Что необходимо для театрального кружка
Как организовать работу театрального кружка.
На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.
Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.
Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.
Приведу несколько упражнений, которыми пользуюсь в работе.
1)И. п. встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох, задержать дыхание, полный выдох.
2)Глубокий вдох. Выдыхая, постукиваем по носу.
3)Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Затем наоборот.
4)И. п. тоже. На выдохе произносим пословицу, поговорку или скороговорку.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать.
На занятиях я использую следующие упражнения для развития голоса.
1)И. п. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки (м), (л), (н), или другие.
2)То же, что и в 1 упражнении, но с добавлением гласных звуков.
Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «6-ю рычагами»: громко- тихо, быстро- медленно, выше- ниже.
Очень важна хорошая дикция. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок
1)Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки, в различном темпе.
2)Произносим согласные вместе с гласными би- бе- ба- бо- бу- бы.
Проводится работа, со скороговорками работая с ними, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания: «Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, предостеречь, сообщить».
Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи, которые я даю на первых занятиях и на уроках чтения. В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
1. Перечитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть).
2. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию страха, радости).
3. Прочитай предложение с разной интонацией вопросительной (повествовательной, восклицательной).
Всем этим мы пользуемся на занятиях нашего кружка. Работа над выразительностью ведётся в течение всех репетиций сказки. После нескольких занятий посвящённых отработке интонации и заучиванию ролей переходим к репетициям с движениями. Очень важно чтобы дети могли правильно двигаться по сцене, изображать мимикой, жестами, то, что они хотят донести до зрителей. Затем проводятся репетиции на сцене со всеми декорациями и с микрофонами. Пользоваться микрофонами, тоже нужно учить. Как правильно держать микрофон, куда и как положить, кому передать, на одной репетиции этому не научишь.
Все декорации, костюмы мы готовим своими руками. Конечно не без помощи родителей.
Театральный кружок это большая трудоёмкая работа, но она приносит огромное удовлетворение и мне, и детям. Нашими зрителями являются родители, ребята из детских садов, ученики нашего лицея, малыши из детского дома. В детский дом мы привезли не только спектакль, но и подарки малышам: игрушки, одежду, книги. Посещение детского дома оставило в душах ребят неизгладимое впечатление.
За 30 лет моей работы в школе бало поставлено множество спектаклей : «Мешок яблок» и «Ёлка» Сутеева, спектакль по мотивам произведения В. Катаева «Цветик- семицветик». Благодаря этому спектаклю ученики смогли познакомиться с культурой нескольких стран. Ребята много узнали об Англии, Франции, Италии, Украине и конечно же о России, услышали их песни, увидели танцы. Красной нитью пролегающей по всему спектаклю является идея дружбы народов и мир на земле.
Все наши сказки музыкальные. Есть в них и песни и танцы. А в литературно- музыкальной композиции «Осенины» поют и танцуют все герои, получается настоящая опера.
Иногда сценарии дети приносят сами, я их изменяю, подстраивая под свой коллектив. Так по просьбе детей мы поставили сказку «Про Пима, Серёжку и их путешествие в аквариум» и сказку Маршака «Смех и слёзы». Первая сказка учит детей любить природу и заботиться о домашних животных. Основная мысль этой сказки «Мы в ответе за тех, кого приручили.» Вторая сказка о дружбе, взаимовыручке и о том, что если ты хочешь чего-то добиться, то нужно идти к поставленной цели не пугаясь никаких трудностей. Сценарий последней сказки был очень большим и трудным, но детям он очень понравился, поэтому ставить спектакль было легко.
Детям нравится перевоплощаться в разных сказочных героев: то становиться лисёнком, то рыбкой, а то превращаться в могущественного волшебника. Им нравится выступать на сцене, петь, танцевать, используя силу слова, мимику и жесты, раскрывать характер своего героя.
Конечно, постановка спектакля требует огромного труда, сил и времени, но это того стоит.
Глядя на детей, посещающих кружок, я вижу, как они меняются. Сцена помогает им раскрыть свои таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей. Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно выражать свои мысли и чувства. Кроме занятий в кружке ребята хорошо учатся, посещают спортивные секции и другие кружки. Всё это разносторонне развивает ребят. А главное они становятся активными, самостоятельными и уверенными в себе личностями.
Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант.
Ну очень творческий бизнес: как развивать театральную студию в небольшом городе
«Детям часто говорят: «Ты слишком много хочешь, прекрати мечтать…»
IT-инструменты, которые использует Елена Куватова
Елена Куватова из города Гагарин Смоленской области пять лет назад открыла театральную студию «Юнона». Помимо местных педагогов, в ней занимается с детьми действующий актёр из Москвы. Работа и развитие проекта осложняются тем, что Гагарин – небольшой районный центр с населением в 29 тысяч человек. И многие родители считают, что занятия в театральной студии не нужны их детям. О том, как в провинциальном городе находить возможности для развития своего проекта, порталу Biz 360. ru рассказала Елена Куватова.
Елена Куватова с детства интересовалась театром и сценой, но связать с ними свою жизнь и бизнес получилось не с первой попытки. В школе она была участницей команды КВН. Логичным шагом стала попытка поступить в театральный институт, но Елена потерпела неудачу.
В 2014 году на маникюр к ней пришла знакомая, которая работала в администрации Гагарина. Она рассказала, что через полтора года будет ликвидирован городской дом культуры. И зная об этом, в это учреждение никто не хотел идти работать. Елена Куватова увидела в этом свой шанс и решила устроиться на должность методиста. Её приняли на работу, тогда же она поступила на заочное отделение в Смоленский институт культуры.
Весной 2015 года в местном ДК проводили «Гагаринские чтения» – мероприятие, приуроченное ко дню рождения Юрия Гагарина. На него пригласили актёра Ярослава Жалнина, сыгравшего главную роль в фильме «Гагарин. Первый в космосе». Елене Куватовой поручили встретить актёра и его супругу, показать им город. У неё с гостями завязались дружеские отношения, и Ярослав пригласил Елену в Москву на празднование своего дня рождения в конце марта.
Елена поделилась этой идеей с Ярославом Жалниным. Замысел ему понравился, он попросил составить бизнес-план. Так как опыта в бизнесе у Елены не было, на это ушло примерно полгода. В это время она пыталась предложить «театральную» идею предпринимателям в своём родном городе, но не встретила у них понимания.
В результате она решила развивать проект самостоятельно. Преподавать в новой студии она уговорила Ярослава Жалнина. В сентябре он провёл первый мастер-класс в городском доме культуры Гагарина. Елена Куватова рассчитывала, что занятие соберёт около 30 детей. Но реальность превзошла эти ожидания – пришло около 50 человек.
Осенью 2016 стало понятно, что необходимо нанимать ещё одного педагога. Им стала жительница Гагарина, получавшая в тот момент образование преподавателя-психолога. Студия готовила к постановке первые спектакли. Из-за притока новых учеников выручка проекта увеличилась, но прибыль по-прежнему оставалась очень небольшой.
Проект существовал в таком состоянии до 2018 года. И всё это время он, по сути, не был бизнесом. Только в 2018 году Елена зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и стала более системно подходить к развитию своего дела.
Основательница «Юноны» понимала, что для ей не хватает знаний о бизнесе. Она стала интересоваться, можно ли где-то получить необходимое образование. И в 2018 году нашла бесплатную программу в Фонде поддержки социальных проектов.
Чтобы стать участником программы, нужно было пройти конкурсный отбор. На защите своего проекта Елена рассказала, что хочет развивать театральную студию за счёт появления новых дисциплин и новых педагогов в штате. Она попала в акселератор, по окончания которого стала одним из трёх победителей программы.
Но обучение не прошло даром. После него Елена Куватова задумалась о необходимости собственного помещения для «Юноны». Она уточнила в администрации города Гагарин, какие помещения сдаются в аренду. Ей показали два здания, в одном из которых раньше размещалось ПТУ.
Вместо зала в районном доме культуры «Юнона» получила здание площадью 120 квадратных метров. Ремонт удалось завершить за полгода. Для финансирования этих работ Елене пришлось оформлять потребительские кредиты.
В студии «Юнона» работают четыре педагога – по актёрскому мастерству и хореографии. Также преподавание ведут Ярослав Жалнин, приезжающий в Гагарин раз в неделю, и сама Елена Куватова. Дети в возрасте от 3 до 17 лет занимаются хореографией, актёрским мастерством и созданием декораций для постановок.
Летом студия проводит киномастерские и актёрские площадки. Дети вместе с педагогами снимают несколько фильмов, продолжительностью 3-7 минут, занимаются видеоблогингом. Они учатся писать сценарий, снимать видео, выступать в роликах как актёры.
У студии есть несколько социально-значимых проектов, которые не являются дополнительным источником дохода «Юноны». Например, воспитанники студии регулярно устраивают постановки для детей с ограниченными возможностями, педагоги проводят для них бесплатные мастер-классы.
С 2017 года Елена Куватова и её коллеги организовывают фестиваль «Давай удивляй». В нём принимают участие детские студии и коллективы из Смоленской и Московской областей (около 300 человек). В течение дня они не только соревнуются в театральном искусстве, но и знакомятся с профессиональными актёрами. Эти мероприятия «работают» на имя студии и на расширение деловых знакомств.
Месяц занятий в студии «Юнона» по театральному направлению стоит 2500 рублей. Для детей до 8 лет цена несколько ниже – 2200 рублей в месяц. Отдельно оплачиваются занятия хореографией, они стоят 1500 рублей в месяц.
Выручка студии «Юнона», по словам её основательницы, составляет 200 тысяч рублей в месяц. Летом количество воспитанников сокращается, поэтому и доход в летние месяцы меньше. Практически весь доход от занятий уходит на погашение кредитов, взятых на ремонт помещения. Их Елена планирует выплатить в течение ближайших 2-3 лет.
По словам Елены Куватовой, развивать театральную студию в городе с населением в 29 тысяч человек довольно сложно. Многие родители считают, что занятия в ней не важны для их детей и не пригодятся им в дальнейшей жизни.
Некоторые родители запрещают учащимся 9-11 классов ходить в студию «Юнона», даже если они занимались там на протяжении нескольких лет. Причина – выпускные экзамены в школе. Родители делают выбор за детей в пользу усиленной подготовки и в ущерб всестороннему развитию.
Время, когда студия «Юнона» не могла вести работу, было использовано для проведения небольшого ремонта. Им занимался супруг предпринимательницы – Артём. Как считает Елена, теперь их студия – лучшее культурное пространство для детей в городе.
В августе «Юнона» возобновила занятия и объявила набор новых групп. Но учеников было мало. Для проекта август стал первым после начала пандемии месяцем с доходом, пусть и небольшим. Это позволило погасить часть долгов за коммунальные услуги. На время режима самоизоляции студия была освобождена от арендных платежей.
Сейчас студия «Юнона» ведёт набор по двум новым направлениям – журналистика и школа моделей. В помещениях студии соблюдаются все санитарные нормы, педагогам и ученикам измеряют температуру перед началом занятий.
В 2020 году Елена Куватова выиграла со своим проектом региональный этап конкурса «Молодой предприниматель-2020» в номинации «Социальное предпринимательство». Также ей удалось победить в региональном отборе конкурса «Бизнес-успех». К участию в конкурсе её мотивировали знакомые предприниматели, которые выиграли конкурс годом ранее.
Елена рассчитывала до наступления пандемии увеличить количество детей, занимающихся в её студии, до 200 человек в месяц. Этому, в частности, должны были способствовать новые направления в деятельности «Юноны». Но сейчас этот план придётся отложить до более благоприятных времён.
Статья на тему «Организация работы школьного театрального кружка»
Организация работы школьного театрального кружка
(из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Ягринская гимназия» Савицкой Светланы Валерьевны)
Мой опыт деятельности по организации работы театрального кружка составляет три года. Начинала я работу с учениками второго класса, продолжила работать с этими же ребятами в третьем классе. Перейдя работать в другое образовательное учреждение, организовала театральный кружок на базе группы продленного дня, где были собраны ребята из первых классов. Я расскажу о том, как всё начиналось.
В связи с внедрением ФГОС НОО для каждого класса выделены 10 часов занятий внеурочной и кружковой работы. Выбирая вид деятельности, занятия которой я могла бы предложить учащимся своего класса, проанализировала направления работы, уже организованные в нашей школе. Оказалось, что работали различные спортивные секции, проводились занятия хорового пения, декоративно-прикладного творчества, а театрального кружка не было. Следовательно, это направление работы можно было осваивать.
Теперь нужно было заручиться поддержкой родителей учеников. На родительском собрании я рассказала о своем намерении в следующем учебном году проводить занятия театрального кружка. Объяснила, для чего нужен этот кружок, какие цели и задачи ставлю перед собой и ребятами. Родители меня поддержали.
Профессионального театрального образования у меня нет. Когда-то, будучи ученицей, я посещала занятия кукольного кружка при Доме пионеров города Северодвинска. Принимала участие в постановках кукольных спектаклей, выступала на сцене вместе с другими ребятами. Но это было очень давно. Поэтому во время летних каникул я читала литературу по теме организации театрального кружка, изучала уже составленные рабочие программы. Мне важно было определить виды работы, которые могут быть использованы при организации занятий, выстроить структуру проведения самого занятия и понять к какому результату на конец первого года работы можно прийти. На основе этого я составила свою программу. Кружок назвала «Театральная шкатулка». (Приложение 1)
Теперь я знала, по каким направлениям строится работа театрального кружка. Это: основы театральной культуры, ритмопластика, культура и техника речи, театральная игра и работа над спектаклем. Я изучила цели и задачи каждого направления работы, ознакомилась с тем, к каким результатам в работе следует стремиться.
А вот с построением конкретного занятия дело обстояло сложнее. Я столкнулась с такой проблемой: не все предлагаемые виды работы были интересны детям. Наиболее значимыми и интересными для ребят оказались: артикуляционная гимнастика, работа над дыханием, произнесение скороговорок, работа с пантомимами, диалоги в стихотворной форме и игры, направленные на создание образов животных, людей или каких-либо предметов. Используя эти виды работ, я выстроила структуру занятия.
Скороговорки, темы для пантомим, а также различные упражнения для проведения артикуляционной гимнастики найти было несложно. Труднее оказалось найти интересные диалоги в стихотворной форме. Такие диалоги ребята запоминали легче и работать им было интереснее. При работе над стихотворением можно было меняться партнерами, и, в этом случае, диалог приобретал новую окраску. Текст этих стихотворений я набирала цветным шрифтом, выделяя определенным цветом слова каждого персонажа. На одном листе обычно помещалось 4 диалога в стихах. Количество листов соответствовало количеству студийцев. (Приложение 1, Приложение 2)
Сценарии для постановок спектаклей я тоже искала в стихотворной форме. Помог сайт Олеси Емельяновой. Там я нашла сценарии сказок «Репка» и «Теремок». Листы со сценарием сказок я печатала по тому же принципу: разным цветом шрифта набирала слова разных персонажей. Словам каждого персонажа соответствовал свой цвет шрифта. Количество текстов со сценарием соответствовало количеству ребят. (Приложение 3)
В работе над спектаклем одной из трудностей было распределение ролей. Главные роли и еще выигрышные роли (с точки зрения ребят) хотели играть все. Приходилось объяснять особенность каждого героя, неповторимость и привлекательность его образа. К спектаклю готовилось два состава актеров. На репетициях они могли подменять друг друга, а также увидеть со стороны исполнении ролей другими актерами, подметить удачные интонации, движения.
В процессе работы я наблюдала, как меняются дети. Как сложно им было работать над дыханием, как нелегко давалось произнесение скороговорок, как непривычно было раскрепостить себя в работе с пантомимой, как волновались, выходя на сцену (пространство перед доской) для показа сценки или отдельного образа. Были дети, которые приходили на занятия и долгое время с последнего ряда просто наблюдали за работой других ребят. Но и эти дети с течением времени стали принимать активное участие в работе кружка: так же, как и все исполнять пантомимы, участвовать в сценках. Работу на занятиях я часто организовывала в парах, причем в парах сменного состава. Благодаря этому, никто не оставался вычеркнутым из общей деятельности, а ребята могли увидеть творческие способности всех одноклассников, поучиться друг у друга интонациям, движениям, приобретали умение договариваться. В дальнейшем, ребята стали сами проводить артикуляционную гимнастику, придумывать образы для пантомимы. Стали пробовать при новые интонации, изменять манеру поведения своих персонажей. Перед работой над новыми образами мы вместе с ребятами давали характеристику каждому герою, следуя которой, пробовали подходящие интонации и манеру его движений. На занятиях мы часто возвращались к уже изученным сценкам, разыгрывали их, анализировали, что у каждой пары актеров получилось хорошо, над чем можно еще поработать. Видно было, что дома дети репетируют, стараясь показать на следующем занятии персонажа сценки по-другому, с другими интонациями, с другой манерой поведения. Новые образы часто выглядели удачно и находили поддержку и одобрение у кружковцев.
Отчетным мероприятием стал новогодний концерт для родителей, состоявший из сценок (диалогов в стихотворной форме) и спектакля «Теремок». Подготовиться к этому представлению помогли родители учащихся. Они подобрали костюмы героям сказки, изготовили из фанеры теремок, за стенами которого помещались все персонажи. Этот теремок мог складываться, когда медведь должен был разрушить его. Концертом были довольны все: и дети, и родители.
Позже сказку «Теремок» мы показали перед первоклассниками нашей школы. Затем 09.02.2017 перед слушателями очно-заочных курсов повышения квалификации «Деятельность педагога-организатора (старшего вожатого) в условиях стандартизации образования» при АО ИОО, показали открытое занятие.
Работа театрального кружка оказалась успешной. Участие детей в театрализованной деятельности повлияло на обогащение словарного запаса детей, на развитие творческих способностей. Ребята научились импровизировать, фантазировать, воображать, взаимодействовать с людьми, уметь делать выбор, находить выход в различных ситуациях. Умения, приобретенные в театрализованных играх, дети стали использовать в повседневной жизни.
Театральный кружок в школе: программа, сценарии, пьесы
Особенности занятий
План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.
Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.
Программа театрального кружка
Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:
Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.
Работа с детьми
Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.
Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.
На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.
Задачи театрального кружка
Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.
Что получает ребенок вследствие посещения кружка?
Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?
Кому стоит посещать кружок?
Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.
Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.
Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, «ходят на голове», «стоят на ушах» и занимаются прочими полезными делами!
Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.
Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?
Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.
Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.
Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка «Кошкин дом», «Красная шапочка», и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как «Царевна-Лягушка», «Сказка о царе Салтане». Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.
Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.
С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).
Часто допускаемые ошибки руководителя кружка
Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.
Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.
Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.
Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.
Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.
Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.
Этапы подготовки спектакля
Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.
Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?
Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.
Особенности работы со старшеклассниками
Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.
Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.
Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.
Заключение
Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.
Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!