Что необходимо сделать если в результате осмотра будет установлено что в показанных
Постановление Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 35-АД19-1
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 февраля 2019 г. N 35-АД19-1
постановлением мирового судьи судебного участка г. Бологое Тверской области от 07 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Бологовского городского суда Тверской области от 28 августа 2018 года и постановлением заместителя председателя Тверского областного суда от 23 октября 2018 года, Петров С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Петров С.Ю. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Петрова С.Ю. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию к указанной норме употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная данной статьей и частью 3 статьи 12.27 названного Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как усматривается из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения основанием для направления Петрова С.Ю. на медицинское освидетельствование послужил отказ названного лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (т. 1 л.д. 6).
В силу пункта 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15-20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.
Согласно пункту 15 Порядка медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 17 декабря 2017 года N 67 по результатам проведенного медицинского освидетельствования Петрова С.Ю. медицинским работником вынесено заключение «алкогольное опьянение установлено по результатам алкотестера» (т. 1 л.д. 7).
Между тем при рассмотрении дела мировым судьей Петровым С.Ю. представлен экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 17 декабря 2017 года N 67, согласно которому медицинским работником вынесено заключение «алкогольное опьянение не установлено».
Таким образом, в рассматриваемом случае фактически существуют два противоречащих друг другу экземпляра акта, что нельзя признать допустимым.
По данным обстоятельствам мировым судьей 07 февраля 2018 года в качестве свидетеля был допрошен врач (заведующий отделением реанимации ГБУЗ «Бологовская ЦРБ» М. проводивший медицинское освидетельствование Петрова С.Ю., пояснивший, что оба акта подписаны им, первым был составлен акт, в котором состояние опьянение установлено не было, поскольку результат повторного исследования выдыхаемого Петровым С.Ю. воздуха составил 0,15 мг/л. После этого, по просьбе инспектора он (врач) провел еще одно исследование выдыхаемого Петровым С.Ю. воздуха и оформил другой акт, в котором указал, что у названного лица установлено состояние опьянения.
Согласно показаниям инспектора Ш. врач, проводивший медицинское освидетельствование, составил первый акт. Поскольку прибор, при помощи которого проводилось медицинское освидетельствование Петрову С.Ю., при повторном исследовании выдыхаемого воздуха показал 0,20 мг/л, а врач в акте отметил 0,15 мг/л, им (инспектором) было указано врачу на ошибку, после чего врач переписал акт медицинского освидетельствования.
Медицинская сестра приемного покоя ГБУЗ «Бологовская ЦРБ» Е., допрошенная в качестве свидетеля, дала показания, аналогичные показаниям инспектора Ш.
Таким образом, в показаниях названных лиц имеются противоречия.
При рассмотрении дела мировой судья к показаниям врача, проводившего Петрову С.Ю. медицинское освидетельствование на состояние опьянения, отнесся критически, сочтя, что они не подтверждаются материалами дела и противоречат, в том числе, распечаткам из фискальной памяти прибора «Alcotest 6810», которым проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
При этом из названных распечаток достоверно установить, в отношении кого проводилось медицинское освидетельствование и кому принадлежат результаты исследований выдыхаемого воздуха с показаниями 0,19 мг/л и 0,20 мг/л не представляется возможным.
Так, в этих распечатках не указаны данные лица, которому проведено исследование, место проведения теста. Кроме того, время проведения тестов с результатами 0,19 мг/л и 0,20 мг/л в распечатках значится как 00 часов 20 минут и 00 часов 34 минуты соответственно (л.д. 137), что противоречит времени проведения медицинского освидетельствования Петрова С.Ю., указанному в акте от 17 декабря 2017 года N 67.
Мировой судья, сравнивая номера исследований, указанные в распечатках из фискальной памяти прибора и отображенные на фотографиях экрана прибора, со сведениями журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения пришел к выводу о том, что вышеуказанные результаты принадлежат Петрову С.Ю., а время, установленное на приборе, имеет расхождение с фактическим (реальным) примерно на 50 минут.
Однако такие выводы носят предположительный характер, основаны на примерном сопоставлении времени в названных документах и не могут быть признаны достоверно свидетельствующими о том, что указанные показания принадлежат Петрову С.Ю.
Кроме того, из письма и.о. главного врача ГБУЗ Тверской области «Бологовская центральная районная больница» Прозоровского В.П. следует, что в памяти анализатора «Alcotest 6810» за период с 01 часа 00 минут по 01 час 45 минут 17 декабря 2017 года сведений об использовании аппарата и проведении исследований выдыхаемого воздуха нет, что ставит под сомнение проведение данным прибором исследований Петрову С.Ю. в указанное в акте время (т. 1 л.д. 96).
С учетом изложенного имеются неустранимые сомнения в результатах проведенного Петрову С.Ю. медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях Петрова С.Ю. имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка г. Бологое Тверской области от 07 июня 2018 года, решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 28 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Тверского областного суда от 23 октября 2018 года, вынесенные в отношении Петрова С.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановление мирового судьи судебного участка г. Бологое Тверской области от 07 июня 2018 года, решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 28 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Тверского областного суда от 23 октября 2018 года, вынесенные в отношении Петрова Сергея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осмотр: правила проведения и оформления результатов
Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?
Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.
Это право установлено в подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 Налогового кодекса РФ, а также в п. 4 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-I.
Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.
Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.
Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении № 15 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Могут ли налоговики проводить осмотр вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.
Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.
Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте здесь.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).
Участники осмотра
В обязательном порядке в осмотре участвуют:
Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).
Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).
Правила проведения осмотра и оформление его результатов
Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.
В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.
Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@
Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:
Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте, какие требования к оформлению протокола должны быть соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Последствия нарушений, допущенных при осмотре
Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:
В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).
Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.
Итоги
Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.
Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года
Проводить медосмотр по новым правилам должен работодатель с 01 апреля 2021 года, после вступления в силу Приказа Минздрава №29н, чтобы выявить развитие заболеваний у работников было и в то же время, чтобы штрафов не было.
Достаточно много случаев, когда специалист по охране труда настоял на том, чтобы работник обратился к терапевту за дополнительным обследованием по результатам периодического медосмотра. И это было сделано своевременно, потому как было выявлено достаточно серьезное заболевание. Да, примеров, когда медосмотра в медорганизации проводится “спустя рукава” тоже много, но это как выберете, по принципу наименьшей цены или все-таки хорошее обследование.
Но сейчас не об этом, а о том, как организовать медосмотр по новым правилам в соответствии с приказом № 29н. В заметке будет обзор изменений, только основная информация и в сравнении с приказом Минздравсоцразвития № 302н, что необходимо сделать работодателю, кого необходимо направлять на предварительный и периодический медосмотры приведу алгоритм действий работодателя.
Если вам нужно разобраться с изменениями в правилах по охране труда в 2021 году, то ознакомитесь с другой моей заметкой на эту тему.
Медосмотр по новым правилам
Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.
На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.
Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.
Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.
Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.
Для каких категорий работников требуется проводить медицинский осмотр по приказу № 29н
С 1 апреля требования приказа по порядку проведения предварительных и периодических медосмотров приведено в соответствии с ч. 4 статьи 213 ТК РФ. То есть осмотр сейчас проводится только для работников, если по результатам СОУТ на данных рабочих местах были выявлены вредные и опасные производственные факторы и для тех кто выполняет определенные виды работ.
Об этом чётко говорится в статье 213, а также в пунктах 1 и 20 приказа Минздрава №29 н. То есть сейчас на медосмотр идут все “вредники” и лица, у кого выявлен класс условий труда 2, но они выполняют определенные виды работ.
То есть направляем всех сотрудников с классом условий труда 3.1, подбирая необходимые пункты по Приложению к порядку, и, так называемый, декретированный персонал. Это те работники, которые в обязательном порядке проходят медосмотр с оформлением медкнижки, их список приведен в п.1 Приказа 29н.
Подготовила для вас подробный видеообзор с порядком действий работодателя с вступлением в силу нового Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Рекомендую ознакомиться и если вам интересно узнать больше информации по охране труда, то найти ее можно на моем Ютуб канале.
Что изменилось в порядке проведения предварительных медицинских осмотров
В порядке проведения предварительных медосмотров изменилась сама форма направления. Она уже не такая и в приказе № 29н нет приложений и образцов, то есть перечень пунктов, которые должны быть в обязательном порядке указаны в направлении (п. 9 Приказа № 29 н).
Подготовила образец направления на медосмотр по приказу № 29н, можете скачать его в статье и использовать.
Следующее нововведение – это список лиц, подлежащих предварительному медосмотру (п.10 Порядка). Многие ухмыляются это названию, что какой список лиц, ведь в этом документе указываются только профессии, которые подлежат предварительному медосмотру. Но не вижу особого смысла разводить по этому поводу дебаты, потому как приказ есть и теперь мы этим документом должны обязательно пользоваться при направлении сотрудников на МО, которые трудоустраиваются в организацию.
Следующее изменение – это перечень документов, который работник должен предоставить при прохождении медицинского осмотра (п.9 нового Порядка).
Вот этот момент очень важный, обращаю ваше внимание, чтобы потом не было сюрпризом, когда медорганизация не примет будущего работника, так как у него нет этого заключения, а оно в данной профессии требовалось.
Предположим, у вас работник приходит устраиваться в должность фрезеровщика или водителя, то он должен предоставить при прохождении медосмотра решение врачебной комиссии. Если он его ранее не проходил, то вам придется сначала направить сотрудника на ОПО, а потом только на предварительный медосмотр.
Расходов на медосмотры у организации много, но можно и экономить, за счет того, что учитываются результаты проведенных медосмотров не позднее года, а также использовать результаты диспансеризации (п. 11 и 14 Порядка).
Если по результатам предварительного медосмотра были выявлены противопоказания к работе в данной должности, то работодатель может направить будущего сотрудника на экспертизу профпригодности (п.14 Порядка). Это если работодатель очень заинтересован в этом работнике, он ему жизненно необходим, именно данный человек, а у него есть противопоказания, то руководитель организации может проверить на профпригодность, а далее уже делать выводы принять и не принять этого работника.
По результатам предварительного медосмотра составляется заключение в трех экземплярах (п. 17 Приказа № 29н). Ранее это была в 4, теперь уже нет теперь не нужно направлять заключение в мед организацию, к которой прикреплен будущий работник по месту жительства. Срок направления заключения по результатам медосмотра остался тот же самый, здесь ничего не изменилось, также 5 рабочих дней.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Что изменилось при проведении периодических медосмотрах | Приказ № 29н от 28.01.2021
Очень важно сразу обратить внимание на пункт 20 Приказа № 29н, где есть перечисление работников, которые в обязательном порядке должны быть направлены на осмотры.
Это занятые на работах во вредных или опасных условиях труда, с подтверждением по результатам спецоценки, а также связанные с работами при движении транспорта. Далее выделен, декретированный персонал, формулировки об этом в приказе № 29н нет, но тем не менее определение такое существует. Это работники пищевой промышленности, общественного питания, торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Основное нововведение по периодическим медосмотрам – это список работников, который подлежит периодическому осмотру (п.21 Порядка). Образец оформления данного документа и более подробную информацию, вы можете найти в этой заметке.
Начиная с 1 апреля 2021 года, список работников, подлежащих периодическому медосмотру, нужно направлять не позднее 10 рабочих дней в территориальный Роспотребнадзор (п.22 Приказа №29н).
Но не все, а только определенный перечень организаций, который должен направлять списки. Это организации, которые проходят медосмотр в целях охраны здоровья населения предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Если просто сказать, это те, кто получает и оформляет медкнижки.
После того как вы подготовите список работников, подлежащих периодическому медосмотру, готовите поименный список. Он остался, как было ранее, но внесены небольшие корректировки, форма новая, хотя и осталось старое наименование (п.23 Порядка).
И поименные списки утверждаются и не позднее чем за 2 месяца, до согласованной с медорганизацией датой начала проведения периодического осмотра, направляются медучреждение, если иной срок не установлен договором между работником и работодателем (п. 24 Порядка).
Далее, работодатель не позднее чем за 10 рабочих дней до даты проведения медосмотра, должен ознакомить работников с днем, когда ему необходимо явиться на медосмотр (п.27 Порядка).
Еще одно изменение в порядке проведения периодических медицинских осмотров – это заключение, которое составляется теперь в 5-ти экземплярах, ране было в 4-х, потому как, помимо всего прочего, по письменному запросу направляется заключение в ФСС (п. 34 Приказа № 29н).
Перечень сроков, указанных в приказе Минздрава 29н
Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.
Кого необходимо направлять в центр профпатологии
Требование направлять “вредников” в центр профпатологии было еще в Приказе № 302н, но о нем многие работодатели не знали. В приказе Минздрава №29н особых изменений нет.
Поэтому остановлюсь отдельно, что работники, занятые во вредных и опасных условиях труда, на рабочих местах, где класс 3,1 и выше, должны направляться на периодические медосмотры центры профпатологии 1 раз в 5 лет (п.40 Порядка).
Идет удорожание, но тем не менее вы должны контролировать, не выявлено или у работника какое-то профзаболевание на ранней стадии. Необходимо это делать для того, чтобы узнать заранее и начать лечение, перевести работника на другую должность с допустимыми условиями труда.
Допустим, у работника класс условий труда 3.1 по шуму и в центре профпатологии выявлена тугоухость на начальной стадии, вам необходимо будет принять меры и перевести сотрудника на другую должность, а сотруднику рекомендовано соответствующее лечение.
И чтобы снизить нагрузку на бюджет компании, в год проведения данного осмотра периодический медосмотр не проводится.
Много возмущений было, когда данное требование было внесено в приказ № 302н, потому как доставка работников до центра профпатологии могла “выйти в копеечку”. Теперь же добавлена информация о том, что периодические медосмотры специалистами профпатологами могут проводиться с использованием мобильных медицинских комплексов, то есть возможность проводить у вас в организации.
Кого необходимо направлять на медицинский осмотр по новому приказу № 29н
Очень много вопросов о том, кого необходимо направлять на медицинский осмотр по новому Приказу Минздрава № 29н. Выскажу свое мнение, а вы уже далее принимаете решение прислушиваться к нему или нет.
Направлять на медицинский осмотр нужно только работников, контактных с пищевыми продуктами, остальных освободили. Такие выводы сделала, трактуя п.23 приказ № 29н. Ранее в приказе № 302н было очень неоднозначно сказано и многие направляли всех работников торговли на обязательный медосмотр даже если они торгуют кабельной продукцией, либо они продают обувью, все должны были идти на медосмотр.
Теперь же говорится, что работа, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе производства приготовления и так далее. То есть основной упор в данном пункте идет именно на питание, возможно многие пытаются найти скрытые смыслы, но тем не менее речь идет только про питание.
Медосмотр по новым правилам с 2021 года требуется проводить всем работникам медицинских организаций все без исключения. Сейчас трактовка п. 27 Приказа №29н такова, что даже немедицинский персонал: операторы ЭВМ, кадровики, бухгалтеры, должны направляться на осмотр, так как есть фраза “работа в медицинских организациях”.
Везде уже говорят о том, что ВУЗы освободили от медосмотров, а школы и сады наоборот, все должны в обязательном порядке направляться. И возникают основные вопросы у организации, которые оказывают какие-то социальные услуги, либо это дополнительные кружки и нет понимания.
Чтобы разобраться, нужно обратить внимание на формулировку пункта 25 “работа в организации, где деятельность связана с воспитанием и обучением детей”.
Для этого вам понадобится Устав и ОКВЭД организации, то есть должно быть написано, что вы занимаетесь воспитанием и обучением детей, если нет данной формулировки, значит, однозначно все работники идут на медосмотр.
Считаю, что этими документами будут руководствоваться ГИТ при составлении или не составлении протокола.
Далее, это работники деятельность, которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения проходит или не проходит медосмотр. Без исключения проходят те, кто относятся к этой отрасли, и вот тут-то начинается также вопросы, а относимся мы или не относимся?
Есть разъясняющие данным момент документы:
Если вы сомневаетесь и не знаете, какое решение принять, рекомендую собрать совещание и на нем привести все доводы, суммы штрафов, возможные последствия, и пусть руководство выносит окончательный вердикт, который будет закреплен локально-нормативным актом (протоколом собрания, актом или приказом).
Медосмотр по новым правилам с 2021 года для офисных работников
Очень много дебатов сейчас ведется о том, нужно или нет проходить медосмотр офисным работникам по новому приказу №29н. Выскажу свою точку зрения, свою позицию, а вам уже принимать решение, придерживаться ее или нет.
Согласно п.1 и п.20 Приказа №29н, медицинские осмотры проводятся для “вредников”, если класс условий труда 3.1 и выше, а также на работах, указанных в разделе VI приложения к порядку.
А как же электромагнитное поле широкополосного спектра частот, оно же там указано в 4 разделе? Есть приложение к порядку, но формулировки о том что, медосмотры проводятся в случае превышения или не превышении этой фразы нет. Поэтому возникают много вопросов.
И при проведении специальной оценки условий труда измерение данного фактора не проводится и вы не можете определить является он допустимым на рабочем месте или есть превышение.
Но при проведении проведение производственного контроля с 1 марта 2021 года мы используем новый СанПиН1.2.3685-21, где исключено нормирование электромагнитного поля диапазона 5 Гц 400 кГц для работников, занятых за ПК. И получается, что двоякая ситуация, в Приказе №29н данный пункт есть, а СОУТ и производственный контроль не проводят.
Если вы сейчас закажете лабораторные измерения данного фактора, то вам его проведут, но сравнить и отталкиваться от нормы не будет возможности. Так проводить медосмотр офисникам или нет?
А если у вас этих сертификатов нет, то работодатель однозначно направляет работников на медосмотр. Но отсутствие данного документа, это уже нарушение статьи 215, потому что работодатель обязан обеспечить работников сертифицированным оборудованием и инструментом.
В целом, получается, что офисным работникам медосмотр не требуется, но если эти они работают в детских дошкольных учреждениях или в медицинской отрасли, то направлять нужно, так как тут уже имеет действие вид работ.
Тех же офисников на медосмотр, вопросов и дебатов по этому поводу больше, чем по каким-либо другим видам прохождения медосмотров работников. Больше чем по другому контингенту работников.
А все из-за чего? В приказе Минздравсоцразвития №302Н в приложения №1 была сноска, что осмотр работников проводится в случае превышения класса условий труда 3.1 и выше. А в приказе Минздрава № 29н такого уточнения нет, но в то же время именно это и вводит в заблуждение.
Как провести медосмотр по новым правилам
Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.
Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.
Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.
Основные выводы
Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.
Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!
На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.
Желаю безопасной и эффективной работы!
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Понравилась статья? Поделись!
319 комментариев
Автор: Сергей
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день. Возможно, так же как предположение, грядущие изменения в сфере трудового законодательства и работодатель хочет себя обезопасить, приняв на работу специалиста, чтобы работа в этом направлении велась
Трудности специалиста по охране труда 2021!
1. Составила списки на медосмотры.
2. Отнесла в Роспотребнадзор (Наша организация имеет ОКВЕД «Торговля не продовольственными товарами)
3. Получила ответ – «Списки не могут быть использованы для проведения медосмотров.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, необходимо ли направлять работкников 1 раз в 5 лет в центр профпатологии, если они отработали во вредных условиях более 5 лет?
Автор: Екатерина Воронцова
Здравствуйте. Да, обязательно на основании п. 40 Приказ Минздрава № 29н