Что необходимо предоставить инвестору для предоставления кредита
Документы для кредита юридическому лицу
Список документов для получения кредита, которые юрлицу необходимо предоставить в банк, зависит от вида, цели и суммы займа. Основной пакет документов одинаковый во всех банках. Он включает учредительные, залоговые документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, сведения о предприятия.
Учредительная документация юридических лиц
Учредительные документы — это бумаги, определяющие организационную форму и порядок работы компании. К ним относятся:
Дополнительно банки могут запрашивать пофамильный перечень учредителей компании, протоколы собраний, созываемых по финансовым вопросам, а также документы, подтверждающие имущественные права. Перечень зависит от суммы кредита и текущего финансового положения компании, он может расширяться по мере прохождения согласования заявки на кредит. Если займ большой, а компания молодая либо не имеет достаточного оборота для безболезненного погашения долгов, то может потребоваться обеспечение в виде залога имущества фирмы.
Бухгалтерские и финансовые документы
Документы бухгалтерской и налоговой отчетности позволяют оценить компанию с точки зрения соблюдения налогового законодательства, отсутствия утаивания доходов, прозрачности расчетов с наемными сотрудниками, целесообразности расходования заемных средств. Все это является прямым доказательством благонадежности будущего заемщика. Если компания с миллиардным оборотом в штате имеет всего несколько человек, получающих МРОТ, сдает нулевые декларации, а в заявке на кредит точно не сформулирована цель — это повод для более глубокой оценки рисков банка при выдаче займа.
К необходимым бухгалтерским документам относятся:
Финансовый блок включает:
Перечень зависит от налогового статуса и оборотов претендента на кредит. Для новых компаний и организаций, работающих на одной и той же системе налогообложения все время, могут запросить сведения за год. Если полученные сведения не позволяют оценить благонадежность, компания меняла форму собственности, прошла реорганизацию, смену состава учредителей — банк может запросить отчетность за 3 года. Все декларации полностью предоставлять не надо — только первый лист и отметку налоговой о принятии регламентированного отчета для каждого из документов.
на освоение займа должен четко сформулировать цель получения кредита и назначение расходов. Цели, средства и ожидаемые результаты должны совпадать, соответствовать профилю деятельности компании, конъюнктуре рынка, законам здоровой конкуренции. Если у вас нет специалиста в штате — составление можно поручить консалтинговой компании.
Информация о бизнесе предприятия
Чем дольше организация существует на рынке, тем проще ей отчитаться по документам этого блока. Подтвердить финансовую стабильность и деловую репутацию юридического лица могут:
Инвестиционный кредит в банке: важные этапы
В статье изложен пошаговый алгоритм действий для получения инвестиционного кредита в банке, проанализированы этапы прохождения кредитной заявки на примере проекта по расширению производства кондитерских изделий. Кроме того, предложены варианты решения возможных проблем на инвестиционной и постинвестиционной стадиях проекта. Данная информация позволит пройти намеченный путь «без пробок», минуя неизбежные простои и состояние неопределенности.
Шаг 1. От идеи к финансовой модели
1.1. Формулируем цели, подбираем подходящий объект
На данном этапе очень важно проанализировать текущую ситуацию: готова ли компания к реализации дорогостоящего и длительного проекта, какова доля рынка, существуют ли устойчивые связи с поставщиками и покупателями, имеется ли линейка брендов, где представлена продукция и т. д. Вся эта информация необходима для маркетинговой составляющей бизнес-плана и кратко может быть представлена, например, следующим образом:
Под заданные цели найдено производственное здание для размещения производства кондитерской продукции.
Условия реализации проекта:
1.2. Создаем рабочую группу
Основная ошибка при организации всех проектов (как внешних, так и внутреннего развития) — отсутствие команды и руководителя проекта. Для плодотворной работы необходимо создать рабочую группу и назначить руководителя проекта.
В состав рабочей группы должны входит:
Такой состав рабочей группы полностью соответствует направленности проекта, при этом каждый участник является ключевой фигурой. Ни один консультант не сделает то, что может сделать сотрудник компании! Кто, например, кроме директора по производству совместно с главным инженером, испытывая постоянные неудобства от размещения на арендованных площадях, сможет рассчитать необходимое количество оборудования, производительность, потребность в персонале?
1.3. Готовим модель проекта: схемы движения сырья, готовой продукции, движения персонала, расстановки оборудования
Совместно с рабочей группой необходимо подготовить схемы движения сырья, полуфабриката, готовой продукции, движения персонала, расстановки оборудования (рис. 1). Все они должны быть продуманы и оптимизированы под конкретное здание. При расположении производственно-складских помещений на нескольких этажах необходимо продумать места установки транспортеров и подъемников. На основе схемы расположения оборудования будет разрабатываться бюджет на его приобретение, поэтому все должно быть продумано до мелочей.
Рис. 1. Схема движения сырья и готовой продукции
1.4. Считаем потребность в денежных средствах
Общий объем инвестиций, необходимый для реализации Проекта, — 169 млн руб., в том числе:
Структура финансирования и распределение финансовых средств представлены соответственно на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Структура финансирования
Шаг 2. Выбираем банк
Будьте готовы к тому, что не все филиальные структуры будут готовы вас профинансировать. Как правило, решение принимается в головном офисе банка. Если вы начнете переговоры с банками, где у вас открыты счета, не исключено, что заявку переадресуют в головной офис. Из этого следует, что потребуется открыть еще один расчетный счет, поддерживать на этом счете определенные обороты согласно требованиям банка плюс понести дополнительные затраты на открытие счета и его обслуживание. Переброска денежных средств с других счетов банк не устроит — потребуется подписание дополнительных соглашений с клиентами об изменении банковских реквизитов. В некоторых случаях это может стать серьезной проблемой, например, это касается поставщиков крупных федеральных сетей: в договорах у некоторых ритейлеров указано, что вносить изменения в договор можно один раз в год. Возможно, первое время оборотов по расчетному счету будет недостаточно — об этом нужно предупредить банк.
Шаг 3. Готовим документы для рассмотрения кредитной заявки
При подготовке документов для рассмотрения кредитной заявки необходимо:
1) представить все документы согласно списку + дополнительные документы по требованию банка;
2) смоделировать операционную и инвестиционную деятельность.
Планирование денежных потоков по Проекту выполняем в двух вариантах:
Предварительный анализ экономической эффективности предлагаемого проекта представлен в табл. 1 и на рис. 3. По его результатам можно сделать следующие выводы:
Таблица 1. Анализ экономической эффективности проекта
Показатель
Значение
Вариант 1
Вариант 2
Чистый недисконтированный доход, тыс. руб.
Чистый дисконтированный доход (NPV) при ставке дисконтирования 14 % годовых, тыс. руб.
Внутренняя норма доходности (IRR)
Срок окупаемости проекта по недисконтированным потокам (по PV)
Срок окупаемости проекта по дисконтированным потокам (по NPV)
Рентабельность инвестиций (PI по PV)
Рентабельность инвестиций (PI по NPV)
Рис. 3. Результаты расчета экономической эффективности по двум производственным площадкам, тыс. руб.
На основании проведенного предварительного анализа предлагаемого инвестиционного проекта можно сделать вывод об эффективности и перспективности инвестирования.
После этого формируем финансовую отчетность (стандартный состав):
и оформляем бизнес-план.
Шаг 4. Прохождение кредитной заявки
Как видим, расчетные данные экономической эффективности оказались весьма удовлетворительны. Но одна из составляющих бизнес-плана — это SWOT-анализ (фрагмент представлен на рис. 4), в одном из разделов которого отражаются все слабые стороны и внешние угрозы проекта. Эта информация не оцифровывается, но имеет существенное значение в ходе прохождения кредитной заявки и может сказаться на кредитной ставке или объеме залога.
Рис. 4. Фрагмент SWOT-анализа
4.2. Дополнительные требования банка в ходе рассмотрения заявки
В ходе рассмотрения заявки банком могут быть выдвинуты дополнительные требования, например:
Расчет стоимости необходимого обеспечения для получения кредита представлен в табл. 2:
Таблица 3. Расчет стоимости необходимого обеспечения для получения кредита
Наименование показателя
Значение показателя
Сумма кредита, которая подлежит покрытию, млн руб.
Проценты по кредиту, которые подлежат покрытию, млн руб.
Период, за который проценты подлежат покрытию, мес.
Годовая процентная ставка, под которую выдается кредит, %
Итого необходимая сумма обеспечения по кредиту, млн руб.
Согласно расчетам общая залоговая стоимость обеспечения кредитных средств с учетом понижающего коэффициента 0,75 должна быть не менее 179 млн. руб. (134 млн. руб. = 179 млн. руб x 0,75).
В качестве обеспечения по проекту планируется предоставить в залог следующее имущество по залоговой стоимости с учетом коэффициента 0,75:
Итого: свыше 94 млн руб.
Как видим, требуемая стоимость залога превысила расчетную почти в 2 раза.
4.3. Решение банка и актуализация проекта
В результате прохождения кредитной заявки может быть получено следующее решение банка:
Защититься от ошибок развития, вызванных воздействием массы негативных факторов, носящих случайный характер и не учитывающихся в процессе экстраполяции, можно единственным способом — с определенной периодичностью сверяя реальное развитие проекта с планом его развития. Чем чаще производится сверка, тем меньше отклонение развития от плана и ниже потенциальные потери. А далее, анализируя параметры отклонения, необходимо принимать решения о необходимости и характере корректирующего воздействия, в идеале приводящего развиваемый процесс в соответствие с утвержденным планом его развития. Таким образом, актуализация — это периодически повторяющийся комплексный процесс, синхронизирующий отдельные компоненты проекта между собой и приводящий развиваемый проект в соответствие с изменениями внутренней (внутри компании) и внешней (комплекс внешних факторов, с которыми взаимодействует компания при развитии проектов) бизнес-среды в целях сохранения или улучшения показателей проекта.
Шаг 5. Что делаем ближайшие 5 лет
В течение ближайших пяти лет реализации проекта следует проводить:
Банк в течение всего срока кредитования, как правило, проводит аудит хода реализации проекта. Для этого главный бухгалтер должен ежеквартально формировать бухгалтерскую отчетность, дополнительные оборотно-сальдовые ведомости по счетам и предоставлять их в кредитный отдел.
Кроме этого, необходимо завести книгу учета залога. Это отдельный журнал, который ведется в рукописной форме и где поименовано все имущество, переданное в залог. В этом случае оборотно-сальдовые ведомости по забалансовому счету банк не устроят. По мере погашения кредита залог с письменного согласия банка будет высвобождаться. Высвобождение залога необходимо будет отражать в книге учета залога.
По окончании реконструкции здания и благоустройства территории рыночная стоимость объекта будет существенно выше первоначальной. Для того чтобы в первую очередь высвободить имущество директора, реконструированное здание необходимо оценить и передать в залог банка по новой стоимости. Также необходимо отметить, что минимум 1 раз в полугодие нужно будет отвозить сотрудников кредитного отдела на объект.
Выводы о прохождении кредитной заявки
При инвестиционном финансировании нужно быть готовым к
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Инвестиционный кредит
В этой статье мы рассмотрим необходимые условия получения инвестиционного кредита, а также его основные преимущества.
Для начала нового проекта или расширения и модернизации текущего бизнеса требуются значительные финансовые вливания. Привлечь необходимые средства можно с помощью инвестиционного кредита.
Инвестиционный кредит — это целевой долгосрочный банковский кредит, который выдаётся для приобретения и модернизации основных производственных средств, капитального ремонта активов и строительства, расширения производства, приобретения транспортных средств и рефинансирования других кредитных обязательств.
Для получения средств заёмщик должен соответствовать ряду критериев, а также предоставить всю необходимую документацию, включая бизнес-план.
Кому и зачем нужен инвестиционный кредит?
На различных этапах своего развития бизнес может испытывать нехватку средств, которая сдерживает его развитие и часто приводит к стагнации. В этом случае можно прибегнуть к инвестиционному кредиту. Он позволит получить необходимое финансирование для обновления бизнес-процессов и стимулирования роста компании.
Кредитные средства можно получить для следующих целей:
Инвестиционный кредит предоставляется как предприятиям, так и индивидуальным предпринимателям. При этом условия для разных категорий бизнеса, как и максимальная сумма кредита, могут значительно отличаться.
Какие требования к заёмщику?
Кредитор заинтересован в том, чтобы бизнес-проект заёмщика был успешным, и он своевременно вернул все средства и проценты. С этой целью он выдвигает ряд требований для индивидуальных предпринимателей и компаний, а также оставляет за собой право контролировать процессы, связанные с предоставлением кредита. Чем больше сумма кредитных средств, тем более строгие условия будут выдвигаться к заёмщику.
Основные требования для получения инвестиционного кредита следующие:
Важно: банки выдают инвестиционные кредиты только под определённые виды деятельности. Если ваш бизнес к таковым не относится, нужно будет искать альтернативные источники для получения средств
Заёмщику следует обратить внимание, что обязательным условием выдачи кредита является отсутствие у предприятия или индивидуального предпринимателя просроченных задолженностей по другим обязательствам. Кроме того, компания не должна быть в стадии банкротства.
Формы инвестиционного кредита
Есть несколько вариантов предоставления кредитных средств заёмщику:
Погашение инвестиционного кредита осуществляется регулярными платежами с фиксированной суммой (аннуитетный метод), либо согласно индивидуальному графику. Кроме того, банк может предоставлять отсрочку по выплате тела кредита, например, до завершения срока реализации проекта.
Преимущества инвестиционного кредита
Инвестиционный кредит имеет ряд преимуществ перед другими формами привлечения средств. Он позволяет получить значительные объемы финансирования для различных потребностей малого, среднего, и крупного бизнеса. Деньги могут предоставляться на длительный срок.
Ещё одним положительным качеством инвестиционных кредитов является возможность получить средства по привлекательной ставке, которая будет ниже чем у других кредитных продуктов.
Повышенный контроль со стороны банка также является преимуществом, так как это предотвращает нецелевое использование кредитных денег. Кроме того, скрупулёзная проверка проекта кредитором позволяет сделать максимально объективный и точный бизнес-план.
Инвестиционный кредит — эффективный способ получить средства для развития бизнеса на приемлемых условиях и с небольшой годовой процентной ставкой. Такой вид кредитования позволяет предприятиям и индивидуальным предпринимателям привлечь большие объемы финансирования на длительный срок. Особенностью этого вида кредитования является целевое выделение денег под конкретные потребности предприятия, а также контроль банка за использованием предоставленных средств.
Инвестиционный заём (заём в счёт будущей выручки): что это такое, как оформить и в чём его особенности
В последнее время всё более популярным становится такой способ финансирования проектов (бизнеса), как инвестиционный заём, или заёмное финансирование, возврат которого привязан к выручке (за рубежом такой способ называется RBI, revenue based investing).
Его адресатами (получателями) является проекты, которые имеют выручку и достаточную валовую прибыль. В чём его суть, особенности и порядок оформления, разберём в этой статье.
Что такое инвестиционный заём
Обычный займ (заём), как и банковский кредит, не относится к инвестиционному финансированию по причине того, что кредитор (займодатель) здесь особо не заинтересован в развитии бизнеса, его главный интерес ограничивается возвратом займа и зафиксированных процентов по нему. Такому кредитору, по сути, всё равно откуда заёмщик возьмёт деньги на возврат займа и процентов по нему.
В отличие от обычного займа инвестиционный заём (займ) относится к инвестиционному финансированию, поскольку кредитор (инвестор, займодавец) заинтересован в развитии проекта, увеличении его выручки и прибыли, ведь возврат займа и получение маржи (процентов) происходит за счёт выручки компании.
Таким образом, инвестиционный заём — это разновидность займа как инвестиционного инструмента, возврат тела которого и процентов за пользование им осуществляется в виде части (процента) от получаемой проинвестированной компанией выручки.
Как видим, особенностью инвестиционного займа является способ возврата его тела (основного долга) и процентов за пользование им. Данный подход является инвестиционным, поскольку кредитор (займодавец, инвестор) разделяет с проектом риски. Бизнес-инвестор всегда разделяет риски с профинансированным проектом, в противном случае, это обычный кредитор, но никак не инвестор.
Конечно, в случае гибели проекта инвестор может получить возмещение своих затрат за счёт оставшегося имущества компании в приоритетном порядке (реализовать так называемую ликвидационную привилегию), но это не избавляет его от рисков не только неполучения прибыли, но и невозврата тела инвестиций.
Инвестиционный заём (далее — ИЗ) имеет ряд преимуществ по сравнению с венчурными инвестициями и банковским кредитованием.
В отличие от венчурных инвестиций, финансирование по модели ИЗ не размывает доли основателей бизнеса и за ними сохраняется полный корпоративный контроль над компанией. Также получателями ИЗ являются компании, уже генерирующие выручку (прибыль), когда как получателями венчурных инвестиций могут быть в том числе и стартапы самых ранних стадий (не имеющих стабильной выручки и тем более прибыли).
Венчурные инвестиции предусматривают очень глубокий due diligence (проверку компании и её деятельности на предмет выявления инвестиционных рисков), в случае с ИЗ due diligence тоже проводится, но в более усечённой форме, поскольку некоторые инвестиционные риски в связи с отсутствием у инвестора статуса участника компании (владельца доли) утрачивают свою актуальность.
Это позволяет в гораздо более быстрые сроки привлекать финансирование по модели инвестиционного займа (в отличие от финансирования по модели венчурных инвестиций, VC/PE).
В отличие от банковского кредитования, компании, получающей финансирование по модели инвестиционного займа, не требуется предоставления обеспечения исполнения обязательств в виде залога, а основателям компании — предоставления обеспечения обязательств в виде личного поручительства. Такой подход в какой-то степени делает заёмное инвестирование более доступным для ряда компаний.
Как оформляется инвестиционный заём
Грамотное структурирование инвестиционного займа является важным условием успешности сделки. Многие инвесторы и предприниматели недооценивают важность прединвестиционной подготовки.
Как и при других видах инвестиционного финансирования перед оформлением ИЗ необходимо провести проверку компании на предмет консолидации используемых в бизнесе активов (их объединения и закрепления за компанией, получающей финансирование), наличия у компании долгов, препятствующих успешной реализации сделки, нарушений законодательства и прав третьих лиц, наличия у компании выручки и валовой прибыли, достаточной для исполнения обязательств по ИЗ, и т.д.
После того, как инвестор получает полный свод достоверных даных о компании и оценивает их положительно с точки зрения инвестиционной привлекательности, стороны приступают к утверждению параметров сделки и её оформлению.
Перечень документов в структуре сделки инвестиционного займа выглядит следующим образом:
Договор займа (инвестиционного займа) имеет лишь одно главное отличие от договора простого займа — выплата процентов и возврат тела займа осуществляется в виде отчисления доли (определённого процента) от получаемой компанией выручки.
Сторонами в договоре ИЗ могут быть определены:
Обычно в договоре ИЗ указывается как минимум 2 из вышеуказанных параметров. Но условие, по которому инвестор получает выплаты исключительно за счёт получаемой компанией выручки, является базовым. Оно, собственно, и определяет природу инвестиционного займа.
На мой взгляд, наиболее оптимальной формой инвестиционного займа является договор, в котором определяется размер доли выручки в виде динамического процента (который зависит от размера выручки) и «отсекающие» условия, прекращающие договора займа — в виде либо размера доходности инвестиций, которые должен получить инвестор, либо предельного срока, в течение которого будут осуществляться выплаты.
Порядок выплаты может быть структурирован по-разному: платежи могут быть периодические месячные, квартальные и т.д., привязаны к утверждённому графику или суммам платежей, может быть определено соотношение сумм по возврату тела долга и уплате процентов и так далее.
Важно! В качестве альтернативного варианта развития событий договор инвестиционного займа может предусматривать право инвестора конвертировать право требования по договору ИЗ в долю в уставном капитале проинвестированной компании. Иными словами, договор инвестиционного займа может содержать в себе условия конвертируемого займа.
При таком раскладе инвестор может в любой предусмотренный договором инвестиционного займа момент из «обычного» инвестора превратиться в венчурного.
Помимо собственно договора инвестиционного займа, сторонам рекомендуется включать в структуру инвестиционной сделки корпоративный договор. Корпоративный договор (далее — КД), как и при иных видах инвестирования, является очень важным элементом сделки и обеспечивает защиту интересов сторон, и особенно — интересов инвестора.
КД в той или иной степени защищает инвестора от выхода основателей из проинвестированной компании до момента фиксирования инвестором запланированной прибыли (доходности), от принятия основателями решений, которые могут причинить критический вред компании, от вывода активов из компании и так далее.
Строго говоря, в случае с ИЗ инвестор заключает с основателями проинвестированной компании не корпоративный, а квазикорпоративный договор — поскольку сам инвестор не приобретает долю в компании, то он и не является её участником.
А договор, включающий корпоративные соглашения с лицом, не владеющим долей в компании, является квазикорпоративным, то есть «как бы корпоративным». Самое главное, что такие договоры (квазикорпоративные) прямо предусмотрены законодательством и заключать с основателями их может любой человек, не являющийся участником компании (владельцем доли в ней).
Договор инвестиционного займа, как и (квази) корпоративный договор, заключается в простой письменной форме, не требующей нотарильного заверения.
P. S. В статье были использованы некоторые фрагменты из моей книги «Стартап и инвестор: правила игры»
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.