Что носят подводники в красной коробке на боку

Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников

Что носят подводники в красной коробке на боку

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Согласно официальному сообщению Минобороны, потерпевшая в июле в Баренцевом море аварию атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик» занималась проведением батиметрических измерений. Впоследствии военные и чиновники, сославшись на секретность, отказались раскрывать подробности инцидента и конкретное содержание задач, решаемых научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Тем не менее возможно предположить, чем мог бы заниматься АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах и чем станция в действительности занималась. «Лента.ру» рассказывает, какие задачи мог выполнять аппарат.

Подгоревший шарик

Хотя официально конструкция научно-исследовательского глубоководного аппарата по понятным причинам не раскрывается, из неофициальных источников известно, что АС-31 «Лошарик» предназначен для проведения операций на морском грунте на глубине до шести километров, включающих, в частности, освещение окружающих ландшафтов, манипуляцию с различными внешними изделиями, например установку разнообразных датчиков и резку подводных кабелей, и наконец, общую разведку. Для выполнения таких задач глубоководный аппарат предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Конструктивно корпус АС-31 «Лошарик» скрывает семь титановых относительно независимых друг от друга сферических отсеков, связанных между собой переходами. В хвостовых отсеках, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Общая длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Автономность плавания — по разным данным, вероятно, в зависимости от решаемых задач — несколько суток или месяцев. Общее пространство внутри семи сфер, которое может занимать экипаж из 25 человек и оборудование, как нетрудно подсчитать, будет составлять порядка одной тысячи кубических метров. Для дальних или продолжительных миссий АС-31 «Лошарик» требуется носитель, однако глубоководный аппарат, будучи небольшой подлодкой, может обходиться и без средства выведения.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Возможная конструкция АС-31 «Лошарик»

Так чем же мог заниматься и занимался в действительности АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах у берегов Кольского полуострова?

Китайское дно

Прежде всего, стоит вспомнить, что в сентябре 2012 года АС-31 «Лошарик», выводимый атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), в рамках экспедиции «Севморгео» в район северного полюса, извлек с глубины более двух километров керны, которые впоследствии использовались Москвой в качестве доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.

Политическую и экономическую важность таких работ нельзя недооценивать, поскольку общая площадь подводных территорий, рассматриваемых Россией как продолжение собственного континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. В Минприроды уверены, что запасы углеводородов под расширенным материковым шельфом составляют пять миллиардов тонн условного топлива, иначе — 12 процентов мировых запасов нефти.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Поскольку последние работы АС-31 «Лошарик» в Баренцевом море велись в непосредственной близости от Кольского полуострова на глубине не более 300 метров, сомнительно, что какие-либо материалы, добытые с такого участка, могут представлять ценность для обоснования территориальных претензий России. Однако тут интересно другое.

В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами. И все же такой сценарий выглядит надуманным.

Русская звезда

Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон». Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Тем не менее явно не прослеживается, как конкретно инцидент с АС-31 «Лошарик» может быть связан с К-329 «Белгород». По имеющимся сведениям, последним носителем глубоководного аппарата был БС-136 «Оренбург» или БС-64 «Подмосковье», однако почему-то заметка «Красной звезды», официального издания Минобороны России, посвященная случившемуся, изначально сопровождалась ранее неизвестной схемой, напоминающей подлодку К-329 «Белгород» с прикрепленной снизу одной небольшой субмариной (впоследствии схема исчезла с сайта «Красной звезды»). Не исключено, что речь может идти о преднамеренной утечке, как было в ноябре 2015 года со стратегическим подводным беспилотником «Статус-6» (укрупненная версия «Посейдона»), небрежной работе дежурного администратора издания либо топорных попытках российского военного ведомства принять участие в информационной войне.

Не тот шарик

Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией. Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо, в противном случае ни о какой автономности «Посейдона», тем более в неисследованных глубинах океана, не может быть и речи. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Типичная получаемая в ходе батиметрических измерений картина

Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.

Наразворачивали

Четвертый вариант последнего применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне. Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая система наблюдения), расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.

Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России — предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ. Использовать АС-31 «Лошарик» для таких работ можно, но, хотя бы из соображений безопасности, не нужно.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Причина — в распоряжении ГУГИ есть хорошо себя зарекомендовавшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», выступающее носителем обитаемых неатомных автономных глубоководных аппаратов «Русь» и «Консул» (оба — с глубиной погружения около шести километров), а также допускающее, вероятно, размещение аппаратов «Мир». Именно «Янтарь» принимал участие в марте 2017 года в операции по извлечению бортового оборудования переносимых авианосцем «Адмирал Кузнецов» самолетов МиГ-29КР и Су-33, утерянных Россией в ноябре и декабре 2016 года в Средиземном море, соответственно. Важно, что еще раньше, в октябре 2016 года, данный корабль был замечен вблизи сирийского побережья как раз там, где располагаются подводные линии связи.

Проходной двор

И наконец, пятый и наиболее приемлемый сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).

Что носят подводники в красной коробке на боку

Ангары на базе в Североморске могут скрывать АС-31 «Лошарик» и К-329 «Белгород»

Изображение: Barents Observer

Вероятным дополнением (в рамках сетецентрического подхода) или полноценным компонентом «Гармонии» выступят комплексы МГК-608 различных адаптаций, гидрофоны (принимающие элементы) которых предполагают установку на глубину до одного километра и на расстояние до 200 километров от берега. Получаемые придонными датчиками акустические данные после оцифровки должны передаваться по волоконно-оптической кабельной линии на береговой пост для дальнейшего анализа.

Средством доставки АДС называют подлодки проекта 09852, к которым относится спущенная на воду К-329 «Белгород». «Гармония» должна быть развернута к 2020 году, чего наверняка не произойдет. Среди возможных причин отставания по срокам можно назвать не столько инцидент с АС-31 «Лошарик», сколько проблемы с необходимыми компонентами и оборудованием, например, оптоволоконным кабелем, соединительными муфтами, кабелеукладчиками и аккумуляторами. Любопытно, что пункт управления «Гармонией» находится в Белушьей Губе (Новая Земля), тогда как площадка для подготовки АДС — в бухте Окольная (Североморск), недалеко от предположительного местонахождения АС-31 «Лошарик».

Что носят подводники в красной коробке на боку

Принципиальная схема устройства системы противодиверсионного мониторинга

Без «Гармонии» (в широком смысле) и МГК-608 (в узком) Вооруженные силы России фактически не в состоянии в собственных арктических водах отследить и идентифицировать иностранные субмарины. Прямым следствием такой ситуации является то, что без системы подводного наблюдения никакого стратегического преимущества «Кинжалы» и «Авангарды» обеспечить России не могут, а носитель с «Посейдоном» просто не успеет при необходимости покинуть пределы российских территориальных вод.

Источник

Потолок обрушился на голову председателя клуба моряков-подводников в Петербурге

Коммунальная авария на 5-ой линии Васильевского острова, 46 Б произошла из-за аварии на трубе с горячей водой. Все случилось в начале недели, но ремонт не произведен до сих пор.

В клубе моряков-подводников приступили к разбору последствий и подсчитывают ущерб, который может составить без малого миллион рублей.

«Здесь, с помощью членов клуба, спонсоров, был сделан ремонт очень приличный и клуб нормально функционировал. Но беда всех полуподвалов — это то, что нас периодически затапливает. 20 декабря произошел разрыв трубопровода во дворе дома, и вода по земле прошла к нам сюда, а мы находимся так, что через землю пошла вода, температура 90 градусов, под приличным давлением, а были морозы, и вода начала испаряться. Даже повреждения основные не столько от воды, сколько от пара», — рассказал Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников.

На устранение последствий будет потрачена не одна неделя. Ремонт своими силами руководству клуба не потянуть. Помещение было застраховано, только вот средств от этой выплаты судя по всему не хватит, да и получат ее не скоро, а ремонт надо проводить оперативно, так как если упустить время — потом средств придется тратить еще больше.

«Потолок начал набухать, после этого начал рушиться, линолеум вздыбился, оказалось, что вся фанера, лаги — все пришли в негодное состояние, и сейчас уже пошел грибок, что совершенно недопустимо при том, что мы здесь практически живем и работаем», — добавил Игорь Курдин.

Как рассказал председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, дом, в котором располагается их организация, уже пять дней живет без горячей воды. Квартир в нем пусть и не так много, но он недоумевает, почему жители должны так долго терпеть неудобства. По его словам, до сих не могут найти и «хозяина» прохудившейся трубы. Этот вопрос решали представители пяти коммунальных организаций, но к «общему знаменателю» так и не пришли. Тем не менее, обещают, что к вечеру понедельника необходимые ремонтные работы на трубе все-таки проведут. После этого в клубе тоже смогут начать ремонт помещения.

«Это был мой кабинет, сегодня выносили все книги, сувениры, видеокассеты, подарки, награды, которыми были завешаны все стены помещения, и все это, надеемся, что не очень сильно повреждено, потому что именно здесь мы проводим встречи, общаемся с членами клуба, со всеми, кто к нам приходит», — говорит Игорь Курдин.

В социальных сетях объявлен сбор средств для помощи клубу. Помогают и обычные граждане, и представители крупных компаний. Уже удалось собрать более 250 тысяч рублей. Игорь Курдин также надеется и на оперативную выплату страховки. А открыть обновленное помещение планируют сразу после новогодних праздников. Строители будут работать без выходных.

Источник

Последний поход

Что носят подводники в красной коробке на боку

Доступа к материалам комиссии, возглавляемой главкомом ВМФ Николаем Евменовым, нет даже у врио главы Мурманской области Андрея Чибиса. Детали происшествия относятся к гостайне. С родственников погибших и пострадавших взяли подписки о неразглашении. Корреспондент РБК побывала в Мурманской области и поговорила с представителями региональных властей, военнослужащими и со знакомыми о ходе расследования трагедии, чтобы восстановить хронологию инцидента в Баренцевом море.

Взрыв в Мотовском заливе

Атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 («Лошарик») и ее базовая станция — атомная подлодка «Подмосковье» приписаны к 29-й дивизии, которая дислоцируется в населенном пункте Оленья Губа на западном берегу Кольского залива, рассказал РБК источник, знакомый с деталями инцидента, и подтвердил второй собеседник, знакомый с ходом расследования.

1 июля около 21:00 атомная подлодка, состыкованная с базовой станцией, вышла из Оленьей Губы и, предположительно, пошла на северо-запад до Мотовского залива. В этом заливе располагается полигон, где российские подлодки опускаются на предельные глубины, до 600 м, объясняет бывший подводник, служивший в регионе. После выполнения задания, характер которого не уточняется, «Лошарик» поднялся наверх и состыковался с лодкой-носителем, тогда и произошло ЧП. Именно это обстоятельство позволило спасти часть экипажа и саму станцию.

Что носят подводники в красной коробке на боку

Точное количество людей на АС-31 в момент пожара не раскрывается. Официально объявлено о 14 погибших. «Спальных мест на подлодке 24», — отмечает собеседник, принимавший участие в подобных учениях. Помимо 14 погибших и пятерых пострадавших лодка могла вместить еще пятерых, предполагает он. Данных о них нет и не будет с учетом секретности операции, добавил собеседник. Все присутствующие на лодке, о которых известно, были офицерами. Из 14 погибших семеро — капитаны первого ранга. «Это нормальный состав для подобной подлодки. На таких глубинах работают специально подготовленные люди. Экипаж АС-31 не подразумевает срочников, должны быть только офицеры», — объясняет он.

Глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что часть экипажа удалось спасти, однако не уточнил число выживших. Пятеро пострадавших находились в закрытом отделении североморского госпиталя, все они получили контузии, но к четвергу, 4 июля, все пришли в сознание, сообщил источник, знакомый с ходом расследования. По его словам, всех выписали в субботу, чтобы они смогли попасть на похороны сослуживцев.

Единственный гражданский на борту, по всей вероятности, был представителем завода «Севмаш», который строит подлодки, и осуществлял наладку механизмов, отмечает знакомый с обстоятельствами ЧП моряк. Военнослужащие сами не выполняют настройку оборудования, они его только эксплуатируют, объясняет он, а регламентные работы выполняют специалисты предприятий-изготовителей. «Корабль вышел в море, они должны были отработать некоторые задачи. Я предполагаю, что это был учебный выход для проверки готовности корабля», — отмечает подводник.

Спасение гражданского и неиспользованные противогазы

«У комиссии вызывает вопросы причина взрыва в отсеке, где находился аккумулятор, а также тот факт, что моряки не воспользовались портативными дыхательными аппаратами, которыми по инструкции должны были воспользоваться в первую очередь», — говорит знакомый с расследованием обстоятельств инцидента собеседник РБК.

Речь, скорее всего, идет о литиевой аккумуляторной батарее, как считалось, абсолютно безопасной, уточняет еще один опытный подводник. «Ни одной серьезной аварии на этих батареях за все 45 лет существования таких подлодок», — подчеркивает он. Литиевая батарея является резервным источником питания на этой атомной подлодке, объясняет другой бывший подводник.

Вероятно, моряки не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва — кто-то сразу погиб, а кто-то потерял сознание и задохнулся, не успев надеть ПДА. Не исключено, что кто-то находился не на вахте и спал, предполагает собеседник РБК. В подлодке такого типа достаточно двух-трех вздохов, чтобы отравиться продуктами горения и потерять сознание, объясняет подводник.

Погибшие моряки находились в носовом отсеке подлодки, еще четверо были в центральном отсеке, они не были задействованы в стыковке и успели перебраться в лодку-носитель, отмечает собеседник, знакомый с обстоятельствами трагедии. Гражданский находился в носовом отсеке, его удалось эвакуировать оттуда, отмечает он.

Как именно удалось эвакуировать гражданского специалиста и изолировать носовой отсек, неизвестно. В официальном сообщении Минобороны говорится, что гражданского вывел из отсека и задраил люк капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Если люк задраил кто-то из погибших впоследствии моряков, вероятно, у него на это были считаные секунды — и в таком случае можно предположить, что он решил не тратить время на подключение к ПДА, пожертвовав жизнью ради спасения остальных, рассуждают собеседники РБК. Впрочем, не исключен и вариант, что люк задраили с другой стороны.

Ядерный реактор на АС-31 — небольшой мощности, он находится в абсолютно герметичном отсеке и управляется дистанционно, объясняет подводник. «Поэтому ядерного взрыва быть не могло. Но если не задраить носовой отсек, пожар перекинулся бы на лодку-носитель, и мы бы столкнулись с гибелью гораздо большего количества людей и, возможно, гибелью обоих кораблей — «Лошарика» и «Подмосковья», — добавляет он.

Что носят подводники в красной коробке на боку

По данным одного из собеседников РБК, носитель с АС-31 поднялся недалеко от Ура-Губы, после чего лодка добралась до Североморска.

Оленья Губа — один из населенных пунктов, входящих в закрытое территориально-административное образование (ЗАТО) Александровск. Местное руководство приняло решение присвоить школе №280 в Оленьей Губе имя одного из погибших моряков — Дениса Опарина, выпускника этой школы, рассказал РБК глава ЗАТО Александровск Семен Кауров. В учреждении уже есть памятный уголок, посвященный гибели подводной лодки С-80 в 1961 году. Теперь там разместят музейную экспозицию и биографию Опарина, а на здании школы установят мемориальную доску.

Капитан первого ранга Денис Опарин, сын командира воинской части, к которой относится экипаж АС-31, Героя России Александра Опарина. Минобороны сообщило, что Опарин-младший награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью Ушакова. Указом президента ему было присвоено звание Героя России посмертно.

Короткое замыкание, столкновение или диверсия

Обстоятельства инцидента расследует комиссия под руководством главкома ВМФ Николая Евменова. Официальную позицию Минобороны высказал глава ведомства Сергей Шойгу: трагедию спровоцировали пожар в аккумуляторном отсеке, который «получил некое распространение», и отравление моряков продуктами горения. Причины пожара он не назвал.

Комиссия пока не пришла к выводам о причинах произошедшего, однако РБК удалось узнать, какие версии рассматриваются специалистами.

Основные две. Первая — возгорание в электрическом щитке. «Короткое замыкание привело к пожару, тот — к взрыву», — рассказывает собеседник РБК, знакомый с ходом расследования. Вторая версия, которую не исключает комиссия, — это диверсия, продолжает он, указывая, что результатов расследования пока нет и это только предварительные версии.

У другого источника РБК также две версии причин взрыва. Его могло спровоцировать либо короткое замыкание, либо «некое внешнее воздействие» — «столкновение с внешним объектом», которое повлекло за собой попадание воды в аккумуляторную батарею. «Если вода поступает в аккумуляторную батарею, она начинает выделять хлор, а это приводит к перегреву и взрыву», — говорит знакомый с работой подлодок собеседник.

Версию диверсии собеседник РБК также не исключает, но основной не считает. В этом случае, по его словам, на стадии подготовки лодки к заданию «мог быть заранее заложен элемент, который привел к взрыву», отмечает он, добавляя, что система безопасности на подлодках делает эту версию маловероятной.

В ответ на запрос РБК в Минобороны предложили дождаться окончания работы комиссии.

Секретная подлодка

Атомная глубоководная станция проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик» из-за своей конструкции — цепи сопряженных высокопрочных титановых сфер, которые напоминают героя мультфильма «Лошарик», созданного в 1971 году Юрием Норштейном.

Пострадавшей станции более 15 лет, в 2016 году она прошла модернизацию — «были поставлены какие-то новые вещи, что-то усовершенствовано», говорит собеседник РБК, знакомый с обстоятельствами трагедии.

На «Лошарике» есть манипуляторы, прожекторы, система эхолотов — они дают возможность измерять рельеф дна по отражению звука, моделировать его на мониторе и разрабатывать маршрут движения, продолжает другой собеседник РБК, знакомый с расследованием обстоятельств инцидента.

«У таких лодок несколько модификаций, их небольшое количество. Это был единственный вариант лодки такой модификации», — продолжает он, не уточняя деталей конструкции. Лодка могла погружаться на глубину до 6 тыс. м, говорит он.

Подводники проводят обследование дна, делают батиметрические измерения (исследование рельефа дна водоемов. — РБК), которые потом используются в картах Мирового океана. «Кроме того, они обеспечивают действия сил флота в определенных регионах Мирового океана, в частности, в рамках противодействия системе слежения за российскими подлодками SOSUS», — говорит знакомый с задачами подводников собеседник РБК. Существует несколько противолодочных рубежей: Фареро-Исландский и Нордкап — Медвежий остров, через которые ходят российские лодки, объясняет подводник, служивший в этом регионе. Речь идет о датчиках-гидрофонах, от которых идет сигнал, фиксирующий проплывающие объекты. Когда начинаются активные действия флота, «Лошарик» идет впереди остальных лодок и обрезает эти датчики, чтобы последующие суда могли пройти незамеченными, объясняет он, отмечая, что это лишь одна из функций манипуляторов на такой подлодке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *