Что необходимо для создания информационного обеспечения

Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Взаимодействие с государством активно переводится в интернет. Это не только упрощает многие процессы, но и накладывает определенную ответственность на пользователей, так как большинство государственных информационных систем обрабатывает персональные данные.

Защита ГИС — не равно защите персональных данных

В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).

Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.

На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.

Как отличить ГИС от неГИС

Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:

Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:

Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).

Защитить информацию в ГИС и провести аттестацию помогут специалисты
Контур-Безопасность.

Это ГИС. Что делать?

Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.

Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

Угрозы безопасности информации определяются по результатам

2. Сформировать требования к системе обработки информации.

Требования к системе должны содержать:

3. Разработать систему защиты информации информационной системы.

Для этого необходимо провести:

4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

5. Аттестовать ИСПДн:

Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Тема 2. Информационные системы

Дать представление об информационной системе (ИС), о ее структуре и назначении. Рассмотреть определения информационной системы, используя различные подходы к трактовке ее архитектуры и выполняемых ею функций. Дать представление об автоматизированных информационных системах (АИС).

Оглавление

1. Информационные системы

1.1. Понятие информационной системы

Обычно под системой понимается совокупность объектов и связей между ними. В процессе изучения информационных систем применяется системный подход, заключающийся в том, что система рассматривается как совокупность взаимосвязанных объектов, функционирование которых направлено на достижение общей цели.

Понятие информационной системы, как и понятие информации, в настоящее время следует считать интуитивным. В связи с этим рассмотрим несколько определений информационной системы, принятых в соответствии с тем или иным подходом к ее изучению.

Все перечисленные действия представляют собой информационные процессы. Поэтому можно утверждать, что информационная система – это система, в которой реализуются информационные процессы.

В этом случае можно рассмотреть более узкую трактовку понятия «информационная система», которая позволяет определить архитектуру информационной системы и решаемые ею задачи.

Информационная система представляет собой средство преобразования информации, т. е. она способна выдавать выходные данные как результат преобразования входных данных. Следовательно, можно утверждать, что это – черный ящик с неизвестной внутренней структурой (рис. 2.1). Самым общим описанием такого «черного ящика» является характеристика вход-выход.

Подобный подход к определению ИС используется в современных стандартах. В международном стандарте ISO 12207 информационная система определена как объединение одного или более процессов, аппаратных и программных средств, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

В этом определении следует обратить внимание на включение в систему помимо естественных технических элементов (аппаратные средства и оборудование, программное обеспечение), людей как пользователей, так и сопровождающих ее в процессе эксплуатации. Важным моментом в определении служит понятие целей, ради которых разрабатывается и затем используется система.

Такое определение используется в комплексе стандартов ГОСТ 34, который ориентирован на разработку и эксплуатацию автоматизированных систем. В ГОСТ 34.603-90, система – это персонал и средства автоматизации его деятельности, реализующие информационную технологию выполнения установленных функций.

И вновь в определении связываются вместе техника (средства автоматизации), люди (персонал) и решаемые задачи (функции) (рис. 2.2).

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

1.2. Функциональные и обеспечивающие подсистемы

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по функциональному или структурному признаку.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структурный признак позволяет рассматривать подсистему как составляющий элемент общей структуры информационной системы независимо от сферы применения. В этом случае подсистему называют обеспечивающей. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем:

Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Информационное обеспечение предназначено для своевременного формирования и выдачи достоверной информации при принятии управленческих решений.

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, обеспечивающих работу информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Техническое обеспечение предназначено для реализации технологических процессов хранения, обработки и передачи информации в системе.

Комплекс технических средств составляют:

К средствам математического обеспечения относятся:

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация к ним.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения часто встречающихся задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его в состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, тестовый и контрольный примеры.

Организационное обеспечение предназначено для упорядочивания всех технологических процессов в информационной системе, что особенно необходимо в связи с наличием в ней человеческого фактора: пользователей, разработчиков, обслуживающего персонала и др.

Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регулирующих создание и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации, а также юридический статус ее функционирования.

Правовое обеспечение предназначено для определения юридического статуса информационной системы, который должен определить порядок и правила работы с информацией в системе.

Лингвистическое обеспечение – это совокупность средств и правил для формализации естественного языка, которые используются при общении пользователей и эксплуатационного персонала ИС с комплексом средств автоматизации при функционировании ИС.

Таким образом, информационная система – сложный объект, включающий разнообразные элементы. Объединение их в указанные обеспечения позволяет систематизировать понятие информационной системы и получить правильное представление о составе ИС и ее архитектуре. На рис. 2.3 приведена структура ИС, отдельные блоки которой соотнесены с перечисленными выше обеспечивающими подсистемами.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Рис. 2.3
ВхД – входные данные; ВыхД – выходные данные; СА – средства автоматизации

1.3. Автоматизированные информационные системы

Информационные системы могут быть поделены на два класса: неавтоматизированные (традиционные, без применения технических средств) и автоматизированные, реализованные на компьютере в виде некоторого программного продукта. Необходимость автоматизации обусловлена тем, что современные крупные проекты ИС характеризуются рядом особенностей, из которых можно выделить следующие:

Моделирование сложных систем необходимо потому, что человек не в состоянии охватить и понять проект системы целиком. Существуют пределы в понимании сложных вещей. Это можно продемонстрировать на примере архитектуры. Если вы хотите построить сарай во дворе, вам достаточно просто начать строительство. Когда вы планируете построить новый дом, вам наверняка потребуется чертеж. А для возведения небоскреба он будет просто необходим. Этот же пример можно привести и для разработки системы и ее программного обеспечения. Изучая работу отдельного фрагмента, невозможно представить схему всего проекта целиком, а создание модели системы позволяет представить общую картину взаимодействия ее узлов без углубления в детали реализации отдельных элементов;

1.4. Преимущества использования автоматизированных информационных систем

Применение автоматизированных информационных систем в экономике обеспечивает :

Вместе с тем применение АИС в экономике позволяет:

Значение и преимущества использования АИС трудно переоценить, поскольку в этом случае наблюдается рост эффективности компании за счет появления новых возможностей. Например, анализ информации о посетителях аттракционов одного из французских курортов вызвал срочную переориентацию рекламы аттракционов на обслуживание семейных заездов из числа местных жителей вместо привлечения туристов из других регионов. После этого доходы владельцев аттракционов резко возросли.

Использование АИС позволяет также повысить внутриорганизационную производительность и улучшить управление бизнесом. Например, используя информацию из кассовых аппаратов, АИС учитывает темпы продажи отдельных видов продукции. Проведенный учет и последующий анализ позволяют запускать в производство очередную партию изделий, определенного наиболее продаваемого типа.

И, наконец, применение автоматизированных информационных систем способствует улучшению обслуживания клиентов. Например, информация для клиентов может поощрять дальнейшие сделки или покупки, а может отпугивать потенциальных партнеров или покупателей, а анализ и обработка результатов производятся с помощью АИС.

1.5. Примеры построения и применения автоматизированных информационных систем

По принципу построения информационные системы можно разделить на три вида:

Текстографические ИС – это системы, в которых осуществляются хранение, обработка и передача текста, графики и звука. Такие системы реализуются в виде электронных учебников, тестеров, проверяющих знания, Web-сайтов и др.

Схема текстографической информационной системы показана рис. 2.4. Она содержит графический интерфейс пользователя и файлы текстового, графического и звукового видов. Входные данные в виде запросов системе поступают от пользователя и обрабатываются с использованием указанных файлов.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Текстовые, графические и звуковые файлы образуют в графическом интерфейсе необходимое представление текстовых, графических и звуковых данных. Входные данные (текстовые сведения, адреса, числа) можно вводить в специальные поля графического интерфейса. Получая с помощью графического интерфейса информацию, пользователь может изменять входные данные, осуществляя их уточнение или конкретизацию.

Примером служит почтовый сайт mail. ru, с помощью которого решаются следующие задачи:

Расчетные ИС с таблицами ориентированы на табличные процессоры. Применение таких систем ограничено рамками одной организации, где удобно и просто реализован обмен документами в табличной форме. Рассматриваемые информационные системы представляют собой совокупности файлов, которые выполняются в среде табличного процессора.

Схема информационной системы, использующей расчетные таблицы, показана на рис. 2.5.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Таблицы системы делятся на справочные таблицы и связанные с ними с помощью ссылок результирующие таблицы. Последние таблицы связаны тоже ссылками с таблицами для печати, которые позволяют получить распечатки результатов расчетов. Их можно оформить в виде диаграмм. Пользователь работает с таблицами с помощью Формы ввода данных. Примером расчетных информационных систем служит небольшая система БизнесПланМ.

ИС может разрабатываться в двух вариантах: интерпретирующем и исполняемом.

При интерпретирующем варианте используется Табличный процессор ( Excel), который находится в активном состоянии и позволяет вводить новые данные, выполнять расчеты с использованием справок и получать выходную форму и графики.

Обычно такая АИС открыта для изменений, при которых может производиться дополнение справочными таблицами, дополнение расчетными таблицами, корректировка входной и выходной форм и изменение вида графиков.

При исполняемом варианте АИС готовый ЕХЕ-файл закрыт для изменений. Такой вариант более компактный и более быстродействующий.

Информационные системы, основанные на базах данных, имеют наиболее широкое применение и выполняются в виде:

Схема такой информационной системы показана на рис. 2.6.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

База данных системы общается с приложениями Приложение 1. Приложение N. Приложением в такой информационной системе считается набор запросов к базе данных, форм для просмотра результатов поиска, макросов и отчетов. Пользователь через меню формирует задания приложениям, задает исходные данные, получает выходные данные в виде отчетов.

При интерпретирующем варианте используется СУБД, которая находится в активном состоянии и позволяет пополнять БД, редактировать записи БД и получать ответы на запросы. Обычно такая АИС является открытой и дает возможность модифицировать структуру БД и корректировать приложения (формы, модули с запросами, отчеты).

При исполняемом варианте АИС имеется готовый ЕХЕ-файл, который реализует все запрограммированные действия. Обычно такая АИС является закрытой и не позволяет никому производить изменения в ее структуре.

Источник

ТЕМА 1.6. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Оглавление

1.6.1. Основные понятия программного обеспечения информационного процесса

Основные понятия

Возможности компьютера как технической основы информационных процессов и технологий обработки данных связаны с используемым программным обеспечением (программами).

Программа упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения задачи.

При реализации информационных процессов с помощью компьютеров широко используются термины « задача» и « приложение».

Технологические задачи ставятся и решаются при технологическом процессе обработки информации на компьютере. Технологические задачи являются основой для разработки сервисных средств программного обеспечения в виде утилит, сервисных программ, библиотек процедур и др. , применяемых для обеспечения работоспособности компьютера, разработки других программ или обработки данных функциональных задач.

Функциональные задачи появляются и требуют решения при реализации функций управления в рамках информационных систем предметных областей. Например, управление деятельностью торгового предприятия, планирование выпуска продукции, управление перевозкой грузов, информационный поиск в базе данных и т.п. Функциональные задачи в совокупности образуют предметную область и полностью определяют ее специфику.

Предметная (прикладная) область (application domain) совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей.

Для решения задач могут использоваться алгоритмы, типовые модели и методы решения задач, представленные в готовых программных продуктах. В этом случае осуществляется адаптация программного продукта к условиям конкретного применения. Во всех остальных случаях разрабатываются оригинальные алгоритмы и программы реализации комплекса задач.

Программирование ( programming )- теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.

Программирование является собирательным понятием и может рассматриваться и как “наука”, и как “искусство”, на этом основан научно-практический подход к разработке программ.

Программирование базируется на комплексе научных дисциплин, направленных на исследования, разработку и применение специализированного инструментария создания программ. При разработке программ используются ресурсоемкие и наукоемкие технологии, высококвалифицированный интеллектуальный труд, что также определяет специфику этой сферы деятельности.

В связи с ростом потребности в разнообразных программах обработки данных весьма актуален вопрос применения эффективных технологий программирования и их перевода на промышленную основу. Это означает:

Понятие программного продукта

Этот признак классификации является определяющим. Он позволяет изменить статус программы, вместо “подсобного” инструментария обработки данных она превращается в “основное средство”. Таким образом, в зависимости от вида “потребителя” различают программы “внутреннего” применения и программные продукты (изделия) для “внешнего” распространения.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Рис. 1. Классификация программ по категориям пользователей

Утилитарные программы (“программы для себя”) предназначены для удовлетворения нужд их разработчиков. Чаще всего, утилитарные программы выполняют роль сервиса в технологии обработки данных, либо являются программой решения функциональной задачи, не предназначенной для широкого распространения.

Программные продукты (изделия) предназначены для удовлетворения потребностей пользователей, широкого распространения и продажи, также как и прочие изделия, являющиеся предметом купли-продажи или обмена .

Программный продукт должен быть соответствующим образом подготовлен к эксплуатации, иметь необходимую техническую документацию, предоставлять сервис и гарантию надежной работы программы, иметь товарный знак изготовителя, а также желательно наличие кода государственного классификатора. Только при таких условиях созданный программный комплекс может быть назван программным продуктом.

Программные продукты могут создаваться как:

При индивидуальной разработке фирма-разработчик создает оригинальный программный продукт, учитывающий специфику обработки данных для конкретного заказчика.

Программные продукты, в отличие от традиционных изделий, не имеют строго регламентированного набора качественных характеристик, задаваемых при создании программ, либо эти характеристики невозможно заранее точно указать или оценить, так как одни и те же функции обработки, обеспечиваемые программным средством, имеют различную глубину проработки. Даже время и затраты на разработку программных продуктов не могут быть определены с большой степенью точности заранее.

Основными характеристиками программ являются:

1.6.2. Классификация программного обеспечения

Классификация по сфере использования

Программные продукты можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим классификацию, в которой основополагающим признаком является сфера (область) использования программных продуктов:

Для поддержки информационной технологии в этих областях выделим соответственно три класса программных продуктов, представленных на рис.2:

Системное программное обеспечение

Программные продукты данного класса носят общий характер применения, независимо от специфики предметной области. К ним предъявляются высокие требования по надежности и технологичности работы, удобству и эффективности использования.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Рис. 2. Классификация программного обеспечения

Системное программное обеспечение направлено:

Операционная система предназначена для планирования и управления вычислительными ресурсами компьютера, для управления выполнением прикладного программного обеспечения. В этом классе программных продуктов наиболее широкое распространение получили операционные системы Windows (фирма Microsoft), OS/2 (фирма IBM), Unix (свободнораспространяемая).

Сервисное программное обеспечение составляют программы и программные комплексы, обеспечивающие:

Инструментарий технологии программирования

Программные продукты данного класса обеспечивают процесс разработки программ и включают специализированные программные инструментальные средства разработчика. Они поддерживают все технологические этапы процесса проектирования, программирования (кодирования), отладки и тестирования создаваемых программ. Пользователями инструментария технологии программирования являются системные и прикладные программисты. В своей работе они ориентируются на то программное обеспечение компьютерной техники, в среде которого предполагается эксплуатация создаваемых ими программ.

Это направление программного обеспечения в настоящее время проходит этап бурного развития, что обусловлено переходом на промышленную технологию производства программ, стремлением к сокращению сроков, трудовых и материальных затрат на производство и эксплуатацию программ, обеспечению гарантированного уровня их качества.

Инструментарий технологии программирования можно разделить на два подкласса, ориентированных на:

В рамках этих направлений сформировались следующие группы программных продуктов:

Локальные средства и интегрированные инструментальные среды разработчиков программ наиболее представительны и базируются на разнообразных языках программирования. Это обусловлено историей их создания и развития, относительной доступностью по цене для широкого круга разработчиков, приемлемыми требованиями к техническому комплексу процесса разработки.

Некоторые CASE-технологии ориентированы только на системных проектировщиков и предоставляет специальные графические средства для изображения различного вида моделей, например, диаграммы потоков данных (DFD), диаграммы “сущность-связь” (ERD) и пр.

Другой класс CASE-технологий поддерживают этапы жизненного цикла только разработки программ, включая:

Большинство CASE-технологий использует также метод “прототипов” для быстрого создания программ на ранних этапах разработки. Кодогенерация программ осуществляется автоматически.

Прикладное программное обеспечение

Программные продукты данного класса служат программным инструментарием решения функциональных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации функциональных задач различных предметных областей.

Прикладное программное обеспечение комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса или конкретной предметной области.

Данный класс программных средств наиболее представителен, что обусловлено, широким применением средств компьютерной техники во всех сферах деятельности человека, созданием автоматизированных информационных систем различных предметных областей.

Примерная классификация прикладного программного обеспечения представлена на рисунке 3.

Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть фото Что необходимо для создания информационного обеспечения. Смотреть картинку Что необходимо для создания информационного обеспечения. Картинка про Что необходимо для создания информационного обеспечения. Фото Что необходимо для создания информационного обеспечения

Рис. 3. Классификация прикладного программного обеспечения

Проблемно-ориентированное программное обеспечение образует самый представительный класс программных продуктов, внутри которого проводится классификация по разным признакам:

Для некоторых предметных областей возможна типизация структуры данных и алгоритмов их обработки. Это привело к созданию рынка программных продуктов, предназначенных для:

Наиболее важно для данного класса программных продуктов создание дружественного интерфейса для конечных пользователей.

Основные тенденции в области развития проблемно-ориентированных программных средств:

Для подобного класса программ высоки требования по оперативности обработки данных (например, пропускная способность для банковских систем должна составлять несколько сот транзакций в секунду). Также велики объемы хранимой информации, что обусловливает повышенные требованию к средствам администрирования данных (актуализации, копирования, обеспечения производительности обработки данных).

Программное обеспечение автоматизированного проектирования предназначено для поддержания работы конструкторов и технологов, связанных с разработкой чертежей, схем, диаграмм, графическим моделированием и конструированием, созданием библиотеки стандартных элементов (темплетов) чертежей и их многократным использованием, созданием демонстрационных иллюстраций и мультфильмов.

Отличительной особенностью этого класса программных продуктов являются высокие требования к технической части системы обработки данных, наличие библиотек встроенных функций, объектов, интерфейсов с графическими системами и базами данных.

Инструментальная среда конечного пользователя содержит широкий перечень программных продуктов, поддерживающих преимущественно информационные технологии конечных пользователей. Кроме конечных пользователей этими программными продуктами за счет встроенного программного инструментария могут пользоваться и программисты для создания усложненных программ обработки данных.

Методо-ориентированное программное обеспечение включает программные продукты, обеспечивающие математические, статистические и другие методы решения задач для любой предметной области.

Наиболее распространено программное обеспечение методов математического программирования, решения дифференциальных уравнений, имитационного моделирования, исследования операций. Программные продукты этого класса могут быть автономными и встроенными. Например, в электронной таблице Excel встроен пакет анализа данных, обеспечивающий широкий набор статистических методов, а также пакет «поиск решения», реализующий метод линейного программирования. Примером автономного программного продукта может служить Microsoft Project, где реализован метод сетевого планирования и управления. Это обеспечило менеджеров проектов достаточно мощным инструментарием планирования и анализа профессиональной деятельности.

Офисное программное обеспечение составляют программы, обеспечивающие организационное управление деятельностью офиса, в том числе:

Интегрированные пакеты имеют в своем составе следующие типовые компоненты:

Компоненты интегрированных пакетов могут работать изолированно друг от друга, но основные достоинства интегрированных пакетов проявляются при их разумном сочетании друг с другом. Пользователи интегрированных пакетов имеют унифицированный для различных компонентов интерфейс, тем самым обеспечивается относительная легкость процесса их освоения.

Интегрированные пакеты эффективны при групповой работе в сети многих пользователей. Так, из прикладной программы, в которой находится пользователь, можно отправить документы и файлы данных другому пользователю, при этом поддерживаются стандарты передачи данных в виде объектов по сети или через электронную почту.

Настольные издательские системы включает программы, обеспечивающие информационную технологию компьютерной издательской деятельности:

Программные средства мультимедиа предназначены для создания и использования аудио- и видеоинформации. Программные продукты мультимедиа заняли лидирующее положение на рынке в сфере библиотечного информационного обслуживания, процесса обучения, организации досуга. Базы данных компьютерных изображений произведений искусства, библиотеки звуковых записей составляет основу для прикладных обучающих систем, компьютерных игр, библиотечных каталогов и фондов и пр.

Интеллектуальные системы реализует отдельные функции интеллекта человека. Основными компонентами систем искусственного интеллекта являются база знаний, интеллектуальный интерфейс с пользователем и программа формирования логических выводов. Их разработка идет по следующим направлениям:

Выводы

В данной теме рассматриваются основные понятия и классификация программного обеспечения информационных процессов. Приводятся определения и разъяснение таких терминов, как: программа, программное обеспечение, задача, приложение, предметная (прикладная) область, постановка задачи, алгоритм и его свойства, программирование, программный продукт, сопровождение программного продукта. Приводится описание классификации программного обеспечения по сфере использования: системное, прикладное, инструментарий технологии программирования. В каждом классе выделяются подклассы, для которых определяется назначение и их особенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *