Что не устраивало эстонское государство в ссср
Почему современная Эстония «стесняется» своего былого вхождения в СССР
81-я годовщина официального вступления Эстонской ССР в семью советских республик дает повод задуматься о том, почему сегодня этот период будто бы выключен из истории страны.
6 августа 1940 года, ровно 81 год назад, VII сессия Верховного Совета СССР приняла постановление о принятии в состав Советского Союза Эстонской ССР, ответив таким образом на просьбу об этом Государственной думы Эстонии, поданную 22 июля того же года.
Современная эстонская историография толкует полувековой период нахождения республики в составе СССР исключительно как «советскую оккупацию», вопреки тому, что оккупация как таковая подразумевает состояние войны (формальное или фактическое) между государством-агрессором и государством-жертвой.
Собственно, на основании этого документа в Эстонии и находились советские войска, призванные гарантировать ее безопасность от гитлеровской Германии, уже «слопавшей» к этому времени Австрию и Чехословакию. Последнюю, кстати, с милостивого благословения демократических Великобритании и Франции – вспомните знаменитый пакт Гитлера-Чемберлена-Даладье.
В ответ на это сторонники «оккупационной» теории начинают юлить и путаться, вспоминая еще про «аннексию» – дескать, это такая же оккупация, только без войны. Вы уж сами определитесь в терминах, так и хочется сказать. И если была «аннексия», то переименуйте свой Музей оккупаций в Музей аннексии и оккупации.
Впрочем, если разобраться объективно и без эмоций, то сразу выяснится, что и аннексии-то никакой не было, поскольку (см. выше) вхождение Эстонии в СССР произошло на основании поданного ее парламентом ходатайства. Здесь сразу же, конечно, начинает звучать другая песня – парламент, мол, этот «ненастоящий», нелегитимный, то есть, ибо выбирался «под дулами советских винтовок», а сами выборы-де были насквозь фальсифицированы.
Мы сейчас не будем разбирать вопрос о том, сколько солдат надо было пригнать в Эстонию со всего СССР, чтобы приставить к каждому из 700 тысяч избирателей (кстати, это больше, чем во все предыдущие эстонские выборы) по одному «дулу винтовки». Оставим это на волю буйной фантазии сторонников теории «советской оккупации».
Меня лично другое интересует: почему выборы июля 1940 года считаются сегодня в Эстонии «нелегитимными», и на этом основании отрицается все, что было принято в последующем избранными в ходе них депутатами, а вот предыдущие выборы 1938 года, проведенные под контролем пришедшего к власти в результате госпереворота диктатора Константина Пятса, считаются вполне очень себе даже законными.
Мне могут возразить, что на выборах 1940 года голосовать можно было лишь за кандидатов просоветского Союза трудового народа. Что же, в этом коммунистам было брать с кого пример – на выборах 1938 года баллотироваться имели право только члены пропятсовского «Союза Отечества» (Isamaaliit).
Но даже если допустить, что все действительно было так, как нам рассказывают сказочники из Музея оккупаций, то остается большой вопрос о том, а что, собственно говоря, делали эстонские военные, а также полиция и спецслужбы, в тот момент, когда их родину злодейски «оккупировали» русско-еврейские большевики?
Отвечу – спешно перешивали знаки отличия: ведь вся эстонская армия практически без единого выстрела целиком стала 22-м территориальным стрелковым корпусом Рабоче-крестьянской Красной армии. А полиция и Капо (Полиция безопасности) в это время активно помогали советскому НКВД арестовывать противников нового режима.
Могут сказать – армия струсила, ждала приказа, который так и не последовал. Возможно, что и так. Бывали и такие прецеденты. Но сам народ целиком нельзя запугать – однако первые серьезные вооруженные антисоветские выступления начались лишь год спустя, когда к Эстонии стали подходить немцы.
Причина проста – и народ Эстонии, и ее армия, из представителей которого она формируется, были отнюдь не против вхождения своей страны в состав СССР на фоне уже начавшейся Второй мировой войны. Выбор был, мягко говоря, невелик. Люди того времени, в отличие от современных политиков, прекрасно понимали, что просто «отсидеться в сторонке» не выйдет.
Немалую роль в симпатиях простых людей к новой власти сыграло и то, что она отменила все кредитные обязательства, коими население Эстонии – и рабочие, и крестьяне, как и сегодня, было опутано, как муха паутиной. Я уже не говорю про снижение квартплаты и аренды, бесплатную медицину и множестве других мелких, но таких приятных бонусах социализма.
Именно этого вполне добровольного и осознанного выбора эстонского народа в пользу СССР и «стесняются» нынешние власти Эстонии, стыдливо пытающиеся прикрыть историческую правду фиговыми листочками разговоров про «советскую оккупацию».
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
ed_glezin
ed_glezin
Эстония первой из советских республик, 16 ноября 1988 года, объявила о суверенитете – верховенстве местных законов над союзными. С другой стороны, переход от декларации о суверенитете к окончательному отделению от СССР в Эстонии затянулся. О независимости республика объявила лишь в августе 1991 года (во время путча в Москве) – позже, чем ее соседи по региону.
В Эстонии, в отличие от других союзных республик, Народный фронт не ускорил, а скорее замедлил переход от суверенитета к полной независимости. Умеренная позиция НФЭ на какое-то время сблизила его с эстонской Компартией – по крайней мере, ее прогрессивно настроенной частью. Собственно, декларация о суверенитете была принята парламентом, который на тот момент контролировали коммунисты.
В результате конфронтация Эстонии с союзным центром была не столь сильной, как у Литвы и Латвии. Республика избежала силовой операции наподобие тех, что были организованы советской властью в Вильнюсе и Риге. Нечто подобное произошло в Таллине 20 августа 1991 года, когда советские десантники захватили здание телебашни. Впрочем, закончилось все довольно быстро, до серьезных столкновений дело не дошло.
На торжественной церемонии поднятия эстонского национального флага в День независимости Эстонии 24 февраля 1989 года.
По итогам выборов в Верховный совет Эстонии, прошедших в марте 1990 года, НФЭ получил возможность сформировать правительство. Пост премьер-министра занял один из лидеров Народного фронта Эдгар Сависаар.
В условиях, когда представители национально-демократического движения оказались у власти, встал вопрос о возможном объявлении независимости республики (как это произошло после выборов в Латвии и Литве). Однако в Эстонии было принято компромиссное решение: в конце марта Верховный совет утвердил постановление «О государственном статусе Эстонии». Оно объявляло советскую власть в Эстонии незаконной (с того момента, как республика была присоединена к СССР). Но при этом из документа следовало, что Эстония лишь встала на путь независимости и должна еще пройти переходный период.
Отдельным решением ВС был принят закон о государственной символике: он переименовал Эстонскую ССР в Эстонскую республику, объявил советские символы ЭССР недействительными (подтвердив при этом, что флагом Эстонии является сине-черно-белый триколор), а также утвердил эстонский язык в качестве государственного.
В Верховный Совет по итогам выборов попало и Интердвижение, объединяющее противников независимости Эстонии. Однако повлиять на действия парламента они не смогли. В этих условиях сторонники СССР решили перейти к радикальным мерам. 15 мая 1990 года они устроили массовый митинг у здания Верховного совета, потребовав отмены закона о символике, а заодно отставки эстонского руководства. Один из участников акции взобрался на здание ВС и установил там красный флаг (рядом с эстонским триколором). Толпа прорвала милицейское оцепление, несколько сотен человек ворвались во внутренний двор.
Глава правительства Эстонии Эдгар Сависаар выступил по радио, обратившись к согражданам за помощью. Он сообщил, что здание парламента подверглось нападению, добавив, что «происходит попытка переворота». «Коммерсантъ» писал тогда, что такое решение (обратиться к народу вместо того, чтобы вызвать дополнительные силы милиции) было обусловлено в том числе и тем, что большинство сотрудников столичной милиции тогда составляли русские. Как пояснили корреспонденту газеты эстонские коллеги, власти в такой ситуации «народу доверяют больше».
На призыв премьера откликнулись тысячи эстонцев, которые стали прибывать к зданию Верховного совета. Сторонникам СССР пришлось покинуть площадь перед парламентом. К вечеру из внутреннего двора вышли и участники штурма. Их встретили криками «Вон из Эстонии!», столкновений при этом удалось избежать.
После того как участники штурма покинули площадь, перед собравшимися там защитниками парламента выступили представители эстонского руководства, они поблагодарили людей за поддержку. Верховный совет, а также другие правительственные здания, взяли под охрану члены «Кайтселийта» (народного ополчения).
Январь 1991 года, когда советская власть организовала силовые акции в Вильнюсе и Риге, для Эстонии обошелся без подобных потрясений. Вскоре после вильнюсских событий в Прибалтику с визитом поддержки прибыла официальная делегация из РСФСР во главе с председателем российского парламента Борисом Ельциным (российское руководство к тому времени уже приняло декларацию о суверенитете и находилось в напряженных отношениях с союзными властями, отношения осложнялись и личным конфликтом между Ельциным и Горбачевым).
Визит при этом был организован не в Вильнюс и не в Ригу, где противостояние как раз обострялось, а в относительно спокойный Таллин (формальным поводом стало подписание подготовленного ранее соглашения об отношениях России и Эстонии). Туда для встречи с Ельциным прибыли и руководители Латвии и Литвы. Представители всех четырех республик выступили с заявлением, в котором подтвердили, что признают суверенитет друг друга, и выразили готовность оказывать друг другу помощь в защите суверенитета.
Выход Эстонии из СССР ускорили августовские события в Москве. По решению ГКЧП в республике было введено чрезвычайное положение, из Пскова туда были переброшены подразделения 76-й воздушно-десантной дивизии. В ответ правительство Эстонии обвинило ГКЧП в попытке переворота.
Эдгар Сависаар обратился к гражданам по радио, призвав их не выполнять решения путчистов, при этом, правда, и не провоцировать столкновения. Вечером 20 августа Верховный совет Эстонии, сославшись на то, что переворот «ставит под серьезную угрозу происходящие в СССР демократические процессы», объявил о независимости республики. Представители национально-демократического движения не исключали, что попытка восстановления независимости Эстонии будет подавлена, а им придется уйти в подполье. Глава МИДа республики Леннарт Мери, который в то время находился с визитом в Финляндии, получил указание оставаться там – чтобы при необходимости создать за границей правительство в изгнании.
Однако на силовую акцию у путчистов уже не было времени. Сам ГКЧП фактически доживал последние часы. Утром 21 августа, правда, переброшенные в Эстонию десантники, частично захватили здание таллинской телебашни. Занять им удалось только нижние этажи: сотрудники телебашни успели поднять и заблокировать лифты и запереть железные двери, ведущие к лестнице. Некоторое время здание находилось в осаде, вещание было прервано. Ситуация изменилась после того, как стало известно, что путч в Москве провалился (об этом в Эстонии узнали, в частности, из сообщения финского ТВ). К вечеру десантники покинули здание, вещание возобновилось.
В начале сентября независимость Эстонии, также как Латвии и Литвы, была официально признана советской властью.
Vadim Shtepa
25 июля 2017 г.
Горбачев и Эстония
Интересная история. Я уже как-то приводил этот исторический факт (но может быть, кто-то пропустил, напомню): в 1988 Эстонией руководил лютый сталинист Карл Вайно, который был первым секретарем ЦК КПЭ. И когда в Эстонии возник Народный фронт и движение за независимость, Вайно потребовал у Горбачева ввести войска в Республику «для подавления сепаратистских настроений».
Но Горбачев вместо ввода войск в Таллинн снял с должности и отправил на пенсию самого Вайно. Дедушка переехал в Москву, и теперь его внук Антон служит главой администрации Путина.
ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической республики
О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР.
Эстонский народ на берегах Балтийского моря обрабатывает землю и развивает свою культуру уже более пяти тысяч лет. В 1940 году гомогенное в национальном отношении, суверенное Эстонское государство стало составной частью Советского Союза, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвет нации. Однако внутренняя политика сталинизма и периода застоя игнорировала эти гарантии и принципы. В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, природная среда во многих регионах республики оказалась в катастрофическом положении, продолжающаяся дестабилизация экономики отрицательно сказывается на жизненном уровне всего населения республики.
Верховный Совет Эстонской ССР призывает всех, кто связал свою судьбу с Эстонией, объединиться во имя построения в Эстонии демократического социалистического общества. Юридическая и фактическая реализация суверенитета означает и то, что народу Эстонии и в будущем будет неприемлем любой закон, дискриминирующий жителей Эстонии любой национальности.
Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В.Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.
ДЕКЛАРАЦИЯ
по вопросу государственной независимости Эстонии.
Таллинн, 2 февраля 1990 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ
Верховный Совет Эстонской ССР утверждает, что оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 г. не прервала существование Эстонской Республики де-юре: территория Эстонской Республики является оккупированной до настоящего времени.
Верховный Совет Эстонской ССР, учитывая ясно выраженную волю эстонского народа к восстановлению самостоятельности Эстонской Республики и законной государственной власти:
— признает незаконной государственную власть Союза ССР в Эстонии с момента ее установления и провозглашает начало восстановления ЭСТОНСКОЙ Республики (restitutio ad integrum);
— объявляет переходный период, который закончится формированием конституционных органов государственной власти Эстонской Республики.
Верховным Советом Эстонской ССР разрабатывается временный порядок правления на переходный период, включающий правовые гарантии для всех жителей, независимо от национальности.
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Таллинн, 30 марта 1990 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Верховного Совета Эстонской Республики
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНИИ
ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР, ЛАТВИЙСКОЙ ССР И ЭСТОНСКОЙ ССР». ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 27 НОЯБРЯ 1989 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.
Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР.
Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:
принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;
владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;
экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республики;
руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);
определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, установление порядка ценообразования на территории республики;
распоряжение государственным фондом природных ресурсов.
Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности.
По договоренности между Правительством СССР и Правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами.
По договоренности Союза ССР и республики к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные, нефтегазопроводные и другие объекты, имеющие общесоюзное значение.
Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств.
Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими конституциями, Законом Литовской ССР «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР», Законом Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР», Законом Эстонской ССР «Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР» и соответствующими законами Союза ССР.
Установить, что законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действуют на территории указанных республик постольку, поскольку они не препятствуют их переходу на экономическую самостоятельность.
Закон вступает в действие в общем порядке.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 1991 г. N ГС-3
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учитывая конкретную историческую и политическую обстановку, предшествовавшую вхождению Эстонской Республики в СССР, Государственный Совет СССР постановляет:
1. Признать независимость Эстонской Республики.
2. Исходя из Постановления V (внеочередного) Съезда народных депутатов СССР, провести переговоры с Эстонской Республикой для решения всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением прав граждан и интересов СССР и образующих его государств, касающихся экономических, политических, военных, пограничных, гуманитарных и иных вопросов.
Сформировать государственную делегацию Союза ССР для переговоров с Эстонской Республикой, предоставить ей необходимые полномочия.
Учитывая особую заинтересованность РСФСР, граничащей с Эстонской Республикой, включить ее представителей в указанную государственную делегацию Союза ССР.
3. При решении вопросов, связанных с признанием независимости Эстонской Республики, учитывать необходимость выполнения обязательств СССР перед мировым сообществом, а также соблюдения общепризнанных норм международного права, прав и свобод человека и национальных меньшинств, закрепленных в международных договорах и иных актах, участником которых является СССР.
4. Исходя из Декларации прав и свобод человека, принятой V (внеочередным) Съездом народных депутатов СССР, признать, что граждане СССР, выразившие пожелание остаться в Эстонской Республике или переехать в СССР, подлежат правовой защите СССР и той республики, гражданство которой они примут.
5. МИД СССР заявить о поддержке обращения Эстонской Республики о ее вступлении в ООН, а также высказаться в пользу ее присоединения к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Как эстонцы отстояли свою независимость от ГКЧП в августе 1991 года
Как эстонцы отстояли свою независимость от ГКЧП в августе 1991 года
No media source currently available
В конце 1990-го – начале 1991 года Эстония в несколько этапов отделилась от распадающегося СССР. В ноябре 1990 года Верховный Совет Эстонской ССР аннулировал декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР, а затем принял декларацию о суверенитете.
30 марта 1990 года было принято постановление о государственном статусе Эстонии: тогдашний глава СССР Михаил Горбачев своим указом объявил его недействительным. А в мае в Эстонии было прекращено использование герба, флага и гимна Эстонской ССР в качестве государственных символов и восстановлено действие Конституции Эстонской Республики 1938 года.
Это стремление к независимости попытались обрубить члены ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), которые в августе 1991 года организовали переворот и попытались отстранить от власти Горбачева и восстановить СССР.
О перевороте члены ГКЧП объявили 18 августа 1991 года, а уже 19 августа в таллинском аэропорту по приказу из Кремля приземлился военно-транспортный самолет с десантниками на борту. Еще две колонны бронетехники вошли в город со стороны Пскова и Риги. Военные объявили, что в Эстонии введен режим чрезвычайного положения.
На следующий день, 20 августа, депутаты Верховного совета Эстонской республики проголосовали за восстановление независимости Эстонии. Историческое событие удалось показать в прямом эфире на всю страну. Неудивительно, что утром 21 августа десантники получили приказ захватить таллинскую телебашню и прекратить трансляции местного телевидения.
Но сделать это не удалось. На защиту башни вышли безоружные таллинцы. Простые горожане и бойцы добровольческой организации «Кодукайтсе» перекрыли подъезды к телецентру бетонными блоками и техникой. А на 22-м этаже телецентра бригада техников и добровольцев заблокировала помещение, где находились передатчики, в том числе поддерживающие связь с Финляндией.
СМИ и ГКЧП: почему путчистам не удалось установить информационную блокаду в 1991 году?
Журналисты готовили вечерний выпуск новостей на осадном положении.
«Одно было ясно: надо было вещать, во что бы то ни стало! Это действительно было так, – рассказывает Андрес Райд, который в те годы был репортером передачи «Актуальная камера». – Люди не спали сутками, работали, это было здорово! В то время народ был такой единый, как, может быть, никогда раньше и уж точно никогда после этого».
Параллельно с эстонской трудилась и русская редакция. Как вспоминает бывший главный редактор «Актуальной камеры» на русском языке Владимир Вельман, журналисты все делали на свой страх и риск.
«Я, так сказать, действительно высказал полное неприятие того, что происходит с этим путчем. И потом мне сказали (вечером позвонили и просили мне передать), что я третий в списке, кого повесят после того, как путч победит. Но получилось все наоборот», – вспоминает Вельман.
У таллинцев, которые защищали телебашню, не было ненависти к военным, направленным в Эстонию: «Некоторые служили в советской армии, знали, что это просто солдатики. Привозили им бутерброды. И враждебного отношения не было, за исключением некоторых офицеров», – рассказывает Андрес Райд.
О реальном положении дел в Москве оперативнее всех сообщало финское телевидение. Именно финны передали на Запад судьбоносные слова Ельцина: «Путч – это уголовное деяние».
Люди с танка. Как сложилась судьба тех, кто был с Ельциным у Белого дома в 1991 году
Передачи из Хельсинки в Эстонии не глушили. Не видели смысла: советские телевизоры принимали сигнал в аналоговой системе SECAM, а финны вещали в системе PAL. Но власти не учли того, что в стране появилось уникальное полукустарное изобретение: декодер звука и цвета. Такие устройства на излете СССР были почти в каждом эстонском доме.
«В итоге уже во второй половине 80-х можно было смотреть не две, а три программы финского телевидения, со всеми новостями, со всей рекламой, со всеми сериалами, музыкой, эротикой и так далее», – воспоминает коллекционер аудиотехники Герман Тяхт.
21 августа по Таллину разлетелись последние сообщения из Москвы о провале ГКЧП, и местные жители быстро рассказали новости солдатам из оцепления. Позже с новостями смирились и генералы. Приказ отходить десантники получили в 19:02, и кассету с кадрами, на которых танки уезжают из Таллина, как раз успели привезти в телецентр к выпуску новостей.