Что носили цари одежда
Что носили цари одежда
с 862 по 1700 год.
От туда:
«. в XI столетіи в России
исподницы и остроносые сапоги, из цветного сафьяна, у которых голенища делались или круглыми, или срезанными напереди острым углом.
Воротник или ожерелье, ворот и края рукавов или зарукавья, смотря по состоянию каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебром и золотом, а у людей знатных и богатыхъ унизывались жемчугом и каменьями.
Ожерелья бывали въ ширину или вышину от двух до трех пальцев, и иногда делались особо от рубахи, пристегиваясь к ней небольшими пуговками и петлями, с крючками. Для застегивания ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленным в нее крупным жемчугом или дорогим камнем.
На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотым и серебряным галуномъ, или цветною тесьмою, что в старину называлось кружевом,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко.
Козырь составлял один из первых предметов щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчевую, вышивали серебром и золотом, нередко же украшали жемчугом и драгоценными каменьями.
—Кафтан, как и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, с кисточками; а рукава, у запястий рук, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшения которых также употребляли жемчуг и каменья
Становой кафтан, подобный кафтану Турскому, только с широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверх зипуна.
Для легкости, его делали предпочтительно из шелковых материй, иногда даже без подкладки (Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтан, и в покрое много сходствовало с ферезью, отличаясь от нея тем, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава.
Как исключительная принадлежность Государей, оно делалось из бархата и парчи и все кругом обшивалос кружевом из жемчуга и дорогих камней (Рис. № 19).
Опашень походил на платно, только вместо длинных, узких рукавов имел их короче и весьма широкие (Рис. № 20).
Кожух—тот же опашен, только подбитый мехом.
Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами их Дома.
Платно принадлежало къ меньшому, опашень—к большому Царскому платью.
Вторымъ, какъ кажется, высшим разрядом шапок была шапка Мурмолка, высокая, с плоскою тульею, к голове несколько расширявшеюся.
Такія шапки делались из бархата и из парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, в виде отворотов, которые напереди, у тульи, в двух местах пристегивались петлями и пуговицами
Еще высшаго разряда, нежели мурмолки, были шапки горлатныя, так называвшіяся потому, что на них преимущественно употребляли мех от горл или душек. Они делались вышиною в локоть, к голове уже, нежели к верху, и обшивались мехами: лисьим, куньим и собольим; мех черной лисицы предпочитался всем прочим (Рис. № 13 и 14).
Верх шапок был бархатный или парчевый, с шелковою, серебряною, золотою или жемчужною кистью. Вообще их носили только Государи и люди Думные, т. е. присутствовавшие в Государственной Думе, а в торжественных случаях, как-то при больших аудіенціях. В них являлись к Двору Стряпчие, Дворяне, Дьяки и даже Гости.
Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, из драгоценнаго камня или из крупнаго жемчуга, с прикрепленнымъ к ней султанчиком из дорогих белых перьев или изъ жемчужных зерен.
. Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году,
из первого своего путешествия за границу, отменил придворную пышность, а в 1700 году и самую одежду народа заменил новою, Европейскою.
Царский костюм как отражение русской истории
Опубликовано 22 Июль 2013 · (18938 views)
В 2013 году отмечается празднование 400-летия Дома Романовых. В сентябре Русское этническое представительство в г. Мельбурн устраивает бал, посвященный этой дате. Накануне этого грандиозного события литературно-театральное общество им. В. Солоухина провело очередную встречу на тему «Царский костюм как отражение русской истории».
Пришедшим на очередное заседание общества был предложен просмотр документального фильма «Последний бал» и рассказ-презентация об основных тенденциях моды в высшем свете российского общества в период царствования династии Романовых.
Вкусы и предпочтения в одежде в царской России в период с 1613 по 1917 годы менялись постоянно. Внешний вид человека — одежда, прическа, украшения — точно указывали на его место в социальной структуре общества и культурную принадлежность.
Повседневная одежда царя не отличалась от обычной одежды знати. Однако при торжествах, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством. Царское облачение состояло из платна — распашного длинного одеяния без воротника, сильно расширенного книзу, имевшего широкие, недлинные рукава. Платно застегивалось встык, а по бортам, подолу и краям рукавов обшивалось орнаментальной полосой. Платно шили из золотых тканей — алтабаса и аксамита. Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник — бармы. Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями; на них нашивались также небольшие иконки. Поверх барм надевался золотой «наперстный» крест, а в наиболее торжественных случаях «окладень» — золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов. Облачение дополнялось скипетром и державой. На голову царь мог надевать различные головные уборы, от тафьи до «шапки Мономаха».
Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.
Русский костюм теперь развивался в соответствии с требованиями общей европейской моды. Мода распространялась в основном с помощью готовых образцов, выписываемых наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказываемых в иностранных мастерских.
Мода в России XIX века менялась достаточно быстро, откликаясь на новшества европейских нарядов. Если в первые десятилетия было модным платье, подчеркивающее очертания фигуры при движении, то в середине столетия чрезвычайно популярными стали модели с пышными юбками и кринолином. Затем на смену кринолину приходит турнюр — прикреплявшаяся сзади у талии подушка, которая поддерживала пышные складки юбки. Мужчины переоделись в пиджаки и широкие брюки.
В начале 90-х годов XIX века костюм снова изменяется в связи с переменами, происходившими в обществе в конце столетия. В обиход, кроме железных дорог, входят автомобили, распространяется фотография, развивается кино. Именно в это время широко входят в обиход юбки с блузами и жакетами — так называемый костюм-тальер, излюбленный туалет работающих женщин-горожанок.
Наряды Дома Романовых
Коронационное платье императрицы Екатерины I. Оружейная палата.
Камзол императора Петра II
Коронационный камзол императора Петра II
Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны
Платье императрицы Елизаветы Петровны
Перчатка императрицы Елизаветы Петровны
Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны
Коронационное платье императрица Екатерины II
Мундирное платье императрицы Екатерины II
Мундирное платье императрицы Екатерины II
Офицерское платье Екатерины II (по форме Кирасирского полка)
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1820 г
Мундир императора Павла I
Прусский мундир императора Павла
Платье императрицы Марии Федоровны
Мундир Александра I. Первая четверть XIX века
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны
Коронационный мундир императора Николая I
Мундир Лейб-гвардии Егерского полка, принадлежал ЕИВ Государю Николаю Павловичу
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, ок. 1830 г.
Платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I
Мундир общегенеральский императора Александра II. Россия, до 1872 г
Коронационное платье императрицы Марии Александровны
Придворное платье в.кн. Марии Федоровны, 1860-е гг.
Визитное платье в.кн. Марии Федоровны. Ч-Ф. Ворт, 1880 г
Коронационная мантия императрицы Марии Федоровны
Визитное платье Великой княгини Марии Федоровны, 1880 г.
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, 1880-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, модельер Ч. Ворт
Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, Morin Blassier
Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е. Мастерская Ч. Ворта.
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны
Вечерние платья от Ворта императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Дорожное платье императрицы Марии Федоровны. Чарльз Ворт,1880-е.
Платье императрицы Марии Федоровны, мастерская А. Бризака.
Мундирное платье императрицы Марии Фёдоровны, шефа Лейб-Гвардии Кирасирского полка.
Туфли императрицы Марии Федоровны
Платье императрицы Марии Федоровны. Мастерская Чарльза Ворта, Франция, 1892 г.
Платье императрицы Марии Федоровны
Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, дом Fromont
Платье парадное придворное Великой княгини Ксении Александровны.
Россия, С-Петербург, мастерская О. Бульбенковой. 1894 год.
Придворные платья Великой княгини Ксении Александровны
Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1880-е гг.
Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1890-е гг.
Мундир императора Николая II по форме офицера Лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка.
Мундир полковника лейб-гвардии Гусарского полка, в котором венчался император Николай II.
Парадная форма полковника Лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II
Парадная форма полковника Лейб-гвардии Финляндского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II
Подвенечное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О.Н. Бульбенковой, 1894 г
Коронационная мантия императрицы Александры Федоровны, 1896 г
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, 1896 г
Туфли императрицы Александры Федоровны к коронационному платью, 1896 г
Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны
Мастерская О.Н. Бульбенковой
Маскарадный костюм императора Николая II, 1903 г
Костюм маскарадный императрицы Александры Федоровны (парадная одежда русской царицы XVII в.), 1903 г
Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны, 1903 г
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская Н. Ламановой
Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой
Платье парадное придворное из розового муара императрицы Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой
Парадное платье императрицы Александры Федоровны
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А.Т. Ивановой, Санкт-Петербург, середина 1890-х гг.
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны. Франция.
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.
Визитное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.
Платья императрицы Александры Федоровны
Платья дочерей императора Николая II
Ночная рубашка одной из дочерей императора Николая II
Придворные платья Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
Придворное платье одной из дочерей императора Николая II
Придворные платье Великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны
Платье, принадлежавшее одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II, мастерская А. Бризак, 1910-е гг.
Мундирное платье шефское офицерское 3-го гусарского Елизаветградского полка Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны
Мягкие туфельки, принадлежавшие дочерям императора Николая II. Изготовлены в Польше в 1896-1902 гг.
Туфли, принадлежавшие одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II
Мундирное платье Великой княжны Татьяны Николаевны, шефа 8-го Вознесенского Уланского полка
мундир 9-ого Казанского драгунского Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны полка
Халат цесаревича Алексея Николаевича
Костюм цесаревича Алексея Николаевича, 1909 г
Комплект обмундирования подпоручика лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка: мундир, эполеты, погоны, рубашка-косоворотка, пояс, шаровары, шапка, сапоги. Россия, 1911. Принадлежал наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу
Мундирный комплект подпоручика 12-го Восточно-Сибирскаго стрелковаго Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича полка.