Что необходимо учитывать при раскрое изделия
Основы раскроя
Раскрой – один из основополагающих этапов шитья, от него во многом зависит, насколько качественным получится Ваше изделие. Подготовка ткани к раскрою, работа с выкройкой, правильные припуски на швы, перенос контурных линий — всё это мы рассмотрим в нашей статье.
Кроме основных принципов раскроя, мы поделимся с Вами несколькими полезными советами и профессиональными тонкостями, которые помогут Вам сшить своими руками качественную и красивую вещь.
Подготовка ткани
Как подготовить ткань к раскрою? Вначале мы рекомендуем выровнять края материала. Работая с тканью, проще всего вытянуть или потянуть за нить утка и отрезать по наметившейся ровной линии. На трикотаже нужно наметить поперечную линию петель и разрезать по ней.
Перед раскроем ткань необходимо декатировать: выполнить предварительную влажно—тепловую обработку, чтобы избежать усадки изделия в готовом виде. Для каждого типа ткани есть указание о правильном режиме чистки, стирки и утюжки, которых и следует придерживаться. Постирайте ткань при соответствующей температуре, аккуратно высушите и отутюжьте, придерживаясь направления нитей основы (параллельно кромке).
Определите лицевую и изнаночную стороны ткани. Иногда, это может быть совсем не просто! Если цвет и рисунок ткани не отличаются на лицевой стороне, обратите внимание на кромку: проколы на ней обычно сделаны с изнаночной на лицевую сторону.
Если стороны полностью идентичны, считайте лицевой ту, где меньше дефектов.
Все обнаруженные дефекты, которые видны на лицевой стороне (уплотнения нитей, затяжки, узелки, и т. д.) обведите мелом на изнаночной стороне, чтобы видеть их при раскладке выкройки.
Раскладываем выкройку
Если Вы используете готовую выкройку, придерживайтесь рекомендаций указанных в инструкции. Вам должен быть предложен план раскладки для нескольких типов тканей (с разной шириной).
Для раскроя Вам понадобиться ровная большая поверхность, линейка, булавки и мел (обмылок или маркер). Ткань необходимо сложить вдвое, лицевыми сторонами друг к другу, тщательно совместив кромки.
Если ткань скользит, а выкраиваемые детали довольно велики, сколите ткань: как по кромке, так и внутри деталей.
В первую очередь размещают большие части выкройки (полочки, рукава, полотнища юбки), а затем маленькие (клапана, обтачки, манжеты).
Не забудьте о припусках! Чтобы разложить выкройку оптимально, заранее определитесь с необходимыми припусками к каждому шву и раскладывайте детали, отступив минимально требуемое расстояние.
Обязательно придерживайтесь направления долевой нити (нити основы). На готовой выкройке это направление всегда будет обозначено и подписано (чаще всего стрелкой). Чтобы поместить выкройку параллельно долевой нити воспользуйтесь линейкой. Сначала измерьте расстояние от кромки до верхней точки «долевой стрелки» на выкройке, приколите выкройку в этой точке.
Затем измерьте расстояние до конца «долевой стрелки» и приколите выкройку так, чтобы нижний замер стал равен верхнему. Теперь приколите выкройку по остальным краям.
Если ткань имеет направление ворса или четко выраженный направленный рисунок, размещайте выкройки в одном направлении (если иначе не предусмотрено дизайном модели).
Центр деталей переда и спинки на ткани в горошек лучше всего расположить через центр горошин, на ткани с крупным рисунком по центру мотива, на ткани в полоску по середине доминирующей полоски. Не забудьте о симметрии!
Выкройки деталей в половинном размере, располагаются впритык к сгибу ткани, и после раскроя у Вас будет цельная деталь (если не предусмотрено иначе на плане раскладки). Однако в некоторых случаях, например при нехватке материала, такие детали можно выкраивать по-отдельности, а затем сшивать по центру.
Обводка деталей и припусков
Обводите детали после того как приколите все части выкройки. Начинайте обводить в первую очередь длинные линии, потом обводите короткие и кривые. Чтобы провести длинные прямые линии можно воспользоваться линейкой, а для кривых – лекалом.
Отметьте все линии середины деталей, вытачки, складки, все отметки, нанесённые на выкройках.
Теперь продублируйте контуры деталей, отступив от края выкроек расстояние, равное припускам, указанным в инструкции к выкройке. Если Вы делали выкройку сами, вот список рекомендуемых припусков:
Если Вы не уверены в выкройке и размер ткани позволяет, можно увеличить припуски по всем швам, чтобы скорректировать посадку модели после примерки. Также мы рекомендуем немного увеличить ширину припусков для сыпучих тканей.
Чтобы расстояние между линиями шва и припуска было одинаковым, Вы можете воспользоваться обычной линейкой, картонным шаблоном или специальной линейкой с регулировкой.
Раскрой
Перед раскроем еще раз убедитесь, что намечены все необходимые детали, в том числе обтачки, пояса и т.д. Проверьте направление долевой линии.
Для раскроя используйте качественные длинные ножницы с изогнутыми рукоятками и прямыми лезвиями.
Следите, чтобы ткань не приподнималась с рабочей поверхности, придерживайте её свободной рукой.
Ткань внутри вытачки вырезать не нужно! Заложите вытачку складкой, потом отрежьте по линиям припуска и разверните (получится небольшой выступ).
Перенос линий
Если Вы кроили из ткани, сложенной в два слоя, Вам понадобится перенести линии швов на вторые половинки деталей. Есть несколько способов такого переноса, каждый из которых имеет свои преимущества.
Копировальная бумага и ролик – самый быстрый способ. Лучше всего использовать белую бумагу, если позволяет цвет ткани. Обычно такая разметка исчезает от нагревания утюгом или от вода, в любом случае внимательно прочитайте инструкцию к Вашей бумаге и проверьте действие бумаге на кусочке ткани.
Второй способ – копировальные стежки. Этот способ занимает много времени, поэтому мы расскажем о его усовершенствованных вариантах.
Наметайте по контуру деталей, а затем проведите с изнаночной стороны по нитяному контуру мелом. Нитки просто выдерните.
Еще быстрее использовать вместо наметки булавки. Сколите ткань булавками по линиям детали. Располагайте булавки так, чтобы на изнаночной стороне части булавок давали четкий контур, особенно в углах.
Проведите мелом по свободным от булавок местам, получится меловой «пунктир».
Выньте булавки и восстановите линию.
В заключение, хотим посоветовать Вам, не выбрасывать обрезки ткани, которые останутся после раскроя. Они пригодятся для дополнительных мелких деталей (обтачки петель, мелких планок) которые могут потребоваться во время работы. Также на обрезках Вы сможете отрегулировать натяжение нити и длину стежка Вашей швейной машины, а кроме того использовать их как образцы для приутюживания клеевых материалов, реакции на температуру утюга и т.д.
Что необходимо учитывать при раскрое изделия
Народная мудрость гласит «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — и это правило в своем буквальном смысле становится главным для каждой мастерицы, занимающейся шитьем. Неправильный раскрой ткани в лучшем случае приведет к тому, что работу придется начать заново, а в худшем – безвозвратно испортит подготовленное полотно. Чтобы этого не произошло, нужно знать основные правила подготовки материала к шитью и технологию правильного раскроя.
Подготовительные мероприятия
Подготовка ткани к раскрою проходит в несколько этапов, каждый из которых важен, поэтому их нельзя пропускать.
Этап 1. Декатирование
Это процедура, которая проводит предварительную усадку ткани. Декатирование помогает избежать значительных изменений размеров при стирке или носке готового изделия.
Процедура применяется только для натуральных материалов, таких как хлопок, шерсть или лен. Синтетика не склонна к значительной деформации, поэтому проведение декатирования такого полотна бессмысленно. Так же нужно знать, что методика неприменима для шелка, поскольку деликатная ткань не любит влагу и высокие температуры.
Чтобы проверить материал на изменение размеров, его необходимо сначала пропарить, затем просушить и прогладить – проведение такого комплекса мер достаточно для того, чтобы ткань села перед шитьем и не деформировалась сильно в уже готовом изделии.
Этап 2. Проверка на дефекты
Просветив полотно через лампу, можно заметить все ткацкие несовершенства, которые были допущены при его создании – дырочки, пятна, изменение толщины волокна, разная интенсивность окрашивания. В процессе проверки такие дефекты выделяют мелом, чтобы исключить их при раскрое или использовать там, где они будут наименее заметны.
Этап 3. Определить лицо и изнанку
Как ни странно, начинающие рукодельницы чаще всего допускают именно эту ошибку – раскрой с неправильной стороны. Все пометки и швы делаются с изнанки. Если об этом забыть, в результате красивая сторона ткани окажется внутри изделия, поэтому лицевую сторону замечают еще на этапе подготовки и отмечают мелом или стикером.
Этап 4. Выделение долевой нити
Нити основы в выкройке располагают по длине изделия – так готовый шедевр меньше деформируется в процессе эксплуатации. Иногда на рулонах с полотном есть аббревиатура ДН, что в расшифровке значит «долевая нить» — это значительно упрощает задачу определения линии длины и ширины изделия. Другая небольшая хитрость поиска ДН – обратить внимание на рулон ткани. Основа всегда располагается вдоль него.
Этап 5. Кромка
Некоторые материалы продаются с готовой кромкой, которая бережет ткань от осыпания в процессе транспортировки. Иногда качество стежков хорошее, а порой они стягивают полотно. В последнем случае кромку придется обрезать до начала раскроя, чтобы исключить возможные ошибки.
Работа с рисунком
Чтобы полностью подготовить ткань к раскрою, нужно обратить внимание на рисунок.
Также особое внимание уделяют атласу. Раскрой выполняют в одном направлении, иначе отдельные элементы будут иметь разные оттенки и несуразно смотреться в тандеме.
Настил
Правильно раскроить ткань можно при выкладке в сгиб или в разворот. В домашних условиях лучше всего применять первый вариант, особенно когда в изделии присутствуют симметричные детали. Такой подход позволит создавать зеркальные половинки с идеально совпадающим рисунком.
Разворот используют в том случае, когда речь идет об ассиметричных выкройках и нескольких небольших отрезах. Опытные мастерицы при наличии отдельных полотен небольшого размера и необходимости создания зеркальных элементов прибегают к хитрости – накладывают один кусок материала на другой лицевыми сторонами вовнутрь и проводят работы в таком положении.
Два способа настила
Но где можно раскроить ткань в домашних условиях? Для этих целей подойдет большой стол или кухонная столешница. Если нет других вариантов, можно разложить материал на полу – главное, чтобы поверхность была твердой и ровной. Когда найдено место для размещения ткани, можно выполнить выравнивание по торцу с помощью треугольника – все углы должны быть прямыми.
Размещение выкроек
Это самый важный этап, на котором нельзя забывать о пословице «Семь раз отмерь». Раскладка выкроек подчиняется своду правил, точное следование которым позволит провести верный раскрой.
Правило 1. Соответствие параллелей
Прямой угол выкройки должен соответствовать угловому срезу ткани. От края необходимо отступить не менее 3-5 см – эта часть полотна пойдет на припуск, швы и подгиб.
Привило 2. Сначала – крупные детали
На полотне раскладывают выкройки по уменьшению их площади. Например, при шитье рубашки сначала размещают спину, затем полочки и рукава. Воротник, манжеты и карманы укладывают в последнюю очередь в образовавшиеся промежутки.
Правило 3. Совпадение по ДН
При создании выкройки обязательно указывается расположение долевой нити. Она должна совпадать на схеме и на ткани, иначе внешний вид готового изделия будет далек от желаемого результата.
Независимо от того, что именно необходимо сшить – фартук, платье, блузу или постельное белье, подготовку ткани к раскрою проводят обязательно. Это помогает устранить несовершенства полотна и обеспечить правильную раскройку без усадки и других неприятных «сюрпризов».
Подробнее о хитростях раскроя ткани можно узнать в следующем видео.
Раскладка выкройки на ткани: полное руководство
Раскладка деталей будущего изделия на ткани — тонкое искусство, которым может овладеть любой желающий. Наше руководство поможет вам справиться с самыми сложными аспектами!
Подготовка к раскрою
Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов — например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.
Долевая нить
Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам.
На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику — если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.
Основные правила раскладки выкройки на ткани
Самый главный принцип — раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной.
Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны и т. д. раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.
Следующий важный этап — анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.
Однотонные ткани
Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.
Ткани с рисунком
Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.
Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.
Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.
Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.
Ткани в полоску
Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.
Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.
Ткани в клетку
Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.
Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя.
Ткани с ворсом
При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.
Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.
Основные виды раскладок выкройки на ткани
Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.
Продольный сгиб
В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.
Поперечный сгиб
Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.
Частичный сгиб
Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.
В два сгиба
В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.
В разворот
Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифона) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.
Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять — ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!
После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером.
Далее нанесите припуски на обработку — по 1,5 см, по низу деталей — 3−4 см и отметьте все контрольные линии.
Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно — куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ И РАСКРОЙ
Рисунков ткацких переплетений очень много, но основных три: полотняное, сатиновое (атласное) и саржевое.
В полотняном переплетении нити основы чередуются с нитями утка, поэтому поверхность ткани гладкая, матовая, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны.
Сатиновым переплетением вырабатываются такие ткани, как сатин, атлас, креп-сатин, подкладочные и некоторые другие.
Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и не деформировалось при носке, ткань перед раскроем необходимо декатировать, т.е. обработать водяным паром. Для этого хлопчатобумажную ткань намочить в небольшом количестве теплой воды с добавлением уксуса или соли, не отжимая, просушить и проутюжить с изнаночной стороны; льняную ткань ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны; ткань из искусственного волокна намочить в чуть теплой воде с добавлением уксуса, слегка отжать и закатать в сухую простыню, а затем еще влажную проутюжить с изнанки; шерстяную или шелковую ткань туго закатать во влажную, хорошо отжатую простыню и оставить в таком положении из 5-8 часов или подержать ткань над горячим паром, а потом отутюжить с изнаночной стороны горячим утюгом через проутюжильник.
Во всех перечисленных случаях любую ткань утюжить только по долевой нити. После декатировки ткань должна полностью просохнуть. Очень тонкие ткани можно отутюжить горячим утюгом через увлажненный проутюжильник, предварительно не увлажняя их.
У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.
Расход ткани на изделие зависит от модели и размера фигуры. Чем сложнее модель, тем больше расход ткани. К сложным элементам модели относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезы, рельефы, кокетки, воротники, карманы, бейки, воланы, оборки, жабо, кокилье и др. Необходимо учитывать ширину ткани, направление ворса и рисунка, так как на подгонку рисунка потребуется дополнительная ткань по длине, независимо от ее ширины, а от волокнистого состава ткани зависит процент усадки (главным образом по долевой нити), составляющий в среднем для: хлопчатобумажной ткани 3-5%, шерстяной и полушерстяной 3-4%, натурального шелка 2-3%, искусственного шелка 4-8%, штапельной ткани 4-6%. Синтетические ткани практически не дают усадки.
Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы, подгонку рисунка и усадку ткани.
Разместив на ткани все детали выкройки, приколоть их булавками, обвести контурные, фасонные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по ростку и горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по талии 3-4 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. Припуск на швы по фасонным линиям зависит от способа соединения деталей (шов стачной, настрочной и т.д.). Детали, не разрезанные посередине (спинка, полочка, воротник и т.д.), положить на ткань так, чтобы их середина проходила по ее сгибу.
Если посередине спинки или переда будут швы, то детали сметать сметочными стежками, а по контурным, фасонным линиям и контрольным меткам проложить стежки-силки, четко обозначая углы и закругления. По этим линиям изделие будет сметываться, а затем прострачиваться на машине. Середину цельных деталей (спинки, переда, полотнища юбки) отметить прокладочными стежками. При раскрое деталей с асимметричными элементами ткань разложить на столе в развернутом виде лицевой стороной вверх, детали наложить на ткань также лицевой стороной вверх. Обвести мелом контурные и фасонные линии, а затем тонкой ниткой проложить сметочные стежки длиной: на прямых участках 2-3 см, на фигурных 1-2 см, на закруглениях 0,5-1 см.
При раскрое ткани ее не передвигать и детали кроя не приподнимать. Деталь должна быть расположена справа от ножниц, а отрезаемую ткань придерживать левой рукой. Вытачки на деталях не вырезать.
При раскрое по прямой линии необходимо следить за тем, чтобы концы ножниц перемещались строго но меловой линии припуска на шов, и стараться резать серединой режущей части ножниц. При раскрое по плавным линиям, наоборот, надо резать концами ножниц. Узкий конец лезвия должен находиться под тканью. Исключение составляют кружевные ткани, так как узкий конец ножниц может попасть в узор и деформировать его. Резать ножницами удобно от себя прямо или от себя влево.