Что значит по образу и подобию божьему
Человек — образ Божий
Человек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7; выделено нами. — Авт.).
В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный Дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью и познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец, и Он наделил нас способностью творить); и, в-четвертых, в свободе воли. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).
Бог дал нам дар любви, возможность любить, потому что Сам Он есть всесовершенная Любовь. В любом человеке есть образ Божий, можно сказать, что человек — это живая икона Бога, и мы должны видеть этот образ в каждом человеке, уважать и любить людей.
Человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела.
Дух — это высшее, духовное, Божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Человек отличается от животных тем, что в нем есть высшее, Божественное, бессмертное начало.
Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром. Оно взято из праха земного, у него тот же химический состав, что и у всей живой природы. Тело — вместилище естественных инстинктов, потребностей и желаний.
И, наконец, душа. Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремится к Богу, вся его природа — и душа, и тело — начинает подчиняться духу, одухотворяться; если же, наоборот, человек не помышляет о высшем, духовном, живет телесно-органическими потребностями, дух и душа начинают подчиняться, служить плоти.
Наше тело нуждается в том, чтобы мы заботились о нем: питали, одевали, оберегали его от опасностей, если надо — лечили. Однако больше всего человек должен заботиться о состоянии духа: ведь он выше тела. Как заботиться? Жить так, как говорит нам Господь, то есть по заповедям Его, любить Бога и людей и, конечно, молиться Богу. Молясь Богу, мы общаемся с Ним, приближаемся к Нему и получаем от Него Божественную благодать, духовную энергию, которая питает нашу душу.
Чтобы дух в нас был здоровый, нужно прежде всего регулярно приступать к Таинствам: исповеди, причастию. В Таинстве исповеди мы раскаиваемся перед Богом в наших грехах, просим у Него прощения и очищаемся от них, а в Таинстве причащения соединяемся с Самим Богом, принимая в себя Святые Дары. Таинство причащения питает и исцеляет наше духовное и телесное естество.
Что значит по образу и подобию божьему
Что значит, что человек создан по образу Божьему (Бытие 1:26-27)?
В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.
Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.
Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.
Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.
Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость. Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.
Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.
Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.
Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Православная Жизнь
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.
Если мы внимательно читаем Священное Писание Ветхого Завета, то увидим некую, на первый взгляд кажущуюся, непоследовательность. Так, в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится следующее: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Но уже в следующем, 27-м стихе сказано нечто другое: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Таким образом, мы видим, что изначально человек был «запланирован» как образ и подобие Божие, но в результате Адам был создан только как образ Божий. В связи с этим многие церковные критики указывали на нелогичность Библии и наличие в ней явных ошибок и несоответствий. Так ли это на самом деле?
Святые отцы, толкуя вышеприведенные стихи из Книги Бытия, полагали, что никакого несоответствия или логической ошибки в них вовсе нет. Понятия «образ» и «подобие» между собой соотносятся как нечто статичное, то есть данное человеку изначально, и нечто динамичное, то есть такое, что сам человек призван в себе развивать. Так, преподобный Иоанн Дамаскин отмечает: «Выражение “по образу” указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение “по подобию” означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека». Другими словами, «образ» – это некий задаток человеку, те условия, благодаря которым он может направляться к обожению, а подобие – это не что иное, как сам процесс обожения или уподобления Богу. При этом большинство святых отцов указывали, что образ Божий выражается в тех свойствах человеческой природы, которые «роднят» его с Богом, например: уме, свободе, бессмертии и способности к творчеству. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский замечает: «То, что человек возник по образу Божию, некоторым пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя».
Но в то же время некоторые богословы, как, например, в частности, В. Н. Лосский, полагают, что образ Божий во всей его полноте непознаваем, по той причине, что и Сам Бог, как Первообраз, по Своей природе непознаваем для человека. Владимир Николаевич пишет: «Образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в каждом из нас заложен образ Божий, который проявляется в тех или иных свойствах человеческой природы и который отличает человека от прочего творения, тем самым приближая его к Творцу, но в то же время одно наличие образа Божия не принесет нам никакой пользы, если мы не направим его в правильное русло и не будем стремиться к богоподобию, в чем, собственно, и заключается цель нашей жизни.
По образу и подобию
Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.
— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?
— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.
— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?
— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.
Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.
Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.
— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?
— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).
— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».
— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.
Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.
— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…
— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.
— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?
— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.
Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.
— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?
— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?
Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.
— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?
— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.
— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?
— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.
Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.
Образ и подобие Божии
О́браз Бо́жий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.
Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божиим, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обо́жения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.
Грехопадением человечество утратило черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. С целью восстановить падшего человека, обожить его, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Исполнение Его заповедей (и достижение через это подобия Божия) предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом.
Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Уподобиться Богу можно только с Его помощью в нашем отпавшем от Бога состоянии.
Из людей высшей степени богоподобия достигла Пресвятая Богородица.
В каком случае понятия «образ Божий» и «подобие Божие» могут использоваться как синонимы?
Под образом Божьим в человеке подразумеваются такие его особенности, которые отображают Божественные совершенства. Эти особенности свойственны человеку по природе (по естеству). Среди них выделяют: обладание разумом, волей, способностью любить, проявлять справедливость, милосердие и пр.
Смысл выражения «подобие Божье» используется в богословии, как правило, в ином значении. Уподобление человека Богу выражается в обретении добродетельности, святости. Уподобление Богу подразумевает раскрытие черт образа Божьего, но такое раскрытие, которое соответствует призванию и предназначению человека. Например, если человек использует разум и волю во зло — это не ведёт его к богоуподоблению. Другое дело, если он направляет их на добро.
Впрочем, выражение «подобие Божье» может употребляться (осмысливаться) и в ином значении, близком по значению к выражению «образ Божий». В этом осмыслении: быть образом Бога значит быть подобным Ему. То есть, если мы говорим, что человек — образ Божий, подразумевая, что он отображает в себе совершенства Творца, то в этом же смысле может употребляться и выражение: «человек подобен Богу» (подобен тем, что отображает в себе Божественные совершенства).
На страницах Священного Писания понятия «по образу» и «по подобию» встречаются вместе в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ).
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ).
игумен Иларион Алфеев:
Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.
Максим Исповедник говорит в своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны, он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь – причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним. И вот потому что человек был создан таким, он может все земное приобщить к духовному, и в конечном итоге – к небесному и Божественному. Это задача человечества.
священник Даниил Сысоев:
Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Бог – Личность, и мы – личности. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обладает Словом, Слово Божие – это Христос. И человек обладает словесной способностью – это то, что его отличает от всех животных, живых существ на земле. Более того, благодаря свойствам и способности властвовать над Вселенной, человек ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по природе своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У человека бессмертная душа, которая оживляет его смертное тело, и она тоже сотворена по образу Божию.
Но что такое подобие? Подобие Божие – это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог – кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие.