Что носили раньше мужчины
Шоссы, кюлоты, галифе, или Как изменялась мужская мода на протяжении столетий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что было до брюк?
Земледельцы, пахари и даже пешие воины в Европе, по сути, носили то же, что и их далекие предки — одно или два полотнища с отверстиями для головы и рук. Так выглядела, в частности, тога у греков и римлян. Примитивный покрой объясняется тем, что первой одеждой людей, до появления ткачества, были шкуры добытых ими животных, которые проще всего использовать именно таким образом — в виде пончо.
Позже у этой одежды появились рукава, что уже делало ее удобнее. Первыми, кто занес прообраз брюк в западную Европу, в частности, в Скандинавию, были гунны. На юге мода носить штаны пошла от арабов и турок. Почему именно их «обвиняют» в том, что они одели мужчин в брюки? Потому, что эти народы были кочевыми, а взбираться на круп коня в платье крайне неудобно.
В жарких мусульманских странах шаровары носили и мужчины, и женщины. Причем в некоторых государствах мужские штаны приобретали причудливые формы — пройма располагалась ниже колен.
Афгани недавно снова вошли в моду у танцоров, исполняющих брейк-данс, а через них — и в молодежную среду.
В тех европейских странах, где конная армия была не в чести, воины носили юбки. В Греции, например, или в Шотландии до сих пор можно увидеть эти наряды на сильной половине человечества.
Мужские чулки и колготы — прототипы брюк
Сначала брюки имели вид чулок, которые назывались «шоссы». Эта деталь одежды шилась из кожи и надевалась в мокром виде. Когда кожа высыхала, она плотно обтягивала ноги. Владельцу приходилось мучиться, но красота требует жертв. Подол рубах становился короче, и, наконец, трансформировался сначала в юбку, которую пришивали к длинным шоссам, а впоследствии — и в подобие пышных шорт.
Шоссы также претерпели изменение — их стали делать из ткани, сшивать в верхней части и надевать поверх набедренной повязки. Когда появились шорты-буфы, в передней части их портные оставляли пройму для мужских половых органов, а сами гениталии прятались в мешочек-гульфик.
В Италии шоссы называли кальсонами. Их стали шить из менее плотной кожи, например, из лося (откуда и произошло название «лосины»), а затем и из ткани. Гульфик в этом случае оказался лишней деталью, обтягивающая одежда стала чуть свободнее и ее стали использовать военные. Лосины стали рейтузами.
Революционные штаны
Шорты-буфы становились все длиннее. Таким образом появились бриджи в Англии, которые во Франции называли «кюлоты». Носили эти штаны только мужчины знатного происхождения. Бедным сословиям и крестьянам предписывалось носить брюки до середины голени, со свободными брючинами, в отличие от «знатных» кюлотов, где низ оформлялся манжетами.
Небогатые люди стали называть себя санкюлотами, то есть «безкюлотными», а не вовсе бесштанными, как считают многие. Именно эта часть общества и восстала против монархии, породив Великую французскую революцию, а штаны санкюлотов, постепенно удлиняясь, стали привычными нам брюками.
Как появились галифе и брюки-клеш?
Само слово клеш произошло от французского слова «cloche» — колокол. Они появились в XIX веке сначала у французских моряков, а затем распространились по всему свету. Их носили даже на флоте СССР. Расширяющиеся книзу штанины давали возможность быстро освободиться от брюк, что многим морякам спасало жизнь, когда они оказывались в холодной воде. Одним из достоинств этой модели было то, что ткань не обвивалась вокруг ботинок и ног, таким образом не стесняла движения.
Существует легенда, согласно которой генерал французской кавалерии Гастон Огюст Галифе не выходил в свет из-за искривленного или больного бедра. Его друг предложил модель, которая скрывала этот недостаток (или не причиняла мучительную боль, как это делали узкие брюки).
На самом деле идея создания галифе принадлежала самому генералу, чье имя они и получили впоследствии. Однако он руководствовался соображениями практичности, разрабатывая новую военную форму. Такие брюки можно было быстро надеть во время внезапного нападения врага. Кроме того, они хорошо входили в узкие голенища кавалерийских сапог. Также в этих штанах всадники меньше потели, что во время войны в Мексике и Алжире было очень удобно для кавалеристов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Здоровый и могучий: как одевались мужчины на Руси
Русская духовная и материальная культура богата и глубока, что, конечно же, нашло отражение и в русском народном костюме. Народные костюмы любой нации или этноса объединяет в себе эстетические вкусы и объединяет в себе функциональные особенности и образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. Уже не раз мы знакомились с элементами женского народного костюма, настало время поговорить о мужском!
В отличие от исконного дамского гардероба, мужские наряды не отличались разнообразием. Если женский сарафан скрывал фигуру, то мужская одежда её подчёркивала. Итак, основными элементами мужского костюма были:
Штаны-порты
Главная составляющая мужского национального костюма. Нижнюю часть брючин заправляли в сапоги или обвязывали «портянками»-онучами, которые носили вместо носков с лаптями, поэтому и шили их немного укороченными. Синие с белой полоской по бокам, брюки могли быть облегающими или широкими как шаровары. Со временем появились и стали модными карманы, до этого кисет и гребень подвязывали к поясу.
Пояс
Пояс был не менее важной деталью мужского костюма – без пояса, как и без креста, ходить было неприличным. Пояс, который повязывали младенцу, вводил его в мир людей, в пространство культуры. Пояс выступал оберегом и даже опознавательным знаком – узоры на нём говорили о принадлежности определённой местности. Также мужчины по-разному подвязывались поясом. Молодые парни использовали более широкие и длинные пояса на талии, а люди солидного возраста – под животом. Женатые надевали короткий узкий пояс или даже шнур.
Рубаха
Рубаха – элемент одежды, который мужчины носили с малых лет. Она была длинной, носилась поверх штанов и подвязывалась поясом. Рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой была особенно популярной. Чаще всего для пошива рубахи выбирали ткани светлых оттенков – серой, белой или бежевой, а также красные ткани. Рукава, горловину и низ вещи украшали вышивкой или тесьмой, которые имели сакральное значение. Свадебные рубахи вышивала невеста – украшение даже выступало в роли оберега.
Головные уборы
Да, мужчины тоже укрывали головы, особенно в холода. Они носили тафьи – особые круглые шапочки, которые старались не снимать даже в церкви, что ею осуждалось. Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов в зависимости от социального статуса человека. В тёплое время года мужчины носили картузы, грешевики и соломенные шляпы, а зимой ушанки и малахаи. Головные уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, а также вышивались бисером.
Верхняя одежда
В зависимости от времни года мужчины носили зипуны, длинные кофтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Зажиточные семейства могли себе позволить украшать верхнюю одежду меховыми манто, а бедные защищались от морозов и ветра высокими стоячими воротниками.
Жиголо и денди Когда-то мужчины с гордостью носили колготы, юбки и трико. Что заставило их переодеться?
«Лента.ру» продолжает серию публикаций о разных видах одежды. Мы уже рассказали про историю шпилек, мини-юбок, мужских платьев и галстука. В новом материале речь пойдет о базе мужского классического гардероба — костюме.
История мужской одежды не беднее женской: в разные времена и в разных странах мужчины носили туники и драпировались в тоги, примеряли шаровары разного покроя и стеганые халаты, пышные куртки и обтягивающие лосины. «Лента.ру» выяснила, как и почему мужчины сменили это изобилие на «скучный» костюм — и так ли уж он на самом деле скучен.
От Ромула до Людовика
Как одевались мужчины Древнего мира, знает любой, кто открывал школьный учебник истории и заглядывал в археологический музей. Аристократы и простолюдины в Египте и Месопотамии, Греции и Риме драпировались в слои ткани: богачи — в дорогую, расшитую золотом, бедняки — в самую простую и грубую. Портновское мастерство и технологии в те времена были не на высоте, и акцент делался не на покрой, а на стоимость материала и отделки. По той же материальной причине разнилась и длина одежд: на тоги аристократов, закрывавшие сандалии, уходило куда больше ткани, чем на короткие туники рабов. Короткой была и одежда воинов: длинные полы мешали в бою.
Столетиями позднее, когда центр европейской культуры сместился от Средиземноморья севернее, мужчины переоделись в штаны: этого требовали соображения практичности. В штанах было удобнее и теплее и сидеть в седле в военном походе, и охотиться, и работать в поле. Длиннополые одежды по традиции остались уделом священников, но и они во многих странах носили штаны под рясой.
Следуя требованиям времени, более изощренным стало и портновское искусство. В Средние века для того, чтобы прослыть щеголем, уже недостаточно было просто задрапироваться в очень дорогую ткань с вышивками и золотой застежкой-фибулой. Аристократы и дворяне гордились друг перед другом мастерством своих портных, умеющих сшить одежду и по моде (которая в прошлом тысячелетии менялась куда динамичнее, чем во всей прежней человеческой истории), и по фигуре.
Навыки портных позволяли создавать контрастные объемы: скажем, на фресках, сюжетных картинах и портретах эпохи Возрождения можно рассмотреть на мужчинах пышные бархатные куртки с прорезями в рукавах и выраженным акцентом на плечи, облегающие штаны-лосины и ностальгическую память об античном гардеробе — верхние плащи в виде прямоугольных кусков яркой дорогой ткани, ниспадающей складками и закрепляющейся на плечах дорогими застежками. Такое излишество позволяли себе только очень состоятельные люди, по преимуществу из дворянского военного сословия. По развевающемуся за плечами плащу во всаднике узнавали военачальника.
Костюм, отдаленно напоминающий современный, — прообраз современной «тройки» — прочно вошел в европейский обиход в XVII столетии. Расцветом мужской аристократической моды — предвозвестницы современной классики — можно считать гардеробные обыкновения, принятые при дворах французских королей Людовика XIII и Людовика XIV («короля-солнце»).
Путь камзола
«Король-солнце» был настоящим щеголем: например, считается, что именно он ввел в европейскую моду высшего сословия прообраз современного мужского галстука. При нем и его придворных, старавшихся не отстать от сюзерена, окончательно оформился стиль, которого парижские, а за ними и европейские и североамериканские модники придерживались до рубежа XVIII-XIX столетий: белая рубашка из тонкого батиста с манжетами и жабо, короткие штаны-кюлоты с чулками и башмаками, поверх рубашки — облегающий камзол длиной до середины бедра или чуть ниже (часто без рукавов, прообраз более позднего жилета), сверху него — кафтан с широкими разведенными в стороны полами и рукавами с широкими обшлагами. В холодную погоду мужчины надевали поверх кафтана просторные суконные плащи-накидки с капюшоном или без такового, похожие на нынешние военные плащ-палатки.
Портрет молодого человека кисти Помпео Жироламо Батони (около 1760–1765 годов)
Изображение: Pompeo Girolamo Batoni / https:// metmuseum.org
Из всей одежды (обувь и аксессуары — особая статья, они могли стоить тысячи франков) именно кафтан был главным показателем состоятельности и вкуса щеголя. Это была самая непрактичная и самая дорогая часть костюма. Стирать его было нельзя, химчистки не существовало, поэтому с кафтаном обращались бережно и никогда не надевали прямо на сорочку (чтобы он не впитывал пот). Что характерно, и самое слово «кафтан», и многие его детали, включая демонстративно роскошную ткань и отделку, европейцы позаимствовали у турок. Роскошь Оттоманской империи в Новое время постоянно волновала европейское воображение.
Камзолы иногда шили из кожи (для большей носкости). А выходной кафтан даже у самого небогатого дворянина украшали полоски галуна по подолу и вокруг пуговиц, а сами пуговицы были по крайней мере серебряными. Богачи и щеголи (их еще называли «петиметры») вроде российского посла при французском дворе в конце XVIII столетия князя Куракина по прозвищу Бриллиантовый князь для придворных церемоний надевали кафтаны, расшитые драгоценными камнями, с золотыми пуговицами, усыпанными бриллиантами.
Те же кафтан и камзол носили и люди более низкого сословия. У протестантских священников одежда была демонстративно простой (без галуна, позументов, с дешевыми пуговицами). У солдат были форменные камзолы условных армейских цветов, по которым военные опознавали противника на поле боя. Поверх камзола дворяне носили перевязь со шпагой, которая тоже могла богато украшаться (можно вспомнить Портоса из «Трех мушкетеров»).
Проще — не значит дешевле
Конец демонстративной роскоши аристократии положила Французская революция. Да и сами дворяне, похоже, подустали от необходимости наряжаться «подобно ветреной Венере», «по два часа по крайней мере пред зеркалами проводя». Ушли в прошлое многие детали мужского костюма, вроде бриллиантовых пуговиц, пышных кружевных жабо, туфель с богато украшенными пряжками.
Уже к началу XIX столетия окончательно вышли из моды и пудреные парики с косами и буклями (валиками волос на висках). А ведь еще при Павле I знаменитый фельдмаршал Суворов впал в немилость у этого монарха в числе прочего потому, что призывал его отказаться от париков и слишком сложной и неудобной одежды у солдат. Центр мужской моды из Парижа переместился в Лондон: тамошние портные отлично знали, как угодить аристократам новой формации, месяцами жившим в загородных поместьях и увлекавшихся охотой, верховыми прогулками, а позже, подобно лорду Байрону, и длительными поездками в не самые комфортабельные для праздного путешественника уголки Европы и Ближнего Востока.
Камзол укоротился до практичного жилета, кружева с манжет и ворота исчезли, короткие штаны с чулками сменились практичными длинными брюками со штрипками, которые надевали поверх простых (по сравнению с образчиками XVIII века) туфель или заправляли в армейские или охотничьи сапоги. А кафтан с широченными обшлагами и растопыренными, как хвост тетерева, фалдами сменил куда более простой сюртук — короткий спереди, длинный с разрезом сзади — прототип будущего пиджака. Галуны и позументы остались только на церемониальных мундирах царедворцев и военных самого высокого ранга.
При этом заказать жилет, сюртук, брюки, рубашку, пальто с «крылаткой» и шляпу у хорошего лондонского портного стоило едва ли не больше, чем некогда пошить парчовый камзол. О респектабельности владельца костюма говорили идеальная посадка сюртука, безупречность швов, качество ткани и фурнитуры.
Костюм как костюм
Путь от сюртука к костюму оказался еще короче, чем путь от камзола к сюртуку. Уже в третьей четверти XIX столетия вычурный, облегающий фигуру и потому далеко не всем подходящий сюртук сменился куда более комплиментарным к несовершенствам человеческого телосложения фраком, а почти сразу за этим — и вовсе простым, на взгляд франта начала XIX века, мешковатым пиджаком. Цветные жилеты, отличавшиеся по оттенку и фактуре ткани от материала пиджака, стали шиться из той же ткани, что и пиджак (кроме праздничных белых жилетов, которые надевали с фраком).
Сначала фрак отличал аристократа и богатого буржуа, банкира, промышленника от интеллигентного разночинца или высококвалифицированного рабочего. Затем и верхи общества примерили пиджак. Сперва с подачи все тех же англичан, помешанных на спорте, твидовый — одежду для охоты или игры в гольф. Но очень скоро состоятельные люди оценили, как простая одежда облегчает жизнь. Первым из влиятельных людей появиться на публике (не на охоте) в пиджаке и брюках разного цвета позволил себе британский король Эдуард VII, вообще большой модник. Пиджак носил и уже упомянутый Форд, и банкиры с Уолл-стрит, и изобретатели братья Райт, и кинозвезды вроде Лоуренса Оливье, и политики, и дипломаты.
Как менялся образ мужчины начиная с XX века до наших дней
Прошлый век принес нам множество изменений образа мужчины как в нашей стране, так и в мире, меняясь чуть ли не каждые десять лет. Мы решили разобраться, как же это было.
1900–1910
В то время и в нашей стране, и в Европе/Америке был примерно одинаковый взгляд на эталон мужской красоты. Большой популярностью в обществе пользовались профессиональные борцы и силачи, выступающие в цирках. В моде были стальные мускулы, высокий рост, большая мышечная масса и, видимо, обтягивающие трико.
Эталонами мужской красоты считались такие люди, как Иван Поддубный или Юджин Сэндоу. Кстати, многие из прославленных борцов, помимо трико, носили еще и пышные кустистые усы, которые кружили дамам голову не меньше, чем их бицепсы. Понятное дело, что не у многих мужчин получалось им подражать.
1910–1920
В это время огромную популярность получило такое течение модернизма, как декадентство. Сильные и накачанные мужчины уступили свое место пылким и драматичным юношам. Бледное лицо, тонкие руки, длинные аристократичные пальцы, некоторая вольность в одежде, хоть изысканной и довольно модной по светским меркам. Элегантные костюмы, не сильно вычурные, подчеркивали некоторую скромность декадентов. Одними из главных атрибутов считались томный взгляд и портсигар с кокаином, который в то время был на пике своей популярности. Дамы восхищались кавалерами, которые познали всю суть существования, отринули его и предавались унынию, занюхивая его белым порошком.
Вроде по моде: почему люди следуют трендам
1920–1930
После Октябрьской революции образы мужчины в нашей стране и за рубежом стали очень сильно отличаться друг от друга. Если до этого Россия и Европа шагали почти нога в ногу, то после революции и вплоть до 90-х эталоны мужского образа кардинально разнились, порой даже укореняясь не на одно десятилетие, а на несколько. В Европе и Америке стандартом стал чуть преобразовавший образ декадента: тот же томный взгляд, аристократическая бледность, прическа с зализанными назад волосами и пробором ближе к середине головы. Образцом стал главный актер того времени Рудольфо Валентино.
В нашей же стране, которую после очередной дележки собирали по частям, мужским эталоном стали парни-комсомольцы, на которых так хотели быть похожи октябрята и пионеры. Статная, гордая и широкая походка, высокие черные сапоги, строгие армейские брюки. Но главным предметом зависти всегда оставалась черная кожаная куртка, которая придавала брутальности и мужественности.
1930–1940
1940–1950
Здесь пути нашей страны и всего мира снова ненадолго пересеклись, благодаря общей беде, которая обрушилась на большую часть человечества. И на все грядущее десятилетие умами многих завладели парни в военной форме. Это не сегодняшний день, где каждый второй тем или иным способом пытается откосить от армии, хотя и тогда такие находились. Но если ты не служил, не встал на защиту родины и мира, за мужика в то время тебя бы никто не посчитал. А так армейская форма задавала стиль всем и каждому.
Но если человек все-таки не служил большую часть времени, как это было в Америке, то тогда справедливо отметить еще один мужской образ. Он перешел из 30-х, немного видоизменившись. В моде по-прежнему оставались не очень строгие костюмы, обычно синей или бежевой расцветки; неизменно многие мужчины продолжали носить шляпы. Но главным отличием, показателем того, что ты действительно в тренде, был двубортный пиджак. Также многие отращивали тонкие усики, равняясь на первую звезду Голливуда того времени Кларка Гейбла, который вскружил голову всей Америке своей ролью в фильме «Унесенные ветром».
1950–1960
Послевоенные годы в СССР ознаменовались проникновением в страну западной культуры. Из Америки, где тон и образ задавал великий Элвис с его бешеной прической, блестящими костюмами, духом бунтарства и рок-н-ролла, эти веяния немного перекочевали и к нам, подстраиваясь под советскую действительность. Яркие клетчатые пиджаки и брюки, оранжевые галстуки, пришедшие на смену красным, бунт, джаз, беспартийность — в общем, у нас главным образом того десятилетия стал стиляга.
Стиляг преследовали, иногда сажали, но они все равно продолжали будоражить женскую впечатлительность не только своим ярким образом, но и ореолом опасности, который витал вокруг них.
1960–1970
Эпоха, запомнившаяся русским людям как оттепель, а на Западе — движением хиппи. На смену стилягам пришли так называемые шестидесятники. На Вознесенского, Евтушенко, Рождественского пытались равняться не только интеллектом, грамотностью и творчеством, но и стилем. Не очень броские брюки, обычно серые, рубашка или водолазка, пиджак и обычные туфли. Главным было также громко и певуче читать стихи, можно и собственного сочинения. Капелька экспрессии и неординарности — все, теперь ты точно любимец женщин.
В Америке особо стараться над образом не приходилось. Достаточно было отрастить себе огромную шевелюру а-ля Джимми Хендрикс или патлы, как у Моррисона, ходить в свободной рубахе или майке кислотной расцветки, носить джинсы, несколько фенечек на руке, иметь про запас пару косяков — вылитый портрет хиппи. Да и проблем с женщинами у них не было, там же царила свободная любовь. Но образ мужчины-хиппи прочно устоялся в то десятилетие, немного потеснив Элвиса с его рок-н-роллом, заменив это все неистовой психоделикой.
1970–1980
Когда культура хиппи в Америке пошла на спад, она снова перекочевала к нам. Конечно, не так сильно, как могло быть, но «патлатых» и в Союзе хватало. Самый популярный образ мужчины включал в себя следующее: батник как можно цветастее, брюки-клеш (иногда джинсы, если получалось достать их у фарцовщиков). Туфли с щелкающими каблуками позволяли выделиться из толпы. Отпущенные до плеч волосы показывали, что ты в теме. А если еще и под мышкой ты таскал импортные пластинки, хотя бы из Болгарии, автоматически мог стать королем дискотеки.
На Западе же в моду вновь вернулись мускулистые парни, особенно после того, как Арнольд Шварценеггер в который раз удостаивается титула «Мистер Олимпия». Приходит понимание, что мода на свободную любовь уже прошла, многие бросают курить, срезают свои хайратники, делая короткую прическу. Стиль одежды тут уже был не важен — эталоном снова стали мускулы и привычка тягать железо. Мужики начинают заседать в спортзалах, усердно набирая массу, которую потеряли в конце прошлого десятилетия, если активно сидели на веществах.
Но не только «качки» задавали образ десятилетия. 70-е годы — это еще и расцвет такого направления в музыке, как диско. Если любителям железа над выбором одежды не приходилось сильно заморачиваться (главное, чтобы было удобно заниматься), то ребятам с танцплощадок надо было быть изобретательными. Бешеные прически а-ля афро, длинные джинсы-клеш, которые дополнялись стразами и разноцветной вышивкой, чтобы сиять на танцполе; цветастые рубашки или футболки обычно оранжевого, ярко-желтого или салатового цвета. Вишенкой на торте становились специальные кроссовки, которые крепились на роликовые коньки, что позволяло исполнять на площадке такие пируэты, каких никто и представить не мог. Вот так выглядел еще один центральный мужской образ той эпохи.
1980–1990
На Западе за это время ничего особо не изменилось. Эталон спортивной красоты и культуризма по-прежнему остается идеалом для многих. Иногда одеяло на себя перетягивали бунтари-металлисты, к мускулам которых добавлялась виртуозная и тяжелая игра на музыкальных инструментах и длинные волосы. В общем, парни с бицепсами из разных областей жизни диктуют моду. А тут еще ее и утверждает сериал «Спасатели Малибу», который выходит в конце 80-х. Конечно, многие уже не стремятся к тому недостижимому идеалу, поставленному стариной Арни, но в зал ходить продолжают. И осваивают свои первые гитарные рифы или барабанную дробь, раздражая соседей.
В нашей стране из подполья начинает медленно, но верно вылезать русская рок-культура. В моду входят повальные попытки научиться играть на гитаре, хотя бы три аккорда, на которых держатся песни группы «Кино». Одеваться, кстати, стараются довольно готично и скромно. Черные джинсы или брюки, черные рубашки, короткие красные галстуки как символ уходящей эпохи, черные кожаные куртки и перчатки. Будто вся страна заранее надела траур по разрушающемуся Союзу. Образы для масс диктовал Виктор Цой и Костя Кинчев — непримиримые борцы с системой.
1990–2000
В Америке — эпоха гранжа, у нас — развал страны, лихие 90-е, беспредел и анархия, которая мать порядка. В западной моде на тот момент властвовала простота без лишнего изящества. Люди, как и те, кто моду диктовал, предпочитали одеваться в секонд-хендах или на барахолках вместо респектабельных магазинов. Главным чувством стиля было даже не его отсутствие или его размытые границы, а полная небрежность и безразличие к тому, как ты выглядишь. Если ты надеваешь на себя первые вещи, которые вывалились из шкафа, а еще бреешься день через день, к тому же скрываешь свои синяки под глазами широкими очками — ты икона стиля, диктующая образ западного мужчины 90-х.
2000 — наши дни
В наше время центральный образ мужчины выделить довольно сложно: уж слишком часто он меняется, а у людей расширились взгляды на жизнь. Эпоха нулевых сначала ознаменовалась образом типичного метросексуала, имеющего рельефное тело (иногда покрытое неким количеством татуировок) и смазливое лицо, (иногда покрытое неким количеством растительности). Образцами были Брэд Питт и Бэкхэм. Потом началось деление на субкультуры. Остались ли нормальные мужики среди обычных людей, понять было сложно. Поэтому все с восхищением продолжили наблюдать за будто нестареющим Питтом. А когда все эмо, панки и прочие резко исчезли, им на смену пришли хипстеры, которые правили бал до недавнего времени. Сейчас их заменили брутальные бородатые мужики, волосы которых считаются главным атрибутом и показателем крутости. Чем больше и длинней борода, тем лучше. Что будет дальше — судить не беремся. Лет через пять, наверное, увидим.