Что носил на голове наполеон
Вернемся к шляпе Наполеона.
Это не треуголка, но её нельзя назвать и типичной двууголкой.
«. весь период истории империи символизируется всего одной шляпой.
Шляпа Наполеона, в которой он был во время кампании 1812 года, в России, из коллекции Б.Вейдера.
Вы догадались, какой. Да, это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личным «ноу-хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII в. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами (она только становилась выше и несколько уже), и первым модельером собственной шляпы был он сам. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимум украшений: трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.
Шляпником Наполеона в период империи был г-н Пупар. Он поставлял императору шляпы по цене 48 франков за штуку. Известно, что за период с марта по декабрь 1807 г. у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 новые, а 4 отремонтированные старые. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами, как это было, например, во время встречи с австрийским посланником Меттернихом в 1813 г. Но когда гнев стихал, он всегда поднимал ее. Менее известен факт, что во время кампаний или на марше Наполеон носил бархатный колпак (прообраз современной пилотки).
Во время кампании в России в 1812 году Наполеон был в соей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву. Причем, по настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея, шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. Эта шляпа сохранилась до наших дней и находится в личной коллекции д-ра Бена Вейдера, известного канадского историка. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступал в российскую столицу. В этой же шляпе Наполеон покинул Москву 19 октября 1812 г.
Известный художник, Шарль де Стёйбен, сумел отобразить всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Эта своеобразная шарада позволяет прочесть все славные и трагические моменты истории первой империи, не показывая самого императора
Шарль де Стёйбен. Восемь шляп Наполеона
Вот ее разгадка. Первые три шляпы в верхнем ряду символизируют две итальянcкиe кампании и экспедицию в Египет. Три шляпы во втором ряду — империю, ее рождение, рассвет и закат. Две последние — Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.
Кстати, на острове Св. Елены Наполеон тоже носил головные уборы, иногда очень забавные.»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Военный костюм: знаменитая треуголка Наполеона.
В. Верещагин. Наполеон и маршал Лористон.
» На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук. » М. Лермонтов
Личные вещи Наполеона Бонапарта. Музей армии Дома инвалидов. Париж.
Сюртук на месте и шляпа, действительно, треугольная. Но не треуголка, а скорее двууголка. Все дело в количестве загнутых к тулье концов полей.
Портрет императора Фридриха Второго.
Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями.
А.Ф. ван дер Мейлен. Конный портрет Людовика Четырнадцатого.
Ф. Рокотов. Портрет Петра Третьего в рыцарских доспехах.
Император Павел Первый.
Разумеется, эту моду подхватили и штатские.
Ф. Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке.
Фра Витторе Гисланди. Знатный господин в сером. Шляпа изготовлена из черного фетра и украшена золотым позументом.
Портрет Фридриха Вильгельма фон Зейдлитц (фрагмент). Украшение из перьев — по большей части страусовых — по краям треугольной шляпы в XVIII веке называлось плюмаж.
Уильям Хогарт, Нижняя палата. Гравюра на меди.
Треугольные шляпы, украшали галунами и перьями. Галун или позумент—золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма. Иногда золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. Главным материалом служила пряжа крученая или, всего чаще, обмотанная более тонкой и красивой нитью. Так, золотой и серебряной (настоящими или мишурными) нитью обматывается шелковая, льняная или бумажная пряжа, шёлковой — льняная и бумажная, шерстяной — бумажная. Треуголки красовались на головах до того момента, пока в моду не вошли громоздкие парики —аллонж.
После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры.
Треуголка входила в состав охотничьего костюма. В первой половине 18 века треуголку охотно носили женщины.
Портрет графини Фосс.
В армии же tricorne прижилась в качестве основного головного убора и была в ходу до появления в конце XVIII века двууголки.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.
Двууголка французского морского офицера. Начало 19 века.
Д. Доу. Портрет императора Александра Первого.
А.Сафонов. Бородинское сражение.
В России начала прошлого века ее называли Веллингтоном. Наряду с кивером двууголка в русской армии была распространенным головным убором офицеров с 1803 по 1845 год. По ширине и фасону галунов на бортах шляпы, по кокарде и плюмажу различались чины. На портрете генерал-адъютанта князя А.С.Меншикова (правнука сподвижника Петра I) кисти Д. Доу (1826) он изображен в двууголке с генеральским плюмажем из черных, оранжевых и белых петушиных перьев.
Д. Доу. Портрет А.С.Меньшикова.
Надетая углом вперед, «в поле», она указывает на то, что ее владелец чин императорской свиты. Ее также носили адъютанты, офицеры Генерального штаба, инженеры. В России двууголка до первой мировой войны была частью парадной одежды чиновников.
Двууголка российского чиновника.
В некоторых странах двууголка сохранилась до сих пор в униформе военных и дипломатов.
Франсиско де Гойя, Герцог Фернан Нуньес. Национальный музей Прадо, Мадрид. Двухугольная шляпа, украшенная перьями.
Теперь пора вернуться непосредственно к шляпе Наполеона. Это не треуголка, но её нельзя назвать и типичной двууголкой. Вот что пишет о ней историк А. Зотов.
«. весь период истории империи символизируется всего одной шляпой.
Шляпа Наполеона, в которой он был во время кампании 1812 года, в России, из коллекции Б.Вейдера.
Вы догадались, какой. Да, это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личным «ноу-хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII в. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами (она только становилась выше и несколько уже), и первым модельером собственной шляпы был он сам. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимум украшений: трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.
Шляпником Наполеона в период империи был г-н Пупар. Он поставлял императору шляпы по цене 48 франков за штуку. Известно, что за период с марта по декабрь 1807 г. у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 новые, а 4 отремонтированные старые. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами, как это было, например, во время встречи с австрийским посланником Меттернихом в 1813 г. Но когда гнев стихал, он всегда поднимал ее. Менее известен факт, что во время кампаний или на марше Наполеон носил бархатный колпак (прообраз современной пилотки).
Во время кампании в России в 1812 году Наполеон был в соей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву. Причем, по настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея, шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. Эта шляпа сохранилась до наших дней и находится в личной коллекции д-ра Бена Вейдера, известного канадского историка. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступал в российскую столицу. В этой же шляпе Наполеон покинул Москву 19 октября 1812 г.
Однако долго он ее не носил. С началом сильных морозов его уже видели в русской боярской шубе и шапке.
Известный художник, Шарль де Стёйбен, сумел отобразить всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Эта своеобразная шарада позволяет прочесть все славные и трагические моменты истории первой империи, не показывая самого императора
Вот ее разгадка. Первые три шляпы в верхнем ряду символизируют две итальянcкиe кампании и экспедицию в Египет. Три шляпы во втором ряду — империю, ее рождение, рассвет и закат. Две последние — Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.
Кстати, на острове Св. Елены Наполеон тоже носил головные уборы, иногда очень забавные.»
Знаменитая шляпа Наполеона продана почти за €1,9 млн
На торгах под Парижем распродана наполеоновская коллекция принца Монако Луи II из тысячи предметов.
Стартовая цена двууголки составляла €300-400 000. В торгах принимали участие музеи, частные лица и бизнесмены. Ажиотаж был связан с тем, что это одна из двух или трех шляп Наполеона, которые находятся не в коллекциях музеев и могут быть проданы. Всего в мире хранится около 20 головных уборов французского императора.
По оценкам историков, в период с 1804 по 1815 год Наполеон сменил около 120 шляп. Двууголки были частью образа императора, Наполеон носил их необычным для начала XIX века образом. «Этот головной убор был частью имиджа и символом Наполеона, — рассказал представитель аукционного дома Osenat коллекционер Жан-Пьер Осенат агентству Agence France-Presse. — Наполеон носил такую же двууголку, как многие другие, но вместо того, чтобы располагать концы шляпы перпендикулярно к плечам, он носил ее концами вдоль плечей, таким образом он сам создал свой неповторимый образ. Благодаря этому Наполеона издали узнавали на поле битвы, и именно так он носил шляпу всю жизнь». Двууголка была приобретена у императора ветеринаром Джозефом Жиро, обслуживающим животных императора, она хранилась в его семье до 1926 года и затем попала в коллекцию принца Монако Луи II (1870–1949), прадеда нынешнего монарха принца Альберта.
Напомним, что в сентябре с торгов ушел брачный договор Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне за €437 500.
Что носил на голове наполеон
Вся жизнь Наполеона была связана с войной. 60 сражений, больших и малых, которые он дал в Германии, Италии, Испании, Египте, России, не давали ему возможности носить гражданское платье. Его костюм был преимущественно военный. Даже церемониальные облачения, полагавшиеся носить при отправлении государственных полномочий, художниками строились по образцам военной униформы, включая элементы отделки, связанные с батальной символикой.
Мундир стал сопутствовать великому корсиканцу с юности, когда началась учеба в Бриенской военной школе. Получив образование артиллериста, Наполеон сменил мундир кадета на униформу лейтенанта-артиллериста королевской армии Франции. Это была неброская, скромная униформа темно-синего цвета (индиго), с золотыми пуговицами и красными выпушками по краям лацканов, по отворотам фалд. К мундиру полагалось ношение узких штанов такого же темно-синего цвета, в тон мундиру.
Мадемуазель Каролина дю Коломбье и молодой лейтенант артиллерии Буонапарте
при свидании в Валансе.
Неизвестный французский художник
Наполеон руководит огнем орудий на бастионах во время осады Тулона.
На нем форма капитана пешей артиллерии.
Сапоги с отворотами мягкой кожи «а ля Суворов» были популярны в армии республиканской Франции.
В генеральском мундире республиканского образца Наполеон совершил свой первый поход в Италию, экспедицию в Египет, второй Итальянский поход. В мундире дивизионного генерала Наполеон совершает и свой исторический переворот 18 брюмера, расправляется с депутатами Национального собрания, устанавливая военную диктатуру.
Для первого консула Французской республики была разработана специальная парадная форма. сшитая из красного бархата и отделанная золотом. Красный цвет выбрали неслучайно. Пурпур еще с римских времен почитался как цвет императорской власти. Традиции и символика Древнего Рима французские республиканцы использовали для массовой пропаганды, полагая, что связь с классической эпохой древности придаст больше авторитетности и величия институтам власти в новой Франции.
Малый коронационный костюм Императора Франции. 1804 год. Эскиз Изабе.
Перчатки и чулки коронационного костюма Наполеона.
Костюм Наполеона для коронационных торжеств во время коронования Наполеона на престол Италии.
Зеленый бархат, золото. 1805 год.
В 1805 году Наполеон пожелал теснее связать свою монархию с Италией. Он короновался в Милане как король, главный правитель Итальянского королевства ломбардским венцом самого Карла Великого. Для итальянской коронации также была сшита специальная униформа зеленого бархата с золотом, украшенная кокардой цвета итальянского флага.
Наполеон в 1806 году. Кампания в Германии. Рисунок Бикуа.
После 1804 года Францию ожидали неспокойные времена. Началась Дунайская кампания, французская армия победила при Аустерлице. С 1805 по 1815 годы Наполеон проводит свои дни в военной униформе, отдавая предпочтение двум мундирам свой императорской Гвардии. Самым любимым был темно-зеленый мундир гвардейских конных егерей. Он позволял себе отступить от строгого военного регламента, взяв за основу форму конных егерей для выходов в город (введена с 1800 года). Это был зеленый мундир с эполетами и без традиционно положенного аксельбанта. В конце 1807 года переменена форма лацканов. На отворотах нашивались золотые охотничьи рожки. Алый жилет Наполеон заменил белым, без гусарский шнуровки. Кюлоты император к этому мундиру предпочитал белого цвета, носил также сапоги и штибель-манжеты.
Конно-егерский зеленый мундир Наполеона. Из музея Фонтенбло.
Мундир полковника гвардейских гренадер (синий) Наполеона. Музей Фонтенбло.
Мундиры Наполеона: Гвардейский гренадерский, охотничий камзол, редингот, конно-егерский.
Сапоги Наполеона для верховой езды.
Охотничий костюм императора Франции. 1806 год.
Костюм Наполеона для бракосочетания в 1810 году с Марией Луизой, эрцгерцогиней Австрии.
Золотое шитье, красный бархат, кружева.
В кампанию против России 1812 года Наполеон носит зимнюю шубу, обтянутую бархатом, на меху с бранденбурами, бобровую шапку. Граф Коленкур упоминает об этом наряде, когда пишет о поездке в санях с императором из Сморгони. В таком полушубке и меховой шапке Наполеон прибыл в Варшаву, где обронил историческую фразу «от великого до смешного один шаг!»
На каске в центре звезды крупный бриллиант. Кираса исполнена из бронзы, золочение.
После провала кампании 1813 года и после битвы при Ватерлоо император оказывается в мрачных скалах острова святой Елены. Здесь в его гардеробе появляются наконец элементы гражданского костюма. Он взял с собой и егерский, и гренадерский мундир, но нередко в поездки по острову Наполеон отправлялся в старом сером рединготе, надетом прямо на белый жилет или даже простую полотняную рубашку.
Вместо треуголки он нередко носит широкополую шляпу, защищавшую его от африканского солнца. О своей одежде последних лет жизни на острове св. Елены Наполеон оставил нам известия в завещании. Он скрупулезно перечисляет состав гардероба, вплоть до мелочей нижней одежды:
Синей шинелью времен битвы при Маренго труп Наполеона был прикрыт старым слугой после грозовой ночи в Лонгвуде.
Серый редингот (сюртук), тот самый, о котором писали Лермонтов и Гейне, служил императору во все сражения. Он многократно был воспроизведен на батальных полотнах при жизни императора и после его смерти. Это был вариант офицерской шинели французской армии, с обтяжными пуговицами, с высоким отложным воротником и длинными полами, за колено. Под сюртук-редингот свободно надевался мундир.
В время боевых рекогносцировок Наполеон иногда переодевался в форму своих войск. Так, известно из мемуаров, что мундир первого полка гвардейских польских улан и шинель кирасир он надевал, выезжая на разведку к аванпостам неприятеля в 1812 году. При переходе через Неман летом 1812 года Наполеон переодевался в кавалерийский плащ легкой кавалерии, который брал у солдат своего эскорта.
Наполеон в гражданском платье на острове Св. Елены.
Сюртук Наполеона и его шляпы. Остров св. Елены. 1816-1821 гг.
Источники:
Век Наполеона. Костюм от Революции до Империи. Изд. метрополитен Музея. Нью-Йорк. 1989 г. (англ. яз).
Чарльз Херисей. Справочник по униформе Наполеона. 2004г. (франц. яз.)
Бикуа. Униформы Первой империи. Том 9-й. (франц. яз).
«На нём треугольная шляпа. » – история военной треуголки
С другой стороны, как выяснилось довольно быстро, шляпа имела и весьма существенные недостатки, причём прежде всего как раз для стрелков. Попробуйте-ка зарядить мушкет, пищаль или фузею, а тем более тщательно прицелиться из них, имея на голове наползающее на глаза сооружение с широкими полями и вдобавок конструкцией из перьев. Эти самые мешающие обзору поля многие принялись попросту пристёгивать или прикалывать булавками к тулье. Если помните, в шляпе именно такого фасона в советской экранизации Дюма щеголял Портос.
Впрочем, всё это оказалось не более чем полумерой. Согласно историческим свидетельствам, первым вечная борьба с собственными шляпами окончательно надоела итальянцам. Именно в тамошней армии их поля сперва начали отрезать напрочь (получалось ужасно неэстетично – какой-то горшок на голове), а потом стали, загнув, чтоб не мешали, сшивать по углам. Вот так, собственно, и появилась на свет знаменитая треуголка, на целый век ставшая основным головным убором не только военных и мореплавателей, но и многих штатских. Уж больно удобная и практичная была штука.
Французы, правда, оспаривают первенство в данном вопросе у жителей Апеннинского полуострова, заявляя, что первые «tricorne» соорудили всё-таки они. Ну как бы то ни было, но во всеобщую моду, в том числе и у военных, треуголка и вправду вошла во времена французского «короля-Солнце» Людовика XIV, в блистательном XVII столетии. Кстати, ещё одним великим историческим деятелем, прославившим данный головной убор, является Фридрих II Великий.
Уж он-то никакого иного покрытия для собственной действительно гениальной головы не признавал в принципе, в силу чего на 99 % известных его изображений красуется в неизменной треуголке. А вот знаменитые строки, написанные Лермонтовым о Наполеоне: «На нём треугольная шляпа и серый походный сюртук. » являются, представьте себе, исторической ошибкой. Знаменитая шляпа Бонапарта была уже не тре- а двууголкой («bicorne»), ставшей следующей «ступенью шляпной эволюции» и сменившей свою предшественницу, в том числе и на головах военных, в XVIII веке. Впрочем, это я забегаю наперёд.
В tricorne Европа воевала, открывала новые земли, веселилась и грустила. Понятно, что данный головной убор, как и вообще всё в те времена, имел совершенно чёткую «социальную градацию». Треуголки простых солдат или горожан изготовлялись из валяного фетра или шерсти самых простых и практичных цветов. Те же, которые изволили водружать на свои сиятельные головы военачальники, придворные повесы и прочие представители знати, были истинными произведениями галантерейного искусства. Шились они из таких «аристократических» материалов, как дорогущие парча и атлас, украшались по краю полей пышным галуном и количеством перьев, зависевшим исключительно от вкуса и финансовых возможностей заказчика.
Особенно усердствовали в данном вопросе дамы. Да, да. Юные (и не очень) красотки достаточно быстро оценили tricorne по достоинству и включили в собственные гардеробы, «слегка» увешав бантами и драгоценными камнями. Кстати, что интересно, в женской моде треуголки сохранились дольше, чем в мужской! Причиной тому было вхождение в моду невероятно объёмных и пышных париков. Для мужчин, естественно. На эдакую конструкцию треуголки в самом прямом смысле слова не налезали – вот и приходилось таскать их под мышкой, используя исключительно в процессе расшаркивания друг перед другом.
Дольше всего треуголка существовала в составе именно военной униформы, а также классических костюмов для охоты и вообще верховой езды. Дамских – прежде всего. В нашем Отечестве сей головной убор не только появился, но и занял самые что ни на есть прочные позиции, как легко догадаться – в царствование Петра Великого. Создаваемую им по европейскому образцу армию первый российский Император поголовно нарядил именно в треуголки. А уж собственных придворных – так и подавно. Да и сам царь, обожавший щеголять в военной форме, на людях чаще всего в треуголке и появлялся.
Всё в этом мире, как известно, идёт по пути упрощения. Лет через 100 после появления tricorne те же военные решили, что три угла – это многовато, с лихвой хватит и двух. Так появились двуугольные bicorne, во многих армиях сохранившиеся в качестве части парадного мундира высшего командного состава до начала-середины ХХ века, а то и по сей день. Простых же солдат впереди ожидала эра киверов и фуражек. Совсем без углов.