Философия гуманизма стала отражением осознания иного места человека, одновременно изменился взгляд на предназначение человека. На первый план вдвигалась активная личность, способная творить, отстаивать свои интересы и вести за собой как на государственном поприще, так и в науке и искусстве. Смирение и покорность «темных веков» уходили в прошлое. Гуманизм утверждал, что венцом творения является личность каждого человека, причем индивид творит себя сам, величайшим достоянием человека стала его мысль, знания, упор был сделан на мастерство исполнения. Гуманисты XV в. (Мирандола, Валла, Фичино) связывали превосходство человека с его возможностью критически мыслить, и как следствие совершать ответственный и свободный выбор.
Индивид занял центральное место в культуре Возрождения как высшее творение природы, неотделимое от нее. Человек стал важной частью Вселенной, у него появилась собственное волеизъявление, но проистекало оно из его тесной связи со всем мирозданием.
Готовые работы на аналогичную тему
Натурфилософский пантеизм (т.е. обожествление природы) стал основой для дальнейшего развития научного стиля мышления в естествознании и различных точных науках. Природа у гуманистов открыта для познания и проникнута божественным духом. Бог во всём, незримое присутствие Творца ощущается всюду, и природа служит его отражением. Бог сотворяет природу, а в природе зарождаются предпосылки движения и закладывается возможность развития. Согласно Пико и Фичино, всё вторично, первоисточником выступает Бог, даже красота появляется после, и основой мироустройства служит единство противоположностей.
Наука эпохи Возрождения
Первая научно-техническая революция приходится на период Возрождения, с неё начался бурный исследовательский процесс, продолжающийся по сей день. Открытие новых земель, завоевания, налаживание торговых связей всё это давало богатый материал для математических задач, дальние странствия стимулировали развитие астрономии и географии, развитие прикладных ремёсел способствовали развитию экспериментального искусства. Подъём науки связан с именами Леонардо да Винчи, Коперника, Джордано Бруно, Галилея, Кеплера, Ньютона.
Толчком к развитию научной мысли стало появление труда Николая Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных тел». Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания, а вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Земля была включена в систему небесных тел с круговым вращением, подчиненным общим законам. Это привело к закату ранее доминировавшей аристотелевской геоцентрической системы мира. На основе наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.
Он доказал ограниченность чувственного познания человека, неспособность отличать то, что нам кажется от того, что существует на самом деле. Таким образом, объяснение окружающего мира на основе непосредственного наблюдения стало недостаточным, возникла потребность в критическом мышлении и как следствие новой методологии познания природы. Однако теория Коперника имела свой существенный недостаток, а именно положение о конечности Вселенной.
Сторонником учения Коперника, отдавшим жизнь за свои убеждения, был итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Бруно принципиально отрицал наличие центра Вселенной, вместо этого он отстаивал идею о бесконечности Вселенной, а также о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Многие из миров он полагал обитаемыми. Утверждение Бруно разрушает концепцию Аристотеля о конечном космосе с его абсолютной системой мест и вводит новое понятия относительности места и движения.
С возникновением новых научных концепций возросла необходимость создания точной доказательной базы и как следствие потребность в проведении экспериментов. Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что в основе любого познания находится опыт. В основе его концепции лежали следующие положения:
Одной из главных заслуг Леонардо стало обращение к природе как к первоисточнику технических идей, и возможность объяснять природу техникой. Изобретения да Винчи охватывают такие области как гидравлика, акустика, аэродинамика, медицина. Его идеи заложили основы для работ таких ученых XVI века как Николо Тарталья (1499-1552), Иероним Кардан (1501-1576), Джована Бенедетти(1530-1590).
Основным итогом первой научной революции стало формирование зачатков новых экспериментальных наук – химии, физики, биологии, астрономии. В Европе начинают формироваться новые светские, управленческие и материальные возможности для развития естественных наук, происходит увеличение числа научных учреждений и обществ, возникают учёные ассоциации, называющиеся академиями.
Естествознание эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543).
В своем труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания. На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическуюсистему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.
Возникло принципиально новое миропонимание, которое исходило из того, что Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Но гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, не сводилась только к перестановке предполагаемого центра Вселенной. Включив Землю в число небесных тел, которым свойственно круговое движение, Коперник высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», якобы приводящем в движение Вселенную.
Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Последняя исходила из признания центрального положения Земли, что давало основание объявлять находящегося на ней человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное учение о природе противопоставляло земную материю, объявляемую тленной, преходящей — небесной, которая считалась вечной и неизменной. Однако в свете идей Коперника трудно было представить, почему, будучи «рядовой» планетой, Земля должна принципиально отличаться от других планет.
Католическая церковь не могла согласиться с выводами Коперника, затрагивающими основы ее мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. Сам Коперник избежал преследования со стороны католической церкви ввиду своей смерти, случившейся в том же году, в котором был опубликован его главный труд «Об обращениях небесных сфер». В 1616 г. этот труд был занесен в папский «Индекс» запрещенных книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 г.
Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившихся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то, во всяком случае, не меньше и не хуже».
Инквизиция имела серьезные причины бояться распространения образа мыслей и учения Бруно. В 1592 г. он был арестован и в течение восьми лет находился в тюрьме, подвергаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжен на костре на Площади Цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познания человеком мира.
4. Естествознание Нового времени.
Три столетия — XVII, XVIII, XIX вв. — охватывает эпоха, получившая название Нового времени. В этом трехсотлетнем периоде особую роль сыграл XVII век, ознаменовавшийся рождением современной науки, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей и Ньютон.
В учении Галилео Галилея (1564-1642) были заложены основы нового механического естествознания.
До Галилея общепринятым в науке считалось понимание движения, выработанное Аристотелем и сводившееся к следующему принципу: тело движется только при наличии внешнего на него воздействия, и, если это воздействие прекращается, тело останавливается. Галилей показал, что этот принцип Аристотеля (хотя и согласуется с нашим повседневным опытом) является ошибочным. Вместо него Галилей сформулировал совершенно иной принцип, получивший впоследствии наименование принципа инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия.
Большое значение для становления механики как науки имело исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Галилей открыл, что траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, является параболой. Галилею принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.
Галилей выработал условия дальнейшего прогресса естествознания, начавшегося в эпоху Нового времени. Он понимал, что слепая вера в авторитет Аристотеля сильно тормозит развитие науки. Истинное знание, считал Галилей, достижимо исключительно на пути изучения природы при помощи наблюдения, опыта (эксперимента) и вооруженного математическим знанием разума.
Росту научного авторитета Галилея способствовали его астрономические исследования, обосновывавшие и утверждавшие гелиоцентрическую систему Коперника. Галилей сумел дать блестящее естественнонаучное доказательство справедливости гелиоцентрической системы в знаменитой работе «Диалог о двух системах мира — Птолемеевской и Коперниковой ».
Поскольку католической церковью было принято решение о запрещении книги Коперника «Об обращениях небесных сфер», а его учение объявлено еретическим, Галилею пришлось предстать перед судом инквизиции. После длительных допросов он был вынужден отречься от учения Коперника и принести публичное покаяние.
Величайший след в истории естествознания оставил Исаак Ньютон (1643-1727). Его научное наследие чрезвычайно разнообразно. В него входит и создание (параллельно с Лейбницем, но независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления, и важные астрономические наблюдения (которые Ньютон проводил с помощью собственноручно построенных зеркальных телескопов), и большой вклад в развитие оптики (он, в частности, поставил опыты в области дисперсии света и дал объяснение этому явлению). Но самым главным научным достижением Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию классической механики. Благодаря их трудам XVII в. считается началом длительной эпохи торжества механики, господства механистических представлений о мире.
Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения.
Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных открытий не оказало такого громадного влияния на дальнейшее развитие естествознания, как открытие закона всемирного тяготения. Огромное впечатление на ученых производил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествознанием. Это был поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все — малое и большое, земное и небесное. Этот закон явился основой создания небесной механики — науки, изучающей движение тел Солнечной системы.
В 1687 году вышел в свет главный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии», заложивший основы современной теоретической физики. В своей знаменитой работе Ньютон предложил ученому миру научно-исследовательскую программу, которая вскоре стала ведущей не только в Англии, на родине великого ученого, но и в континентальной Европе. Свою научную программу Ньютон назвал «экспериментальной философией», подчеркивая решающее значение опыта, эксперимента в изучении природы.
Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед.
5. Период установления всеобщей взаимосвязи и утверждения эволюционных идей.
В истории изучения человеком природы сложились два прямо противоположных, несовместимых метода этого изучения, которые приобрели статус общефилософских, т. е. носящих всеобщий характер. Это —диалектический и метафизический методы. Приметафизическомподходеобъекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем, фиксированном, неизменном состоянии.Диалектический подход, наоборот, предполагает изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.
На определенном этапе научного познания природы метафизический метод, которым руководствовались ученые-естествоиспытатели, был вполне пригоден и даже неизбежен, ибо упрощал, облегчал сам процесс познания. В рамках метафизического подхода к миру учеными изучались многие объекты, явления природы, проводилась их классификация.
Наглядным примером этого может служить весьма плодотворная деятельность известного шведского ученого, метафизически мыслящего натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Будучи талантливым, неутомимым исследователем, Линней все силы своего огромного ума, обогащенного наблюдениями в многочисленных путешествиях, употребил на создание классификации растительного и животного мира.
В своем основном труде «Система природы» он сформулировал принцип такой классификации, установив для представителей живой природы следующую градацию: класс, отряд, род, вид, вариация. Живые организмы, например, Линней разделил на 6 классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые), а в растительном мире выделил целых 24 класса. Оригинальной идеей Линнея стала бинарная система обозначения растений и животных. Согласно этой системе, любое название представителя растительного или животного мира состоит из двух латинских наименований: одно из них является родовым, а второе — видовым. Например, в указанной системе человек именовался по латыни Homo sapiens, т. е. человек разумный.
Но, проделав огромную и очень полезную классификационную работу, Линней вместе с тем не вышел за рамки традиционного для науки XVIII в. метафизического метода мышления. Распределив, образно говоря, «по полочкам» разновидности представителей живой природы, расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он не усмотрел в этом усложнении развития. Линней считал виды растений и животных абсолютно неизменными. А самих «видов столько, сколько их создано Творцом», писал он в своей знаменитой «Системе природы».
Начало процессу стихийной диалектизации естествознания положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта (1724-1804) «Всеобщая естественная история и теория неба». В этом труде, опубликованном в 1755 году, была сделана попытка исторического объяснения происхождения Солнечной системы.
Гипотеза Канта утверждала, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесформенной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту огромную туманность. Идеи Канта о возникновении и развитии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII в.
В XIX в. диалектическая идея развития распространилась на широкие области естествознания, в первую очередь, на геологию и биологию. Исключительно важную роль в утверждении этой идеи сыграл трехтомный труд «Основы геологии» английского естествоиспытателя ЧарлзаЛайеля(1797-1875). В этом труде подчеркивалась идея развития и очень длительного существования Земли.
Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. В 1859 г. вышел главный труд Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов в результате естественного отбора». В нем Дарвин, опираясь на огромный естественнонаучный материал, изложил факты и причины биологической эволюции. Он показал, что вне саморазвития органический мир не существует и поэтому органическая эволюция не может прекратиться. Развитие — это условие существования вида, условие его приспособления к окружающей среде.
Наряду с фундаментальными работами, раскрывающими процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.
К числу этих открытий относится клеточная теория, созданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810-1882), распространивший это учение на животный мир.
Еще более широкомасштабное единство, взаимосвязь в материальном мире были продемонстрированы благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии. Первооткрывателями этого закона считаются немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878) и английский исследователь Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889). Доказательство сохранения и превращения энергии утверждало идею единства, взаимосвязанности материального мира. Вся природа отныне предстала как непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую.
Поистине эпохальным событием в химической науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он обнаружил, что существует закономерная связь между химическими элементами, которая заключается в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.
Из вышесказанного следует, что основополагающие принципы диалектики — принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи — получили во второй половине XVIII и особенно в XIX в. мощное естественнонаучное обоснование.
Контрольные вопросы.
1. Назовите великих ученых античности, внесших свой вклад в развитие естествознания.
2. Каковы основные положения атомистического учения Демокрита?
3. В чем суть геоцентрической космологии Аристотеля?
4. Что явилось причиной упадка науки в Средневековой Европе (вплоть до XII-XIII веков)?
5. В чем суть гелиоцентрического учения Коперника?
6. Какие важные открытия сделал Г.Галилей?
7. Охарактеризуйте роль И.Ньютона в развитии естествознания.
8. Дайте определения диалектического и метафизического подходов к изучению мира.
9. Какие открытия, сделанные на рубеже XIX-XX в.в., подтверждают единство и взаимосвязь объектов материального мира?
Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, его философские основания. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине
XVI в. в Западной Европе ознаменован новыми открытиями в области естественных наук:
-гелиоцентрическая картина мира, предложенная Н. Коперником;
-учение Иоганна Кеплера о движении планет вокруг Солнца;
-аналитическая теория Г. Галилея, на основе которой были разработаны законы механики;
-открытия в области анатомии, физиологии и медицины Парацельса, Везалия и др.
Эти открытия положили начало переходу от теоретического к опытно-практическому знанию, способствовали развитию материалистического мировоззрения.
Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) – польский астроном и философ – в своих трудах предложил принципиально новую модель мироздания. Он пересмотрел геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и выдвинул идею о том, что Земля не является неподвижным центром космоса, это лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. Гелиоцентрическая картина мира, предложенная Коперником, опровергала непосредственное чувственное представление о неподвижности Земли и движении Солнца, тем самым укрепляя убежденность в познавательных возможностях человеческого разума.
Величайшим мыслителем позднего Возрождения был итальянский философ и ученый Джордано бруно (1548 – 1600 гг.). За свои философские взгляды он более семи лет провел в застенках инквизиции и был публично сожжен на костре.
Философскими источниками учения Дж.Бруно были взгляды Демокрита и Эпикура и работы Н.Кузанского, а естественнонаучным основанием – астрономические открытия Н.Коперника. В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы: он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.
Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма, он утверждает единство Бога и природы: «Природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, скрытая в самих вещах». По мнению Бруно, все происходит из природы путем постоянных взаимопревращений.
Он полагает, что производящим началом бытия является материя, живая, непрерывно изменяющаяся. В то же время он утверждает, что движущим началом всего мира, которое формирует материю изнутри, определяет целостность и целесообразность мира, является духовная субстанция – Мировая душа – которая и является божественным бытием в вещах. При этом Бруно не отрывает мировую душу от материального начала, утверждает существование единой субстанции, в которой совпадают телесное и духовное.
В области космологии Бруно выдвинул ряд идей, противоречащих принципам средневековой схоластики, что и явилось причиной обвинения его в ереси. Он утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения (опирается на новые открытия в области физики и астрономии, прежде всего учения Кузанского и Коперника). Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.
Астрономические открытия итальянского ученого и мыслителя Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.), сделанные с помощью сконструированного им телескопа, подтвердили истинность гелиоцентрической теории и идеи о бесконечности миров.
Галилей, в отличие от своих предшественников, решительно разделял науку и религию: предметом науки он считал природу и человека, а роль религии сводил к сфере морали.
Галилей считается основоположником экспериментально-математичес-кого метода исследования. Он разработал метод познания, который складывается из четырех этапов:
1) сбор фактического материала;
2) создание рабочей гипотезы;
3) выведение законов на основе математических вычислений;
4) опытная проверка сделанного открытия как главный критерий его истинности.
Натурфилософские тенденции, стремление к переходу от теоретического к опытному знанию о мире в эпоху Возрождения проявились и в медицинской деятельности. Наиболее ярким примером этому является творчество немецкого врача, философа, астролога, алхимика Филиппа Ауреолы Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельс (1483 – 1541 гг.). Он рассматривал природу как макрокосмос, а человека как микрокосмос, т.е. в их неразрывном единстве, и опирался на данный принцип в медицинской деятельности. Представления Парацельса о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений во Вселенной привели его к выводу о влиянии на судьбу и здоровье человека особенностей движения космических тел и природных стихий. Также он считал, что процессы, происходящие в организме, по своей природе являются химическими, поэтому их изучение и лечение болезней должны быть связаны с использованием химических веществ. Здоровый человек содержит в своем организме нормальное сочетание трех элементов: серы, ртути и соли. Поэтому врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали большое влияние препаратам, содержащим данные вещества. Парацельс заложил основы науки о профессиональных болезнях: описал болезни рудокопов и литейщиков, связанные с влиянием на организм серы, свинца, ртути. Он явился одним из основоположников опытного метода в медицине.
Немало открытий в это время было сделано в области анатомии. Основоположником анатомии считается Л. Да Винчи. Он одним из первых в Европе стал исследовать строение человеческого тела методом вскрытия, описал и зарисовал в своих анатомических атласах многие мышцы, кости, нервы, внутренние органы. Особый вклад в развитие анатомии внесли исследования Андреаса Везалия (XVI в.) – профессора медицины Падуанского университета. До этого времени в Европе господствовали взгляды Галена о строении человеческого тела. (древнеримский врач, анатом, основывавший свои выводы на изучении животных). Везалий исправил более 200 ошибок Галена. Свои наблюдения он изложил в «Анатомических таблицах» и в труде «О строении человеческого тела».