Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко
Эпиктет
Эпиктет (ок. 50 —ок. 140 н.э.) — первый из знаменитых философов, который был рабом. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе (Эпир). Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии.
Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека.
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т.д.
1 Цит. по: Маковельский А. Мораль Эпиктета. — Казань, 1912, с. 6.
2 Цит. по: Иванов В.Г. История этики Древнего мира. — Л., 1980, с. 206.
Стоицизм
Философия Эпиктета и главная цель стоика
Эпиктет показал, почему раб может быть оптимистичнее императора, и описал идеи аскетизма и дихотомии власти. В этой части узнаем о нем больше.
Эту часть мы посвятим философии и жизни Эпиктета (ок. 50–138) — стоического мудреца, который будучи рабом сумел остаться свободным.
🔗 Эпиктет был рабом секретаря царя Нерона. После того как его отпустили на волю, основал свою философскую школу в Никополе.
👂 Он слушал лекции стоика Музония Руфа, сопровождая своего хозяина.
🕯 Все его имущество состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы.
✍️ Эпиктет никогда ничего не писал, но в поздние годы за ним много записывал его ученик сенатор Флавий Арриан.
⚰️ На его могиле была выбита эпитафия: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных».
Одно из ключевых положений учения стоиков — идея дихотомии контроля.
☝️ Для стоиков очень важна граница между тем, что находится во власти человека и за ее пределами.
👀 В соответствии с дихотомией контроля человек должен концентрировать свое внимание и усилие только там, где у него есть контроль.
Вот как об этом рассуждал Эпиктет 👇
🗣 «Кто из людей непобедим? Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора».
Стоики считали, что никто не властен отнять у человека:
🔹 разум
🔹 свободу
🔹 мужество
То, что находится во власти судьбы, стоики называли адиафора — безразличное. Это, например:
🔹 богатство
🔹 здоровье
🔹 слава
🙍🏻♂️ Однажды, когда хозяин в гневе начал избивать Эпиктета, он невозмутимо сказал: «Если ты будешь так бить, то сломаешь мне ногу», когда хозяин ударил еще сильнее, Эпиктет упал со сломанной ногой и спокойно сказал: «Я же говорил, ты сломаешь мне ногу», после этого Эпиктет остался хромым на всю жизнь.
➡️ Эпиктет не пытался плакать или сопротивляться, он понимал, что надо мужественно принять ситуацию. Он сумел сохранить бодрость духа и внутреннее достоинство: ему могли сломать ногу, посадить в тюрьму, но никто не мог сделать его несвободным и поменять его отношение к жизни.
Аскетизм стоиков вовсе не требует обязательно быть бедным, больным или ущемленным.
💸 Стоики были убеждены — даже если человек богат и знаменит, он должен помнить, как легко всего этого можно лишиться.
🙌🏼 Главная цель стоика — апатейя. Не апатия в современном смысле, а бесстрастие, свобода от аффектов.
🗣 «Наша жизнь — пьеса, в которой Бог распределил роли. Нам остается лишь их с достоинством сыграть».
Один из главных посылов Эпиктета — исследуй свои мысли. Давайте посмотрим на некоторые из его выводов.
❇️ «Человек — это душонка, обремененная трупом».
👇 Что вы думаете о такой позиции Эпиктета?
*Рефрейминг — прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную.
Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко
РОЖДЕНИЕ СТОИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Историю того или иного периода духовного развития человечества, видимо, лучше всего можно понять, внимательно читая груды тех философов, которые были наиболее популярны у современников. В них в концентрированном виде выражались заботы и печали времени. Эпоха, которая отразилась в трудах философа-стоика Эпиктета (вторая половина I – начало II века), сейчас, как и много лет тому назад, привлекает особое внимание многих мыслящих людей, став переломной для духовного сознания человечества. Ведь именно тогда трудились евангелисты, превращая личную память о земном существовании Спасителя в факт истории всего человечества, ибо, сколь ни велик был его подвиг, не зафиксированный пером, он не смог бы стать уроком и примером для человечества. В это же (примерно) время отмечается наивысший подъем римского стоицизма, своеобразной и яркой философской школы, наверное самой римской из всех, какие когда-либо произрастали на скудной для философии римской почве. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – три мыслителя, столь близкие друг к другу по исходным философским положениям, и столь различные по конечным выводам, к которые они приходили после долгих и тяжких раздумий. Творчество каждого из них – это сложный сплав традиций той философской школы, к которой они принадлежали, среды, в которой каждый из них рос и воспитывался и которая дала ему его личный жизненный опыт, и, наконец, собственного неповторимого «я».
Стоическая школа возникла в начале эллинистической эпохи и получила свое название от «стои пойкиле» («расписного портика») в Афинах, где происходили беседы и занятия основателя этой школы Зенона (уроженца города Кития на острове Кипр). Зенон стоял во главе школы 58 лет и умер в 264 году до Р. X. Преемником Зенона по руководству школой был Клеант. Как бы вторым основателем школы являлся Хрисипп (280 – 207 годы до Р. X.), о котором так часто в своих «Беседах» вспоминал Эпиктет. В древности говорили: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стой»(Diog. Laert., VII, 7, 183). Именно Хрисиппу принадлежит заслуга придания учению стоиков законченной и целостной формы. Хрисипп был необыкновенно плодовит (по преданию, его перу принадлежат 705 трудов). К сожалению, из трудов ранних стоиков до нас дошли только очень небольшие по объему фрагменты, и их учение может быть восстановлено только в самых общих чертах.
История стоицизма была достаточно долгой и сложной. Поколения Зенона, Клеанта и Хрисиппа представляют так называемую Раннюю (или Древнюю) Стою. Средняя Стоя представлена, главным образом, трудами Панэтия и Посидония и охватывает II и I века до Р. X. Наконец, в первые века после Р. X. приходит время Поздней, или римской, Стои.
Учение стоиков было ответом философии на новые потребности жизни, возникшие в эллинистическую эпоху. Совершенно неслучайным является то обстоятельство, что в период походов Александра Македонского и войн его преемников-диадохов рождаются три великие школы эллинистической мысли: стоическая, эпикурейская и киническая (последняя, правда, чуть-чуть раньше). Старые же школы, столь активные в более раннее время, – академики (школа Платона) и перипатетики (школа Аристотеля) – переживают упадок.
При всем разнообразии разрабатываемых философских проблем, истинная суть этих старых школ заключалась в учении о «благой жизни». Исследования природы, теория познания – все это были ступени к «Политике», то есть к проблеме человеческого общества. И для Платона и для Аристотеля, да, в сущности, для всех греческих философов, их предшественников и современников, единственной полноценной и высокоразвитой формой организации общества является полис. По их представлению, греческий мир именно тем отличается от варварского, что он достиг высшего развития цивилизации, где господствует полис. Задача философии состоит в том, чтобы создать идеальную модель полиса, наиболее полно отвечающую его внутренней сущности. Это необходимо для того, чтобы сделать полис неподвластным переменам, которые, в противном случае, приведут его к гибели. Вторая задача философии – научить граждан жить в этом полисе.
Здесь мы не можем давать развернутую характеристику полису. Отметим только, что он представлял собой один из типов общины и, как таковой, был построен на коллективистских началах. Не все полисы были демократическими, но, если пользоваться категориями М. Вебера, «идеальным типом» полиса был именно демократический, и общее направление развития Греции, пока оно шло по восходящей линии, было направлением в сторону демократии. Суверенитет народного собрания, то есть коллектива граждан, существовал даже в олигархических полисах. Рядовые граждане могли быть ограничены в правах, например, они не могли быть избраны на руководящие посты, но все основные решения всегда принимались только народным собранием. Полис создавал свою систему моральных ориентиров для граждан, главной из которых была идея о том, что он – высшая ценность для всех граждан и его благополучие- гарантия благополучия всех граждан. Полис требовал от своих граждан полной отдачи всех их сил – духовных и физических, – а если необходимо, то и жизни. Не вызывает сомнения, что эта система моральных ценностей отражала ту реальность, в которой существовал гражданин.
Эллинистическая эпоха, началом которой стали походы Александра Македонского, коренным образом изменила ситуацию. Дело заключалось не в том, что расширился кругозор греков и они узнали о существовании иных государств, народов, иных форм политической организации общества, как это иногда утверждается. Об этом греки и раньше знали достаточно много. Основное заключается в ином – теперь существование грека уже не ограничивалось рамками полиса. Завоевание Востока Александром стало началом эпохи колонизации, ибо новые, возникшие на руинах империи великого завоевателя государства, такие как царство Птолемеев, Селевкидов, Атталидов, были государствами колониалистскими и строились на системе эксплуатации местного населения, а правовой основой их было право завоевания. 1
Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко
В таких очень точных словах передает Лукреций суть учения Эпикура.
Эпикуреизм больше подходит для свободных людей, могущих забраться в башню из слоновой кости. А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью.
Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон (106 — 43 до н.э.). Им разъяснены основные стоические понятия. «Но первая задача справедливости — в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконном». Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели» (т.е. богатство, здоровье и т.п.). Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор.
Эпиктет (ок. 50 —ок. 140 н.э.) — первый из знаменитых философов, который был рабом. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе (Эпир). Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии.
Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. «Если хочешь быть хорошим, сперва проникнись убеждением, что ты плохой».
Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека.
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т.д.
Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. «К свободе же ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас»2. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело. «Возьми мое тело, мое имущество, мою честь, мою семью — но мысли моей и воли никто не может у меня отнять, ничто не в силах их подавить». «И ты, хотя ты еще не Сократ, должен, однако, жить как человек, желающий стать Сократом».
Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя».
Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия (121 — 180 н.э.) — император. Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны.
Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, империи. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи человек внутри нее чувствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным. Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель.
Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. «Быть похожим на утес, о который неустанно бьется волна; он стоит, и разгоряченная волна затихает вокруг него».
Сходные мысли встречаем и у Сенеки. «Поверь мне, великое дело — играть всегда одну роль. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики». Отсутствие целостности и цельности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными. А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Мысль о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием.
То был единственный случай в мировой истории, когда государством правил философ и достигнута была видимая социальная вершина торжества философии. Казалось бы, именно Марку Ав релию и попытаться создать государство на тех философских принципах, которые разрабатывались в философии, начиная с Сократа и Платона. Но Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований (хотя как у императора у него были все возможности для этого — не то, что у Платона), но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими проповедями, а лишь вел дневник — для себя, не для печати. Это крайняя степень разочарованности в возможности улучшить положение. Осуществилось одно из желаний Платона о философе, управляющем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное, дело — пытаться исправить людей и общественные отношения. В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия — неподдельная скорбь.
Учащий людей, как жить, бывший раб Эпиктет, философ на престоле Марк Аврелий, государственный деятель и писатель Сенека, сравнимый по художественному мастерству только с Платоном, а по пронзительности своих сочинений более близкий нам, чем Платон, — наиболее значительные имена римского стоицизма.
Всех троих объединяло убеждение, что существует разумная необходимость подчинения всеобщему высшему началу, а своим следует считать только разум, а не тело. Различие же в том, что, по Сенеке, во внешнем мире все подчинено судьбе; по Эпиктету — воле богов; по Марку Аврелию — мировому разуму.
Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами, как и между греческими, заключалось в ориентации на жизнь по природе, замкнутость и самодостаточность, безмятежность и бесстрастие, в представлении о материальности богов и души, смертности человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось понимание эпикурейцами природы как материальной Вселенной, а стоиками — как разума; справедливости как общественного договора — эпикурейцами и как долга перед мировым целым — стоиками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего порядка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья — разум, а основное понятие — добродетель; для эпикурейцев — соответственно чувство и удовольствие.
Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко
1. Об авторе
2. ПРЕДИСЛОВИЕ
3. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
4. Предмет философии
5. Определение философии
6. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
7. Реинкарнация
8. Карма
9. Майя
10. Ахимса
11. Дхарма
12. Веды
13. Упанишады
14. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
15. Даосизм
16. Конфуций
17. Мо-цзы
18. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
19. Милетская школа
20. Пифагор
21. Демокрит
22. Элейская школа
23. Гераклит
24. Сократ
25. ВРЕМЯ ПЛАТОНА
26. Киренаики и киники
27. Диоген
28. Аристипп
29. ВРЕМЯ АРИСТОТЕЛЯ
30. Метафизика, логика, этика Аристотеля
31. Эпикур
32. Стоицизм
33. Скептики
34. Упадок Древнегреческой философии
35. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
36. Лукреций
37. Стоики
38. Сенека
39. Эпиктет
40. Марк Аврелий
41. Секст Эмпирик
42. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
43. Августин
44. Мусульманская философия
45. Фома Аквинский
46. Реалисты и номиналисты
47. Скептицизм
48. Значение средневековой философии
49. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
50. Рене Декарт
51. Бенедикт Спиноза
52. Готфрид Лейбниц
53. Континентальный рационализм и английский эмпиризм
54. Ф. Бэкон
55. Д. Локк
56. Дэвид Юм
57. Иммануил Кант
58. ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
59. Материализм
60. Позитивизм
61. Эволюционизм
62. Воля к власти
63. Философия бессознательного
64. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
65. Психоанализ Фрейда
66. Архетип
67. Модели поведения
68. Неопозитивизм
69. Прагматизм
70. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
71. Эволюция русской идеи
72. И.В. Киреевский
73. В.С. Соловьев
74. H.A. Бердяев
75. Советская и постсоветская философия
76. Значение русской философии
« назад Оглавление вперед »
38. Сенека « | » 40. Марк Аврелий
Любое заявление о существовании чего-либо упирается в эпистемологическую проблему. Идеи, составляющие единственный предмет знания, могут быть о чем угодно. Мы знаем, что частично придумываем мир, но еще не знаем можем ли придумать его полностью.
Возникновение проблемы понимания истины до появления научной теории познания. Первые определения понятия «истина»: Платон и Аристотель. Неокласический этап развития философии. Средства достижения истины. Рационалистическое направление в философии.
Источники познания в эпистемологии. Методы познания в эпистемологии. Основные положения «Критики чистого разума». Отрицание метафизики и «вещь-в-себе». Чувственное познание, рациональное познание и практика. Абсолютная и относительная истины в марксизме.
История последовательного развития античной философии. Философия эллинизма: школы киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев. Идеи атомизма в философии Эпикура. Нравственная философия, основанная на вере в жизнь, в возможности общества и человека.
Основные положения мировоззрения мыслителя, Эпикур как самый последовательный материалист из всех философов. Каноника Эпикура, космология его рассуждений об атомах и строении мира. Удовольствие как отсутствие страдания по Эпикуру, происхождение языка.
Характерные черты древнегреческой и древнеримской философии. Метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов (метод субъективной диалектики). Учение о нравственности. Взгляды Эпиктета на свободу (этика). Нравственная философия Сенеки.
Характеристика и особенности эллинистического периода в античной философии. Школы, их выдающиеся представители. Источники эпикуреизма. Биографический очерк жизни и творчества Эпикура, анализ его произведений и оценка вклада в развитие мировой философии.
Ознакомление жизненным путем и творчеством Эпикура. Характеристика восприятия, понятия и чувства как основных критериев истины по философии ученого. Создание теории о свободном отклонении атома. Законы этики, атеизма и лингвистики в работах философа.
Наивная диалектика милетцев, Гераклита и Анаксагора. Объективный идеализм Платона. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Философия Древнего Рима. Проблема несовпадения сущности и существования. Объективный идеализм пифагорейцев.