Что носили солдаты средних веков 7 слов
Самые воинственные модники Средневековья: 7 фактов о ландскнехтах
Ярко одетые, до зубов вооруженные, задиристые в мирной жизни и дисциплинированные на войне, ученики и вечные соперники знаменитых швейцарских наемников — ландскнехты. Они стали настоящим бичом рыцарской кавалерии на полях сражений позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Накалывая рыцарей на пики, рубя их алебардами, расстреливая из мушкетов и аркебуз, ландскнехты снискали себе славу отличной наемной пехоты. Рассказываем семь самых интересных фактов о них.
Ландскнехты всей душой ненавидели швейцарцев. И это было взаимно
Рассказ о ландскнехтах стоит начать немного издалека, со швейцарцев. Швейцарцы были очень суровыми парнями. Проживая в неприветливой горной местности, они постоянно воевали друг с другом, оттачивая боевые навыки. И те очень пригодились горцам, когда их страну попытались захватить сначала австрийцы, а затем бургундцы.
Многие пытались организовать в своей армии отряды, подобные швейцарцам. Но первым преуспел в этом император Священной Римской империи Максимилиан I Габсбург. Его новая армия, ландскнехты, приняли боевое крещение в 1479 году во время войны за бургундское наследство. В битве при Гинегате сам Максимилиан шел в бой в одном строю со своими солдатами. А после победы он нанял швейцарцев, чтобы те поделились опытом и еще лучше натренировали его бойцов. Они и натренировали. На свою голову.
Постепенно, с получением боевого опыта, немецкие ландскнехты стали серьезными конкурентами швейцарцев, сильно перебивая им цену за услуги. Их «профессиональная» ненависть друг к другу была страшна. Если в бою с разных сторон встречались швейцарцы и ландскнехты, начиналась «плохая война». Этот термин обозначал обоюдную жестокость, сопровождавшуюся убийствами и пытками сдавшихся в плен. Такое поведение отличалось от привычной феодалам «хорошей войны», где предпочтительнее было брать своих собратьев по классу в плен, чтобы затем получить за них выкуп.
В битве на Боденском озере в 1499 году победившие швейцарцы безжалостно истребили убегающих ландскнехтов, закалывая их в спину, или загоняя в ледяную воду озера. Позже ландскнехты стали называть тот черный день «брегенцская могила».
Прошло четверть века, и ландскнехты смогли расквитаться. В битве при Павии 24 февраля 1525 года швейцарцы, зажатые между мостом, который обрушил за собой удирающий герцог Алансонский, и ландскнехтами, были жестоко вырезаны или утоплены в бурной и холодной реке бывшими учениками.
Но хуже всего было, когда швейцарцы и ландскнехты нанимались в одну армию. Нанимателям приходилось прилагать серьезные усилия, чтобы разделить их. Особенно во время отдыха в лагере. Если же между швейцарцами и ландскнехтами не было серьезных препятствий в виде других, верных нанимателю войск, например рыцарей, то обязательно устраивалась попойка, которая гарантировано заканчивалась резней.
Ландскнехты одними из первых осознали пользу огнестрельного оружия
А вот ландскнехты довольно быстро начали использовать аркебузиров для того, чтобы останавливать и прореживать колонны вражеской пехоты. Да и налетавшая конница, получив залп из аркебуз, а чуть позже и из более мощных и тяжелых мушкетов, теряла свою бодрость и задор.
Жадность ландскнехтов вошла в легенды
Про жадность швейцарцев ходила поговорка: «Нет денег — нет швейцарцев». Но про ландскнехтов говорили, что они послужат хоть самому Дьяволу, если он заплатит им деньги.
Ландскнехты были мастерами вытрясти дополнительное жалование из нанимателя. их полковники и капитаны часто преувеличивали количество людей в своих ротах, складывая излишки в карман. На смотрах же в одежду солдат переодевали обозных мальчишек и проституток. Это было настолько распространено, что даже появилось специальное наказание для таких «ряженых» — им отрезали носы. С одной стороны, это делалось для устрашения, с другой — для того, чтобы такого «актера» можно было легко узнать в следующий раз.
А еще немецкие ландскнехты чудовищно не любили, когда работодатель задерживал им оплату. Конечно, они иногда могли немного потерпеть. Но в случае, если наниматель собирался кинуть их на деньги, недовольство наемников было таким, что могло напугать даже императоров. Например, в 1530 году, когда во время Аугсбургского рейхстага поползли слухи, что жалованье ландскнехтов было проиграно одним из придворных, возмущенные солдаты принудили самого императора Карла V выплатить себе все причитавшиеся им деньги.
Важной частью дохода наемника был грабеж населения. Часто наниматели были вынуждены брать города только из-за того, что иначе не получившие жалованье ландскнехты могли взбунтоваться. Доходило даже до открытых стычек. Например, в Пикардии в 1554 году, когда французам пришлось драться с союзниками-ландскнехтами, решившими разграбить уже сдавшийся город Диснан.
Но самая показательная история произошла двумя годами ранее, в 1552 году, при взятии города Ивуа. Коннетабль Франции Анн де Монморанси, командовавший жандармами, то есть французской рыцарской конницей, решил не допустить союзников-ландскнехтов к разграблению города. Наемники демонстративно проигнорировали приказ, ворвались в город и занялись грабежом. Попытавшиеся остановить погром жандармы были атакованы разъяренными ландскнехтами. Был убит жандармский корнет, и едва не погиб сын коннетабля, которому прострелили шляпу. Стреляя из окон и дверей уже занятых домов, наемники вынудили жандармов бежать и продолжили грабить город.
Ландскнехты практиковали магию (иногда черную)
Магия и колдовство были органичной частью сознания средневекового человека. Вполне очевидно, что и наемники не чурались ее применять. Например, для защиты от смерти или увечий, а также для привлечения удачи в бою ландскнехты использовали различные обереги.
Популярными талисманами считались волчьи глаза, веревки повешенного, крылья и кровь летучих мышей. Но самым желанным оберегом была рубашка, вытканная девственницей в ночь перед Рождеством. Для защиты от ранений применяли такой ритуал: на бумажке писали заклинания, потом крестили бутылку с вином, затем проглатывали бумажку, запивая ее из бутылки. На все эти магические обряды церковь смотрела сквозь пальцы.
Впрочем, авторитетный в те времена трактат по демонологии «Молот ведьм», за авторством монаха доминиканского ордена Генриха Крамера, описывает и настоящие сатанинские ритуалы, которые применяли наемники.
Ландскнехты таскали с собой целые армии полковых проституток
Конечно, страшна была участь женщин в захваченном ландскнехтами городе. Но в походе армию наемников сопровождали маркитантки — женщины, которые прекрасно научились сосуществовать с бравыми вояками.
Понятное дело, женская ласка была сильно востребована наемниками. В книге Эдуарда Фукса «История нравов» есть курьезный пример: при одном из войск ландскнехтов было множество «солдатских девок», носящих по двадцать поясов от мечей, заложенных им ландскнехтами за половые услуги.
Там же автор описывает ситуацию, показывающую, насколько опасно было быть маркитанткой. В 1570 году полководец Филипп Страцци, увидев, что войско замедлилось из-за огромного количества маркитанток, приказал отобрать тех, что покрасивее, а остальных восемьсот утопить в реке. Что и было сделано.
Но не везде к «солдатским девкам» относились так жестоко. Наоборот, со временем военачальники оценили полезность маркитанток, поэтому организовывали их отряды и даже назначили над ними командующего-женщину и специального чиновника — хуренвайбеля. Сами же маркитантки стали разделяться на две категории: кантиньерки — те что готовили еду и стирали и вивандьерки — те, кто шли в бой вместе с солдатами, неся с собой вино и табак для бойцов, а также грабя и добивая раненых врагов.
Видя такое, бегущие солдаты повернули вспять и в лютой сече отбросили врага. При этом хуренвайбель погиб, а Рут была ранена. После ее выздоровления все выжившие солдаты прошли мимо нее, высыпая под ноги героини пригоршни монет в благодарность за помощь в битве.
Ландскнехты любили необычное оружие
У его названия есть две версии происхождения. По первой, слово состояло из двух частей — «katze» («кошка») и «balg» («мех»). По этой версии меч назывался так потому, что ножны либо рукоятка украшались кошачьими шкурками. Следовательно, название переводилось как «кошкодер». По другой же, вторая часть появилась от слова «balgen» — «драться», и название меча появилось от словосочетания «драться как кошки», то есть яростно и в ближнем бою.
Ландскнехты были теми еще модниками
По легенде яркий костюм наемников появился после победы швейцарцев над бургундцами при Нанси в 1477 году. Одежда победителей оказалась настолько изодранной, что они принялись латать ее прямо на поле боя, разрывая цветные знамена противника на лоскутки и делая из них заплатки. Пестрота одеяния пришлась швейцарцам по вкусу, так что этот клоунский шик тут же стал модным в их среде.
Ландскнехты переняли эту моду и довели ее до совершенства. Этому поспособствовал указ императора Максимилиана, который позволил одеваться своим наемникам так, как им вздумается. Дело в том, что в эпоху Возрождения существовали законы, запрещающие крестьянам или другим представителям низших сословий одеваться вычурно и ярко. Максимилиан же дал своим солдатам такую привилегию, сказав: «Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда — одно из их немногих удовольствий. Я не собираюсь отбирать его у них».
Стиль одежды ландскнехтов, так называемые «буфы и разрезы», когда прорезали верхнюю одежду и набивали нижние слои через эти разрезы, быстро стал популярен. Причем популярен настолько, что даже английский король Генрих VIII, увидев наемников, перенял их моду и стал щеголять таким костюмом.
Высшим шиком был стальной доспех, имитирующий стиль «буфы и разрезы». Он стоил бешеных денег, но средневековых модников невозможно было остановить!
Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня
Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.
Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.
Заблуждения и вопросы о броне
1. Броню носили лишь рыцари
Броня для рыцарского поединка, конец XVI века
Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.
Индийская кольчуга XVII века
В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.
В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом [man-at-arms] или человеком в доспехах.
2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах
В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.
3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа
Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.
Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.
Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век
Доспехи за авторством некоторых из самых известных мастеров представляли собой высшее достижение оружейного искусства и стоили чрезвычайно дорого.
На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.
4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
Спасибо за наводку в комментариях к статье
Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.
В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.
5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов
Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.
Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.
6. Как люди в доспехах ходили в туалет?
Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.
7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала
Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.
Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».
Колдстримская гвардия
Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.
8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?
Немецкая кольчуга XV века
Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.
Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.
9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?
Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.
В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.
Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.
В 1473 году Мартин Рондель [Martin Rondelle], возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.
10. Детали брони — опора для копья и гульфик
История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.
11. Носили ли викинги рога на шлемах?
Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.
Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.
Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).
Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.
12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия
Немецкая пищаль конца XIV века
Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.
13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше
Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.
Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.
Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.
Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.
Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век
Броня императора Фердинанда I, XVI век
Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.
14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.
Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.
Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.
Заблуждения и вопросы по режущему оружию
Меч, начало XV века
Кинжал, XVI век
Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.
Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.
Турецкая сабля с ножнами, XVIII век
Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век