Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Охладитель питьевой воды

Установка для охлаждения питьевой воды или, как ее часто называют, водоохладитель представляет собой агрегат для охлаждения воды с тем, чтобы сделать ее приятной для питья, что особенно важно в жаркое время года. Установка для охлаждения питьевой воды показана на рисунке %% состоит из холодильного агрегата, бака для охлаждаемой кипяченой воды и сборника с краном 1 для ее отбора. В качестве холодильного агента применяется хладон-12.

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Рисунок %% – Схема установки для охлаждения питьевой воды

Бак 3 наполняют кипяченой водой температурой не выше 60°С перед включением холодной установки. Этот бак соединен трубопроводом с холодильной камерой 5. Таким образом, вода заливается одновременно в бак и холодильную камеру. При заправке установки водой необходимо закрыть вентиль 20 и открыть вентиль 2. Как только начнет вытекать вода в сливную воронку 21, вентиль 2 надо закрыть.

К холодильному агрегату относятся компрессор 12, кон­денсатор 10, испаритель-охладитель 4, ресивер 15, всасываю­щий 18 и нагнетательный 19 трубопроводы хладагента с филь­тром-осушителем 17 и запорными вентилями 8, 11, 13, 16. На валу приводного электродвигателя 14 компрессора закреплена крыльчатка вентилятора 9 для обдува конденсатора воздухом.

Через 3 ч после включения холодильного агрегата мож­но брать охлажденную воду для питья. Термостат обеспечивает автоматическую работу установки и позволяет регули­ровать температуру охлаждения воды в пределах 12 – 20 °С. Когда вода охладится до указанной температуры, термо­стат автоматически выключает агрегат и вновь его включа­ет при повышении температуры в холодильной камере.

После длительного перерыва в работе установки при включении ее в компрессоре может появиться стук. В таком случае следует выключить электродвигатель и через 15 с. снова включить. Если стук опять слышен, процесс включе­ния и выключения повторить еще раз. Если водоохладитель будет бездействовать в течение длительного времени (более суток), следует слить воду из системы.

Обеззараживатель питьевой воды (рис. 3.7) применяется как средство противоэпидемической обработки питьевой воды. В кон­струкции обеззараживателя использован бактерицидный эффект ультрафиолетового облучения проточного слоя воды.

Облучательная камера обеззараживателя состоит из лампы 4, кварцевой колбы 2, гильзы 3. Питание осуществляется от блока-инвертора /.

Кроме облучательной камеры, в комплект обеззараживателя входят пускорегулирующая аппаратура, устройства контроля и сигнализации, устройства защиты обслуживающего персонала от уль­трафиолетовых лучей и поражения электрическим током.

5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

При подготовке в рейс проводник должен проверить техническое состояние системы водоснабжения вагона. При этом особое внимание следует обратить на отсутствие течи воды из арматуры, исправность кранов и кранов-сме­сителей умывальных чаш и мойки, промывных клапанов унитазов, сливных труб, кранов наливных труб, защитных кожухов головок водоналивных труб. В зависимости от типа вагона по водомерным стеклам, водопробным кранам, манометрам, световой сигнализации определяют, полнос­тью ли заправлена система водой. В отопительный период года проверяют исправность обогревателей головок водо­наливных труб.

В пути следования необходимо также периодически контролировать количество воды в системе, отсутствие течи воды из арматуры и засорение сливных труб. По тер­мометру бойлера систематически проверяется температура воды в системе горячего водоснабжения.

По прибытии поезда на станцию снабжения водой про­водник включает сигнализацию налива воды с распредели­тельного щита в служебном отделении. Во время налива во­ды проводник совместно с заправщиком водой обязан наблюдать по приборам и указанной выше сигнализации за уровнем воды, не допуская переполнения баков, при котором вода через вестовую трубу выливается на междупутья. Систе­ма наполняется водой через нижние водоналивные трубы.

В зимний период перед прибытием на станцию снаб­жения водой за 10-40 мин, в зависимости от температуры наружного воздуха, включаются электрические обогре­ватели, открывают разобщительные краны водоналивных труб. После налива воды обогреватели отключают и разоб­щительные краны перекрывают. В сильные морозы могут замерзнуть унитазы и сливные трубы умывальных чаш. Во избежание этого необходимо периодически промывать уни­таз горячей водой из сети отопления. Обогрев сливных труб (если нет электрообогрева) производится путем промывки их горячей водой через воронку под умывальными чашами.

Заправку системы водоснабжения при минусовых тем­пературах наружного воздуха производят после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до темпера­туры не ниже 12°С.

Лекция № 2

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Назначение и принцип работы системы отопления пассажирского вагона;

2. Основные узлы системы водяного отопления пассажирского вагона;

3. Техническое обслуживание водяного отопления пассажирского вагона при подготовке в рейс, в пути следования и по прибытии в пункт формирования;

4. Характерные неисправности в системе водяного отопления пассажирского вагона и способы их устранения.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА;

Системой отопления называются устройства, служащие для подогрева воздуха в помещениях вагона, которые являются обязательными независимо от наличия или отсутствия установок охлаждения воздуха. Если пассажирский вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха, система отопления является составной частью этой установки.

Различают водяную, электрическую и комбинированную системы отопления.

Основное предназначение системы отопления это поддержание нормально­го температурного режима внутри вагона независимо от из­менения температуры наружного воздуха.

Система отопления должна удовлетворять следующим требованиям:

— поддерживать равномерную температуру по длине и высоте вагона в соответствии с установленными нормами;

— обеспечивать температуру поверхности нагревательных приборов не выше плюс 70 °С чтобы избежать возгорания пыли;

— быть безопасной в пожарном отношении;

— не выделять копоти и вредных запахов.

Кроме того, система отопления должна по­догревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснаб­жения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.

В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на следующие виды: водяная система с котлом, работающим на твердом или жидком топливе; электрическая система, состоящая из электропечей, установленных на полу, и электрического калорифера, расположенного в нагнетательном воздуховоде; комбинированная система с подогревом воды в котле за счет сжигания твердого топлива или путем подачи электрического напряжения на нагревательные элементы.

Водяной системой отопления оборудуются все цельнометаллические пассажирские вагоны с индивидуальным электроснабжением от подвагонного генератора. Системы водяного отопления могут иметь верхнюю или нижнюю разводку труб (с естественной или искусственной циркуляций воды в системе).

2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ СИСТЕМЫ ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА;

Циркуляция воды происходит вследствие изменения удельного веса при ее нагревании. Пока котел холодный, вся вода в системе имеет одинаковую температуру и находится в равновесии. Однако, как только зажигают топку котла, температура воды в нем начинает повышаться, внизу у топки вода будет горячее, а, следовательно, объемный вес ее меньше. Равновесие в системе нарушится, и более легкая горячая вода начнет перемещаться вверх к расширителю и далее по вертикальным трубам. Охлаждаясь, вода возвращается к котлу по нижним трубам, создавая циркуляции в системе.

Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обо­греваются с помощью обогревательных труб, в которых цир­кулирует горячая вода.

Направление движения воды при циркуляции в системе отопления показано стрелками на рис. 3.1 а.

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Рис. 3.1 Система отопления

Из котла 1 горячая вода поступает в расши­ритель 3, который пред­назначен для приема из­бытка воды в системе, образующегося вследствие увеличе­ния ее объема при нагревании, и для текущего восполнения потерь воды в результате испарения. Полость расширителя сообщается с атмосферой. Это способствует выходу воздуха из воды, так как скопление воздуха в трубах ухудшает цир­куляцию в системе. От расширителя идут две ветви отопи­тельных труб вдоль обеих боковых стен вагона. Каждая ветвь, отходящая от расширителя, идет поверху до противо­положного конца вагона, затем спускается вниз, образуя стояки 7. От стояков понизу вдоль стен проходят обогрева­тельные трубы 8, которые присоединяются к нижней части котла. В верхних трубах предусмотрены краны 6 для удале­ния воздуха. Насос 12 предназначен для питания котла водой из запасного водяного бака 10 и в необходимых слу­чаях для усиления циркуляции воды в системе, Контроль­ные приборы 2 (термометр и гидрометр) служат для наблю­дения за температурой и уровнем воды в котле.

Отопительный котел, показанный на рисунке %%, со­стоит из наружной рубашки 5, внутри которой расположены ог­невая коробка 6 и топочная камера 11.

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Рисунок %% – Водогрейный котел

В нижней части камеры имеют­ся колосниковые решетки 2 и зольник. В верхней части котла над огневой коробкой расположена дымовая труба 7. В огневую ко­робку вварены циркуляционные трубы 9 для увеличения поверхно­сти нагрева котла. Пространство между наружной рубашкой и то­почной камерой, огневой короб­кой и дымовой трубой заполняет­ся водой. Топливо загружается на колосниковые решетки через люк топки 3. Воздух подастся под ко­лосниковую решетку через люк зольника 1.

Для нагрева воды с помощью электроэнергии в водяную рубашку котла вертикально вмонтированы 24 нагрева­тельных элемента 10, которые распределены по всему пери­метру котла, за исключением пространства над люком топ­ки для твердого топлива, и крепятся к фланцу топки котла через прокладки из паронита. Клеммы нагревательных эле­ментов защищены кужухом 4, который можно поднять и зафиксировать на цепочках, приваренных к расширителю 8 котла, при необходимости проведения работ по монтажу нагревательных элементов и ухода за ними.

Наибольшая расчетная температура воды в котле 90-95°С. При более высокой температуре нижние трубы отопления нагреваются до 70°С и выше и осаждающаяся на их поверхности пыль подгорает.

Система водяного отопления может работать в сле­дующих режимах:

— обогрев помещений вагона отопительными трубками и подогретым вентиляционным воздухом;

— обогрев отдельными ветвями отопительных труб с усилением циркуляции воды (при необходимости) с по­мощью ручного насоса;

— усиление подогрева вентиляционного воздуха с по­мощью циркуляционного насоса (при этом следует под­держивать интенсивное горение топлива);

— обогрев подогретым воздухом при отключенных обо­гревательных трубах (этот режим применяется при плю­совых температурах наружного воздуха);

— обогрев отопительными трубами при выключенной принудительной вентиляции.

Режим работы системы отопления устанавливает про­водник в зависимости от температуры наружного воздуха и внутри вагона, от населенности вагона и времени года.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА ПРИ ПОДГОТОВКЕ В РЕЙС, В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ И ПО ПРИБЫТИИ В ПУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ

В вагонах с водяным отоплением во избежание парообра­зования и связанных с этим потерь воды и ухудшения ее цир­куляции необходимо следить по термометру за тем, чтобы температура воды в системе не превышала 90°С. При более высокой температуре крышку зольника следует закрыть.

Ускорение обогрева вагона при низких температурах наружного воздуха производят с помощью ручного или циркуляционного насоса при температуре воды в котле не ниже 50 °С. Перед посадкой пассажиров вагон должен быть прогрет до температуры 18-22°С.

По прибытии вагонов в пункт формирования и оборота необходимо очистить топку и зольник от золы и шлака и содержать котел в рабочем состоянии. После отопительно­го сезона в целях сохранности система отопления должна быть заполнена водой. В процессе эксплуатации периоди­чески, но не менее одного раза в сутки и при наполнении системы отопления водой необходимо выпускать воздух че­рез воздухоспускные краны.

Нарушение нормальной естественной циркуляции воды в си­стеме может быть вызвано следующими причинами: недо­статочно воды в расширителе, воздушные пробки, неполно­стью открыты запорные вентили обогревательных труб и дроссельные заслонки, частичное замерзание труб. Для уст­ранения этих неполадок следует пополнить систему водой, открыть воздуховыпускные краны и произвести принуди­тельную циркуляцию насосом, полностью открыть запорные вентили и дроссельные заслонки, отогреть трубы, для чего обложить замороженное месго тряпкой, поливать на него го­рячую воду, усилить топку котла и включить циркуляцион­ный насос.

Плохая тяга в дымовытяжной трубе может возникнуть вследствие заполнения значительной части трубы сажей.

В пункте формирования или оборота нужно дать заявку на осмотр трубы.

При обслуживании отопительной установки пассажир­ских вагонов следует строго соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности. Запрещается хра­нить в котельном отделении легковоспламеняющиеся жид­кости и материалы (керосин, бензин, тряпье и др.) и раз­жигать ими котел, загромождать котельное отделение посторонними предметами и топить котел при уровне воды ниже допустимого. Котельное отделение должно со­держаться в чистоте и порядке. Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукави­цах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.

При отапливании вагона твердым топливом во время чистки топки открывать дверцу следует осторожно (не рез­ко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избе­жание выброса пламени топочными газами и ожогов лица.

При очистке котла от шлака, а также при других рабо­тах с горящим котлом нужно остерегаться попадания рас­каленного угля и шлака на тело или одежду. Категоричес­ки запрещается выбрасывать горящий уголь и шлак из вагонов на пути или междупутья как на стоянках, так и на ходу поезда.

Чистку дымохода с крыш вагона разрешается произво­дить только на стоянке при отсутствии контактного про­вода или при снятом с него напряжении работникам пун­ктов безотцепочного ремонта и экипировки и в исклю­чительных случаях работникам ПТО в пути следования по заявке начальника поезда. Категорически запрещается ту­шить топку котла водой или снегом.

Надежность и долговечность системы отопления во многом зависят от правильного и систематического наблюдения и ухода за ней во время эксплуатации и проведения своевременных ремонтов. При водяной системе отопления для этого необходимо:

— содержать в исправном состоянии котел, трубы отопления, калорифер, расширитель и другое оборудование, которое необходимо периодически промывать и очищать от грязи и пыли;

— поддерживать необходимый, достаточный для нормальной работы системы уровень воды в расширителе;

— периодически очищать дымовую трубу, колосниковые решетки и зольники;

— применять топливо соответствующих марок;

— следить за исправным состоянием ручного и циркуляционного насосов:

— контролировать состояние изоляции в разделках крыши и котельном помещении.

Система водяного отопления эксплуатируется только в течение отопительного сезона, который для железных дорог России начинается при температуре наружного воздуха от + 10 °С (283 K) и ниже.

На теплое время года, с апреля до сентября, систему водяного отопления консервируют, т.е. выполняют следующие действия:

— сливают воду и промывают систему;

— очищают топку, зольники и дымовую трубу котла от золы и сажи;

— проверяют состояние арматуры, приборов, насосов, очищают и смазывают их;

— заливают систему водой, закрывают дверцы котла и опломбируют их, закрывают на запор крышки наливных устройств.

Если вагоны направляют в отстой на зиму, то для консервации системы водяного отопления необходимо слить воду. При отрицательных температурах наружного воздуха слив воды из сис­темы отопления следует производить после слива воды из системы водоснабжения при температуре воды в системе не ниже + 60 °С и при температуре воздуха в вагоне не ниже + 12 °С.

4. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Нарушение нормальной естественной циркуляции воды в си­стемеможет быть вызвано следующими причинами: недо­статочно воды в расширителе, воздушные пробки, неполно­стью открыты запорные вентили обогревательных труб и дроссельные заслонки, частичное замерзание труб. Для устранения этих неполадок следует пополнить систему водой, открыть воздуховыпускные краны и произвести принуди­тельную циркуляцию насосом, полностью открыть запорные вентили и дроссельные заслонки, отогреть трубы, для чего обложить замороженное место тряпкой, поливать на него го­рячую воду, усилить топку котла и включить циркуляцион­ный насос.

Течь воды в соединениях труб и арматуреможет произойти в результате ослабления фланцевых соединении труб и есте­ственного старения их прокладок, образования трещин, сви­щей в трубах и неплотностей сальниковой набивки вентилей и кранов. Для устранения неисправностейнеобходимо под­тянуть болтовое соединение, подмотать под контргайку пень­ку, промазанную суриком, при возможности сменить про­кладку. Если невозможно остановить течь, следует перекрыть верхний и нижний запорные вешили на обогревательных трубах поврежденной ветви, полностью спустить из нее воду и вести обогрев с одной стороны при работающемс неболь­шими перерывами циркуляционном насосе. При наличии трещин и свищей в трубе нужно положить на поврежденное место накладку из резины, прорезиненной ленты пли мешко­вины, промазанной суриком, и обмотать накладку шпагатом или проволокой. При вытекании воды через сальник надо его разобрать и заменить или уплотнить сальниковую набив­ку. Сальник набивают плотно, но так, чтобы шпиндель вра­щался в нем свободно. Для набивки используют пеньковый жгут, пропитанный натуральной олифой.

Плохая тяга в дымовытяжпой трубе может возникнуть вследствие заполнения значительной части грубы сажей. В пункте формирования или оборота нужно дать заявку на осмотр трубы.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 6122 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Охладитель питьевой воды

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Установка для охлаждения питьевой воды или, как ее часто называют, водоохладитель представляет собой агрегат для охлаждения воды с тем, чтобы сделать ее приятной для питья, что особенно важно в жаркое время года. Установка для охлаждения питьевой воды показана на рисунке %% состоит из холодильного агрегата, бака для охлаждаемой кипяченой воды и сборника с краном 1 для ее отбора. В качестве холодильного агента применяется хладон-12.

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

Рисунок %% – Схема установки для охлаждения питьевой воды

Бак 3 наполняют кипяченой водой температурой не выше 60°С перед включением холодной установки. Этот бак соединен трубопроводом с холодильной камерой 5. Таким образом, вода заливается одновременно в бак и холодильную камеру. При заправке установки водой необходимо закрыть вентиль 20 и открыть вентиль 2. Как только начнет вытекать вода в сливную воронку 21, вентиль 2 надо закрыть.

К холодильному агрегату относятся компрессор 12, кон­денсатор 10, испаритель-охладитель 4, ресивер 15, всасываю­щий 18 и нагнетательный 19 трубопроводы хладагента с филь­тром-осушителем 17 и запорными вентилями 8, 11, 13, 16. На валу приводного электродвигателя 14 компрессора закреплена крыльчатка вентилятора 9 для обдува конденсатора воздухом.

Через 3 ч после включения холодильного агрегата мож­но брать охлажденную воду для питья. Термостат обеспечивает автоматическую работу установки и позволяет регули­ровать температуру охлаждения воды в пределах 12 – 20 °С. Когда вода охладится до указанной температуры, термо­стат автоматически выключает агрегат и вновь его включа­ет при повышении температуры в холодильной камере.

После длительного перерыва в работе установки при включении ее в компрессоре может появиться стук. В таком случае следует выключить электродвигатель и через 15 с. снова включить. Если стук опять слышен, процесс включе­ния и выключения повторить еще раз. Если водоохладитель будет бездействовать в течение длительного времени (более суток), следует слить воду из системы.

Обеззараживатель питьевой воды (рис. 3.7) применяется как средство противоэпидемической обработки питьевой воды. В кон­струкции обеззараживателя использован бактерицидный эффект ультрафиолетового облучения проточного слоя воды.

Облучательная камера обеззараживателя состоит из лампы 4, кварцевой колбы 2, гильзы 3. Питание осуществляется от блока-инвертора /.

Кроме облучательной камеры, в комплект обеззараживателя входят пускорегулирующая аппаратура, устройства контроля и сигнализации, устройства защиты обслуживающего персонала от уль­трафиолетовых лучей и поражения электрическим током.

5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

При подготовке в рейс проводник должен проверить техническое состояние системы водоснабжения вагона. При этом особое внимание следует обратить на отсутствие течи воды из арматуры, исправность кранов и кранов-сме­сителей умывальных чаш и мойки, промывных клапанов унитазов, сливных труб, кранов наливных труб, защитных кожухов головок водоналивных труб. В зависимости от типа вагона по водомерным стеклам, водопробным кранам, манометрам, световой сигнализации определяют, полнос­тью ли заправлена система водой. В отопительный период года проверяют исправность обогревателей головок водо­наливных труб.

Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне

В пути следования необходимо также периодически контролировать количество воды в системе, отсутствие течи воды из арматуры и засорение сливных труб. По тер­мометру бойлера систематически проверяется температура воды в системе горячего водоснабжения.

По прибытии поезда на станцию снабжения водой про­водник включает сигнализацию налива воды с распредели­тельного щита в служебном отделении. Во время налива во­ды проводник совместно с заправщиком водой обязан наблюдать по приборам и указанной выше сигнализации за уровнем воды, не допуская переполнения баков, при котором вода через вестовую трубу выливается на междупутья. Систе­ма наполняется водой через нижние водоналивные трубы.

В зимний период перед прибытием на станцию снаб­жения водой за 10-40 мин, в зависимости от температуры наружного воздуха, включаются электрические обогре­ватели, открывают разобщительные краны водоналивных труб. После налива воды обогреватели отключают и разоб­щительные краны перекрывают. В сильные морозы могут замерзнуть унитазы и сливные трубы умывальных чаш. Во избежание этого необходимо периодически промывать уни­таз горячей водой из сети отопления. Обогрев сливных труб (если нет электрообогрева) производится путем промывки их горячей водой через воронку под умывальными чашами.

Заправку системы водоснабжения при минусовых тем­пературах наружного воздуха производят после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до темпера­туры не ниже 12°С.

Источник

Содержание материала

Глава III
ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

1. Устройства системы водоснабжения пассажирских вагонов

Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения расхода воды в туалетах, для наполнения водой системы отопления и для снабжения пассажиров питьевой водой.
Одни пассажирские вагоны оборудованы устройствами для снабжения только холодной водой, другие — холодной и горячей водой, а также устройствами для охлаждения питьевой воды.
Схема устройств для снабжения холодной и горячей водой пассажирского некупированного вагона польской постройки показана на рис. 23.
Сеть водоснабжения этого вагона состоит из трубопроводов холодной и горячей воды и отдельного трубопровода кипяченой и охлажденной воды. Общая емкость сети водоснабжения (без отопительной системы) составляет около 1 тыс. л. Два бака для холодной воды установлены над потолком: один емкостью 800 л —над коридором около туалета нетормозного конца вагона, другой емкостью 45 л— над туалетом тормозного конца вагона.
Сборники кипяченой воды суммарной емкостью около 59 л установлены рядом с кипятильником. Бак для горячей воды установлен в котельном отделении. Баки для воды изготовлены из нержавеющей стали. Все устройства водоснабжения соединены стальными оцинкованными бесшовными трубами. Бак 800л монтируется через люк в крыше вагона, а емкостью 45 л — из помещения туалета при снятом потолке. Под баками установлены поддоны из оцинкованной стали для сбора конденсата.
Снабжение вагона водой производится через наливные трубы, выведенные на раму. Соединительные головки труб оборудованы электрообогревом.
Контроль за наполнением баков водой осуществляется с помощью световой сигнализации на распределительном щите, а также по водомерному стеклу. Световая сигнализация указывает степень наполнения резервуаров: 1 000, 750, 500, 250, 30 л и «Вода в трубопроводах».
Холодная вода подведена к умывальникам, унитазам, мойке для посуды в служебном отделении, кипятильнику и комбинированному подогревателю воды. От этого подогревателя можно брать воду для пополнения отопительной сети вагона. В туалетах на трубе к унитазу поставлен кран для подсоединения гибкого шланга при мытье пола.
Горячая вода из комбинированного подогревателя подводится к умывальникам в туалетах и к мойке в служебном отделении. К унитазам теплая вода подводится из отопительной сети вагона. В случае расхода теплой воды из системы отопления ее следует пополнить холодной водой.
Для приготовления чая или кофе пассажирам вода нагревается в кипятильнике и расходуется через кран 23.
Для снабжения пассажиров питьевой водой имеется охладитель. Вода из кипятильника по трубопроводу стекает в размещенный под кипятильником сборник, откуда ручным насосом перекачивается в сборник над потолком. Отсюда вода стекает в охладитель и к расходному крану 28 в нише коридора котлового конца вагона.
Сеть водоснабжения вагона можно наполнять водой с обеих его сторон в зависимости от расположения станционных водоналивных колонок. При наполнении системы водой со стороны туалетов следует соединить головку наливной трубы с головкой шланга от станционной водоразборной колонки. Вентили 3, 4, 5, 7 и 34 должны быть открыты, а вентили 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 25, 27 29, 30 и 36 закрыты. Наполнение ведется до тех пор, пока на распределительном щите не загорится сигнальная лампа «1000 л». После этого вентиль 1 надо немедленно закрыть.
Для выпуска из системы воздуха в момент ее наполнения необходимо открыть вентили 10, 11 и 13. Закрывают их тогда, когда появляется из них вода.
Если система наполняется водой со стороны коридоров, то после соединения головки наливной трубы со станционной колонкой надо открыть вентиль 2; все остальные вентили должны быть в таком же положении, как и в предыдущем случае. После наполнения сети водой вентиль 2 закрывают и выпускают воздух через вентили 10, 11 и 13.
Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне
Рис. 23. Схема водоснабжения пассажирского некупированного вагона постройки завода ПНР 1966—1970 гг.
Кипятильник наполняется из общей сети водоснабжения. При этом необходимо вентили 22 и 23 закрыть, а трехходовой кран 21 поставить в положение наполнения и открыть вентиль 20.
Трубопровод питьевой воды наполняется в основном из кипятильника. В исключительном случае его можно заполнить кипяченой водой из ведра. При наполнении водой из кипятильника следует открыть вентиль 22; вентили 26, 28, 31 и 32 должны быть закрыты. Когда кипяченая вода вытечет из кипятильника в находящийся под ним сборник, открыть вентиль 24 и ручным насосом перекачать воду в сборник над потолком.
При заполнении водой из ведра необходимо открыть вентиль 26, а вентиль 23 закрыть. Гибкий шланг опустить в ведро и ручным насосом перекачать воду в верхний сборник.
Для снабжения горячей водой умывальников и мойки служит комбинированный подогреватель. Во время его заполнения вентили 14, 15, 16, 18 и 66 должны быть закрыты, вентили 33, 6, 9, 8 и 12 — открыты. Уровень воды проверяется открыванием вентилей 15 или 16 при закрытых вентилях 10 и 11. Во время работы комбинированного подогревателя вентиль 33 должен быть постоянно открыт.
Холодная вода поступает к мойке в служебном отделении через вентиль 13, к унитазам — через вентили 29 и 30, к умывальникам — через вентили 10 и 11 для питания кипятильников — через вентиль 20, для питания комбинированного водоподогревателя — через вентиль 33, для мытья туалетов — через гибкий шланг от вентилей 25 и 27.
Сырая вода, подогретая до температуры около 80°С, расходуется в мойке через вентиль 14 и в туалетах через вентили 9 и 12-
Охлажденная кипяченая вода расходуется через кран 28.
При полном сливе воды из системы необходимо открыть вентили 36 и 34, а также 1-18. 20, 21. 22, 24, 28, 29—33, 35, 37, 38 и 39. а вентили 19, 23, 25, 26 и 27 закрыть.
Спуск воды из запасных баков осуществляется при открытых вентилях 36, 34 и 17. Для отключения кипятильника от общей сети следует закрыть вентиль 20, открыть вентиль 23 и трехходовой кран поставить в положение слива. При отключении от сети комбинированного водоподогревателя следует закрыть вентиль 33. открыть вентили 18, 9. 16. 12, 15 и 14. после спуска воды закрыть вентили 6 и 8.

Слив питьевой воды следует производить при закрытом вентиле и открытых 31, 32, 33. После спуска воды из сборников оставшуюся воду выпустить через кран 28.

Система водоснабжения может эксплуатироваться при температуре внутри вагона не ниже 4-5°С. Если температура ниже указанной (вагон в длительном отстое), надо полностью спустить воду из системы описанным порядком.
Конструкция узлов системы водоснабжения, порядок налива и слива воды на цельнометаллических пассажирских вагонах разных типов постройки отечественных заводов и заводов ГДР, ВНР, ПНР в основном аналогичны рассмотренным для некупированного вагона. Некоторые различия имеются в величине емкости, расположении и количестве водяных баков, в размещении трубопроводов, вентилей, кранов, наличии или отсутствии системы горячего водоснабжения. Поэтому описание устройств водоснабжения других вагонов не приводится.

Неисправности системы водоснабжения

Наиболее часто в пути следования поезда наблюдаются следующие неисправности в системе водоснабжения:
течь труб в места: соединения, для устранения которой необходимо несколько ослабить контргайки, удались старую подмотку и поставить новую с последующей затяжкой контргаек;
пропуск воды через сальник вентиля. В этом случае нужно поджать сальник или разобрать вентиль и заменить подбивку;
течь воды из-за неплотного прилегания пробки крана или заедания ее. Необходимо подтянуть гайку на хвостовике пробки, а если течь продолжается, то пробку ослабить и притереть по месту;
незначительная продольная трещина трубы (свищ). Следует на место трещины положить тонкую резиновую прокладку и затянуть изоляционной лентой;
замораживание водоналивных труб, не оборудованных электрообогревателями. Устраняется при помощи нагретых в топке котла ломиков;
замораживание смывных клапанов унитазов в туалетах. Необходимо отогреть наливом горячей воды.

Устройство для обогрева головок наливных труб

Наливные трубы у всех цельнометаллических вагонов оборудованы специальными устройствами для предохранения наливных головок от замерзания.
Существуют три типа таких устройств.
Обогреватель от сети отопления состоит из цилиндра, внутри которого проходит наливная труба. К цилиндру в двух местах подведены трубы отопления, по которым проходит горячая вода и обогревает наливную трубу. В нижнюю часть обогревателя вмонтирована пробка для спуска осадков из цилиндра. Цилиндры обогревателей должны быть всегда горячими. Для этого проводник обязан правильно сочетать работу сети отопления и принудительной вентиляции, поддерживать соответствующий режим топки котла с периодическим включением циркуляционного или ручного насоса Разобщительные краны и вентили на трубах, подводящих горячую воду к обогревателю и отводящих от него, должны быть постоянно открыты.

Электрические нагреватели ставятся на купированные и мягкие вагоны, а также вагоны-рестораны. Эти нагреватели подключены к аккумуляторной батарее и их можно включать для обогрева головок наливных труб отдельно и попарно выключателями, расположенными на дополнительном распределительном щите в служебном отделении. Для каждого электронагревателя на щите имеется зеленая лампочка, которая зажигается при его включении. Нагреватели включаются зимой за 20—30 мин до начала снабжения водой в зависимости от температуры наружного воздуха. Напряжение тока 58 в, потребляемая мощность 90 Вт.
Проводник обязан в пути следования на стоянках как перед пунктами заправки вагонов водой, так и после них не допускать обледенения водоприемных патрубков и включать электрические обогреватели. При этом необходимо помнить, что длительно оставлять их в рабочем состоянии нельзя, так как могут перегореть спирали и обогреватели выйдут из строя.
Запорные краны или вентили на наливных трубах, расположенных в малом коридоре некотлового конца вагона, предназначены для того, чтобы задержать часть воды, выплескиваемой из баков во время движения поезда. Благодаря этому при низких температурах наружного воздуха предотвращается замораживание отверстий головок наливных труб, расположенных под вагоном.
Эти краны или вентили нужно постоянно держать в закрытом положении. Пробки кранов и клапаны вентилей должны быть плотно пригнаны, подтекание воды не допускается, краны и вентили проводник должен открывать только перед подходом поезда к пунктам водоснабжения и после заправки вагона водой немедленно закрывать.
Некупированные пассажирские вагоны постройки завода ПНР оборудованы обогревателями наливных и спускных труб.
Обогреватели наливных труб потребляют мощность 350 Вт при напряжении 52 в, спускных труб— 150 Вт при том же напряжении. При включении обогревателей на распределительном щите загораются сигнальные лампы. По достижении температуры около +50°С питание обогревателей автоматически отключается специально установленным реле.

Устройство для охлаждения питьевой воды

Устройство для охлаждения питьевой воды состоит из холодильного агрегата, бака для охлаждения кипяченой воды и сборника с краном для ее отбора.
Электродвигатель 1 (рис. 24) приводит в действие компрессор 2. Пары хладагента всасываются в компрессор, сжимаются в нем и через запорный вентиль 3 нагнетаются в конденсатор 5, охлаждаемый с помощью вентилятора. В качестве хладагента (охладителя) в установке применяется газ фреон-12. Этот газ без цвета, запаха и вкуса, в рабочем состоянии безвреден. Фреон в конденсаторе превращается в жидкость, через запорный вентиль 6 поступает в осушитель 7, затем проходит через фильтр 9 для очистки от загрязнений, и через терморегулирующий вентиль 10 направляется в испаритель- охладитель 12.

При прохождении через терморегулирующий вентиль жидкий фреон расширяется, давление его резко падает и он снова переходит в газообразное состояние. Превращаясь в пар, фреон берет необходимую для испарения теплоту из окружающей среды — воды, налитой в бак 13, и охлаждает ее.
Пары хладагента по всасывающему трубопроводу 18 через запорный вентиль 4 снова всасываются компрессором и цикл циркуляции хладагента повторяется·
Термостат 11 обеспечивает автоматическую работу установки и позволяет регулировать температуру охлаждения питьевой воды.
Кипяченая вода поступает в бак 13 для охлаждения из резервуара 14. На трубопроводах к баку установлены вентили 16 для выпуска воздуха и 17 для спуска воды. К сливной 9 подведены сливные трубы из бака и резервуара, а также от водоразборного крана 15.
При заправке охладителя водой необходимо закрыть вентиль 17 и открыть вентиль 16. Температура воды на входе не должна превышать 60°С Как только появится вода в сливной воронке, вентиль 16 надо закрыть. После 3 ч работы холодильного агрегата можно брать воду для питья.
Терморегулирующий вентиль 10 обычно налажен на нормальную работу установки, поэтому не рекомендуется производить дополнительную его регулировку.
Термостат 11 позволяет получить температуру охлаждения воды от +12 до +20°С. Нужную температуру можно установить вращением кнопки термостата.
Такой охладитель питьевой воды имеется на вагонах постройки заводов ГДР. Устройство охладителей на других вагонах аналогично. Порядок эксплуатации их также ничем не отличается.
Что необходимо проконтролировать перед включением охладителя питьевой воды в пассажирском вагоне
Охладитель включают после наполнения всех сборников кипяченой водой. Для этого выключатель мотора компрессора, находящийся на распределительном щите в служебном отделении, переводят в положение «Включено». Дальнейшей работой охладителя управляет термостат, который автоматически обеспечивает требуемую температуру охлаждаемой воды, включая или отключая по мере надобности систему охлаждения.
Запорные вентили 3, 4, 6, 8 во время работы охладителя должны быть обязательно открыты. После длительного перерыва в работе охладителя при запуске в компрессоре может появиться стук. В таком случае следует выключить мотор и через 15 сек снова включить. Если стук снова слышен, процесс включения и выключения еще раз повторить.
При перерыве в работе охладителя в течение длительного времени (более суток) следует воду из его системы слить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *