Что необходимо предусмотреть чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков ответ
Что необходимо предусмотреть чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков ответ
города Курчатова Курской области
Кодирование информации (шифрование)
Кодирование информации
1. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: «Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ«. Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков?
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
3. Используя кодировочную таблицу на рис. 3, расшифруйте текст: 25201538350304053835111503040038
4. Придумайте свою кодировочную таблицу и зашифруйте с ее помощью свой домашний адрес.
5. «Шифры замены». Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы.
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?
6. Используя кодировочную таблицу, приведенную на рис. 4, зашифруйте свое имя и фамилию.
8. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.
10. Слово НССРХПЛСГХСА получено с помощью шифра Виженера ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово.
12. Зашифруйте по правилу из задачи 11 слова ИНФОРМАЦИЯ, ПРАВИЛА, АЛГОРИТМ.
13. Придумайте свой шифр перестановки и с его помощью зашифруйте свое имя и фамилию.
Кодирование информации
Дана кодовая таблица флажковой азбуки
Рис. 1 |
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
С помощью флажковой азбуки (рис. 1.) зашифруйте фразу «Учение да труд к славе ведут».
С помощью флажковой азбуки (рис. 1.) запишите свое имя и фамилию.
Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Рис. 2 |
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
Закодируйте с помощью азбуки Морзе (рис. 2.) слова ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
Закодируйте с помощью азбуки Морзе (рис. 2.) свое имя и фамилию.
Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 46151. Как зовут мальчика?
Рыбаки сделали во льду 3, 7, 2, 7, 8, 9, 11 и стали ловить рыбу.
А теперь прочитайте пословицу: 1, 2, 3, 4, 5, 1, 6 7, 8, 9, 10, 11 9, 4, 7, 4, 13, 12, 14
Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: «Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ». Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
1 | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С |
2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ |
3 | Ы | Ь | Э | Ю | Я | _ | . | , | ? |
4 | : | ; | — | ! | « |
Рис. 3. |
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
Используя кодировочную таблицу на рис. 3, расшифруйте текст: 25201538350304053835111503040038.
Придумайте свою кодировочную таблицу и зашифруйте с ее помощью свой домашний адрес.
«Шифры замены». Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р |
21 | 37 | 14 | 22 | 01 | 24 | 62 | 73 | 46 | 23 | 12 | 08 | 27 | 53 | 35 | 04 |
40 | 26 | 63 | 47 | 31 | 83 | 88 | 30 | 02 | 91 | 72 | 32 | 77 | 68 | 60 | 44 |
10 | 03 | 71 | 82 | 15 | 70 | 11 | 55 | 90 | 69 | 38 | 61 | 54 | 09 | 84 | 45 |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
20 | 13 | 59 | 25 | 75 | 43 | 19 | 29 | 06 | 65 | 74 | 48 | 36 | 28 | 16 |
52 | 39 | 07 | 49 | 33 | 85 | 58 | 80 | 50 | 34 | 17 | 56 | 78 | 64 | 41 |
89 | 67 | 93 | 76 | 18 | 51 | 87 | 66 | 81 | 92 | 42 | 79 | 86 | 05 | 57 |
Рис. 4. |
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?
16 | 55 | 54 | 10 | 69 | 09 | 61 | 89 | 29 | 90 | 49 | 44 | 10 | 08 | 02 | 73 | 21 | 32 | 83 | 54 | 74 |
41 | 55 | 77 | 10 | 23 | 68 | 08 | 20 | 66 | 90 | 76 | 44 | 21 | 61 | 90 | 55 | 21 | 61 | 83 | 54 | 42 |
57 | 30 | 27 | 10 | 91 | 68 | 32 | 20 | 80 | 02 | 49 | 45 | 40 | 32 | 46 | 55 | 40 | 08 | 83 | 27 | 17 |
Используя кодировочную таблицу, приведенную на рис. 4, зашифруйте свое имя и фамилию.
«Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слова ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря (см. задачу 1.29).
«Шифр Виженера». Это шифр представляет шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 31913191и т.д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова: АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.
Слово НССРХПЛСГХСА получено с помощью шифра Виже-нера (см. задачу 1.31) с ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово.
«Шифр перестановки». Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу. Восстановите слова и определите правило перестановки: ЛБКО, ЕРАВШН, УМЫЗАК, АШНРРИ, РКДЕТИ.
Зашифруйте по правилу из задачи 1.33 слова ИНФОРМАЦИЯ, ПРАВИЛА, АЛГОРИТМ.
Придумайте свой шифр перестановки и с его помощью зашифруйте свое имя и фамилию.
Какому или каким из перечисленных ниже слов соответствует код Х0:$=+0=? Слова: орнамент, доминион, рифление, строение, смекалка.
Угадайте правило шифровки и расшифруйте слова: ткафетра, ткнитсни, тицартна, ланигиро.
Определите правило шифровки и расшифруйте слова:
АКРОЛДИИТРБОФВНАЗНГИЦЕШ
ЩИКНГФЗОЕРУМЦАЫЦГИХИ
Для точности передачи сообщений и ликвидации «шумов» в сообщениях используется принцип двукратной последовательной передачи каждого символа. В результате сбоя при передаче информации приемником принята символьная последовательность: «пррраоссптоо». Какое осмысленное сообщение передавалось?
Практическая работа по теме: «Кодирование и декодирование информации. Решение задач»
Практическая работа помогает ученикам повышать навыки кодирования и декодирования информации
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме: «Кодирование и декодирование информации. Решение задач»»
Цель работы: Получить навыки кодирования и декодирования информации
Требования к оформлению работы:
Название практического занятия;
Ответы на контрольные вопросы;
Вывод о проделанной работе.
Изучить теорию по теме «Теория кодирования»
Примеры выполнения заданий
Выполнить самостоятельную работу
Ответить на контрольные вопросы:
Что изучает теория кодирования?
Объясните термины: кодирование и декодирование.
В чем заключается алфавитное кодирование?
Как кодируются тексты?
Как кодируются изображения?
Как кодируются звук и видео?
Теория кодирования – это раздел теории информации, изучающий способы отождествления сообщений с отражающими их сигналами. Задачей теории кодирования является согласование источника информации с каналом связи.
Объектом кодирования служит как дискретная, так и непрерывная информация, которая поступает к потребителю через источник информации. Понятие кодирование означает преобразование информации в форму, удобную для передачи по определенному каналу связи.
Обратная операция – декодирование – заключается в восстановлении принятого сообщения из закодированного вида в общепринятый, доступный для потребителя.
В теории кодирования существует ряд направлений:
статическое или эффективное кодирование;
С появлением управляющих систем, в частности ЭВМ, роль кодирования существенно возросла и изменилась, так как без кодирования невозможна передача информации. В последнее время в связи с развитием телекоммуникационных систем и широким использованием вычислительной техники для обработки и хранения информации возникла новая область знаний – информационная безопасность.
Кодированием называют универсальный способ отображения информации при ее хранении, обработке и передаче в виде системы соответствий между сигналами и элементами сообщений, при помощи которых эти элементы можно зафиксировать.
Код – это правило однозначного преобразования сообщения из одной символической формы представления сообщения в другую, обычно без каких-либо потерь информации.
Если все кодовые слова имеют одинаковую длину, то код называется равномерным, или блочным.
Под абстрактным алфавитом будем понимать упорядоченное дискретное множество символов.
Алфавитное кодирование. Алфавитное, т.е. побуквенное, кодирование можно задать таблицей кодов. Фактически кодом преобразования является некоторая подстановка.
Тогда , где алфавиту А, множеству слов, составленных в алфавите В. Множество кодов букв называется множеством элементарных кодов. Алфавитное кодирование можно использовать для любого множества сообщений.
Компьютерная обработка данных основана на применении двоичного кода. Этот универсальный способ кодирования годится для любых данных, независимо от их происхождения и содержания.
Тексты – это последовательности символов, входящих некоторый алфавит. Кодирование текста сводится к двоичному кодированию алфавита, на основе которого он построен. Чаще всего применяется байтовое кодирование алфавита. В этом случае максимальная мощность алфавита составляет 256 символов. Такой алфавит может содержать два набора буквенных символов (например, русский и латинский), цифры, знаки препинания и математические знаки, пробел и небольшое число дополнительных символов. Примером такого алфавита является код ASCII.
Однако, ограниченный набор из 256 кодов символов сегодня уже не удовлетворяет возросшие потребности международного общения. Все большее распространение получает универсальная система 16-разрядного кодирования символов UNICODE.
Мощность алфавита в системе кодирования UNICODE составляет 216=65 536 разных кодов, из которых 63 484 кода соответствуют символам большинства алфавитов, а оставшиеся 2048 кодов разделены пополам и образуют таблицу размером 1024 столбцов х 1024 строк. В этой таблице более миллиона ячеек, в которых можно разместить еще более миллиона различных символов. Это символы «мертвых» языков, а также символы, не имеющие лексического содержания, указатели, знаки и т.п. Для записи этих дополнительных символов необходима пара 16-разрядных слов (16 разрядов для номера строки и 16 разрядов для номера столбца).
Таким образом, система UNICODE является универсальной системой кодирования всех символов национальных письменных систем и обладает возможностью существенного расширения.
Рисунки, картинки, фотографии кодируются в растровом формате. В этом виде каждое изображение представляет собой прямоугольную таблицу, состоящую из цветовых точек. Цвет и яркость каждой отдельной точки выражаются в числовой форме, что позволяет использовать двоичный код для представления графических данных.
Черно-белые изображения принято представлять в градациях серого цвета, для этого используется модель GreyScale. Если яркость точки кодируется одним байтом, можно использовать 256 различных серых тонов. Такая точность согласуется с восприимчивостью человеческого глаза и возможностями полиграфической техники.
При кодировании цветных изображений применяют принцип декомпозиции цвета на составляющие, для этого используют модель RGB. Цветное изображение на экране получается путем смешивания трех базовых цветов: красного (Red, R), синего (Blue, B) и зеленого (Green, G).
Каждый пиксель на экране состоит из трех близко расположенных элементов, светящихся этими цветами.
Код цвета пикселя содержит информацию о доле каждого базового цвета.
Если все три составляющих имеют одинаковую интенсивность (яркость), то из их сочетаний можно получить 8 различных цветов:
Лабораторная 1
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1 Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: «Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ».
Теперь можно легко зашифровать фразу. Она будет выглядеть так: «33 21-14-6-32 12-16-5-10-18-16-3-1-20-30 10-15-22-16-18-14-1-24-10-32»
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: ТЕЛЕГРАММА. Решение: 20 05 12 05 03 17 00 13 13 00
Вариант 1
1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами): – – – – – • – • • – – – – • • – • – • – • – –
2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: информатика, данные, алгоритм.
3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе своеимя и фамилию.
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
5. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: «ЯУМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ». Что записан без пропусков? необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный текст был
Вариант 2
1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: информатика, данные, алгоритм.
3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе свое имя и фамилию.
Вариант 3
1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: флаг, имя, кодирование.
3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе свое имя и фамилию.
Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.
Что необходимо предусмотреть чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков ответ
№ 1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки :
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помоги прочитать следующий текст.
№ 2. С помощью флажковой азбуки (рис. 1.3) зашифруйте фразу «Учение да труд к славе ведут».
№ 3 С помощью флажковой азбуки (рис. 1.3) запишите свое имя и фамилию.
№ 4. Дана кодовая таблица азбуки Морзе (рис. 1.5).
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
№ 5. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова:
ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
№ 6. Закодируйте с помощью азбуки Морзе свое имя и фамилию.
№ 7. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 4 6 15 1. Как зовут мальчика?
№ 8. Зашифрованная пословица.
Чтобы рубить дрова, нужен 14, 2, 3, 2, 7, а чтобы полить огород – 10, 4, 5, 1, 6.
Рыбаки сделали во льду 3, 7, 2, 7, 8, 9, 11 и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу — это 12, 13
А теперь прочитайте пословицу: 1, 2, 3, 4, 5, 1, 6
№ 9. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков?
№ 10. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода — номер строки, вторая — номер столбца)
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
№ 11. Используя кодировочную таблицу на рис. 1.6, расшифруйте текст: 26211640360304054036121603040040.
№ 12. Придумайте свою кодировочную таблицу и зашифруйте с ее помощью свой домашний адрес.
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?
№ 14. Используя кодировочную таблицу, приведенную на рис. 1.7, зашифруйте свое имя и фамилию.
№ 15. Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется идущей после нее с некоторым сдвигом буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Пусть этот сдвиг равен 3. Используя этот шифр, зашифруйте слова: ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
№ 16. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря (см. задачу № 15).
№ 17. Шифр Виженера. Этот шифр представляет собой шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 31913191ит. д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова: АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.
№ 18. Слово НССРХПЛСГХСА получено с помощью шифра Виже-нера (см. задачу № 17) с ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово.
№ 19. Шифр перестановки. Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу. Восстановите слова и определите правило перестановки: ЛБКО, ЕРАВШН, УМЫЗАК, АШНРРИ, РКДЕТИ.
№ 20. Зашифруйте по правилу из задачи № 19 слова: ИНФОРМАЦИЯ, ПРАВИЛА, АЛГОРИТМ.
№ 21. Придумайте свой шифр перестановки и с его помощью зашифруйте свое имя и фамилию.
№ 22. Какому или каким из перечисленных ниже слов соответствует код Х0:$=+0=? Слова: ОРНАМЕНТ, ДОМИНИОН, РИФЛЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, СМЕКАЛКА.
№ 23. Задано правило кодирования: после каждой гласной буквы вставляется буква А, а после согласной — Т. Расшифруйте слова: ИАНТФТОАРТМТААТТИАКТАА, ПТРТИАНТТТЕАРТ.
№ 24. Угадайте правило шифровки и расшифруйте слова: ТКАФЕТРА, ТКНИТСНИ, ТИЦАРТНА, ЛАНИГИРО.
№ 25. Пользуясь правилом из задачи № 24, зашифруйте фразу: ИНФОРМАТИКА — ЭТО НАУКА О СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПЕРЕДАЧИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
№ 26. Определите правило шифровки и расшифруйте слова:
№ 27. Для точности передачи сообщений и ликвидации «шумов» в сообщениях используется принцип двукратной последовательной передачи каждого символа. В результате сбоя при передаче информации приемником принята символьная последовательность: ПРРРАОССПТОО. Какое осмысленное сообщение передавалось?