Что необходимо сделать для участия в электронном аукционе
Как участвовать в тендерах, электронных торгах, аукционах
эксперт в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ, кандидат юридических наук
Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги и как получить контракт? Ответим на эти и другие важные вопросы начинающих поставщиков
1. Что такое электронные торги и где их проводят?
Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП) в интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.
Правила проведения электронных торгов в бизнес-сегменте и в госзакупках могут сильно различаться.
Открытые электронные процедуры по госзакупкам проходят на восьми площадках:
Закупки по 223-ФЗ, которые проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, проходят на этих же площадках, по единым правилам.
2. Чем торгуют на ЭТП?
На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать и покупать товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.
Правительство РФ может в любой момент обновить или изменить эти перечни. Будьте готовы к изменениям.
3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?
Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.
Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только в электронной форме. Это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального.
Если вы — новичок и хотите заключить госконтракт, нужно пройти регистрацию в ЕИС и выходить на электронные торговые площадки «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗ РТ», «РТС-тендер», ЭТП Газпромбанк, АО «РАД», Национальная электронная площадка, ЭТП «ТЭК-ТОРГ».
Крупные коммерческие заказчики (АО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС» и др.) также перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги, — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «ОТС», и это лишь малая доля активно работающих ЭТП бизнес-сегмента.
Еще один источник выгодных сделок — реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы хотите выгодно приобрести такое имущество, без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.
4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?
Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных процедурах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.
5. Какие типы электронных аукционов встречаются?
Что кроме аукциона?
В электронной форме можно провести практически любую закупку, не только аукцион:
Правила для таких процедур оговариваются в том числе регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество возможностей для проведения закупок. Выбирайте то, что вам больше подходит.
6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая информационная система?
Как было
С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru. Раньше для этого сайта использовали сокращение ООС, сейчас чаще используют сокращение «оф.сайт», «закупки.гов» или просто ЕИС. До 2016 года сайт zakupki.gov.ru был единственным официальным источником информации о государственных закупках:
Как сейчас
С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система (ЕИС). Официальный сайт ЕИС сейчас — это полноформатный портал, предоставляющий информацию для заказчиков, участников закупок, контролирующих органов, общественности. Здесь публикуются планы, размещаются закупки, хранится информация о заключенных контрактах, ведутся реестры заказчиков и участников, жалоб, проверок и т.д. Здесь агрегирована информация о регламентированных закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615.
7. Как получить сертификат электронной подписи?
Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.
8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?
Юрий Майский, преподаватель-эксперт Контур.Школы рассказывает, как найти нужную закупку:
9. У меня есть ЭП и Рутокен. Что делать дальше?
Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо пройти процедуру регистрации в ЕИС. После этого вам будут доступны закупки на любой из восьми отобранных ЭТП.
Затем нужно найти закупку. Вы можете сделать это на официальном сайте ЕИС или непосредственно на площадках. Изучите документацию, оцените выгоду и можете подавать заявку на участие. Будьте внимательны, в некоторых процедурах необходимо предоставить обеспечение заявки, для этого нужно заранее открыть спецсчет в уполномоченном банке и перечислить средства или оформить банковскую гарантию.
Если вы приобрели ЭП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.
10. Какую электронную торговую площадку выбрать?
Это зависит от ваших целей.
11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?
Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:
Участие в открытом электронном аукционе: пошаговая инструкция
Электронный аукцион — самая распространенная процедура в 44-ФЗ. Почти 80 % всех закупок проходят именно в таком формате, так как суть его достаточна проста: кто дает самую низкую цену — тот и выигрывает. Но есть у электронного аукциона и свои особенности.
Электронный аукцион может проводиться на любую сумму. Но когда участников много, все они начинают торговаться. В этой ситуации легко поддаться азарту и не рассчитать свои возможности. Важно детально просчитывать стоимость выполнения контракта. Готовясь к электронному аукциону, следует всегда учитывать самую нижнюю цену.
Что такое госзакупки по 44-ФЗ
Все закупки, за исключением закупок не для всех, проводятся в электронной форме на электронной площадке. Помимо этого закупка размещается еще и на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Он становится доступен любому участнику после прохождения процедуры регистрации.
На zakupki.gov.ru участники ищут интересную им закупку, далее готовят документацию и подают ее через электронную площадку. Там же осуществляется аукцион, а заказчик знакомится с 1 и 2 частью электронного аукциона. Подписание госконтракта с победителем происходит тоже на электронной площадке.
Электронный аукцион — способ закупки, при котором заказчик и поставщик взаимодействуют в режиме онлайн, а победителем объявляется участник, предложивший самую низкую цену для заключения контракта. Стороны закупки обмениваются не бумагами, а электронными документами. При наличии электронной подписи и ноутбука это позволяет принимать участие в аукционе в любой точке мира.
Какие документы требуются заказчику
Заказчику нужно разместить извещение и документацию об электронном аукционе. В извещении он прописывает ключевые организационные детали закупки, а именно:
Что нужно для участия в электронном аукционе
Нужно решить организационные вопросы, связанные с получением необходимой подписи, обеспечить себе вход на электронные торговые площадки (ЭТП), подготовить спецсчет.
1. Получите квалифицированную электронную подпись (КЭП). В противном случае вы не сможете подать заявку, ценовое предложения и подписать контракт. КЭП является аналогом собственноручной подписи.
Электронная подпись 3.0 подходит для участия в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческих тендерах и торгах банкротов. Работает на 497 площадках.
2. Аккредитуйтесь на электронных торговых площадках (ЭТП). Аккредитация предполагает вход на площадку, на федеральных ЭТП она бесплатна. Без аккредитации вы не сможете совершать какие-либо действия.
Заказчики по 44-ФЗ не могут проводить закупки на любой площадке по своему усмотрению. Размещать закупки можно только на площадках из перечня, указанного в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. В этом списке всего 8 площадок:
Для участия в торгах для каждого аккредитованного поставщика в рамках площадки создается личный кабинет. Функционал личного кабинета позволяет подавать заявки на участие в аукционах, непосредственно участвовать в них, подавать запросы на разъяснение аукционной документации и многое другое.
3. Зарегистрируйтесь в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Если вы этого не сделаете, то не сможете подавать заявки. В таблице приводится перечень информации, которая потребуется при регистрации физлица, ИП и юрлица.
Регистрация физлица или ИП в ЕИС | Регистрация юрлица в ЕИС |
---|---|
ФИО (при наличии) | Полное и сокращенное (при наличии) наименование |
ИНН или его аналог | Наименование и цифровой код страны регистрации |
Код страны по ОКСМ | ИНН либо аналог — для иностранного лица |
Почтовый адрес и адрес места жительства | Код причины постановки на учет юрлица и дата постановки на учет в налоговой |
Адрес электронной почты | ОГРН |
Номер контактного телефона | Адрес (место нахождения) |
Паспортные данные | Код (коды) вида экономической деятельности |
ОГРНИП | Код причины постановки на учет обособленного подразделения юрлица |
Дата регистрации ИП и дата постановки на учет в налоговой | Наименование обособленного подразделения |
Принадлежность к СМП, при наличии | Адрес (место нахождения) обособленного подразделения. Принадлежность к субъектам МСП с указанием соответствующей категории (при наличии) |
Копия паспорта | ФИО (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица и ИНН (при наличии) |
Выписка из ЕГРИП для ИП | Сайт юрлица (при наличии) |
Адрес электронной почты и номер контактного телефона | |
Паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица или данные иных документов, удостоверяющих личность | |
Копии учредительных документов | |
Решение об одобрении крупной сделки с указанием информации о максимальной сумме одной сделки |
4. Зарегистрируйтесь на сайте Госуслуг. Он интегрирован с ЕРУЗ, системы обращаются друг к другу для проверки сведений.
5. Откройте спецсчет в банке из перечня правительства. Спецсчет — это такой же расчетный счет, который открывается в банке, но предназначен он только для работы с обеспечением заявок, то есть у него есть дополнительный функционал.
Спецсчет нужен для обеспечения заявки, чтобы заплатить за вход в закупку. С него списывают плату за победу в электронном аукционе. Открыть спецсчет можно в одном из 18 банков, которые указаны в Распоряжении Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р. В число банков, имеющих право работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ, Банк ВТБ, Газпромбанк, Сбер, Райффайзенбанк, Росбанк, ЮниКредит Банк и др.
Как работать со спецсчетом:
Этапы электронного аукциона
Все начинается с поиска подходящего аукциона в ЕИС. Найдя интересное предложение, нужно ознакомиться с извещением, документацией, требованиями и другими деталями. Если вас все устраивает, то можете подавать заявку.
Составление заявки на участие в аукционе — самый ответственный этап. Чтобы правильно это сделать, нужно очень внимательно читать аукционную документацию. Заявка состоит из двух частей.
После истечения срока подачи заявок заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок, а оператор площадки обязан в установленные сроки сообщить поставщику, допущен ли тот до торгов.
Заказчик рассматривает первые части заявок, формирует протокол, направляет его оператору площадки, тем самым сообщая о том, какие заявки он допустил до аукциона. После этого оператор сообщает участникам, кто прошел по первым частям и может участвовать в процедуре. Проведением аукциона занимается оператор площадки.
Есть серьезная причина, почему заказчик сначала рассматривает первые части заявок. Дело в том, что во вторых частях содержится информация об участнике, а это значит, что заказчик, понимая, кто подал заявки, может каким-то образом повлиять на результат. Даже если участник попытаетесь в первых частях дать информацию о себе, заявка будет отклонена.
Только после проведения аукциона к заказчикам перейдут вторые части заявок, из которых они узнают, какие компании под какими номерами скрыты. По результатам рассмотрения вторых частей заявок выявляется победитель, которому и высылают госконтракт. Его надо подписать в электронной форме в установленные сроки.
Для участия открывается спецсчет — для оплаты подачи заявки. Участие принимает только тот, кто оплатил обеспечение заявки. Это правило касается всех способов закупки, кроме запроса котировок и закупок у единственного поставщика.
Размер обеспечения зависит от начальной цены контракта:
Как принять участие в электронном аукционе по 223‑ФЗ
В электронном аукционе главным критерием определения победителя является цена. То есть участник, предложивший самую низкую цену договора, выигрывает закупку, но если при этом он соответствует требованиям документации о закупке.
В Законе № 223-ФЗ определен общий порядок проведения закупки в виде электронного аукциона. И есть определенные требования по проведению закупки в виде электронного аукциона среди субъектов МСП. Указано, что данный вид закупки проходит именно в рамках электронной процедуры. Отдельно можно выделить такие виды аукционов по Закону № 223-ФЗ, как открытый аукцион (сюда в том числе относится аукцион на повышение), аукцион в электронной форме (в том числе аукцион, проводимый в форме на повышение) и закрытый тип аукциона.
В текущей редакции Закона № 223-ФЗ заметна тенденция — все закупки постепенно переходят в электронный формат. В частности, это касается тех процедур, которые проводятся целенаправленно для субъектов МСП. В законе указано, что закупки, проводимые в том числе в виде аукциона, конкурса, запроса котировок и запроса предложений, проходят для субъектов МСП в виде электронных процедур. Следовательно, чтобы участвовать в закупке для субъектов МСП, необходимо уточнить, на какой именно площадке проводится соответствующая закупка.
Существуют отобранные федеральные операторы электронных площадок, на которых заказчики, работающие в рамках Закона № 44-ФЗ, и заказчики, которые проводят закупки для субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ, обязаны размещать свои закупки. В том числе на федеральных электронных площадках (а всего их 8) проводятся закупки в виде электронных аукционов для субъектов МСП:
Действия для участия в электронном аукционе
Если участник закупки решил принять участие в электронном аукционе, который проводится целенаправленно для субъектов МСП, ему необходимо зарегистрироваться на сайте Единой информационной системы (ЕИС). После этого у него появится доступ в личный кабинет на все 8 федеральных площадок.
Чтобы принять участие в закупке для субъектов МСП, необходимо уточнить наличие обеспечения заявки — это гарантия того, что участник, признанный победителем, подпишет договор в рамках Закона № 223-ФЗ.
В случае если заказчик при проведении закупки установил обеспечение заявки, то участник перечисляет его на специальный счет, который необходимо открыть в банке, утвержденном на уровне правительства.
Электронные аукционы до 5 млн руб. не требуют обеспечения заявки, внесение заявки для закупок свыше 5 млн руб. зависит от правил, указанных в извещении о закупке.
Обеспечение заявки нужно перечислить на специальный счет или подготовить банковскую гарантию.
Алгоритм участия в закупках стал более прозрачным для поставщика. Все электронные процедуры по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ подчиняются контрактной системе и используют одинаковую терминологию. Участникам закупок нужно обращать внимание на порядок проведения процедуры — проводится она на общих основаниях или только для малого и среднего бизнеса (в последнем случае нужно убедиться, что вы относитесь к этой категории).
Порядок проведения закупки
Порядок напрямую зависит от того, проводится ли закупка в целом для участия всех поставщиков или целенаправленно только для участия субъектов МСП. Допустимо проведение закупки в виде бумажной процедуры, но эта практика постепенно отходит.
Если речь идет о закупках для субъектов МСП, то эти закупки проводятся исключительно в электронном виде. Чтобы принять участие в них, нужно иметь единую регистрацию в ЕИС. Такая регистрация обеспечивает попадание в Единый реестр участников закупок.
Только в электронном формате на федеральных торговых площадках проводятся четыре типа процедур: электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок и электронный запрос предложений. Есть и другие неторговые процедуры, в которых предприниматели могут принимать участие. К ним относятся запросы предложений, сбор коммерческих предложений и др. Поэтому, если вы относитесь к субъектам МСП, то вы не ограничиваетесь участием только в четырех видах закупок.
Практика участия в электронном аукционе
Изначально при поиске закупок лучше всего уточнить, собираетесь вы участвовать в закупке на общих основаниях или целенаправленно хотите принять участие в закупке для субъектов МСП. Потому что от этого будут зависеть дальнейшие действия.
При поиске закупок нужно указать соответствующую тему, отрасль и далее отталкиваться от установленных фильтров. Когда закупка найдена, уточните — проводится ли она на общих основаниях или для субъектов МСП.
Чем отличаются закупки для участия субъектов МСП от всех остальных процедур?
Они конкретизированы в Законе № 223-ФЗ. А именно правила проведения таких закупок установлены в ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
О порядке проведения таких процедур дается более детальная информация. Там прописано, как проводится электронный аукцион. Есть определенные ограничения по сроку подачи заявки — они зависят от начальной максимальной цены.
При проведении закупки в виде электронного аукциона необходимо уточнить, как осуществляется прием заявок. В большинстве случаев он происходит на электронной площадке, поэтому надо узнать, на какой именно.
Часто участники совершают ошибку: поставщики готовят заявки, и когда наступает время ее подачи, оказывается, что у участника не оплачен тариф электронной площадки.
Для участия в закупках не для МСП предусмотрен тариф электронной площадки. С учетом этого в регламенте площадки необходимо уточнить, какой именно тариф установлен. И об этом вопросе нужно позаботиться заранее, изучив соответствующую информацию.
Далее необходимо уточнить общий порядок проведения закупки. Особенности электронного аукциона в рамках Закона № 223-ФЗ заключается в том, что это может быть аукцион, который проводится с заявкой в двух частях, а может быть аукцион, на который необходимо подать заявку в одной части.
От алгоритма проведения закупки зависят и действия поставщика:
Внимательно изучайте документацию о закупке. Это необходимо для того, чтобы понять, в каком виде предусмотрена подача заявки по аукциону — будет ли она из двух частей или предусмотрена заявка в виде одной части.
Если предусмотрен электронный аукцион с заявкой в двух частях
В таком случае в первой части заявки необходимо указать техническое предложение: качественные технические характеристики по тому ТРУ, которые исполнитель предлагает к поставке, выполнению или оказанию.
Если это требование не установлено (это может быть в ситуации, когда предусмотрено оказание услуг), то в первой части заявки достаточно будет только согласиться с требованиями, то есть с документацией, которая изложена заказчиком.
В первой части заявки не указываются сведения о компании, которая принимает участие. Но в зависимости от требований, которые изложены в документации в первой части заявки, возможно требование указания информации по ТРУ. В отдельных случаях заказчик может требовать информацию и о компании. Но это скорее исключение.
Во второй части заявки участник закупки раскрывает информацию по своей компании: реквизиты, ФИО (если участвует ИП), ИНН, паспортные данные.
Во второй части заявки могут требоваться дополнительные разрешительные документы: лицензия, свидетельство, допуск — все зависит от тематики электронного аукциона.
Обращайте внимание на положение о закупках заказчика. В нем детально прописан регламент проведения каждой процедуры. Нередки случаи, когда положение о закупках заказчика противоречит текущей документации.
Во второй части заявки информация может быть заполнена частично на основании профиля организации на электронной площадке. Здесь же нужно прикрепить документы, обязательные для второй части заявки.
Если заявка состоит из двух частей, участник должен дождаться, пока рассмотрят первую часть заявки, и получить уведомление о допуске к участию или об отказе. Уведомление будет размещено в личном кабинете электронной площадки и отправлено на электронную почту участника.
После торгов заказчик рассматривает документы из второй части заявки и определяет, соответствует ли участник закупки требованиям. На этом этапе участник может быть отстранен, поэтому нужно внимательно изучать требования по документации и вовремя обновлять документы, например, такие как решение о назначении руководителя или решение о продлении срока полномочий руководителя организации. Срок полномочий должен действовать во время участия в заявке.
На что обратить внимание
Если участник заметил противоречие в положении о закупках и документации по электронному аукциону, нужно направить заказчику запрос с требованиями о разъяснении положений извещения и указать, какой пункт не соответствует положениям о закупках заказчика.
Чаще всего площадка автоматически генерирует согласие на участие в закупке и на то, что участник исполнит и подпишет договор в случае победы.
Под текстом автоматически сформированного согласия есть раздел «иные документы» — сюда нужно прикрепить информацию по первой части заявки, то есть сведения по ТРУ.
Еще до участия в торгах нужно рассчитать оптимальную цену и во время участия постепенно снижать предложение до этой цены.
Шаг аукциона для МСБ — от 0,5 до 5 %. Первое ценовое предложение формируется на основе начальной максимальной цены контракта, следующее – на основе текущей минимальной цены.
В ходе электронного аукциона начальная максимальная цена снижается до тех пор, пока кто-то из участников не предложит наименьшую выгодную для него цену.
Это цена с НДС или без НДС? Какие протоколы предусмотрены по результатам проведения закупки?
Шаг электронного аукциона
Аукцион на понижение проводится с классическим шагом от 0,5 до 5 %. Первый шаг рассчитывается исходя из начальной максимальной цены, следующий — исходя из текущей минимальной цены. Аукцион также может проводиться с фиксированным шагом в виде процентной ставки или денежного эквивалента.
Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.
Некоторые электронные аукционы предусматривают автоматическое снижение шага аукциона. В этом случае заказчик заранее прописывает в положении о закупках, что в течение определенного времени ценовое предложение не подается, и шаг аукциона автоматически снижается.
Фазы торгов
Торги могут быть разделены на первую и вторую фазу. По результату первой фазы торгов определяется участник, который предлагает наименьшую цену. Во время второй фазы торгов ранжируются все основные поставщики до подачи ценовых предложений.
Если поставщик видит, что по итогу первой фазы торгов он не готов выйти на первое место по цене, то он может попытаться занять второе место.
Если победитель откажется заключать договор с заказчиком, право заключения договора перейдет к следующему участнику с наиболее подходящей заявкой и наименьшей ценой из предложенных.
Порядок проведения закупки
Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. Если закупка состоит из нескольких лотов, торги по каждому лоту будут проводиться отдельно. В этом случае поставщик сообщит результаты проведения закупки отдельно по каждому лоту.
Все сведения о закупках по Закону № 223-ФЗ можно найти на сайте ЕИС. В извещении каждой закупки указано, проводится ли она на общих основаниях или для МСП. Там же можно узнать адрес электронной площадки.
Электронная подпись 3.0 с расширенными возможностями. Для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам — в торгах по 223-ФЗ, коммерческих торгах и торгах имущества банкротов.
Что важно для поставщика
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.