Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки

Модуль 2 Организация информационно-библиотечной работы в помощь образовательному процессу согласно ФГОС

Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть картинку Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Картинка про Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки

Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть картинку Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Картинка про Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки

Организация информационно-библиотечной работы в помощь образовательному процессу в условиях реализации ФГОС

Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки?

Выберите один ответ:

миссию библиотек в период построения информационного общества

ресурсы данной конкретной библиотеки и возможность использования других библиотек, ОО, сети Интернет

основные группы читателей и систему их ожиданий в области информационно-библиотечного обслуживания

Правильный ответ: все ответы верные

Какова сущность новой образовательной парадигмы?

Выберите один ответ:

«образование – на всю жизнь»

«образование в течение всей жизни»

Правильный ответ: «образование в течение всей жизни»

Верно ли утверждение, что новая миссия школьной библиотеки – это «подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе и обществе знаний»?

Выберите один ответ:

Правильный ответ: да

Каков русский аналог слова «инновация»?

Выберите один ответ:

Правильный ответ: нововведение

Что является первостепенным условием развития конкретной библиотеки?

Выберите один ответ:

проект развития школьной библиотеки

регулярно пополняемый фонд

дополнительные информационные ресурсы

квалифицированный персонал библиотеки

Правильный ответ: квалифицированный персонал библиотеки

Анализ внутренней среды (библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое?

Выберите один ответ:

Правильный ответ: все ответы верные

ИОС в ОО создается для всех участников образовательных отношений. Назовите ключевую функцию ИОС:

Выберите один ответ:

учебно-методическое обеспечение реализации ООП общего образования

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации

дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений

мониторинг здоровья обучающихся

Правильный ответ: учебно-методическое обеспечение реализации ООП общего образования

Источник

Миссия школьных библиотек

Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть картинку Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Картинка про Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки

МАНИФЕСТ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

Манифест был подготовлен Международной федерацией библиотечных ассоциаций и институтов и одобрен ЮНЕСКО на Генеральной Ассамблее в ноябре 1999года

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.

Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО, школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.

Сотрудники библиотеки обеспечивают пользование книгами и прочими информационными источниками, художественными и документальными, печатными и электронными, локальными и удаленными. Эти материалы призваны дополнять и расширять информацию, содержащуюся в учебных и иных учебных материалах и методических разработках.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Службы школьной библиотеки должны быть в равной степени доступны всем: и учащимся и персоналу школы, не зависимо от возраста, расовой принадлежности, пола, религиозных убеждений, национальности, языка, профессионального и социального статуса. Специальные материалы и услуги должны предоставляться тем, кто не в состоянии пользоваться основными службами и материалами.

Доступ к службам и фондам должен основываться на принципах Всемирной декларации прав и свобод человека ООН и не должен подвергаться каким-либо формам идеологической, политической и религиозной цензуры или коммерческому давлению.

Законодательная база, финансирование

и библиотечно-информационные системы

Школьная библиотека – важнейший элемент любой долгосрочной деятельности, направленной на развитие грамотности и образования, предоставление информации, экономическое, социальное и культурное развитие. Она находится в подчинении местной, региональной и государственной администрации, и ее деятельность должна определяться и подчеркиваться специальными законодательными актами и политическими программами.

Школьные библиотеки должны располагать стабильным и достаточным финансированием, позволяющим содержать квалификационный штат, покупать необходимые материалы, технику и оборудование. Школьные библиотеки должны быть бесплатными.

Школьные библиотеки – важный партнер в местной, региональной и национальной библиотечно-информационной системе.

Там, где школьная библиотека использует помещение, оборудование и ресурсы совместно с библиотекой другого типа, например, публичной, уникальные задачи школьной библиотеки должны признаваться и соблюдаться.

Задачи школьных библиотек

Школьные библиотеки – неотъемлемая часть образовательного процесса.

Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению к культуре, школьные библиотеки призваны выполнять следующие задачи:

v Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе

v Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни

v Предоставлять возможности для создания и использования информации как ради получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия

v Побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные данные на практике, обращая особое внимание на способы коммуникации внутри общества

v Обеспечивать доступ к местным, региональным, национальным и международным ресурсам, а также использовать иные возможности, которые сообщают учащимся идеи, опыт и мнения

v Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и содействующие эмоциональному развитию

v Работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, содействуя реализации задач школы

v Отстаивать идею, что свободный доступ к информации и интеллектуальная свобода являются важнейшими условиями воспитания активной заинтересованной гражданской позиции, основанной на демократических принципах

v Пропагандировать чтение, а также ресурсы и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.

Для осуществления этих задач школьная библиотека вырабатывает свою политику, развивает службы, комплектует необходимые ресурсы, обеспечивает физический и интеллектуальный доступ к необходимым источникам информации, предлагая консультационные услуги и нанимая профессионально обученных сотрудников.

Заведующий школьной библиотекой – это профессионально подготовленный член школьного коллектива, отвечающий за планирование и деятельность школьной библиотеки, формирующий, исходя из существующих возможностей, штат библиотеки, работающий в сотрудничестве со всеми членами школьного коллектива и поддерживающий связь с публичной библиотекой и другими учреждениями.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства и развития информационных сетей на школьных библиотекарей возлагается функция обучения учеников и родителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

Деятельность и управление

Для осуществления эффективной работы и отчетности необходимо:

v Определить политику школьной библиотеки, указав задачи, приоритеты и службы, соответствующие школьной программе

v Строить работу школьной библиотеки и управление ей, в соответствии с профессиональными стандартами

v Заботиться о том, чтобы библиотечные службы были доступны всем членам школьного коллектива и учитывали потребности местного сообщества

v Поощрять сотрудничество школьного библиотекаря с учителями, руководством школы, администрацией, родителями, другими библиотекарями и информационными специалистами и различными общественными группами.

Претворение в жизнь принципов Манифеста

Правительства через министерства, отвечающие за образование, призваны развивать стратегию, политику и планирование, направленные на реализацию принципов настоящего Манифеста, а также пропагандировать сформулированные в нем идеи через систему профессионального образования учителей и библиотекарей, включая как базовые курсы, так и систему повышения квалификации.

Источник

НАВИГАЦИЯ

В номере

Выпуски журнала

Баннеры

Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть картинку Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Картинка про Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки
Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Смотреть картинку Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Картинка про Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки. Фото Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки

Школьная библиотека

Стратегическое планирование деятельности школьной библиотеки как одно из условий нового качества образования

Возняк Елена Леонидовна, заведующая библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120
с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани

Современный этап библиотечного дела России имеет ряд особенностей, которые обозначили необходимость качественно новых подходов к проблемам совершенствования управления школьными библиотеками. Сегодня, когда происходит внедрение ФГОС, школьная библиотека востребована как многофункциональное структурное подразделение образовательных учреждений, миссия которой выходит далеко за пределы простого удовлетворения потребности в чтении. Именно школьной библиотеке отводится роль в умении научить учащихся быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.[4]

Особое значение в этих условиях приобретает изучение и внедрение стратегического планирования работы библиотеки. Стратегическое планирование – планирование, которое в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, опирается на человеческий потенциал, ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские потребности, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в библиотеке, отвечает требованиям внешней среды и позволяет стабильно функционировать, что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих основных целей. [8]

Как показывает опыт, существующая практика стратегического планирования деятельности школьной библиотеки малоэффективна. Процесс планирования носит формальный характер, используются многолетние консервативные схемы, не учитываются объективные факторы влияния внешней и внутренней среды.

Стратегическое планирование обеспечивает решение трех комплексных управленческих стратегических задач:

1.Установление реальных возможностей библиотеки – определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее финансовое состояние, оценивается уровень трудовых ресурсов, наличие портфеля новых разработок.

3.Установление способов достижения цели – в общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что должны сделать сотрудники для выполнения поставленных целей. [8]

Важность стратегического плана заключается в том, что он позволяет объективно оценить ситуацию, в которой находится библиотека, пути будущего развития, определить, что нужно сделать сейчас, что в ближайшем будущем, а что в течении нескольких лет, какие мероприятия следует осуществить, чтобы достичь намеченные цели. [8] Стратегический план помогает определить состояние внутренней среды библиотеки и внешнего окружения, составить реалистичное и ясное представление о перспективах, четко сформулировать цели и задачи библиотеки, четко осуществлять контроль деятельности. Другими словами, стратегическое планирование ориентирует библиотеку на решение будущих и настоящих проблем, не дожидаясь, пока они станут кризисными. [9]

Первая всемирно известная книга о стратегическом планировании для библиотек была написана американским специалистом Д. Риггсом в 1984 году. Он констатировал, что стратегическое планирование ориентируется на будущее развитие библиотеки и поэтому приобретает особую важность в условиях нестабильности внешней среды. [3] В отечественном библиотековедении подходы к стратегическому планированию разработаны Н.И. Тюлиной. Она справедливо отмечает «возрастание важности стратегического планирования в современных российских условиях, связанное, с одной стороны, с неуклонным усложнением информационных потребностей общества, непрерывным ростом цен на документы, необходимостью модернизации технологической базы и, с другой стороны, с недостаточностью ресурсов на осуществление необходимых изменений, что требует четкого определения целей библиотеки и установления наиболее рациональных путей их достижения через распределение и использование имеющихся ресурсов». [11]

На современном этапе к стратегическому планированию переходит все больше библиотек. Растет число публикаций, отражающих опыт стратегического планирования. В среднесрочной программе ИФЛА стратегическое планирование включено в число важнейших проблем библиотечного дела. [5]

Базисные принципы, которые лежат в основе стратегического планирования, сводятся к следующему:

— тесная связь с государственной политикой; соответствие приоритетам, которые проявляются в сочетании с государственной стратегией в социальной, информационной, культурной сферах;

— преемственность поколений, взаимосвязь между прошлым и будущим, что проявляется в сочетании выполнения основных функций и рационального введения в работу новых технологий, обеспечивающих взаимосвязь традиционного и инновационного. [13]

Иногда отечественные библиотековеды отождествляют стратегическое планирование с долгосрочным перспективным планированием. Однако стратегическое и перспективное планирование принципиально отличаются по трактовке будущего. [14]

Система стратегического планирования включает несколько ступеней или шагов. Первоначальная стадия разработки стратегического плана связана с выбором целей библиотеки, среди которых различается основная общая цель (т.е. ради чего существует данная библиотека), называемая миссией. Миссия показывает, что намерена библиотека предоставить пользователям, с одной стороны, и своим сотрудникам, с другой, формой выражения миссии, как правило, является устав библиотеки или другой аналогичный документ, в котором руководство определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех библиотекарей и читателей. Миссия определяет статус библиотеки, указывает ориентиры для обозначения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия школьной библиотеки состоит в информационном обеспечении преподавателей и учащихся; обучение пользователей основам информационной культуры.

На основе миссии устанавливаются и формулируются общебиблиотечные цели. Для того чтобы цели действительно служили ориентирами развития библиотеки, они должны обладать следующими характеристиками: конкретностью, измеримостью, ориентированностью во времени, дос­тижимостью. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для оценки хода работ и последующих решений. Такие цели выступают мощным мобилизующим стимулом. [12]

После установления целей следует диагностический этап стратегического планирования. Диагностическое исследование внутренних проблем называется управленческим обследованием. Это — систематическая оценка функциональных зон библиотеки для выявления ее сильных и слабых сторон. Для руководителей, разрабатывающих стратегический план, важно проводить управленческое обследование в рамках такой структуры, которая бы обрисовывала всю ситуацию в целом.

Широко признанным подходом при анализе среды является метод SWOT. Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением четырём англоязычным словам: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunity) и угрозы (threat). Именно на них и строится SWOT-анализ. SWOT-анализ включает в себя анализ ситуации внутри библиотеки, а также анализ внешних факторов и ситуации в информационной индустрии. Все данные впоследствии сводятся в одну таблицу, состоящую из четырех основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу также называют матрицей SWOT-анализа. [10]

По результатам анализа расположенных в таблице данных составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон библиотеки, в том числе за счет сильных; разрабатываются возможные варианты развития библиотеки при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т. д. [ 7 ] Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции пользователей библиотеки, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает библиотеке извлечь максимум пользы из имеющихся возможностей.

В качестве примера предлагаю SWOT – анализ библиотеки «Средней общеобразовательной школы № 120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани:

Сила и возможности

Квалифицированный, компетентный персонал библиотеки: профильное образование, стаж работы 19 лет.

Источник

Миссия библиотеки в современном образовательном пространстве школы

Грозова Елена Вячеславовна (ГБОУ Школа №763)

«Творческий подход к воспитанию детей через развитие речи»

Время неумолимо летит, современность диктует свои перемены во многих сферах деятельности человека. Особенно они отразились в образовательной среде, которая уверенно поднялась на более высокую ступень своего развития: модернизация, инновационные подходы, технологические средства информационных и коммуникационных технологий.

Не обошли стороной нововведения и школьные библиотеки. С внедрением новых федеральных образовательных стандартов, жизнь диктует необходимость творческого переосмысления профессиональной деятельности библиотечных работников с учётом современных требований.

Профессионально саморазвиваясь в постоянно изменяющихся условиях – это эффективный результат библиотечной деятельности. Поэтому обновлённая библиотека, правильно организованная, безопасная, уютная, дружелюбная – не просто информационный центр, а привлекательная современная, комфортная среда для всех участников образовательного процесса не только в ходе обучения, но и вне его.

У каждой библиотеки своя миссия. Все мы отличаемся друг от друга в той или иной степени. Как нет в природе одинаковых, повторяющихся личностей, так и не может быть библиотек-близнецов, если только педагог-библиотекарь не отвечает своему профессиональному статусу.

Хочу поделиться с вами и рассказать о миссии своей библиотеки, в которой раскрывается смысл данной организации.

В глобальный этот сложный век

У школьных всех библиотек

Задачи как-то изменились.

Ну, скажем прямо – усложнились.

Смешались разом они все –

В библиотекаре – в одном Лице.

Психолог я и педагог,

Юрист, артист и визажист,

И цветовод, и сценарист,

И режиссёр, и куплетист,

Я социолог и хорист,

Профессий всех не перечесть,

Для нас, конечно, это честь,

А уж ни капельки не лесть!

Но знают все без сомнений:

Одно из главных предназначений –

Обеспечить учебный процесс,

Не получив при этом стресс.

Пусть учится детвора

Родителям на радость как всегда.

Вот и крутишься, как юла:

С малышами почитать,

По параллелям в КВН сыграть,

Автобус «Бампер» пригласить,

Да важно – тему обсудить,

Устроить вечер при свечах

Под музыку, и в прозе, и в стихах,

Чтоб дух захватывало «Ах»!

Главное в нашей работе – общенье

Требует оно терпенья:

Ведь важней всего на свете –

Школа – дом для них второй,

Поэтому со всей душой

Веду их к жизни за собой:

Мир души их раскрываю.

И выходят в свет уже

Они совсем не в неглиже:

Это социум готовый,

Продукт уверенный и новый.

Им радоваться жить, творить,

Историю страны вершить.

Достойное воспитание – достойно организованная деятельность. Воспитание – процесс бесконечный, а творческий подход к воспитанию – в первую очередь вклад своей души, энергии, знаний. Следовательно, ожидаемый результат организованной деятельности, ориентированный на достижение общего результата.

В настоящее время дети хорошо информированы, достойно ориентируются в компьютерном пространстве, но в то же время чаще проявляется равнодушие, интересы их ограничены, игры однообразны.

У них снижена фантазия, творческая активность, речь.

В компьютерах, планшетах

Всё больше зависаем.

Так речь свою родную

Наш разум истощает.

Как будем жить, друзья, тогда,

Как рыбе воздуха глоток

Даёт стремленье к жизни,

Так развивая речь детей

Приводит их к харизме!

За несколько лет сложилась комфортная среда для развития творческой активности детей, которая отвечает их возрастным, социокультурным, индивидуальным особенностям, благодаря созданному мной театрально-творческому коллективу «Прометей».

Наш девиз: «Зажги огонь в сердцах людей,

Как это сделал Прометей»

И мы зажигаем. Все мероприятия: патриотические, воспитательные, развлекательные, интеллектуальные, с одной стороны, плодотворно влияют на формирование духовно-нравственных качеств и воспитание гражданской идентичности учащихся, с другой – это работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности через познавательное и речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. У детей вырабатывается чёткая дикция, формируется правильная артикуляция, интонационная выразительность и логика речи, ее устойчивость. Проявляя свои творческие способности, дети учатся сочинять рассказы и сказки, скороговорки и стихи, подбирают простейшие рифмы, пополняя свой словарный запас.

Работа над декорацией, костюмами, музыкальным сопровождением так же развивает воображение, творческую активность детей, развиваются личностные качества (дружеские, партнёрские взаимоотношения).

Сценарии всех мероприятий я пишу сама, учитывая как возрастные особенности детей, так и пожелания участников творческого коллектива.

Как подведение итогов проделанной работы – обязательно круглый стол, где дети имеют возможность поделиться своими впечатлениями и предложениями. Они становятся адаптированными, яркими, уверенными в себе, научившись чётко формулировать свои мысли, излагать их публично.

Вдохнув в них творческое начало, доставляю детям радость культурно развиваться и обогащаться. Дополняя друг друга, дети находятся в постоянном творческом круговороте, открывая разные грани книги, мы сохраняем родной русский язык.

Источник

Что необходимо учитывать при разработке миссии школьной библиотеки

Автор: Аюпова Алсу Харисовна

Организация: МОАУ СОШ № 3 с.Бураево

Населенный пункт: Республика Башкортостан, Бураевский район с.Бураево

Паспорт проекта

Школьная библиотека – информационно-библиотечный центр

Нормативно – правовая база разработки проекта

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования

Закон РФ «О библиотечном деле» «Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров», утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ № 715 от 15.06.2016

Положение о библиотеки МОАУ СОШ № 3 с.Бураево

Рабочая группа педагогов и заведующая библиотекой Аюпова А.Х.

Создание информационно-библиотечного центра как качественно нового уровня информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС

1.Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационных, информационных и материально-технических условий для преобразования библиотеки в ИБЦ.

2.Совершенствования предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

3.Совершенствование материально-технической базы, привлекательного для посетителей библиотеки.

4.Создание отдельных зон с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся (зоны доступа к ресурсам электронной библиотеки; зоны для индивидуальной работы).

5.Расширение функции школьной библиотеки для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные направления проекта

1.Создание нормативной базы БИЦ.

2. Создание материально-технических условий.

3.Привлечение в БИЦ новых пользователей.

4.Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

5.Автоматизация библиотечных процессов.

Результаты реализации проекта

— Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра.

— Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.

— Модернизация библиотечных процессов.

— Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.

— Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами.

-Повышение качества организации библиотечно- информационного обслуживания читателей.

Расход запрашиваемых средств

-приобретение ноутбуков, сканера, принтера, ксерокса, мультимедийного проектора;

— наличие соответствующей мебели;

-создание рабочей зоны (компьютерная зона)

-оплата труда сотрудников организации привлекаемых к реализации проекта;

— оплата авторского вознаграждения и гонораров специалистам, привлекаемых к реализации проекта.

Общая сумма проекта

Педагогический коллектив школы;

Сотрудники школы, включая администрацию и технический персонал;

Родители и общественность;

Сроки реализации проекта

1 этап. Формирующий (2019)

Разработка программы развития образовательным учреждением.

Отработка организационных основ механизма реализации Программы.

Создание материально-технических условий.

2 этап. Основной (2020-2021)

Отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение библиотеки в единое образовательное пространство школы.

Реализация и корректировка программы

3 этап. Аналитический (2022)

Закрепление результатов реализации Программы.

Анализ реализации Программы развития.

Календарный план реализации проекта

Подготовка рабочей зоны

зам. директора по АХЧ

Приобретение ноутбуков, сканера, принтера, ксерокса и мультимедийного проектора,

зам. директора по АХЧ

Приобретение соответствующей мебели

зам. директора по АХЧ

Составление плана реализации данного проекта.

Сбор команды для продвижения проекта

Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.

Создание страницы ИБЦ на сайте школы.

зав. библиотекой и учителя информатики

Формирование фонда информационных ресурсов

Создание банка данных программно-педагогических средств для использования в учебном процессе

зав. библиотекой и учителя предметники

Содержание проекта

2. Актуальность проекта.

4. Решение проблемы.

5. Виды работ в рамках реализации проекта.

6. Ожидаемый социальный эффект реализации проекта.

Введение

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

Актуальность проекта

В условиях активной модернизации системы образования совершенствуются структура и содержание общего образования. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытий доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. В век информатизации печатное слово перестает быть единственным источником информации для поколения, использующего интерактивные технологии. Происходит трансформация текста на бумаге в изображение, цвет, звук. Библиотеки по своей сущности должны стать лидерами в этом направлении, обеспечить эффективный доступ не только к бумажным, но и к электронным информационным ресурсам, стать навигаторами в цифровом информационном пространстве. В наиболее успешных школах библиотека – это информационный центр, единая точка доступа к информации и знаниям, центральное место для интеллектуальных инноваций учеников и учителей.

Проблема

Проект позволит решить следующие проблемные вопросы.

-Как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний?

-Как повысить качество образовательной, в т.ч. проектной, деятельности учащихся и педагогов, созданных ими собственных образовательных продуктов в различных образовательных средах?

-Какие фонды необходимы библиотеки для дальнейшего успешного функционирования в новых условиях?

Проект направлен на модернизацию школьной библиотеки в школьный информационно-библиотечный центр, вывод ее на новый уровень развития; достижение качественно нового уровня информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий и методов с учетом требований ФГОС.

Решение проблемы

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи обучающимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает обучающимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности обучающихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно –коммуникативными технологиями.

Виды работ в рамках реализации проекта

Формирование информационной среды становится основополагающим образовательным условием и требует формирования и развития на базе библиотеки современного библиотечно-информационного центра, располагающего средством новых информационных технологий и представляющих свободный доступ обучающимся и учителям к любому виду информации для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу, обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными вариантами.

Чтобы реструктуризировать библиотеку в библиотечно-информационный центр необходимо создать специальные технические условия:

— создать видеозал, оборудованную телевизором;

— оборудовать компьютерную зону компьютерами с программным обеспечением, сканером, принтером и ксероксом.

Говоря о комплексном подходе к автоматизации школьных библиотек надо учитывать ряд условий, среди которых:

-тщательный отбор и изучение предлагаемых АИБС для школьных библиотек;

-организация обучения школьных библиотекарей основам работы на ПК;

-оснащение всех школьных библиотек компьютерной техникой;

-выделение штатных единиц для обеспечения работы АИБС в школьной библиотеке;

-создание методического центра по автоматизации школьных библиотек для обмена опытом.

Современная школа любого типа сегодня ориентируется на внедрение новых информационных технологий. Тенденция во всем мире такова, что библиотеки постепенно становятся больше информационным центрами, чем традиционными хранилищами документов. Пользователем библиотеки в будущем станет человек, который будет приходить в нее именно за информацией. И в перспективе, любая школьная библиотека должна стать информационным центром.

Ожидаемый социальный эффект реализации проекта

Перспективу укрепления материально-технической и информационного пространства библиотеки в том, иметь телевизор с DVD проигрователем в читальном зале, чтобы могли с обучающимися устроить просмотр фильмов, потом обсудить, чтоб могли создать свою медиатеку, для того, чтобы педагоги и обучающиеся имели возможность работать с электронными носителями информации (энциклопедии, словари, справочники), как составная часть современной школьной библиотеки. Медиатека играет большую роль в подготовке видео-уроков, что позволяет педагогам школы повысить качество работы и преподавания. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам в читальном зале педагоги и обучающиеся могли бы быстро получить необходимую информацию к уроку, найти дополнительный материал для подготовки к экзамену, исследовательских и проектных работ.

Риски проекта

В ходе реализации Проекта возможны негативные последствия:

— Недостаточное финансирование на комплектование библиотечных фондов и недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации Проекта. Для снижения данного риска возникает необходимость в поддержке Управляющего Совета школы, родительской общественности.

— Некомпетентное использование компьютерной техники, находящейся в свободном доступе. Для снижения данного риска необходимо проводить регулярный инструктаж, обучение работы с ПК для пользователей БИЦ.

— Недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом. Данный риск решается выступлением на семинарах, педагогических совещаниях по работе Информационно-библиотечного центра.

Заключение

Школьная библиотека станет центром общественной жизни, где функционируют досуговые объединения и организуются культурные мероприятия, а также одним из важнейших факторов духовно-нравственного и культурного роста граждан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *