Что необходимо сделать машинисту при срыве клапана автостопа
Для повышения безопасности движения при потере бдительности машинистом на локомотиве в качестве автостопа применен электропневматический клапан ЭПК, управляющий автотормозами поезда. Включается автостоп при выключении ЭПК в момент смены на ЛС более разрешающего огня на менее разрешающий, когда требуется от машиниста произвести торможение для снижения скорости или полной остановки поезда. С момента выключения ЭПК машинисту подается предупредительный свисток ЭПК о возможности срабатывания автостопа. Машинист должен в этом случае нажать рукоятку бдительности РБ. Если машинист не нажимает РБ, то через 6 – 8 с срабатывает автостоп и происходит автоторможение поезда. После нажатия РБ машинист должен приступить к торможению и снизить скорость или остановить поезд.
Система АЛСН позволяет проезжать светофор с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч. Установленный на локомотиве скоростемер СК измеряет фактическую скорость, записывает ее на ленте и фиксирует моменты горения красного или желтого огня на локомотивном светофоре. В случае превышения скорости при проезде закрытого светофора включается автостоп и останавливается поезд. Нажатие на рукоятку бдительности не приводит к выключению автостопа.
При проезде поездом светофора с желтым огнем и движении на красный огонь на ЛС желтый огонь сменяется на желтый с красным. В кабине машиниста раздается длинный свисток, предупреждающий о возможности срабатывания автостопа. Для поддержания ЭПК в возбужденном состоянии машинист должен пери
одически, через каждые 15 – 20 с, нажимать РБ. При этом ЭПК остается включенным, если фактическая скорость движения не превышает установленной. При движении на красный огонь ЭПК выключается в случае, если произойдет превышение фактической скорости над установленной и производится торможение поезда, несмотря на нажатие РБ.
Система АЛСН применяется на магистральных линиях сети дорог, где скорости движения пассажирских поездов достигают 120 км/ч, а грузовых – 80 км/ч.
На участках дорог, где скорости движения пассажирских поездов возрастают до 160 – 200 км/ч, находит применение многозначная частотная автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа АЛСНМ. Эта система позволяет передавать информацию: о сближении поездов не за два блок-участка, как это делается в системе АЛСН, а за три и четыре; допустимой скорости движения при различных показаниях локомотивного светофора; допустимой скорости входа поезда на главный и боковые пути станции по стрелкам с разными марками крестовин.
В кабине машиниста установлен локомотивный светофор с 11 показаниями. Кроме обычных световых сигнальных показаний имеются буквы и цифры на фоне желтого или зеленого огней ЛС, которые показывают уровень ограничения скорости поезда: В – высшая, П – повышенная, С – средняя, У – уменьшенная. Наибольшая скорость движения пассажирского поезда разрешается при горении на ЛС зеленого огня без индекса или с индексом в виде буквы В или цифры 200. В тех случаях, когда вводится ограничение скорости при зеленом огне, на ЛС загорается зеленый огонь с цифрами 180, 160 или 140. Цифра показывает допустимую наибольшую скорость пассажирского поезда.
При движении поезда по участку приближения перед закрытым входным светофором на ЛС загорается огонь КЖ, требующий остановки у светофора. Разрешение проследования на боковой путь станции по стрелкам с различными марками крестовин подается горением на ЛС следующих огней: желтого с буквой У – с уменьшенной скоростью до 50 км/ч по стрелке с маркой крестовины 1/11; желтого с буквой С – со средней скоростью до 80 км/ч по пологой стрелке с маркой крестовины 1/18; зеленого – со скоростью 120 км/ч по пологой стрелке 1/22.
Локомотивы могут обращаться на участках с устройствами АЛСН и АЛСНМ, тогда эти устройства используют совместно.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
В Поездку
Все для локомотивной бригады
5. Порядок действий локомотивной бригады при нарушениях нормальной работы устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста
5.1. В случае внезапного появления на локомотивном светофоре желтого с красным или красного огней из-за нарушения нормальной работы устройств АЛСН и следовании поезда со скоростью выше допустимой при этих показаниях машинист для предупреждения остановки поезда экстренным торможением временно выключает ключом электропневматический клапан ЭПК. При этом обратное включение ключом ЭПК должно производиться не позднее чем через 5 — 7 с. Если после обратного включения ЭПК на локомотивном светофоре появится более разрешающее сигнальное показание, ключ ЭПК должен быть оставлен во включенном положении.
Если же на локомотивном светофоре не появляется более разрешающее показание, машинист, наряду с периодическим кратковременным отключением ЭПК и последующим его обязательным включением не менее чем на 3 с, снижает скорость до контролируемой, после чего вновь включает ЭПК и далее следует до первого путевого светофора с особой бдительностью и скоростью, обеспечивающей безопасность движения и остановку поезда перед закрытым светофором или возникшим препятствием.
Если показание первого путевого светофора будет разрешающим, машинист выключает устройства АЛСН ключом ЭПК и далее действует в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции.
5.2. В случае внезапного появления на локомотивном светофоре белого огня при движении на перегоне или по станционным путям, оборудованным путевыми устройствами АЛСН,
машинист может вести поезд до первого путевого светофора (или до появления разрешающего показания на локомотивном светофоре) с особой бдительностью и скоростью, обеспечивающей возможность своевременной остановки, если на пути окажется препятствие для дальнейшего движения, но не более 40 км/ч, сделав при этом соответствующую
запись в журнале технического состояния локомотива.
Если показание первого путевого светофора будет разрешающим и после проследования его на локомотивном светофоре не появится показание, соответствующее путевому, машинист, не выключая устройств АЛСН, действует в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции.
5.3. Если при движении на перегоне или по станционным путям, оборудованным путевыми устройствами АЛСН, погаснут огни на локомотивном светофоре и при этом свисток ЭПК не прекращается нажатием рукоятки бдительности (педали или кнопки бдительности), машинист должен выключить АЛСН ключом ЭПК. Далее машинист проверяет автоматические выключатели или плавкие вставки предохранителей цепей питания АЛСН и, в случае необходимости, включает их или заменяет плавкие вставки.Если после обратного включения электропневматического клапана на локомотивном светофоре появится сигнальное показание, соответствующее показанию путевого светофора, и свисток ЭПК прекращается нажатием рукоятки бдительности (педали или кнопки бдительности), машинист может продолжить движение, сделав запись в журнале технического состояния локомотива.
В противном случае машинист обязан выключить устройства АЛСН ключом ЭПК и далее действовать в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции.
5.4. В тех случаях, когда сигнальное показание локомотивного светофора соответствует путевым и скорости ниже предельно допустимой для данного сигнального показания, а свисток ЭПК не прекращается нажатием рукоятки бдительности (педали или кнопки бдительности), машинист должен выключить устройства АЛСН ключом ЭПК и, если свисток ЭПК прекратился, вновь включить АЛСН.
В случае восстановления нормальной работы устройств АЛСН машинист может продолжить движение, сделав соответствующую запись в журнале технического состояния локомотива. В противном случае он должен выключить АЛСН ключом ЭПК и действовать в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции.
В случае, если при выключении устройств АЛСН ключом ЭПК свисток не прекращается, машинист обязан, не прерывая торможения, после остановки перекрыть разобщительные краны тормозной и напорной магистралей ЭПК со снятием пломбы с фиксатора открытого положения разобщительного крана и далее действовать в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции.
5.5. В случае, когда при исправном действии устройств АЛСН выходит из строя скоростемер3СЛ-2М (стрелка скоростемера находится в положении «0» при любой скорости движения либо произошел «заброс» стрелки) или комплекс КПД, машинист должен действовать в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции в части дальнейшего движения, сделав запись о неисправности скоростемера или комплекса КПД в журнале технического состояния локомотива.
Если стрелка скоростемера 3СЛ-2М находится в положении «0», независимо от скорости движения, — устройства АЛСН не выключать.
5.6. В случае выключения устройств АЛСН, неисправности скоростемера (комплекса КПД) или в ситуации, отраженной в пункте 5.2 настоящей Инструкции, машинист действует следующим образом:
Следование локомотива (моторвагонного поезда) с неисправными устройствами АЛСН до указанных пунктов должно осуществляться по приказу поездного диспетчера с соблюдением специальных мер обеспечения безопасности движения, устанавливаемых приказом начальника железной дороги.
Порядок организации ремонта устройств АЛСН, замены локомотивов (МВПС), выдачи вспомогательных локомотивов для дальнейшего следования поезда также устанавливается приказом начальника железной дороги.
В случае сбоя и последующего восстановления работы устройств АЛСН машинист сообщает об этом поездному диспетчеру или одному из дежурных по станциям, ограничивающим перегон (по радиосвязи, а при невозможности — по прибытии на первую станцию), указав при этом номер светофора, километр, пикет, входные или выходные стрелочные секции станции или номер станционного пути и характер сбоя.
Дежурный по станции, получив уведомление машиниста о неисправности путевых устройств АЛСН, делает соответствующую запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (ДУ-46) и извещает поездного диспетчера, диспетчера дистанции сигнализации и связи и электромеханика, который обязан принять меры к выяснению причин и устранению неисправности.
5.7. В случае нарушения нормальной работы УКБМ (непрекращающийся свисток ЭПК, отсутствие периодической проверки бдительности) машинист должен:
Если свисток ЭПК не прекратился или периодическая проверка бдительности машиниста не возобновилась, выключить УКБМ. Для этого выключить устройства АЛСН ключом ЭПК, установить тумблер УКБМ:
При исправных устройствах АЛСН свисток должен прекратиться.
Если и в этом случае свисток ЭПК не прекращается, то машинист должен действовать в соответствии с пунктом 5.4 настоящей Инструкции.
Непрекращающийся свисток ЭПК на стоянке после перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение указывает на то, что стрелка регистрирующего скоростемера не опустилась ниже отметки минимально контролируемой скорости (для механических скоростемеров 5 км/час). При этом необходимо выключить устройства АЛСН ключом ЭПК.
В журнале технического состояния локомотива машинист делает запись об имевшем место случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН и
После выключения УКБМ необходимоследовать до станции основного или оборотного депо, где неисправность должна быть устранена.
5.8. В случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН и «Дозор» (Л132) (постоянное зашкаливание стрелки блока индикации или нахождение ее в одном положении, независимо от режима ведения поезда, или несоответствие показания блока индикации показанию локомотивного скоростемера с разницей более 10 км/ч (50 единиц шкалы — 100 км/ч) при переводе тумблера Sк в положение V) устройство «Дозор» выключается тумблерами S1 и S2 со срывом пломбы, о чем делается запись в журнале технического состояния локомотива, и далее разрешается следовать до станции основного или оборотного депо, где неисправность должна быть устранена.
При остальных нарушениях работы устройств АЛСН и «Дозор» машинист действует в соответствии с пунктами 5.1 — 5.4 настоящей Инструкции.
5.9. В случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН и Л116 (Л116У), которая проявляется в невозможности прекращения свистка ЭПК нажатием РБ, машинист сначала должен выключить Л116 (Л116У) тумблером и нажать РБ. Если свисток ЭПК при этом не прекратился, машинист действует в соответствии с пунктом 5.4 настоящей Инструкции.
5.10. О всех обнаруженных в пути следования неисправностях, нарушениях нормального действия и выключения локомотивных, путевых устройств АЛСН и устройств контроля бдительности машиниста (в том числе кратковременных отключениях ключом ЭПК), а также об остановках поезда электропневматическим клапаном машинист делает соответствующие записи в журнале технического состояния локомотива (моторвагонного поезда), а по прибытии в локомотивное депо на обратной стороне скоростемерной ленты после ее снятия указываетхарактер неисправности, номер светофора, километр и пикет или наименование станции с указанием входных (выходных) стрелок или пути.
О срыве пломбы и снятии фиксатора открытого положения с разобщительного крана тормозной магистрали машинист ставит в известность дежурного по локомотивному депо или дежурного по пункту технического обслуживания, который, убедившись в наличии записи о срыве пломбы в журнале технического состояния локомотива, обязан установить фиксатор открытого положения разобщительного крана и опломбировать его.
Каждый случай неисправности или нарушения нормального действия устройств АЛСН, принудительной остановки поезда этими устройствами в пути следования, срыва пломб с фиксатора открытого положения разобщительного крана тормозной магистрали, выключения ЭПК разобщительным краном или ключом ЭПК (в том числе кратковременного), переключения локомотивного светофора с красного огня на белый при следовании по участку, оборудованному путевыми устройствами АЛСН, а также другие выявленные при расшифровке скоростемерных лент нарушения нормального действия и неправильного использования устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста должен быть расследован руководителем локомотивного депо в трехсуточный срок с участием представителя дистанции сигнализации и связи. В случае необходимости, материалы расследования передаются начальнику отделения дороги, а при без отделенческой структуре материалы расследования передаются в службу локомотивного хозяйства и службу сигнализации, централизации и блокировки железной дороги.
Порядок действий машиниста при автостопном торможении
2.7.7.1 БРИГАДАМ ССПС КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРЕКРАЩАТЬ КЛЮЧОМ ЭПК ИЛИ РАЗООБЩИТЕЛЬНЫМ КРАНОМ НАЧАВШЕЕСЯ АВТОСТОПНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ССПС.
2.7.7.2 В случае автостопного торможения машинист после остановки ССПС должен:
— убедиться, что ССПС не движется;
— выключить ЭПК ключом;
— произвести диагностику КЛУБ-УП;
— кратковременно выключить питание КЛУБ-УП, если необходим запуск силовой установки ССПС (в случае ее заглушения) или в случае неисправности КЛУБ-УП;
— при необходимости произвести запуск силовой установки ССПС (в случае ее заглушения);
— проконтролировать давление воздуха в главных резервуарах (должно быть не менее 0,6 МПа (6 кгс/см2);
— включить питание КЛУБ-УП (если оно выключалось);
— произвести диагностику КЛУБ-УП;
— при исправном состоянии КЛУБ-УП включить ЭПК ключом и далее продолжать движение с включенной КЛУБ-УП, в противном случае обо всех обнаруженных неисправностях КЛУБ-УП машинист должен сделать подробную запись в журнале ТУ-152 и далее следовать требованиям раздела 2.6.
Виды и периодичность ТО
3.1.2.1 На основании «Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации (от 13.02.2003 г. № ЦРБ-934)» и «Положения о планово – предупредительном ремонте специального самоходного подвижного состава открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» устанавливаются следующие виды ТО, ремонта и осмотра КЛУБ-УП:
— ежесменное техническое обслуживание (ЕТО);
— периодическое техническое обслуживание (ПТО) производится:
1) на КП при штатно работающей КЛУБ-УП;
2) при приемке ССПС, вновь оборудованных КЛУБ-УП;
3) при проведении ТО ССПС и СТО ССПС;
4) при проведении средних ремонтов (С1, С2) ССПС;
5) при проведении капитальных (Кап.Рем), капитально – восстановительных ремонтов (КВР) ССПС;
6) перед каждым контрольно – техническим осмотром (КТО) ССПС и совмещается со СТО или сезонным ремонтом (СР) ССПС;
7) после проведения текущего ремонта (ТР) КЛУБ-УП.
Таблица 6
Вид ТО КЛУБ-УП | Вид ТО ССПС | Испол-нитель | Сроки выполнения |
ПТО КЛУБ-УП | ТО-1, ТО-2, СТО, СР, С1, С2, Кап.Рем, КВР | 2 КП КЛУБ-УП | Не не реже 1 раза в 90 дней |
ПТО КЛУБ-УП | СТО, СР | КП КЛУБ-УП | 2 раза в год (весной и осенью) для ССПС круглогодичного срока эксплуатации и 1 раз в год (перед началом сезона) для ССПС сезонной эксплуатации |
ТР КЛУБ-УП | ТР | ЦТО КЛУБ-УП | При каждом отказе КЛУБ-УП, при наличии сбоев в работе, с последующим проведением ПТО КЛУБ-УП |
ПРР: ЭПК, ПК, электри-ческий монтаж | — | ЦТО КЛУБ-УП | 1 раза в год (весной) для ССПС круглогодичного срока эксплуатации и 1 раз в год (перед началом сезона) для ССПС сезонной эксплуатации |
ПРР Л-178/1.2 | — | ЦТО КЛУБ-УП | 1 раз в 24 месяца |
ПРР: БЭЛ-УП, БИЛ-УП, БВД-У, БКР-УП, кабели | — | ЦТО КЛУБ-УП | 1 раз в 36 месяцев |
3.3 Порядок технического обслуживания
3.3.1 Порядок проведения ЕТО (приемка ССПС)
3.3.1.1 Выезд ССПС на линию, в том числе и при передаче с одного подразделения в другое, без выполнения ЕТО КЛУБ-УП или при наличии неустраненных замечаний в работе КЛУБ-УП не допускается. ЕТО КЛУБ-УП проводится бригадой при приемке ССПС в начале каждой рабочей смены (перед выездом с начальной станции).
При выявлении нарушения целостности пломб, наличия штамп – справки с просроченным сроком действия, неисправности КЛУБ-УП, наличия неустраненных замечаний в журнале ТУ-152 машинист должен ставить в известность ответственного за ТО и ремонт ССПС структурного подразделения для принятия мер по устранению недостатков. Проверку ЭПК и тормозного оборудования проводить с регистрацией на КР с обязательным нажатием на «ВК» после выполнения каждой проверки. Для двухкабинных ССПС должно проводиться ЕТО КЛУБ-УП при управлении ССПС из обеих кабин.
Для двухсекционных ССПС должно проводиться ЕТО КЛУБ-УП в обеих секциях.
Устранение недостатков крепления или ослабления отдельных узлов, кабелей, блоков производится силами бригады ССПС.
Обо всех обнаруженных в процессе проверки нарушениях машинист ССПС должен делать соответствующую запись в журнале ТУ-152.
При отсутствии замечаний при приемке ССПС машинист должен сделать запись «Система КЛУБ-УП исправна» в журнале ТУ-152 и расписаться.
3.3.1.2 Произвести внешний осмотр КЛУБ-УП, убедиться в отсутствии механических повреждений и ослабления крепления узлов, кабелей и соединителей. Проверить наличие пломб на составных частях в соответствии с таблицей 10.