Что необходимо выбрать в первую очередь для построения структурной модели предметной области
Что необходимо выбрать в первую очередь для построения структурной модели предметной области
Разберем пример на построение структурной модели реальной системы. В качестве объекта для моделирования (предметной области) выберем процесс приема абитуриентов в высшее учебное заведение. Пусть это будет университет.
Построение модели начинается с системного анализа предметной области. В данном случае предметной областью является работа приемной комиссии университета. Представим себя в роли системных аналитиков и начнем работу.
Поставленная нами задача является непростой. Процесс приема в университет проходит через несколько стадий. Опишем их.
1. Подготовительный этап: предоставление информации о вузе, его факультетах для принятия решения молодыми людьми о поступлении на конкретный факультет, на конкретную специальность.
2. Прием документов от абитуриентов, оформление документации.
3. Сдача абитуриентами приемных экзаменов, обработка результатов экзаменов.
4. Процедура зачисления в университет по результатам экзаменов.
Все эти этапы связаны с получением, хранением, обработкой и передачей информации, т. е. с осуществлением информационных процессов.
На первом, подготовительном этапе от нашей информационной модели в первую очередь потребуются сведения о плане приема в университет: на каких факультетах какие специальности открыты для поступления; сколько человек принимается на каждую специальность. Кроме того, абитуриентов (и их родителей) интересует, какие вступительные экзамены сдаются на каждом факультете, какие засчитываются по результатам ЕГЭ.
На втором этапе приемная комиссия будет получать и обрабатывать информацию, поступающую от абитуриентов, подающих заявления в университет.
На третьем этапе приемная комиссия будет заносить в информационную базу результаты ЕГЭ и вступительных экзаменов для каждого поступающего.
Наконец, на четвертом этапе в систему вносятся окончательные результаты приема: сведения для каждого абитуриента о том, поступил он в университет или нет.
Все данные, о которых говорилось выше, могут быть объединены в трехуровневую иерархическую структуру, представленную в виде графа на рис. 1.8. За каждой из вершин этого графа кроется
совокупность данных по каждому из названных (записанных в овале) объектов. Эти совокупности данных сведем к таблицам, т. е. получим структуру данных в форме табличной модели.
Для каждого уровня дерева 1.8 создается таблица своего типа. Вот как выглядят таблицы для уровней факультетов и специальностей (табл. 1.1 и 1.2).
Таблицы 1.1 и 1.2 представляют собой экземпляры таблиц ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. При описании структуры таблицы достаточно указать ее имя и перечислить заголовки всех столбцов.
На каждого абитуриента готовится анкета, куда заносятся его исходные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие сведения, нужные приемной комиссии), сведения о факультете и специальности, на которую он поступает.
В процессе сдачи экзаменов (на третьем этапе) в анкету будут заноситься полученные оценки. Последней записью в анкете будет запись «зачислен» или «не зачислен». Всю таблицу с перечисленными данными назовем АБИТУРИЕНТЫ.
Подведем итог: нами построена структура данных, состоящая из трех взаимосвязанных таблиц, являющаяся табличной формой информационной модели предметной области «Приемная кампания в университете».
Система основных понятий
Вопросы и задания
1. а) Перечислите задачи, которые должна решать проектируемая информационная модель приемной кампании в университет.
б) Какая информация представляется важной при приеме в вуз с точки зрения поступающего? С точки зрения вуза?
2. Разработайте по аналогии информационную модель «Школа». Модель должна быть представлена в графической и табличной формах.
Пример структурной модели предметной области
Урок 4. Информатика 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Пример структурной модели предметной области»
Сегодня на уроке мы с вами разберём один из важных примеров в жизни современного общества. Построим и исследуем модель финансовой системы.
Сегодня на уроке мы с вами:
· Построим структурную модель;
· Опишем иерархическую структуру данных и определим необходимый набор параметров для каждого типа объектов;
· Опишем таблицы для всех типов объектов и организуем связи между таблицами.
Прежде чем приступить к построению структурной модели, давайте вспомним, что такое структурная модель системы.
Структурная модель системы упорядочивает элементы системы и описывает их взаимосвязи.
Различают три основных типа структурных моделей системы – это табличный, иерархический и сетевой тип.
Табличная модель построена на взаимоотношениях её частей.
Данные этого типа размещаются в таблицах и представляют собой однородные объекты с равноправными связями.
Иерархическая модель представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке подчинения одного элемента другому.
К таким моделям относятся графы.
Граф – это графическое отображение структурной модели; состоит из вершин и линий (рёбер и дуг).
Модель, построенная по сетевому типу, напоминает иерархическую. Она также имеет вершины, уровни и связи, но здесь принята свободная связь между элементами разных уровней.
Теперь мы можем приступить к построению структурной модели финансовой системы.
В качестве объекта для моделирования, то есть в качестве предметной области, выберем процесс оформления кредита в банке.
Построение модели начинается с системного анализа предметной области. В данном случае предметной областью является работа кредитного отдела банка.
Выступим в роли системных аналитиков. Приступим к построению модели.
Финансовая задача, по сути, является очень сложной. Так как для того, чтобы правильно оформить кредит в банке, нужно пройти несколько этапов, которые сейчас мы с вами и опишем.
Итак, первый, подготовительный этап.
На этом этапе происходит поиск информации о банке, по типам, предоставляемых им кредитов и процентных ставках.
Здесь от нашей информационной модели потребуются сведения о том, где находится данный банк, то есть удобно ли будет клиенту погашать кредит, уровень банка и его репутация, а главное условия получения кредита.
На втором этапе происходит приём документов от кредиторов и оформление соответствующей документации.
Здесь работники кредитного отдела будут получать, и обрабатывать информацию, поступающую от клиентов, желающих получить кредит.
Далее, на третьем этапе, работники банка проверяют платёжеспособность кредитора и его кредитную историю. То есть проверяют информацию, брал ли клиент кредиты в других банках, были ли у него задолженности.
На этом этапе работники банка будут заносить в информационную базу результаты проверки клиента.
На четвёртом этапе, происходит процедура принятия решения, по результатам анализа документов и проверок.
Здесь в систему вносятся окончательные результаты, информацию для каждого клиента о том, одобрен банком кредит или нет.
На всех этих этапах происходит получение, хранение, обработка и передача информации, то есть выполняются информационные процессы.
Представим все этапы кредитования населения в форме иерархической структуры в виде графа.
Главная вершина нашего графа – это кредитный отдел банка. Далее следуют виды кредитов, которые данный банк предоставляет. Например, ипотека, автокредит, потребительский кредит и другие. Затем, будут следовать конкретные типы кредитов, например, автокредит можно оформить на новый автомобиль из салона или на подержанный автомобиль. Также есть другие варианты автокредитов. Потребительский кредит можно, например, получить наличными деньгами или кредитную карту. Теперь будут следовать конкретные люди, которым одобрили получение кредита в данном банке.
За каждой из вершин этого графа скрывается пакет данных по каждому из названных объектов.
Эти пакеты данных представим в виде таблицы, то есть получим структуру данных в форме табличной модели.
Для каждого уровня, полученного нами графа-дерево, создаётся таблица своего типа.
Построим таблицу для видов кредитования.
Также каждый банк назначает кредитному отделу план кредитования на год. Построим таблицу кредитования населения с учётом плана.
Данные таблицы представляют собой экземпляры таблиц, вид кредитования и кредитование населения с учётом плана.
При описании структуры таблицы достаточно указать её имя и перечислить заголовки всех столбцов.
Третий уровень дерева начинает формироваться на втором этапе работы кредитного отдела. В это время клиенты банка заполняют анкету-заявление для получения кредита, подают необходимые документы (копии паспорта, справку о доходах). Каждому кредитору присваивается его личный идентификатор – номер регистрации. Далее под этим номером он будет фигурировать во всех документах.
На каждого кредитора готовится анкета, назовём её «Кредиторы», куда заносятся его исходные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, регистрация и другие сведения, необходимые кредитному отделу банка). Также сведения о сумме и сроке займа.
На третьем этапе, в процессе проверок, которые проводит служба безопасности банка, в анкету будут заноситься их результаты. Последней записью в анкете будет запись «одобрено» или «отказано». Всю таблицу с перечисленными данными назовём Кредиторы.
Теперь нужно разобраться со следующим вопросам: как три полученные нами таблицы связаны между собой. Между ними есть связь, она отражена в графе-дерево, который мы с вами построили ранее.
Все эти таблицы связаны, за счёт имеющихся в них общих или совпадающих полей.
В таблицах «Вид кредитования» и «Кредитование населения с учётом плана» есть общее поле «Вид кредита». В таблицах «Вид кредитования» и «Кредиторы» есть общее поле «Документы». Благодаря этому всегда можно понять, какой кредит хочет оформить данный клиент, а через название кредита можно узнать тип кредитования.
Подведём итог нашего сегодняшнего урока.
Нами построена структура данных, состоящая из трёх взаимосвязанных таблиц, которые являются табличной формой информационной модели предметной области «Кредитный отдел в банке».
Перейдём к практической части урока.
Первое задание. Решим задачу будущего. Нам нужно в графическом редакторе построить сетевую модель по имеющемуся словесному описанию и ответить на вопрос: можно ли добраться от Земли до Марса?
Вокруг Солнца движутся девять планет в следующем порядке, начиная от Солнца: четыре сравнительно небольшие планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля и Марс), четыре планеты-гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), затем идёт малоизученная карликовая планета Плутон.
Между планетами Солнечной системы и карликовой планетой Плутон введено космическое сообщение. Ракеты летают по следующим маршрутам туда и обратно: Земля – Меркурий, Плутон – Венера, Земля – Плутон, Плутон – Меркурий, Меркурий – Венера, Уран – Нептун, Нептун – Сатурн, Нептун – Венера, Сатурн – Юпитер, Юпитер – Марс и Марс – Уран.
Для того чтобы ответить на вопрос: можно ли добраться от Земли до Марса? Рассмотрим полученную сетевую модель.
Напомним, отличие сетевой модели от иерархической заключается в том, что каждый элемент в сетевой структуре может быть связан с любым другим элементом.
Теперь, по сетевой модели видно, что добраться от Земли до Марса можно, например, по следующему маршруту: Земля – Плутон, Плутон – Венера, Венера – Нептун, Нептун – Уран, Уран – Марс.
Ответ: Да, можно от Земли добраться до Марса.
Второе задание. Продолжаем космическую тему. Нам нужно построить табличную модель по имеющемуся словесному описанию и ответить на вопросы: «Какая звезда самая удалённая? Какая звезда самая близкая? Какая звезда самая яркая?».
По словесному описанию трудно сразу же ответить на поставленные вопросы. Всю эту информацию нужно систематизировать. Для этого мы построим табличную модель по имеющемуся словесному описанию.
По данным вопросам, можно сказать, что в нашей таблице будет столбец с названием «Звезда», «Расстояние (световых лет)» и «Во сколько раз ярче Солнца». Создадим ещё столбец с названием «Созвездие».
Приступим к построению табличной модели.
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2 200 раз. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2 200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Денеба 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6 600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.
Теперь сравнивая расстояния в столбце «Расстояние (световых лет)» можно сделать вывод, что самая удалённая звезда – Денеб, она находится в созвездии Лебедь, расстояние до неё 1600 световых лет, а самая близкая звезда – Капелла, которая находится в созвездии Возничий, расстояние до неё 46 световых лет. Сравнивая значения в столбце «Во сколько раз ярче Солнца», получим ответ, что самая яркая звезда Денеб, она ярче Солнца в 72500 раз.
Подведём итоги урока.
Сегодня на уроке, при построении структурной модели мы:
· Определили предметную область моделирования.
· Описали иерархическую структуру данных и определили необходимый набор параметров для каждого типа объектов;
· Описали таблицы для всех типов объектов;
· Организовали связи между таблицами.
Знакомство с парадигмами построения моделей предметной области
Введение
Возможно, кто-то задаст вопрос, а причем тут математика? Отвечу сразу: все, что здесь изложено, относится непосредственно к математике.
Изучая литературу по теории построения моделей предметной области, я обнаружил серьезный пробел. Авторы статей и книг сразу берут одну из нотаций моделирования: ER-диаграммы, или диаграммы классов, и в быстром темпе начинают их использовать для описания предметной области. При этом описание парадигмы, в которой производится это моделирование остается вообще не раскрытым. А следовательно, не раскрытыми остаются ограничения той или иной нотации. Увы, мы все умеем строить модели, но мало кто умеет объяснить то, что он построил в одной из существующих парадигм. Поэтому я часто слышу дикие с точки зрения любой парадигмы термины: класс типов, типы классов, виды типов и так далее, но ни разу не слышал корректный термин «класс классов». Этот пробел в нашем образовании очень серьезен. И я объясню почему.
Давайте зададим аналитикам простой вопрос.
Те, кто моделировал процессы, наверно, знакомы с нотацией BPMN. Очень часто при моделировании операции по заключению договора я встречаю такой фрагмент диаграммы:
Видно, что в результате заключения договора рождается нечто, что передается в другую операцию. Но что обозначает элемент диаграммы в виде листа с загнутым уголком? Нам надо точно знать, что именно передается из одной операции в другую, иначе трудно будет объяснить другим, что от них требуется. Итак, что создается на выходе из операции «Заключить договор»?
Варианты ответов, которые я слышал, следующие:
Как мы строим модель сущего?
Посмотрите на рисунок. На нем схематично изображен процесс построения модели сущего.
Таким образом, мы видим, что парадигма, модель и нотация – это то, что находится в сознании субъекта. Мы видим, что сущее, описание парадигмы, описание нотации и представление модели – это то, что находится вне субъекта.
Если мы делаем ДОПУЩЕНИЕ, что мир ДЕЙСТВИТЕЛЬНО состоит из 4-Д пространства-времени и объектов в нем расположенных, то картинку можно перерисовать так:
Особенности парадигм
Для описания мира мы обычно используем две парадигмы: парадигму Аристотеля и логическую парадигму. Обе они покоятся на предположении о том, что мир предметен и представляет из себя 4-Д пространство-время. Но между парадигмами есть различия, которые я должен подчеркнуть.
Хорошо, когда парадигма и нотация согласованы. Тогда возможности парадигмы будут полностью использованы. И тогда становится возможным «мышление при помощи записей». То есть, можно будет рисовать представление модели одновременно с ее созданием. Так мыслят многие, когда, например, пишут статьи, рисуют картины, или чертят чертежи.
С парадигмой Аристотеля согласуется моделирование в виде таблиц. Однако связи между таблицами – это то, что Аристотель не планировал. Поэтому нотация ER-диаграмм, хоть и основана на парадигме Аристотеля, но выходит за ее границы. Нотация диаграмма классов также идет за пределы парадигмы Аристотеля и не согласуется с ней. Она служит для моделирования программного кода. В предметном мире вы не найдете ни наследования, ни инкапсуляции. Все эти термины программирования, а не предметной области. Для описания предметной области диаграммы классов и ER-диаграммы подходят, как сказал Левенчук одной из своих статей, между плохо и очень плохо. Многие не знают этих ограничений, и потому считают, что ограничений нет вообще. Это заблуждение лечится только одним способом – изучением логической парадигмы. Для логической парадигмы используется две нотации, описанные в стандарте ИСО 15926.
Существует спор между инженерами и философами. Инженеры часто упрекают философов, что те, мол, занимаются словоблудием. Философы говорят о том, что если бы не их словоблудие, не было бы инженеров. А математики молчат. Но фокус в том, что математика и философия до 20-го века были слиты вместе. Декарт и Кантор – великие философы – математики. Задача была простая. Мало было придумать парадигму, надо было придумать нотацию для передачи моделей в этой парадигме другим гражданам, а также надо было уметь проверить парадигму на непротиворечивость. Решением этой задачи занималась наемница философии – математика. Но в 20-м веке Рассел предположил, что надо отделить математику от философии. Просто потому что математика давала результаты слишком далекие от нашего эмпирического опыта. И вместо того, чтобы постулировать ограниченность нашего опыта, Рассел поступил в духе антропоцентризма, — он предложил более не думать над смыслом математических открытий. Молодец! Мы пожинаем плоды этого разделения сейчас. Теперь мало, кому известны парадигмы и для чего они существуют. Плодятся множество нотаций, оторванных от парадигм, задача которых удовлетворить потребности здесь и сейчас. А то, что они противоречивы и границы их возможностей не описаны, — это мало кого волнует. Жаль, потому что в результате нотации массово используется для построения моделей предметных областей людьми, которые не знают ограничений этих нотаций. Однако, не все так плохо. Есть те, кому это известно. В книге на странице 36-37 написано:
Программные объекты в некотором смысле соответствуют объектам реального мира, но не являются их точными моделями или копиями. Хотя полученная диаграмма классов проектирования не до конца соответствует модели предметной области, некоторые имена классов и их характеристики совпадают. Объектно-ориентированные проектные решения и языки позволяют уменьшить разрыв между представлением информации в виде программных компонентов и ментальными моделями предметной области. Это улучшает образность представления.
Хорошо, когда создаваемые модели удовлетворяют свойствам: полнота (все, что мы хотели сказать, должно присутствовать в модели), непротиворечивость (одна часть описания должна не противоречить другой части), расширяемость (добавление новых данных не должно приводить к возникновению противоречий). Для того, чтобы модель имела указанные свойства, парадигма построения моделей должна позволять это сделать. Парадигма Аристотеля не удовлетворяет требованию непротиворечивости и расширяемости моделей. Именно поэтому на смену Аристотелевской пришла логическая парадигма, основанная на теории множеств.
Построение одной модели более чем для одного объекта
Построив одну модель для одного объекта, можно попробовать посмотреть, насколько она подходит другому объекту. Или так: можно сразу строить модель с учетом того, что она будет описывать много объектов реального мира. Так мы получаем одну универсальную модель для множества объектов одновременно. Это очень облегчает задачу описания реального мира. Мы находим предметы чем-то похожие друг на друга и описываем их одной моделью. Конечно, некоторые индивидуальные черты придется «дописывать» для каждой модели отдельно, но это мелочи по сравнению с индивидуальным описанием каждого объекта отдельно. Именно так мы поступаем, когда создаем чертеж, на основании которого потом может быть создан один функциональный объект, а может и много! Эти объекты образуют множество, или класс. Про любой объект этого класса можно сказать, что чертеж является его моделью. Аристотель использовал другую риторику. Он говорил, что чертеж — есть описание типа объектов. А объекты — есть экземпляры этого типа.
Как поступает сценарист, пишущий сценарий? Он делает сценарий, а будет ли поставлен по нему спектакль и сколько будет в итоге представлений, — он не знает. Сценарий может быть моделью одного выступления, например, празднования Нового 2015 года. Или он может моделировать множество выступлений, как, например, сценарий балета Щелкунчик. Понятно, что сценарий – один, а выступлений – много. В логической парадигме это описание выглядело бы так: есть множество всех выступлений, подмножество этого множества – есть выступления, сделанные на основе сценария «Балет Щелкунчик».
То же самое в парадигме Аристотеля выглядело бы так. Есть объекты — выступления. Любое выступление – есть экземпляр выступления. Есть объекты другого типа – это выступления, сделанные по одному сценарию «Балет Щелкунчик». Любое выступление по этому сценарию – это экземпляр выступления «Балет Щелкунчик». Одно и то же выступление одновременно является экземпляром выступления и экземпляром выступления «Балет Щелкунчик». При этом Аристотель сейчас должен немного заволноваться, потому что он такого не говорил! У него нет того, что один объект может принадлежать разным типам! Это уже наша интерпретация, основанная на моделировании в виде ER-диаграмм. Это и еще много чего не позволяют построить непротиворечивую модель предметной области на основе парадигмы Аристотеля.
Модель информационных объектов
Таким образом, в логической парадигме объектам одного множества может быть поставлена в соответствие одна модель:
Объекты, которые мы описываем одинаковыми моделями, мы называем похожими и относим их к одному классу. Например, класс насекомых, или класс болтовых соединений. Кроме того, одна модель также может быть представлена множеством информационных объектов. Например, одна модель болтового соединения может иметь множество представлений в виде разных листов ватмана с рисунком на нем, в виде зарисовок в тетрадях и так далее. Понятно, что все эти представления используют одну нотацию, но при этом все они разные:
Во всем множестве представлений нас интересуют лишь те, которые сделаны по определенным правилам. Например, мы не хотим рассматривать чертежи, высеченные из камня. Для этого нам надо ввести дополнительные правила, по которым будут создаваться информационные объекты, которые нас устроят. Эти правила составят модель уже самих информационных объектов. Так получается следующая иерархическая структура:
Множество информационных моделей описывается моделью информационных объектов. Модель эта находится в головах и людей. Эта модель порождается в результате применения специальной парадигмы, которая рассматривает объект предметной области как информационный. Потом после применения нотации модель информационных моделей может быть выражена в виде представлений этой модели.
Таким образом, любой объект может иметь модель и ее представление. В свою очередь представление также может иметь свою модель и так до бесконечности. Эта бесконечность — одно из очень серьезных ограничений логической парадигмы. Разрешать это противоречие я не умею. Но честно признаю, что ограничения логической парадигмы есть, и они в том, что рано или поздно нам придется оборвать цепь моделей и сослаться на здравый смысл.
Договор
Если применить построенную конструкцию к нарисованной в самом начале статьи диаграмме, то у нас возникают вопросы: что такое договоренность? Это реальность, или модель реальности? Что такое договор? Что такое листочки с печатями? Что такое файл в формате MS Word? Что такое запись в БД? И что она фиксирует: договор, договоренность, реальность?
Я нарисовал кусок модели, начиная с договоренности, но не расшифровывал, что такое сама договоренность.
Мы видим, что реальная модель предметной области довольно сложна. При этом мы не нарисовали всех подробностей и не нарисовали всех уровней модели, потому что умение работать с MS Word не предполагает знания формата хранения данных. А знание формата хранения данных не означает знание правил управления печатной головкой. И так далее. Есть физические объекты и субъекты, есть информационные объекты и функциональные, и связаны они порой довольно сложными иерархическими связями. Надо учиться эти связи моделировать и передавать другим в качестве знаний.
Например, 7-ми уровневая сетевая модель OSI – есть иерархическая модель физических и информационных объектов.
В сокращенном варианте приведенная модель выглядит так:
И вот это уже узнаваемая конструкция. В ней исключены сущности, которые можно пропустить с точки зрения моделирования данных. Но теперь, глядя на нее, вы знаете о тех связях, которые их связывают. Порой, чтобы построить корректную модель, необходимо знать много больше, чем нарисовано. И моя статья как раз демонстрирует ход мыслей, которые может делать любой, чтобы не ошибиться. Попробуйте порассуждать над любым вопросом в вашей предметной области. Попробуйте задавать вопросы до тех пор, пока не начнете ясно понимать, что вы видите. Иначе будет так:
Мы дальтоники. Только не в смысле: цвета не различаем, нет. Мы не различаем смысл слов, употребляемых в разном контексте.
То, что мы говорим сокращенные фразы, смысл которых определяется контекстом, — это вынужденная мера для выживания. Мы должны иметь возможность быстро изъясняться: Глянь: голодный волк! вместо: Погляди: объект, принадлежащий множеству волков, одновременно принадлежит классу голодных живых существ! Но, употребляя сокращенные фразы, мы не должны забывать об их полном смысле, и должны уметь этот смысл восстанавливать. Однако, пока происходит обратный процесс: используя сокращенные элементы языка, мы все дальше и дальше удаляемся от понимания того, что скрывается за ними.
Когда я еду в деревню, то готовлюсь к празднику слуха. Разговор деревенских полон смысла, оттенков и музыки. Я вижу, что, произнося слова, деревенский житель не просто жонглирует ментальными конструкциями, как это принято в городской среде, он одновременно переживает и образы, скрытые за словами, и погружен всем своим существом в контекст, в котором живут эти образы. Переживание образов и контекста как основы удерживает целостность конструкций, и не дает повода для возникновения противоречий.
В отличие от деревенского, городской житель, наученный восприятию слов в отрыве от контекста, может использовать стандартные языковые шаблоны. Это приводит к потере сначала контекста, а потом и размытию смысла самих слов. Отрыв слов от контекста не позволяет удержать целостность и непротиворечивость конструкций. В итоге происходит подлог: набор языковых паттернов подменяет знание. Поскольку слушателями такого человека часто являются такие же как и он, — неспособные одновременно удерживать в сознании и смысл и контекст, то этот фокус проходит. Я встречаю мастеров жонглирования словами. Это те, кто умеют менять контекст, и в соответствии с этим менять языковые паттерны: психотерапевты, учителя, мошенники и хорошие политики, хорошие аналитики. А вот плохие учителя, например, не понимают в чем секрет такой гибкости и умеют лишь имитировать действия хороших. Секрет прост – переживание контекста дает возможность сохранять целостность, а умение менять контекст, дает возможность творить.