Что неприемлемо в работе в анкете
Отвечаем на вопрос рекрутера: «Что вас раздражает в работе?»
Если вы правильно ответите на этот вопрос, в следующий раз вам придется работать с менее надоедливыми коллегами.
Можно подумать, что этот вопрос был взят из анкеты на сайте знакомств. Но рекрутеры могут спросить у вас о том, что раздражает вас в других людях, насколько легко вы раздражаетесь, чтобы понять, сможете ли спокойно относиться к привычкам имеющихся сотрудников и влиться в корпоративную культуру.
Work.ua традиционно предлагает подготовить ответ заранее, чтобы выглядеть и чувствовать себя увереннее на собеседовании. Основное направление ответа — не обрушиваться с критикой на каждую привычку, которая вас раздражает, а выбрать что-то одно и постараться при этом не отпугнуть потенциального работодателя.
Честно расскажите о том, что вас беспокоит
У каждого из нас найдутся поводы для раздражения, и когда рабочее напряжение достигает предела, это чувство начинает мешать нам эффективно работать в команде. Не рассказывайте собеседнику о том, что все вокруг вас раздражает.
Например, о том, что считается раздражительным по умолчанию — о попытке коллеги присвоить себе результаты вашего труда.
«Это происходит нечасто, однако меня сильно раздражает, когда люди выдают результаты коллективной работы за свои собственные. Мне хочется, чтобы каждый сотрудник, внесший свой вклад в общее дело, получал по заслугам».
Покажите безразличие к мелочам
В то же время, работодатели не хотят нанимать сотрудников, которые находят повод для раздражения в мельчайших деталях, поэтому вам следует подчеркнуть в своем ответе тот факт, что мелочи вас не беспокоят.
Постарайтесь сформулировать ответ так, чтобы собеседник не подумал, будто вы не способны взаимодействовать с людьми, которые предпочитают иной стиль работы. Отвечая на этот вопрос, многие соискатели невольно демонстрируют недостаток понимания и нетерпимость к окружающим, в чем и проигрывают.
«Меня беспокоят крупные ошибки и проблемы, которые влияют на команду в целом. Например, я был бы сильно огорчен, если бы один из коллег не смог уложиться в сроки, отведенные на выполнение коллективного проекта. Это было бы несправедливо по отношению к другим членам коллектива».
Продемонстрируйте терпимость к раздражителям
И, наконец, вы должны доказать свою способность спокойно относиться к тому, что вас раздражает. Не стоит бросаться в крайности — например, чрезмерно кого-то критиковать или пытаться угодить.
Расскажите о том, как вы улаживаете недопонимания, общаясь с людьми. Подчеркните, что вам очень важно прийти к единому мнению, решить проблему, а не упиваться ею.
«Я знаю, как сильно меня раздражает несоблюдение сроков, поэтому я всегда стремлюсь убедиться в том, что все коллеги четко понимают общие цели. Если накладки все же случаются, я пытаюсь выяснить, что можно сделать иначе, чтобы ситуация не повторилась».
Соискателей все чаще не берут на работу из-за несоответствия корпоративной культуре работодателя
Аналитики HeadHunter и облачной CRM-платформы для рекрутинга Talantix изучили около полумиллиона отказов, которые рекрутеры разных компаний выслали кандидатам в системе Talantix с января по июнь 2021 г. Самыми распространенными причинами отказов стали завышенные зарплатные ожидания кандидатов (121 500 ответов работодателей), отсутствие у них необходимых навыков (91 300 ответов) и несоответствие корпоративной культуре (65 500 отказов).
Из-за несоответствия личных качеств кандидата корпоративной культуре работодателя получил отказ чуть ли не каждый второй (42%) соискатель, пытавшийся устроиться на госслужбу, и каждый третий – в сфере добычи сырья, закупок и рабочие. По этой же причине кандидатам часто отказывали производители электронно-вычислительной, оптической, контрольно-измерительной техники и радиоэлектроники, а также розничные сети, мясокомбинаты, табачные компании и разработчики программного обеспечения, говорится в отчете.
Сделать по закону
Согласно ст. 3 Трудового кодекса, работодатель не должен дискриминировать соискателей или сотрудников по признакам, не связанным с их деловыми качествами, рассказывает Ксения Михайличенко, адвокат, руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры». В 2004 г. пленум Верховного суда разъяснил, какие качества относятся к деловым: например, образование, опыт работы и личностные качества, необходимые для конкретных работ. По мнению Михайличенко, если в компании принят кодекс корпоративной этики и он утвержден приказом генерального директора, а ответы соискателя на тестах ему не соответствуют, отказ работодателя обоснован и не может считаться дискриминационным. Несогласный соискатель имеет право запросить письменный отказ и обратиться в суд, напоминает Михайличенко.
Если новичок не сумел влиться в коллектив, он вряд ли задержится в компании надолго, а частая смена персонала означает дополнительные издержки и удорожание найма, говорит Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Поэтому компании соглашаются продлить сроки подбора подходящего кандидата, разделяющего ценности и миссию компании, особенно если речь идет о претендентах на руководящие позиции, рассказывает Кугел.
Две трети работодателей врут в описаниях вакансий
Для маскировки
Несоответствие корпоративной культуре самая частая причина, по которой наниматели отказывают кандидатам после личных встреч, говорит Александра Овсова, консультант кадрового холдинга Ancor. Более 50% кандидатов отсеиваются на этапе рассмотрения резюме из-за несоответствия опыта или ожиданий по заработной плате. Еще 20–30% отпадают после телефонного звонка, уточняющего детали в резюме. Около 10–20% кандидатов приглашают на собеседования и большая часть отсеивается из-за несоответствия корпоративной культуре, сказала Овсова.
Если кандидату важна компания и интересна работа, он подстроится под новую корпоративную культуру и станет соблюдать правила – начнет носить костюмы, согласовывать встречи и приходить на работу вовремя – и работодатели это прекрасно знают, отмечает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. Но отказом из-за несоответствия корпоративной культуре они часто маскируют другие причины: курение, неподходящий возраст или неподобающий внешний вид, говорит Волкова.
Овсова советует соискателям прочитать перед собеседованием интервью генерального директора компании, сверить свои и его ценности, расспросить рекрутеров об организации процессов в компании и внимательно ознакомиться с описанием вакансии. Требования к личностным качествам так же важны, как и требования к опыту, считает Овсова.
Порядочность по чек-листу
Опрошенные «Ведомостями» крупные компании рассказали, что учитывают культурные различия при найме либо при принятии решения о повышении сотрудника в должности.
Как работодатели обманывают кандидатов
Ценности Х5 Retail Group зафиксированы в стратегии компании, говорит представитель ритейлера. Среди них уважение, ориентация на потребности клиентов, стремление к достижениям, честность и порядочность. На собеседованиях специалисты службы подбора Х5 Retail Group проверяют соискателей по чек-листу, который помогает выявить противоречия личности кандидата с принципами компании. Например, рекрутеры фиксируют, сколько раз кандидат перебивает собеседника во время разговора, задают дополнительные вопросы о мотивации и паттернах поведения в разных ситуациях. Если по ряду параметров кандидат не соответствует требованиям сети, она, скорее всего, предпочтет другого кандидата, у которого эти показатели будут выше, сказал представитель Х5.
В X5 Retail Group входят и зрелый бизнес, такой как «Пятерочка» или «Перекресток», и стартапы, например Х5 FoodTech, «Х5 медиа» и Vprok.ru. Поэтому работники Х5 имеют возможность пробовать себя в разных корпоративных культурах, оставаясь при этом в одной компании, говорит представитель ритейлера.
Производитель минеральных удобрений «Фосагро» сейчас оценивает кандидата при трудоустройстве на соответствие корпоративной культуре – насколько соискатели разделяют такие ценности, как инновационность, командная работа, надежность и безопасность, рассказывает представитель компании.
ОМК отказывает кандидатам лишь из-за их несоответствия заявленным профессиональным требованиям. Других причин нет и быть не может, комментирует директор по управлению персоналом ОМК Светлана Николашина. Но соответствие корпоративной культуре важно для карьерного роста. По словам Николашиной, корпоративные ценности компании входят в модель компетенций сотрудников. Речь идет об индикаторах поведения и соответствия культуре и целям компании, базовых для всех сотрудников и лидерских для руководителей. Их учитывают при принятии решений о повышении в должности внутренних претендентов, говорит Николашина.
Как честно ответить на 8 трудных вопросов на собеседовании
Главное, на собеседование — честность. Даже если сейчас вы не попались на лжи, рано или поздно правда всплывет на поверхность. Разве можно назвать вас достойным кандидатом, если вам приходится врать, чтобы устроиться на эту должность?
«Ответы на некоторые вопросы лучше продумать заранее — в противном случае вы рискуете испортить отличное собеседование, — считает Линн Тейлор, международный эксперт в области рабочей обстановки и автор книги «Приручение офисного тирана: как справиться с детским поведением вашего босса и преуспеть на работе». — На некоторых собеседованиях вам специально могут задать неловкий вопрос, чтобы проверить, как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями. Когда вы оказываетесь в трудном положении, вы можете легко сказать что-то, о чем потом пожалеете, а некоторые специалисты отдела кадров как раз ищут пробелы и несоответствия в вашем резюме. Они понимают, что если вам спокойно удастся выйти из неловкого положения, то, скорее всего, вы будете хорошо справляться с трудностями на работе».
Линн Тейлор советует быть прямолинейным и не уходить от ответа. Главная хитрость заключается в том, чтобы потом «быстро перевести разговор и взять контроль над ним в свои руки».
Вот как нужно отвечать на некоторые сложные вопросы собеседования, не прибегая ко лжи:
«Были ли у вас конфликты с предыдущим начальством?» или «Расскажите о самом плохом начальнике, который у вас был, и как вы справлялись с конфликтами?»
Кадры из сериала «Доктор Кто»
«Пожалуй, такие вопросы будут самыми сложными, потому что многие люди увольняются из-за разногласий с начальством, — считает Тейлор. — Спрашивая о подобных вещах, кадровик хочет убедиться, что вы командный игрок, а не бунтарь».
Вопрос может звучать по-разному, но суть одна — ваш работодатель хочет представить вас в самом дурном виде и понять, насколько вы опасны.
«Лучше всего отогнать мысль о том, что у вас были конфликты, и изложить все факты без каких-либо эмоций. Расскажите обо всем кратко и завершите свой рассказ на позитивной ноте».
Например: «Мне повезло — у меня были очень хорошие отношения с начальством. На последнем месте работе у меня возникли разногласия с менеджером по поводу даты запуска продукта. Но он выслушал мое мнение и мы пришли к решению, которое устраивало нас обоих».
Можно добавить следующее: «Обычно я избегаю конфликтов, потому что с самого начала строю доверительные отношения с коллегами и стараюсь понять, что меня ждет. Я понимаю, что финальное решение за моим начальником, и я должен помочь ему найти лучший вариант».
«Что вам не нравилось на предыдущем месте работы?»
«Как и в случае с другими негативными вопросами, вам нужно сгладить негатив и ответить в позитивном ключе, — советует Тейлор. — Вам лучше кратко ответить на такие вопросы, чем уйти от них, ляпнув что-то надуманное вроде «Мне все нравилось!»».
Можно ответить так: «Мне нравилось большинство моих обязанностей, особенно А, Б и В. Пожалуй, меньше всего мне нравились административные обязанности, но со временем я сделал то-то и стал лучше к ним относиться».
«Что бы сказали о вас ваши соперники?»
«Если вы хотите показаться открытым человеком, не забывайте, что не стоит толкать длинную смущенную речь, — считает Тейлор. — Кадровик хочет услышать короткий ответ, который покажет вашу самооценку и уровень вашей уверенности в себе — не забывайте, что между ними есть тонкая грань».
Если вам нелегко ответить на этот вопрос, Тейлор рекомендует, прибегнуть к юмору, чтобы сгладить напряжение.
Например: «Я всегда стараюсь работать сообща и держаться дружелюбно, поэтому, к счастью, не знаю, есть ли у меня соперники. Но если какие-то из них все-таки шныряют неподалеку, то наверное они бы сказали, что я упорно работают в таких ситуациях, где другие бы сдались».
«Так вы придаете своему ответу позитивную окраску. Он звучит гораздо лучше, чем «Мои соперники сказали бы, что я упрямый и раздражительный», — говорит Тейлор.
«Что случилось на вашем предыдущем месте работы? Вас уволили, или вы ушли сами?»
Кадровик хочет проверить, насколько честно вы расскажете о причинах своего ухода. Он хочет знать, почему вы решили уйти, или почему у вас пробел в резюме. «Сотрудники отдела кадров хотят найти причины, по которым вы можете не соответствовать их требованиям. Им нужно лучше понять ваше отношение к работе», — объясняет Тейлор.
Если вас уволили, лучше объяснить, что вы вместе с работодателем пришли к выводу, что не устраиваете друг друга по ряду причин (если, конечно, так оно и было).
Если hr-специалист хочет подробностей, дайте ему их. Можно сказать что-то вроде: «Меня уволили, но и я, и мой начальник понимали, что у нас были разные взгляды».
«В любом случае у вас есть возможность перевести разговор на то, какая работа вас интересует, и сказать, что должность, на которую вы претендуете, будет отличным вариантом», — считает Тейлор.
«Можете объяснить пробелы в вашем резюме?»
«Когда кадровик спрашивает вас о больших пробелах в резюме, он хочет убедиться в том, что вы не умалчиваете о каком-то месте работы и проверяет ваше отношение к труду», — пояснила Тейлор.
Как бы вы ни ответили, вам нужно убедить работодателя в том, что для вас все равно важна карьера. Возможно, вы не работали по семейным обстоятельствам или вы занялись учебой — так или иначе, сотрудник отдела кадров должен понять, что все это время вы как-то развивались, чтобы потом вернуться к работе.
Не надо говорить: «Мне нужен был перерыв на полгода, чтобы прийти в себя после стресса от ужасного бывшего начальника» или «Я полгода не мог решить, чем хочу заниматься».
Если так оно и было, лучше сказать: «Я искал работу, но был очень избирателен. Помимо этого, я занимался проектной работой и участвовал в благотворительности, поэтому был очень занят».
«Расскажите о какой-нибудь вашей неудаче и как вы с ней справились?»
Лучше всего выбрать какую-то небольшую неудачу, а не крупную ошибку, которая напрямую повлияла на вашу работу или которая заставит вашего работодателя насторожиться.
«Он хочет проверить, умеете ли вы учиться на своих ошибках», — объясняет Тейлор.
Она предлагает такой вариант ответа на этот вопрос: «Я всегда воспринимаю неудачи, как возможность чему-то научиться. На прошлом месте работы я как-то слишком сильно положился на коллегу, и мы не успели уложиться в срок. С тех пор я стараюсь все несколько раз проверять».
«Что вас больше всего беспокоит по поводу этой должности?»
Кадровики задают такие внезапные вопросы, чтобы посмотреть на вашу реакцию в стрессовой ситуации и увидеть «вас настоящего», считает Тейлор.
«Это очень субъективный вопрос, — добавила она. — Все зависит от того, как идет собеседование. Например, если вы считаете, что, скорее всего, вас примут на работу, но для вас решающим фактором может стать размер зарплаты, то можете об этом сказать. Но если это еще только начало собеседования, то лучше ответить: «Мне очень интересна эта работа, и пока меня мало что беспокоит. Я больше думаю о том, смогу ли я ответить на все вопросы, которые вы мне зададите».
«В чем ваш главный недостаток?»
Пожалуй, это самый популярный вопрос на собеседованиях, и ответ на него может определить исход вашей беседы.
Поэтому многие люди либо врут, либо уходят от прямого ответа и говорят стандартные слова вроде «Я перфекционист» или «Я трудоголик».
Автор бестселлеров на бизнес-тематику и эксперт по деятельности предприятия Бернард Марр советует рассказать о каком-то небольшом недостатке, который несвязан напрямую с должностью, на которую вы претендуете.
Например, если вы устраиваетесь на работу расшифровщиком медицинских записей, то лучше сказать, что вы плохо умеете выступать на публике, чем признаться, что вы не умеете укладываться в сроки.
Затем расскажите о том, как вы пытаетесь справиться с этой проблемой. Работодатель хочет увидеть что вы знаете свои сильные и слабые стороны и готовы работать над собой.
«Нет, я не хочу» — учим защищать личные границы на работе. И объясняем, что это такое
Обнять сотрудницу при встрече — это нормально? Написать по работе в выходной можно? А флиртовать в офисе? Мы спросили руководителей и экспертов.
Анна Гуридова для Skillbox Media
Пишет тексты самостоятельно вместо того, чтобы создавать машину, которая смогла бы писать за неё. Сопротивляется пустоте и цифровому рабству.
Зачем вообще придумали личные границы?
На самом деле границы есть в любых отношениях — и в семейных, и в дружеских, и в деловых. Но в каждом случае они разные. Если в семье принято целовать друг друга в щёчку при встрече, то такое же поведение с коллегой может обернуться конфликтом и обвинением в харассменте.
«Личные границы человека — это представление о том, где заканчивается он сам, то есть заканчиваются его чувства, желания, интересы, и начинаются другие люди. Это физическое и психическое ощущение отделённости от других, которое защищает и даёт возможность чувствовать себя безопасно в отношениях», — говорит психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин.
Наличие личных границ у каждого сотрудника создаёт атмосферу безопасности на работе. Мы составили гайд, который поможет разобраться в границах и обозначить их. Он будет полезен и управленцам, и подчинённым. Руководители «Яндекса» и коммуникационного агентства SETTERS рассказали о личном опыте выстраивания границ, эксперт hh.ru поделился своими рекомендациями, психотерапевт и психолог объяснили, как защитить свои границы, а юрист — как в этом поможет закон.
Как мне обозначить границы допустимого на работе?
На работе обычно устанавливают универсальные правила общения и взаимодействия. Они фиксируются в кодексе этики компании, на корпоративном портале, в рабочих чатах или при личном общении с сотрудниками.
Вот несколько пунктов, которые часто включают в такие правила:
1. Общение по работе только в рабочее время. От работы нужно отдыхать, чтобы не столкнуться с выгоранием. Поэтому стоит договориться с командой о том, что вы не обсуждаете рабочие вопросы в определённое время — например, с 19:00 и до 10:00, — а если сообщения придут в нерабочие часы, на них можно ответить позже. Это поможет не отвлекаться во время отдыха.
«В SETTERS почти у каждого в календаре выделено время под обед — час на то, чтобы сделать паузу, прогуляться, поесть. На этот час, если ситуация не с пометками SOS, HELP, ASAP, никто в здравом уме не поставит встречу или звонок», — поделилась HR-директор коммуникационного агентства SETTERS Екатерина Рудчик.
2. Никакой работы во время отпуска. Перед отпуском важно закончить срочные дела и информировать всех о том, с какого числа по какое вас не будет. Часть дел на это время можно передать другому сотруднику — и сказать остальным, к кому обращаться по всем вопросам.
«Наши сотрудники везде сообщают о том, что они находятся в отпуске. Например, если коллега захочет написать сообщение тому, кто сейчас отдыхает, система CRM предупредит, что человека нет на месте до определённого числа. А общих чатах в Telegram мы ставим аватарки, где крупным шрифтом пишем: „Я в отпуске до XX числа“», — уточнила Екатерина Рудчик.
3. Уважительное общение и отсутствие интимных контактов. Этот пункт универсален для всех видов личных границ. Но и такие моменты важно зафиксировать внутри коллектива, чтобы избежать неприятных случаев. Например, в кодексе этики сотрудников X5 Retail Group закреплено, что в компании неприемлемы оскорбления, унижения и насильственные физические действия сотрудников, ухудшающие моральную обстановку на рабочем месте.
4. Обсуждать только работу и общие темы — и не затрагивать личную жизнь. Даже если в коллективе вы дружески общаетесь с коллегами, не обязательно отвечать на вопросы о том, чем вы занимаетесь в выходные и что думаете о политической ситуации в стране. Во-первых, эта информация никак не поможет работать, а во-вторых, ей можно воспользоваться в корыстных целях — например, оклеветать человека или поделиться сведениями со СМИ. Если коллега пытается вывести на личный разговор, а вам этого совсем не хочется, нужно тактично сообщить, что вы не готовы обсуждать такие темы. А вот на вопросы по работе с удовольствием ответите. Но и тут не стоит забывать — только в рабочее время.
«Довольно часто руководители становятся жертвами провокаций и клеветы со стороны работников. В основном такими действиями хотят добиться повышения в должности или в заработной плате. Чтобы этого не допустить, нужно выстроить с подчинёнными строго рабочие отношения и не касаться вопросов личной жизни», — прокомментировал юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.
Все эти пункты — универсальные. Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций hh.ru Ксения Степанова уверена, что «в прогрессивной команде отлично работает принцип взаимной договорённости, но особых привилегий из-за своего статуса не должен получать никто».
А если личные границы всё-таки нарушили?
Как считает психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин, такие проблемы возникают из-за разного отношения людей к личным границам. Например, одни не готовы уважать особенности других. При этом часто люди не могут прямо заявить о проблеме.
Психолог-консультант Дмитрий Дюков, автор Telegram-канала «Дима помогает», не раз провокационно высказывался в нём о границах допустимого и харассменте, что приводило к конфликтам. Дмитрий в разговоре со Skillbox Media подчеркнул, что не всегда можно контролировать ситуацию, порой «нарушитель личных границ заранее настроен на активные грубые действия и не намерен отступать после ваших возражений». Например, коллега продолжает встречать вас похабными комментариями даже после вашей просьбы прекратить это. В таких случаях нужно воздействовать на коллегу иначе — рассказать руководителю или сотрудникам полиции.
Универсальное решение конфликта из-за нарушения личных границ найти сложно — многое зависит от кодекса этики компании, характеров коллег, самой ситуации. Мы выбрали несколько ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются сотрудники и руководители, и попросили экспертов объяснить, как лучше действовать в каждой из них.
Ситуация №1
Внезапно позвонили или написали в нерабочее время. Что делать?
Если руководитель пишет/звонит сотруднику
Часто руководитель в силах самостоятельно решить возникший вопрос без участия сотрудников. Конечно, бывают и исключения: если ситуация критическая, стоит написать сотруднику и сразу объяснить суть дела, рассказать, почему возникла такая срочность.
А если дело всё-таки подождёт, Анастасия Дрокина из «Яндекса» советует поставить сообщение на отложенный постинг. Это поможет вам не забыть о задаче в рабочее время и не помешает отдыху сотрудника.
Если сотрудник пишет/звонит руководителю
Екатерина Рудчик предлагает уточнить подробности — может оказаться, что сотрудник зря паникует и вопрос на самом деле не такой важный и срочный. Если ситуация подождёт до рабочего времени, стоит сказать об этом сотруднику.
«Если сотрудник позвонил в нерабочее время со срочным вопросом, который без руководителя никак не решить, — c’est la vie, такое случается. К этому лучше относиться философски, пока такое поведение не становится доброй традицией. В случае если подобные ситуации случаются слишком часто, необходимо пересмотреть подход к процессам и вежливо напомнить о своём нерабочем времени и границах», — считает Ксения Степанова из hh.ru.
Конечно, если проблему не решить без вмешательства руководителя, нужно писать или звонить ему даже во время его отдыха. Это как минимум поможет не усугубить её, а как максимум — решить.
Ситуация №2
Сексуальное домогательство — что делать, если вы столкнулись с ним на работе?
Если руководитель нарушает личные границы сотрудника
«Любой подчинённый по отношению к руководителю находится в зависимом положении. Соответственно, если руководитель принуждает его вступить в половую связь, угрожая проблемами на работе — например, увольнением, — то совершает преступление по 133-й статье УК РФ — понуждение к действиям сексуального характера. Если же начальник угрожает применением физической силы либо непосредственно перешёл к её применению, то это уже как минимум покушение на изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера», — пояснил юрист Олег Черкасов.
К сожалению, как уточнил юрист, на практике жертвы насилия редко обращаются в правоохранительные органы, столкнувшись с подобным. Многие просто стесняются предавать огласке случившееся, а кто-то не хочет терять работу либо опасается осуждения со стороны коллег.
Если сотрудник нарушает личные границы руководителя
Ситуации домогательств в отношении руководителей со стороны работников — редкость. Причина в том, что у работников нет возможностей для давления на них, считает юрист Олег Черкасов.
«Впрочем, бывали случаи, когда сотрудники шли на шантаж своих руководителей — требовали вступить в половую связь, угрожая раскрыть определённые налоговые нарушения со стороны компании и, соответственно, руководителя. Чтобы этого не допустить, важно придерживаться сугубо деловых отношений. Кто-то также устанавливает камеры видеонаблюдения на рабочих местах».
Если вы столкнулись с сексуальным домогательством со стороны коллеги или руководителя, не стоит ждать, что ситуацию удастся уладить разговором. Нужно сразу сообщить о ней вышестоящему руководству и написать заявление в полицию. Даже если у вас нет прямых доказательств домогательства, вы всё равно имеете право подать заявление.
Ситуация №3
Объятия при встрече, флирт и лайки в социальных сетях — это тоже нарушение границ?
По реакции коллеги легко понять, как он воспринимает тот или иной жест. Руководителю важно быть эмпатичным, чтобы считывать подобные вещи, считает эксперт hh.ru Ксения Степанова.
«По моим скромным ощущениям, я самый злостный нарушитель личных границ в офисе, потому что часто обнимаю коллег. А если серьёзно, лучше спросить, будет ли комфортна человеку определённая форма взаимодействия. Очевидно, что каждый из нас может попасть в ситуацию, когда случайно были нарушены границы коллеги, а он об этом не сказал. Постарайтесь быть нейтральными в словах и действиях с малознакомыми коллегами, это позволит избежать неловких и дискомфортных ситуаций», — посоветовала руководитель HR-проектов «Яндекса» Анастасия Дрокина.
Психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин считает, что «если у вас сложились с кем-то из коллег товарищеские отношения, то, например, похлопывание по плечу от этого человека может быть чем-то естественным, но то же самое будет недопустимым в отношениях с другими коллегами». Поэтому важно учитывать личные границы разных людей, прислушиваться и присматриваться к их реакции на ваши действия.
Мы уточнили у психологов, что делать, если коллега активно проявляет интерес к вам — приглашает в кино, спрашивает, состоите ли вы в романтических отношениях, пишет комплименты в соцсетях. Если такая коммуникация доставляет вам дискомфорт, психотерапевт Алексей Пережогин советует сказать прямо: «Нет, я не хочу», «Я не буду». Психолог Дмитрий Дюков считает, что можно ответить и более осторожно: «Это плохая идея», «Не уверен(а), что это хорошая идея», «Не думаю, что это уместно обсуждать», «Это некомфортная тема для меня».
Умение отказывать — «суперполезный навык», уверена психолог Кристина Шестакова. «Если вы ощущаете неуверенность и боитесь отказать коллеге, обратитесь к психологу или психотерапевту, чтобы обсудить свои страхи», — советует она.
Что делать руководителю, если он узнал о нарушении личных границ в коллективе?
Напряжённые взаимоотношения в команде отражаются на процессе работы. Сотрудники могут просто недолюбливать друг друга, а могут конфликтовать, нарушая личные границы друг друга. Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.
Например, если работник сам рассказал вам о конфликте, лучше всего обсудить с участниками конфликта возможные пути его решения. Если коллеги по каким-то причинам не рассказывают о проблеме руководителю, то пригодится помощь третьей непредвзятой стороны — например, приглашённого медиатора. По мнению Ксении Степановой из hh.ru, медиация поможет разрешить практически любой конфликт без вмешательства руководителя в личные разногласия членов команды.
А точно ли я не нарушаю ничьи границы?
Все опрошенные Skillbox Media эксперты советуют проявлять эмпатию по отношению к своим коллегам, а также обращать внимание на их просьбы, рассказы и жалобы.
«Я часто наблюдаю ситуацию, когда руководитель пишет команде 24/7. А вдруг вы тот самый коллега, который нарушает личные границы?» Чтобы избежать этого, Анастасия Дрокина из «Яндекса» составила чек-лист для самопроверки. Вот он:
Вы пишете-звоните в нерабочее время, даже если это «просто уточнить»?
Вы внезапно присылаете коллегам свои личные фотографии из отпуска или с вечеринки?
Вы пишете или звоните в нерабочее время по нерабочим вопросам?
Вы регулярно напоминаете о необходимости отдыхать, но при этом во время отпуска не прерываете общение с сотрудниками?
К этому списку мы решили добавить ещё несколько пунктов:
Вы неоднократно пытаетесь узнать, состоит ли ваш коллега в отношениях, и каждый раз он уходит от ответа?
Вы можете в порыве чувств обнять коллегу, когда радуетесь какому-то событию на работе?
Если хотя бы в одном пункте вы ответили «да», советуем вернуться к приведённым в статье советам и описанным ситуациям. Поговорите с коллегами, узнайте — может, их что-то беспокоит.