Что нибудь чем является в предложении
Каким членом предложения может быть местоимение?
Местоимение может быть любым членом предложения. Приведем примеры с местоимением в синтаксической роли главных членов предложения, подлежащего и именной части сказуемого, и второстепенных членов — дополнения, определения и обстоятельства.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Каким членом предложения является местоимение, можно определить, исходя из того, слово какой части речи оно заменяет, на что местоимение указывает, на лицо или предмет, на признак или количество. Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении.
Таблица
Местоимение — главный член предложения
Подлежащее
Если местоимение заменяет собой существительное и указывает на лицо или неодушевленный предмет, то чаще всего оно является главным членом предложения, то есть подлежащим, или дополнением. Такую синтаксическую роль в предложении выполняют местоимения-существительные, принадлежащие к разным разрядам:
Местоимение в роли подлежащего имеет грамматическую форму именительного падежа и отвечает на вопросы кто? что? Местоимения в форме косвенных падежей являются дополнением.
Примеры
Я не хочу огорчать вас этим известием.
— Ты возьмешь меня с собой на рыбалку? — спрашивает мальчонка у старшего брата.
Солнце быстро садилось в море. Оно бросило последний багряный отсвет на воду.
Несколько детей с шумом и визгом плескались в речке.
Местоимение — часть составного именного сказуемого
Если в предложении имеется подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, а глагол-сказуемое отсутствует, то местоимение поясняет подлежащее и выступает в роли именной части составного сказуемого. При местоимении в этой синтаксической роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «является» и пр.
Примеры
Каковы люди в этом поселке, всем известно.
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение-существительное в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Ему вспомнилась последняя поездка в Петербург.
Из-за плеска воды не расслышишь, что кричат с берега.
Начальнику полярной станции нужно еще кое с кем переговорить о доставке нужных материалов.
Не звоните ей больше с этой просьбой.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Хочется съесть что-нибудь вкусное.
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
В нашей артели насчитывалось восемь лесорубов.
Мой вопрос так и остался без ответа.
Её лицо раскраснелось от волнения.
Казалось, в стройном хоре его голос вел всех за собой.
Их старания увенчались все-таки успехом.
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительными в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
В то время все было здесь по-другому.
В этот час ты можешь навестить нас.
Мы наблюдали яркий звездопад несколько ночей подряд в августе.
Каким членом предложения может быть местоимение?
Местоимение может быть любым членом предложения. Приведем примеры с местоимением в синтаксической роли главных членов предложения, подлежащего и именной части сказуемого, и второстепенных членов — дополнения, определения и обстоятельства.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Каким членом предложения является местоимение, можно определить, исходя из того, слово какой части речи оно заменяет, на что местоимение указывает, на лицо или предмет, на признак или количество. Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении.
Таблица
Местоимение — главный член предложения
Подлежащее
Если местоимение заменяет собой существительное и указывает на лицо или неодушевленный предмет, то чаще всего оно является главным членом предложения, то есть подлежащим, или дополнением.
Местоимение в роли подлежащего отвечает на вопросы кто? что?
Примеры
Я не хочу огорчать вас этим известием.
— Ты возьмешь меня с собой на рыбалку? — спрашивает мальчонка у старшего брата.
Солнце быстро садилось в море. Оно бросило последний багряный отсвет на воду.
Несколько детей с шумом и визгом плескались в речке.
Местоимение — часть составного именного сказуемого
Если в предложении имеется подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, а глагол-сказуемое отсутствует, то местоимение поясняет подлежащее и выступает в роли именной части составного сказуемого. При местоимении в этой синтаксической роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «является» и пр.
Примеры
Каковы люди в этом поселке, всем известно.
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Ему вспомнилась последняя поездка в Петербург.
Из-за плеска воды не расслышишь, что кричат с берега.
Начальнику полярной станции нужно еще кое с кем переговорить о доставке нужных материалов.
Не звоните ей больше с этой просьбой.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Хочется съесть что-нибудь вкусное.
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
В нашей артели насчитывалось восемь лесорубов.
Мой вопрос так и остался без ответа.
Казалось, в стройном хоре его голос вел всех за собой.
Их старания увенчались все-таки успехом.
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительных в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
В то время все было здесь по-другому.
В этот час ты можешь навестить нас.
Мы наблюдали яркий звездопад несколько ночей подряд в августе.
Видеоурок
Местоимения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие местоимения
Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.
Постоянные грамматические признаки местоимений:
Непостоянные грамматические признаки местоимений:
Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.
Разряды местоимений
Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.
Какие бывают местоимения в русском языке:
Разряд
Описание
Примеры
Синтаксическая функция
Указывают на предмет, лицо, явление.
я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
Я подошла к окну.
У меня зазвонил телефон.
Указывают на обращенность действия на себя.
Посмотри на себя в зеркало.
Кошки способны жить сами по себе.
Указывают на принадлежность,
мой, твой, наш, ваш, свой
Твое мнение мне известно.
Его лицо стало грустным.
кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?
Кто стучится в дверь?
У чьего окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.
кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
Не могу понять, что могло их так задержать.
Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.
Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.
никто, ничто, некого,
Никто не ответил мне.
Некого теперь спросить об этом.
Никакой ошибки тут нет.
Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.
некто, нечто, некоторый,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел песню.
Чей-то голос послышался во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
Указывают на обобщенный признак.
любой, всякий, целый,
Другой путь предстоит нам.
Завтра все покажется иным.
Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.
таков, тот-то, такой-то,
За тем домом кафе.
Столько радости было в ее глазах!
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Как изменяются местоимения
В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.
Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:
Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:
Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:
Какая часть речи слово «что»?
Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.
Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.
«Что?» — это вопросительное местоимение
Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.
Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.
В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают
Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.
В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.
Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:
Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.
Слово «что» — относительное местоимение
В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова. Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.
Весь вечер я думал, что скажу на собрании.
Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.
Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.
И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.
Примеры предложений
Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
Слово «что» — союз
Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».
Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.
Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.
Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью. В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».
Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.
Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.
Примеры
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)
Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.
Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.
Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.
«Что» — это частица
В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:
Неужели у вас каждый день такой?
Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.
Что нибудь чем является в предложении
Изучая в 6 классе указательные местоимения, мы учимся определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Иногда трудно понять, что обозначает слово «это». Оно может быть местоимением, заменять прилагательные и существительные, связкой в именном сказуемом и даже частицей. Виды сказуемого шестиклассники ещё не знают, а частицу как часть речи будут изучать только в седьмом классе.
Как же помочь ребятам точно определять синтаксическую функцию слова «это»? В качестве дидактического материала воспользуемся простыми и сложными предложениями, а также текстами разных стилей и типов речи из произведений Константина Паустовского. Покажем, какие возможны варианты употребления местоимения ЭТО.
Для начала напомним, что начальная форма данного указательного местоимения – ЭТОТ. Его общее значение – выделение какого-то одного предмета из числа однородных, который расположен в пространстве близко или рядом, чем, например, предмет, на который указывает слово ТОТ.
Указательное местоимение-прилагательное ЭТО имеет признаки рода (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО) и числа (ЭТИ), а также изменяется по падежам. При склонении во множественном числе и в единственном числе в мужском роде в Винительном падеже имеются двоякие формы: ЭТИХ, ЭТОГО для обозначения одушевлённых предметов и ЭТИ, ЭТОТ для обозначения неодушевлённых предметов. В предложениях выделенные указательные местоимения являются определениями, поскольку относятся к существительным и согласуются с ними.
ЭТИХ людей сюда не пропустили (одушевлённый предмет, множественное число).
Я не видел ЭТОГО человека полгода (одушевлённый предмет, единственное число).
Но тем интереснее было бы знать все ЭТИ деревья (неодушевлённый предмет, множественное число), кустарники и травы со всеми их свойствами.
ЭТОТ путь нам знаком (одушевлённый предмет, единственное число).
Встречаются предложения с инверсионным порядком слов:
Цветы ЭТИ собраны в большие стоячие кисти.
Делали ЭТО они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Местоимение ЭТО как существительное обозначает событие, факт, ситуацию, помогает избежать повтора и заменяет слова, являясь подлежащим:
Их вершины окутывал туман, и ЭТО придавало деревьям призрачный вид.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но ЭТО не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.
В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. ЭТО была Корсика.
Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И ЭТО очень жаль.
Местоимение ЭТО является средством связи предложений в тексте:
То был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово. (Определение)
Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Он не понимал, что ЭТО значит. (Подлежащее)
Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об ЭТОМ? (Дополнение)
Местоимение может входить в обобщающий член предложения как подлежащее:
Берега Корсики, её замки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света – всё ЭТО не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте.
Всё ЭТО : новые моря, каналы, леса, растительность, новый климат – создавалось на наших глазах.
Слово Это является подлежащим:
ЭТО правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?
Маша не знала, что ЭТО вовсе не грусть, а то чувство, какому нет еще, пожалуй, точного названия – замирание сердца перед неизвестным будущим.
Может, ЭТО последняя заря в моем существовании.
Слово ЭТО может выполнять роль связки в именном сказуемом и входить в его состав:
Кипрей – ЭТО наш помощник.
В роли дополнения слово ЭТО используется в диалоге, в составе полных и неполных предложений:
– Да нет, ЭТО я не вам говорю, – засмеялась она. – ЭТО котёнку.
Некоторые словосочетания, например ЭТИМ ЛЕТОМ, могут входить в состав обособленного определения:
Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною ЭТИМ летом, – мой первый пейзаж».
Цельные словосочетания являются обстоятельствами времени:
С каких ЭТО пор на крейсере завелись барышни?
Указательной частицей слово ЭТО обычно бывает в предложениях типа «ЭТО рубят лес» или «ЭТО ты поёшь».
Местоимение-частица может стоять и после сказуемого:
Иду ЭТО я по лесной тропинке и вижу пичужку.
Жили мы ЭТО втроём.
И после вопросительных слов ОТЧЕГО, КАКИЕ, КАК, ПОЧЕМУ, КУДА:
– Отчего ЭТО мне грустно, не понимаю? – спросила вполголоса Маша.
«Какие же ЭТО петухи? Первые или вторые. »
– Как ЭТО «в порядок»? – удивилась Маша.
Вместе с другими модальными частицами ЧТО ЗА, ВОТ в вопросительных или восклицательных предложениях слово ЭТО передаёт экспрессивные оттенки, составляя устойчивые обороты (это уж слишком, вот это да):
Что ЭТО за таинственное счастье?
Вот это да! Все луга оборвали.
Исследовать роль местоимений разных разрядов можно в текстах монологической и диалогической форм речи, определяя их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Текст 1
Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.
Я часто ходил не только к ветряку, но и к ЭТОМУ вязу, и подолгу просиживал в ЕГО тени.
Скромная невысокая кашка росла на меже. Старый сердитый шмель грозно налетал на МЕНЯ, стараясь прогнать человека из СВОИХ пустынных владений.
Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась КАКАЯ-ТО родственная любовь к КАЖДОМУ колоску.
Я думал, что ВСЕ ЭТИ доверчивые стебли и травы, конечно же, МОИ безмолвные друзья, что МНЕ спокойно и радостно видеть ИХ каждый день и жить с НИМИ в ЭТОЙ тихой степи под свободным небом.
За Ильинским омутом была видна в отдалении зеленая стена. ТО был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими окнами. В ЭТОМ доме одно лето жил Чехов. ОН написал здесь «Остров Сахалин» и «Дом с мезонином» – бесконечно грустный рассказ о любви и милой девушке Мисюсь.
Мисюсь уехала из ЭТИХ мест навсегда, но чеховская грусть осталась. ОНА живет в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома, где ночные бабочки спят на пыльных оконных стеклах. Если ВЫ прикоснетесь к ЭТОЙ бабочке, то увидите, что ОНА мертва.
(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)
Текст 2
Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.
– Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки ВСЕХ ЭТИХ побегов не замерзают.
– ВЫ думаете, один кипрей ТАКОЙ замечательный? – спросил МЕНЯ Михаил Михайлович. – Почти про каждое растение можно рассказать ТАКИЕ удивительные вещи, что ВЫ просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают НАС от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – ВСЕГО не перечтешь. Нет у НАС лучших друзей, чем растения. Да если бы Я умел рассказывать сказки, Я бы о КАЖДОЙ травинке, о КАЖДОМ КАКОМ-НИБУДЬ незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы ТАКОЕ, что ВСЕ старые добрые сказочники МНЕ бы позавидовали.
– Ещё бы! – сказала Анюта. – Если бы ОНИ знали тогда ТО, что МЫ знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.
(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)
Литература