Что означает термин утопия в философии возрождения
Реферат на тему: Утопия в эпоху Возрождения
Содержание:
Ведение
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что прошла под лозунгом возрождения классической античности. Решающую роль в этом сыграло обращение к философии древних греков и римлян. При этом в острой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в древности, но и их оригинальная переработка. В философии Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки гармонизировать идеи представителей разных школ и течений прошлого использовались для поиска ответов на новые философские вопросы, которые сама жизнь ставила перед философами.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основанную на идее о растворении Бога в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. В то же время считается, что Бог сосуществует с миром и сливается с законом естественной необходимости, а природа выступает как материализованное происхождение всех вещей. Философия Возрождения отличается ярко выраженным антропоцентризмом. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном во всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассматривать человека прежде всего в его земной судьбе.
«Величайшая прогрессивная революция», которая была, по мнению Ф. Энгельса, эпохой Возрождения, ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая потребовала титанов и породила титанов», была такой же в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI веков. великие системы 17 века и эпохи европейского Просвещения.
С точки зрения этой философии истинным является не то, что считалось истиной на протяжении веков, не то, что было сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а только то, что кажется надежным и убедительным для собственного разума.
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
Гуманизм
Философские учения, утопия Возрождения
Одной из форм социально-политической модификации эпохи Возрождения был утопизм. Утопизм был не таким ярким, как учение Макиавелли. Однако здесь весьма заметны черты ренессансного самоотречения. Сам факт того, что создание идеального общества относили к очень далеким и совершенно неопределенным временам, довольно ярко свидетельствовал о неверии авторов такой утопии в возможность создания идеального человека сразу и в результате довольно элементарных усилий. людей текущего времени. От стихийно-человеческого мастерства Возрождения, принесшего такую невероятную радость человеку Возрождения и заставившего его найти идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества, почти ничего не осталось.
Томас Мор
Первым утопистом эпохи Возрождения является Томас Мор (1478-1535), очень либеральный английский государственный деятель, сторонник искусства и науки, пропагандист религиозной терпимости и ярый критик тогдашних феодальных и зарождающихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма, а после ухода Генриха VIII из католической церкви был безжалостно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Здесь нас может заинтересовать только одно из его произведений, которое было опубликовано в 1516 году под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о лучшем государственном устройстве и новом острове Утопии», поскольку вся эстетика Возрождения основан на спонтанном самоутверждении человеческой личности в том состоянии, которое сам Мор считал идеальным.
Фактически, изображение Мора утопического человека представляет собой причудливую смесь всевозможных старых и новых взглядов, часто либеральных, часто довольно реакционных, но, очевидно, с одним главным отличием: от яркого ренессансного артистизма в утопическом состоянии Моры можно сказать точно. нечего терять. Рисуется человек довольно серого типа, явно управляемый государством, но вполне абсолютистский. Каждый должен заниматься физическим трудом в соответствии с государственным распределением, хотя науки и искусства нисколько не отрицаются, но даже превозносятся Мора, особенно музыка.
Общество делится на семьи, но на семь, и они понимаются более продуктивно, благодаря чему принадлежность к определенной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но прежде всего государственными постановлениями, в силу которых члены семьи могут передаваться из одной семьи в другую для производственных или иных государственных целей. Состояние Моры также самым существенным образом вмешивается в брачные дела, и многое в них определяется просто постановлением государства. Разрешена любая религия, в том числе языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная терпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов очень ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры нарушает моральное состояние общества. В любом случае открытое выступление атеистов запрещено. Кроме того, христианство, или вообще монотеизм, до сих пор признается высшей религией.
Семьям рекомендуется есть не отдельно, а в общих столовых. За исключением отдельных случаев, все должны быть одеты в одинаковую одежду. В этом идеальном состоянии рабы также играют важную роль. Установлен не только сам институт рабства, но и показано, что он очень полезен как для государства, которое получает дешевую рабочую силу в лице рабов, так и для всего населения страны, для которого рабы являются примером чего делать не следует. Признаны материальные удовольствия. Однако мы читаем у Мора: «Утописты особенно ценят духовные удовольствия, они считают их первыми и главными, преобладающая часть из них происходит, по их мнению, от упражнения в добродетели и сознании безупречной жизни». Иными словами, яркая и блестящая художественная эстетика Возрождения здесь сводится только к морализму, который объявляется высшим «духовным наслаждением».
Поражает восхваление производства над потреблением. При этом акцент Мора делается на равенстве работы и обязанностей, а также на примате государства над любыми общественными организациями и над семьей. Понятно, что все подобные черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это модифицированный Ренессанс и что эта модификация направлена Мором на устранение спонтанно личного и художественно субъективного индивидуализма классического Возрождения.
Кампанелла
Однако также нельзя сказать, что Кампанелла не имеет ничего общего с эпохой Возрождения. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, несет на себе следы возрожденческих взглядов. Поэтому правильнее было бы сказать, что мы имеем дело с модифицированным Ренессансом и Ренессансом, который критикует себя в социально-политическом смысле.
Заключение
Отличительные черты идеологии Возрождения:
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
В гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские направления, получившие особое развитие в XVI веке. Основной проблемой, волновавшей натурфилософов, были отношения между Богом и природой. Учитывая это, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, они понимали мир как органическую связь между материей и духом. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделили материю способностью воспроизводить себя, а заодно и жизнь, создав учение о жизненном пространстве. Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения сформировалась пантеистическая картина мира. Наука понималась как естественная магия, астрономия была переплетена с астрологией и т. д. В целом понимание природы как внутреннего хозяина, действующего независимо, живущего по своим законам, означало разрыв со сложившимися средневековыми представлениями о боге-творце и привело к рождению новой естественной религии. Этот идеологический переворот был основан на подъеме производительных сил, материального производства, науки и технологий. Все это привело к поступательному развитию Европы.
Ренессансный утопизм
Утопизм
Утопизм — направление в социальной философии, представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального общества. Название направления происходит от названия книги Томаса Мора «Утопия». Само же слово «утопия» переводится с древнегреческого языка как «место, которого нет».
Древнейшие варианты утопий имели место в античной мифологии, где существование идеального общества соотносилось с «золотым веком», оставшемся в далеком прошлом. Первой философской утопией можно считать модель идеального государства Платона. Одним из вариантов утопий являются и христианские представления о «царстве Божьем* на земле.
Для Средневековья характерно объяснение всех социальных бед в первую очередь греховностью людей и отступничеством от истинной веры (при этом представители каждой религии или секты истинной верой считали только свою). В рамках различных религиозных общин неоднократно предпринимались попытки создать на практике «кусочки» идеального общества. Продолжались такие попытки и позднее, например в период Реформации — создание Томасом Мюнцером (1490—1525) анабаптистской коммуны во время Крестьянской войны в Германии.
В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального государства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраняются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).
В Новое время — в XVIII и особенно в XIX вв. — появилось множество работ в рамках утопического социализма(Сен-Симон, Фурье, Оуэн), где акцент делался на необходимость общественной собственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции.
В работах К. Маркса и Ф. Энгельса была выдвинута идея о том, что развитие человечества с неизбежностью ведет к появлению коммунизма,где имеет место общественная собственность на средства производства, господствуют отношения коллективизма, царит материальное изобилие и где каждый член общества получает «по потребности». Но путь к коммунизму проходит через социальные революции. Грандиозная попытка осуществить эту идею на практике имела место в России (1917—1991), а вслед за ней и ряде других стран. Как и все предыдущие, она закончилась неудачей.
Развитие ренессансного утопизма связано с именами Т. Мора и Т. Кампанеллы. Сюда же может быть присоединен и Фр. Бэкон, чья модель идеального общества («Новая Атлантида») соответствует в целом ренессансной, однако Фр. Бэкона принято считать первым философом Нового времени.
Томас Mop(More) (1478—1535)— английский гуманист, философ и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Когда король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отказался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.
Томмазо Кампанелла(Campanella) (1568—1639)— итальянский философ и политический деятель, с 1591 г. — монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце».В этом идеальном государстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день — четыре часа. Активно развивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд людей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца.
Социальная утопия Возрождения
В эпоху Возрождения, особенно в поздний период, жанр социальной утопии получил своё наибольшее признание. Жанр социальной мысли – утопия, в дословном переводе с греческого языка обозначает место, которого нет.
Понятие «утопия» стало нарицательным, всё потому множество нереальных общественных преобразований называли именно так. Огромную социальную роль играли тексты, написанные в этом жанре. В таких произведениях критиковали существующий общественно-политический строй, формировался социальный идеал, а также осуществлялись попытки предположить, как будет выглядеть жизнь человека спустя время.
Касательно философии, то ни одно утопическое произведение нельзя рассматривать с точки зрения этой науки. Всё потому, что утопии не поднимаются до философского уровня. Утопии принадлежат к синкретичному литературному жанру, особенностью которого является синтез философии, эстетики и публицистики, при этом все они гармонично дополняют друг друга.
Социальная утопия Мора
Название «утопия» крепко обосновалось в науке после появления произведения Томаса Мора. Он был английским гуманистом, писателем, а также святым Католической церкви. «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» предлагает своим читателям погрузиться в атмосферу путешествия на неизведанный остров. Такой сюжет был скорее влиянием больших географических открытий и экспедиций, когда на карте мира всё чаще появлялись новые и новые земли.
Первая часть книги посвящена весьма подробному и правдоподобному описанию жизни Англии в XVI в. Великий гуманист Томас Мор говорит о том, что все несчастья и проблемы государства от частной собственности. Он считал, что современная ему Англия может существовать иначе.
Это мнение он и постарался отразить в следующей части своего произведения. Реалистичные картины первой части сменили фантастические представления во второй. Герои оказываются на острове Утопия, где нет частной собственности, а местные жители, не считая нарушителей закона и атеистов, занимаются производственной деятельностью и имеют одинаковые права. На острове Утопия помимо отсутствия частной собственности также нет и частной жизни. Семьи не воспитывают своих детей, этим занимается государство. Никто не ведет своё хозяйство, этим тоже занимаются специальные службы, впрочем, как и иными бытовыми проблемами. В конце концов, все даже одеты и обуты одинаково.
В общем, все сферы жизни человека на острове Утопия были «под присмотром» государства. Но это не самое важное, что хотел показать Мор. Он пытался донести, что из 54 городов острова, достаточно взглянуть лишь на один, чтобы понять, как выглядят все остальные, ведь они полностью идентичны: архитектура, образ жизнедеятельности повсюду одинаковы.
Мир, который нарисовал Томас Мор, казался его современникам идеальным. Здесь все люди были равны перед законом, не было и намёка на неравноправие. Хотя это только для тех, кто жил и своими глазами наблюдал то агрессивное имущественное расслоение общества, когда началась эпоха первоначального накопления капитала. При всём при этом уже через шестнадцать лет в произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» автор в ярких красках описал последствия, которые наступили после реализации идеи равенства с отказом от частной собственности.
Храбрый монах брат Жан организовывает обитель и даёт ей название Телемская иными словами желанная. Закон этой обители прост и состоит всего из одной фразы: «Делай, что хочешь». Обитель населяют самые интересные, образованные люди, многие из них говорят на нескольких языках и имеют несколько образований. Эти люди интеллигентны, отважны, одарены множеством талантов, писали прозу и стиху. Но, к сожалению, со временем их индивидуальность теряется, в таком идеальном обществе они перестают быть яркими и выделяющимися, скорее превращаются в маленькие элементы общества.
Социальная утопия Кампанеллы
Такие же выводы сделал и автор «Города Солнца» Томаззо Кампанеллой (Джованни Доминико). Спустя столетие он также пишет произведение об идеальном государстве. Итальянский монах-доминиканец, богослов, поэт и политик делает вывод в утопичности такой идеальной жизни.
Город Солнца – это город всеобщего счастья. Его жители всё делают по регламенту, никаких отступлений. Всё описано до мельчайших подробностей. Они вместе едят, ходят на работу, возвращаются домой, отдыхают, поют песни, рассказывают стихи.
Кампанелла говорил о том, что источник всех зол не только в частной собственности, но и в том, что она влечёт за собой человеческий эгоизм. Видел он единственный выход – полный отказ от собственности, в том числе от жён, детей. Полное и всеобщее равенство приведёт к искоренению эгоизма. Все равны только в том случае, если ни у кого ничего нет, только право жить в общине, согласно определённым правилам и трудиться на благо этой общины.
Кампанелла задавался вопросом и о том, как же создать такое общество, ведь история и природа человека задумана иначе.
Создать идеальный город можно так: «Сначала все исторгается и искореняется, а потом уже насаждается, созидается», – по принципу «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим».
Кампанелла был верен своим идеям и верил в то, что однажды станет возможным создание такого общества, «всемирного государства», править которым будут короли Испании и Папа Римский.
Согласно утопиям, в идеальных государствах человек уже не был индивидуальностью, скорее винтиком государственной машины. Ничего из себя не представлял, мог действовать только согласно регламенту и ни о какой индивидуальности речь в таком контексте уже не шла. Антропоцентризм пришел на смену государственному центризму. Центром мира теперь является город Солнца и его верховный правитель, человек уже на второстепенных позициях.
Всё это ярчайшим образом демонстрирует кризис гуманизма как кризис индивидуальности, ведь личность полностью растворяется в общине, а индивидуальность в государстве.
Социалисты-утописты выдвигали свои идеи в эпоху Возрождения, скорее всего это был ответ на существующую тогда в обществе несправедливость. И, как ни странно, но именно утопичные идеи находили своих сторонников, которые верили, что мир можно изменить, как сейчас в эпоху Возрождения, так и в будущем.
История на своём примере показала, что сила утопий в том, что хоть они и носят фантастический характер, но всё равно могут осуществиться.
Оценка философского познания эпохи Возрождения в литературе
Согласно философии советского времени принято было считать, что в науке того времени произошло освобождение от христианско-церковных угнетений. Это способствовало тому, что философия перестала служить богословию и церковной системе. В силу этого смогла, наконец-то, оформиться как самостоятельная наука и развиваться согласно собственным законам, а не канонам церкви. Именно это и стало толчком к расцвету философской мысли, и более того, культуры в целом.
Западные исследователи немного более критично ставятся к философской мысли эпохи Возрождения. Философ Б. Рассел из Англии говорил, что заслуга философии Возрождения лишь в том, что произошло разрушение схоластической системы и возврат к знаниям и исследованиям Платона, в остальном же выводы весьма плачевны, по его мнению.
Б. Рассел утверждает: «Возрождение не было периодом великих достижений в области философии, но оно принесло известные плоды, которые явились необходимой предпосылкой величия XVII столетия».
Ошибочным было и то, что деятели эпохи Возрождения принимали любой античный вздор в качестве чего-то рационального и правдивого. При этом освободившись от церкви, они не были в состоянии самостоятельно мыслить. Как следствие уход от духовности к душевности, от культа духа к культу человеческой плоти.
Именно среди вольнодумцев астрология приобрела огромнейшую популярность, такого не было с античных времён. Многие гуманисты верили в магию и колдовские силы, опирались на те знания, которые могли найти поддержку в античной науке. Кроме того, для общества и для науки было губительно то, что люди практически отказавшись от церкви, забыли о нормах нравственности и морали.
Освобождение от христианской морали было освобождением от морали в целом. Прежние правила нравственности потеряли всякий смысл и почитание.
Также критично и негативно относится к философии эпохи Возрождения и польско-швейцарский философ Ю. М. Бохеньский. Он утверждает, что достижения философской науки этого периода незначительны. Говорит о том, что вовсе не стоит восхищаться философией Возрождения как какой-то великой на фоне предшествующей схоластики. Это всё равно, что сравнивать философов Возрождения, Средневековья и Античности – чистой воды суеверие.
Мнение американского историка философии П. О. Кристеллера не такое лояльное, он в своих суждениях достаточно суров и в целом ставит под сомнение принадлежность к философской науке деятелей Возрождения. Исключение он делает только для Николая Кузанского, хотя он был достаточно далёк от идей и духа Возрождения и Галилея, он, в свою очередь, жил уже на закате исследуемой эпохи. Насчёт всех остальных он не говорит ни хорошо, ни плохо, скорее ничего.
О. Кристеллер писал: » Философы Возрождения не были ни хорошими, ни плохими – они вообще не были философами».
Исследователь говорит о том, что он не умаляет таланты этих людей, многие из них были прекрасные политики, выдающиеся писатели и литературоведы, отличались насмешливым и острым умом, знали древние тексты, но, стоит признать, не имели никакого отношения к философской науке.
Утопия и её роль в философии
Философия, как смежная научная дисциплина, тесно переплетена с социологией, политологий, религией и литературой. Результатом совместного развития дисциплин стала отдельная область — утопизм. Утопия в философии — это представление об и идеальной стране, в котором люди могут быть равны и жить счастливо.
Что такое утопия?
Понятие «утопия» буквально переводится, как «несуществующая идеальная страна». Его автор — Т. Мор. Впервые он упомянул его в своем трактате об устройстве идеального государства. Обсуждая трактат в переписке с Эразмом, он рассуждал о возможности создать такую страну, в которой возможна счастливая жизнь для всех. Слово утопия стало нарицательным. Впоследствии, благодаря переводам на разные языки, термин распространился и получил более широкую трактовку. Из названия идеальной страны он превратился в жанр литературы.
Отличительные черты утопии, как жанра:
Становление идей утопии происходило неравномерно. На представление об идеальной стране влияла, постоянно изменяющаяся, политическая ситуация в мире и личные представления авторов-утопистов.
Развитие направления
Первым утопическим произведением считается вторая книга «Политики» Аристотеля. Идеалистические идеи присутствуют и в работах Платона. Но впервые широкую огласку утопическая концепция получила в 18 веке. Публикация каталогов утопических текстов способствовала их распространению по Западной Европе. Они были восприняты критиками неоднозначно, идея идеального государства отвергалась, ей взамен противопоставлялись другие идеологические системы.
В 20 веке исследованиями утопических текстов занимались французские философы. Одни исследователи находили идею утопии прогрессивной и необходимой, другие отвергали за излишний романтизм и невозможность воплотить ее в реальность. В 1961 г. Роже Мукшели опубликовал фундаментальное исследование, в котором сравнил разные варианты идеальных городов. В 1975 г. научное сообщество Торонто основало «Общество по изучению утопии». Его целью было развивать утопическую мысль, исследовать все варианты ее проявлений.
Литературоведы выделяют два вида утопии:
У каждого вида существуют жанровые подвиды. Отдельным видом утопической литературы стала антиутопия. Этот жанр противопоставляется классической утопии. В антиутопическом произведении описывается мир, в котором политический режим приводит к упадку человечества. Оно буквально вынуждено выживать в условия тоталитаризма, жесткого ограничения ресурсов и многократно ухудшившейся экологической ситуации.
Значение утопии в философии социализма
Идеи социализма изначально воспринимались, как некий недостижимый идеал. В своих работах, К. Маркс проводит четкую границу между социализмом утопическим и социализмом научным, который стал основой для идей марксизма и коммунизма.
Маркс и Энгельс, работая над принципами построения идеального будущего, критиковали западный идеализм за абсурдность и абсолютную неспособность реализовать его в условиях существующего политического строя. Их основные претензии сводились к таким проблемам:
Понятие «утопический социализм», введенное Т. Мором, Энгельс взял за основу при разработке своих утопических идей. Но параллельно с ним, созданием плана построения утопического государства занимался К. Каутский. Его идеи были настолько похожи на идеи Энгельса, что зачастую они сливались воедино и имя Каутского практически не упоминается в официальных источниках.
Утопизм Ренессанса
Начало эпохи Ренессанса ознаменовал расцвет гуманизма. Основой морали нового общества стало наследие Платона. Его работы, переведенные на латинский язык, стали противовесом в борьбе с католическим государством, опиравшимся на учение Аристотеля. Платонисты распространяли его учение по всей Европе, и вскоре это привело возникновению прямого конфликта с христианской этикой. Главным стремлением гуманистов стали: реформация государства и возрождение языческого мировоззрения.
Первая книга эпохи Возрождения, положившая начало жанру утопии — «Утопия» Т. Мора. Современники не поняли изначальный замысел писателя создать сатирическое произведение, и восприняли его, как социально-политический роман. Название острова Утопия стало нарицательным. Перевод на английский язык позволил напечатать и распространить «Утопию» в Европе. Мора стали воспринимать, как автора-реформатора, а его произведение, как основу социализма. Именно оно послужило основой создания идеи коммунизма.
Особенности утопий в эпоху Просвещения
Основой утопизма в философии эпохи Просвещения, стал мотив путешествия в далекие неизведанные земли. Он родился из средневековых традиций описания жития святых, чьей главной целью было достижение райского сада, т. е. путешествие длиной в жизнь. Из эпохи Ренессанса, была взята и развита традиция помещать воображаемый мир на другую планету, в основном, на Луну. Государственные устои лунных жителей отличаются от земных. Главный герой произведения, попадая на Луну и знакомясь с их традициями, понимает, что такая жизнь ему нравится больше, и мечтает создать такое же государство на Земле.
Сама суть утопии постепенно изменилась. Из фантазии на тему путешествий в пространстве, она превратилась в мечту о путешествии во времени. Для этого требовалась крепкая научная база и настоящая научная революция. Основоположником нового восприятия науки стал Френсис Бэкон. Его недописанная работа «Новая Атлантида» стала первой в мире научной утопией. Он отходит от пространственного философствования к конкретному представлению о новом обществе, считающего своей главной целью развитие науки. Лондонское научное сообщество взяло описание «Дома Соломона» за основу и использовало его для создания Незримой коллегии, которая в последствие стала Королевским сообществом.
После Английской революции, развитие утопического жанра многократно ускорилось. В это же время появился сатирический жанр негативной утопии. Его классический представитель Джонатан Свифт, который в своих произведениях высмеивал стремление найти обетованную землю.
Развитие утопии в России
Основой развития утопизма в России стало православие. Главная идея русского утопизма противопоставлена европейской. Согласно Н. Ковтуну, в России утопии приобретают яркий национальный колорит. В них акцент смещается с государства на личность. Главным для утопистов было не создание идеального государства, а спасение человека. В русской культуре, мечта легко смешивалась с реальностью, и утопия становилась средством борьбы с прогрессом для возвращения к истокам человечества — Царству Божьему.
Для русской утопии не характерно создание другой идеальной страны. В мечтах россиян идеальной должна стать Россия. Она представляется основой нового мира, центром культурно-нравственной революции. Русская утопическая литература не подчинялась нормативности. Зачастую, определить, к какому жанру относится произведение, было невозможно.
Совокупность идей русского утопизма привела к созданию единой концепции идеальной страны — СССР. В литературе, стремления интеллигенции и пролетариата слились в единое целое и воплотились в авангардистской и большевистской поэзии, но вскоре снова разделилась и воплотилась в создании социалистического реализма. Утопические стремления были направлены на перевоспитание человека, направление его устремлений на создание нового мира.
Параллельно утопии, развивалось альтернативное направление антиутопии. Ее знаковый представитель — Е. Замятин, создавший культовый роман «Мы». Он положил начало новому жанру литературы — русской антиутопической фантастике.
Особым направлением в русской утопической литературе стала историческая фантастика. В ней реальные исторические события подаются через их приукрашивание и изменение в угоду авторской мысли. Писатели ставили своей задачей не привести историю к позитивной развязке, а показать процесс становления общества.
Утопизм за пределами стран Запада
В общую категорию незападного утопизма относят всю литературу, которая была создана в станах Ближнего и Среднего Востока. Также к ней причисляют произведения авторов из Латинской Америки, Индии и Китая. Согласно представлениям Л. Сарджента, незападный утопизм создан на основе политических идеологий. Поскольку большинство стран третьего мира были колониями, главной идеей для них было освобождение и приобретение независимости.
Утопии и ислам
Для философии ислама, представления об идеальном государстве базируются на религиозных воззрениях. Утопической страной должен был управлять Аллах, а все живое — подчиняться его воле. Некоторые писатели находили вдохновение в античных текстах, в частности, работах Платона и Аристотеля. Но к античным воззрениям примешивались исламские ценности. Всеобщее счастье утописты-мусульмане видели в разумном, добродетельном управлении человеческими судьбами Высшей силой.
Китайские утопии
Различия в китайской и европейской литературе впервые были рассмотрены нидерландским литературоведом Д. Фоккемой. Основной причиной развития утопической литературы становится политический кризис. В Китае таким кризисом стали «Опиумные войны» и последовавшие за ними реформы. В отличие от европейского утопизма, направленного на технологическое развитие, главной целью китайской утопической литературы стал возврат к натурфилософии. Произведения утопистов должны были направлять людей, служить для них нравственным маяком.