Что нового появилось в понимании человека в философии эпохи возрождения
Исторические события
Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.
Обстановка в Европе
Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.
Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.
Больше всего такая особенность относилась к Италии, где было много крупных городов-республик. Преобладание городского населения и более высокий общий уровень его образованности, влияние греков — выходцев из Византии, а также сохранение памятников римской архитектуры и скульптуры проявились в Италии «новым рождением» или ренессансом. Постепенно эти тенденции распространились и на северные страны.
Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.
К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.
В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.
Предпосылки возникновения
Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:
По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.
Этапы нового течения
Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:
Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.
Общие характеристики философии Ренессанса:
Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.
Основные направления
С начала XIV века в философии Ренессанса появлялись новые течение. Идеологической основой некоторых стали древнегреческие учения. Другие же возникли как ответы на социальные и исторические вопросы того времени.
Развитие гуманизма
Гуманистическое направление было особенно распространено во времена Раннего Возрождения. Все его представители — люди, отличавшиеся широтой мышления и универсальностью таланта. Краткий список имен гуманистов-философов эпохи Возрождения:
В своем творчестве они воспевали красоту и ум человека, их произведения вызывают оптимистические и жизнеутверждающие эмоции и призывают человека к самосовершенствованию, активному участию в изменении мира и целеустремленности.
Последователи Платона и натурфилософии
Идеалистическое направление античной философии получило развитие в период Раннего Ренессанса и стало называться неоплатонизмом. В нем человек представляется как микрокосм и устанавливается иерархия Единое — Ум — Душа. Над всем существует божественное Единое, которое эманирует в ум и разделяется там на множество идей. Ум эманирует в душу, имеющую чувственное начало.
Систематизировали и развили идеи неоплатонизма Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Немецкий ученый-математик и церковно-политический деятель Николай Кребс получил свое прозвище Кузанский по месту рождения. Он обладал обширными познаниями в области астрономии и географии, некоторое время был кардиналом, отстаивая церковные реформы. Джованни Мирандола был приверженцем гуманизма и пантеизма. Кроме права и теологии, изучал восточную философию и Каббалу. Владел древними и новыми языками и написал «900 тезисов», в которых пытался объединить разные философские школы.
Приверженцы натурфилософских идей старались найти первопричину, главные закономерности явлений природы и доказать, что человек сам может познать мирозданье, не дожидаясь божественного откровения. Натурфилософские взгляды относятся к материалистическому типу. Их придерживались многие астрономы:
Одним из ярких представителей натурфилософии является швейцарский медик, алхимик и мистик Парацельс. Занимался поисками философского камня, в процессе основал ятрохимию — науку о приготовлении лекарств и составил таблицы химических элементов для использования в медицине.
Реформационное движение и утопические идеи
Кризис католической церкви, моральное разложение духовенства, появление школ и рост грамотности образовали потребность в преобразовании церкви. Родоначальником Реформации считается Мартин Лютер, доктор богословия, потребовавший отмены индульгенций и изложивший свои мысли в «Тезисах». Его последователи Жак Кальвин и Томас Мюнцер систематизировали учение Лютера и выступали за пасторский надзор без власти Папы.
Философы-реформисты считали, что власть и собственность должны принадлежать трудовому народу, воспитанному в духе аскетизма и трудолюбия. Результатом их деятельности стал раскол католической церкви и отделение от нее разных типов протестантства (лютеранство, кальвинизм).
Утопические учения эпохи Возрождения основывались на идеях создания идеального государства, основанного на равноправии и справедливости. Самый известный утопист Томас Мор был политиком, входил в палату общин парламента Великобритании, а впоследствии стал лордом-канцлером. Свои мысли об устройстве общества всеобщего равноправия, где все граждане обязательно трудятся, а продукты труда равномерно распределяются между ними, он изложил в «Утопии».
Другой представитель утопизма — Томмазо Кампанелла, итальянский теолог Позднего Ренессанса. Написал трактат «Город Солнца», где описал утопическое справедливое государство, во главе которого стоит философ, знаток искусства и наук.
Эпоха Возрождения происходила под знаком просвещения и освобождения от церковного влияния. Ее философия оказала огромное влияние на культуру, науку и становление общества.
Образ человека в философии Возрождения
Содержание:
Введение
Культура Ренессанса характеризуется глобальным изменением мировоззрения. Мировоззрение Ренессанса сосредоточено не на космосе античности и не на Боге Средневековья, а на человеке.
Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим.
В эпоху Возрождения искусство приобретает огромное значение, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает некий священный характер (сакральный).
Культ прекрасного, характерный для эпохи Возрождения, связан с антропоцентризмом. В эпоху Возрождения ценность личности возросла как никогда ранее. В эпоху Возрождения основное внимание уделяется оригинальности и уникальности личности.
Натурфилософы Возрождения, такие как знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс, применяли магически-алхимическое понимание природы, которое выражалось в стремлении управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, что было характерно для XV-XVI веков. Натурфилософы пытались устранить идею творения: Мировая душа была задумана как жизненная сила, имманентная самой природе, благодаря которой природа стала независимой и больше не нуждалась во внеземном происхождении.
Проблемы философии эпохи Возрождения
Понятие человека в философии эпохи Возрождения
Философские ориентации и размышления приводят к важнейшему для эпохи Возрождения вопросу: «Велик ли человек или он ничто?», а философская мысль этого периода характеризуется как антропоцентрическая. Он был призван заменить преобладающий теоцентрический взгляд на природу, потенциал и достоинство человека.
Но какова была объективная реальность? С одной стороны, человек эпохи Возрождения считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо питаться, красиво одеваться, иметь уютный дом, без вреда удовлетворять свои другие телесные потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но разве это не свойственно в своей основе и животному (пренебрегая эстетической формой); разве человек с такими потребностями не остается на уровне животного? К счастью, человек эпохи Возрождения задавал себе такой вопрос. И вот, с другой стороны, человек, утверждая себя на такой основе, все же желал оставаться (прежде всего) духовным существом, хотя и вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы во всем этом идеалы доброго, благородного, прекрасного не были утрачены, изгнаны из его человеческой духовности и из условий его реальной повседневной жизни.
Природа личности, проблема этой природы
Можно рассматривать человеческую природу как некую постоянную, уже данную и неизменную, биологическую сущность. Кстати, в этой связи можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но дело не в этом. Человек не похож на себя даже в своем внутреннем мире. Если долго наблюдать за человеком, можно не поверить, что все его разнообразные дела и поступки исходят только от него самого. Человек противоречив. Противоречит самому себе. Все, что человек делает и думает, непостоянно по своей природе. Изображение человека как константы, как самого его существа, его природы, загнано в рамки обобщенного образа, что, конечно, противоречит идеалу человека эпохи Возрождения. И еще более индивидуальным или даже отличительным является тот факт, что человек зачастую больше отличается от самого себя, чем от окружающих его людей. Проблема противоречия, таким образом, заключается именно в этом, во внутреннем мире самого человека.
Другая дискуссия касается беспомощности человека. Как уже отмечалось, человек становится все более одиноким по мере увеличения его свободы. Это одиночество приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. И в человеке тоже часто есть зарытая природа, которую нередко приходится укрощать. Чтобы успокоить импульсы, желание бушевать, мстить. Ведь это значит, что в человеке долгое время может жить природа, которая долгое время не дает о себе знать, как не знает о ней никто другой. Но при любой возможности, искушении, провокации эта природа может возродиться и дать о себе знать, и тогда ее нужно дисциплинировать, вовремя остановить ее порывы.
Заключение
После анализа философии Возрождения остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное чувство осознания того, что человек занимает важное место в жизни, что многое происходит вокруг него, для него, благодаря ему. Связанные друг с другом, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Возрождение представляют собой две взаимоисключающие эпохи. Особенно это касается взглядов их представителей на природу и предназначение человека.
Концепция Возрождения основана на рационалистическом и натуралистическом подходе к человеку. Она возникает из потребностей веры человека в свои силы, в возможность создать для себя естественную, свободную жизнь и построить гуманистическое общество.
В рамках данной работы поставленные задачи решены и получены следующие результаты:
В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии эпохи Возрождения.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
История развития философии эпохи Возрождения
С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.
Как зарождалась философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.
Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.
Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:
Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.
Суть философии: основные идеи и особенности
Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.
Основы философии эпохи Возрождения:
Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.
Периоды и их ключевые достижения
Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:
К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.
Характерные черты Ренессанса
Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:
Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.
Идеологии и их последователи
В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.
Идеологии эпохи Возрождения:
Последователи
Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:
Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.
Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко + СПИСОК КНИГ. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 6
Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!
Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.
Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко
Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.
Этапы философии эпохи Возрождения
Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения
Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения
В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.
Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.
Представители философии эпохи Возрождения
Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центальной фигурой повествования.
Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.
Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.
Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.
Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.
Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.
Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.
Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.
Основные направления философии эпохи Возрождения
Характерные черты философии Возрождения
Философия Макиавелли кратко
Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.
Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.
Книги по философии эпохи Возрождения
ВИДЕО Философия эпохи Возрождения за 15 минут
Резюме
Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.
Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.
Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!