Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Как реагировать на критику от близкого человека: 4 базовых правила

В статье мы расскажем:

Так как реагировать на критику от близкого человека большинству из нас приходится часто, заранее спрогнозировать, как вы к ней отнесетесь, практически невозможно. Очень неприятно слышать обидные слова в свой адрес, но гораздо обиднее, когда они звучат из уст тех, кто вам по-настоящему дорог. Как правило, именно эта критика наиболее объективна и потому ранит гораздо больнее.

В такой ситуации очень сложно сдержаться, ведь неосторожное слово может, в свою очередь, обидеть близкого человека. И путь дальнейшего восстановления отношений может быть длительным и весьма тернистым. Чтобы не допустить подобного, нужно знать, как реагировать на критику от близкого человека правильно.

Основные виды критики от близких людей и их причины

Говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Любую ошибку окружающие могут критиковать. Вся ли критика полезна? Ответ будет зависеть от нашего восприятия. Кто-то может принять упреки во внимание и попытаться исправиться. А кто-то обидится и перестанет общаться с критикующими людьми. Разумеется, не стоит во всех подряд ситуациях прислушиваться к замечаниям. В некоторых случаях правильнее будет поступить по-своему.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Критика бывает конструктивная и деструктивная. В первом типе есть положительные стороны. Ведь человеку даются полезные советы, которые благоприятно сказываются на его последующих поступках.

Признаки конструктивной критики:

выражение собеседником своего личного мнения и позиции;

конкретизация не понравившихся моментов;

описание конкретных примеров;

критика исходит от компетентного в данном вопросе лица;

критикуется не сам человек, а его поступки и мнение;

отмечаются положительные стороны.

Как реагировать на конструктивную критику от близкого человека? На критические замечания стоит обратить внимание, ведь они бывают полезными. Конструктивная критика помогает нам посмотреть на себя с другой стороны.

Деструктивная критика обладает разрушительным характером, и этим отличается от конструктивной. Часто ее используют для достижения каких-либо корыстных целей. Такая критика способна принести гораздо больше вреда, чем пользы.

Почему появляется деструктивная критика:

из-за желания манипулировать человеком (часто эту критику используют для того, чтобы перенаправить собеседника на другой путь, выгодный критикующему);

в целях повышения самооценки (некоторым людям доставляет удовольствие процесс критики, они получают наслаждение от своей значимости);

по причине креативности личности критикуемого (неординарных людей часто подвергают критике за нестандартность мышления).

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Признаки деструктивной критики:

непререкаемость суждений критикующего, сравнимых с приговором судьи (только так и не иначе);

нет конкретики, все замечания пространные (плохо все);

отсутствует аргументация и примеры;

подробно критикуются несущественные детали;

настоящему поводу не придается особенного значения, критиковать начинают без каких-либо предпосылок (в критике в данный момент нет необходимости);

критикуют не поступки и взгляды человека, а его личностные качества.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Важно распознавать деструктивную и конструктивную критику. Это необходимо для проявления правильной реакции на критику близких людей. В одних случаях нужно ее принять, а в других — защищаться.

Близкие люди, которые чаще всего критикуют

Для близких отношений характерно доверие. Оно проявляется в высказывании информации с целью получения оценки собеседника. Чаще эта критика не является неприятной.

Существует три группы людей, которые, прибегая к критике, стараются предотвратить возможные проблемы у собеседника. Человеку следует принимать это во внимание, если он не знает, как воспринимать критику близкого ему человека.

Родственники

К ним относятся родители, братья, сестры. «Портрет» семьи с ее устоями, ценностями формируется в детстве. Вся выстроенная система отношений остается с родными людьми на протяжении всей жизни. Человек, выросший в доверии, создает аналогичную атмосферу у себя в семье, где все ее члены стараются содействовать друг другу, понимают и поддерживают.

Друзья

Дружба относится к многосторонним понятиям. В ней участвуют минимум двое. Часто дружбой называют приятельские отношения, которые возникают между соседями или знакомыми (т. е. живущими поблизости). Нередко приятелями становятся коллеги или одноклассники. Настоящей дружбой можно считать отношения между людьми, основанные на духовном родстве, общности интересов и мышления.

Люди становятся действительно близки, если им понятны чувства и потребности друг друга. Они начинают интуитивно ощущать момент, когда человек нуждается в поддержке, а когда в критике. Иногда друга нужно просто выслушать, дать возможность поплакаться в жилетку.

Любимый

Любящим людям свойственно отдавать много энергии друг другу. Они больше заинтересованы в успешных делах и благополучии любимых.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Разумеется, выбирать свое окружение только вам. Вы сами определяете, будет ли среди окружающих людей человек, критикующий вас любя. Не стоит слишком эмоционально реагировать на критические замечания близких и обижаться. Ведь родной человек бескорыстно заботится о ваших интересах. Бывает, что только от таких людей можно услышать правду.

4 способа правильно реагировать на критику от близкого человека

Выясните действительные причины недовольства. Это можно сделать, спросив собеседника напрямую: «Что конкретно тебя не устраивает?», «Почему ты считаешь, что мне необходимо так поступить?», «Почему ты так остро реагируешь на мои слова?». Нередко человек критикует из-за недовольства или обиды, совершенно не относящихся к конкретной ситуации.

К примеру, партнер критикует вас за опоздание на встречу. На самом деле его задело то, что вы несерьезно относитесь к нему.

Оцените справедливость критики в свой адрес. Осознание собственных ошибок дается нелегко. Однако для сохранения хороших отношений со своими близкими это необходимо. Важно различать, когда критика заслужена, а когда нет и нацелена на то, чтобы обидеть. Если действительно вы неправы, следует поблагодарить собеседника, пообещав на будущее сначала думать, а затем говорить или делать.

Относитесь с уважением к альтернативному мнению, несмотря на его отличие от вашего. Критика в ваш адрес не должна побуждать к смене образа мышления или поведения. Нужно понимать, что у людей могут быть разные взгляды на ту или иную ситуацию. И это совершенно нормально. Нужно постараться не скрывать свои чувства, говоря с собеседником откровенно, спокойным тоном объясняя свою позицию по данному вопросу.

Принимайте критику как дополнительную информацию. Не стоит забывать, что замечания критикующего в большей степени рассказывают о нем, а не о критикуемом. Разговаривать следует спокойно. Только в этом случае можно увидеть настоящее лицо своего собеседника.

Иногда к вам придираются без видимых на то причин. Тогда стоит выбрать тактику игнорирования. Есть такой прием в психологии, который называется «аквариум». Нужно представить, как будто вас окружает стеклянная стена, и слова вашего обидчика не слышны. Не нужно вслушиваться в то, о чем говорит собеседник. Следует поддакивать и соглашаться с ним, но делать по-своему. Такая тактика больше подходит для бытовых случаев.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Другим, более смелым и результативным приемом является прямой вопрос: «Почему вы постоянно критикуете меня?». Если человек хочет, чтобы вы чувствовали себя виноватым, некомпетентным в чем-то, то вы можете таким образом раскрыть его желание манипулировать вами. Благодаря прямому вопросу вы избежите дальнейших нападок с его стороны.

3 правила поведения, чтобы не взрываться в ответ на критику от близкого человека

Не нужно забывать о том, что цель критики — дать возможность оценить себя, рассмотреть ошибки, начать самосовершенствоваться. За конструктивную критику нужно поблагодарить собеседника, сказав спокойным тоном: «Спасибо, скорее всего, ты прав» или «Благодарю, я подумаю над твоими словами».

Несогласие с критикующим можно выразить следующей фразой: «Я хотел бы, чтобы ты выражался помягче». Невозможно навсегда избавиться от критики. Но можно начать по-другому относиться к ней.

Избежать негативной реакции на критические высказывания близкого человека можно следующими способами:

Думайте о том, что вас никто не хочет обидеть. Близкий человек пытается вас оградить от возможных ошибок, делая замечания.

Уважайте критикующего, так как он имеет право на свое мнение, чувства, альтернативную позицию. Но в то же время ему не безразличны ваши отношения, он не желает зла.

Оцените себя со стороны. Может быть, вам следует согласиться с мнением критикующего. Стоит спросить себя: «Какова причина моего поступка?», «Что побудило меня к таким действиям в этот момент?», «Чего я могу добиться этим?».

Даже если слова критикующего несправедливы, нужно в любом случае сохранять душевное равновесие и не терять рассудительности. Ведь компромисс достигается только в спокойной обстановке, без проявления какой-либо агрессии. Ваш ответ на критику должен быть грамотным и аргументированным. Только в этом случае вы решите проблему.

Кроме того, стоит постараться выяснить цели, преследуемые критикующим. Он может таким образом повышать свою самооценку или специально вызывать у вас ощущение дискомфорта.

В любом случае не нужно расстраиваться из-за критики, которая может вас и не затронуть. Лучше ответить коротко и внятно, ничего не доказывая. Важно уметь прощать.

Следует обозначить собеседнику круг тем, которые вам неприятно обсуждать.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Даже если близкий человек критикует вас безосновательно, и замечания его несправедливы, будьте всегда рассудительны и спокойны. Ситуация не исправится, если участники диалога излишне эмоциональны или агрессивны. Лучшим решением будет успокоиться и дать аргументированный ответ.

Нужно всегда помнить о целях деструктивной критики: повысить уровень самооценки критикующего, продемонстрировать умственные способности, вызвать дискомфортные ощущения у критикуемого.

Необоснованная критика не является поводом для расстройства, вне зависимости от ее истинных причин. На нее не стоит обращать внимания.

Не позволяйте окружающим нападать на вас без каких-либо оснований. Однако нужно уметь прощать, так как доказать что-либо беспричинно критикующим людям очень нелегко, а порой и вовсе невозможно. Всегда отвечайте кратко и понятно.

Источник

Вас критикуют? Как отвечать на »наезды»: 8 ситуаций

Как правильно реагировать на критику и сохранять уверенность в себе

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне естьЭлис Мьюир психолог, сертифицированный Британским психологическим обществом, преподаватель, тренер, автор и коуч по персональному росту

Одна из вещей, с которыми сложнее всего справиться, сохраняя ассертивное поведение, — это критика. Она может ранить ваши чувства и задевать самоуважение. Иногда критика настолько расстраивает, что вы принимаете даже несправедливые замечания и переживаете по этому поводу. Учимся правильно реагировать на критические замечания начальника и коллег.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

На самом деле критические замечания бывают как реалистичными и справедливыми, так и необоснованными. Критиковать можно тактично или грубо, наедине или перед аудиторией. И случается, что человек ведет себя неправильно. В некоторых случаях такое поведение становится стандартной моделью. Остановимся на нескольких способах реагирования на критику: справедливую и несправедливую.

Как реагировать на справедливую критику

Принять критику. Самое простое — согласиться с замечаниями без демонстрации чувства вины, оправданий или извинений. Мы все совершаем ошибки, и лучшее, что можно сделать, это признать ошибку, исправить ее, сделать нужные выводы и двигаться дальше. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Руководитель: «Вы не слишком хорошо справились с заданием».
Вы: «Да, согласен. Попробую переделать».

Попросить дополнительную информацию. Еще один вариант — принять негативный отзыв, но сразу же попросить дополнительную информацию у критикующего. Задавайте любые уточняющие вопросы — абсолютно любые — по поводу услышанного. На самом деле совершенно не важно, о чем вы спрашиваете, — с помощью этого приема вы «разбавляете» критику и демонстрируете, что уверены в себе и контролируете ситуацию.

Руководитель: «Вы не очень хорошо провели встречу».
Вы: «Да, получилось не слишком эффективно. На ваш взгляд, проблемы возникли в начале встречи или позже?»

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

Что делать, если критика несправедлива?

В силу различных причин незаслуженная критика ранит сильнее, чем справедливые замечания. Ознакомьтесь с тремя видами реакции на несправедливую кри-тику, не забывая, что жизнь бывает несправедлива ко всем. Тогда неприятная ситуация пройдет менее болезненно.

Не соглашаться с критикой. Главное — оставаться спокойным и дружелюбным. Сделайте небольшую паузу, а затем мягко не согласитесь с замечанием. Например:

Коллега: «Вы вечно опаздываете на встречи».
Вы: «Ну что вы, я не вечно опаздываю. Возможно, такое случилось один или два раза, но определенно я опаздываю не всегда».

Попросить дополнительную информацию. Вы можете дружелюбно и с энтузиазмом задавать уточняющие вопросы, чтобы получить дополнительную информацию, пока ваш критик не пожалеет, что он вообще поднял эту тему!

Избегать прямого ответа. Постарайтесь уклониться от прямого ответа, завуалируйте ситуацию, пусть она станет неясной; ничего не отрицайте и не подтверждайте, не давайте вашему критику информацию, за которую он мог бы зацепиться. Так его замечания не попадут в цель. Со стороны все выглядит, словно критика принята, но не оказала на вас практически никакого эффекта. Такое поведение отбивает охоту незаслуженно критиковать вас в будущем.

Немного практики, и вы сможете овладеть этим искусством. Такие слова, как «возможно», «вероятно», «может быть», сделают неопределенной любую тему. Или попробуйте отвечать, используя следующие фразы: «Возможно, вы правы, всякое случается. », «Сложно сказать наверняка. », «В ваших словах есть доля истины. »

Как быть со скрытой критикой?

Иногда коллеги или руководители высказывают замечания и претензии открыто, и с этим бывает довольно сложно справиться. Но время от времени все мы сталкиваемся со скрытой критикой — манипуляциями и непрямой агрессией. Порой люди даже не отдают себе отчета в том, что произносят оскорбительные и неприятные вещи. Вы знаете, как это бывает. Вот несколько примеров:

— Не беспокойтесь, оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь.
— Вы уверены, что ваш способ лучший?
— Разве вы еще не закончили отчет?

Комментарии подобного рода обычно произносят дружелюбно, иногда даже с улыбкой, но при этом возникает смутное ощущение, что вас раскритиковали, хотя вы в этом не вполне уверены. Такой вот «улыбающийся убийца». Вы теряетесь в поисках ответа, а тем временем момент упущен. Или, возможно, вы, инстинктивно чувствуя, что на вас нападают, демонстрируете раздражение и гнев. Однако собеседник тут же принимает изумленный вид и говорит что-то вроде:

— Что? Что я сказал? — Я вовсе не имел этого в виду. вы слишком остро реагируете.
— Вы все придумали. так обидчивы. у вас проблема с восприятием.

Такие замечания заставляют человека ощущать свою незначительность и подрывают его уверенность в себе. Помните, подобные критические комментарии в ваш адрес могут войти в привычку, если вы будете это позволять, поскольку доказать, что они являются оскорблением или агрессией, достаточно трудно. Так как же на них реагировать?

Лучший способ — спокойно, бесстрастно и не угрожая дать собеседнику понять, что вы отлично понимаете подоплеку его высказываний. Получив такой отпор один раз, большинство людей отступят и вряд ли захотят повторить этот фокус. Коллеги ведут себя с вами оскорбительно только тогда, когда вы спускаете им это. Прежде чем перенести подобную ситуацию в реальность, отрепетируйте свое поведение. Однако прибегайте к этому способу, только если ваша реакция не вызовет нежелательных последствий.

Можно согласиться с замечанием — открыто, но достаточно бесстрастно, и сопроводить спокойным комментарием, как в примере 1 из следующей таблицы.

Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Смотреть картинку Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Картинка про Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть. Фото Что нибудь кроме критики и замечаний ко мне есть

На неясное утверждение вы можете ответить не менее неопределенной фразой. Так вы завуалированно признаете скрытую критику, как в примерах 2 и 3. Уклонение от прямого ответа «разоружит» вашего оппонента и даже разочарует, поскольку он не поймет, достигла ли его критика цели.

Вот примеры разных видов реакции на три случая скрытой критики, описанных ранее.

Источник

Как достойно реагировать на критику

Автор: Васильченко Ольга

Мы общаемся с самыми разными людьми в самых разных ситуациях. Не секрет, что при этом очень часто имеют место критика, замечания, оскорбления. В деловом общении умение правильно реагировать на критику является профессионально важным качеством, позволяющим достигать успехов и продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Наши слабости нам уже не вредят,

Г. Лихтенберг

Неправильная реакция на критику

Во-первых, потому что, оправдываясь, мы занимаем униженную (сродни детской) позицию. Во-вторых, наши оправдания чаще всего никому не нужны, их не хотят слушать. Если человек прождал вас полчаса под дождем, то ему неинтересны ваши объяснения причин.

В ответ на критику человек сам обрушивается с критикой. Многие сразу вспоминают поговорку: «Лучшая защита — нападение». Однако контратака всегда провоцирует конфликт. Что ж, если вы стремитесь к конфликту, — атакуйте. Только помните: разжигать конфликт можно тогда, когда вы уверены, что справитесь с ним, когда знаете и умеете разрешить конфликт так, чтобы обе стороны смогли получить пользу, выйти на новый созидательный уровень.

Но молчание тоже неверная реакция на критику. Во-первых, молчание в ответ на бурные эмоции очень раздражает некоторых людей и, следовательно, может привести к бурному конфликту. Во-вторых, молчать, когда вас оскорбляют, вредно для здоровья. Потому что, не отреагировав, вы как бы «глотаете» оскорбление и оставляете его в себе. Надо хотя бы «разрядиться» потом. В Японии, например, подчиненные колотят специально для этого сделанных кукол, имитирующих начальников.

Ответ, который позволяет сохранить хорошие отношения с оппонентом и не уронить чувство собственного достоинства. Умение правильно реагировать на критику усиливает такое важное качество личности, как уверенность в себе. Уверенность в себе — это опыт побед. Одерживая победы в самых сложных ситуациях делового общения, вы еще больше убеждаетесь в своих возможностях.

Как же правильно реагировать на критику? Существует три типа критики и, соответственно, три способа достойного реагирования на нее.

Первый тип критики

К этому типу относятся:

Человек, прибегающий к оскорблениям, как правило, находится под влиянием эмоций, а не рассудка. Значит, в первую очередь необходимо его успокоить и заставить думать, а не кричать. Другими словами, мы должны избрать стратегию, позволяющую разобраться в причине его гнева и поскорее разрешить эту ситуацию. Надо постараться спокойно и доброжелательно задать критикану несколько вопросов, чтобы он конкретизировал свои замечания и перешел от эмоций к размышлениям. Специалисты предлагают задавать вопросы следующих типов.

Уточняющие. «Что именно Вы имеете в виду?» или «Что Вы хотите этим сказать?». Конечно, не всегда после такого вопроса раздраженный человек в состоянии сразу успокоиться и сформулировать свое замечание четко и ясно. Продолжайте терпеливо, спокойно и доброжелательно задавать другие вопросы, пока не получите нужного ответа.

Фактические. «Назовите, пожалуйста, конкретные факты?», «Приведите примеры?». Если и на эти вопросы вы не получите определенной формулировки, а услышите примерно следующее: «Фактов множество», «Вы и сами знаете, кто (где, когда)», «Примеров хоть отбавляй», — то переходите к следующему типу вопросов.

Альтернативные. «Вам не нравится это, это или это?». Например: «Вам не нравится, как я разговариваю с клиентами, или как я пишу отчеты?». Таким образом вы помогаете любителю критики сформулировать конкретные замечания. После этого, скорее всего, он сможет конкретно указать на то, чем недоволен.

Опустошающие. «Вам не нравится, как я составляю отчеты, как я разговариваю по телефону и как я одеваюсь? Что еще Вам не нравится?». Эти вопросы необходимы для того, чтобы человек высказал сразу все, чем недоволен, и подольше к вам не приставал. Если он добавит еще замечания, то с готовностью примите к сведению и их («Вам еще не нравится, что я часто опаздываю»).

Этот способ реагирования самый трудный, но ведь и критика была сформулирована в самой несправедливой форме. Возможно, ваши наводящие вопросы, заданные в спокойной и доброжелательной форме, вызовут удивление и даже некоторое раздражение критикана. Так и должно быть. Это значит, что он почувствовал ваше превосходство в данной ситуации. Он привык к жалким оправданиям, контратакам или покорному молчанию, а вы спокойно пытаетесь разобраться и принять к сведению справедливые замечания, как только их услышите.

Внимание! Используйте подобные вопросы только в случае действительно несправедливой критики.

Второй тип критики

Критические замечания этого типа направлены на оценку ваших привычек, характера. К ним, в частности, относятся и высказываемые собеседником субъективные мнения (помните, что он имеет право так думать): «Вечно Вы опаздываете (спорите, говорите глупости и т. д.)», «Любите Вы подшучивать над другими (поспать, посплетничать и т. п.)» или «Вы плохо себя ведете (одеваетесь, говорите, пишете и т. д.)». Полностью признать такие замечания нельзя, даже, если доля справедливости в них есть.

Есть три способа достойного реагирования на частично справедливую критику.

Первый — метод «торта». Он означает: откуси кусочек, а остальное пусть летит дальше. Иными словами, признай только справедливую часть критики, а на остальное не реагируй. Начните свой ответ обязательно с «Да». Всегда, признавая что-либо, следует сначала сказать это волшебное слово, чтобы успокоить собеседника, расположить его к себе и продемонстрировать свою уверенность. На замечание: «Вечно Вы опаздываете», достойным ответом будет: «Да, сегодня я опоздала».

Второй метод применяйте в тех случаях, когда не согласны даже с частью критики. Например, говорят: «У Вас плохие манеры» или «Вы плохо одеваетесь». А вы считаете, что манеры правильные и одеваетесь вы хорошо. Думать о вас как угодно — право вашего собеседника. Начните опять с утверждения: «Да, Вы вправе так думать», «Да, не всем нравятся мои манеры».

Третий метод достойного реагирования на частично справедливую критику — это умение обратить критику в достоинство. Ответ начните с «Да»: «Любите Вы поболтать» — «Да, я человек коммуникабельный»«; ««Вы всегда со мной спорите» — «Да, в разговоре с вами удается докопаться до истины».

Третий тип критики

Вам указывают на ваши слова или проступок, то есть говорят, что вы что-то неправильно сказали или сделали. Сразу признайте это: «Да, Вы правы» или «Да, это правда, я сожалею». Многие добавляют: «Извините меня». Не советуем извиняться часто, если в этом нет особой необходимости. Извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе.

Бывают более сложные ситуации. Представьте, что к вам применили все три типа критики одновременно. Например: «Вы плохой работник. Вам ничего нельзя поручить. Вечно Вы опаздываете. Сегодня опять опоздали на двадцать минут. Так нельзя относиться к работе». Психологи считают, если вам предъявили все претензии сразу, радуйтесь. Ответив правильно, вы, скорее всего, закончите неприятный разговор. Помните суть метода — соглашайтесь с тем, что справедливо. Поэтому наилучший ответ: «Да, я сегодня опоздала». Вряд ли тираду захотят повторить сначала. Критикующему останется лишь сказать: «Вы согласились с тем, что полностью справедливо».

Запомните три правила, которые обязательно нужно соблюдать при ответе на любой тип критики.

Очень важный аспект, который мы обошли вниманием, как реагировать на критику не внешне, а внутренне. Безусловно, выслушивая критические замечания, справедливы они или нет, каждый из нас испытывает не совсем приятные эмоции. Ведь любому человеку хочется, чтобы его считали хорошим, умным, способным, красивым. Но эмоции эмоциями, однако, как говорится, «нет дыма без огня». Поэтому, когда неприятный разговор будет закончен, найдите время и подумайте, в чем вы были неправы, где допустили ошибку.

Если критика была полностью справедливой, проанализируйте ситуацию от начала до конца, найдите возможные для себя варианты поведения, запомните, что именно вызвало недовольство вашего собеседника, чтобы в будущем не допускать подобного.

Для того чтобы быть успешным, мало научиться правильно и достойно реагировать на критику. Очень важно уметь выражать свое недовольство, критиковать — правильно и конструктивно. Рассмотрим несколько важных моментов, освоив которые вы сможете в самых сложных, потенциально конфликтных ситуациях быть на высоте.

Момент 1. Если вы ощущаете необходимость поговорить о проблеме, важно заранее ответить себе на вопросы о цели, результатах, средствах и возможных методах ее решения. Основная линия при подготовке проблемной беседы сводится к тому, чтобы оппонент принял вашу позицию. Запомните правила, которые позволят провести беседу конструктивно.

Соберите и проанализируйте информацию о проблемной ситуации.

Постройте беседу, соблюдая следующую очередность подачи информации:

Будьте конкретны и избегайте неясностей, например, оборотов типа: «Вы сделали не то, что нужно», «Вы не выполнили задание» и т. п.

Критикуйте поступок, а не личность.

Эти правила помогают создать положительный эмоциональный фон, который позволит провести неприятную часть разговора конструктивно, не вызывая ненужной враждебности со стороны вашего собеседника, не заставляя его занимать оборонительную позицию.

Момент 2. В процессе разговора, содержащего критику, очень важно взаимопонимание.

Сообщение может быть закодировано с помощью разнообразных слов и фраз. Здесь на помощь придет синонимия — использование разных слов и словосочетаний для сообщения почти одинаковой информации.

Например, содержание высказывания «Ты опоздал» можно передать с помощью выражений: «Ты пришел поздно» и «Ты не пришел вовремя». Очевидно, что выбор выражений влияет на понимание и может вызвать нежелательную реакцию. Сравните следующие пары синонимов, явно демонстрирующие нейтральное или положительное отношение говорящего, с одной стороны, и отрицательное, с другой: бережливый — скряга; традиционный — старомодный; экстраверт — развязный; осмотрительный — трусливый; прогрессивный — радикальный; информация — пропаганда; эксцентричный — помешанный; невысокий — коротышка.

Момент 3. Откровенной, конструктивно-критической атмосфере беседы противоречат:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *