Что нового о пенсионной реформе сейчас
Снижение пенсионного возраста и отмена пенсионной реформы: как это будет начиная с января 2022
Международный валютный фонд (МВФ) рекомендовал повысить пенсионный возраст в России еще в 2017 году. Уже на следующий год депутаты приняли закон о «пенсионной реформе», который начал действовать с 2019 года. В середине 2021 года некоторые из чиновников пришли к выводу, что реформа не оправдала ожиданий и предложили вернуть прежний возраст выхода на пенсию. Однако, после бурных обсуждений, было установлено, что запущенную реформу, откатить назад не представляется возможным. Одновременно с этим, в течение двух лет в Госдуму вносились различные законопроекты, которые позволяют некоторым гражданам выходить на пенсию раньше установленных сроков при определенных условиях. Один из таких законов начнет действовать с 1 января 2022 года.
8 декабря Госдума РФ отклонила законопроект КПРФ об отмене пенсионной реформы, находившийся на рассмотрении с августа 2021 года. В качестве одной из главных причин называлось отсутствие денег в бюджете, заложенных на эти цели заблаговременно. Примечательно, что «заблаговременно» (24 ноября), такой бюджет депутаты утвердили сами аж до 2024 года. 6 декабря документ был подписан Президентом, а 7 декабря вступил в силу.
Однако, с 1 января 2022 года начнет действовать другой закон. Он фактически отменяет «пенсионную реформу» для целого ряда граждан, но при определенных условиях.
Досрочный выход на пенсию с 1 января 2022 года по ФЗ №153.
В наступающем году будет продолжаться переходный период, в течение которого возраст выхода на пенсию постепенно растет с тем, чтобы только к 2028 году достичь запланированных величин (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Так, в первой половине 2022 года женщины будут выходить на пенсию в 56,5 лет, а мужчины в 61,5 лет.
С 1 января 2022 года вступает в силу закон №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дает новое основание для более раннего выхода на пенсию. Речь идет о гражданах, которые остались без работы.
Если предпенсионер останется без работы, он сможет выйти на пенсию на два года раньше установленного для него срока.
Условия досрочного выхода на пенсию при потере работы:
У человека должен наступить предпенсионный возраст, к таковым относятся те люди, которым осталось пять лет до выхода на пенсию.
Важно, чтобы безработица наступила вследствие ликвидации компании (ИП, юрлицо) или официального сокращения штата.
Также необходимо, чтобы у человека был накоплен определенный объем стажа: у женщин должно быть 20 лет в распоряжении, а мужчины должны отработать не менее 25 лет.
Предложение о назначении досрочной пенсии должно поступить от службы занятости. Биржа труда должна официально признать, что работу для данного гражданина найти не представляется возможным.
В законе говорится, что досрочная пенсия будет выплачиваться такому гражданину до момента наступления им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Кто еще может выйти на пенсию досрочно
Досрочное назначение пенсии положено за длительный стаж (женщины не менее 37 лет и мужчины не менее 42 лет), многодетным женщинам с тремя и четырьмя детьми, а также гражданам работающим в тяжелых и опасных условиях, лицам некоторых социально значимых профессий, например, педагоги, врачи, водители, спасатели и др. Ещё досрочно выходят на пенсию граждане, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
Также российские чиновники предлагают гражданам предпенсионного возраста воспользоваться различными льготами пенсионеров.
Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.
Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.
Суть пенсионной реформы
Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:
Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.
Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.
Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.
Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.
Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.
Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.
Механизм стал быстро давать сбои:
Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.
В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.
Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2021 году?
Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.
В ПФР объяснили условия выхода на пенсию в 2022 году
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ
В 2022 году право выхода на пенсию получат женщины, родившиеся во втором полугодии 1965 года, и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1960 года, — то есть достигшие возраста 56,5 и 61,5 года соответственно. Об этом в комментарии агентству «Прайм» рассказала заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России (ПФР) в Москве и Московской области Марина Тарасова.
Она объяснила, что условием назначения страховой пенсии по старости, помимо достижения определенного возраста, остаются наличие необходимого пенсионного стажа и определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента. Последний напрямую зависит от суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за сотрудника.
В текущем году эти показатели равняются 12 и 21 году соответственно, в следующем их минимальный размер составит 13 и 23,4 года. К моменту завершения пенсионной реформы стаж для выхода на пенсию должен равняться как минимум 15 годам, а индивидуальный пенсионный коэффициент — 30.
Если стажа и коэффициента будет не хватать, то срок начала выплаты страховой пенсии отодвинется до момента, пока не наберется нужное количество лет и баллов. Спустя пять лет гражданину, который так и не смог достигнуть необходимых параметров, назначат социальную пенсию.
Снижение пенсионного возраста и отмена пенсионной реформы: как это будет
9 декабря на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности было опубликовано решение Государственной думы по законопроекту КПРФ об отмене пенсионной реформы и возврату к прежнему возрасту выхода на пенсию. Судя по представленным данным, депутаты решили не тянуть до 2035 года.
В конце ноября, комитет Государственной думы труду, социальной политике и делам ветеранов, ответственный за подготовку законопроекта к рассмотрению Госдумой в первом чтении, предложил рассмотреть документ 9 декабря.
Однако, 6 декабря в хронологических данных на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности появилась следующая запись:
«внести законопроект на рассмотрение Государственной думы (01.01.2035)»
Хотя протокол заседания Госдумы, которое прошло в этот день, гласит, что было принято решение «направить указанный проект федерального закона и материалы к нему Президенту РФ, в СовФед, Правительство, сенатору В.Н.Иконникову и внести его на рассмотрение 8 декабря 2021 года».
Также в протоколе указывалось, что депутаты будут рассматривать этот законопроект КПРФ об отмене пенсионной реформы одновременно с другим законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части снижения нормативного пенсионного возраста и запрета на его повышение до 1 января 2035 года».
Возможно это и послужило причиной внесения странной записи в хронологию сайта законопроектов, из-за чего там появилась запись о том, что обсуждение законопроекта отложили до 2035 года.
Отмена пенсионной реформы
Тем не менее 8 декабря, рассмотрение Госдумой проекта закона, внесённого коммунистами, всё же состоялось. По сообщениям СМИ, подавляющее большинство единороссов не стало участвовать в голосовании по «очень болезненному», по их словам, вопросу.
Депутаты решили не возвращать прежний возраст выхода на пенсию
8 декабря, рассмотрев в первом чтении законопроект КПРФ «об отмене пенсионной реформы», Госдума решила отклонить его. Протокол заседания пока не появился в открытом доступе на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности, но выводы о причинах такого решения можно сделать исходя из доводов, озвученных ранее.
А именно, ряд депутатов, предварительно ознакомившись с документом, находили невозможным его принятие из-за отсутствия денег, заложенных на это в бюджете.
«законопроект […] не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, которые возникнут в связи с реализацией закона в случае его принятия», говорилось в предварительном заключении Госдумы.
1 декабря, почти через полтора месяца, после вынесения этого «предварительного заключения», был принят федеральный бюджет до 2024 года. В него, расходы на пенсионные выплаты в случае отмены пенсионной реформы, заложены не были.
Соответственно, 8 декабря, отмену пенсионной реформы «зарубили». Вместо возврата прежнего возраста выхода на пенсию, депутаты предлагают «предпенсионный возраст».
Конституционный суд впервые оценит один из аспектов пенсионной реформы
Жалоба на один из аспектов пенсионной реформы 2018 г. впервые принята к рассмотрению Конституционным судом (КС) («Ведомости» ознакомились с копией документа). Пройдя все инстанции, в КС обратилась 57-летняя жительница Санкт-Петербурга Ирина Котлова. В 2020 г. она подала иск к городскому центру занятости населения, в котором требовала пособия в размере 11 280 руб. в качестве безработного гражданина предпенсионного возраста вместо назначенных 8000 руб. как для обычного безработного. Свое требование она объясняла тем, что в рамках проведения пенсионной реформы в законодательстве появилось понятие «граждан предпенсионного возраста», которому она соответствует. Закон вступил в силу 1 января 2019 г.
Жалоба Котловой обусловлена тем, что сопутствующие реформе нормативные акты дали таким гражданам право на получение дополнительной социальной поддержки. Меры поддержки были продиктованы повышением возраста выхода на пенсию. Для женщин он был увеличен с 55 до 60 лет. При этом возраст, дающий право на получение ряда социальных услуг, сохранился прежним, а Котловой исполнилось 55 лет в марте 2019 г. Котлова сама подсчитала, что государство должно компенсировать разницу в 28 000 руб. Этот долг у государства копился перед заявителем до момента обращения его в суд первой инстанции в сентябре 2019 г. «Единственным основанием для отказа [в дополнительных выплатах] явилась дата признания меня безработной», – указала сама Котлова в жалобе (безработной она была с 15 мая 2018 г. по 23 сентября 2019 г.).
Представители центра занятости населения Санкт-Петербурга в судах ссылались на позицию Министерства труда: согласно разъяснениям ведомства, право на повышенные гарантии возникает лишь у определенной группы граждан предпенсионного возраста – получивших статус безработного после января 2019 г. Поэтому сейчас заявительница оспаривает в КС применение закона по отношению к таким, как она, – безработным, но признанным гражданами предпенсионного возраста после вступления в силу закона. Суды до КС не изучали совокупность этих факторов, говорится в жалобе заявителя.