Что носили зимой в 19 веке
Как раньше одевались женщины зимой?
Что было модно в 18, 19 и 20 веках? Насколько теплыми были зимние вещи, и какие элементы гардероба дожили до наших дней? Подскажет модный исторический словарь от портала Кировчанка.ru.
Что мы, жительницы 21 века, носим в холодное время года? Шубки и меховые пальто, пуховики с самыми современными утеплителями, мембранную одежду и обувь, термобелье. К нашим услугам все богатство инновационных тканей, материалов, технологий. Не говоря уже о разнообразии модных тенденций: натуральный и искусственный мех, расцветки, фасоны, длина и декор — на любой вкус и случай.
Интересно, а как обстояли дела с зимним гардеробом у наших предшественниц — женщин, живших 100, 200, 300 лет назад? Что они носили, чтобы спастись от морозов и при этом быть красивыми и стильными? Ведь желание хорошо выглядеть близко представительницам прекрасного пола во все времена, вне зависимости от сезона.
Мы составили для вас специальный модный словарь, который поможет представить, как менялся женский зимний образ в разные столетия, от бурок и пардессю до шугая. Вам знакомы эти слова? Если нет — советуем изучить наш словарь. Он не совсем обычный — все названия мы расположили не в алфавитном, а в хронологическом порядке для того, чтобы было удобнее представлять перемены, происходящие с зимним гардеробом.
Душегрея — женский верхний наряд с узкими длинными рукавами, сохранивший популярность вплоть до начала 20 века, особенно в сельской местности. Впереди — разрез и много пуговиц, сзади — складки, заложенные у пояса. Известен и другой вариант покроя — без рукавов, на лямках, такая душегрея надевалась поверх сарафана. Интересно, что душегреи носили женщины всех сословий, от крестьянок до знатных боярынь. Те, у кого была возможность, конечно, шили душегреи из дорогих материалов, а воротник и подол отделывали бахромой, украшали вышивкой, золотыми нитями и бисером. Для тепла душегрея «сажалась» на подкладку из ваты и подбивалась заячьим мехом.
Нагольная шуба — старинное русское одеяние, которое носили обязательно мехом вовнутрь. Крестьяне чаще всего шили шубы из овчины, люди более знатные — из песца, рыси, горностая. «Нагольная» означает «не покрытая сверху тканью», т. е. просто из грубых, голых шкур. Богачи презрительно звали крестьян в таких шубах «нагольщиной», отсюда и пошло название. Кстати, нагольная шуба чем-то напоминает современную дубленку. Тот же приницип: мех — внутри, кожа — снаружи.
Шугай — короткая зимняя шубка, распространенная начиная с допетровской Руси. Интересна она тем, что является чуть ли не единственным примером женской одежды, открывающей линию талии (ведь в старину женщины чаще всего носили исключительно просторные вещи до пола, не показывающие фигуру). Нижняя часть шугая — хорошо знакомая современным модницам баска, которая собиралась на поясе в трубчатые складки. Рукава и подол было принято отделывать беличьим мехом.
Еще одна деталь: шугай носили как с рукавами, так и внакидку — то есть, продевали руку только в один рукав, а второй набрасывали на плечо и придерживали при ходьбе.
Каррик — фасон пальто, придуманный англичанами и пришедший в Российскую империю вместе с модой на все английское. По сути, каррик — свободное двубортное пальто, а главная его «фишка» — множество пелерин-накидок, покрывающих плечи: их могло быть от 3 до 16! Кстати, изначально это пальто создавалось как мужской театральный костюм, а уже потом получило более широкое распространение, в том числе, среди дам.
Пардессю — длинная верхняя одежда по типу пальто, вошедшая в моду во времена Александра II. Отличительная особенность — простеганная ткань, отложной «английский» воротник и мужской крой (поскольку изначально пальто позаимствовано именно из гардероба мужчин). Несмотря на необычное название, такая модель вам наверняка знакома — это классика, и ее можно часто встретить на улицах (разумеется, уже в более современном варианте).
Ротонда — широкая, длинная накидка-пелерина на меху, без рукавов. Была популярна в России вплоть до конца 19 века, пока в одежде преобладали фасоны платьев с широкими юбками. Такой женский силуэт с круглыми, плавно ниспадающими линиями и правда вызывает ассоциации с садовыми павильонами-ротондами, чрезвычайно модными в архитектуре того времени.
Сафьяновые сапоги — праздничный вариант обуви в царской России как для мужчин, так и для женщин. Позволить такую нарядную пару могли себе не все. Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный декоративный эффект — шагрень. Голенище таких сапог иногда срезали наискосок так, чтобы передняя часть была выше задней и украшали вышивкой.
Бурки — «привет» из 1920-30-х годов. Это войлочные сапоги, напоминающие «городской» вариант валенок, поскольку ступня и задник были выполнены из кожи. На голенище иногда нашивали кожаный ремень — затянутый, он препятствовал попаданию снега внутрь обуви. Любопытно, что популярность бурок в наши дни возвращается — теперь это не просто теплая и удобная обувь, но и модный тренд.
«Прощай, молодость» — настоящий символ советской эпохи! Боты или полусапоги с войлочным или суконным верхом, молнией впереди, на добротной резиновой подошве — их помнят многие. Свое ироничное название боты заслужили за немного нелепый, старомодный вид. Однако их носили не только пенсионеры. По причине удобства, тепла и дешевизны в таких ботах ходили студенты, рабочие, дети, мужчины и женщины.
Мех. Лиса (особенно черно-бурая и белая серебристая), бобр, соболь, куница, горностай — в дамской одежде 19 века все эти виды меха использовались только в качестве оторочки (для красоты) или подкладки (для тепла). Редко — для пошива целых шуб, к которым мы привыкли сейчас. Позже, на рубеже веков, все изменилось, и меховые пальто стали настоящим символом роскоши и богатства.
Муфта — элегантное дополнение к зимним шубкам. Муфты шили из меха или бархата с меховой опушкой, украшали лентами, перьями, камнями. В моде были целые гарнитуры: воротник плюс муфта или шапочка плюс муфта. Для женщин из более простых семей муфты были не украшением, а практичным аксессуаром, выполняя сразу несколько ролей — и перчаток, и сумочки.
«Менингитки» — такое название получили в СССР изящные полушляпки в стиле нью-лук, созданные франзцускими дизайнерами в 1940-50-х годах. Название действительно меткое — маленький очаровательный головной убор, почти не закрывающий затылок, с трудом мог защитить от неласкового ветра и мороза, в такой легкомысленной шляпе недолго и заболеть! Правда, отъявленные советские модницы все равно носили «менингитки» — их шили из фетра, плюша и меха, а некоторые даже вязали сами.
Теплые колготки, которые сейчас мы носим в холода, были для женщин небывалым делом. А между тем, они были очень нужны — ведь даже в морозы было не принято носить брюки (они вошли в наш гардероб где-то в 70-х годах). Поэтому зимой под теплую юбку надевали хлопчатобумажные либо шерстяные панталоны до колен. А к ним — плотные хлопчатобумажные чулки.
Конечно, мода — дама капризная и меняется очень часто, поэтому и боты, и «менингитки», и уж, тем более, пальто «каррик» с множеством воротников сегодня выглядят, скорее, как музейные экспонаты. Но, как известно, дизайнеры частенько обращаются за вдохновением к тенденциям прошлого, используя их на новый лад. Как вы думаете, ждет ли нас в ближайшее время возвращение каких-то фасонов и моделей, популярных раньше?
Лисьи шубы, муфты и шерстяное белье: что носили петербуржцы зимой в XIX и XX веках. Рассказывает историк костюма
Какие меха были самыми модными, чем утеплялись горожане среднего достатка, какое белье надевали для катания на коньках и почему тип шубы зависел от возраста?
Историк костюма Юлия Демиденко рассказала «Бумаге», как одевались зимой в дореволюционном Петербурге и Ленинграде.
Юлия Демиденко
«Русские носили меха легко и непринужденно»:
как утеплялись петербуржцы зимой в XIX и ХХ веках
В дореволюционный период, на рубеже XIX и XX веков, в Петербурге носили шубы. Мода на меха относится именно к концу XIX столетия. До этого шубы были крытые сверху — тканью, сукном, а что внутри — никто особенно не разбирался. Мехом наружу [верхнюю одежду] сначала носило простонародье. Иностранцы очень веселились и говорили, что русские люди косматые — в «длинном мехе» ходят. А на рубеже веков меха входят в моду, шубы начинают носить мехом наружу, ими начинают гордиться. Это становится по-настоящему модной одеждой.
Кстати, во всем мире считалось, что русские женщины умели носить меха. Все-таки меха были не как сейчас, а очень тяжелые по выделке. И говорили, что там, где француженка сгибается под тяжестью мехов, русская носит их легко и непринужденно.
Однако в то время много гулять было не принято. Один англичанин сказал: если у вас есть зонт — значит, у вас нет экипажа. Тут то же самое. Зимние кареты были изнутри обиты чем-то теплым — ватином, теми же мехами, там были шерстяные байки. В каретах были печки на углях, грелки. Сани — попроще, но тоже с меховой полостью. Фактически вы едете в таком меховом одеяле, поэтому вам не холодно. Возможно, из-за этого и не было сильной необходимости в очень теплой одежде.
Почему выбор меха зависел от возраста и что носили те,
кому не хватало на шубу
Не каждая дама покупала новые меха: они переходили по наследству. Но мы должны иметь в виду, что существовали очень четкие представления о том, в каком возрасте какой мех можно носить. Мода в это время была очень нормативная.
Считалось, что женщины солидного возраста носят соболей, а молодые девушки — сибирскую белку, каракуль, крота, зайчика, какого бы благосостояния они ни были. В ношении мехов существовала иерархия — не по классу, а по возрасту и социальному положению.
Конечно, меховое манто — это роскошь, а каракулевые шубы, понятно, были у богатых девушек. Те, кто победнее, носили воротники или шапочки из тех же мехов, а пальто — суконное. Гораздо доступнее для разночинных девушек, например, были палантины и муфты: каракулевая шапка, муфточка — вот и весь зимний наряд. Вообще, муфта — обязательная вещь, потому что это и перчатки, и сумочка, в которую можно было много чего положить. В моде были целые гарнитуры: например, воротник и муфта или шапочка и муфта.
Существовало и такое правило: в приданое для средней обеспеченности дамы обязательно нужен был каракулевый жакет. В браке она уже получает роскошный палантин и муфту. Но палантин тоже был больше не ради тепла, а ради форса.
Молодые женщины часто предпочитали утепленные бархатные пальто. В преклонном возрасте, как правило, носили большое манто, бархатное или шелковое, отделанное скунсом. Это настоящая традиция среднего класса.
Специальные меха предназначались и для траура — например, морской котик, шубы из которого дожили до советской власти. Шубы из морского котика получили большое распространение во время Первой мировой, потому что трудно было найти семью, в которой не было бы жертв этой войны.
От козы до белого медведя: какие меха были в моде
и как их подделывали
Меха стоили по-разному. Белка была довольно дешевым мехом. Жакеты из нее надевали уже осенью, когда становилось чуть прохладнее.
Самые теплые и дорогие меха — это наши северные звери: куница, горностай, лисы (особенно черно-бурые и белые серебристые, которые считались большой редкостью), песец (популярны были светлые песцы), соболь. Белый медведь, между прочим, тоже использовался в шубах.
А вот норка была непопулярна, в том числе потому, что это обитатель более теплых мест. Норка, барсук, росомаха — это менее теплые меха, которые стоили дешевле. Даже белка, хотя она много где водится, котировалась только из Сибири.
В ношении мехов существовала иерархия — не по классу, а по возрасту и социальному положению
Шиншилл носили совсем модницы, которые часто меняли гардероб, потому что этот мех непрочный и дорогой. Люди среднего достатка носили козу — считалось, что это неплохой мех, мягкий.
При этом, когда мех стал модным, появилось много подделок. Было известно, что это освоенное ремесло и торговцы мехами много обманывают. И даже в петербургских газетах встречались публикации о том, что каких-то кошек или кроликов выдают за дорогой мех.
Кроме того, современные цветные норки — это результат селекции: природная норка имеет коричневый цвет. Тогда норок красили со страшной силой и делали это не всегда хорошо. Куниц тоже красили и выдавали за соболей.
«Город мундира»: почему мужчины в Петербурге зимой носили пальто
У мужчин было по-другому, потому что Петербург — город служивый, город мундира. Здесь носили мундирное платье и форменные шинели. Не только военные: свои форменные шинели были у студентов, гражданских чиновников. Помните «Шинель» Гоголя? Это же чиновничья шинель.
Поскольку их не шили в промышленном масштабе, заказывали сами по единому образцу. Они могли быть из дорогой или дешевой ткани — зависело от вашего кошелька. Надо сказать, что петербуржцы так привыкли к форменной одежде, что даже существовала верная примета: если мужчина в пальто [зимой], то это петербуржец. Москва ходит в шубах, а петербуржцы — во всяком случае в начале ХХ века — приезжают в пальто, из-за чего над ними в других городах России все смеются и говорят, что это очень не по-русски и холодно.
Конечно, были отдельные художники, артисты: тот же Шаляпин ходил в мехах. Мужским мехом считался бобр.
Нижнее белье из шерсти и заячьи чулки
Было знаменитое трикотажное егерское белье из чистой шерсти. Немецкий доктор Егер вообще предлагал и летом, и зимой носить чистую шерсть. Он был очень серьезным ученым и крупным зоологом — например, создал Венский зоопарк. И доктор Егер считал, что раз человек по сути своей животное, то должен одеваться как животное — в шерсть. У него была разработана целая система такой современной гигиеничной одежды из натуральной шерсти, не крашеной и никак не обработанной. На эту тему у него было написано несколько работ. Он даже продал свою марку, и егерское белье выпускали в том числе и в Петербурге.
Говорили, что там, где француженка сгибается под тяжестью мехов, русская носит их легко и непринужденно
Такое белье было и мужское, и дамское. Хотя егерское было довольно дорогое. В остальном [те, кто не мог его себе позволить], носили просто какие-то фуфайки из более плотной ткани вроде фланелевой. Это считалось зимним бельем. В XIX веке носили стеганые ватные нижние юбки. Но так как старались лишний раз не гулять, в основном эти вещи, белье в особенности, надевались под спортивную одежду — например, когда вошло в моду катание на коньках. Хотя простонародье, конечно, утеплялось как могло: что было, то на себя и надевали.
Обувь старались делать на шерстяной подкладке. Иногда носили ботинки, отороченные мехом, шерстяные, тканевые или кожаные сапоги на меху. Были распространены меховые стельки, чулки из заячьего меха. Дома иногда носили бархатные сапоги — это было еще в старой допетровской Руси.
Что носили зимой в советское время
Перелом наступил в революционные годы, потому что в Петрограде была очень холодная зима. Отопления не было несколько лет подряд — колоссальный топливный кризис. И у людей не было денег, поэтому они продавали всё что угодно.
Одна их первых реквизиций (принудительных изъятий государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества — прим. «Бумаги») советской власти в январе 1917 года — это даже не дома, квартиры или какие-то ценности, а теплые вещи для армии. Просто ходили по так называемым буржуйским квартирам и собирали любые теплые вещи. Где был разумный домовой совет, там могли сами собрать и куда-то отнести, но бывали и насильственные реквизиции.
Солдаты Красной армии воевали в лаптях, есть даже описание: холщовые штаны, барское пальто и феска на голове. Не было ничего, поэтому надевали то, что удавалось собрать по народу, — все вязанные вещи.
Была ведь еще традиция рождественских подарков: женщины много вязали в том числе для солдат, воюющих или раненых. Это всегда какие-то шарфы, свитеры, перчатки, шапки. Кстати, даже императрица Александра Федоровна, уже находясь в Тобольске, когда их увезли из Петрограда, делает в подарок к Новому году какой-то прислуге вязаные вещи.
Шубы переходили по наследству — их перешивали до бесконечности
В советское время была общая проблема — дефицит всего. Искусственные меха у нас появились позже, чем в Европе, в 1930-е годы. Сначала это была очень модная вещь, но всё было в дефиците. Искусственные меха стоили дешевле, чем натуральные, с которыми тогда тоже было очень сложно.
[В советское время] носили всякие искусственные шубки, пальто с воротниками из искусственного меха. Вообще, население жило довольно бедно, все старались получить какую-то импортную вещь. Шубы переходили по наследству — их перешивали до бесконечности. Иногда даже специально покупали шубы побольше размером, понимая, что это на всю жизнь и придется еще какие-то куски отрезать, что-то добавлять. Но такой экономный способ обращения с мехом был и до революции: никто шубы не выбрасывал, из них делали воротники муфты и прочее. Все понимали, что мех — это ценность.
Зимние платья XIX века
Зимнее платье XIX века отличалось практичностью. Чаще всего оно предназначалось для прогулок и дома, на бал даже в холода надевали легкие платья из шелка и других нежных материалов.
Теплые платья шились из шерстяных тканей и украшались мехом и вышивкой. А тканей таких существовало множество: люкзор («он делается из шелку с шерстью; мягок, прочен и блестящ как атлас, он тчется гладкой и узорчатый»), шерстяная фланель, бареж (шелковую некрученую основу соединяют с хлопчатобумажным или шерстяным утком), драдедам (ткань, схожая с сукном), кастор (тонкое сукно), шерстяной бархат, шерстяной муслин, шерстяной батист и даже шерстяное кружево. Вот, например, совет из журнала конца 1820-х годов: «Самая модная материя для амазонов шерстяной батист; удобство его состоит в том, что он не скоро промокает от дождя».
В 1863 году в моду вошел меринос (шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная, которую ткали из шерсти тонкорунных овец, мериносов). Из мериноса шили платья и верхнюю одежду, но охотнее всего использовали для изготовления модных «турецких» и «персидских» шалей. Мериносовая пряжа высокого качества смешивалась с шерстью других сортов или иными волокнами, и тогда появлялись полумеринос, тибет, терно.
В 1870-е годы журналы стали рекламировать новую тонкую ткань — бейж: «Костюм из бейжа (легкая шерстяная ткань, почти как бареж)».
Какими же были эти платья?
1818 г. Франция. Зимнее платье для поездок в экипаже.
1828 г. Франция. Платье для прогулок.
1835 г. Америка. Будничное шерстяное платье.
1838–40 г. Америка. Платье из шерсти и хлопка.
1844 г. Британия. Шерстяное платье.
Середина XIX века. Америка. Домашнее платье.
1850 г. Америка. Шерстяное платье.
1865 г. Зимние платья.
1865–75 г. Америка. Теплое домашнее платье-халат.
1866–68 г. Британия. Шерстяное платье.
1874 г. Франция. Комплект: платье и пальто.
1875 г. Америка. Теплое домашнее платье-халат.
1875 г. Зимняя мода.
1876–78 г. Шерстяное платье.
1880–85 г. Америка. Теплое платье-халат.
1881–83 г. Британия. Шерстяное платье.
1884 г. Зимняя мода.
1885 г. Америка. Шерстяное платье в этническом стиле.
1885–90 г. Европа. Домашнее платье. Несмотря на то, что платье похоже на перешитый плед, оно стоило немалых денег и было выполнено по заказу весьма обеспеченной дамы.
1885 г. Зимнее выходное платье.
1887 г. Америка. Наряд для путешествий.
1888 г. Бархатное зимнее платье.
1890 г. Франция. Дом Уорта. Шерстяное платье.
1891 г. Франция. Зимняя мода.
1892 г. Америка. Шерстяное повседневное платье.
1894 г. Франция. Дом Уорта. Платье и пальто для поездок в экипаже.
1896–99 г. Америка. Ателье сестре Фокс. Повседневное платье из шерсти с отделкой из атласа и кружева.