Что несовместимо с процессом творчества

12 небанальных советов, которые помогут раскрыть твой творческий потенциал

Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть фото Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть картинку Что несовместимо с процессом творчества. Картинка про Что несовместимо с процессом творчества. Фото Что несовместимо с процессом творчества

1. Чаще оставайся наедине со своими мыслями

Ты постоянно ищешь Wi-Fi, пролистываешь социальные сети, общаешься с другими людьми и любыми возможными способами стараешься избежать погружения в собственные мысли. Именно поэтому твой мозг слишком занят чужими идеями, убеждениями и размышлениями.

Но для того, чтобы раскрыть творческий потенциал, тебе необходимо научиться оставаться наедине с самим собой и своими мыслями. Так ты сможешь наладить контакт с сознанием и подсознанием и простимулируешь генерирование прорывных, нешаблонных идей. Давай себе возможность на время отключаться от внешнего мира и черпать вдохновение не из окружающей реальности, а изнутри.

2. Не потребляй информацию, а обменивайся идеями и знаниями

Если ты хочешь развить креативность, стоит общаться с другими людьми и обмениваться с ними идеями и знаниями. Правильно построенный диалог, в котором нет навязывания своего мнения и одностороннего поглощения мыслей собеседника, может подстегнуть твой мозг и вывести мышление на новый уровень.

3. Сузь сферу внимания

Не пытайся генерировать и воплощать сразу несколько идей по разным направлениям — сузь сферу внимания до чего-то одного. Справляйся с задачами поочередно, не переходя в режим многозадачности — это вредит творческому настрою. Чем больше ты концентрируешься на какой-то определенной идее, тем лучше будет результат, которого ты сможешь достичь.

4. Перестань беспокоиться о мнении окружающих

Боязнь того, что скажут люди, убивает творческий потенциал. Пусть тебя беспокоит только одно мнение — твое собственное. Так ты сможешь обезопасить себя от принятия решений, направленных на позитивные комментарии других людей, а не на твое самовыражение.

Помни, что люди постоянно тянут друг друга на дно. Если человек не может сделать что-либо, он будет убеждать окружающих в том, что и они не в силах воплотить свои идеи в жизнь. Если ты будешь реагировать на критику остро, то очень скоро оставишь все свои увлечения и начинания в прошлом.

5. Воспринимай творчество как труд, а не развлечение

Многие люди нетворческих профессий романтизируют творческую работу, отказываясь признавать, что это такой же труд. Им кажется, что работникам творческих специальностей крупно повезло: они зарабатывают на своем развлечении, даже не напрягаясь. На самом деле творческий процесс тяжелый и кропотливый, зачастую требующий даже больше усилий, чем работа ученых. Огромное количество людей, столкнувшихся со сложностями во время творческой работы, опускают руки и выбирают себе другую профессию.

Так что, если ты действительно хочешь раскрыть свой творческий потенциал, перестань воспринимать творчество как развлечение. Быть креативным тяжело, так что ты еще много раз будешь переживать моменты разочарования в себе. Главное — не сломаться и не бросить всё, чего ты добился.

6. Тщательно прорабатывай свои идеи

Идеи, которые приходят тебе в голову, не всегда будут готовым к воплощению продуктом. Чаще всего они будут настолько недоработанными и странными, что ты захочешь отказаться от них. Но не спеши поступать так. В правильном исполнении любая идея может стать шедевральной. Главное, приведи несколько аргументов в ее защиту и начни работать над ее трансформацией.

7. Позволь себе говорить и делать то, что тебе хочется

Если ты хочешь раскрыть свой творческий потенциал, хватит подавлять свои внутренние желания. Творчество — это прежде всего свобода, так что ты должен позволять себе делать и говорить то, что хочется. Разумеется, если твои слова и действия неспособны причинить кому-то вред.

Не стоит переживать о том, кто и что о тебе подумает. Учись выражать свои эмоции, и тогда тебе станет намного проще генерировать смелые идеи и воплощать их в жизнь.

8. Перестань переживать о том, что ты можешь упустить что-то важное

Ты можешь испытывать беспокойство, оставаясь не в курсе последних событий, актуальных статей, новых фотографий друзей в социальных сетях. Кажется, если ты позволишь себе отказаться от интернета и телевидения всего на сутки, мир сильно изменится.

Ты должен знать, что ежедневное потребление огромного количества информации негативно влияет на твои творческие способности. Лучше всего, если ты будешь ограничивать свое пребывание в интернете и большую часть времени находиться офлайн.

9. Твори каждый день

Попробуй раскрывать свой творческий потенциал, выражая себя в мелочах. Экспериментируй и креативь с готовкой, подбором одежды, уборкой и любыми другими привычными тебе занятиями. Начни подходить к выполнению рутинной работы по-новому — так ты будешь тренировать свои творческие способности.

10. Используй мозговой штурм

Когда перед тобой стоит задача устранить какую-то проблему, попробуй воспользоваться методом мозгового штурма. Не принимай сразу же самое очевидное решение — для начала попробуй проанализировать ситуацию и выдвинуть несколько идей, как быстро и без последствий ее уладить. Порой самые безумные и нестандартные идеи могут помочь тебе изменить жизнь в лучшую сторону и выработать свой собственный подход к решению проблем.

11. Модернизируй свое рабочее пространство

Если креатив жизненно важен в твоей работе, нужно прежде всего нестандартно подойти к организации рабочего пространства. Белые пустые стены, яркое освещение, полупустой стол — всё это вряд ли может тебя вдохновить, стимулируя творческое мышление. Попробуй самостоятельно украсить рабочее место — добавь фотографии из отпуска, снимки с друзьями или родными, поднимающие тебе настроение, смени унылую картинку на рабочем столе, принеси из дома удобный коврик для мышки.

12. Перестань недооценивать себя

Проанализируй свои познания в творчестве и креативности и пойми, что мешает тебе перестать себя недооценивать. Забудь обо всех стереотипах и навязанных точках зрения, прекрати придумывать себе отговорки и принимай себя таким, какой ты есть на самом деле. Так тебе будет проще раскрыть свои творческие способности.

Источник

Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть фото Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть картинку Что несовместимо с процессом творчества. Картинка про Что несовместимо с процессом творчества. Фото Что несовместимо с процессом творчества

Творчество неисповедимо и часто парадоксально. Стабильное креативное мышление это определяющая характеристика некоторых личностей, но оно может меняться в зависимости от ситуации и обстановки. Зачастую вдохновение и новые идеи появляются, казалось бы, из ниоткуда, а затем, когда мы больше всего в них нуждаемся, они пропадают. Творческое мышление требует комплексного восприятия, оно полностью отличается от мыслительного процесса.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

Они терпят неудачу

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Они соединяют точки

Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.

Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.

Они постоянно встряхиваются

Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.

Они находят время для осознанности и медитаций

Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.

Источник

Подлинное творчество несовместимо с показной скромностью

Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть фото Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть картинку Что несовместимо с процессом творчества. Картинка про Что несовместимо с процессом творчества. Фото Что несовместимо с процессом творчества

Самцы шалашников строят изящные беседки из прутьев и украшают их ягодами, цветами, крыльями бабочек, ракушками и другими красивыми предметами, чтобы привлечь самок. При этом самцы активно конкурируют друг с другом, разрушая беседки соперников и воруя у них украшения. Поэтому количество украшений является надежным индикатором силы самца и его способности защищать свое творение от конкурентов. Однако шалашники, в отличие от ряда других животных, не прибегают к «показной скромности», чтобы избежать агрессии со стороны более сильных соперников. Даже слабые самцы стараются сделать свою постройку максимально привлекательной и никогда не отказываются от предложенных украшений, хоть это и приводит к усиленному разворовыванию их богатств соседями.

Если эволюционная этика уже стала признанным научным направлением (28 800 результатов поиска в Google по фразе «evolutionary ethics»), то об эволюционной эстетике широкой публике известно меньше (примерно в три раза, если верить тому же Google). Между тем такое направление тоже существует и успешно развивается. Любимым объектом специалистов по эволюционной эстетике стали шалашники — птицы, которые ближе всех животных (не считая людей) подошли к тому, что мы называем «настоящим искусством».

Изысканные беседки, сооружаемые самцами шалашников, не выполняют никакой утилитарной функции. Они не используются в качестве гнезд. В них нельзя укрыться от непогоды, высиживать кладку и растить птенцов. Они нужны только для того, чтобы произвести впечатление на самку, потрясти ее настолько, чтобы она подарила ухажеру свою благосклонность. После этого все заботы о настоящем гнезде, яйцах и птенцах достанутся самке, а самец продолжит самозабвенно украшать свое творение и ждать других поклонниц. Иногда самцы шалашников даже раскрашивают свои шалаши соком из раздавленных ягод, пользуясь при этом листьями или кусочком коры как кисточкой. Что называть искусством, если это не искусство?

Неудивительно, что многие эксперты видят в поведении шалашников ключ к разгадке тайны художественного творчества. Вот, например, что пишет эволюционный психолог Джеффри Миллер в книге “The mating mind” (PDF, 2,2 Мб):

Если бы мы сумели взять у самца атласного шалашника интервью для журнала «Артфорум», он мог бы сказать примерно следующее: «Я нахожу совершенно необъяснимым это непреодолимое влечение к самовыражению, к игре с цветом и формой только ради них самих. Я не помню, когда впервые ощутил в себе неудержимое желание создавать насыщенные цветовые поля в рамках монументального, но при этом минималистского антуража, но когда я отдаюсь этой страсти, я ясно ощущаю свою связь с чем-то, находящимся вне меня. Когда я вижу красивую орхидею высоко на дереве, я чувствую, что просто обязан ее заполучить. Когда я вижу, что какая-нибудь ракушка в моем творении сдвинута с места, я должен положить ее обратно. Райские птицы могут отращивать красивые перья, но для этого не нужно обладать эстетическим чувством — только грубым инстинктом тела. То, что самки иногда приближаются ко входу в мою галерею и восхищаются моей работой, — лишь счастливая случайность, и было бы оскорбительно думать, что я творю, чтобы размножаться. Мы живем в постфрейдистскую, постмодернистскую эру, когда грубые сексуальные метанарративы уже неуместны для объяснения наших творческих импульсов».

К счастью, шалашники не умеют говорить, и поэтому мы вправе объяснять их искусство половым отбором, не считаясь ни с какими возражениями с их стороны. С человеческими художниками всё несколько сложнее.

Самец шалашника может владеть одной и той же беседкой, постоянно заботясь о ее убранстве, долгие годы (до 20 лет), а после смерти владельца его беседка может перейти «по наследству» другому самцу. Между самцами существует острая конкуренция, выражающаяся в том, что они постоянно воруют друг у друга особо ценные сокровища и пытаются разрушить шалаши соперников. Защита своего творения от вражеских покушений не менее важна для самцов, чем само творчество. Поэтому красота беседки может одновременно служить индикатором художественного вкуса (который, в свою очередь, свидетельствует о полноценно развитом мозге) и демонстрировать силу и хорошее здоровье самца. То и другое в общем случае говорит о «хороших генах», в которых, собственно, и заинтересована самка.

Согласно «гипотезе социального контроля» (social control hypothesis), яркость нарядов и активность брачных демонстраций не только привлекает самок, но и сигнализирует о статусе самца. Это помогает снизить число конфликтов между самцами-конкурентами. У видов с развитым «социальным контролем» только доминантные самцы изо всех сил наряжаются и распушают хвосты, а слабые ведут себя скромнее, чтобы избежать агрессии со стороны сильнейших соперников. Пример такого поведения описан в заметке Рыбы обладают способностью к дедукции, «Элементы», 30.01.2007). Отрицательная корреляция между яркостью нарядов самцов и их социальным статусом обнаружена у ящериц, диких кур, рыбок колюшек и других животных. Благодаря «социальному контролю» конкуренция между самцами становится важным фактором, обеспечивающим честность брачных сигналов. Если слабый самец нарядится слишком ярко, не по рангу, то есть попытается обмануть самок, он рискует получить хорошую взбучку от других самцов. До тех пор, пока ущерб от драк с более сильными самцами превышает выигрыш от дезинформирования самок, отбор будет благоприятствовать честным самцам, которые наряжаются в строгом соответствии со своим социальным статусом.

Существует ли «социальный контроль» у шалашников? Чтобы ответить на этот вопрос, Натали Дёрр (Natalie R. Doerr) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре в течение пяти лет наблюдала за двумя популяциями больших серых шалашников Ptilonorhynchus nuchalis (= Chlamydera nuchalis) в Северо-Восточной Австралии.

Первая популяция обитает в окрестностях городка Таунсвилль, вторая — в малонаселенной сельской местности возле станции Дрегхорн. Живя вблизи людей, шалашники получили доступ к невиданным сокровищам. Птиц пленили красные кольца — будь то резинки для волос или колечки от пластиковых бутылок. Дошло до того, что красные кольца стали лучшим предиктором копуляций. Чем больше красных колечек в убранстве беседки, тем чаще самки оказываются благосклонны к ее хозяину. Кусочки красной проволоки тоже очень нравятся большим серым шалашникам. Из естественных украшений они любят белые камушки, раковины улиток, зеленые ягоды (см. фотографии). Таунсвилльским шалашникам легче найти изготовленные человеком сокровища, чем их дрегхорнским сородичам, поэтому у первых в убранстве беседок часто встречаются человеческие изделия, а у вторых преобладают «дары природы».

В ходе экспериментов Дёрр убирала все красные проволочки и кольца из беседок, а взамен предлагала каждому самцу большой запас аналогичных украшений собственного изготовления — красных и желтых проволочек, нарезанных из купленного в местных магазинах провода, и колечек, свитых из него же. Большие серые шалашники ненавидят желтый цвет. Желтые украшения добавлялись в набор, чтобы убедиться, что птицы активно сортируют предложенные им сокровища и выбрасывают ненужные. Свое подношение исследовательница оставляла на «главном дворе» беседки (это площадка перед входом, выложенная белыми камушками, где самцы раскладывают большинство украшений, см. фото). Украшение считалось «принятым», если самец размещал его менее чем в метре от беседки, и «отвергнутым», если он отбрасывал его на большее расстояние.

Шалашники с восторгом приняли красные украшения и брезгливо выкинули желтые. О том, что изделия Дёрр пришлись по вкусу шалашникам, свидетельствуют следующие факты: во-первых, самцы располагали подарки на самых видных местах, в том числе вешали на стены беседки; во-вторых, они активно показывали их самкам во время ухаживания; в-третьих, облагодетельствованные исследовательницей самцы спаривались с самками намного чаще, чем контрольные, не получившие подарков. Из последнего вытекает, что красные колечки и проволочки очаровали не только самцов, но и самок.

Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть фото Что несовместимо с процессом творчества. Смотреть картинку Что несовместимо с процессом творчества. Картинка про Что несовместимо с процессом творчества. Фото Что несовместимо с процессом творчества

Каждый самец взял все или почти все предложенные ему красные колечки и проволочки. Никакой корреляции между украшенностью беседки до начала эксперимента и количеством принятых подарков не обнаружилось. В результате количество колечек и проволочек в убранстве всех экспериментальных беседок выросло во много раз. Этот результат явно противоречит гипотезе «социального контроля». Если бы слабые самцы ограничивали полет своей творческой мысли, чтобы не навлечь на себя гнев более сильных конкурентов, то можно было бы ожидать, что некоторые птицы (например, те, у которых беседки изначально были поскромнее), отвергнут хотя бы часть новых украшений. Этого, однако, не произошло.

Между тем чрезмерное украшательство беседок не остается безнаказанным. В таунсвилльской популяции те самцы, у которых изначально было меньше красных колец и проволочек, после получения подарков стали жертвами усиленного воровства и вандализма со стороны соперников. Дёрр также обнаружила, что между числом украшений (до экспериментального вмешательства) и способностью хозяина беседки защищать свои сокровища от воров существует прямая связь. Иными словами, кто успешнее защищается от воров, у того и больше сокровищ. Поэтому несмотря на то, что слабые самцы нисколько не скромничают, количество украшений в конечном счете всё равно оказывается надежным показателем силы и здоровья хозяина беседки.

Почему же слабые самцы не отказываются от украшений, рискуя привлечь воров и вандалов, от которых не смогут защититься? Дёрр предполагает, что это объясняется «экстрасоматическим», то есть внешним характером брачных демонстраций у шалашников. Колюшки, куры, ящерицы и другие животные, для которых характерен «социальный контроль» брачного наряда, носят свои украшения на себе, и поэтому гнев конкурентов может угрожать их здоровью и даже жизни. У шалашников украшения «внешние», поэтому и риск не так велик: ведь соперники нападают только на беседку, а не на ее хозяина. Украденные драгоценности можно заменить, да и беседку, в конце концов, можно построить новую. В итоге выгода, получаемая самцом от дополнительных украшений, перевешивает вред от усиленного воровства, и поэтому естественный отбор не благоприятствует развитию скромного поведения у этого вида шалашников.

Во второй (дрегхорнской) популяции, где красные кольца и проволочки — большая редкость, поведение самцов оказалось несколько иным. Здесь подаренные украшения тоже стимулировали рост воровства, но это происходило вне зависимости от того, сколько украшений было у самца до получения подарков. Если в Таунсвилле воровали больше у бывших бедняков, чем у богачей, то в Дрегхорне воровали одинаково у всех самцов, получивших подарки. Кроме того, попытки разрушить беседки самцов, получивших подарки, не участились, как в Таунсвилле, а, наоборот, стали реже. По-видимому, редкость красных украшений придавала им особую ценность в глазах дрегхорнских самцов, и поэтому они вкладывали больше сил в воровство, чем в вандализм. Различия могут объясняться и тем, что эстетические предпочтения шалашников иногда варьируют не только между видами, но и между популяциями. Будем надеяться, что Натали Дёрр продолжит свои исследования, которые, возможно, помогут нам лучше понять не только шалашников, но и самих себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *